Инкерманский монастырь. Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох. Климент - Папа Римский и раб в каменоломнях

Летом 2010 года мне довелось отдыхать в Крыму. Сочетание безжизненных скал и бесконечно голубого моря не могли оставить меня равнодушной. Но Крым знаменит не только своей природой. На территории чуть большей, чем половина Московской области, находятся множество памятников истории и архитектуры: это и Херсонес в Севастополе, и Ливадийский дворец близ Ялты, и Инкерманский монастырь, и Генуэзская крепость в Судаке и другие достопримечательности.

Я побывала во многих местах Крыма, но больше всего меня поразил Инкерманский монастырь, поэтому хочу остановиться на его истории и описании современного состояния более подробно.

Местоположение

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь находится близ города Севастополя, в его пригороде Инкерман, на правом берегу реки Черной.

Инкерман знаменит инкерманским камнем. Это плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Этим камнем, например, облицован знаменитый Ливадийский дворец, который был построен в начале 20-ого века для отдыха царской семьи. Этот дворец также знаменит тем, что в 1945 году в нем проходила Ялтинская конференция. Добывали этот камень здесь ещё во времена Римской Империи, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, и возник пещерный монастырь.

История святого Климента

Еще в 1-ом веке Крымский полуостров носил название Таврического и принадлежал Римской империи. Одним из крупнейших городов на Таврическом полуострове был Херсонес, или Корсунь (территория нынешнего Севастополя), а близ этого места (в нынешнем Инкермане) находились каменоломни, куда, по преданию, в качестве рабов ссылали христиан нечестивые римские императоры. Так, римский император Траян, который был ревностным идолопоклонником, в 94 году среди других христиан сослал на каторжные работы в каменоломни и святого Климента, папу Римского .

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать на каменоломнях совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором святитель проводил Литургии .

Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб святитель Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий - создатели славянской азбуки. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. А другую часть блаженных останков святого Климента оставили в Херсонесе, где они оставались вплоть до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

Зарождение монастырской жизни

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Крым под властью турок и Сказания русского священника Иакова Лызлова

Но в 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, что христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Запустение было достаточно долгим, оно продолжалось без малого четыре столетия.

Предание, которое основывается на Сказаниях русского священника Иакова Лызлова, рассказывает, как отец Иаков совершал паломничество по Крымскому полуострову, когда он находился под турецко-татарским игом. Сказание относится к 30-м годам 17 века. Отец Иаков, прибыв в монастырь, нашёл в опустевшем и разорённом Свято-Климентовском храме нетронутую раку с мощами. Он долго собирал сведения у местных жителей, пытаясь определить, кому принадлежат нетленные останки. Но этого уже никто не мог вспомнить. Местные жители рассказывали отцу Иакову, как эти мощи татары несколько раз пытались зарыть в степи, но они чудным образом возвращались в раку в монастырь. В конце концов, татары решили оставить мощи в монастыре. Священник Иаков, помолясь, решил увести святые мощи в Россию, чтобы они не были поругаемы нечестивцами. Но во сне ему явился образ святого Георгия Победоносца и запретил увозить свои останки из Крыма (Ранее монастырь назывался также Георгиевским).

Крым - часть Российской Империи

С 1783 года Севастополь перешёл под власть Российской Империи.

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Струков (1827-1899). Реставрируя храм святого Климента, он покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма .

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. Серьёзно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой .

Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Над его престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись - моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм сооружён на месте древней пещерной церкви св.Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

Как связь с историческим днём Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Храм св.Николая на верхнем плато Монастырской скалы освящён 5 октября 1905 года. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружён из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведён на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Есть мнение, что им был Г.Долин, архитектор Севастопольского градоначальства. Храм св.Николая был закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

Монастырь во время гражданской войны и советской власти

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить четыре монаха.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу .

После войны погибшим войнам поставили памятник.

Возрождение обители. Судьба архимандрита Августина

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина. Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении повреждённой мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его назначили настоятелем сразу двух разорённых храмов. Но никто никогда не видел отца Александра огорчённым, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь всё управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Впоследствии отец Александр принял монашеский постриг и был назначен наместником в один из крымских монастырей, но всегда помогал братии Инкерманского монастыря. В 1996 году архимандрит погиб в автомобильной катастрофе, его тело решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Его могила находится в монастырском дворике у подножия скалы.

Современное состояние

Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Все они соединены общим коридором.

Вход в пещерный храм - это дверь в закопчённой стене. Паломник, переступив порог, видит перед собой узкую лестницу из камня. Эта лестница ведет к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон.

В левой стене - склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившиеся к отвесной скале деревянные часовенки, увенчанные маковками с крестами.

Средняя из трёх церковь - во имя святого апостола Андрея - как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм - это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св.Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма - действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе - маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных... А кругом - постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше...

Материал подготовила Ольга Руднева

Примечания.

1. Кстати, каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалёку - товарная станция «Инкерман-1».

2. Источник пересох в 1930-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

3. Есть мнение, что попытки реконструкций оставшихся храмов нанесли непоправимый урон их первоначальному облику: были уничтожены средневековые фрески в храме святого Евграфия. При строительных работах менялась планировка церквей в соответствии со вкусами новых заказчиков, так что нынешние храмы уже мало походят на первоначальные.

4. Это строительство также нанесло существенный урон архитектурному облику монастыря. Были уничтожены пещерные скиты в Георгиевской и Троицкой балках. Эта железная дорога действует до сих пор, на территории монастыря находится железнодорожная станция.

5. Интересно заметить, что в то время как штаб советской армии располагался под защитой отвесной скалы в монастырских пещерах, рядом проходила железная дорога, штаб немецкой армии находился в знаменитом Ливадийском дворце на значительном возвышении, так что немецкое командование могло любоваться изумительным видом на море.


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Инкерманский пещерный монастырь является самым древним среди пещерных обителей, находящихся в Крыму. В Монастырской скале (ее западном обрыве) высечены основные его помещения. На плато этой скалы сохранились руины создание которой относится к VI веку. В этой статье мы опишем Инкерманский пещерный монастырь, экскурсия в который стала неотъемлемой частью культурной программы многих людей, решивших посетить Севастополь. Обитель находится неподалеку от этого города, в Инкермане (пригороде Севастополя). Мы подробно расскажем об истории обители и ее основных храмах.

Святой Климент

Человеком, который основал Свято-Климентовский пещерный монастырь, является святой Климент, один из самых известных проповедников христианской религии. Он был возведен в сан самим апостолом Петром в Риме. За проповедь христианства в этом городе Климента сослали в Херсонес. Здесь уже находилось около 2 тыс. христиан, которых ранее постигла та же участь. И в каменоломнях святой проповедовал свою веру. Многие каторжники, а также жившие неподалеку свободные люди крестились у него. Правители Херсонеса, обеспокоенные этим, казнили епископа в 101 году. На шею ему привязали якорь, после чего утопили в расположенной неподалеку Казачьей бухте.

Строительство церкви и мощи св. Климента

Год спустя, во время отлива, останки праведника были найдены в подводном гроте. С тех пор ежегодно в день его смерти верующие приходили к месту его казни. Они отправлялись на поклон к святым мощам по обнажившемуся дну. Вплоть до XI века морской отлив позволял людям совершать такое паломничество. Затем на небольшом острове, находящемся посреди бухты, была сооружена церковь, и мощи Климента перенесли туда. И в наше время существует этот островок. Сейчас он является территорией воинской части. В результате раскопок, проведенных в 1890 году, было найдено несколько помещений, а также часовня с мощами святого.

В 861 году и Мефодий прибыли в Херсонес. С разрешения местного архиепископа они забрали часть мощей с собой и перенесли их в Рим. И по сей день они хранятся здесь, в базилике св. Климента. Князь Владимир, крестившийся в Херсонесе в Х веке, перевез в Киев часть мощей этого святого.

Строительство укрепления

Византийцы в VI веке поставили свое укрепление на вершине Монастырской скалы. Обитель при них разрослась: в скале постепенно высекались кельи, храмы и пещерные помещения. Все они соединялись лестницами, вырубленными в камне. Скорее всего, именно здесь обосновались монахи-иконопочитатели, которые бежали из Византии в период иконоборческих гонений.

Возникновение поселения, захват крепости турками

В Загайтанской скале, расположенной восточнее, изрешеченной многочисленными пещерами в несколько ярусов, возникло средневековое поселение, которое до сих пор мало изучено. До начала XIV века письменных свидетельств о Каламите не сохранилось. Эта часть Крыма в XV веке оказалась под влиянием княжества Феодоро. В устье реки Черной был создан морской порт Авлита. В целях его защиты Алексей, кангупский князь, отстроил заново находившееся на острове древнее укрепление. Так оно стало крепостью Каламитой. Эту крепость в 1475 г. захватили турки. Они реконструировали ее, чтобы она соответствовала требованиям огнестрельного оружия. Именно от турок пошло новое название этого места - Инкерман, что в переводе означает "пещерная крепость".

Монастырь в это время пришел в упадок. Скорее всего, монахи переселились из обители на мыс Фиолент, где был расположен Свято-Георгиевский монастырь. В дальнейшем обитель возрождалась на короткое время. После того как христиане ушли из Крыма в 1778 г., монастырь был окончательно заброшен.

Возрождение обители

После присоединения Крыма к территории России начал возрождаться Инкерманский пещерный Киновия была открыта в 1850 г. Также началась реконструкция расположенных здесь трех пещерных храмов. Так получил вторую жизнь Свято-Климентовский Инкерманский монастырь. История его была отмечена целым рядом важных событий.

Церковь Климента

Церковь во имя Климента была освящена первой (в Средневековье это был Георгиевский храм, который, согласно преданию, сам Климент вырубил в скале). Церковь имеет форму базилики. Ее пространство делится на три части двумя рядами колонн. Сохранились скамьи, вырубленные в скале, часть колонн, а также ниша, предназначенная для запрестольного образа. Длинный коридор ведет к этой церкви. В нем вырублены каменные скамьи. Также сохранился до нашего времени двухступенчатый синтрон в апсиде. В центре его имеются остатки горнего места, а в стене над ним вырублена ниша, предназначенная для запрестольного образа. Массивный процветший крест вырезан здесь же. Что касается древних фресок, то от них сохранилось только изображение сидящего на престоле Спасителя.

Низкий и небольшой древний придел находился с правой стороны церкви. Он посвящен апостолу А. Первозванному. придела отделялся сплошной скальной перегородкой от остальной части. Посередине перегородки были Также имелись два маленьких окошка. Под левым окошком, в алтаре, был встроен жертвенник с нишей под ним. Возле правого окна было сооружено седалище для священника, выполненное из камня. Также в алтаре находился каменный престол, который примыкал к восточной стене.

Обнаружение древних помещений, открытие церкви св. Мартиниана

В ходе проведенной реставрации были обнаружены и другие древние храмы, а также подсобные помещения. Однако они были засыпаны или закрыты стенами, поэтому остались неисследованными. Второй в Инкерманском монастыре открыли посвященную св. Мартиниану пещерную церковь. Она представляет собой прямоугольной формы храм, перекрытый куполом (полукруглым).

Дальнейшая судьба обители

Спустя два года после обнаружения монастыря разразилась Жестокие бои происходили у Черной речки. Каламита, где находились русские войска, была жестоко обстреляна. Англичане разграбили имущество, принадлежавшее монастырю. Когда война окончилась, монахи вновь поселились в киновии. Они построили домовую церковь (Свято-Троицкую), а также дом настоятеля. Также монахи провели реставрацию источника св. Климента. Немного позже была построена гостиница для паломников. В честь чудесного спасения семьи императора, произошедшего у ст. Борки при крушении поезда в 1888 году, в 1895 г. в обители был возведен новый храм. Он был посвящен целителю и великомученику Пантелеимону. Особенность этого храма заключается в том, что его алтарная часть вырублена в скале, а оставшаяся, наземная, созданная в византийском стиле.

История монастыря в ХХ веке

В монастыре в 1905 г. было создано еще несколько храмов. Один из них находится в восточной части скалы, на месте храма св. Евграфия, существовавшего в Средние века. Он был освящен в честь св. Дм. Солунского. В ХХ веке в Дмитриевском храме совершались захоронения. Здесь имеются 3 гробницы, которые были вырублены рядом с храмом, в полу небольшой пещеры. В это же время на верхнем плато было завершено строительство церкви Николая Чудотворца. Она с двумя приделами, по форме - крестообразная.

История Софийского храма

В присутствии Алексея Михайловича (великого князя), а также участников Крымской войны 27 сентября 1905 г. была освящена церковь иконы "Всех скорбящих радосте". Она построена на месте, где в древности находилась Софийская церковь, высеченная в обрыве, по левому берегу р. Черной. Известно, что в XIV столетии здесь же находился монастырь св. Софии. По всей видимости, он был очень богатым, поскольку его храмы выделялись среди других оформлением и размерами. Когда христиане покидали Крым, обитель была оставлена и заброшена. Собор св. Софии - самый большой в Крыму пещерный храм. Его перекрывает плоский купол. Церковь имеет крестообразную форму. Часть ее северной стены, а также алтарная часть еще в древности обрушились. В полу храма находились гробницы. Имеется ход из этой церкви в часовню, в полу которой есть 2 гробницы с остатками греческих надписей.

Сооружение часовни, крестные ходы

В пещерах монастыря до Крымской войны находились пороховые склады. По окончании боевых действий бывший унтер-офицер поселился возле Каменоломного оврага. Этот человек ухаживал за братской могилой. Благодаря ему был организован сбор денежных средств, и в 1885 году над могилой соорудили часовню. Монахи, которые населяли Инкерманский Свято-Климентовский пещерный каждый год 24 октября шли к этой часовне крестным ходом. Они совершали панихиду по тем, кто был убит за веру и царя. По инициативе Алексея Михайловича в 1903 году Софийский храм был отреставрирован. Со всей страны собирали деньги на это дело. Внутри Скорбященского храма, построенного в это время, хранились образа частей, которые участвовали в битвах на Черной речке.

Строительство новых зданий, закрытие монастыря и его возрождение

В Инкерманском монастыре в 1910 году были возведены 2 жилых здания, предназначенные для братии, а также домовая Благовещенская церковь. Кроме того, при обители была создана церковно-приходская школа. К 1917 году Инкерманский пещерный монастырь населяли 122 послушника и 25 монахов. В период Гражданской войны обитель поддержала отряды Врангеля. После провозглашения советской власти произошла национализация всех обителей и земель Крыма. Инкерманский пещерный монастырь в 1926 г. был окончательно закрыт. В 1927 году уничтожили часовню на могиле бойцов, павших в Инкерманском сражении, а в 1932 - собор св. Николая, находившийся на верхнем плато.

В годы Великой Отечественно войны на месте монастыря располагался штаб Приморской дивизии. В июне 1942 г. ее солдаты старались сдержать немцев, которые рвались к Севастополю. В 1991 году Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь начал возрождаться. Были восстановлены келейные корпуса и храмы.

Инкерманский пещерный монастырь: как добраться

Можно проехать электричкой от Севастополя до о.п. 1531 км. Добраться до монастыря из Балаклавы можно на маршрутном такси или автобусе №31. Еще один вариант - воспользоваться любым междугородним автобусом, который следует до остановки "Втормет", проходя через Инкерман. Если ехать на автомобиле, то возле белого каменного креста (вы увидите его возле главной дороги, которая проходит через весь город) нужно повернуть к обители. Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь имеет следующие координаты: N 44 39.873, E 34 16.160.

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь - Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь.

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII - IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно.

После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, - "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца".

В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день".

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы - Монастырская.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного - небольшой, с низким потолком.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 - 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид.

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря - крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь:

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь не зря называют пещерным, он высечен прямо в отвесной скале, в которой и проживают монахи. Это древнейший храм Симферопольской епархии, ведущий свою историю от I века н.э. Его жизненный путь нельзя назвать легким. Храм был крепостью, убежищем для изгнанников, жильем для отшельников.

Хозяева живописного места менялись, а вместе с ними изменялось вероисповедание. В период Советской власти храм и вовсе закрыли. Большая часть монастыря разрушилась. Но более полувека спустя в обитель вновь вдохнули жизнь. Сейчас в монастыре непрерывно ведутся богослужения, храм активно принимает туристов и паломников, тянущихся сюда из разных стран.

Храм находится на Крымском полуострове, в пригороде Севастополя, г. Инкерман.

Наземная часть примостилась у подножия горы Монастырская, на плато которой распростерлись развалины Каламита, остальные помещения устроены внутри скалы.

Как добраться на машине

Автомобильный маршрут к пещерному монастырю пролегает по Симферопольскому шоссе в направлении Симферополь-Севастополь. Оставив позади г. Инкерман, нужно двигаться вперед. Не доезжая моста через речку Черная, около заправочной станции свернуть налево. С дороги храм не разглядеть, он скрыт железнодорожной насыпью и буйной растительностью.

Единственный ориентир – развалины Каламиты. На территорию обители въезжать запрещено, поэтому возле дороги обустроена бесплатная парковка для машин. Дальше нужно идти пешком до тоннеля, проложенного к монастырю под железнодорожными путями.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом до монастыря можно добраться несколькими способами:

Добраться в Инкерманский пещерный монастырь можно на рейсовом автобусе.

На автобусе На электричке На катере
На междугороднем автобусе «Севастополь-Инкерман» доехать до остановки «Втормет», затем пройти пешком около 500 м. Если попросить водителя, то он остановит непосредственно около монастыря.

Маршрут из района «Северная сторона» пролегает на рейсовом автобусе № 106, отходящем от площади Захарова.

От Севастополя на троллейбусе добраться до остановки «5-й км.», затем пересесть на маршрутку № 103 или № 117, выйдя на остановке «Инкерман», следовать до монастыря пешком.

Автобусная поездка до храма составит 30-45 мин., в зависимости от выбранного маршрута.

На электричке «Севастополь-Симферополь», следующей

с ж/д вокзала с промежутком в 30 мин., доехать до ст. «Инкерман». Поезд доставит до места примерно за 45 мин. Из-за очень близкого расположения храма к путям, из окон электрички обитель, словно на ладони. Создается впечатление, что можно дотронуться до нее руками. Сойдя на станции, перейти через мост и еще немного пройти пешком.

От Графской пристани к монастырю дважды в день ходит катер. Путь на нем займет около 50 мин.

Монастырские купола помогут сориентироваться, они видны издалека. Внутрь храма можно попасть только через тоннель в железнодорожных путях. Если заказать экскурсию в монастырь, то маршрут к нему будет задачей гида, что значительно облегчит проблему.

История монастыря

Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.

Около 2000 ссыльных из Рима и Греции собирались на молитвы в мрачном, вырубленном в скале помещении.

За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.

Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.

Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.

Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.

В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.

С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.

В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.

Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.

Архитектурный ансамбль монастыря

Инкерманский монастырь сейчас представляет собой комплекс из 3 пещерных и 2 наземных храмов, хозяйственного блока, а также жилого помещения для монастырской братии. Наземные храмы – Церковь Святой Троицы и храм Пантелеймона Целителя – находятся у подножия скалы. От дороги к ним ведет подземный тоннель.

Пройдя небольшой монастырский двор, украшенный на входе куполом, окажешься перед тесной дверью в скале, открывающей лестницу, которая ведет в пещерные храмы.

Например:

  • Святого Климента — освящен в 1852 г., спустя 2 года после его создания;
  • Святого Мартина Исповедника — освящен после небольшой перепланировки в 1867 г.;
  • Андрея Первозванного , освящен в 1900 г., хотя это наиболее древний храм из 3-х, вырубил его сам Климент.

Все они объединены общим коридором. Проведенные исследования скальной местности, выявили следы существования 9 соединенных сложной тоннельной системой, пещерных монастырей и около 30 храмов. Все, кроме 5 действующих, в аварийном состоянии. Они сильно пострадали от произошедшего в 1927 г. землетрясения, некоторые были повреждены во время боевых действий.

В 1932 г. их решили разобрать.

На скальных склонах обнаружено 200 вырубленных в разное время искусственных пещер. Эти пещеры – самая большая составляющая монастырского комплекса. Особый интерес вызывает новый братский корпус, расположенный на земле. На фасаде восстановленного здания сохранили следы пуль, в память о пережитой Крымской войне.

Архитектор и внешняя отделка собора

Спрятанный в развалинах крепости монастырь, впечатляет необычной среди серых скал белизной. Его белоснежные наземные здания прекрасно видны из окон электрички мчащейся в Севастополь, поскольку ограда обители находится прямо у железнодорожного полотна.

Ответственный за архитектуру возобновленного в конце XVIII века храма – архитектор и художник Струков Д.М. Внешняя и внутренняя простота зданий подчеркивает суровость этих мест и силу веры служителей Божьих, проживающих в скальных пещерах. Имена тех, кто занимался его обустройством в дальнейшем, к сожалению, не известны.

Ворота монастыря устроены под 40 м. скалой. За ними размещено панно, изображающее храмовых святых. Следом расположилось кладбище, от которого начинается лестница в скалы. Посреди внутреннего двора установлен памятник павшим воинам. Двери в пещерные храмы охраняют образы архангелов Михаила и Гавриила.

Главный храм – это церковь святого Климента. В ней хранится ковчег с его мощами. Прямоугольное строение, объединяющее 3 разных по высоте нефа, разделено 2 рядами колонн и по форме напоминает базилику. Внешний вид здания, покрытого белой штукатуркой, довольно прост и почти не имеет украшений.

Только верхняя часть апсиды украшена вырубленным в камне большим крестом в византийском стиле, от которого полукругом распростерлись незатейливые растительные побеги. По размеру он самый крупный. Остальные пещерные храмы хмуры и невысоки.

Прямоугольная церковь святого Мартина Исповедника, перекрытая полукруглым куполом, внешнего декора не имеет, как и храм Андрея Первозванного, низкие потолки которого как нельзя лучше подчеркивают его пещерное происхождение. Историки считают, что святым Климентом было вырублено именно это помещение. Сохраняя память о создателе, размеры его не изменили до сих пор.

В виду ограниченного пространства пещерных храмов, праздничные богослужения, на которые собираются множество прихожан, совершаются в наземном храме Святой Троицы, расположенном за братским корпусом. Его белоснежное здание неправильной формы, испещрено множеством окон без наличников, открывающих вид на небольшие часовенки. Благодаря большому количеству окон, помещение хорошо освещено.

Частично наземный, храм Пантелеймона Целителя построен в византийском стиле. Прямоугольное здание с прямоугольными окнами и дверью, ничем не декорировано. Над храмом в скале расположены звонницы. Возвели его в 1895 г., в память о спасенной возле железнодорожной станции семье Александра III.

Особый интерес привлекают разбросанные по склонам скалы балкончики, устроенные в многочисленных пещерах. Издалека они напоминают затейливые птичьи гнезда. Дорожки выложены брусчаткой, дворик опрятный и чистый. Завершают ландшафт пруд и цветочные клумбы. От железнодорожных путей храм отделен высоким металлическим забором.

Внутреннее убранство

Изнутри монастырь выглядит так же просто, как и снаружи. Но эта грубость и мрачность пещер нисколько не влияет на преданность Богу. Она лишь показывает мощь истинной веры. Обустройством внутреннего вида монастыря также занимался Д.Н. Струков. Он сам расписал его иконами. Потолок, прямо поверх грубой вырубки, по его решению покрыли серебряной краской, а пол выложили досками.

В переходах между храмами висят иконы, но выглядят они довольно мрачно. Длинный коридор, ведущий к главному храму, имеет несколько вырубленных в камне скамей. В стене храма прорублена ниша для престольного образа, под ним высечена двухступенчатая дугообразная скамья для духовного отца, по центру расположено горнее место.

Фрески до наших дней не сохранились, кроме той, что изображает Спасителя на престоле. Полотняный иконостас было решено перенести из Свято-Климентовской церкви в храм Святого Мартина. А вместо него установили оцинкованный позолоченный иконостас, на каменном престоле.

При реставрации храма Святого Мартина, его первоначальный вид нарушила несколько расширенная абсида, что придало ему некоторую неравномерность. Престол в нем плотно прилегает к стене. В скальной нише, под стеклом, устроена костница с черепами захороненных людей. Надпись на ней – «Мы были такими же, как вы» — заставляет серьезно задуматься о жизни.

Храм Андрея Первозванного расположен в небольшой пещере. Потолок нависает прямо над головой. Внутри всего 2 окна. У правого в камне вырублено сиденье, здесь святой отец исповедует прихожан. У левого окошка находится алтарь, отделенный перегородкой. Под окном устроен жертвенник, через него во время службы подавали вино и хлеб.

По верху высечена небольшая ниша для хранения сосудов. Престол тоже прилегает к стене.

Особенность храма Пантелеймона Целителя заключается в том, что алтарь его вырублен прямо в стене, а иконостас выложен стеклянной мозаикой. Потолок храма украшает большая кованая люстра. Церковь Святой Троицы немного просторнее, но внутреннее убранство также скромно, как и в остальных храмах: каменный престол, алтарь, иконы и мрачные серые стены, испещренные множеством окон.

Святыни и мощи собора

Инкерманский пещерный монастырь своей главной святыней считает частицу от головы Святого Климента. Ковчег с ней хранится в нефе Свято-Климентовского храма. Кроме нее почитаемы мощи Пантелеймона Целителя и Георгия Победоносца.

В костнице храма Святого Мартина находится 12 голов сосланных на Инкерманские каменоломни людей. Монахи молятся здесь и верят, что усопшие не только слышат, но и молятся о живых.

В малом ковчеге заключены мощи Киево-Печерских святых:

  • чудотворца Печерского Агафона;
  • епископа Новгородского Нифонта;
  • равноапостольной Марии Магдалины;
  • Многоболезненного Пимена;
  • Андрея Первозванного;
  • Вифлеемских младенцев.

Наставники

Самым первым настоятелем монастыря стал его создатель – Климент. Данные о наставниках возрожденной обители по большей части не сохранились. Из современного духовенства наиболее известны о.Тихон – добрый, светлый и шутливый, поступивший в монастырь после службы на флоте, и архиепископ Лука, сменивший о. Тихона после его смерти.

Лука, бывший уже в преклонном возрасте, ревностно приступил к наведению порядка, не жалея своих сил, и, не давая никому спуску. Многие считали его высокомерным и амбициозным служителем. Хирург в прошлом, он продолжал врачебную деятельность, принимая дома бесплатно.

В начале 90-х гг. XX века на пост настоятеля возвели архимандрита Августина, в миру — Александр Половецкий. Именно ему монастырь обязан своим возрождением после закрытия при власти Советов. Кроме того, он собственноручно расписал иконостас. В августе 2015 г. на должность назначили архимандрита Каллиника (Чернышева) и он занимает ее до сих пор.

Расписание служб, режим работы монастыря

Инкерманский пещерный монастырь можно посещать ежедневно с 9:00 до 17:00. Богослужения проходят по пятницам, выходным и праздничным дням. Утренняя служба начинается в 7:00, начало вечернего богослужения в 17:00.

Правила посещения храма

Правила посещения обители так же скромны, как и сам монастырь. От прихожан требуют соблюдать тишину и сохранять смиренный вид. Женщина должна заходить в храм в юбке или платье, длина которых не должна быть выше колен. Голову обязательно покрывать шарфом или платком. Мужчинам не рекомендуется посещать святое место в футболке и шортах.

Престольные праздники

Монастырь ежегодно отмечает 6 храмовых праздников:

  • 08 декабря – день памяти Святого Климента.
  • 13 декабря – день памяти Андрея Первозванного.
  • 27 апреля – день памяти Мартина Исповедника.
  • 09 августа – день памяти Пантелеймона Целителя.
  • 19 августа – Преображение Христа.
  • День Святой Троицы.

Праздничное богослужение проводит действующий настоятель – архимандрит Каллиник. Торжества неизменно приобретают широкий размах, поскольку на службу собирается огромное количество паломников и прихожан храма. Часто на них присутствуют туристы.

Инкерманский пещерный монастырь необыкновенно жаловали венценосные особы. Пожертвования их были более чем щедры. Император Александр II, к примеру, даровал обители 1000 руб. на поминовение павших в битве под Севастополем, а также пожертвовал 3 акции, ценность которых составила 375 руб.

Настоящим чудом считается внезапное появление воды в пересохшем Святом Источнике по причине стройки в карьерах. Свежая вода хлынула из скалы, когда в период изнуряющего зноя папа Римский – Климент самоотверженно молился над ним. Люди верят в целительную силу источника и стремятся искупаться в нем.

Церковное имущество, переданное при закрытии монастыря в Симферопольский музей, и ставшее экспонатами его выставок, неожиданно быстро отсырело. После чего все пришлось убрать.

У подножия скалы «Монастырская» погребены иеромонах Агапит и архимандрит Августин, погибшие в 1996 г. в автокатастрофе. Служитель монастыря, прибывший за телами, увидел, как патологоанатом извлек из тела архимандрита пули. Версию о заказном убийстве доказать не удалось, но их могила на церковном кладбище особо почитаема.

Информация для посетителей

Вход в монастырь бесплатный, но можно внести любую сумму пожертвования в кассу, расположенную у ворот. Рекомендуемая сумма – не менее 150 руб. Также на входе, по монастырю можно нанять экскурсовода (из числа духовных лиц монастыря). Экскурсии проводятся ежедневно, группами до 5 чел., с 8.00 до 18.00., длятся они 20-30 мин. Стоимость на всех составит 500 руб.

Прежде, чем взять экскурсию по монастырю необходимо уточнить, не ведется ли в это время служба. Поскольку во время богослужений в храмы заходить нельзя, и они проходят на улице.

Если экскурсия была заказана предварительно по телефону, то заказавшим ее паломникам, предоставляется скидка.

Внутри запрещено вести фото- и видеосъемку. Для людей, одетых несоответствующим образом, предлагаются фартуки (вместо юбки) и платки на голову. На территории расположены церковные лавки, где можно заказать нехитрый обед, купить свечи. В одной из них можно приобрести монастырский травяной чай и религиозную литературу.

Монастырь в качестве пожертвований примет:

  • теплую обувь и одежду для мужчин;
  • цветочные вазы, ковровые дорожки или ковры для благоустройства монастыря;
  • «Кагор»;
  • черный материал для изготовления облачений.

Заключение

Инкерманский Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь – это олицетворение силы духа и крепости веры, прошедшей тяжелые испытания, которые так и не смогли ее сломить. Необычайно красивый и колоритный ландшафт местности – дополнительный повод, чтобы посетить эти места. И в первую очередь, необыкновенный древний храм.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Инкерманском пещерном монастыре

Инкерманский пещерный монастырь — обзор и экскурсия:

Инкерманский Свято-Климентьевский мужской монастырь, о котором я узнала случайно, оставил во мне особые впечатления. Мы посетили его раньше, чем более известный Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем и это было первое подобное строение (в скале), которое я видела. Но дело не в архитектуре, а в атмосфере этого места. Возможно, из-за того, что в январе было не так много туристов, здесь было достаточно малолюдно и очень-очень спокойно. Настолько, что хотелось присесть на лавочку и вообще никуда не уходить: смотреть на небо, на проезжающие мимо поезда и на карпиков в пруду.

Истоки зарождения Инкерманского монастыря неразрывно связаны с именем святого и проповедника Климента. По некоторым сведениям Климент был возведен в сан в Риме апостолом Петром и являлся его учеником. Климента, как активного проповедника христианства сослали в Херсонес, где уже образовалась христианская колония из ссыльных за веру. И в этом месте, на каменоломнях Монастырской горы, Клемент крестил каторжников и нес свою веру свободным людям Херсонеса.

Как добраться до Инкерманского пещерного монастыря?

Мы ехали сюда на машине по навигатору. Координаты места: 44.604192, 33.607621 Монастырь находится практически в черте города, вдоль ж\д путей, здесь есть большая парковка. Под путями построен проход-арка.


Вход в Монастырь

Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, д.17. По информации с официального сайта, сюда можно добраться любым автобусом, направляющимся в Симферополь, а также маршрутом №103.

Вход в монастырь условно бесплатный, но на входе можно внести пожертвования, насколько помню, рекомендованная сумма 150 руб , здесь же можно заказать экскурсию с подобным рассказом.

Авиабилеты в Крым можно посмотреть тут:

Мы покупали билеты за 2 дня до вылета, через Aviasales. Летели через Москву из Казани. Билет в Москву обошелся в 1700 руб, билет до крым около 2300 — была скидка 50%! Поэтому следите за акциями!

Место на карте

Фотографии и история

Фотографии сделаны 2 января. Как видите, здесь очень зелено, солнечно и даже рыбки в пруду не мерзнут. Поэтому, если вы не фанат пляжного отдыха и просто хотите покататься по красивым местам Крыма, можно спокойно ехать сюда зимой.

По приданиям, благодаря усердным молитвам Св. Климентия, среди скал стал бить источник с водой, принесший большое облегчение каторжникам. Ключ со святой водой пересох только в 70-х годах ХХ века, выйдя на поверхность и образовав небольшое озеро. Миссионерская деятельность святого отца вызвала большую обеспокоенность у правителей города и в 101 г. он был казнен в близлежащей Казачьей бухте.

Ему привязали на шею якорь и утопили. Легенды гласят, что спустя год морское дно обнажилось в месте гибели епископа, и открылся подводный грот, где находились останки святого. На протяжении многих веков, раз в год, в день смерти Климента море отступало, давая возможность верующим поклониться мощам святого.

Большое количество катакомб и искусственных пещер наряду со скальным, укрепленным поселением на берегу реки Черной, возникшем предположительно уже в 5-6 веке, заложили основу для будущей обители. К 5 веку эти земли перешли под влияние Византии, и поселение получило дальнейшее развитие как защитное сооружение. Начинается строительство крепостных стен, башен и внешнего рва крепости Каламита. По имеющимся предположениям к этому периоду относится строительство келий и храмов в пещерах скалы.

Монахи приспособили бывшие каменоломни и каменные туннели под свои нужны. Обитель постепенно разрасталась, появлялись лестницы, пещерные туннели, соединяющие скальные помещения. Предположительно, здесь обосновались бежавшие из Византии иконопочитатели. Некоторые историки предполагают, что именно они являются основателями монастыря.

С закатом Византийской империи значимость крепости постепенно угасала. Вторую жизнь данная местность получила с завоеванием этой территории княжеством Феодоро, когда крепостные стены Каламиты стали заново отстраиваться для защиты морского порта Авлита. А с приходом турков крепость получила новое название – Инкерман («пещерная крепость»). Крепостные стены утолщались, башни перестраивались под огнестрельные орудия. А монахи были вынуждены покинуть намоленные места под крепостью, предположительно они ушли на мыс Фиолент.

На этом фото одна из полуразрушенных башен крепости Каламита-Инкерман. Она находится на Монастырской скале, въезд сюда осуществляется чуть дальше, чем в сам монастырь.

Становление Инкерманского пещерного монастыря, как важного православного и культурного центра на полуострове, неразрывно связано с присоединением Крымского полуострова к Российской империи. В период своего правления Инкерманскую обитель посетила императрица Екатерина II.

Но сражения Крымской войны на время приостановили возрождение монастырского комплекса. Пещерный комплекс в период битв был жестоко разграблен англичанами, а крепость над ним была серьезно разрушена.

Но после окончания войны происходит реставрация фресок, частичное восстановление храмов и церквей, строительство Троицкой церкви и храма Святого Пантелеймона, возведенного в благодарность за спасение семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе. Храм был частично высечен в скале и построен с соблюдением византийского стиля.

В начале XX века было возведено еще несколько храмов и церквей. Также были построены дом настоятеля, церковноприходская школа, гостиница для паломников. Одним из первых был отреставрирован пещерный храм св. Климента, имеющий форму базилики, ранее носивший название Георгиевского. По приданию этот храм был вырублен святым Клементом. Затем подвергся восстановлению храм св. Мартинина, покрытый полукруглым куполом. Было обнаружено множество пещерных помещений и церквей, заваленных камнями. Также, стоит сказать о соборе святой Софии, возведенном в 1905 году в том месте, где в период Средневековья находился монастырь, высеченный в отвесной скале на берегу реки Черная.

Этот величественное сооружение является самым большим пещерным храмом на территории Крымского полуострова. Собор был открыт на добровольные пожертвования в присутствии Великого князя Алексея Михайловича и героев Крымской войны. Там хранятся знамена воинских частей, участвовавших в защите и обороне земель близ Инкерманского пещерного монастыря. На территории комплекса расположена братская могила героев той войны.

В период Гражданской войны Инкерманский монастырь поддержал белогвардейцев. По мере укрепления советской власти обитель постепенно опустела, храмы и церкви закрылись и частично подверглись уничтоженению. Также землетрясение, случившееся в 1927 году, нанесло огромный урон пещерному комплексу, разрушив значительное количество построек.

В период Великой Отечественной войны на территории пещерного комплекса располагался штаб Приморской дивизии. Ее бойцы участвовали в сражениях по обороне Севастополя. С распадом советского союза Инкерманский пещерный монастырский комплекс стал возрождаться. Он является объектом культурного наследия федерального значения.


Инкерманский пещерный монастырь — это уникальный комплекс, состоящий из вырубленных в известняке горы Монастырской искусственных пещер, соединенных между собой лестницами, ходами и туннелями. На плато над монастырем располагаются остатки старинной крепости Каламита.

В самой же скале насчитывается около 200 пещер. А по старинным манускриптам в период средневековья на этой территории располагалось около 9 монастырских комплексов и более 30 вырубленных в скале храмов.

В самом храме фотографировать запрещено. Это на входе.

Несколько фотографий окрестностей монастыря:



Говорят в Крыму много котов — так и есть. Кошек здесь очень много. В Инкерманском монастыре мы встретили шестерых, скорее всего их тут больше)

На этой приятной ноте закончим наше небольшое путешествие в Инкерманский Свято-Климентьевский пещерный монастырь. Место просто замечательное, если вы никогда не видели пещерных городов, увиденное точно вас удивит, не говоря уже о вдохновляюще-спокойной атмосфере этого места. Возможно, у вас будет больше времени и вам удастся погулять еще и по крепости Каламита.

Если вы нашли неточности в описании — обязательно пишите в комментариях под статьей.