Где живут пигмеи в африке. Интересные факты о самом маленьком народе, которых вы не знали раньше. Пигмеи в мифологии

Первые упоминания о пигмеях были сделаны в древнеегипетских записях, датирующиеся 3-им тысячелетием до н.э. Позже о пигмеях писали древнегреческие историки Геродот, Страбон, Гомер. Реальное существование этих африканских племен было подтверждено только в 19 веке немецким путешественником Георгом Швейнфуртом , русским исследователем Василием Юнкером и другими.

Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин — около 120 см. Имеют короткие конечности, кожа светло-коричневого цвета, служащая отличным камуфляжем в лесу. Волосы темные, курчавые, губы тонкие.

Род занятий

Живут пигмеи в лесах. Лес для них — высшее божество — источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев — охота и собирательство. Охотятся они на птиц слонов, антилоп и обезьян. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.


Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.

Оружие

Оружие – это копье, небольшой лук, стрелы (часто отравленные). Железо для наконечников стрел пигмеи выменивают у соседних племен. Широко используются различные ловушки и западни.

Пигмеи являются наиболее известными карликовыми племенами, живущими в лесах тропической Африки. Главные районы сосредоточения пигмеев сегодня: Заир (165 тысяч чел.), Руанда(65 тысяч чел.), Бурунди (50 тысяч чел.), Конго (30 тысяч чел.), Камерун (20 тысяч чел.) и Габон (5 тысяч чел.) .

Мбутис — племя пигмеев проживающих в лесу Итури в Заире. Большинство ученых считают, что именно они, вероятнее всего, были первыми жителями данного региона.

Тва (батва) — племя пигмеев в экваториальной Африке. Обитают как в горах, так и на равнинах вблизи озера Киву в Заире, Бурунди и Руанде. Они поддерживают тесные связи с соседними скотоводческими племенами, умеют изготавливать глиняную посуду.

Тсва (батсва) — это большое племя проживает недалеко от болота южнее реки Конго. Они, как и племя Тва, живут в сотрудничестве с соседними племенами, приняв их культуру и язык. Большинство из Тсва занимаются охотой или рыболовством.





В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.

Знаете, как переводится слово «пигмеи»? Люди величиной с кулак. Это самый маленький народ на планете.

Большинство под словом «пигмеи» понимает народ низкого роста, проживающий в Африке. Да, отчасти это так, но даже африканские пигмеи - это не один народ. На Черном континенте проживают различные народности: пигмеи батва, бакига, бака, ака, эфе, суа, и это далеко не весь список. Рост взрослого мужчины обычно не превышает 145 сантиметров, а женщины - 133 см.

Как живут самые маленькие люди планеты?

Жизнь пигмеев непроста. Они обитают во временных деревнях в лесах. Почему временные, - спросите вы? У самого маленького народа кочевой образ жизни, они постоянно в поисках пищи и ищут богатые фруктами и медом места. А еще у них есть древние обычаи. Так, если в племени умер человек, то его хоронят под крышей хижины и бросают поселение навсегда.

Рядом со временными деревнями пигмеи охотятся на оленей, антилоп и обезьян. Также они занимаются собирательством фруктов и меда. При всем этом мясо составляет только 9% их рациона, а основную часть добычи они обменивают на садовые овощи, металл, ткани, табак у людей, которые держат фермы вблизи леса.

Маленькие люди считаются отличными знахарями: готовят лечебные и ядовитые зелья из растений. Именно из-за этого их недолюбливают другие племена, так как приписывают им магическую силу.

Например, у пигмеев есть любопытный способ ловить рыбу: сначала они отравляют водоем, из-за чего рыба всплывает на поверхность. И все, рыбалка удалась, остается только собрать улов. Никаких тебе посиделок с удочками на берегу или ловли гарпуном. Через несколько часов яд перестает действовать и снова живехонькая рыба возвращается к привычной жизни.

Продолжительность жизни пигмеев очень короткая: от 16 до 24 лет. Люди, которые дожили до 40 лет, настоящие долгожители. Соответственно, и половая зрелость наступает у них гораздо раньше: в 12 лет. Ну а обзаводятся потомством они уже в пятнадцатилетнем возрасте.

До сих пор в рабстве

Африка - самый неоднозначный континент. Рабство уже давно запрещено по всему миру, но только не тут. Так, например, в Республике Конго по сложившейся традиции пигмеи передаются по наследству у народа банту. И это самые настоящие рабовладельцы: пигмеи отдают им свою добычу из леса. Но, к сожалению, маленький народ вынужден терпеть такое обращение, так как «хозяева» дают им необходимые для выживания продукты и товары, без которых в лесу прожить нереально. Более того, пигмеи идут на хитрости: они могут быть в «рабстве» у нескольких фермеров одновременно в разных деревнях. Если не дал пропитания один хозяин, то, может быть, осчастливит другой.

Геноцид пигмеев

Самые маленькие люди на протяжении многих веков находятся под постоянным давлением других племен. И тут речь не только о рабстве, а даже о… людоедстве! Причем в нашем современном мире, в XXI веке. Так, в период гражданской войны в Конго (1998-2003 гг.) пигмеев просто вылавливали и ели. Или, например, в одной из провинций Африки, Северное Киву, одно время действовала группировка по подготовке территории для добычи полезных ископаемых. И они в процессе зачистки убивали и ели пигмеев. А некоторые народы Черного континента вообще считают, что плоть пигмея подарит магическую силу, а связь с женщиной из некоторых низкорослых племен избавит от болезней. Поэтому изнасилования тут случаются очень часто.

Конечно, все это сказывается на жизни маленького народа: их осталось не более 280 тысяч человек, и эта цифра уменьшается с каждым годом.

Почему такой маленький рост

На самом деле миниатюрность этих народов объясняется эволюцией. Причем в разных народах причины разные, именно к такому выводу пришли ученые. Так, генетические анализы показали, что в некоторых племенах (например, у пигмеев суа и эфа) уже в утробе матери включается ограничитель роста ребенка и малыши появляются на свет очень маленькими. А в других народах (бака) дети рождаются нормальными, такими же, как и у представителей европейских рас, однако в первые два года они очень медленно растут. Все эти изменения на генетическом уровне спровоцированы различными факторами.

Так, низкорослости способствует плохое питание: тело пигмеев уменьшилось в процессе эволюции. Дело в том, что им для выживания необходимо еды намного меньше, чем более крупным народам. Также считается, что маленькому росту «помогли» и тропики: ведь масса тела влияет на количество производимого тепла, поэтому у крупных народов шанс перегреться намного больше.

Ну а еще одна из теорий гласит, что миниатюрность облегчает жизнь в тропиках, делая пигмеев более юркими, ведь в непроходимых лесах это отличное качество. Вот так эволюция помогла адаптироваться маленьким людям к образу жизни и климату.

Интересные факты о пигмеях, которые вы не знали раньше

Факт №1. Многие считают, что пигмеи живут в лесах. Однако это не всегда так: например пигмеи племени тва живут в пустынях и на болотах.

Факт №2. Более того, некоторые антропологи относят к пигмеям карликовые народы, где рост мужчины не превышает 155 сантиметров. По их мнению, живут пигмеи в разных уголках планеты: в Индонезии, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах, в Боливии и Бразилии. Вот, например, филиппинские пигмеи:

Факт №3. Больше всего слов у пигмеев связано с медом и растениями. А вообще, родной язык они утратили и сейчас говорят на языках окружающих их народов.

Факт №4. Некоторые исследователи считают, что пигмеи - представители древнего народа, который существовал более 70 тысяч лет назад.

Факт №5. О пигмеях знали еще в Древнем Египте. Так, богатым вельможам в дар привозили черных карликов.

Факт №6. В конце XIX начале XX веков детей-пигмеев продавали в зоопарки США и Европы в качестве экспонатов.

Факт №7. Самые маленькие люди в мире - пигмеи Эфе и Заира. Рост женщин не превышает 132 см, а мужчин - 143 см.

Факт №8. В Африке живут не только самые низкие люди, но и самые высокие. В племени динка средний рост мужчины - 190 см, а женщины -180 см.

Факт №9. Пигмеи и сегодня не пользуются календарем, поэтому точный возраст они не знают.

Факт №10. Европеоидный ребенок в возрасте 2,5 лет примерно такого же роста, как и пятилетний пигмей.

От других африканских племен пигмеи отличаются своим ростом, который колеблется в пределах от 143 до 150 сантиметров. Причина столь небольшого роста пигмеев до сих пор является загадкой для ученых, хотя некоторые исследователи полагают, что их рост обусловлен приспособленностью к трудным условиям жизни в тропическом лесу.

Пигмеев продавали в зоопарки!

Происхождение пигмеев пока остается для ученых загадкой. Никто не знает, кем были их далекие предки и как эти маленькие люди оказались в экваториальных лесах Африки. Нет ни преданий, ни мифов, помогающих ответить на эти вопросы. Есть предположение, что в давние времена пигмеи занимали всю центральную часть Черного континента, а позднее были вытеснены другими племенами в тропические леса. С греческого пигмеи переводится как «люди величиной с кулак», научное определение трактует пигмеев как группу низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах Африки.

Пигмеи упоминаются еще в древнеегипетских источниках III тысячелетия до н. э., позже о них писали Геродот и Страбон, Гомер в своей «Илиаде». Аристотель считал пигмеев вполне реальным народом, хотя в древних источниках о них было написано немало фантастического: например, Страбон перечислял их вместе с большеголовыми, безносыми, циклопами, псоглавцами и другими мифическими существами античного периода.

Стоит отметить, что из-за своего роста пигмеи с давних времен терпят немало бедствий и унижений. Более рослые африканцы выгнали их из наиболее благоприятных мест и загнали в зеленый ад экваториальных лесов. Немного радостей принесла им и цивилизация, особенно в начале контакта с белыми людьми. Некоторые путешественники и колониальные чиновники пленяли пигмеев и как диковинку увозили с собой в Европу и США. Доходило до того, что пигмеев, особенно их детей, в конце XIX - начале XX века продавали, как живые экспонаты, в зоопарки Запада…

Казалось бы, сейчас этот народец может жить гораздо спокойнее и увереннее в своем будущем, но, увы, это не так. В это трудно поверить, но в период 1998-2003 годов во время гражданской войны в Конго довольно часто случалось, что пигмеев ловили и ели, словно диких животных. В тех же краях до сих пор орудует секта «стирателей», членов которой нанимают для зачистки территории от пигмеев, если на ней предполагается добыча полезных ископаемых. Сектанты убивают пигмеев и питаются их плотью. Просвещение еще не проникло в глубокие слои африканского населения, поэтому немало обитателей Черного континента верят, что, съедая пигмея, они обретают некую магическую силу, защищающую их от колдовства.

Невероятным покажется и наличие немалого количества своеобразных рабов-пигмеев, хотя рабство законодательно запрещено во всех странах. Рабами пигмеи становятся в той же Республике Конго, причем даже передаются по наследству, по существующей здесь традиции их хозяевами являются представители народа банту. Нет, пигмеи не ходят в кандалах, но их хозяин может просто отобрать у рабов плоды и мясо, добытые в лесу, иногда он все же выделяет им какую-то провизию, инструменты и металл для наконечников стрел. Поразительно, но никаких восстаний против рабовладельцев пигмеи не устраивают: как говорят некоторые исследователи, без поддерживания отношений с банту им может стать только хуже,

Почему они такие маленькие?

Рост пигмеев колеблется от 140 до 150 см. Самыми маленькими людьми в мире считаются пигмеи племени эфе, в котором средняя высота мужчин не превышает 143 см, а у женщин - 130-132 см. Конечно, как только ученые узнали о существовании пигмеев, у них сразу возник вопрос - какова причина их столь незначительного роста? Если бы пигмеи небольшого роста составляли в своем племени лишь небольшую часть, их миниатюрность можно было объяснить генетическим сбоем. Однако из-за поголовного низкого роста такое объяснение сразу пришлось отбросить.

Еще одно объяснение, казалось бы, лежит прямо на поверхности - у пигмеев отсутствует полноценное питание, и они часто недоедают, что и отражается на их росте. Исследование показало, что рацион африканских пигмеев практически одинаков с соседствующими с ними фермерами (теми же банту), однако суточный объем поглощаемой пищи у них очень мал. Не исключено, что именно поэтому их тела, а соответственно и рост, уменьшались из поколения в поколение. Понятно, что маленькому человеку для выживания достаточно и меньшего количества еды. Был проведен даже весьма любопытный эксперимент: длительное время небольшую группу пигмеев кормили до отвала, но, увы, ни сами пигмеи, ни их потомство из-за этого не подросли.

Существует и версия о влиянии на рост пигмеев недостатка солнечного света. Проводя всю жизнь под пологом густого леса, пигмеи не получают достаточного количества солнечного света, что ведет к незначительной выработке организмом витамина D. Нехватка этого витамина вызывает торможение роста костной ткани, вот и получается у пигмеев весьма миниатюрный скелет.

Некоторые исследователи полагают, что миниатюрность пигмеев вызвана эволюционным процессом, приспосабливающим их к жизни в густых зарослях. Понятно, что маленькому и юркому пигмею гораздо легче пробираться через частокол деревьев, поваленных стволов, опутанных лианами, чем рослому европейцу. Известно также о пристрастии пигмеев к собиранию меда. Разыскивая мед, мужчины-пигмеи примерно 9% жизни проводят на деревьях в поисках мест обитания диких пчел. Само собой, лазить по деревьям легче человеку с небольшим ростом и весом до 45 килограмм.

Конечно, пигмеев тщательно исследовали медики и генетики, они установили, что концентрация гормона роста в их крови не особо отличается от усредненных показателей обычного человека. Однако уровень инсулиноподобного фактора роста оказался ниже нормы в 3 раза. По мнению исследователей, это объясняет малый рост новорожденных пигмеев. Кроме того, низкая концентрация данного гормона в плазме крови препятствует наступлению периода активного роста у подростков-пигмеев, которые уже в возрасте 12-15 лет полностью перестают расти. Кстати, генетические исследования позволили назвать пигмеев потомками древнейшего народа, появившегося на Земле около 70 тысяч лет назад. А вот генетических мутаций ученые у них не выявили.

Маленький рост пигмеев объясняют и короткой продолжительностью их жизнью. Увы, эти маленькие люди живут в среднем всего от 16 до 24 лет, достигшие 35-40 лет среди них уже долгожители. Из-за небольшого жизненного цикла у пигмеев происходит раннее половое созревание, вызывающее торможение роста тела. Половая зрелость у пигмеев наступает уже в 12 лет, а наибольшая рождаемость у женщин отмечается в 15.

Как видите, есть немало факторов, способствующих небольшому росту пигмеев. Возможно, главным является один из них, а может, действуют все в совокупности. Да, из-за низкого роста некоторые ученые даже готовы выделить пигмеев в отдельную расу. Любопытно, что кроме роста у пигмеев есть и другие отличия от негроидной расы - это светлая кожа коричневого оттенка и весьма тонкие губы.

«Лилипуты» из тропического леса

Сейчас племена пигмеев можно встретить в лесах Габона, Камеруна, Конго, Руанды, Центральноафриканской Республики. Жизнь этих маленьких людей постоянно связана с лесом, они проводят в нем основную часть своей жизни, добывают себе пропитание, рожают детей и умирают. Они не занимаются земледелием, главные их занятия - собирательство и охота. Пигмеи ведут кочевой образ жизни, они покидают свою стоянку, как только вокруг лагеря не остается ни дичи, ни плодов, ни съедобных растений, ни меда. Переселение происходит в пределах установленных с другими группами границ, охота на чужой земле может стать поводом для конфликта.

Бывает и другая причина для переселения. Оно происходит, если в небольшой деревеньке пигмеев кто-то умирает. Пигмеи весьма суеверны, они считают, что раз их посетила смерть, значит, лес не хочет, чтобы они продолжали жить в этом месте. Покойника закапывают прямо в его хижине, ночью проходят поминальные пляски, а утром, бросив свои нехитрые строения, пигмеи переходят на другое место.

Главным занятием мужчин-пигмеев является охота. В отличие от «цивилизованных» охотников, приезжающих в Африку потешить свое самолюбие и добыть охотничьи трофеи, пигмеи никогда не убивают живое существо, если в этом нет нужды. Охотятся они с помощью луков с отравленными растительным ядом стрелами и копий с металлическими наконечниками. Их добычей становятся птицы, обезьяны, небольшие антилопы и олени. Пигмеи не запасают мясо впрок, добычу они всегда делят по справедливости. Несмотря на обычную удачливость малорослых охотников, добытое мясо составляет всего 9% их рациона. Кстати, пигмеи нередко охотятся с собаками, они у них очень выносливые и, если понадобится, готовы ценой своей жизни защитить хозяина от самого свирепого зверя.

Значительную долю в рационе пигмеев составляют мед и другие дары леса. Мед добывают мужчины, готовые забраться за ним на самые высокие деревья, а вот дары леса собирают женщины. Вокруг лагеря они ищут плоды, дикорастущие корнеплоды, съедобные растения, не брезгают червями, личинками, улитками, лягушками и змеями. Все это идет в пищу. Однако не менее 50% рациона пигмеев составляют овощи и фрукты, которые они выменивают у фермеров на мед и другие дары леса. Кроме продовольствия путем обмена пигмеи достают нужные им ткани, гончарные изделия, железо и табак.

Ежедневно в деревне остается часть женщин, изготовляющих своеобразную материю из древесной коры под названием «тана», именно из нее делаются знаменитые передники пигмеев. У мужчин такой передник крепится к кожаному или меховому поясу, сзади они носят пучок листьев. А вот женщины носят одни передники. Однако уже появившиеся оседлые пигмеи нередко носят европейскую одежду. Цивилизация медленно, но настойчиво проникает в быт и жизнь пигмеев, их культура и традиции, возможно, уже через несколько десятков лет уйдут в прошлое.

Voted Thanks!

Возможно Вам будет интересно:


Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирху- фом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.


Такими в античном мире представляли пигмеев. Фрагмент настенной росписи. Исторический музей в Неаполе.

Пигмеи в мифологии

Пигмеи (Πυγμαϊοι), в греческом мифотворчестве сказочный народ карликов, живущий в Ливии (Гекатей, Генеалогии, I 328), или в Малой Азии (Плиний, Естественная история, V 109). Размером пигмеи были от муравья до мартышки. У Страбона (II 71; XV 711) они перечисляются вместе с полупсами, большеголовыми, гнездоухими, безусыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми представителями мифических народов античности. У Геродота (II 32, 6) пигмеи - особое племя, обитающее в Африке в верховьях Нила. Пигмеи тесно связаны с культом бога плодородия Нила и отождествляются с карликами пихиеями, в окружении которых изображался Нил (Филострат Лемнийский, Картины, I 5). Отсюда представление о пигмеях как о земледельческом племени (Филострат Лемнийский, Картины, II 22), волосатых и черных человечках, обитающих в плодородном слое земли. Наиболее распространенные мотивы мифов о пигмеях: гераномахия и геракломахия. Гераномахия это война пигмеев с журавлями (по-гречески geranos — журавль), которую пигмеи ведут каждый год верхом на куропатках, баранах или козлах (Плиний, Естественная история, VII 26) с целью похитить или разбить их яйца (Гомер, Илиада, III 5-7). Некоторые мифографы (Атеней, IX 390) объясняют вражду между пигмеями и журавлями стародавним превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем.

В более позднем развитии сказание о пигмеях входит в легенду Геракла. Когда последний победил ливийского великана Антея, сына земли, и отдыхал после борьбы, пигмеи, жившие, подобно муравьям, в песке, повыползли толпами, в полном вооружении, из своих норок и напали на него. Они хотели отомстить за Антея, так как были, подобно ему, детьми земли. Геракл, проснувшись, забрал их всех в свою львиную шкуру и унес с собой. Некоторые исследователи пытались объяснить сказание о пигмеях существованием народов-карликов в тропической Африке, известных уже египтянам. Изображения пигмеев, дружелюбно окружающих одних великанов (Нил, гиппопотамы) и воинственно - других (Геракл, крокодилы), встречаются на фресках в Помпеях и Геркулануме. Греческое искусство, в особенности вазовая живопись, любило изображать комическую войну пигмеев с журавлями.

Миф о пигмеях подробно излагался в эпической поэме Боя, которого излагают Антонин Либерал, Элиан, Афиней и кратко Овидий. Согласно варианту Элиана и Афинея, Герана («журавль», англ.)) была царицей пигмеев, которую они практически обожествляли, и говорила, что красивее всех богинь. Гера разгневалась и превратила её в журавля (по Овидию, это произошло после победы Геры в состязании), и теперь она воюет с пигмеями. От Гераны и Никодаманта родилась сухопутная черепаха.

Несколько иной вариант приводит Антонин Либерал. По его рассказу, девушка из страны пигмеев Эноя не почитала Артемиду и Геру. Она вышла замуж за Никодаманта и родила сына Мопса. Все пигмеи принесли ей дары по случаю рождения сына. Гера превратила Эною в журавля и развязала войну между ней и пигмеями. Согласно И. В. Шталь, имя Энои связано с кругом мифов о Дионисе.

Существуют и другие упоминания. Согласно Гесиоду, пигмеи рождены Геей. Пигмеи считаются происшедшими либо от царя Пигмея, либо от Дора, сына Эпафа. Согласно словарю Гесихия, Пигмей — это эпитет Адониса и Аполлона у киприотов.

В более позднем развитии сказание о пигмеях входит в рассказы о Геракле. Когда последний победил ливийского великана Антея, сына земли, и отдыхал после борьбы, пигмеи, жившие, подобно муравьям, в песке, повыползли толпами, в полном вооружении, из своих норок и напали на него. Они хотели отомстить за Антея, так как были, подобно ему, детьми земли. Геракл, проснувшись, забрал их всех в свою львиную шкуру и унёс с собой.

Аристотель считает их реальным народом. Некоторые исследователи пытались объяснить сказание о пигмеях существованием народов-карликов в тропической Африке, известных уже египтянам.

Греческое искусство, в особенности вазовая живопись, любило изображать комическую войну пигмеев с журавлями. Если на изображениях VI века до н. э. (самое раннее из них — на вазе Франсуа) пигмеи изображаются хорошо сложенными людьми, хотя и невысокого роста, то к IV веку до н. э. они превращаются в толстых карликов с подчёркнутыми фаллическими признаками.

В сочинении китайского историка VII века Ли Тая «Ко ди чжи» («Описание всех земель», написано в 638 году) говорится, что к югу от Дацинь (то есть Римской империи) находится страна карликов, где люди ростом лишь в 3 чи (около 90 см). Когда карлики возделывают поля, на них нападают белые журавли. Тогда люди из страны Дацинь, великаны 10 чжанов (около 31 м) ростом защищают их от журавлей. Каким образом китайцам стал известен сюжет из греческой мифологии, остается неясным.

В монографии И. В. Шталь (Эпические предания Древней Греции: Гераномахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции. М., Наука. 1989. 304 стр., в примечаниях: Шталь 1989) подробно исследуется отражение сюжета о борьбе пигмеев с журавлями в античной литературе и искусстве. Согласно её толкованию, журавли предстают в мифе как выходцы из потустороннего мира, а смысл мифа — в борьбе жизни и смерти, при этом в изобразительном искусстве он оказывается включен в круг дионисийских сюжетов. И не совсем понятно уже, идет ли здесь речь о реальных африканских пигмеях, или о мифических существах.

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


Дом пигмеев из листьев и палок

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.