Объединение румынии и молдавии. Молдаване и румыны: один народ или два разных

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

Предпосылки

Присоединение

Бессарабия в составе Румынии
-
Леово Кишинёв Болград Дунайская дельта Бендеры (1) Аккерман Днестр
-
Хотин Бендеры (2) Татарбунары
Бессарабия и Буковина

Первая мировая война привела к повышению политического и национального движения среди местных жителей.

После Октябрьской Революции 1917, Бессарабия выбирала собственный парламент, Сфатул Цэрий, который начал свою работу 3 декабря 1917, объявил Бессарабию Молдавской Демократической республикой (15 декабря 1917), сформировал его правительство (21 декабря 1917), объявил независимость от России (6 февраля 1918).

Румынские войска вошли в Бессарабию ещё 7 декабря 1917 года под предлогом закупки продовольствия. Тогда два полка румынской армии пересекли Прут , заняли Леово и несколько приграничных сёл. Большевики Кишинёвского гарнизона смогли выставить заслон румынским войскам, а революционно настроенные солдаты взяли под контроль приграничную станцию Унгены .

«…молдавское население, и в особенности солдаты-молдаване, были возбуждены и разгневаны тем, что придут румыны, чтобы отобрать у них землю, добытую в результате революции, и свободы, завоёванные после века страданий.»

Земли в Румынии изымались у богатых землевладельцев и отдавались крестьянам. Крупные землевладельцы не имели права владеть больше 150 га земли. Крестьяне же получали землю под залог. Со временем они должны были выкупить доверенную им землю в соответствии с порученной ими квотой.

В первых числах января румынские войска перешли молдавскую границу и заняли города Болград , Кагул , Леово , Унгены и несколько сёл. 6 января года была предпринята попытка атаковать Кишинёв со стороны Раздельной отрядом трансильванцев . Против них выступили части фронтотдела Румчерода и молдавские отряды, которые были отправлены на поддержку румынским войскам Советом Генеральных Директоров, но перешли на сторону большевиков. Они разоружили трансильванцев и отправили в Одессу .

Воззвание революционного штаба по охране Бессарабии

Административный аппарат Бессарабии, состоявший в основном из приезжих, отличался жестокостью и злоупотреблениями . Об этом свидетельствует, например, отчёт парламентской следственной подкомиссии о расследованиях, проведённых в Бельцком жудеце ( -21 гг.) . Отчёт сообщает, что избиения и аресты в жудеце приобрели огромные масштабы, жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключёнными раскалённым железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции .

Экономика

Промышленность

После присоединения к Румынии Бессарабия оказалась оторвана от российского рынка сбыта продукции и сама постепенно стала превращаться в рынок сбыта продукции румынских и иностранных монополий. В промышленности преобладало мелкотоварное производство. Если в году здесь насчитывалось 262 крупных предприятия, то в - всего 196, в - 212, а в - снова 196. Инвестиции в цензовую промышленность на протяжении всего румынского периода оставались на одном уровне, с тенденцией к сокращению: с 790,8 млн леев в 1928 году до 782,3 млн леев в 1937 году. Энергообеспечение предприятий возросло на 15,9 %, число рабочих - на 3,1 %, в то время как фонд заработной платы уменьшился на 33,6 %. Приоритеты развития экономики сместились в область пищевой промышленности, доля которой составляла 92,4 %. С 1919 по 1937 гг. резко сократилась доля Бессарабии в промышленном производстве Румынии на цензовых предприятиях по всем показателям, в частности по капитальным вложениям - с 6 до 1,6 %, по стоимости продукции - с 4 до 2,3 %. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки в Бессарабии по сравнению с остальной Румынией пагубно сказались на хозяйстве края. К 1937 году производственные мощности предприятий пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, строительной и химической промышленности использовались всего на 12,5-16,9 %, металлообрабатывающей - на 5,4 %, кожевенно-меховой - на 0,2 %. Многие предприятия бездействовали а их оборудование вывозилось за Прут. Так, например, были вывезены в Старое королевство железнодорожные мастерские Бендер , Бессарабки , Флорешт , текстильная и трикотажная фабрики, один из кишинёвских заводов.

Сельское хозяйство

В 1918-1924 гг. была проведена аграрная реформа, которая фактически возродила помещичье земледелие и значительно усилила социальную дифференциацию в деревне. Урожайность зерновых культур в тот период была довольно низкой. Так в 1934-1939 гг. средняя урожайность пшеницы составляла 7,6 центнеров с гектара, кукурузы - 8,7, ячменя - 5,7, ржи - 7,9. Из-за затяжного кризиса сильно упали цены на сельскохозяйственную продукцию. Некоторое улучшение ситуации наметилось только к году. Так в 1935-39 гг. посевные площади под пшеницу выросли на 153,7 тыс. га (2,1 %), рожь - на 22,3 тыс. га, кукурузу - на 99,9 тыс. га. В сельском хозяйстве преобладал румынский и иностранный капитал. Вся продукция сои из Бессарабии вывозилась румынским акционерным обществом «Soia» в Германию , где использовалась как стратегическое сырьё для химической промышленности.

Румынская православная церковь стремилась подчинить себе три местные епархии. Как только Бессарабия стала частью Румынии, румынский Синод обратился к местным епископам с требованием переподчиниться ему. Когда епископы отказались выполнить ультиматум Румынской православной церкви, был предпринят силовой вариант. Румынские войска поймали их и выслали на левый берег Днестра. Вместо высланного из страны архиепископа Анастасия в Бессарабию прибыл румынский архиепископ Никодим. Прихожане встретили его недружественно, поэтому Никодим обратился к ним с речью, в которой оправдывал действия румын: «Молдаване должны знать, что они виновны в этом, так как не решились отречься от русского архиерея , которого Румыния не может терпеть после того, как он охаял её, будучи в Москве» .

Одновременно проводились репрессии против остальных священнослужителей, подчинённых Российской православной церкви. Так, за богослужение на русском языке в селе Речула румынские жандармы арестовали и высекли розгами всех послушниц местного монастыря. Наказания также следовали за помощь антирумынскому движению. Именно поэтому большое количество церковнослужителей бежало из Бессарабии в Одессу и прилегающие регионы. Также среди священнослужителей и прихожан проводились этнические чистки. В основном нерумын выявляли по языковому признаку. Как правило, это оказывались славяне - русские, украинцы или болгары. К примеру, в Измаильском уезде, подавляющее число населения которого составляли славяне, церковные службы запрещалось проводить без присутствия жандармов. По всей Бессарабии был введён запрет на богослужение на церковнославянском языке, поэтому тех, кто молился не на румынском, ловили .

Те, кто не бежал за границу из-за репрессий по религиозному или языковому признаку, объединялись в религиозно-политические общества. По всей территории Бессарабии возникло несколько таких организаций. Румынское правительство в свою очередь организовало на территории региона свои религиозно-политические организации для противопоставления с антирумынскими. Обе противоборствующие стороны вели пропаганду, печатали газеты и листовки. Поддержки со стороны Российской православной церкви не было, так как она сама испытывала затруднения .

Антирумынские национальные движения в Бессарабии тоже требовали отмены всех церковных реформ. Молдаване придерживались другого мнения, считая, что румынский язык качественно ничем не отличается от русского. Ко второй четверти XX века религиозный вопрос перерос в политический. В конце-концов реформа календаря частично была отменена. При попытке вернуть новый стиль в 1935 году в Бельцком уезде началось крестьянское восстание. Восстание подавили румынские жандармы, но противостояние между ветвями церкви продолжалось вплоть до 1940 года .

Деятели культуры румынского периода

Освободительное движение

Участники Судебные процессы
  • Процесс бессарабских антифашистов
  • Процесс 500-т
  • Процесс 48-ми
  • Процесс 43-х
  • Процесс 108-ми
  • Процесс 65-ти

Присоединение к СССР

В 1940 году усилились разногласия между королём Каролем II , занимашим пробританскую позицию, и гитлеровской Германией, сторонниками которой была действовавшие в Румынии крайне-правая партия «Железная гвардия » К. Кодряну , с одной стороны, и группа военных под руководством маршала Иона Антонеску с другой.

26 июня 1940 СССР в предъявил Румынии ультиматум с требованием о возвращении Бессарабии, а также передаче Северной Буковины в состав СССР, и Румыния была вынуждена отвести из этих областей свои войска. Спустя два месяца, 30го августа 1940, Кароль II был вынужден признать Венский арбитраж 1940 года , согласно которому Румыния должна была уступить Трансильванию Венгрии . Воспользовавшись возмущением в Румынии, Ион Антонеску отстранил от власти Кароля II, а новым королём был провозглашён Михай I .

В настоящее время Румыния предоставляет гражданство Румынии гражданам Молдавии на основе родственных отношений с лицами родившимися на Румынской территории до 28 июня 1940 года.

См. также

Примечания

Источники

  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Асоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. - С. 187-201, 219-222. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4
  • Стати В. История Молдовы. - Кишинёв : Tipografia Centrală, 2002. - С. 307-334, 346-356. - 480 с. - ISBN 9975-9504-1-8
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 121-132. - ISBN 5-88568-090-6
  • Ожог И. А., Шаров И. М. Краткий курс лекций по истории румын . - Кишинёв: 1992 Т. 4.
  • Молдавская Советская Социалистическая Республика. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. - С. 110-113, 126-132.
  • История Молдавской ССР. С древнейших времён до наших дней. - Кишинёв: Штиинца, 1982.
  • Кишинёв. Энциклопедия. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1984. - С. 28-31.
  • Гросул Я. С., Мохов Н. А. Молдавская Советская Социалистическая Республика // Большая Советская Энциклопедия . - 1969-1978.

На сегодняшний день в Молдавии среди народа бытует мнение, что следует объединиться с другой страной - Румынией. Этой идеи придерживается примерно треть молдавского населения.

Во многих молдавских селах (таких насчитывается примерно 140) сторонники такого мнения решили вынести вопрос на государственный уровень: проводился референдум, на котором жители Молдавии проголосовали за идею присоединения к Румынии. Такое решение будет хорошим экономическим сдвигом. Например, в Румынии пенсия в 6 раз выше, чем в Молдавии. У румынских граждан есть право на въезд в европейские страны.

Помимо экономических вопросов, есть еще один очень весомый аргумент: народная культура. Народы обеих стран говорят практически на одном и том же языке. История Молдавии и Румынии постоянно пересекается. Эта идея активно поддерживается и спонсируется Евросоюзом. Например, если молдаванин желает получить румынский паспорт, он без больших забот может его получить. Сторонние страны заявляют, что у народов Молдавии и Румынии практически одинаковые языки, культура и даже судьба. И все же, главный вопрос остается без ответа: румыны и молдаване - единый народ или разные, но со схожестями? Возможно, ответ получится найти, если обратиться к древней истории. Разобравшись в ней, можно прийти к какому-либо выводу.

Образование Румынского и Молдавского государств

Румыния - государство, которое принадлежит группе относительно молодых стран. Она появилась, как независимое суверенное государство, лишь ко второй половине XIX века. До этого времени на территории будущей Румынии и Молдавии существовал древний народ - валахи. Они являются предками молдаван и румын, а сами же произошли от Римской империи. В средневековые годы валахи испытывали сильное давление со стороны Болгарского государства. Валашский народ позаимствовал у болгар православные традиции, культуру и кириллицу. Однако Болгария ослабила хватку примерно в середине XIV века, и в это самое время образуются два суверенных независимых княжества: Валахия и Молдавия. Изначально второе государство было значительно сильнее, чем первое.

Однако ситуация изменилась в начале XV века: начинает наращивать силу третья сторона - турецкое иго. Они склоняют народ Валахии на свою сторону, и он начинает войну с Молдавией, забыв о родстве. Несколько веков велись постоянные кровопролитные войны на этой территории. Турецкое иго в этот период времени имело сильное влияние. Оно существовало примерно 400 лет и все это время отравляло жизнь молдавскому и румынскому народам.

Валахия и Молдавия пытались бороться с ним. Иногда попытки увенчались успехом. Например, в 1600 году правитель Михай Храбрый освободил Валахию от гнета турков и создал объединение трех валашских государств (одним из них была Трансильвания). Однако оно быстро развалилось. Спустя некоторый промежуток времени в игру вступаю другие стороны - Россия и Австрия. Австрийская империя оказывает влияние на валахов и трансильванцев, а Российская - на Молдавию. В конечном счете, к 1861 году Валахия и Трансильвания объединяются в единое государство - Румынию.

Отдаление родственных стран

Румыния и Молдавия значительно отдалились друг от друга. Каждая страна шла своим путем и развивала народную культуру и языковые особенности. Румыны продолжали говорить на языке валахов, в то время как молдаване заметно сблизились с Украиной и Россией, от чего их речь претерпела значительные изменения. Языковые непонимания еще больше усилились с того момента, как в 1918 году Румыния решила собрать остаточные части народа Валахии после разрушения австрийской и русской империй. Этот исторический факт еще больше сблизил культуры Румынии и валахов.

В XX веке языковые различия стали настолько сильными, что молдаване просили румынские власти переводить их книги с румынского на молдавский или на русский. В Молдавии не понимали и не хотели изучать румынский язык. Вот один из ярких примеров обращения молдавского народа к румынской власти: «Что означает слово „волумул“? Догадываемся, это какая-нибудь брошюра (книжечка). Если угадали, то, пожалуйста, не беспокойтесь опять присылать ее, потому что читать ее некому.

Говорим вам снова, если книжица для нас полезная, пишите ее на молдавском или на русском (не шарахайтесь вы от русского языка, как черт от ладана), а не на румынском, потому что о румынском языке представление у нас слабое, не то чтобы еще и понимать его».

В Румынии дела тоже обстояли не гладко. Были большие языковые различия между высшим обществом и крестьянством. Интеллигенция чтила румынские традиции и язык, в то время как обычные крестьяне претерпевали сильные изменения в культуре. В провинциях были намешаны различные народы: болгары, немцы, сербы, евреи и валахи. Власти страны желали объединить все нации в единый народ, так как людьми, которых объединяет единые мысли и мировоззрение, легче управлять. Однако эта идея не была завершена из-за того, что началась Вторая мировая война.

В это самое время северная часть Бессарабии входит в состав Советского союза. До начала Второй мировой войны у людей, населявших эти места, сформировалась четкая граница между румынским народом и “советскими молдаванами”. Как известно из истории, в 1940 году был подписан пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР присваивает себе Бессарабию и северную Буковину. Здесь формируется Молдавская АССР. Как только Вторая мировая война заканчивается, молдавский народ раскалывается на две части: одна была сторонником правления российской власти, а вторая хотела объединиться с румынским государством.

Когда СССР распался, Молдавия стала независимым государством. Демократические романтики сразу стали высказывать идеи о соединении с Румынией. Однако перед страной стояли куда более важные вопросы - нищета и приватизация. Также возник серьезный конфликт с Приднестровьем. В 90-ые и 00-ые страна металась между сторонниками евроинтеграции и коммунистами. На сегодняшний день можно увидеть, что выбор пал все же на проевропейскую силу.

Они сильно развивали идею единения Молдавии и Румынии. Молдавские депутаты стали отрицать молдавский народ, как отдельную единицу. Политики добились того, что сторонников идеи объединения двух стран стало гораздо больше. Их число составляло 35% населения, а изначально всего лишь 2%. В современное время огромный цивилизованный раскол формирует границу между двумя государствами. Молдавия все еще не решила к кому примкнуть - к России или Европе.

Для Румынии такого выбора вообще не существовало. Именно поэтому вопрос о единении молдавского и румынского народов стоит в настоящее и будущее время. Эта проблема зародилась еще в прошлые столетия, однако она касается этих стран в настоящее время. Надо сказать, что не только для Румынии и Молдавии объединение народов окажет влияние. В первую очередь, это касается европейских стран. Воссоединение молдавской и румынской наций сильно повлияет на экономические отношения с государствами Европы.

В любом случае, если Молдавия и Румыния решат объединиться, это приведет ко множеству изменений, как внутри государств, так и за его пределами.

Компания Advokat-Romania предлагает Вам помощь в получении румынского гражданства в кратчайшие сроки . Так же мы оказываем содействие в прохождении присяги (клятвы на верность) Румынии, получении свидетельства о рождениии и браке, проставлении отметок о разводе или смерти (по случаю), оформлении румынского удостоверения личности, паспорта, получении пособия на детей, а также оформлении водительского удостоверения румынского образца. Связаться с нами можно по телефону

Годовщину Малого объединения «двух Румыний» в Кишиневе отмечали широко. Кадр из видео со страницы Unirea ODIP в Facebook

Фракция социалистов в парламенте Республики Молдова (РМ) потребовала от Службы информации и безопасности (СИБ), а также генпрокурора разобраться с селами, заявившими о соединении с Румынией. Депутаты считают инициативу сельчан уголовно наказуемой. Депутат Богдан Цырдя сказал «НГ», что началась «ползучая оккупация» Молдовы, конечная цель которой - «создание здесь военного антироссийского плацдарма НАТО».

Молдавский депутат Богдан Цырдя заявил «НГ», что «на минувшей неделе румынскими стали три молдавских села, а сегодня их уже шесть». По его словам, «началась ползучая оккупация Молдовы Румынией, которую поддерживают США. Он отметил, что процессы румынизации активизировались» в 2009 году, когда к власти в стране пришла проевропейская коалиция, которая сегодня занимается антироссийской пропагандой и ухудшением отношений с Москвой». И это, обратил внимание парламентарий, при том что большая часть населения, а также часть политической элиты РМ настроены на восстановление связей с РФ. Однако сценарий для действующей молдавской власти, говорит Цырдя, «пишет Бухарест вместе с Вашингтоном». Он утверждает, что президента Игоря Додона, избранного большинством граждан республики и выступающего за развитие отношений с Россией при сохранении курса на ЕС, «не поддерживают правительство, парламентское большинство и в Евросоюзе». Додона практически изолировали, не давая ему выполнять свои конституционные обязанности. Румыния тем временем регистрирует в Молдове свои партии, берет под контроль финансовую систему – например, один из ведущих в РМ Victoriabank покупает румынский банк Transilvania.

Кроме того, объединяются энергетические системы двух стран, в результате Молдавия, как пишут местные СМИ, «снимается с газовой иглы России». По этому поводу Богдан Цырдя замечает: «Бэсеску свободно шагает по Молдове, как по Румынии, – его мечта сбывается». Напомним, Траян Бэсеску – экс-президент Румынии,

провозгласивший главной целью своей политической деятельности – присоединение РМ к Румынии. Цырдя отмечает, что так называемое Великое объединение состоялось в марте 1918 года и в нынешнем году сторонники «унири» (объединения) будут отмечать 100-летие этого события. Бэсеску обещал, что к юбилею «унири» Молдова должна объединиться с «матерью-Родиной». Депутат полагает, что в Молдавии накануне этой даты следует ожидать серьезных событий. Он также напомнил, что президент Додон предлагал НАТО подписать соглашение о нейтралитете Республики Молдова, но получил отказ. И сегодня «в Кишиневе открыт офис НАТО, который собирается помогать молдавским властям защищать страну от российской пропаганды».

Так в Молдавии появился еще один помимо Приднестровья сепаратистский регион – на севере страны. Однако если приднестровцев за развод с Молдовой наказали войной в 1992 году, то молдавским селам повезло – их вольности власть не заметила, несмотря на то что населенных пунктов, желающих сменить страну, становится все больше.

Интересно то, что три села, первыми проголосовавшиe за объединение с Румынией, находятся на севере республики, население которого традиционно считалось пророссийским. Депутат Богдан Цырдя объяснил это так: «60% населения севера страны – это русские и украинцы, они и настроены пророссийски. Но там есть и молдавские села, их жители считают себя румынами. Надо отметить, что такие есть везде, например, в тоже пророссийской Гагаузской автономии, там есть село, где 1% населения настроены прорумынски». Для автономии это, как говорится, не стандарт: в 1989 году молдаване шли походом на гагаузов, которые провозгласили независимую республику. А когда парламенту удалось уговорить гагаузов на автономию, то в соответствующем законе записали, что в случае смены Молдовой своего статуса они смогут самоопределиться. В Румынию гагаузы не хотели и не хотят. Но, как выясняется, не все.

Несмотря на молчание властей, скандал вокруг парада объединения все же разгорелся. Шум подняли депутаты-социалисты. Они потребовали от СИБ и генпрокурора «разобраться с провозглашением некоторыми селами Молдовы объединения с Румынией». С соответствующими запросами после того, как местные власти коммун Паркова и Фынтына Албэ подписали декларации об объединении, в адрес Службы информации и безопасности, а также генерального прокурора обратился депутат Партии социалистов Григорий Новак. Он отметил, что действия сельчан подпадают под Уголовный кодекс РМ, «так как грубо нарушен высший закон страны, а также другие нормативные акты». Парламентарий призвал СИБ и генпрокурора разобраться в этих случаях, напомнив, что они должны «стоять на страже закона», причем молдавского, а не румынского. Оговорка не случайна, так как многие чиновники и представители СИБ имеют помимо молдавского румынское гражданство. Законы РМ это позволяют, но до последнего времени они не распространялись на госслужащих. Но законодательное вето недавно было с них снято, и теперь правительство, парламент, СИБ и даже Конституционный суд заполнили граждане Румынии. Депутат Цырдя назвал это процессом ползучей румынизации Молдовы.

На минувшей неделе местные власти коммун Паркова и Фынтына Албэ Единецкого района, а также села Фештелица из района Штефан-Водэ подписали декларации об объединении с соседней Румынией. Это было сделано накануне годовщины так называемого Малого объединения Молдавии с Румынией (тогда – Молдавского и Валахшского княжеств) в 1859 году. В декларации жители указанных сел высказали мнение о том, что народы сами решают свою настоящую судьбу. Годовщину объединения крестьяне из молдавских сел отмечали вместе с румынами, которые перешли для этого пограничную реку Прут.

Первыми на событие откликнулись молдавские либералы, которые пропагандируют объединение нынешней Молдавии с Румынией: «Либеральная партия приветствует инициативу местных избранников и призывает другие населенные пункты увековечить этот пример национального мужества и достоинства, пример, который может и должен быть перенят властями Республики Молдова».

Для справки: 24 января 2018 года исполнилось 159 лет Объединения румынских княжеств, получившего название Малого объединения. Это событие считается первым важным шагом на пути к созданию единого румынского государства, после того как 5/17 января 1859 года Александр Иоанн Куза был единогласно избран господарем Молдовы, а 24 января/ 5 февраля – господарем Валашского княжества. А в 1918 году состоялось Великое объединение – Румынии с Бессарабией в лице сегодняшней Молдовы.

Социологические опросы показывают, что большинство граждан РМ – за сохранение молдавской государственности. Однако на фоне бедной Молдавии набирающая обороты Румыния для многих становится привлекательной. К тому же пропагандисты объясняют: «В Румынии вы будете получать большую, чем сегодня, пенсию, более квалифицированную медицинскую помощь (из Молдавии, по опросам, хочет уехать каждый третий врач), да и жить вы будете в стране Евросоюза». Если еще лет пять назад в Кишиневе наблюдались очереди в посольство России, то теперь они переместились к румынскому консульству – люди стоят за румынским паспортом. Причем как молдаване, так и русские.

«Воссоединение румын с обоих берегов Прута является основной задачей сегодняшнего дня, и эта ситуация требует создания в год 100-летия объединения Румынии с Молдовой министерства воссоединения», – заявил депутат парламента Румынии от партии «Народное движение» Константин Кодряну. «Создав министерство объединения, Румыния сможет подтвердить геополитическую, геоэкономическую и геокультурную ответственность, а также ее роль в объединении в европейском контексте», – полагает депутат.

Экс-президент Траян Бэсеску объявил объединение «двух Румыний» приоритетом своей страны. Фото Reuters

Подготовка к воссоединению Молдавии и Румынии должна завершиться к весне 2018 года, заявил депутат румынского парламента Константин Кодряну. Он советует торопиться: парламентские выборы, намеченные на этот год, могут выиграть социалисты, и «тогда Молдавия достанется России». В Кишиневе к объединению готовятся молдавские правые. Левые по инициативе президента Игоря Додона намерены на будущей неделе отметить день освобождения Молдавии от фашистов. Эксперты не исключают столкновений прорумынски настроенных сил с пророссийскими. Сегодня за объединение двух стран выступают две трети румын, против - столько же молдаван.

«Румыния на уровне политиков и большинства населения надеется реализовать идею воссоединения с Молдовой. Об этом в бытность президентом Румынии постоянно говорил Траян Бэсеску. Теперь он является почетным председателем молдавской Партии национального единства», – сказал «НГ» лидер Народно-социалистической партии Республики Молдова (РМ) Виктор Степанюк.

Следует отметить, что Бэсеску год назад принял гражданство РМ, основал Партию национального единства и возглавил ее. Траян Бэсеску хотел участвовать в молдавской политике. Однако, когда президентом стал Игорь Додон, он лишил Бэсеску молдавского паспорта, сославшись на нарушения при его получении. Экс-президент Румынии стал почетным председателем партии, а возглавил ее экс-министр обороны РМ Анатол Шалару, выступавший за объединение с Румынией еще в начале 90-х годов прошлого века. Лидер Народно-социалистической партии Виктор Степанюк утверждает, что лозунги об объединении Молдавии с Румынией спровоцировали в 1992 году вооруженный конфликт на Днестре, не урегулированный до сих пор.

И сегодня призывы правых партий к объединению мешают реинтеграции РМ. Против румынизации страны не только приднестровцы, но и Гагаузская автономия на молдавском юге. А также 500 тыс. украинцев, проживающих на севере республики, отмечает Степанюк.

Он утверждает, что большинство молдавских граждан не хотят объединяться с Румынией и выступают за сохранение и укрепление молдавской государственности. К таковым он относит президента Додона. Но и другие представители молдавской власти, поддерживающие интеграцию РМ в ЕС, «все-таки остаются молдаванами, а не румынами». Хотя румынские паспорта сегодня есть у многих молдавских чиновников, в том числе и высокого ранга. Например, пять из шести судей Конституционного суда страны являются гражданами Румынии. Недавно парламент РМ проголосовал за то, чтобы офицеры Службы информации и безопасности имели право получить второе гражданство. Несложно предположить, что молдавская спецслужба вскоре станет румынской, если судить по паспортам ее работников. Справедливости ради отметим, что паспорт Румынии многие стремятся получить скорее не по политическим мотивам, а потому, что он дает возможность свободно передвигаться и трудиться в странах ЕС. Сегодня у молдаван – безвизовый въезд в Евросоюз, но без права работы.

По мнению Степанюка, «объединение с Румынией сегодня нереально – большая часть населения не хочет этого». «Представителям нашей власти надо реагировать на заявления и призывы к объединению официальных лиц Румынии. Однако они молчат. Кроме президента, создавшего Совет гражданского общества, который поможет создать программы развития страны, в том числе экономического. Партии, к сожалению, таких программ не предлагают», – заметил молдавский политик.

Однако прорумынские силы продолжают работать над собиранием румынских земель. Они утверждают, что Молдавия может стать частью Румынии уже к началу 2018 года. И настаивают, что это – единственный способ предотвратить финансовый крах страны и присоединиться к Евросоюзу. 2018 год выбран не случайно: 27 марта исполнится 100 лет со дня объединения Бессарабии (Молдавии) и Румынии после Первой мировой войны.

«Воссоединение с Молдавией должно стать третьим национальным проектом Румынии после вступления в НАТО и Евросоюз», – пояснил Бэсеску. При этом он признал, что для объединения «пока не созданы необходимые условия», так как, по данным социологических опросов, эту идею поддерживают всего 20% молдаван». Действительно, соцопросы, проведенные в Молдавии, показывают, что категорически против объединения выступает 70% граждан.

Призывы к слиянию двух стран все чаще звучат со стороны румынских политиков. Лидеры правящей в Молдавии коалиции проевропейских партий предпочитают никак на них не реагировать.

Между тем лидеры унионистов подсчитали, что объединение обойдется Румынии в 20 млрд евро. Тем не менее в «дорожной карте» (такая тоже есть) указаны другие цифры: каждый год румыны будут выплачивать «бывшей Молдове» по 8,5 млрд, и так 20 лет. Кроме того, Бухарест должен будет направлять 1/6 международной помощи на развитие присоединенной территории.

Против такого сценария выступили молдавские партии. Протесты населения привели к тому, что в минувшем году парламент РМ принял декларацию, которая подтвердила нейтралитет, единство и неделимость страны. Декларация призвала международные организации содействовать независимости Республики Молдова.

В то же время румынский парламентарий Константин Кодряну, передает молдавское информационное агентство «Инфотаг», заявил, что «проект воссоединения является важнейшим для Румынии с момента присоединения к Евросоюзу и НАТО». «2018-й – год векового юбилея Великого объединения, но стоит ли праздновать, пока два румынских государства по-прежнему существуют порознь?» – задался вопросом депутат. По его словам, «Румыния должна объявить воссоединение своим государственным проектом, используя в данном процессе немецкий опыт объединения ГДР и ФРГ, и опираться на Хельсинкское соглашение по безопасности, которое подразумевает, что границы стран могут быть изменены в «соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности».

С ним согласился председатель Национального фонда по поддержке румынской диаспоры (FNRP) Еуджен Попеску, отметив, что «если Румыния не заявит своих интересов в Молдове, ее на правах «ничьей земли» займет Россия, что должно учитываться в повестке всех политических партий Румынии».

Лидер молдавского движения Actiunea’2012 Джордже Симион сказал: «В 2018 году в Молдове пройдут парламентские выборы, и все румынские и прорумынские политические силы должны объединить усилия, чтобы не допустить победы Игоря Додона и его Партии социалистов, так как это станет настоящей катастрофой для Молдовы».

Партия социалистов планирует провести в Молдове 24 августа к 73-й годовщине освобождения республики от фашизма праздничные мероприятия под патронатом президента. Политик Виктор Степанюк напомнил «НГ», что освобождение Молдавии от фашизма в стране не праздновали с 2009 года, после того, как к власти пришел проевропейский альянс. Он также заметил, что «300 тыс. молдаван воевали против фашистов, но были и такие, кто находился в составе румынских войск». Учитывая это, Степанюк считает, что «почтить память погибших в боях с фашистами надо, однако от праздничного концерта, запланированного на центральной площади Кишинева, можно и отказаться».