Разница между степью и тундрой

Тундра - вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности; пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.

  • 3. Название происходит из саамского языка и означает «мёртвая земля». Слово «тундра» может быть толковано по-тюркски как «стоянка ночи».
  • 4. Главные черты тундры: Заболоченность; суровый климат; высокая относительная влажность; сильные ветры; многолетняя мерзлота. Растения в тундре прижимаются к поверхности почвы, образуя переплетающиеся побеги в виде подушки.
  • 5. Растения тундры 1. Голубика. 2. Брусника. 3. Вороника чёрная. 4. Морошка. 5. Ллойдия поздняя. 6. Лук скорода. 7. Княженика. 8. Пушица влагалищная. 9. Осока мечелистная. 10. Берёзка карликовая. 11. Ива клинолистная.
  • 6. Тундры подразделяются на три подзоны: арктическая тундра преимущественно травянистая, осоко-пушицевая с подушкообразными формами полукустарничков и мхами в сырых западинках. Растительный покров не сомкнут, кустарников нет, широко развиты глинистые голые «медальоны» с микроскопическими водорослями и бугры мерзлотного пучения.
  • 7. Тундры подразделяются на три подзоны: средняя, или типичная тундра преимущественно моховая. Вокруг озёр осоко-пушицевая с небольшой примесью разнотравья и злаков. Появляются ползучие полярные ивы и карликовые берёзки, скрытые мхами. Карликовая береза
  • 8. Тундры подразделяются на три подзоны: Южная - кустарниковая тундра
  • 9. Из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории. Из-за строительства новых нефтепроводов олени не могут пройти к местам обитания Перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.
  • 10. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов). Степь - равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария.
  • 11. Луговые степи Являются переходными к лесным зонам. Богаты красочным разнотравьем и влаголюбивыми злаками (мятлик, костер, тимофеевка). Почвы - черноземы, очень плодородные, с толстым слоем перегноя
  • 12. Северные степи таволга гвоздика колокольчик нивяник
  • 13. Настоящие степи ковыль КСЕРОФИТЫ, любые растения, которые приспособились к существованию в условиях без воды, в районах, подверженных засухе, или в физиологически сухих, таких, как солончаки или закисшие болота, где соленость и кислота затрудняют извлечение воды. полынь Злаковые. Располагаются на южных черноземах и темно-каштановых почвах
  • 14. Южные полынно-злаковые - степи с неполно сомкнутым растительным покровом на каштановых почвах с включением солонцов. Солонцы - это тип засоленных почв, которые во влажном состоянии не пропускают влагу, так как становятся вязкими и липкими, а в сухом - твердыми, как камень.


  • Географическое положение:


    Тундра

    Тундра-вид природных зон с вечномерзлой почвой. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые и каменистые. Главная черта тундры - заболоченные низменности в условиях сурового климата, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты. Растения в тундре прижимаются к поверхности почвы, образуя переплетающиеся побеги в виде подушки.


    Климат,почвы,осадки

    Тундра отличается очень суровым климатом. Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярную ночь. Лето тундра, как правило, лишена.

    Для почв тундры характерен высокий снежный покров, который устойчив большую часть года (до 9 месяцев), вечная мерзлота в почве и её не плодородие. Под летом в тундре зачастую понимают прежде всего отсутствие снежного покрова.

    Осадков в тундре выпадает мало. Однако испаряемость в тундре столь мала, что количество осадков постоянно превышает испаряемость. Как следствие, тундры заболочены.


    Животный и растительный мир




    Сеть:


    Трофические пирамиды:


    Степь

    Степь- равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов).

    Климат

    Климат степных регионов, как правило, характеризуется жарким или очень жарким и сильно засушливым летом. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, варьирует от умеренно мягкой до суровой с трескучими морозами.

    Животный и растительный мир

    Растения:

    Травы степи: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец(образуют сомкнутый или почти сомкнутый ковёр).

    Животные:

    Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.




    Сеть:


    Трофические пирамиды:


    Саванна

    Саванна - обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями

    и кустарниками.

    Климат

    В областях, расположенных на несколько градусов севернее и южнее экватора, климат обычно очень сухой. Однако в определённые месяцы там становится очень жарко, и идут дожди. Длительность дождливого периода составляет от восьми до девяти месяцев, а у экваториальных границ - от двух до трёх.

    Растительность и Животный мир

    В травяном растительном покрове доминируют злаки, принадлежащие к родам просо, перистощетинник, бородач и императа..



    Сеть:


    Трофические пирамиды


    Знание особенностей, физических характеристик и отличий природных зон, последовательно сменяющих одна другую на нашей планете, дает возможность правильно оценить их агроклиматический ресурс, то есть уровень полезности для представителя вида Homo Sapiens.

    Природная зона степь – это территория, на которой главенствует травянистая растительность. Она распространена в так называемых средних широтах – 40-50 параллель. В Евразии, где степь имеет максимальное по сравнению с остальными материками распространение, название зоны соответствует общепринятому звучанию. А вот в Северной Америке, Южной Америке и Новой Зеландии имя зоны звучит как прерия, пампасы и туссоки соответственно. Если провести мониторинг стран, то наибольшие участки степь занимает на территории России, США, Казахстана, Украины, Монголии и Аргентины.

    Данная природная зона сформировалась на равнинах, которые имеют недостаточный уровень влажности и получают достаточное количество солнечной энергии. Средние температуры января могут опускаться до −40º по Цельсию, а среднее значение температуры июля достигает +28º по Цельсию. Количество атмосферных осадков варьирует в пределах 250-450 мм в год, а коэффициент влажности меньше единицы.

    Степь

    В таких условиях формируются плодородные каштановые и черноземные почвы. На них отлично себя чувствует сплошной ковер разнотравья, злаковых и луковичных растений. Это – ковыль и типчак, чабер и тонконог, дикий овес, астрагал, тюльпан и шалфей. К условиям повышенной засушливости, низких зимних температур и отсутствия древесной флоры приспособились грызуны и копытные животные. Степь заселена сусликами, хомяками, тушканчиками. Символом прерий являются бизоны и дрофы. В таких условиях отлично себя чувствуют гадюки и гремучие змеи, орлы, лунь, пустельга и жаворонки.

    Тундра – природная зона, приуроченная к линии Северного полярного круга. Она тянется широкой полосой вдоль северного окончания Северной Америки и Евразии, примыкающего к Северному Ледовитому океану. Тундра сменяет тайгу, а затем уступает свои владения зоне арктических пустынь.

    Данная природная зона сформировалась в условиях ограниченной солнечной инсоляции и избыточного увлажнения. В ту часть года, когда солнце царит в Северном полушарии, в тундре фиксируется полярный день. Средние значения температур июля-августа могут достигать 15 ° по Цельсию. Когда солнце смещается в Южное полушарие, природная зона оказывается в царстве Полярной ночи. Температуры опускаются до -25, -40° по Цельсию. Тундра укрывается снежным покровом, по территории «гуляют» сильные ветры. Количество осадков равно 400 мм, но из-за низкого уровня испаряемости коэффициент увлажнения превышает единицу. Поэтому в этой природной зоне образовывается великое множество озер, болот и торфяников.


    Тундра зимой

    В таких условиях сформировались крайне бедные на гумус тундрово-глеевые грунты, которые большую часть года находятся в промерзлом состоянии. Во время короткого лета оттаивает лишь верхний горизонт, а большая масса получила название вечномерзлый грунт. Поверхность тундры может быть каменистой или заболоченной.

    В таких условиях могут выживать мхи, лишайники, незначительное количество злаков и разнотравья, карликовые ивы и березы. Они являются пристанищем для леммингов, белых куропаток, а также пищей для зайцев-русаков, северных оленей, снежных баранов. Численность тундровых «вегетарианцев» регулируют волки, лисы и полярные совы.

    Выводы сайт

    1. Степь расположена в обоих полушариях Земли, а тундра лишь в одном.
    2. Разные типы климата. Степь находится в умеренном, тундра — в субарктическом.
    3. Зоны имеют различный температурный режим и коэффициенты увлажнения.
    4. В тундре намного больше водных ресурсов, заключенных в грунтовых водах, многочисленных озерах и болотах.
    5. Зоны отличаются видовым составом растений и животных.
    6. Почвы степи являются идеальной базой для использования в сельском хозяйстве, почвы тундры не представляют практической ценности для современных аграриев.
    7. Из-за своей сельскохозяйственной ценности, степь активно распахивалась, поэтому на земле сохранилось ограниченное количество нетронутых, целинных массивов этой природной зоны. Тундра значительно меньше пострадала от хозяйственной деятельности человека. Из-за суровости климата и низкой практической ценности здесь сохранилось множество участков, куда еще не ступала нога человека.

    «Урок Зона степей» - Особенности климата зоны пустынь. 1. Зона степей расположена на …нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. Джейран. 1. Синоним к словам: поход, поездка. Саджи. Различают несколько типов пустынь: Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи. Кактусы. Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветрами грунтом.

    «Степи» - Русский чернозем, сформировавшийся в степях за многие тысячелетия, представляет собой национальное достояние. Плоды многих кустарников поедаются животными. Более всеядными видами являются мышовки и другие представители тушканчиков, хомячки, которые потребляют семенной корм, вегетативные наземные и подземные части растений и животные корма.

    «Растения степи» - Шалфей поникающий и зопник колючий. Северная степь. В противоположность плодам многих других бобовых плод эспарцета не раскрывается. Строение цветка шалфея заслуживает внимания. Разбрасывание семян происходит постепенно, а не сразу. Если оторвать кусочек листа, на изломе появляется белый млечный сок.

    «Зона степей 4 класс» - Подведение итогов. «Зона степей» 4 класс. Работа над новой темой. Проверка знаний. Хозяин лесной Просыпается весной. Дополнительный материал. Закрепление изученного материала. Индивидуальная работа по карточкам. Рассказ ботаника. Рассказ зоолога. Рассказ с экологической точки зрения. Вроде сосны, вроде елок, А зимою без иголок.

    «Животные степи» - Средняя температура 21-23 градуса. В степи все животные и растения охраняются. Коэффициент увлажнения изменяется от 0,6 у северной границы зоны 0,3 на юге. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Степи-самая южная природная зона России которая находится на границе РФ. Климат засушливый, мало дождей.

    «Каменная степь» - Ломонос цельнолистный. Метод агростепей по Дзыбову. Астрагал пушистоцветковый. Коровяк фиолетовый. Гониолимон татарский. Шалфей поникающий. Фенологические наблюдения. Брандушка русская. Ирис низкий. Склоны балки Таловая подвергались интенсивному выпасу. Участники проекта «Сохраним степь». Балка Таловая.

    Цель: формирование знаний об особенностях природы тундры и степи.

    Задачи:

    • сформировать знания об особенностях природных зон – тундры и степи;
    • выявить условия формирования безлесных ландшафтов;
    • формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
    • сравнить природу тундры и степи: найти общие и отличительные черты;
    • развивать аналитико-синтетические способности учащихся;
    • развивать внимание, память;
    • развивать умения сравнивать, делать выводы;
    • формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: электронный учебник по географии (8 класс), схема «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», схема «Тундра и степь», слайды «Природные зоны тундр и степей».

    ХОД УРОКА

    1. Приветствие

    2. Сообщение темы и цели урока

    Тема урока: Природные зоны тундр и степей (Презентация , слайд 1).
    Цель урока: Сравнить природу тундры и степи: найти общие и отличительные черты (слайд 2).

    3. Изучение нового материала

    1. Особенности природы тундры и степи.

    а) Самостоятельное изучение особенностей природы тундры и степи (материал электронного учебника). Учащиеся работают в парах.

    Алгоритм:

    – природно-хозяйственное районирование;
    географическое положение;
    – растительность;
    – животный мир.

    Изучая природу тундры и степи, учащиеся записывают основные характеристики природы.

    б) Учащиеся называют основные характеристики природы тундры и степи
    (слайд 3)

    Основные характеристики природы тундры и степи

    Тундра

    Степь

    • засушливый климат;
    • короткая зима, жаркое длинное лето;
    • засухи, суховеи;
    • малая мощность снежного покрова;
    • господство разнотравно-злаковой растительности;
    • обилие цветов весной;
    • плодородные почвы;
    • суслики, байбаки, зайцы, жаворонки, куропатки, волки, лисы.

    2. Сравнение природы тундры и природы степи.

    а) Учащиеся читают отрывки из литературных произведений и отвечают на вопросы:

    – Чем отличается природа тундры от природы степи?
    – Что общего в природе тундры и степи?

    В тундре

    «Под ногами хлюпает мокрый мох. Низенькими светлыми трубочками топорщится ягель. Рассыпалась морошка. Клумбочками растут лиловые камнеломки, желтые лютики, голубые незабудки – окраска цветов здесь ярче, чем в лесной полосе. На пригорках у песцовых нор – густая трава. Летят гуси, бежит, попискивая, бесхвостый зверек – пеструшка. В тундре, на зеленовато-бурой поверхности, разбрызганы тысячи круглых озер. Местами озера занимают больше пространства, чем земля…»

    А. Брэм

    В степи

    «Сжатая рожь, бурьян, молочай – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. В траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
    Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла…»

    А. Чехов

    б) Учащиеся работают со схемой «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», устанавливают зависимость растительного покрова и животного мира от климата, выявляют причины различий (слайд 4) (Приложение 1 )

    – Как приспособились растения и животные к полуэкстремальным условиям тундры и степи? (слайд 5)

    Приспособления растений и животных к полуэкстремальным условиям тундры и степи

    • низкорослость;
    • стелющиеся по поверхности корни;
    • мелкие листья;
    • распространение эфемеров – растений, которые за короткий период успевают развиться и отцвести;
    • длинные корни;
    • узкие листья, колючки;
    • густой мех;
    • способность быстро бегать;
    • способность запасать влагу в луковицах и корневищах.

    – Какие из этих приспособлений характерны и для тундры, и для степи?
    – Какие приспособления характерны только для степи?

    в) Сравнение образа жизни людей в этих природных зонах.

    – Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека?
    – Какие виды хозяйственной деятельности должны быть основными в тундре, в степи?

    г) Учащиеся заполняют схему «Тундра и степь», проверяют правильность заполнения схемы (слайд 6) (Приложение 2 ), комментируя задание.

    4. Закрепление нового материала

    1. Учащиеся выполняют практические задания по электронному учебнику с помощью алгоритма.

    Алгоритм работы с электронным учебником.

    – Природно-хозяйственное районирование
    Арктическая пустыня и тундра
    – Практика – задание 4 и 6
    – Меню
    – Природно-хозяйственное районирование
    – Лесостепи и степи
    – Практика – задание 5

    2. Учащиеся передают учителю карточки с итогами работы со схемой «Тундра и степь» и результатами выполнения практических заданий электронного учебника.

    5. Завершение урока

    Учитель обращает внимание учащихся на цель, которую ставили в начале урока.

    – Кто считает, что цель урока выполнена?

    Домашнее задание.