Конспект занятия по ООМ «В январе, в январе много снега во дворе

Елена Федорищева
Конспект занятия по ООМ «В январе, в январе много снега во дворе»

Занятие : «В январе , в январе , много снега во дворе ».

Программное содержание.

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы.

Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Обогащать и активизировать словарный запас.

Материалы.

Рисунок снеговика . Фигура снеговика (без значимых деталей – нос, шапка, метла, пуговицы, шарфик) . Вырезанные из бумаги детали снеговика ; снежки - ватные.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег » . Наблюдение за падающим снегом . Лепка снеговика . Пение песни «Ёлка» , муз. А. Филиппенко, сл. М. Познанской. Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие» . Аппликация «Снеговик » . Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне» .

Ход занятия.

Организационный момент :

Воспитатель читает детям стихотворение С. Я. Маршака «Январь » :

Открываем календарь.

Начинается январь .

В январе в январе много снега на дворе .

Снег на крыше , на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

Воспитатель : Какое сейчас время года? (Ответы детей) Сейчас зима. Снег укрыл землю , деревья и дома. Какой снег ? (Холодный, белый, тает в руках.) . А можно ли из снега лепить ? Из снега лепить можно , но он не всегда лепится. Когда на улице холодно, снег обычно рассыпается . Когда на улице теплеет, снег становится липким , и из него можно лепить. А что можно лепить из снега ? (Ответы детей.) Из снега можно лепить снежные комочки – снежки. Давайте поиграем со снежками.

Игра «Меткий стрелок» . Воспитатель раздаёт детям ватные снежки. Дети бросают снежки в цель.

Педагог хвалит детей за меткость и спрашивает : «А что еще можно слепить из снега ? Конечно, из снега можно вылепить снеговика ! Я предлагаю вам посмотреть на картинку». На картинке – снеговик (выполненный в технике пластилинография – детьми) .

Давайте рассмотрим снеговика . Из каких деталей он состоит? Правильно, из шаров. Разных по размеру. Большого – для нижней части туловища, поменьше – средняя часть и маленького – головы.

Воспитатель предлагает детям самим дополнить изображение снеговика необходимыми деталями (вырезанными из бумаги) . Дети по желанию выбирают детали и крепят на фигуру снеговика .

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что изменилось?»

Дети внимательно рассматривают снеговика , запоминают. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну из значимых деталей (шапку, нос, метлу и т. д.) . Игра повторяется 3 - 4 раза.

Рефлексия : О каком времени года мы с вами говорили? (Ответы детей.) Правильно, о зиме. По каким признакам мы определяем? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно ответили. А вам понравилось играть со снеговиком ?

Педагог предлагает детям продолжить игру «Что изменилось» на прогулке, со снеговиком из снега . По окончании прогулки воспитатель предлагает детям наложить в ведёрко снег и взять его с собой в групповую комнату. В групповой комнате дети наблюдают за таянием снега .

Воспитатель : как вы думаете, почему снег в ведёрке растаял ? (Ответы детей.) Правильно, в группе тепло и снег начал таять . Посмотрите, на улице снег казался белым и чистым, а когда растаял и превратился в воду, вода оказалась мутной и тёмной. Значит снег не очень чистый , поэтому чтобы не заболеть снег нельзя брать в рот !

Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

ИЮНЬ

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ

День седьмого ноября
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ - и млад и стар
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.

Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

ИЮНЬ

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

НОЯБРЬ

День седьмого ноября
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ - и млад и стар
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.

Слово «календарь» восходит к латинскому «calendae» (первый день месяца), а оно, в свою очередь, к глаголу «сalare», что означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Вообще календари создавались для измерения времени, периодичности явлений природы, времен года и праздников. Я попробую составить «колокольный календарь», где колокольчики будут отражать основные праздники месяца, народные гулянья, традиции, символику и красоту природы.

Открываем календарь -
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу во дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

(С. Маршак)

Известные поговорки и приметы в январе:

Месяц январь – зимы государь;

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает;

Январь – весне дедушка;

Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают;

Коли в январе март, бойся в марте января.

Январь – просинец, перелом зимы, перезимье.


Январская погода

Январь – году начало, зиме серёдка. Своё имя месяц Январь получил в честь римского бога Януса – божества неба и солнечного света, символизирующего начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее. Он открывал небесные врата, выпуская на небо солнце, а на ночь вновь запирал их. По легенде, Янус научил людей ремеслам, земледелию и исчислению времени. Этот педантичный бог вел счет дням, месяцам и годам: на пальцах его правой руки было начертано число 300 (ССС), а на левой 65 (LXV), что в сумме давало 365 – общее число дней в году.


Авторская работа «Зимняя Сказка» из музея игрушки «Великий Устюг»

Саксонцы называли первый месяц года – месяцем волка. А славяне давали разные имена – снежень, просинец, ледовик. Название «просинец» произошло от древнерусского слова «синь» — светлый, яркий, красный. Также январь называли «сечень» – сечет зиму пополам. Трещит январь – «лютовей», «трескун», «снеговик». А солнце с января на лето поворачивает. По народному поверью, оно, наряженное в яркий сарафан и кокошник, выезжает и направляет своих коней на летнюю дорогу.


Дед Мороз

В природе январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. Мороз и ветер знобят всё живое, загоняют зверей в норы и логовища; в январе повсюду лежит снег, замерзают реки, деревья покрыты инеем, зима вступает в свои законные права. Несмотря на лютые морозы в народе это время называют ласково – «зимушка-зима».


Снегурочка. Лариса Нагурная

«Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля…. А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!..», — так описывает И.С. Соколов-Микитов русскую зиму.


Новогодняя ёлка

Январские праздники самые долгожданные и самые веселые в году. Новый год – одно из самых главных событий в году. А раньше по первому дню года земледельцы старались узнать о характере следующих месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких.


Ночь перед Рождеством. Елена Лаптева

Самые главные символы этого праздника – Дед Мороз, Снегурочка и новогодняя ёлка. Издревле Дед Мороз был просто духом холода. Люди не ждали от него подарков, а приносили сами – за порог своих жилищ бросали лепешки с мясом, чтобы задобрить Мороза. На Западе этого волшебника называли Святым Николаем или Санта Клаусом. И только к концу XIX века складывается иное представление о дедушке Морозе, который поздравляет, одаривает и ласкает детей. Снегурочка – положительный образ, появившийся в глубокой древности. Но этот фольклорный персонаж был опоэтизирован А.Н. Островским в его знаменитой весенней сказке. Растаяв от любви весной, Снегурочка начала свою жизнь в литературе и искусстве.


Рождество

Канун или Сочельник, а точнее вечер перед Рождеством, получил свое название от обрядовой еды – сочива, т.е. зерновой каши. Хотя и представляется этот день праздником, но пиршества были не приняты, правило «до первой звезды нельзя» заставляет не просто вспомнить о Вифлеемской звезде, но и с нетерпением ее дожидаться.


С Рождеством. Н. Минькова

По народным поверьям накануне Рождества Христова в природе совершаются чудеса. В сочельник будто бы деревья начинают переходить с места на место, а то и зацветают на миг в самый трескучий мороз, человеческим голосом способен заговорить с хозяевами домашний скот, вода в колодце вполне может превратиться в вино, а со дна озер вдруг поднимаются затопленные храмы и монастыри, и слышен звон их колоколен.


Коза (колядки). Л. Островерхова

День рождения Божьего сына – любимейший христианский праздник в январе. Всенощные службы в храмах, веселье, застолье, подарки, шумные игрища – обязательные атрибуты Рождества. В крестьянских избах елки не наряжались, эта традиция бытовала только в состоятельных домах, большей частью городских. Но подарки получали все дети, и даже самый неимущий бедняк старался порадовать своих малышей хотя бы пряником.


Крещение. Оксана Шафиева

Целых две недели после Рождества до самого Крещения будут длиться Святки – самый длинный праздник в крестьянском календаре, пора задорного веселья, игр на свежем воздухе, колядования и гаданий. Колядки или зимние святочные песни встречаются не только в фольклоре славянских, но и европейских народов, само название восходит к греко-римскому празднику нового года calendae. Изначально эти песни имели магический смысл: величание хозяина дома и членов его семьи должно было при помощи словесных образов призвать богатсво, урожай и приплод. Считалось, что чем больше колядовщиков зайдет в дом, тем лучше. В благодарность за благую весть о рождении Христа, обновлении мира, принято было дать угощения с праздничного стола.


Зимушка-зима. Лакеева

Ряженье – элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок. Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообразен: они могли изображать различных животных и птиц, барыню, цыгана, нищих, кикимору, ведьм, черта и т.д. Музыкально-шумовой фон складывался из звона колокольчиков, бубенцов, стучания ложками.

Рождественские святки заканчиваются Крещением, главным событием этого праздника являлось водосвятие. Помимо купания в проруби в этот день устраивались смотрины: наряженные девушки выстраивались около проруби, а парни выбирали себе невест.


По щучьему велению. С. Шеронова

В долгие зимние январские вечера – самое время рассказывать истории и сказки. Вспоминали сказку про Емелю и щуку, Морозко и Снегурочку.


Морозко. Хохлова


Снегурочка. О. Гусева

Католическая святочная неделя заканчивается праздником «Трех королей или мудрецов». Содержанием праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем.


Праздник трех королей

Традиционным цветком января в Англии считается . Она олицетворяет любовь и восхищение, чистоту и свежесть.


Девушка-январь. Marjorie Sarnat

Источники:
И.И. Шангина. Русские традиционные праздники. – СПб.: Азбука-классика, 2008. -336 с.
Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы/ Художн. В. Дугин. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 208с.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989. – 496 с.
журнал Discovery №1, 2011 год.
http://retroman.ru/происхождение-названий-месяцев.html
http://origin.iknowit.ru/paper1133.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-359439.html#10846391
http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_pro_zimu.html

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(вторая младшая группа)

«В январе, в январе, много снега во дворе…»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ. Ведро, морковка, метла для украшения снеговика, вылепленного из снега. Ведро для снега.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтение стихотворения Я.Акима «Первый снег». Наблюдения за падающим снегом. Лепка снеговика. Заучивание стихотворения «Наша ёлка» (в сокращении) Е.Ильиной. Пение песни «Наша ёлочка», муз. М.Красева, сл. Клоковой. Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие». Аппликация «Снеговик». Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне».

Воспитатель читает детям стихотворение С.Маршака «Январь»:

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небе дым идет столбом.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас зима. Посмотрите, как красиво вокруг! Снег укрыл землю, деревья и дома. Возьмите снег в руки. Какой снег? (Холодный, белый, тает в руках). А можно ли из снега лепить? Из снега лепить можно, но он не всегда лепится. Когда на улице холодно, снег обычно рассыпается. Когда на улице теплеет, снег становится липким, и из него можно лепить. А что можно слепить из снега? (Ответы детей). Из снега можно лепить снежные комочки – снежки. Давайте попробуем слепить снежки и поиграть с ними.

Дети лепят снежки и бросают их в цель.

Педагог хвалит ребят за меткость и спрашивает: «А что еще можно слепить из снега? Конечно, из снега можно слепить снеговика! Я предлагаю вам слепить большого снеговика».

Дети катают снежки. Воспитатель катает большие комки и складывает из них снеговика. Из маленьких снежков, которые скатали дети, он делает отдельные детали снеговика.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что изменилось?»

Дети встают лицом к снеговику, внимательно его рассматривают, запоминают. По сигналу воспитателя дети отворачиваются от снеговика, а взрослый убирает одну из значимых деталей (шапку, нос, метлу). Затем ребята отворачиваются и определяют, что изменилось у снеговика. Воспитатель поощряет особо внимательных детей.

Игра повторяется 3-4 раза.

В течение всей прогулки педагог создает условия для игр детей со снегом. По окончании прогулки предлагает детям наложить снег в ведерко и взять его с собой в групповую комнату. В групповой комнате дети наблюдают за таянием снега.

Воспитатель: Как вы думаете, почему снег в ведерке растаял? (Ответы детей). Правильно, в группе тепло и снег начал таять. Посмотрите, на улице снег казался белым и чистым, а когда он растаял и превратился в воду, вода оказалась мутной, темной. Значит снег не очень чистый, поэтому чтобы не заболеть снег нельзя брать в рот!