Дерево бодхи или ботаника буддизма. Священное дерево Бодхи. Дерево Бодхи: описание, история и интересные факты

Главная романтика путешествий заключается в том, что оказываешься внутри самого настоящего фильма - нет привычного дома, работы, семьи, нет ни единой привязки к настоящему в прямом понимании этого слова.
Яркие картинки ежедневно чередуются, образуя киноленту жизни, в которой оттачиваешь мастерство роли наблюдателя и режиссёра. Воображение выходит за рамки привычного и мир видится совершенно другим.
Мир, где невозможное и немыслимое более чем возможно и реально...

Мы продолжаем знакомиться с достопримечательностями Северной Индии и города Bodhgaya.
Сегодня я отправлюсь в медитацию по стопам Будды, под тем самым деревом, под которым всё и произошло...


Zen Garden - Kokin Gumi - Buddhist Meditation Music

Pipal, Фикус Священный или дерево Бодхи/Будды - так называют самое священное дерево, которое когда-либо украшало Землю. Могучее, разложистое, в тени которого более 2600 лет назад принц Сиддхартха Гаутама, духовный учитель и основоположник учения Буддизма, достиг состояния просветления.

1.

Дерево это существует и поныне, точнее его прямой потомок.
Оригинальное Sri Mahabodhi Tree - как его называют буддисты, было любимейшим деревом императора Ашоки Великого, который правил в 269 - 232 гг. до н.э., около века спустя после смерти Будды. Дерево почиталось императором с особым вниманием и заботой.
Жена Ашоки, в порыве яростной ревности к дереву(!), которое отнимает столько внимания мужа, вылила яд в корень дерева, что непосредственно и привело к его гибели.

2.

К счастью, незадолго до того этого происшествия дочь Ашоки увезла один из молодых побегов дерева на Шри-Ланку, где оно произрастает и по сей день. Побег этого уже шри-ланкийского потомка спустя некоторое время привезли обратно в Индию, и посадили на месте изначального дерева. Вот такая череда перерождений одного дерева.

3.

Под этим деревом Будда провёл первую неделю после просветления, буквально оцепенев от удивления и благоговения.
Символизм Будды и дерева Бодхи или "Мирового дерева" заключается вот в чём.
"Бодхи" - означает "запредельную мудрость" или пробуждение. Корни дерева уходят глубоко в землю, а ветви возвышаются высоко в небе, таким образом дерево гармонично объединяет 2 противоположности - небо и землю.
Подобно дереву, Будда объединяет в себе человеческую и божественную природу.

4.

Расположено дерево с тыльной стороны храма Mahabodhi. Здесь же находится и основное место для медитации.

5.

Паломники приносят в качестве подношений цветы, фрукты, воду, сладости и благовония

6.

Лотосов здесь больше, чем в каком-либо водоёме!

7.

О такого обилия живой красоты вокруг внутри всё радуется и ликует.

8.

Мистический дым благовоний, прекрасные цветы, пылающие свечи, умиротворённые образы Будд и неспешные паломники образуют некий симбиоз, создавая единый образ буддистского рая...

9.

Центральная плита в ограждении дерева покрыта листами сусального золота.

10.

Считается, что прикоснувшись головой к этой плите, получишь благословение самого Будды.

11.

12.

Вид с противоположной стороны

13.

Среди паломников, равно как и среди туристов идёт своеобразна "охота" на листья.
Несмотря на размеренный ритм места, момент, когда с дерева срывается лист можно сравнить с сигналом "Старт" на олимпийских играх. Люди в стремительном вихре, соревнуясь наперегонки, пытаются поймать драгоценную частичку вечности... До земли ни один лист так и не долетает.

Наблюдая за этим мгновением, приходит осознание и зашкаливает чувство юмора. Начинаешь покровительно и понимающе улыбаться таинственной улыбкой Будды, будто за это мгновение познал истину.
Мы все люди, стремящиеся к божественном совершенству, щедро наделённые человеческими слабостями.
Мы - "человеки", и стало быть ничто человеческое нам не чуждо

14.

Неделю спустя после просветления, Будда направился к другому дереву.
Там где ступала его нога, распускались лотосы

15.

Каждый из таких "следов" отмечен лотосами из камня

16.

Весь Буддизм насквозь пропитан символизмом, каждый символ имеет определённый скрытый смысл.
Возле храма можно найти отпечаток стоп Будды. По их величине можно легко определить примерный рост человека. Образно говоря, можно представить - насколько великим был человек, обладающим таким отпечатком стоп.

17.

18.

Молитвы доносятся отовсюду...у них есть чёткий ритм и цель...ими буквально пропитан воздух, наравне с благовонными ароматами лотоса

19.

Поток энергии подобной силы, направленный к цели "Достичь Просветления", вряд-ли встретишь ещё где-либо на Земле.

20.

Среди паломников встречаются и те, кто совершает кору вокруг храма (круговой обход) простираниями.
Практика простирания - одна из форм психо-физической буддистской практики, когда человек совершает полный поклон.
В процессе простираний, человек визуализирует великих учителей буддизма, Будд, Боттхисаттв и защитников таким образом простирается перед ними. В этом процессе успокаивается ум, очищается тело и душа.
Простирания в Бодхгае уже многие века является целью многих буддистских паломников, которые стремятся сделать здесь сто тысяч простираний.

21.

Здесь можно встретить паломников со всего Земного Шара.
На фото сверху - тибетские женщины и японские. Всех объединяет одно стремление - одна цель.

22.

Также здесь практикуют акупунктуру (иглоукалывание).
Специалисты акупунктуры, предложат вам посредством игол создать приток энергии к определённым местам с тем, чтобы ваша медитация прошла наилучшим образом.
Прошло уже более 2600 лет, но несмотря на это, просветления жаждут здесь ни чуть не меньше.

23.

Каждый стремится ощутить то, что испытал Будда в этом самом месте.
Я не стала исключением - жажда познания и нового опыта, равно как и немалое любопытство привели меня сюда.

24.

Одно могу сказать наверняка, время течёт здесь совершенно по-другому. В медитации я провела около 30 минут, ощущение же сложилось будто целую вечность.
В самом начале бросило в жар, поток мыслей значительно ускорился, на глазах выступили слёзы и возникло ощущение, будто после бесчисленных лет странствий вернулась домой. Глубокие эмоции сопровождались также внутренними визуальными образами света и огня.
Сразу вспомнила слова Будды: "Тысячи свечей можно зажечь от одной горящей свечи", кажется и у Иисуса было что-то на эту же тему.
Практикую медитацию я уже несколько лет, но такие глубокие ощущения я испытала впервые.

25.

Что бы ни говорили нам разнообразные учения и духовные лидеры, путь у каждого свой и ощущения у каждого свои, неповторимые. Главное - идти по этому пути, никому не навязывая своих взглядов. Иначе мы рискуем однажды проснуться в однообразном мире, где всё одно и тоже:)

На этой оптимистической ноте, я прощаюсь с вами до следующего раза.
Уже в следующий раз вас ждёт рассказ .

Продолжайте верить и действовать, и чудо обязательно произойдёт!

shus 2009

Дополнено и отредактировано в 2016 г.

Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите иноформацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индию», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров..» и т.п. Однако на самом деле это не так.

Немного истории и преданий

Дерево бодхи (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме, хотя эпитету «бодхи» оно обязано все-таки буддизму, поскольку последний Будда нашего времени – индийский принц Сиддхартха Гаутама – именно под ним достиг пробуждения (в европейских источниках чаше пишут «просветления», но слово «бодхи» означает именно «пробуждение»).

Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен. В религиозных текстах оно именуется на санскрите «ашваттха» (ashvatha), а на пали – «ашаттха» (assattha) и «руккха» (rukkha).

Современное название на хинди и близких ему языках звучит как «пипал» (Peepal), на английском – «sacred fig» , на русском – «фикус священный» , а его научным названием на латыни является «Ficus religiosa» .

Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.

Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.

Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому что под его сенью медитировал и достиг пробуждения Будда Гаутама.

Пипал, под которым достиг пробуждения Будда Гаутама, (а ныне – уже потомок этого дерева) называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree). Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, Алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте пробуждения Будды) оно является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.

Второе по священности Дерево Бодхи находится на Шри Ланке, в Анурадхапуре. Согласно буддистской традиции оно выросло из южной ветви Дерево Бодхи, которое доставила на Шри Ланку в 3-ем веке до н.э. дочь индийского императора Ашоки Сангхамитта.

На фото: слева – Дерево Бодхи в Бодх-Гае (Индия), справа – в Анурадхапуре (Шри Ланка)

Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодх-Гае (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). Его высота составляет около 80 метров, возраст – приблизительно 130 лет (подробно об истории храма Махабодхи и Дерева Бодхи см.). Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг пробуждения Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас находится западная стена храма).

Существует два основных предания о восстановлении нынешнего Дерева Махабодхи. Согласно первому отросток дерево был привезен из Анурадхапуры (со Шри Ланки), согласно второму – взят на территории расположенного близ Шравасти монастыря Джетвана (Jetavana) от дерева Анандабодхи (Anandabodhi).

На самом деле, в 1880-х годах по завершению реставрационных работ над храмом Махабодхи тогдашний руководитель Археологической службы Индии (ASI) А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где раньше росли предыдущие Деревья Бодхи). Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.

В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря Дерево Бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодх-Гаи.

К примеру, в Иволгинском дацане (Бурятия) есть специальная оранжерея, в которой растет Дерева Бодхи. В 1970-ом году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.

Немного об архитектуре …

Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (и в том числе для входных порталов пещерных храмов).

На фото: один из самых ранних буддистских пещерных храмов в (конец 3-го – начало 2-го века до н.э.)

А вот одна из трактовок листа пипала, которая взята из книги о Бодхгайе, написанной президентом Буддистского общества Индии Шанти Сварупом Бауддхой (Shanti Swaroop Bauddh) (высказывание о брахманах – на совести автора).

… и о ботанике

Дерево бодхи (пипал) – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.

Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8-12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (Википедия).

Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитателей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.

Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.

Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.

B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня он особого впечатления, как представитель флоры, не произвел (почему-то присутствует ассоциация с большой разлапистой осиной).

А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.

Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).

Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.

Баньяны (к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни (см. фото выше слева).

Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.

Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.

Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.

Самым известным представителем этого вида является Великий баньян (Great Banyan Tree) – дерево с самой большой в мире площадью кроны – который находится в Индийском ботаническом саду.

Возраст этого дерева оценивается в 200-250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево, причем на данный момент он живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров. В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.

Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).

Как у баньяна, у душителя – воздушные корни, но они не свисают, а «ползут» вниз, разветвляясь, переплетаясь и охватывая ствол дерева, а достигнув земли – укореняются.

На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами дерево, но в дальнейшем картина становится довольно сюрреалистичной, когда объем оплетающих корней возрастает настолько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».

На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.

«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».

Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голову Будды, вросшую в ствол фикуса бенджамина.

После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому кто-то из монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не известно.

Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.

Но это только мои предположения. Как было на самом деле – не знает никто.

Достиг просветления и стал Буддой . Предполагают, что в этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa .

Дерево Бодхи - один из главных символов в буддизме, он присущ всем буддам. В буддийских монастырях дерево специально культивируется и высаживается .

Дерево Бодхи в культуре

  • В 2012 году вышла кинокомедия «Тысяча слов », один из главных объектов которой - Дерево Бодхи.

Напишите отзыв о статье "Дерево Бодхи"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дерево Бодхи

– Неужели нужно было терпеть такое, только лишь чтобы попасть сюда?!. – ужаснулась Стелла.
– Думаю – да. Хотя я не могу сказать наверняка. У каждого своя дорога... – печально произнесла Анна. – Но главное то, что я всё же это прошла, сумев не сломаться. Моя душа осталась чистой и доброй, не обозлившись на мир, и на казнивших меня людей. Я поняла, почему они уничтожали нас... тех, которые были «другими». Которых они называли Ведунами и Ведьмами. А иногда ещё и «бесовыми детьми»... Они просто боялись нас... Боялись того, что мы сильнее их, и также того, что мы были им непонятны. Они ненавидели нас за то, что мы умели. За наш Дар. И ещё – слишком сильно завидовали нам... И ведь очень мало кто знал, что многие наши убийцы, сами же, тайком пытались учиться всему тому, что умели мы, только вот не получалось у них ничего. Души, видимо, слишком чёрными были...
– Как это – учились?! Но разве же они сами не проклинали вас?.. Разве не потому сжигали, что считали созданиями Дьявола? – полностью опешив, спросила я.
– Так оно и было – кивнула Анна. – Только сперва наши палачи зверски пытали нас, стараясь узнать запретное, только нам одним ведомое... А потом уже сжигали, вырвав при этом многим языки, чтобы они нечаянно не разгласили творённое с ними. Да вы у мамы спросите, она многое прошла, больше всех остальных, наверное... Потому и ушла далеко после смерти, по своему выбору, чего ни один из нас не смог.
– А где же теперь твоя мама? – спросила Стелла.
– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас... – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..

Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите инофрмацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индиюю», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров..» и т.п. Однако на самом деле это не так.

четки из семян ботхи, должно быть 108 бусин. Столько раз повторяется мантра


Немного истории и преданий

Дерево бодхи (bodhi tree, дерево просветления) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме.

Собственно название «бодхи» пришло вероятно из буддизма в связи с тем, что Будда Гаутама достиг под ним просветления.

Вросшая голова будды


Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен.
В религиозных текстах на санскрите – «Ашваттха» (ashvatha), на пали – «Ашаттха» (assattha) и «Руккха» (rukkha).

Современное название на хинди и близких языках – «Пипал» (Peepal), на сингальском – «Bo-tree» , на английском – «Sacred fig» , на русском – «Фикус священный» , а научное название«Ficus religiosa» .

Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.

Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.

Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (в частности входных порталов пещерных храмов).

Вот одна из трактовок листа пипала, взята из книги о Бодхгайе Президента Буддистского Общества Индии Shanti Swaroop Bauddh (высказывание о брахманах не комментирую). Перевод текста сделан максимально дословно.

Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому под его сенью медитировал и достиг просветления Будда Гаутама.

То дерево, под которым медитировал и достиг просветления Будда Гаутама (а ныне потомок этого дерева), называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree). Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте просветления Будды) оно является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.

Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодхгая (Bodhgaya, штат Бихар). Высота около 80 метров, возраст – 120 лет, оно считается пятым после просветления.

Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг просветления Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас стена храма).

1). Согласно историческому преданию, дочь индийского царя Ашоки (II в до н.э) привезла саженец от первого дерева бодхи в Анурадхапурам на Шри Ланку и высадила его там.

Когда дерево в Бодхгайе умерло от старости, то теперь уже со Шри-Ланки была привезена в Бодхгая ветвь потомка этого дерева и таким образом священная реликвия была возрождена.

2). Любимый ученик и родственник Будды Гаутамы Ананда по просьбе последователей учения и по поручению Будды перенес и посадил ветвь Дерева Махабодхи на территории монастыря Джетвана (Jetavana) близ Шравасти (Savatthi , Саватхи), чтобы люди могли поклонятся ему во время отсутствия Будды. Это дерево известно как Анандабодхи (Anandabodhi) и вроде бы существует до сих пор.

В 1881 основатель Архелогической службы Индии сэр Александр Каннингэм (Cunningham), бывший инициатором раскопок и восстановления храма Махабодхи, посадил одну из ветвей Анандабодхи на место, где находился его предок рядом с Ваджрасаной. Там оно и находится по сей день.

Ветвь же дерева с Шри Ланки была привезена и высажена в Buddha Vihara и Buddha Jayanti Park в столице Индии.

В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря дерево бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодхгая.

В Иволгинском дацане (Бурятия) есть специальная оранжерея, в которой растет дерева бодхи. В 1970 году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.

И немного ботаники

Дерево бодхи, Пипал – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.


Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (текст и фото из Википедии).

Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитетелей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.

Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.

Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis, Bargad – hindi) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.

B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня особого впечатления как представитель флоры не произвел (почему-то ассоциация с большой разлапистой осиной).

А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.

Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).

Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.

Баньяны (к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни.

Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.

Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.

Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.

Самый известный представитель этогот вида – Великий баньян (Great Banyan Tree), дерево с самой большой в мире площадью кроны. Находится в Индийском ботаническом cаду.

Возраст дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево.

На данный момент дерево живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров.

В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.

Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).

Как у баньяна, у душителя - воздушные корни, но они не свисают, а «ползут вниз», разветвляются, переплетаются, охватывая ствол дерева, и, достигая земли, укореняются.

На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами, в дальнейшем картина выглядит очень сюрреалистично, когда объем оплетающих корней возрастает на столько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».

На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.

«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».


Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голова Будды, вросшая в ствол фикуса бенджамина.

После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому кто-то из монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не знаю.

Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.

Но это только мои предположения. Как было на самом деле – неизвестно.

В свое время Марко Поло, оказавшись в этих местах, назвал остров Цейлоном. Другое его название - Шри-Ланка: "шри" - прекрасный, "ланка" - остров. Коломбо-Нувара Элия-Канди-Ваддува-Коломбо... Наш пятидневный маршрут как бы окольцевал впечатления о волшебном колоритном крае.

Тук-тук - это Коломбо!
От пестроты красок в столице Шри-Ланки Коломбо рябит в глазах. Здесь и беспорядочное движение тук-туков - смешных трехколесных мини-машинок, и здания необычной архитектурной формы, и отсутствие привычных глазу одежд на прохожих... И вообще всего того, что привнесла в Европу цивилизация.

Сам город насквозь пропитан ароматом благовоний - то терпких, то сладковатых. На каждом углу продаются кокосы. Торговец ножом срезает верхушку, предлагая покупателю утоляющее жажду кокосовое молоко - около 200 г в каждом плоде. Извлечь его можно лишь при помощи соломинки (сей экстракт, кстати, снимает и похмельный синдром). А питье в Коломбо всегда кстати. Сказать, что в городе жарко, - значит, не сказать ничего. Здесь, как в русской бане, пот - ручьями. Но, странное дело, как после сауны чувствуешь себя омытым и очищенным.

Цейлонской валютой являются рупии. Они совершенно отличны от индийских. Поэтому деньги проще всего менять прямо в аэропорту сразу после паспортного контроля: как правило, курс там намного выше, чем в отеле. К тому же здесь вам дают специальную "бумагу", по которой можно на обратном пути поменять непотраченные рупии на "зеленые". По нынешнему курсу 1$ = 107 Rph.

В столице Цейлона два миллиона жителей. Обитатели Шри-Ланки говорят на сингальском или тамильском, а официальный язык здесь английский. Многие тамошние автобусы разрисованы в ярко-красный цвет - в честь... коммунистических идей. Компартия Шри-Ланки активно выступает за равноправное общество.

Пенсия ланкийцев составляет половину зарплаты, на заслуженный отдых они идут в 55 лет - и мужчины, и женщины. Продолжительность жизни, по официальным данным, 68 лет - у мужчин и 72 - у женщин. Деление на районы в Коломбо - по номерам, например Коломбо-2, 3, 4 и т.д. Украинского посольства нет, оно базируется в Индии и работает на два государства.

Основной доход Цейлон получает от турбизнеса. Уже потом следуют чай, одежда, драгоценные камни. Чай пьют, естественно, свой, преимущественно черный, а вот зеленый почему-то не жалуют. Средняя зарплата цейлонца - 90 долл., а вот местный депутат получает около 600 долл. в месяц. Инфляция довольно высокая, а в долларах никто зарплату не получает.

Есть в Шри-Ланке даже своя олимпийская сборная, представлены в основном легкая атлетика и хоккей на траве. Европейского понятия "отдых" местные не воспринимают, но некоторые богатые ланкийцы все же ездят на курорты Мальдив или Индии.

В Коломбо многие туристы останавливаются в пятизвездочном отеле Taj Samudra ("Господин океан"), напоминающем пафосные гостиничные интерьеры из фильма "Красотка". Из окон огромного здания виден Индийский океан. При этом, как ни странно, в самом Коломбо купаться не принято. Для этого нужно ехать на пляж - за город. Туристу, впрочем, важно угадать с погодой. Так как с мая по сентябрь на Цейлоне властвует "монсун", ветер, нагоняющий совершенно дикую волну, из-за которой в океане нельзя купаться. Кроме того, в период монсуна очень повышается влажность. А вот с октября по апрель Индийский океан чистый и тихий (если вообще можно так сказать об этой стихии, потому что даже купание в прибое - тот еще экстрим). На побережье жары почти не ощущаешь - доносящийся бриз и влага превращают отдых в тени пальм в невероятное блаженство.

Будда: медитирует, учит, отдыхает
Что обязательно стоит увидеть в Шри-Ланке, так это легендарные храмы. Цейлон - страна буддистская, но так и не отказавшаяся от индуизма. Почти в каждом индуистском храме непременно есть гигантские статуи Будды, а в каждом буддийском - величественные изображения индуистских божеств. Конечно же, в храмы следует входить только босиком. За обувь можно не волноваться: ее никто не умыкнет. Вообще многих поражает тот факт, что в Шри-Ланке практически нет воровства. И это в такой густонаселенной - 19 млн. человек - стране!.. Оказывается, сей грех здесь считается самым страшным.

В курортном городе Панадура поражает буддийский храм "Золотая маковка". Он построен по всем канонам этой восточной религии. То есть присутствует ступа (в которую раньше помещали мощи и пепел умерших святых), а сам храм - с тремя величественными золотыми статуями Будды: медитирующего, учащего и отдыхающего. Во дворе - дерево Будды, выращенное якобы из семян пра­прапрадерева, под которым впоследствии и достиг просветления сам Учитель.

Дерево Будды советуют обойти по кругу (по стандарту - семь раз, но лучше количество оговаривать с астрологом, так как, по мнению буддистов, это важно), поливая его водой и загадывая желание. Проделывая этот путь и слушая "Ооомммм" в исполнении монахов в оранжевых тогах, надолго выпадаешь из мирской бесполезной суеты... Среди монахов, кстати, есть даже шестилетние мальчики, которые сами сознательно пришли в храм и хотят посвятить свою жизнь монашеству.

Незабываем и буддийский праздник Поя - необычайно красочное шествие слонов и людей с факелами, на ходулях. И те и другие - в блестящих нарядах, разрисованных яркими красками. Этот праздник всегда проходит только в субботу и обязательно в полнолуние. Праздничное шествие символизирует уход принца Гаутамы из королевского дворца. Как известно, это случилось сразу после того, как он в один день увидел трех несчастных - старика, больного и мертвеца. Было ему тогда, по преданию, 13 лет, но, несмотря на столь юный возраст, он осознал, что никакие богатства мира не спасут и его от участи этих бедняг.

В горной местности Шри-Ланки сохранилась еще одна достопримечательность - пик Адама. На эту высокую гору (2, 5 км) можно подняться по лестнице. Согласно преданиям, после изгнания из рая Адам спускался на землю именно с этой горы. И в подтверждение данного факта на вершине есть вмятина в виде огромного человеческого следа. Некоторые буддисты, впрочем, утверждают, что это - след Будды, а мусульмане приписывают сей знак Магомету. Поэтому в праздничные дни на гору поднимается много людей различных вероисповеданий, чтобы поклониться следу.

Чаепитие в Канди
О цейлонском чае написано и рассказано много. В основном это черные сорта. Покупать чай и интереснее, и дешевле во время экскурсии на чайную фабрику, близ которой находятся чайные плантации.

В основном чай произрастает в центральной части острова: Нувара Элия - Канди. Дорога из Коломбо в Нувара Элия проходит через район, который называется Старая Англия. По местным меркам там холодно (около + 20° С) и все время густой туман. В той местности красивейшие водопады, живописные склоны гор засажены чаем. От вида этого великолепия у многих даже"" выступают слезы на глазах...

Тривиальный вопрос: чем можно порадовать родных и близких после поездки на Цейлон? Перечень сувениров окажется немаленьким. Но при этом имеются некие визитные карточки страны. Это может быть украшение из голубого сапфира, который добывают только здесь, аметиста, граната, лунного камня. А также набор чая, бутылка арата - местной кокосовой водки, эксклюзивные изделия из батика, расписанные в бело-голубых, солнечно-золотистых и приглушенных красно-охровых тонах.

Увы, в маршрут каждого туриста рано или поздно вмешивается проза жизни - заканчивается виза, пустеет кошелек. Не буду оригинальной, если признаюсь в том, что на Цейлон хочется вернуться еще раз - купаться в Индийском океане, нежиться на горячем песке, объедаться экзотическими фруктами. А вечерами сидеть на террасе, слушая океанский прибой и наслаждаться наступившей прохладой. И если после изгнания из рая первые люди жили именно здесь, то это ведь совершенно недалеко...