Классный час «Краски Осени». Классный час "путешествие в осень"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я … (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

Вопросы

Ответы

Цветами какого растения украшала прическу королева Франции?

Картофеля

От какого слова происходит название «капуста», что оно означает?

От слова «капут»– голова

Что носили рыцари на груди как талисман?

Луковицу

В каком овощном растении содержится

90 % воды?

В капусте

Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

Морковь

Откуда родом картофель?

Из Южной Америки

В какой стране огурцы растут в лесу?

В Индии

Какое вещество особенно ценится в моркови?

Каротин; попадая в организм человека превращается в витамин А

Почему в пищу надо употреблять больше овощей?

В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть…

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!

Цели и задачи : воспитывать любовь к России и своей Родине, чувство красоты природы осенью, вспомнить названия месяцев осени, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Предварительная работа: учащиеся заранее рисуют работы для выставки осенних картин, делают поделки из природного материала.

Оборудование: презентация, картинки с названием месяца, картинки осени (из календаря), картинки фруктов и овощей), флешка с музыкой.

Музыкальный материал:

1. Кар-кар на дорожку- Фон на начало - флешка.

2. П.И. Чайковский “Осенняя песнь” - слушание – флешка.

3. Осень постучалась к нам золотым дождем- исполнение – флешка.

Ход мероприятия

Слайд 1 “Любит осень детвора”. Презентация

Звучит музыка (“Кап-кап на дорожку”)

Учитель: Ребята, отшумело лето, начат новый учебный год. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о замечательном времени года- осени.

1. Чтец: Осень! Славная пора!
Любит осень детвора,
Сливы, груши, виноград -
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:
Здравствуй, осени пора!

2. Чтец: Журавли на юг летят.
Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам.
Очень, очень просим.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая

Учитель: Почему осень называют золотой? (ответы детей)

Сегодня мы с вами поговорим об осени, вспомним осенние приметы, послушаем произведения об осени, прочитаем стихи, поиграем.

Слайд 2 (картинка осени детская)

3. Чтец. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.

4. Чтец. Утром мы во дворе идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

5. Чтец. Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит, должно быть, это
Улетает наше лето.

Слайд 3 (осенние леса)

6. Чтец Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила,
Пожелтел орешник,
Заалели клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы -
Не жалейте лета!
Посмотрите - роща
Золотого цвета.

Слайд 4 (рисунки и картины осени) + картинки на доску

Учитель: Осень приходит к нам с тремя братьями. Узнаете их?

7. Чтец. Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Дети хором: Сентябрь.

8. Чтец. Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Дети хором: Октябрь.

9. Чтец. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Дети хором: Ноябрь.

Слайд 5 (загадки)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно узнали братьев-месяцев. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте загадки. Каждому ряду я буду загадывать загадки.

1. Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
и бормочет, поет,
убаюкивает? (Дождик)

2. Пришла без красок
и без кисти
и перекрасила
все листья. (Осен ь)

3. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро - кто же я? (Олен ь)

4. Сидит - зеленеет,
Падает - желтеет,
Лежит - чернеет. (Лист )

5. Она под осень умирает.
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она - их главная еда. (Трава )

6. Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
Все наряды отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста )

7. Из норы за холку пышную
Я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку,
А хрустящую … (Морковку )

8. А на этой грядке.
Выросли загадки,
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени - краснеют. (Помидоры)

9. А на этой грядке -
Горькие загадки.
Тридцать три одежки,
Кто их раздевает –
Слезы проливает. (Лук )

Слайд 6 (Пустой, листопад)

А кто из вас самый наблюдательный? При ответе поднимаем руку.

1. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж )

2. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Бел_А )

3. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен )

4. У какого зверя осенью, в листопад, появляются детеныши? (У зайца )

5. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы )

Физминутка

Учитель: Осень - чудесное время года, много прекрасных мелодий написано русскими композиторами.

Слайд 7 (П.И. Чайковский)

(Слушание произведения П. И. Чайковского “Осенняя песня”.) Беседа о музыке

Слайд 8 (скрипичный ключ)

Музыкальная пауза Исполнение песни “Осень постучалась к нам”

Слайд 9 (пустой- солнце)

Учитель. Осень - пора сбора урожая.

В садах, огородах кипит работа (ведущая беседует о работах в саду-огороде).

Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб - наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

10. Чтец. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

11. Чтец. Но не сразу зерна стали
Хлебом тем, что на земле.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Учитель: Что сделали люди, чтоб у нас на столах был хлеб? (Ответы детей)

Учитель: Осень - хлопотливая пора и у зверюшек, они готовятся зимовать.

А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.

12. Чтец Заяц (сделать маску зайца)

Пора мне, зайчику,
Линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.

13. Чтец Белка (сделать маску белки)

А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас,
Мне очень холодно сейчас.

14. Чтец Медведь (сделать маску медведя)

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью - зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.

15. Чтец Еж (сделать маску ежа)

Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я - выбился из сил.
Сучков себе я принесу.
Квартиру сделаю в лесу.

Учитель: Ну что ж, старайтесь,
В добрый час,
Мы очень рады видеть вас.

На этом занятие наше заканчивается. Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью - особенно!

Рефлексия. Слайд 10

Выберите веселый смайлик- если мероприятие вам понравилось, грустный - если нет.

Занятие закончилось. До свидания.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Мы – листики осенние,

Летим, летим, летим.

Легко и плавно в воздухе

Кружим, кружим, кружим.

Повертелись, покружились

И на землю опустились.

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я... (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть...

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!


Разработал: учитель начальных классов

Белик И.В.

Тема: Путешествие в осень

Цель: расширить и обобщать знания учащихся об осенних изменениях в природе;

Задачи: развивать культуру речевого общения, наблюдательность, внимание, мышление.

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память

воспитывать любовь к природе и окружающему миру,

Оборудование: презентация, осенние разноцветные листики, музыкальные записи

Ход классного часа

Орг. Момент

У каждого из вас на столе лежат осенние листья. Составьте из них тему нашего классного часа.

- ОСЕНЬ

Вводная беседа

Какое сейчас время года?

Как вы поняли, что это осень?

Сегодня наш классный час посвящен удивительному времени года – осени. Об этом времени можно говорить много. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Небо покрыто темными тучами, часто льют холодные дожди, лужицы покрываются тонким ледком. Последние птицы улетают в теплые края. Облетели с деревьев последние листья. Кажется сама природа грустит, что собран последний урожай, опустели леса, поля, уходит последнее тепло.

Очень много написано произведений об осени, картин, музыки.

И сегодня мы совершим путешествие в осень. У каждого из вас осенний листик. Представим, что этот листик наш осенний ковер- самолет. Проговаривая волшебные осенние слова, волшебный осенний листик перенесет нас по разным страничкам осенней истории.

Озорной ветерок
Пригласил на вальсок
Золотистый листок.
Закружился весь лес
В ожиданье чудес

1страничка музыкальная

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года» «осеняя песня», песенка про осень

2 страничка художественная



3 страничка Литературная Стихи об осени – читают наизусть дети

Осень в лесу

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

Стыну... -

И дрожит от холода.

А береза рада

Желтому наряду:

Ну и платье!

Что за прелесть! -

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

Зябну!.. –

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

Мерзну! Мерзну! -

Обмануло золото -

Не спасло от холода А. Гонтарь

Осина
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
(Р. Сеф)

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.

Лучезар Станчев

4 страничка загадочная




Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)


Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички, вы куда спешите?

Нашим детям расскажите! (На юг)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто... (Листопад
)


В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает А потом на травке тает. (Первый снег, снег с дождем)

4 страничка приметная Приметы об осени

.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.
Если паутинки летают осенью - пришло бабье лето
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много

будет, а низко - мало снегу будет.
Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.
Комары поздней осенью - к тёплой зиме.
Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студенной зиме,

навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны –

и зима средняя будет.
От осени к лету повороту нету

5. Страничка творческая

Используя цвета осени мы вместе нарисуем осеннюю радугу. Каждый выберет свой цвет и изобразит его на ватмане. У нас получится общая осенняя картина.

5. Рефлексия.
- Общение с вами доставило мне огромную радость. Мне очень понравилось сегодня с вами работать. И поэтому настроение сейчас у меня радостное, как вот этот листик.
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Пускай каждый из вас выберет листочек такого цвета, какое у него сейчас настроение и соберем их в большой осенний букет
- Спасибо всем за участие!

«Золотой листопад», 1-2 класс. Разработка

Цель: уточнить представления детей об осенних явлениях природы; развивать внимание, логическое мышление, ориентацию в пространстве, память, речь.

Оборудование: у учителя — рисунок ветки с прикрепленными к ней шестью желтыми листьями с номерами на лицевой стороне от 1 до 6, шесть карточек с текстами заданий под номерами от 1 до 6, распечатки к заданию 5 для каждой пары учащихся; магнитофон, запись легкой инструментальной мелодии; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель. Самой яркой приметой наступившей осени является листопад. Как только ни описывали его поэты в своих стихах, с чем только ни сравнивали облетающие листья, какие только слова ни подбирали!.. Послушайте цитаты из произведений разных авторов, постарайтесь представить себе описываемые ими картины. Скажите, какие слова и выражения, выбранные авторами, вам особенно понравились.

Учитель читает, останавливаясь после каждой цитаты; выслушиваются отклики детей.

В саду листки берез,

Без шороха срываясь,

Средь тонких паутинок,

Как бабочки, летят.

И. Бунин

Дорожки в скверах почернели.

Бушует в рощах листопад.

Н. Доризо

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

А. Пушкин

Ветер бронзу с деревьев срывает,

Листьев бронзовых слышится звон.

Э. Межелайтис

Тихо льется с кленов листьев медь.

С. Есенин

Листья летят, словно клочья тетрадок.

А. Ахматова

Осень ранняя развесила

Флаги желтые на вязах.

А. Ахматова

Ты видел факельное шествие

Берез осенних на Руси?

Они леса зажгли окрестные, —

Теперь попробуй погаси!

Д. Смирнов

Листопад золотые потоки

Разметал — ничего не найдешь.

А на ветке листок одинокий

На замерзшую птицу похож.

Т. Таисоглы

По российским полям в сентябре

Прокатилась волна листопада.

В. Мослан

Учитель. Сегодняшнее занятие нам поможет провести вот эта веточка с не успевшими еще облететь листочками.

Учитель обращает внимание детей на рисунок ветки с прикрепленными к ней с помощью кнопок шестью листьями.

Выполнив задания, принесенные нам осенними листьями, в конце занятия мы увидим, что нашей веточки тоже коснулся листопад.

Номера листьев выбираются детьми в любой последовательности. После успешного выполнения задания лист с выбранным номером снимается. 20

Задание 1. Изобразить по клеточкам листок.

Учитель выполняет задание одновременно с учащимися на клеточках доски.

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на одну клетку вверх наискосок слева направо;

на одну клетку вправо;

на две клетки вниз;

на три клетки вниз наискосок справа налево;

на три клетки вверх наискосок справа налево;

на две клетки вверх;

на одну клетку вверх наискосок слева направо;

на одну клетку вправо;

на одну клетку вниз наискосок слева направо;

на две клетки вверх;

на одну клетку вверх наискосок слева направо.

Разукрасьте листок в золотой цвет. Какими карандашами можно воспользоваться?

Задание 2 . Вставить в фразы недостающие слова.

1. ... птицы прилетают, а осенью...

2. ... осени веселое, а конец осени...

3. ... придет лето, а за осенью...

4. ... дни становятся длиннее, а осенью...

5. ... начинается потепление, а осенью...

6. ... учебный год заканчивается, а осенью...

7 как правило, идет снег, а осенью, как правило, ...

8. ... мы собираем ягоды малины, а осенью ягоды...

9. ... грибная пора начинается, а осенью...

10. ... начинается с июня, а осень...

Ответ. 1. Весной, улетают. 2. Начало, грустный. 3. За весной, зима. 4. Весной, короче. 5. Весной, похолодание. 6. Весной, начинается. 7. Зимой, дождь. 8. Летом, клюквы. 9. Летом, заканчивается.

10. Лето, с сентября.

Задание 3. Игра «Что это?»

Густой, волнистый, утренний, холодный, липкий. (Туман)

Моросящий, затяжной, косой, нескончаемый, барабанящий. (Дождь)

Ясный, солнечный, теплый, тихий, осенний. (День)

Туманное, серое, мглистое, сырое, пасмурное. (Утро)

Рыжий, золотой, огненный, непрерывный, ежегодный. (Листопад)

Живительный, бодрящий, морозный, свежий, чистый. (Воздух)

Грязная, глубокая, темная, широкая, хлюпающая. (Лужа)

Лучистое, яркое, золотое, ласковое, румяное. (Солнце)

Бездонное, голубое, безбрежное, частое, высокое. (Небо)

Знатный, хороший, богатый, небывалый, высокий. (Урожай)

Задание 4. Отгадать «урожайные» загадки.

В процессе разгадывания учитель записывает доску слова-отгадки.

Этот овощ для борща,

Хорош с ним винегрет.

Он имеет темно-красный,

Точней — бордовый цвет. (Свекла)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь она гладкая,

На вкус же очень сладкая. (Морковь)

Стоит матрешка на одной ножке,

Закутана, запутана. (Капуста)

Круглый бок, желтый бок —

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Узнали? Это... (репка).

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко,

А когда его сорвем,

Много зерен соберем. (Подсолнух)

Хлеб второй пришел на стол,

Он не из муки.

Очень любят его люди,

А еще — жуки! (Картофель)

Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть —

Приходите посмотреть. (Кабачок)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох)

Вырос я на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)

Учитель . Прочтем хором сделанную мной запись на доске. Запишите в тетрадь все слова-отгадки, которые вам удалось запомнить.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Задание 5 . Соединить начало и конец пословицы.

Учащиеся получают распечатки задания. Работа проводится в парах. Проверка.

Ответ. Осень — перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осенью и у воробья пир. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Смысл пословиц объясняется.

Задание 6 . Представить себя осенним листком, оторвавшимся с дерева и полетевшим путешествовать.

Звучит тихая инструментальная мелодия в течение примерно одной минуты. Дети могут закрыть глаза, воображая себя листком. Желающие рассказывают о своем «путешествии».

Учитель . В заключение, ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Листопад

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Все притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света —

Небо все созвездия зажгло!

Звезды то роятся, будто пчелы,

То горят они, как светлячки....

Слышно, как слетают с ветки голой

Самые последние листки.

Е. Трутнева