Меч двуручный боевой: история и фото. Сколько весили исторические мечи? Джон Клементс

Mein Herz mein Geist meine Seele, lebt nur für dich, mein Tod mein Leben meine Liebe, ist nichts ohne Dich // Теневая смутьянка

Информация, о которой будет говориться чуть ниже, никаким боком не относится к реалиям компьютерных игр, где возможно все, что угодно, даже мечи в рост с человека.
Некоторое время назад, написала я рассказ по «LoS», в котором фигурировали мечи. Мальчик 8-9 лет отроду по моему плану не должен был его поднять в силу тяжести меча. Долго я мучилась, думала, сколько же весит обычный рыцарский меч, и действительно ли его не сможет поднять ребенок? На то время я работала сметчиком, и в документах фигурировали металлические детали гораздо объемнее меча, но весящие на порядок меньше задуманной цифры. И вот, отправилась я на широкие просторы интернета искать правду о средневековом рыцарском мече.
К моему удивлению, меч рыцаря весил не много, около 1,5-3 кг, что разбивало мою теорию в пух и прах, а тяжелый двуручник едва набирал 6 кг!
Откуда же эти мифы о 30-50 килограммовых мечах, которыми так легко размахивали богатыри?
А мифы из сказок и компьютерных игр. Они красивы, впечатляющие, но не имеют под собой никакой исторической правды.
Рыцарское обмундирование было таким тяжелым, что только одна броня весила до 30 кг. Меч был более легким, чтобы рыцарь совсем не отдал богу душу в первые же пять минут активного размахивания тяжелым оружием.
Да и если рассуждать логически смогли бы вы долго работать 30ти килограммовым мечом? Сможете ли вы его вообще поднять?
А ведь некоторые битвы длились не пять минут, и не 15ть, они растягивались на часы, сутки. И твой соперник вряд ли скажет: «Послушайте, сэр Х, давайте сделаем перерыв, что-то я совсем умахался своим мечом», «А давайте, я устал не меньше вашего. Сядем под тем деревом».
И тем более никто не скажет: «Битва! Стой! Раз-два! Кто устал, поднимаем руки! Так, ясно. Рыцари могут отдыхать, лучники – продолжать».
Впрочем, попытайтесь сами поработать с 2-3 килограммовым мечом в руках с пол часа, гарантирую незабываемые впечатления.
И вот, так постепенно, мы подошли к уже имеющейся, зафиксированной историками как факт информации о средневековых мечах.

Интернет привел меня в страну Википедии, где я прочитала интереснейшую информацию:
Меч - холодное оружие, состоящее из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей обоюдоострые, реже заточенные только с одной стороны. Мечи бывают рубящие (древнеславянский и древнегерманский типы), рубяще-колющие (Меч Каролингов, Русский меч, спата), колюще-рубящие (гладиус, акинак, ксифос), колющие (кончар, эсток). Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус) до 6 кг (цвайхандэр, фламберг). Масса одноручного рубящего или рубяще-колющего меча составляла от 0,9 до 2 кг.

Меч являлся наступательно-оборонительным оружием профессионального воина. Для владения мечом требовались длительные тренировки, годы практики и специальная физическая подготовка. Отличительной особенностью меча является его универсальность:
- использовали как пешие так и конные воины;
- рубящие удары мечом отличаются особой мощностью, особенно при рубке с седла, как против бездоспешных ратников, так и воинов в доспехах (дырок для удара в ранних доспехах было достаточно и качество доспеха всегда было сомнительно);
- колющими ударами меча можно проколоть кирасу и зерцало, если качество меча превосходило качество доспеха;
- ударом меча по шлему можно оглушить противника или убить, если меч пробьёт шлем.

Часто к мечам ошибочно относят различные виды изогнутого клинкового оружия, в частности: хопеш, копис, фалката, катана (японский меч), вакидзаси, а также ряд видов прямого клинкового оружия с односторонней заточкой, в частности: скрамасакс, фальшион.

Появление первых бронзовых мечей относят к началу 2-го тысячелетия до н. э., когда появилась возможность изготавливать клинки большего размера, чем у кинжалов. Мечи активно использовались до конца XVI века. В XVII веке мечи в Европе были окончательно заменены на шпаги и палаши. На Руси сабля окончательно вытеснила меч к концу XIV века.

Мечи средних веков (Запад).

В Европе меч в Средние Века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья:
Раннее Средневековье. Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример - скрамасакс. На развалинах Римской Империи наибольшей популярностью пользуется спата. Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг. Такой тип меча принято называть меровингским. Каролингский меч отличается от меровингского, главным образом, заостренным концом. Но и этот меч использовался как рубящее оружие, несмотря на заостренный конец. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Древнеславянские мечи по конструкции от древнегерманских практически не отличались.

Современная реконструкция кавалерийской спаты II в.
Высокое Средневековье. Происходит рост городов и ремесел. Растет уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. На смену кожаным доспехам приходят металлические. Возрастает роль кавалерии. Набирают популярность рыцарские турниры и дуэли. Бои часто проходят в тесноте (замки, дома, узкие улицы). Все это накладывает отпечаток на меч. Господствует рубяще-колющий меч. Лезвие становится более длинным, толстым и узким. Дол узкий и глубокий. Клинок сужается к острию. Удлиняется рукоять и навершие становится небольшим. Крестовина становится широкой. Масса меча не превышает 2 кг. Это так называемый романский меч.

Позднее Средневековье. Идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей - колоссально. Помимо однуручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина».

А вот то, что касается мифов и легенд относительно веса мечей:

Как и всякое другое оружие, имеющее культовый статус, имеется целый ряд мифов и устаревших представлений об этом виде оружия, которые порой по сей день часто проскакивают даже в научных трудах.
Очень распространён миф, который гласит, что европейские мечи весили несколько килограмм и в основном применялись для контузии противника. Рыцарь бил мечом как дубиной по доспеху и добивался победы нокаутом. Часто называют вес до 15 килограмм или 30-40 фунтов. Эти данные не соответствуют действительности: сохранившиеся оригиналы прямых европейских боевых мечей колеблются от 650 до 1400 граммов. Большие «ландскнехтовские двуручники» не входят в эту категорию, так как не являлись классическим мечом рыцаря, а представляли собой окончательную деградацию меча как личного оружия. Средний вес мечей был следовательно 1,1-1,2 кг. Если принять во внимание, что вес боевых рапир (1,1-1,4 кг), палашей (до 1,4 кг) и сабель (0,8-1,1 кг) также был в основном не ниже одного килограмма, то их превосходство и «изящество», так часто упоминаемое фехтовальщиками 18-го и 19-го века и якобы противоположное «тяжёлым мечам древности», более чем сомнительно. Современные же рапиры, шпаги и сабли, предназначенные для спортивного фехтования, не являются «облегченными» копиями боевых оригиналов, а изначально созданными для спорта предметами, рассчитанными не на поражение противника, а на выбивание очков по соответствующим правилам. Вес одноручного меча (тип XII по типологии Эварта Окшотта) может достигнуть где-то 1400 граммов при следующих параметрах: длина клинка 80 см, ширина у гарды 5 см, у конца 2,5 см, толщина 5,5 мм. Данная полоса углеродистой стали просто физически не в состоянии весить больше. Только при толщине клинка в 1 см можно достигнуть трёх килограмм, или же с применением тяжёлых металлов в качестве материала клинка - что само по себе нереально и непрактично. Такие мечи неизвестны ни историкам, ни археологам.

Если простой рыцарский меч не обладал тем весом, который приписывали его во многих легендах, может быть двуручный меч был тем динозавром в стане оружия рыцаря?

Особую, резко ограниченную по своему назначению и способу использования, разновидность прямых мечей представляли собой гиганты весом 3,5-6 кг с клинками длиной 120-160 см - двуручники. Их можно назвать мечами среди мечей, ибо те приемы владения, которые для более коротких вариантов были желательны, для двуручного меча оказывались единственно возможны.

Выгода двуручников заключалась в их способности пробивать сплошные доспехи (при такой длине клинка его конец двигался очень быстро, а вес обеспечивал большую инерцию) и большой досягаемости (Спорный вопрос - воин с одноручным оружием имел практически такую же досягаемость что и воин с двуручным мечом. Это происходило из-за невозможности полного разворота плеч при работе двумя руками). Эти качества были особенно важны, если пеший бился против конного в полном вооружении. Двуручный меч применялся, в основном, для поединков или в разорванном строю, так как требовал большого пространства для размаха. Против копья двуручный меч давал спорное преимущество - возможность перерубить древко копья противника и, фактически, обезоружить его на несколько секунд (пока копейщик не вытащит припасенное на этот случай оружие, если оно есть) сводилась на нет тем, что копейщик был гораздо мобильнее и подвижнее. Тяжелым двуручником (к примеру, европейским эспадоном) скорее можно было сбить жало копья в сторону, чем перерубить.

Выкованные из передельной стали двуручники, в том числе и «пламенеющие клинки» - фламберги (фламбержи), преимущественно выступали в качестве вооружения наемной пехоты XVI века и предназначались для борьбы с рыцарской кавалерией. Популярность данного клинка у наемников доходила до такой степени, что специальной буллой папы римского клинки с несколькими изгибами (не только фламберги, но и мечи с более короткими «пламенеющими» клинками) были признаны негуманным, не «христианским» оружием. Воину, взятому в плен с таким мечом, могли отрубить правую руку или даже убить.

Ничего магического в волнистом лезвии фламберга, кстати, не содержалось, - выгнутая кромка имела лучшие режущие свойства и при поражении получался «эффект пилы» - каждый изгиб наносил свой разрез, оставляя в ране лепестки плоти, которые мертвели и начинали загнивать. А кроме того, при скользящих ударах фламберг наносил большие повреждения, чем прямой меч.

Что же такое? Получается все, что мы знали о рыцарских мечах неправда?
Правда, но лишь частичная. Управлять очень тяжелым мечом было не реально. Не каждый воин обладал силищей Конана Варвара, а потому, смотреть на вещи надо более реально.

Более подробно о мечах той эпохи можно ознакомится по этой ссылке.

Ходит много слухов и легенд вокруг такого средневекового оружия, как меч двуручный. Многие сомневаются, что с такими габаритами он мог быть эффективен в бою. Невзирая на большую массу и неповоротливость, оружие в свое время пользовалось широкой популярностью. Стоит отметить, что клинок имеет в длину не менее метра, а рукоять - порядка 25 сантиметров. При этом масса меча составляет более двух с половиной килограмм. Управляться с таким приспособлением могли действительно только ловкие и сильные люди.

Исторические факты

Меч двуручный с большими клинками в средневековых сражениях появился относительно поздно. Кроме эффективного орудия, воин снаряжался щитом и защитными доспехами. Существенный прогресс в изготовлении такого оружия случился после развития металлургического литья.

Меч могли себе позволить только обеспеченные солдаты и телохранители. Чем лучше воин фехтовал мечом, тем ценнее он был для своего войска или племени. Мастера постоянно совершенствовали технику владения, передавая опыт из поколения в поколение. Кроме недюжинной силы, владение клинком требовало высокого профессионализма, реакции и ловкости.

Предназначение

Вес двуручного меча порой достигает четырех килограмм. В бою управляться им могут только рослые и физически выносливые воины. В реальном сражении их в определенный момент выставляли в авангард строя, чтобы пробить первые ряды противника и обезоружить алебардщиков. Постоянно спереди меченосцы находиться не могли, поскольку в суматохе боя они лишались свободного пространства для замаха и маневров.

Если в ближнем сражении мечи использовались для пробивания брешей в обороне врага, то нанесение рубящих ударов требовало идеальной балансировки оружия. В битве на открытом пространстве клином рубили врага сверху или сбоку, а также наносили колющие удары при помощи длинных выпадов. Перекрестие под рукояткой служило для поражения врага в лицо или шею при максимальном сближении.

Конструкционные особенности

Большой двуручный меч весом от пяти и более килограмм служит преимущественно в качестве ритуального атрибута. Подобные экземпляры использовались на парадах, при посвящении или преподносились в дар знати. Упрощенные варианты служили своеобразным тренажером для мастеров фехтования, тренируя силу рук и выносливость.

Боевая модификация двуручного меча обычно не превышала массы в 3,5 килограмма и общей длины 1,7 метра. На рукоятку отводилось порядка полуметра от длины оружия. Она в том числе выполняла функцию балансира. При хороших навыках владения клинком даже солидная масса меча не являлась препятствием в эффективном использовании этого оружия. Если сравнить рассматриваемые варианты с одноручными образцами, можно отметить, что последние модификации редко весили более полутора килограмм.

Оптимальный размер двуручного меча в классическом варианте - это длина от пола до плеча воина, а аналогичный показатель рукояти - дистанция от запястья до локтевого сустава.

Плюсы и минусы

К преимуществам рассматриваемого оружия относится следующее:

  • меч двуручный при защите позволяет эффективно перекрыть большую площадь вокруг воина;
  • массивный клинок дает возможность наносить рубящие удары, которые очень сложно парировать;
  • широкий спектр использования.

Отрицательными сторонами данного оружия является малая маневренность, неустойчивая динамика, обусловленная большой массой клинка. Кроме того, необходимость удержания меча обеими руками практически исключала возможность использования щита. Соотношение усиления рубящего удара и затрат энергии также не служило аспектом, влияющим на популярность массивного варианта.

Виды двуручных мечей

Рассмотрим самые известные и грозные модификации:

  1. Клеймор. Это оружие родом из Шотландии и является самым компактным среди аналогов. Средняя длина клинка не превышала 110 сантиметров. Особенностью этого меча является оригинальный изгиб крестовидных дужек в сторону острия. Подобная конструкция давала возможность захватывать и выдергивать из рук врага любое длинное оружие. Клеймор по соотношению габаритов и эффективности является одним из лучших образцов среди мечей двуручных. Использовался он практически в любых боевых ситуациях.
  2. Цвайхандер. Эта модель отличается внушительными размерами (порой до двух метров в длину). Она оснащена парной гардой, на которой специальные клинообразные штыри отделяют заточенную часть клинка от рикассо. Оружие имело узкое применение. Преимущественно использовалось для отталкивания или рубки вражеских копий и алебард.
  3. Фламберг — это меч двуручный с волнообразным клинком. Такая конструкция позволила повысить поражающую способность. За счет этого разрушительный эффект при поражении противника многократно увеличивался. Раны, нанесенные фламбергом, очень долго заживали. Полководцы некоторых армий могли приговорить к смерти пленных солдат лишь за ношение такого меча.

Вкратце о других модификациях

  1. Двуручное колющее оружие «Эсток» предназначено для пробивания доспехов. Меч оснащен четырехгранным клинком длиной сто тридцать сантиметров, предназначен для использования в кавалерии.
  2. Эспадон - классический вариант двуручного меча с четырехгранной поперечной конструкцией клинка. В длину он достигает 1,8 метра, имеет гарду, состоящую из пары массивных дужек. Смещенный к острию центр тяжести позволяет увеличить пробивную силу оружия.
  3. Изогнутый двуручный меч «Катана» - самый известный вид холодного оружия в Японии. Предназначен он для ближнего боя, оборудован тридцатисантиметровой рукояткой и острием длиной 0,9 метра. Существует экземпляр с клинком 2,25 метра, которым можно с одного удара разрубить человека пополам.
  4. В китайском мече «Дадао» особенностью является большая ширина лезвия. Он имеет изогнутый профиль и заточенное с одной стороны лезвие. Подобное оружие использовалось даже во времена Второй мировой войны при рукопашных схватках, причем весьма эффективно.

Стоит отметить, что у славянских народов под двуручным мечом подразумевали обоюдоострый клинок с массивной рукоятью.

Двуручный меч с самыми большими габаритами, который сохранился до наших дней, находится в голландском музее. Его общая длина составляет двести пятнадцать сантиметров, а масса -- 6,6 килограмм. Рукоять изготовлена из дуба, покрыта цельным куском козьей шкуры. Предположительно, он изготовлен немецкими мастерами в пятнадцатом веке. В сражениях меч не участвовал, а служил для проведения различных церемоний. На его клинке стоит клеймо Inri.

В завершение

Несмотря на то что двуручные мечи являлись грозным и эффективным оружием, управляться с ними по силу было только ловким, сильным и выносливым воинам. В большинстве стран разработаны и созданы собственные аналоги, имеющие определенные особенности и отличия. Это оружие оставило уверенный и неизгладимый след в истории войн Средневековья.

Фехтование двуручным мечом требовало не только силы, но и сноровки, поскольку мало было удержать оружие, необходимо еще и эффективно им владеть. Дорого отделанные и украшенные экземпляры часто использовались в ритуальных обрядах, а также украшали жилище богатых вельмож.

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и оружия. Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими - «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.




Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 - 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 - 1250, вторая - эпоха кольчужно-пластинчатой брони - 1250 - 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 - 1410), «великий период» в истории рыцарей в «белых доспехах» (1410 - 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 - 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII - XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин - рыцарь - был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо - 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 - 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503-1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 - 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом - р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины - кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400-1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими - на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 - 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху - сыну Генриха Вюрттембергского (1487 - 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) - роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542-1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558-1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники - полены (poleyns), жамберы (jambers) - для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) - локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), - плечи, рер(е)брасы (rerebraces) - предплечье, вамбрасы (vambraces) - часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) - это «латные перчатки» - защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала - щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534-1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 - 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 - 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 - 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет - это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525-1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 - 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений он использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс - известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. - 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 - 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 - 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610-1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548-1620), около 1580-1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20-40 кг - считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Характеристики

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Школы и техники полуторного меча

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Бастард на Руси

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

Полуторный или двуручный

Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей. А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча. Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.