Рыцарские гербы и их символика


Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод

В ходе изучения испанской истории пришлось много читать про военные и нищенствующие католические ордена. Подчас узнаю поразительные факты. Думаю посвятить им несколько постов. Сегодня вкратце о некоторых известных и малоизвестных орденах и их девизах.

Августинцы - неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций католической церкви, руководствующихся «Уставом святого Августина».

Братья августинцы или еремиты, С 1256 - по наши дни. Amor meus pondus meum (« Любовь моя - груз мой »)

- августинцы каноники (Орден Уставных Августинских Каноников; Орден Черных Августинских Каноников; регулярные каноники; каноники-обсерванты св. Августина)

Ассумпциони́сты (Августинцы Успения Пресвятой Богородицы) С 1845- по наши дни. «Adveniat Regnum Tuum. (Да придет царствие Твоё»).

Алексиане (или целлиты)- Сaritas christi (Милосердие Христово) С 14 века - по наши дни.С 1459 года орден принял устав св. Августина.

Бенедиктинцы (Орден святого Бенедикта) С 529 года - по наши дни. Ora et labora. («Молись и трудись»)

Базилиане - общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому, в частности:

- Итало-албанская католическая церковь

Украи́нская грекокатоли́ческая це́рковь

Бонифратры (орден госпиталитов св. Иоанна Божьего, «милосердные братья») С 1537- по наши дни. Основан в Гранаде.Больницы бонифратров были особенно известны уникальными методами траволечения, а также эффективной помощью людям с нервными срывами и психическими расстройствами.

Доминиканцы (орден братьев-проповедников , Пси Господни) - Laudare, Benedicere, Praedicare («Восхвалять, Благословлять, Проповедовать») С 1214 - по наши дни.

Иезуиты - С 1534 - по наши дни. Ad ma y orem Dei gloriam («К вящей славе Господней»)

Камиллиа́нцы (Орден уставных клириков) - Ordine del Ministri degli Infermi («Орден Божьей помощи больным») С 1584 год по наши дни.

Кармели́ты — общее название католических монашеских орденов и конгрегаций, придерживающихся духовности монахов-отшельников с горы Кармель. Zelo zelatus sum pro Domino Deo exercituum! («Возревновал я о Господе Боге») С 12 век по наши дни.

Ветви мужские:

- Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель

- Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель

- Конгрегация братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии

Ветви женские:

- Кармелитки благодати

- Кармелитки Божественной любви

- Терезианские кармелитки-миссионерки

- Конгрегация сестер Матери Кармеля

- Сестры апостольского Кармеля

- Общество св. Терезы Иисуса

- Кармелитки-миссионерки

- Терезианские кармелитки

- Сестры Пресвятой Девы Марии горы Кармель

- Кармелитки Божественного Сердца Иисуса

Картезианцы (картузианцы) - С 1084 года - по наши дни. Stat crux dum volvitur orbis(« Крест стоит, пока вращается мир»).

Женская ветвь:

Орден картезианок

Кларетинцы (кларетины ) - С 1849- по наши дни. Servidores de la palabra. Unidos en la esperanza . («Слуги слова. Объединенные надеждой»).

Женская ветвь:

- Миссионерки-кларетинки Непорочной Девы Марии

- Миссионерки св. Антония Марии Кларета

Паллотти́нки (Конгрегация сестёр католического апостольства и Конгрегация сестёр-миссионерок католического апостольства ) С 1835 - по наши дни. Ad aeternus Dei gloriam. (« Для бесконечной Славы Божией»).

Женская ветвь:

Общество сестёр католического апостольства

Салезиа́нцы Дона Боско (Общество св. Франциска Сальского или Салезианцы) - Главенствующая конгрегация Салезианской семьи (движения монашествующих и мирян, соотносящих себя с харизмой Дона Боско). Camminando con I giovanai («Идущие с молодежью») . С 1859 - по наши дни.

Сёстры служительницы Иисуса в Евхаристии (евхаристки)- С 1923 - по наши дни. « Верующие есть сила моя!»

Тринитарии («Орден Пресвятой Троицы») . С 1198 - по наши дни. Gloria Tibi Trinitas et captivis libertas («Слава Тебе Троица, а пленным — свобода»).

Траппи́сты Орден цистерцианцев строго соблюдения») - С 1663 - по наши дни. Девиз: см. Цистерианцы

Франциска́нцы («минориты», «меньшие братья») С 1208 - по наши дни. Deus meus et omnia. ("Мой Господь - моё всё").

Ветви мужские:

  • Орден меньших братьев
  • Орден меньших братьев конвентуальных
  • Орден меньших братьев обсервантов
  • Орден меньших братьев капуцинов
  • Орден меньших братьев реформатов

Женские:

Орден бедных клариссинок

Цистерцианцы (белые монахи , бернардинцы) С 1098 год - по наши дни. Cistercium Mater Nostra. («Сито - мать наша»)

Рыцарские ордена:

Тамплиеры («храмовники » или Рыцари Христа и Храма Соломона). С 1119 по 1312. Non nobis, Domine, non nobis, set tuo nomini da gloriam! («Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего»).

Правопреемник на территории Португалии — военно-рыцарский орден, Орден Христа .

Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна; (Госпитальеры, Иоанниты, Мальтийский орден) С 1048 - по настоящее время. P ro F ide ! ("За веру"). Де-юре считается независимым государством без собственной территорией, с резиденциями в Риме и на Мальте, которые считаются территорией Мальтийского ордена и подчиняются его юрисдикции. По факту Мальтийский орден это самое маленькое государство на Земле. Существуют паспорта этого государства, признанные мировым сообществом. С паспортами Мальтийского ордена имеется безвизовый въезд в 32 страны.

Тевтонский орден (Немецкий орден) С 1190 - по наши дни. «Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать — Защищать — Лечить»).

- Ливонское братство воинов Христа (Орден меченосцев, Ливонский орден, Орденом братьев меча ) С 1202 по 1237.В 1237 году стал частью Тевтонского ордена.С 1237 - 1561существовал как Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена, был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне и прекратил свое существование.

Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского (Орден святого Лазаря) С 1098 года - по наше время. «Atavis et armis» («Предкам и оружию»). В 1517 году часть ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, однако сам орден Святого Лазаря продолжил существование.

Рыцарский Орден Святого Себастьяна - основан в 1985 Европейским Обществом Сохранения Истории. Гроссмейстером Ордена стал депутат Европейского парламента, Его Императорское и Королевское Высочество Эрцгерцог Отто фон Габсбург. Орден связан с династией Габсбургов и только глава Дома может быть гроссмейстером Ордена. Членами Христианского Рыцарского Ордена являются церковные и политические деятели, а также много простых людей, кто верит в новую христианскую Европу. Кандидаты в Члены Ордена проходят сложную проверку и утверждаются Римской Курией - пока, только католики могут быть членами Ордена. Девиз Ордена: PRO DEO - PRO EUROPAE CHRISTIANI UNITATE - PRO VITA («За Бога, За объединенную, христианскую Европу - ради жизни»).

Рад буду вашим дополнениям, комментариям.

Девизы и надписи
Герб часто включает в себя слово или короткое предложение, известные как девиз. Расположение девиза отчасти вольно по сравнению с расположением щита или клейнода. В Англии его даже не упоминают в гербовой грамоте, и он может изменяться по желанию многократно. Большинство девизов имеет недавнее происхождение. В Шотландии, однако, девиз рассматривается как наследственное дело, почти так же, как щит или клейнод, и таким образом упоминается в грамотах и матрикулах.

Простой девиз «Через» герцогов Тамильтонов изображен выше клейнода в типичной шотландской манере .

Древние боевые кличи
Девиз, вероятно, происходит от так называемого «cri-de-guerre», или боевого клича средневековых командиров, использовавшегося для сплочения их войск и внушения им чувства гордости и храбрости. Таковы, например, девизы великих ирландских семей Батлер и Фицджеральд, которые соответственно объединяли своих воинов криками «Butler a boo» и «Crom a boo». «A boo» - на ирландском гаэльском языке обозначает крик победы, а так как замок Сгоот был основным имением Фицджеральдов, его название появилось в боевом кличе. Шотландские девизы, которые располагаются над клейнодом, очень напоминают манеру древних боевых кличей. Среди наиболее известных следующие: «Иди осторожно» графов Перс, а также «Через» Гамильтонов. Есть и менее известные, но не менее любопытные: «Знай заранее» Ламсденов из Иннергелли или «Достаточно в моей руке» Каннингхэмов из Каннингхамхэда, который расположен под клейнодом, состоящим из руки, держащей верхнюю часть якоря.

Известный боевой клич герцога Аенстера, Crom a boo, позже был внесен в его герб как девиз.

Девиз других ветвей семьи Каннингхэм: «Over fork over», а герб украшен фигурами их знаменитых вил. Говорят, это было сделано в память об одном из членов семьи, который, спасаясь бегством от врагов, выдал себя за работника фермы, который скирдовал солому вместе с другими крестьянами. Загипнотизированный близостью противника, он почти себя выдал, но его товарищ прошептал ему в ухо те самые слова («Скирдуй! Скирдуй!»), которые теперь стали девизом всей семьи. Поразительно, как много существует других подобных весьма красочных историй, которые явно были придуманы для того, чтобы придать обыкновенной геральдической фигуре благородное звучание!
Среди многочисленных ссылок на кровавую историю шотландской короны в геральдике благородных семей этой нации особое место занимает интересная история нашлемника и девиза Киркпатриков. В клейнод помещена рука, держащая окровавленный кинжал, и девиз «I так sicker» («Я удостоверюсь»). Такое необычное сочетание относится к предполагаемому результату междоусобицы между Робертом Благочестивым и Редом Комином. Роберт Благочестивый смог ранить Комина, но дело было завершено приверженцем Благочестивого, Киркпатриком, который сделал смертельный выпад своим кинжалом, тем самым удостоверяя гибель врага.
Девиз Робертсонов из Струана - «Virtutis gloria merces» - переводится как «Слава - награда за смелость». В клейноде этого герба - рука, держащая корону. Композиция этого герба относится к захвату в 1437 году убийц короля Якова I главой клана Доннахайдов - Робертсоном. Нетрадиционная и необъяснимая фигура в гербе - это обнаженный и закованный в цепи человек, лежащий под щитом.


Два клейнода - стрелок и пантера - принадлежат Жиффардам из Чиллингтона

Любопытный случай послужил поводом к созданию другого девиза - «Prenez harleine tirez for» («Прицеливайся и стреляй решительно»), который до сих пор живет в древней семье Жиффард из Чил-лингтона (Стаффордшир), соседствуя с двумя клейнодами, на которых изображены голова пантеры и лучник с колчаном, полным стрел, и натянутым луком Они служат напоминанием о событиях, произошедших в имении Жиффарда, когда сэр Джон Жиффард учил своего маленького сына стрельбе из лука. Пантера, подарок хозяину дома, сбежала и собиралась напасть на жену сэра Джона и ее грудного ребенка Тот приказал старшему сыну, чтобы он прицелился и немедленно выстрелил в нее из лука. Юноша попытался это сделать, но с очевидной дрожью, поэтому сэр Джон прошептал ему слова, которые впоследствии и стали девизом семьи. Юноша прицелился, решительно выстрелил и, согласно легенде, смог застрелить пантеру одним выстрелом.


Гордый девиз испанской семьи Матрике де Лара

Благочестие и утверждение
Многие девизы побуждают и читающего их, и самого носителя придерживаться христианских добродетелей и ценностей или даже, как в девизе великой французской семьи Монморанси - «Dieu aide аи primer baron chrestien», - просить Господа помочь всей семье. Другие подтверждают дворянство родословной, среди таких - «Позвольте Курзону иметь то, что Курзон имел» семьи Курзон из Кедль-стона в Англии и великолепный «Nos поп venimos de reyes, que reyes vienen de nos» великой кастильской семьи Манрике де Лара, который убеждаетчто семья не посещает королей - короли приезжают к ним сами.

Геральдическое утверждение любви между Сигизмондо Малатеста, сеньором Римини, и его дамой, Изоттой дельи Атти

Надписи на щитах
Буквы и слова, использованные в качестве геральдических фигур на щите, не являются редкостью в гербах, но многие герольды считают их использование второсортной геральдикой. Тем не менее буквы и слова часто используются по самым разным и весьма почетным причинам, из которых самой известной является наличие аббревиатуры «SPR» (Senatus Populusque Romanus), восходящей к эпохе Римской Империи. Во времена Возрождения правители Северной Италии часто сочетали гербы своих семей, используя для этого собственные вензели, но наемный генерал Сигизмон-до Малатеста пошел в этом дальше всех. Он разделил свой гербовый щит на четверти, в двух из которых поместил собственные инициалы, а в двух других - инициалы своей возлюбленной, Изотты дельи Атти.

Утверждение независимости - Веспасиус Гонзага, герцог Саббионета, провозглашает свободу своего маленького государства от герцогства Мантуи

Любопытный щит с литерами использовался в качестве отмененного затем герба острова Сааремаа в Эстонии. В первой половине XVI столетия правитель острова, епископ Иоганн IV Кивель, попал в подданство герцога Фридриха III Саксонского, защитника Мартина Лютера. После этого епископ составил для Сааремаа щит с буквами DWGBE, указывавшими на начальные буквы личного девиза герцога Фридриха - «Das Wort Gottes bleibt ewiglich» («Слово Господа длится вечно»).

В подтверждение своей преданности епископ Иоганн IV Кивель использует девиз герцога Фридриха 111 Саксонского в гербе острова Сааремаа

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.