Готовые эссе по обществу на 5 баллов. Эссе по ЕГЭ по обществознанию: темы, принципы написания

Привет! В данной статье ты увидишь ряд написанных эссе на максимальный балл по всем критериям ЕГЭ этого года. Если ты хочешь научиться писать эссе по обществу, для тебя я написал статью, раскрывающую все аспекты выполнения данной работы

Эссе по политологии

«Безмолвные граждане - это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль)

В своем высказывании Роальд Даль затрагивает проблему зависимости уровня политического участия граждан от действующего в государстве режима. Несомненно, данное высказывание не теряет своей актуальности и по сей день, ведь активность, с которой люди принимают участие в жизни страны, напрямую связана с ее основными устоями и законами. Более того, рассмотреть данный вопрос можно отталкиваясь как от реалий демократического общества, так и авторитарного.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Даля заключается в том, что отсутствие развитого гражданского самосознания идет на руку правителям в рамках авторитарного режима, однако негативно сказывается на государстве, где в руках общества сосредоточена основная власть. Я полностью разделяю точку зрения автора высказывания, ведь мы всегда можем найти примеры этому как в прошлом, так и в настоящее время. И для того, чтобы доказать значимость высказывания Даля, стоит сначала рассмотреть его с точки зрения теории.

Само по себе политическое участие является ничем иным, как комплексом действий, предпринимаемых рядовыми членами политической системы по отношению к ее «верхушке» с целью оказать на последнюю влияние. Выражаться эти действия могут как в обычных реакциях граждан на какие-либо изменения, в выступлениях людей на различных каналах, сайтах, радиостанциях и других СМИ, создании различных общественных движений, так и в участии в приводящихся выборах и референдумах. Помимо того, политическое участие может классифицироваться по количеству задействованных в нем людей (индивидуальное и коллективное), соответствии законам (легитимное и нелегитимное), активности участников (активное и пассивное) и т.д.

Наибольшую свободу гражданское общество получает в рамках демократического режима, основной характеристикой которого является концентрация всей власти в руках народа. В значительной мере ограничены свободы граждан в реалиях авторитарного общества ввиду постоянного надзора правительства за гражданами. Полностью гражданское общество подконтрольно государству в рамках тоталитаризма.

В качестве первого примера, подтверждающего точку зрения Даля, можно привести известный исторический факт. Во времена так называемой «Оттепели» Советский Союз под руководством Н.С. Хрущева перешел от тоталитарного режима Сталина к авторитарному. Несомненно, главенство одной партии продолжало существовать, однако вместе с тем значительно была расширена свобода слова, многие репрессированные люди были возвращены на родину. Государство опиралось на поддержку населения, частично увеличивая спектр его прав и возможностей. Это напрямую иллюстрирует взаимодействие гражданского общества и государственного аппарата в условиях авторитарного режима.

Следующим примером, подтверждающим позицию Даля, может стать широко освещаемое два года назад в СМИ событие – присоединение Крыма к России. Как известно, на полуострове был проведен референдум (высшая возможность волеизъявления народа в рамках демократии), показавший желание крымчан войти в состав РФ. Жители полуострова выразили свое мнение как представители гражданского общества, таким образом повлияв на дальнейшую политику демократического государства.

Подводя итог я хочу сказать, что Роальд Даль невероятно точно отразил в своем высказывании взаимосвязь гражданского общества и государства.

Кроме того, перед прочтением данной статьи далее рекомендую ознакомиться с видеоуроком, раскрывающем все аспекты ошибок и затруднений абитуриентов во второй части ЕГЭ

Эссе по социологии

«Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)
В своем высказывании Б.Н. Чичерин затрагивает проблему сущности власти и способов ее воздействия на общество. Без сомнения, данный вопрос не теряет актуальности и по сей день, ведь с незапамятных времен имеют место быть взаимоотношения власть имущих с обычными людьми. Рассмотреть данную проблему можно с двух сторон: воздействия на власть ради своей личной выгоды, либо ради выгоды многих людей.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Чичерина заключается в том, что люди, обладающие властью, должны пользоваться ей для решения проблем общества, а не для достижения каких-то персональных потребностей. Без сомнения, я полностью разделяю точку зрения автора, так как мы можем найти множество ее примеров, как в прошлом, так и в настоящее время. Однако перед этим следует разобраться с теоретической составляющей слов Чичерина.

Что же такое власть? Это – возможность одного человека или же группы людей навязывать свое мнение другим, заставлять их подчиняться. В рамках государства же именно политическая власть представляет собой один из главных его элементов, способный навязывать гражданам определенное мнение и законы посредством правовых и политических норм. Одной из ключевых особенностей власти является так называемая «легальность» — законность ее существования и осуществляемых ею действий.

Что же может быть источником власти? Во-первых, это авторитет – признание народом правителя, во-вторых – харизма. Также власть может быть основана как на определенных знаниях, коими располагают ее представители, так и на их богатстве. Имеют место быть случаи, когда к власти приходят, используя грубую силу. Происходит это зачастую путем насильственного свержения текущей власти.

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, иллюстрирующего точку зрения Чичерина, можно привести произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной книге мы можем наглядно наблюдать, как Емельян Пугачев, несмотря на свое положение, не отказывает в помощи всем членам его армии. Всех своих сторонников лже-Петр III освобождает от крепостного права, дарует им свободу, таким образом используя свою власть для поддержки множества людей.

Для того, чтобы привести следующий пример, достаточно обратиться к истории России XVIII века. Александр Меншиков, сподвижник императора Петра I, пользовался своим высоким положением для личного обогащения. Он пользовался казенными деньгами ради достижения своих личных потребностей, никак не связанных с разрешением насущных проблем рядового жителя России тех времен.

Таким образом, данный пример наглядно иллюстрирует использование человеком власти не для помощи обществу, а ради осуществления собственных желаний.
Подводя итог я хочу сказать, что Б.Н. Чичерин невероятно точно отразил в своем высказывании два противоречащих друг-другу способа применения человеком своей власти, сущности последней и ее способов воздействия на общество.


Вторая работа по политологии

«Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд)
В своем высказывании Э. Хейвуд затрагивает проблему истинной сущности власти в рамках политики. Несомненно, актуальность слов автора не теряется и по сей день, ведь одной из основных черт власти является ее возможность применять любые средства ради достижения цели. Рассмотреть данное высказывание можно как с точки зрения жестоких методов осуществления властью задуманного, так и со стороны более демократичных способов.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Хейвуда заключается в том, что политическая власть обладает неограниченным спектром возможностей, с помощью которых она может навязывать свое мнение другим людям. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как можно найти множество всевозможных примеров, служащих доказательством его слов. Однако сперва стоит разобраться в теоретической составляющей высказывания Хейвуда.
Что же такое власть? Это – способность воздействовать на людей, навязывать им свое мнение. Политическая же власть, характерная исключительно для института государства, способна осуществлять это воздействие при помощи правовых и государственных методов. Так называемая «легальность», т.е. законность власти выступает одним из главных ее критериев. Существует три типа легитимности: харизматический (доверие людей определенному человеку или группе людей), традиционный (следование людьми за властью с опорой на традиции и обычаи) и демократический (основанный на соответствии избранного государственного устройства принципам и устоям демократии).
В качестве основных источников власти могут выделяться: харизма, авторитет, сила, богатство или знания, коими располагает правитель или группа людей, находящихся у власти. Именно поэтому только государство, ввиду сосредоточенности политической власти, обладает монополией на применение силы. Это способствует не только осуществлению борьбы с нарушителями закона, но также и способом навязывания гражданам определенного мнения.

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, иллюстрирующего процесс достижения политической властью своих целей в рамках истории России, можно привести период правления И.В. Сталина. Именно в это время для СССР были характерны массовые репрессии, целью которых было укрепление авторитета власти и подавление антисоветских настроений в обществе. В данном случае власть применяла самые жестокие методы ради достижения того, что ей было нужно. Таким образом, мы видим, что власть не скупилась на методы реализации своих целей.
Следующим примером может послужить ситуация, широко освещаемая сейчас в мировых СМИ. В ходе президентской гонки в США кандидаты стараются склонить избирателей на свою сторону, при этом не используя силу. Они посещают многочисленные телепрограммы, выступают на людях, проводят специальные агитационные кампании. Таким образом, кандидаты в президенты также пользуются всей полнотой доступной им власти, стараясь склонить население США на их сторону.
Подводя итог я хочу сказать, что высказывание Э. Хейвуда невероятно точно и наглядно отражает суть власти как таковой, раскрывая все ее главные стороны.

Эссе по политологии на максимальный балл

«Правительство как огонь − опасный слуга и чудовищный хозяин.» (Д. Вашингтон)
В своем высказывании Джордж Вашингтон затронул тему проблему взаимосвязи гражданского общества и государства. Несомненно, его слова являются актуальными и по сей день, ведь в любом государстве постоянно происходит диалог между его «верхушкой» и гражданами. Рассмотреть данный вопрос можно как с точки зрения положительного диалога правительства с народом, так и с точки зрения отрицательного.

Теоретическая аргументация

Смысл слов Вашингтона заключается в том, что государство совершенно по-разному реагирует на те или иные социальные волнения, в одних случаях стараясь разрешить их мирно, а в других случаях применяя для этого силу. Я полностью разделяю точку зрения первого президента США, так как подтверждения его слов можно встретить как обращаясь к истории, так и глядя на современную обстановку в мире. Для того, чтобы доказать значимость слов Вашингтона, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.
Что же есть гражданское общество? Это – сфера государства, напрямую не подконтрольная ему и состоящая из жителей страны. Элементы гражданского общества можно встретить во многих сферах жизни общества. К примеру, в рамках социальной сферы такими элементами будут являться семья, негосударственные СМИ. В политической сфере главным элементом гражданского общества являются политические партии и движения, выражающие мнение народа.
В случае, если жители государства хотя оказать влияние на власть, они стараются воздействовать на нее тем или иным образом. Данный процесс называется политическим участием. В его рамках люди могут выражать свои мысли напрямую, обращаясь в специальные государственные органы, либо косвенно – участвуя в митингах или общественных выступлениях. И именно такие проявления гражданских настроений и заставляют государство отреагировать.

Примеры для раскрытия критерия К3

Первым примером, который сможет наглядно проиллюстрировать нежелание государства слушать население страны, является эпоха правления И.В. Сталина в Советском Союзе. Именно в это время власть стала проводить массовые репрессии, призванные практически полностью подавить любую активность гражданского общества. Все, кто высказывал несогласие с нынешним курсом развития страны, или же нелестно отзывался о ее «верхушке», были репрессированы. Таким образом, государство в лице И.В. Сталина игнорировало проявления воли народа, устанавливая над последним свой тотальный контроль.
В качестве следующего примера можно привести ситуацию, характерную для современной политологии. Речь пойдет, конечно же, о присоединении полуострова Крым к составу Российской Федерации. Как известно, в ходе проведения всеобщего референдума – наивысшего способа выражения воли народа в демократических странах – было принято решение о возвращении полуострова в состав РФ. Таким образом, гражданское общество оказало влияние на дальнейшую политику государства, которое в свою очередь не отвернулось от людей, а начало действовать, исходя из их решения.
Таким образом я хочу сказать, что слова Д. Вашингтона невероятно точно и наглядно отражают всю суть взаимосвязи государства с действиями гражданского общества.

Эссе по обществознанию на 5 баллов: социология

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайле)
В своем высказывании С. Смайле затрагивает проблему реализации людьми их прав и обязанностей. Несомненно, его слова не теряют актуальности и по сей день, ведь именно в современном обществе в рамках демократического режима люди могут в полной мере реализовывать свои права и обязанности. Рассмотреть данное высказывание можно как с точки зрения уровня свобод граждан в рамках правового государства, так и в рамках тоталитарного.
Смысл слов С. Смайле заключается в том, что уровень правосознания граждан, ровно как и уровень спокойствия обстановки в самой стране, напрямую зависит от того, какие права и свободы предоставлены народу. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как для успешного развития государства ему действительно необходимо опираться на поддержку населения. Однако для того, чтобы подтвердить актуальность высказывания Смайле, сперва стоит рассмотреть его с точки зрения теории.

Теоретическая аргументация

Итак, что же такое правовое государство? Это – страна, в которой права и свободы ее жителей являются наивысшей ценностью. Именно в рамках такого государства наиболее сильно развито гражданское самосознание, а отношение граждан к власти в большинстве своем является положительным. Но кто же такие граждане? Это – индивиды, которые связаны с государством при помощи определенных взаимных прав и обязанностей, которые они оба обязаны исполнять друг перед другом. Основные обязанности и права граждан, которые они должны соблюдать, записаны в Конституции – наивысшем нормативно-правовом акте, задающем основы жизни всей страны.
В рамках демократического режима наиболее сильно чтутся права и свободы граждан, так как они являются никем иным, как главным источником власти в странах с подобным режимом. Это – уникальная черта демократических стран, аналогов которой нельзя найти не в тоталитарных режимах (где вся власть жестко контролирует остальные сферы жизни общества), не в авторитарных (где власть сосредоточена в руках одного человека или партии, несмотря даже на определенное наличие гражданских свобод и прав у людей).

Примеры для раскрытия критерия К3

В качестве первого примера, который может наглядно продемонстрировать отсутствие у власти желания слушать граждан страны, может стать известный факт из мировой политологии. Аугусто Пиночет, чилийский политический деятель, пришел к власти в результате военного переворота и установил в государстве свою тоталитарную власть. Таким образом, он не прислушивался ко мнению граждан, ограничивая их права и свободы при помощи силы. В скором времени такая политика дала свои плоды, приведя страну к состоянию кризиса. Это наглядно демонстрирует влияние отсутствия политических прав и свобод у людей на эффективность их деятельности.

Следующим примером, который наглядно продемонстрирует желание властей идти на контакт с гражданами и брать во внимание их права и обязанности, станет наша страна. Как известно, Российская Федерация является правовым государством, что закреплено в Конституции страны. Более того, именно в Конституции РФ указаны все основные права и свободы человека, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат ограничению. Идеологический плюрализм вкупе с позиционированием прав и свобод человека как высших ценностей великолепно иллюстрирует государство, готовое прислушаться к мнению своих граждан, уважительно относящееся к нему.
Подводя итог я хочу сказать, что С. Смайле невероятно наглядно отразил в своем высказывании сущность взаимоотношений государства и его граждан

На этом все. Переходите на страницу «Все статьи блога», чтобы продолжить подготовку с нашим порталом!

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Вступление.

Раскрытие смысла высказывания.

Я согласен с данным мнением…

Я не разделяю подобную точку зрения…

Нельзя не согласиться с мнением …

Поражает глубина мысли великого…

Удивляет нестандартный подход к проблеме…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть.

Существует несколько подходов к данной проблеме…

С незапамятных времен бытовало мнение…

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

Например,…

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны,…

Следует отметить…

Необходимо заметить…

Заключение

Исходя из вышесказанного…

Подводя итог размышлениям…

Таким образом,…

Итак,…

Вот почему я согласен с мнением…

Резюмируя сказанное, следует отметить…

Предварительный просмотр:

Готовим учащихся к написанию эссе по обществознанию и праву.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родители не знают, по каким критериям будет оцениваться данная работа. Применительно к пакту заданий для проведения ЕГЭ по обществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратившись к инструкции для учащихся:

Последнее задание работы (С9) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания, выбранное высказывание, а затем развернутый ответ.

Пользуясь текстом, давайте выделим требования, предъявляемые к данному виду задания. Итак, это должен быть ответ:

1) развернутый, бланк № 2, формата А4);

2) составленный с опорой на

3) опирающийся на

4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

5} аргументированный.

А теперь сопоставим данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие пементы:

Представление собственной точки зрения;

Похоже, что никакой закрытой информации или неизвестных требований авторы заданий не предусматривают. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его.

ТЕМАТИКА

Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень тем, который можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

Обращает на себя внимание тот факт, что все темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

Таким образом, учитель, планирующий вести подготовку учащихся к написанию эссе, подбирая темы для работ учащихся, будет ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

Краткость;

Связь с обществоведческими/правовыми явлениями, процессами, событиями;

Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином «эссе», правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным определением, составленным по мотивам нескольких словарных статей. Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Внимательное прочтение этого определения позволит нам также выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста:

Особенности языка (образность, афористичность, разговорные интонации и лексика);

Свободная композиция (однако не предполагающая отсутствия композиции вовсе).

Независимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:

Вступление;

Основная часть;

Заключение.

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, таблицей 1.

Таблица 1

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых, ...

Во-вторых, ...

В-третьих,.,

Таким образом,

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов... ;

Например, ...

Подведем общий итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак, ...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе:

С одной стороны, ...

С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Кроме того, для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой:

П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...;

О - Объяснение - Потому что...;

П - Пример, иллюстрация - Например, ...;

С - Суждение (итоговое) - Таким образом, ...

Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самыми разными:

Можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву, что особенно важно для ребят, участвующих в правовой олимпиаде) и т.д.

АЛГОРИТМ

Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе по обществознанию или праву. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л.Карнаух и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

Алгоритм написания эссе

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мс жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер).

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факт ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.).

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будет использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

8. Распределите подобранные аргументы и/или контр аргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно но написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци таты и т.д.).

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять.

Предварительный просмотр:

Л.В. Мостяева

Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ

Так случилось, что за последнее время в активный словарь учащихся и учителей, работающих в сфере гражданского образования, вошли новые термины и понятия, прежде не использовавшиеся и еще сегодня не до конца понятые, но чрезвычайно модные, а поэтому популярные. К таковым с полным основанием можно отнести часто используемое задание по написанию творческой работы (или сочинения-эссе), как правило, направленное на комплексную проверку уровня подготовки учащихся в сфере гражданского образования. Эта форма проверки подготовленности учащихся активно задействуется и в рамках школьных предметов: в обществознании (в том числе в экономике и праве), истории, русском языке, литературе, иностранных языках, реже - в географии, информатике, биологии, химии, физике и других предметах. Ежегодные правовые и обществоведческие олимпиады для учащихся также предусматривают написание и защиту эссе. Этот перечень можно продолжить, припомнив, что и взрослые люди, устраиваясь на работу, претендуя на обучение в том или ином вузе, участвуя в профессиональных и иных конкурсах (например, «Учитель года») подвергаются подобному испытанию.

Опыт участия в организации и проведении школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожалению, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания.

Людмила Васильевна Мостяева - доцент кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования Рязанского областного института развития образования, кандидат исторических наук.

Опыт участия в организации и проведении школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожалению, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания. Отсюда несколько моделей поведения: предварительное заучивание некоторых «образцовых» эссе и попытка подогнать под предложенную тематику на олимпиаде или конкурсе (что далеко не всегда может увенчаться успехом) или муки выбора темы и такие же муки написания и защиты самой работы без понимания, что и как нужно делать. Поэтому на момент конкурса, экзамена или иного испытания, связанного с написанием эссе, самым распространенным вопросом со стороны учащихся, а также их родителей и педагогов можно признать вопрос: как научиться хорошо писать и представлять эссе?

Именно эти затруднения учащихся, наблюдаемые ежегодно на олимпиадах, а также при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию, побудили меня взяться за обсуждение такой сложной темы. Сложность определяется ее двоякой важностью: с одной стороны, подготовкой учащихся к единому государственному экзамену, а с другой, формированием общеучебного умения, связанного с формулированием, высказыванием и обоснованием собственной позиции, своего отношения к заданной теме. И это умение, несомненно, пригодится выпускнику независимо от того, как и в чем он в дальнейшем самореализуется, где именно будет его использовать.

Кроме того, опыт общения с учителями граждановедения, обществознания и права показывает, что пока целенаправленной подготовки учащихся к написанию эссе по предмету не ведется. В педагогическом сообществе бытуют разные, иногда противоположные представления о том, как должно выглядеть эссе, каким может быть алгоритм его написания и т.д. Разночтения существуют и по вопросу оценивания эссе.

Не претендуя на истину в последней инстанции, рассмотрим некоторые технологические аспекты подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию подробнее.

Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родители не знают, по каким критериям будет оцениваться данная работа. Применительно к пакету заданий для проведения ЕГЭ по обществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратившись к инструкции для учащихся:

Последнее задание работы (С9) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов №2 запишите полный номер задания, выбранное высказывание, а затем развернутый ответ.

В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Пользуясь текстом инструкции, предложите учащимся (родителям, педагогам) выделить требования, предъявляемые к данному виду задания.

Поработав с текстом, изучив его внимательно, учащиеся сообщат, что это должен быть ответ, соответствующий следующим критериям (жирным шрифтом мы выделяем слова из текста инструкции, чтобы показать, как можно при внимательном прочтении предварительных установок для учащихся подготовиться к грамотному оформлению ответа):

1) развернутый, но достаточно компактный (предлагается специальный бланк №2, формата А4);

2) составленный с опорой на понятия обществоведческого курса;

3) опирающийся на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт;

4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

5) аргументированный.

Затем предложим сопоставить данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов. Согласно им, при оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

- представление собственной точки зрения;

Раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов;

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

В результате проведенного сравнения можно сделать два основных вывода. Во-первых, никакой закрытой информации или неизвестных требований к эссе не существует. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его (в данном случае). Во-вторых, качество эссе будет главным образом зависеть от трех взаимосвязанных составляющих:

Исходный материал, который вы собираетесь использовать (в нашем случае - собственные знания по предмету обсуждения, идеи и накопленный опыт по данной проблеме);

Качество обработки имеющегося исходного материала (его организация);

Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень некоторых тем, которые можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

С9.1 Философия

«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

С9.2 Культурология

«Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)

С9.3 Экономика

С9.4 Социология

«Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции)

С9.5 Политология

«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин)

С9.6 Правоведение

«Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеции)

Обращает на себя внимание тот факт, что все представленные выше темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

Таким образом, готовясь к написанию эссе, подбирая темы для работ, учащиеся могут ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

Краткость;

Связь с обществоведческими (правовыми) граждановедческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочитанную литературу, источники;

Проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.

Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином эссе, правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным определением, составленным на основе нескольких словарных статей.

Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Предложите учащимся (родителям, педагогам) внимательно прочитать это определение и выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Можно заметить, что независимо от того, сколь свободным окажется композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что работа не обойдется без традиционной триады в ее классической последовательности:

Вступление (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под тендерными отношениями я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);

Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться представленной ниже таблицей.

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,...

Таким образом,...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов... Например,...

Подведем общий итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак,...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПCформулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...; О - Объяснение - Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение (итоговое) -Таким образом,...

Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по граждановедческой тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

Это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

Портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

Можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву или граждановедению, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде).

Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Карнаух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.);

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

Структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

Искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

Объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

Привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права проблем подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.

На что стоит обратить внимание при написании эссе

1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

Чего следует избегать при написании эссе:

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

Сделаем последние замечания, касающиеся устной презентации и защиты авторского эссе. Такой вид заданий также присутствует на граждановедческих и правовых конкурсах (например, на интеренет-олимпиаде в рамках российско-канадского проекта «Дух демократии», Всероссийской олимпиаде школьников по праву).

Выделим те моменты, на которые в первую очередь обращают внимание члены жюри и зрители (слушатели):

1. Общее впечатление: внешний вид; речь (грамотная, самостоятельная, без использования шпаргалок, уверенная, свидетельствующая о знании темы, образная); корректное и вежливое отношение к другим участникам конференции или конкурса.

2. Логика построения выступления: наличие обращения к слушателям; определение актуальности работы; выявление проблемы, цели и задач работы; сообщение о наиболее важных содержательных элементах эссе (быть может, об открытиях, произошедших в ходе работы); примеры, иллюстрирующие представленные сюжеты работы; выводы по итогам работы; наличие завершающей фразы (общий итог, перспективы разработки проблемы и т.д.).

3. Правильное использование специальных понятий в разработке темы.

4. Грамотное использование наглядности (применение компьютерных технологий, проведение моментальных социологических опросов, наличие схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д., работающих на раскрытие темы).

Поэтому, готовясь к устной презентации и защите эссе:

Продумайте свое обращение к зрителям/слушателям;

Составьте структуру устной презентации (не обязательно она полностью повторит письменный вариант работы, но непременно будет в целом соответствовать ему);

В том случае, если вы планируете использовать электронную презентацию: сделайте ее в соответствии со структурой устного выступления; подберите выигрышный иллюстративный ряд; избегайте стремления включить всю информацию (проговариваемые тексты) в слайды презентации; добейтесь синхронизации устного выступления и представления слайдов электронной презентации; будьте готовы к тому, что могут возникнуть неполадки с техникой (стоит продумать вариант презентации эссе без использования техники);

Выучите структуру ответа: ключевая фраза, самые важные определения, идеи;

Помните, что смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых трех минут, остальное время будет затрачено на работу над содержанием вопроса;

К каждой части выступления желательно привести пример и прокомментировать его;

Придумайте эффектную, запоминающуюся концовку.

Таким образом, подводя итог сказанному, попытаемся представить технологическую цепочку написания и представления эссе для ученика. Она может выглядеть следующим образом:

1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

3) планирование эссе (определение структуры);

4) написание эссе;

5) проверка и редактирование работы;

6) подготовка презентации;

7) презентация эссе.

Технология подготовки учащихся к написанию эссе будет несколько иной (технология для учителя):

1-й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе - литературным жанром и требованиями к написанию эссе (в рамках конкретного испытания, например, ЕГЭ, олимпиады или конкурса);

2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету);

3-й этап: «проба пера», или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации);

4-й этап: подготовка презентации групповых эссе;

5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах;

6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления);

7-й этап: написание индивидуальных эссе.

В заключение обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: как научиться хорошо писать и представлять эссе? Ответ парадоксален - надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе. И награда непременно найдет своего героя!


Считают задание №29 – сочинение или эссе.

Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо:

  • раскрыть смысл одного из 5-ти высказываний;
  • теоретически обосновать его;
  • привести примеры из реальной жизни;
  • корректно и логично вести рассуждения и приводить понятия.

Мы собрали для вас лучшие эссе, которыми поделились с нами выпускники.

29.2 Экономика

«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.

Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.

Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.

Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.

Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).

Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.

Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.

Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.

Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:

29.3 Социология, социальная психология

«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.

Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.

В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.

Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.

В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.

В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.

Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.

Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!

Для начала всегда нужно обратиться к критериям оценивания задания, которое мы разбираем. Скачайте его и продолжайте читать:

Cкачать демоверсию ЕГЭ по обществознанию 201 7

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Теоретическая аргументация

Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите

Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания

Фактическая аргументация

В качестве фактажа Вы должны доказать теоретический материал, о котором говорилось выше, с помощью сообщений СМИ, материалами учебных предметов (как правило гуманитарных), фактами из социального опыта и собственных рассуждений. Самое интересное, что Вам необходимо привести 2 АРГУМЕНТА фактического характера, причем оба они не могут быть из сообщений СМИ, либо же истории, политической жизни… Это важно понимать, иначе эксперт снизит Вам балл

Ну и в конце делаете качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Это все, что необходимо знать из теории по тому, как писать 29 задание по обществознанию

Выступление Т.Лисковой - Особенности решения второй части на ЕГЭ-2017

Видео с ее выступлением прикреплено ниже.

Готовые эссе

Теперь разберемся со структурой. Ниже я прикрепляю 4 самых первых работ своих учеников по политике. Предлагаю Вам просмотреть их, выделить составные элементы, найти ошибки, если они есть, и отписаться о них в комментариях

Первое эссе

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)

В своем высказывании американский историк и политик Дж. Актон ставит вопрос о влиянии власти на поведение человека, обладающего ей. Это высказывание можно трактовать так: чем больше человека наделяют властью, тем чаще он начинает выходить за границы дозволенного и действовать лишь в своих интересах. Данная проблема не теряла своей актуальности на протяжение многих столетий и истории известны многие случаи, когда безграничная власть правителя приводила страну в разорение.

Раскрытие теоретической части

Так что же такое власть и для чего она существует? Власть — это возможность и способность влиять на поведение людей независимо от их на это желания. В любом государстве власть, прежде всего, направлена на поддержание порядка и контроля за соблюдением законов, но часто чем безграничней становится власть, тем сильнее она развращает человека и перестает быть гарантом справедливости, именно поэтому я полностью поддерживаю мнение Дж.Актона.

Примеры для раскрытия К3

Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.

С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что безграничная власть развращает людей и приносит не столько пользы, сколько разорения и падения уровня жизни населения. В современном обществе абсолютная власть уже не главенствует в большинстве стран, что делает их жителей более свободными и независимыми.

Второе эссе

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)

Смысл высказывания Саади я вижу в том, что законность является основой построения демократического государства, в то время как тирания противостоит общественному благу и направлена лишь на достижение собственных интересов. В данном высказывании выражены два аспекта: участие граждан в жизни государства при разных политических режимах и отношение правительства к общепринятым законам.

Раскрытие теоретической части

Тирания часто присуща государствам с неограниченной властью одного правителя; в большинстве своем, это страны с тоталитарным режимом. Основным его отличием от демократии — политического режима, которому характерно равенство всех людей перед законом и принадлежность власти народу, является сосредоточение всей власти в руках одного правителя(партии) и контроль над всеми сферами жизни общества. При неограниченной власти, правитель может трактовать законы в собственную пользу, или вообще их переписать, и народ при этом не имеет права выражать собственное мнение, что абсолютно не отвечает принципу законности. Нельзя не согласиться с мнением Саади, и история знает множество подтверждений этому.

Примеры для раскрытия К3

Примером тирании может послужить Италия в период правления Б. Муссолини. Подавив в стране права и свободы, Муссолини установил тоталитарный режим, применял политические репрессии. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, он ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство.

О беззаконности тоталитарного режима говорит А.Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». В произведении показана жизнь бывшего солдата, который, как и многие другие после фронта попал в тюрьму. Солженицын описал положения людей во время правления И.В.Сталина, когда солдаты, сумевшие сбежать из немецкого плена, объявлялись врагами народа и, вместо того, чтобы попасть к своим родным, вынуждены были десятками лет работать в колонии.

Рассмотрев данные примеры, можно прийти к выводу, что при правлении тирана права человека не имеют никакого веса, и народ не имеет права открыто высказывать свое мнение, так как постоянно находится в страхе за свою жизнь.

Третье эссе

В своем высказывании П. Сир выразил свое отношение к проблеме характерных черт и особенностей власти. Автор утверждает, что любые решения, которые когда-либо придется принять обладающему властью человеку, должны быть тщательно продуманными и проанализированными со всех сторон. Данные слова можно рассмотреть с двух точек зрения: положительного и отрицательного влияния власти на общество.

Раскрытие теоретической части

Высказывание П. Сира не теряет своей актуальности и по сей день, ведь все время необдуманные действия приводили к плохим последствиям как для самих руководителей, так и для тех, кто им подчиняется. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора в отношении данной проблемы. Для того, чтобы подтвердить актуальность оной, сперва стоит рассмотреть ее с точки зрения теории.

Начать стоит с самого простого: что же такое власть? Как нам известно, власть – это возможность влиять на поступки и решения людей вопреки их желанию. Обыкновенно подобное происходит как за счет убеждения и пропаганды, так и с помощью применения насилия. Власть является неотъемлемым атрибутом любой организации и человеческой группы, ведь без нее порядок и организация попросту не могут сформироваться. В качестве основных источников власти можно выделить как личное отношение каждого подчиненного к лидеру, так и уровень его авторитета, материального состояния, уровня образования и силы.

Примеры для раскрытия К3

Чтобы подтвердить актуальность высказывания П. Сира, можно привести пример из истории. В качестве непродуманных действий может выступить проведенная царем Алексеем Михайловичем денежная реформа, заменившая серебряные деньги медными. Из-за нехватки в казне монет из последнего материала, именно серебряниками собирались налоги, что в скором времени привело к практически полному обесцениванию медяков. Реформа, не предполагавшая такого варианта развития событий, не позволила исправить положение, что привело к Медному бунту 1662 года. Итогом восстания стало изъятие медных монет из оборота. Данный пример наглядно иллюстрирует нам отсутствие продуманности и логичности в действиях политика, которому пришлось отменять проведенное им преобразование для того, чтобы успокоить разгневанный народ.

В качестве второго примера, на этот раз – удачных и спланированных преобразований, можно привести события из новейшей истории. Речь идет о политике Российской Федерации, проводимой с начала существования оной. Продуманные, планомерные реформы смогли укрепить распавшуюся страну. Также эффектом данных преобразований стало укрепление государства и его позиций на международной экономической и политической арене. Данный пример демонстрирует нам, что политика, предполагающая не внезапные и необдуманные преобразования, а структурированные и последовательные реформы способна привести к улучшению ситуации в государстве.

Подводя итог можно сказать, что проблема особенностей власти и ее характерных черт никогда не перестанет быть одним из самых важных вопросов, от решения которого зависят и будут продолжать зависеть судьбы государств. Особенно сейчас, в постиндустриальный век, для которого характерна глобализация, неправильно осуществленные реформы могут оказать влияние не на отдельные страны, а на все державы вместе.

Четвертое эссе

«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность.» (М. Дебре)

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения. Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Раскрытие теоретической части

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Примеры для раскрытия К3

Для того, чтобы привести первый пример, обратимся к древнейшей истории. Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами

Надеюсь статья помогла Вам разобраться с достаточно проблемным вопросом экзамена. Помогите распространить информацию из этой статьи: кликайте на кнопки социальных сетей и подписывайтесь на обновления блога, чтобы своевременно получать новые статьи на свою электронную почту. Всем пока

Хотите разобраться со всеми темами курса обществознание? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Вы ищете готовое эссе по обществознанию? Вы решили просто заучить эссе и воспроизвести его на экзамене? На наш взгляд, этот способ не приведет Вас к цели! Ведь Вы хотите получить максимальные баллы!

Эссе по обществознанию нужно писать регулярно и самостоятельно!

Мой курс МАСТЕР ЭССЕ это возможность не только получить рекомендации и проверку своего эссе от эксперта, но и при необходимости, помощь на апелляции на ЕГЭ 2017!!!

А мы поможем Вам обсудить их, понять ошибки и выбрать в итоге верную стратегию. Итак, Вы выбрали путь самостоятельной подготовки к эссе по обществознанию соответственно . Однако, Вы не можете найти компетентный отзыв и оценку Вашему эссе. Как , я готов обсуждать Ваши реальные эссе.

Некоторые из наших подписчиков уже делятся своими эссе и получают отклик в обсуждениях в нашей группе

Вот такое эссе написал наш подписчик Егэ Егэ :

29.3. (в нумерации ЕГЭ-2016)

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

Во-первых, что такой социальный контроль? Социальный контроль — это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе. При возрастании социального статуса, то есть при вертикальной мобильности, повышается и самооценка личности, в следствии и его поведение. Целеустремленный, справедливый, честный на первый взгляд политик, при получении высокой должности, может превратиться на взяточника.

Во-вторых, что же такой социальный контроль? Социальный контроль — это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Социальный контроль направлен на предотвращение девиантного поведения, то есть общество с помощью санкции и норм или сама личность благодаря самоконтролю регулирует поведение. Например, в Саудовской Аравии за воровство отсекают руку. Применение такой санкции привело к значительному снижению воровства в стране.

В-третьих, можно вспомнить политику Китая. В Китае действуют Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля. Эти органы следят за деятельностью высших государственных и негосударственных органов и борются с коррупцией.

Таким образом, для регуляции характером личности применяют социальный контроль. Причем социальный контроль возрастает с повышением статуса личности. Лишенное социального контроля поведение личности становится девиантном.

Комментарий эксперта ЕГЭ

Что хочется отметить? Прежде всего, эссе построено грамотно, шаблон выдержан, К1 раскрыт. Наш подписчик пошел по пути простой и наиболее строгой структуры эссе, . Каждый свой теоретический тезис он подтвердил примером из социальной практики.

В тоже время, не очень корректным выглядит:

«Во-первых, что такой социальный контроль?
Во-вторых, что же такой социальный контроль?»

Ну и конечно, совсем не верно дано определение:

«Во-первых, что такой социальный контроль? Социальный контроль — это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе».

В данном случае речь идет о Согласно критериям проверки данного задания, теоретическая ошибка, которая перед нами в данном случае, является поводом к снижению балла за К2 на 1.

Может, «во-вторых, каков механизм социального контроля?». Далее, не стоит сложно строить предложения.

Социальный контроль направлен на предотвращение девиантного поведения, то есть общество с помощью санкции и норм или сама личность благодаря самоконтролю регулирует поведение.

Рискуем запутаться, не согласовать падежи, не доставить запятых. В целом хорошее впечатление от эссе будет у эксперта ЕГЭ смазано. Лучше разбивать длинную мысль на короткие фразы:

Социальный контроль направлен на предотвращение девиантного поведения. То есть, общество, с помощью санкции и норм, или сама личность, благодаря самоконтролю, регулирует поведение.

В-третьих можно было чуть развернуть мысль, выполнить требование критериев проверки в задании 29 (при необходимости, раскройте иные аспекты проблемы ). Например:

«Посмотрим на проблему с другой стороны! Что будет, если социальный контроль в отношении человека с высоким положением будет не эффективен? Как показывает опыт, возможны злоупотребления, коррупция.»

И потом хороший пример из социальной практики Китая: «Здесь… можно вспомнить политику Китая. В Китае действуют Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля. Эти органы следят за деятельностью высших государственных и негосударственных органов и борются с коррупцией».
В целом все хорошо, как эксперт ЕГЭ оценил бы на 3-4 балла (из-за ошибки в термине (К2)). В тоже время применены данные смежных наук (К3).
Единственное, нет отсылок к своему жизненному опыту. Но, этот минус поправим, главное — есть желание совершенствоваться. Вот Вам еще одно высказывание немецкого писателя XIX века Густава Фрейтага, часто встречающееся в вариантах заданий 29 ЕГЭ по обществознанию:

29.3. Социология, социальная философия.

«В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг)

Удачи Вам, продолжайте работать над эссе, присылайте Ваши эссе эксперту ЕГЭ в комментарии а также в обсуждения нашей группы