Нод в старшей группе человек часть природы. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа». Закрепление изученного материала

Цель:

  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; расширять представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.

Оборудование:

  • Панно для модели “Лес”. Схемы живой и неживой природы, запись “Голоса леса”, конверт, мяч, предметные картинки:
  • Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, черемуха, дуб, клён, липа.
  • Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, малина, шиповник.
  • Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник.
  • Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор.
  • Птицы: дятел, сова, кукушка, клест.
  • Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела.
  • Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, ёж, крот, барсук.

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

Дети :

Всем, всем добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

Воспитатель : Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети : Стихотворение о природе.

Воспитатель : Что такое природа?

Дети : Природа - это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети : Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель : Почему мы называем природу живой?

Дети : Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель : Что относится к живой природе?

Дети : К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения. Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети : К не живой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна..

Воспитатель : А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети : Нет. Человек - часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель : А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!

Ну что, ребята, примем приглашение Старичка- Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель : Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке. Дидактическая игра “ Узнай дерево по листку . ветке”.

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

Воспитатель : Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались? Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель : А какие еще бывают леса?

Ребенок :

Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья - Тут все деревья от “А” и до “Я”.

Воспитатель : Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: “Айболит”. Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети : Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Воспитатель : Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие - мы сейчас и узнаем.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)

Воспитатель : А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: мать-и-мачеха, липа.
Липа - средство от простуды.
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.

Воспитатель : Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?

Дети : корень одуванчика.

Воспитатель : Отгадайте загадку:

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)

Воспитатель : Шиповник богат витамином С.

Воспитатель : Какой цветок лечит больное сердце?

Дети : Ландыш.

Воспитатель : На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека - это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель : Следующая остановка “Дары леса”. Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети : Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель : Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.

Игра “4-й лишний”.

Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети : Липший мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные. Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

Дети : Нет. Мухоморы - лекарство для лосей.

Воспитатель : Наш путь продолжается, (проводится физкультминутка “Прогулка в лесу”), Включается фонограмма “Звуки леса”

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!

Воспитатель : Следующая остановка “Лесные звери”.

Отгадайте, какое животное здесь зашифровано.

Воспитатель: Где живет крот?

Дети: Крот живет в норе.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Кто из животных решил занять чужой домик?

Дидактическая игра “Загадай мы отгадаем” (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк). Рыжая плутовка с длинным пушистым хвостом.(лиса) Длинные уши, всех боится, летом серый, зимой белый, (заяц)

Воспитатель : Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети : Заяц, белка, лиса.

Воспитатель : Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети : Еж, медведь, барсук.

Воспитатель : А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных. Дидактическая игра с мячом “Кто у кого”.

Воспитатель : Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями.

Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

Дети : “Айболит”, “Дары леса”, “Животные леса”.

Воспитатель : На какой остановке вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель : Назовите игры, в которые мы играли.

Воспитатель : Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

Дети : чтение стихотворения “Лесные правила”

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель : Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

старшей группе № 9 «Медвежонок»

Воспитателя

МБДОУ д/с № 49 «ФЕЯ»

Аврамчук О. Н.

Г. Ставрополь

Цель: продолжать формирование представлений о природе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Закрепить знания о природе у Кристины, Вани, Ангелины.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Сюрприз, рассматривание иллюстраций, худ. слово, игра, беседа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

1ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него случилось?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, он опять чего-то не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а вы видите на этой картине природу?

ДЕТИ. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.

ДЕТИ. Дома – не природа. Их сделал человек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.

  1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
  2. Как использует человек реки? (Реки дают человеку воду. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы купаемся.)
  3. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
  4. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)

2ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.

(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено, есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

К речке быстро мы спускались,

Наклонялись, умывались.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один поплыли.

Мы похожи на дельфина.

Выплыли на берег крутой

И отправились домой.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

3ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, природа – друг человеку или враг?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.

Зимой белый, а летом серый. (Заяц).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как родилась эта загадка?

ДЕТИ. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт

Глаз нет, а плачет. (Туча).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что может закрыть солнце в летний день?

Почему говорят, что туча слабее ветра?

Как это туча может ходить?

Что за слёзы у тучи?

(Ответы детей).

Не стукнет, не брякнет,

А в окошко войдёт. (свет).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.

Махнула птица крылом

И закрыла весь свет пером. (Ночь).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.

4ЧАСТЬ.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.

Весна красна цветами,

А осень пирогами.

ДЕТИ. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов, конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А объясните другую пословицу.

Что летом уродится,

То и зимой пригодится.

ДЕТИ. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие вы знаете овощи?

ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие вы знаете фрукты?

Дети перечисляют.

Воспитатель. А какие вы знаете ягоды?

Дети перечисляют.

5ЧАСТЬ.

ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ».

Картошка, капуста, морковь, яблоко.

Груша, яблоко, слива, лук.

Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.

Солнце, воробей, жук, кукла.

ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Кирсанова.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, конечно, может всё. Но человек из-за своего всемогущества стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.

Дети прощаются с Незнайкой.

ИТОГ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того или иного цвета.


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим находить ответ, делать выводы. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Показать, какой сложный человеческий организм создала природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №22 «Почемучка» г. Воркуты.

Конспект НОД

с детьми старшего возраста.

Тема: "Человек – часть природы".

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

Добролюбова

Вера

Владимировна.

г.Воркута.

ТЕМА: "Человек – часть природы".

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим находить ответ, делать выводы. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Показать, какой сложный человеческий организм создала природа. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе, друг другу.

Активизация словаря: сердце, желудок, мозг, легкие, природа, организм.

Развитие речи: учить поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы воспитателя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Экскурсии в парк, в тундру, по улицам города.
  2. Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.
  3. Работа с загадками, пословицами.
  4. Чтение художественных произведений:

А. Дорохов "Про самого себя",

К. Ушинский "Четыре желания",

В. Бианки "Синичкин календарь",

Сухомлинский "Что же лучше?", "Я хочу сказать свое слово", "Вечер ясен и тих",

Снегирев "Любопытные",

Суриков "Зима" (отрывок),

Смольников "Не бойся пурги",

русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".

  1. Уход за растениями и животными в уголке природы.
  2. Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.
  3. Практические работы по нахождению и прощупыванию своих органов.
  4. Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

"Что такое окружающий мир?".

"Из чего что сделано?".

"Про воздух и воду".

"Жизнь растений".

"Жизнь животных".

"Природа и люди".

  1. Дидактические игры:

"Природа и человек" (по Бондаренко).

"Есть ли у человека помощники?" (по Сорокиной).

"Поиски добрых слов" (по Сорокиной).

"Замри" (по Венгер).

"Поможем художнику" (по Венгер).

"Никогда не унывай" (по Артемовой).

  1. Беседы на темы:

"Мир вокруг нас".

"Труд и здоровье человека".

МАТЕРИАЛ: Муляжи: сердце, желудок, легкие, мозг, части тела человека. Рисунки внутренних органов. Иллюстрации. Пейзажи. Газета "Мир вокруг нас". Схемы к игре "Замри". Посылка с загадками.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель: Дети, ваши друзья первоклассники передали вам вот эту посылку. Как вы думаете, что в ней может быть?

Ответы детей:

Воспитатель: (открывает посылку, вынимает карточки, на которых написан текст загадок).

Оказывается, первоклассники нам прислали загадки.

Попробуем отгадать?

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Дети: Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня.

Воспитатель: 2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Звезды на небе)

Дети: Это звезды, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают.

Воспитатель: 3. Рук нет, а строить умеет? (Птица).

Дети: Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва.

Воспитатель: 4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбы)

Дети: Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки.

Воспитатель: 5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).

Дети: Земля. Она переодевается весной, летом, осенью и зимой.

Воспитатель: 6. Платье потеряла, а пуговки остались? (Рябина).

Дети: Это рябина, когда с ней листья опадают, остаются красные ягодки, они похожи на пуговки.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки?

Дети: Эти загадки о природе.

Воспитатель: Природа бывает какая?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: А неживая природа - это что?

Дети: Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, тучи.

Воспитатель: А что относится к живой природе?

Дети: Это растения и животные.

Воспитатель: Обратите внимание на этот пейзаж. А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Прислушайтесь, что вы слышите?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши листья?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные?

Дети: Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно, умерли бы все люди.

Воспитатель: А почему же люди умрут?

Дети: Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы.

Воспитатель: Частью живой природы? Да не может быть такого! А может – это разве природа?

Дети: Человеку нужен воздух, вода, как и растениям. Ему нужна пища, как и всем животным.

Воспитатель: Хорошо, вы доказали, что человек имеет что-то общее с растениями и животными, но ведь он и отличается от животных. А вы знаете чем?

Дети: Человек может говорить, а животные нет.

Человек живет в городе, в деревне, в домах, а животные в норах, в лесу, на лугу в воде.

Человек может построить многоэтажные дома, ракету, самолет, а животные нет.

Человек умеет думать, у него есть разум, а животное не может думать, у него нет разума.

II часть.

Воспитатель: Да, человек самое разумное существо на земле. А вы знаете, как устроен организм человека? Назовите главный командный пункт вашего организма.

Дети: (показывают и объясняют) Это мозг, а называют его командным пунктом потому, что он дает приказы, как работать другим органам и следит за их работой. Без него мы не могли бы видеть, слышать, читать, говорить, ходить. А защищает мозг от повреждений череп. Он из костей.

Воспитатель: а какой мощный дыхательный аппарат дала человеку природа?

Дети: Это легкие. Они непрерывно перекачивают воздух, забирают из него кислород, который необходим для жизни человека.

Воспитатель: Назовите живой мотор, приводящий в движение кровь.

Дети: Это сердце. Оно непрерывно гонит в сосуды кровь, которой есть кислород и питательные вещества, они разносятся по всему организму.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы сердце хорошо работало?

Дети: Заниматься спортом, бегать, бережно относиться друг к другу.

Воспитатель: Назовите главную часть своей "внутренней кухни".

Дети: Это желудок, в нем переваривается пища.

Воспитатель: А что помогает желудку переваривать пищу?

Дети: Желудочный сок и слюна.

Воспитатель: Что нужно, чтобы желудок всегда хорошо работал?

Дети: Тщательно пережевывать пищу, пить воду, есть чистыми руками, чтобы в желудок не попали микробы.

Воспитатель: Вот как сложно устроен человеческий организм. А еще какие части есть, кроме этих органов?

Викторина "Что, зачем?"

Дети садятся за стол, и воспитатель показывает рисунки с изображением частей тела.

Игра "Замри".

Воспитатель: Отдохнули! Сердце стучит? Немножко успокоим свое сердце. Ответьте мне на вопросы:

Почему человек оглядывается назад? (На затылке нет глаз).

По чему человек никогда не пройдет? (По потолку).

За чем у человека во рту язык? (За зубами).

По чему ребята в деревне бегают босиком? (По земле, траве),

Когда человек ходит пятками назад? (Всегда).

III часть.

Воспитатель: Посмотрите, это газета. Эта газета необычная. Каждый круг газеты - это ее страница, в центре газеты – человек. Какое у него лицо? Как вы думаете, почему человек грустный?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте посмотрим, что находится вокруг человека и может мы узнаем, почему он грустит. Начнем с голубого поля. Догадайтесь, о чем пойдет речь?

Загадка: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, но все же без него мы жить не можем. (Воздух).

Дети: Это воздух.

Воспитатель: А это что за странные фигурки на голубом поле?

Дети: Это микробы.

Воспитатель: А какой вред они приносят человеку?

Дети: Они вызывают болезни.

Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?

Дети: Чаще мыть руки, проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают воздух растения. Их должно быть много в группе, дома, на улицах нашего города и мы должны беречь деревья, цветы, кустарники.

Воспитатель: Вы объяснили, как уничтожить микробы и наше поле стало чистым и голубым. Если сумеем очистить все поля – человек обязательно улыбнется.

Следующая страница - синяя. Догадайтесь, о чем эта страница?

Загадка. Чего в гору не выкатишь, в решете не унести, и в руках не удержать? (Воду).

Дети: Эта страничка о воде.

Воспитатель: Чтобы напиться и умыться какая нужна вода?

Дети: Вода должна быть чистой.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода была чистая?

Дети: Не выбрасывать в водоемы промышленные отходы, мусор, не мыть машины в речках.

Воспитатель: (убирает грязные пятна на синей страничке) Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода.

Зеленая страничка в нашей газете – страничка жизни. Почему она зеленая?

Дети: Потому, что на нашей земле много растений.

Воспитатель: А растения - это основа природы.

(читает стихотворение)

Жить в зеленом мире этом,

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям синицей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

Всегда ли человек относится к природе, как к другу?

Дети: Нет, иногда человек приносит и вред природе.

Игра "Польза-вред".

Воспитатель: А вы знаете, дети, как надо вести себя в природе?

Дети: Да, не рвать цветы, не ломать деревья, не жечь костры, не разорять птичьи гнезда, не обижать даже самых маленьких жучков, червячков, ухаживать за растениями и животными.

Воспитатель: (убирает круги, квадраты, мрачную маску).

Какое красивое зеленое поле.

Посмотрите на нашего человечка. Он улыбается. Почему он улыбается?

Ответы детей: Ему хорошо в чистом, прекрасном мире.

Воспитатель: О чем мы сегодня разговаривали?

Дети: О человеке, о растительном и животном мире.

Воспитатель: А вы знаете, сто кроме растительного и животного мира, существует еще и рукотворный мир? Мир удивительный и разнообразный. В следующий раз мы поговорим с вами о рукотворном мире.

(Благодарит детей)

Сейчас мы с вами пойдем на прогулку, какую пользу мы с вами можем принести природе?

ЛИТЕРАТУРА: Журнал "Дошкольное воспитание" № 4 за 1989 г.

Журнал "Начальная школа" № 1, 2, 10, 11 за 1989 г., № 6, 12 за 1990 г., № 2 за 1992 г., № 3 за 1993 г.

Журнал "Свет" № 9 за 1991 г., № 2 за 1992 г.

Л. А. Венгер "Игры и упражнения на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста".


Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №48»

Ленинского района г. Саратова

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы

«Человек - часть природы»

Разработал воспитатель: Морозова А.А.

2016г.

Цель: сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.

Словарная работа : природа, человек, органы, части тела.

Материал: сюжетная картинка о природе, вата, карточки с изображением продуктов, зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения

Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек и природа – единое целое. Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела.

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку:

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят (глаза)

Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т.д. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

Делай круговые движения глазами: налево- вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стихотворение «Уши» Э. Мошковской:

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или по реже?

Отвечает доктор гневно:

Еже-еже-ежедневно!!!

Воспитатель предлагает провести опыт, положив в уши вату.

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мри звуков: шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека. А что нужно еще делать каждое утро одновременно с умыванием

Зубы

Воспитатель предлагает отгадать еще одну загадку: «Полный хлевец белых овец (зубы

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Игра «Полезные - неполезные»

Карточки с изображением продуктов. На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и т.д.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Дети садятся или стоят у зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубы самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Каждый человек может вспомнить состояние, которое появляется после выполнения правил гигиены - будто вновь родился. Человек, как и природа, любит чистоту.

Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает? А что нельзя назвать природой? А что собой представляет человек по отношению к природе? Докажите, что человек – часть природы. Как он связан с природой? Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему? Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

Чтение стихотворения С.Кирсанова:

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Список используемой литературы:

1.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет Год: 2014

2. Фесюкова Лариса Уроки экологии: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы Год: 2014

3. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе Год: 2009

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1476» города Москвы (дошкольное отделение № 2)

Воспитатель: Коршунова Ольга Викторовна

Москва, 2013 – 2014 учебный год

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа» (Образовательные Области: «коммуникация», «познавательное развитие»).

Программные задачи.

Уточнить знания детей о компонентах природы и их связях, обобщить знания, полученные в процессе наблюдений на прогулке и во время образовательной деятельности.

Помочь детям понять значение природы в жизни человека, формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Оборудование и материалы : карточки с описанием путешествия капельки; кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Ход деятельности.

Ребята, как вы думаете, что такое природа? (солнце, птицы, деревья).

Что относится к неживой природе? (камни, песок).

Неживая природа – это солнце, вода, воздух, почва, камни.

Что относится к живой природе? (животные, человек).

По каким признакам вы решили, что это живая природа? (движутся, кушают, пьют).

А как вы считаете, к какой природе относятся растения? (разные варианты ответов).

Растения относятся к живой природе. Все растения, так же как и люди и животные растут, питаются, размножаются, всем растениям необходима вода, свет, тепло, воздух.

Слово «природа» включает в себя и живую и неживую природу. Это – вода, воздух, солнце, камни, песок, глина, почва, растения, животные, человек. Теперь давайте поговорим о некоторых компонентах природы в отдельности.

Скажите, в каком виде встречается вода в природе? (дождь, снег, роса, град).

А что такое лед и пар?

Подвести детей к пониманию того, что вода существует в различных состояниях: лед, вода, пар. В результате перехода воды из одного состояния в другое на Земле наблюдается круговорот воды.

Показать детям на примере путешествия капельки, как происходит круговорот воды: сначала выпал дождь – вода попала во все водоемы – на солнце вода стала испаряться – образовались облака, состоящие из капелек воды и кристалликов льда – снова выпал дождь (педагог сопровождает свой рассказ показом карточек).

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, мыться).

Вода является важным условием существования жизни. Она необходима и растениям, и животным, и человеку. В воде живут растения, плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), рыбы, лягушки. Возле воды растет много влаголюбивых растений, летают комары, стрекозы. Человек пользуется водой: берет ее для полива растений и для других хозяйственных нужд.

А что станет, если мы будем засорять пруды и озера? (ответы детей).

Грязная вода превращается в болото, в нем меняется вся жизнь.

Предложить детям поразмышлять о том, что будет, если все водоемы будут загрязнены.

Ребята, для чего нам нужен воздух? (дышать).

Правильно, воздух необходим всему живому для того, чтобы дышать. Движение воздуха называется ветром. А для чего нужен ветер? (тучи разгонять).

Ветер распространяет семена растений, помогает испариться воде, которая превращается в пар, а затем в облака. А где чище воздух в лесу или в городе? Почему?

Воздух чище в лесу, потому что там много деревьев, а листья деревьев втягивают вредные вещества и выделяют кислород. Кислород – это такое вещество, которое необходимо нам для дыхания. А что надо делать, чтобы воздух был чистым? (беречь деревья, не рвать листья).

Физкультминутка. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Снежинки и ветер». Дети собираются в круг и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильней, разлетайтесь, снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в круг и берутся за руки.

После физкультминутки воспитатель интересуется, знают ли дети для чего необходимо солнце. Солнце – источник света и тепла, необходимое условие для жизни растений, животных, человека. Для чего нужно солнце растению? (чтобы листья не желтели).

Правильно, в листьях есть особое вещество – хлорофилл. Когда света растение получает меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Растение желтеет.

Для чего нужно солнце человеку? (загорать).

Когда мы загораем, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин Д. Для чего нужен витамин Д? (чтобы руки и ноги были крепкие).

Посмотрите вокруг: растения, вода, воздух, солнце – это все природа. Можем мы без нее прожить? Нет! А почему?

Человек зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть ее. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

В конце образовательной деятельности воспитатель предлагает провести настольно – печатную игру «Пирамидки». Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех – четырех звеньев к птице названной воспитателем или он сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.