Зелёное море. Маленький рассказ о Черном море и его удивительный жителях, иногда опасных Детские рассказы про море 7 лет

Пятница, 23 Января 2009 г. 13:41 + в цитатник

()

Рассказала

Тиддалик вызывает наводнение.
(Австралийская народная сказка).
Тиддалик был самой большой на свете лягушкой. Однажды он выпил воду из всех прудов, озер и рек мира. Осталась только вода в морях. Но животные не могли пить соленую воду, поэтому они должны были умереть от жажды. К счастью, у Угря появилась идея. Он начал забавный танец, который заставил Тиддалика засмеяться. Когда его рот раскрылся, вода хлынула в пруды, озера и реки, и животные были спасены.

Почему у краба нет головы.
(Африканская народная сказка).
Богиня Нзамби сотворила всех животных. Она начала создавать Краба, перед тем как пришла пора ложиться спать, и у нее не хватило времени, чтобы закончить его. «Приходи завтра, я дам тебе голову,»-сказала она. «Нзамби нужно два дня чтобы сделать меня, потому что я очень важная персона»,-хвастался Краб перед другими животными.
Нзамби услышала о хвастовстве краба и решила не давать ему головы.
Краб от стыда спрятался под скалу. По сей день он высовывает свои глаза прямо из-под раковины, так как у него все еще нет головы.

Волшебная рыба.

(Скандинавская народная сказка).
Однажды бедный рыбак поймал волшебную рыбу. «Отпусти меня, и я исполню все, что ты пожелаешь»,- сказала рыба. Рыбак захотел большой дом, и его желание исполнилось.
Он ловил волшебную рыбу снова и снова и загадывал все больше желаний. И каждое его желание исполнялось. Но когда рыбак потребовал Луну и звезды, рыба решила, что он слишком жаден, и забрала все свои дары. И рыбак снова стал бедным.

Как родилась морская звезда.

(По мотивам рассказа Дональда Биссета).
Однажды, темной звездной ночью семь слонов решили поймать падающую звезду. Они пошли на вершину морского утеса и, забравшись один на другого, образовали башню. Слоненок, находившийся на самой вершине, дотянулся и достал падающую звезду своим хоботом. Но он не удержал ее и уронил в море! Проплывающая мимо рыба проглотила ее и превратилась в морскую звезду.

Почему вода соленая.

(Норвежская народная сказка).
Однажды моряк украл волшебную мельницу, которая могла намолоть все, что пожелаешь. Он взял ее в море на свой корабль и потребовал от мельницы намолоть для него соли. Когда соли было достаточно, он приказал мельнице остановиться, но не знал волшебных слов. Вскоре соли стало так много, что корабль и мельница опустились на дно моря, а мельница все продолжала молоть соль. Она продолжает молоть ее до сих пор, поэтому море соленое.


Метки:

Суббота, 10 Апреля 2010 г. 22:36 + в цитатник

() Эту сказку я слышал очень давно от одного старого матроса, которому в свое время рассказал ее боцман, боцману - какой-то лоцман, тому, видимо, еще кто-то. А теперь я расскажу тебе. Надо же знать, какие сказки складывали деды и прадеды во времена парусного флота.
Так вот, у одного капитана была веселая дочурка-быструшка. Косички у нее торчком. Если надо узнать, куда дует ветер, не смотри на флюгер, гляди на ее косички - и точно будет так. Поэтому все матросы ее и звали: «Машенька - ветреные косы».
У капитана не было жены, и когда он уходил в рейс, оставляя Машеньку одну, становился мрачнее тучи. Капитан боялся, как бы она не улетела в море на каком-нибудь заманчивом, но недобром ветреном корабле, который бы завез ее далеко от родных берегов. Машенька была очень впечатлительная и доверчивая. Отец особенно стал бояться за дочь, когда она подросла и начала бредить морем. И в этом он был повинен сам. У него, как у капитана парусного корабля, судьба иногда была больше связана с разными ветрами, чем с людьми. Дочери он часто рассказывал о ветрах как о живых существах. Особенно отец зачаровывал Машеньку рассказами о морских ветрах, названных именами ее матери. Иной раз, возвращаясь из рейса, капитан с довольным видом говорил своей дочери:
- Как я был счастлив, что во время этого плавания меня все
время сопровождало дыхание твоей матери!


Метки:

Понедельник, 17 Мая 2010 г. 15:31 + в цитатник

() Тогда водяной засмеялся
Народная исландская сказка

Как-то некий бонд вышел в море ловить рыбу и поймал водяного. Бонд пытался по разному разговаривать с ним, но водяной молчал и не отвечал ничего, только просил бонда отпустить его обратно. Но бонду этого не хотелось.
Потом бонд направился к берегу и водяной был с ним. И вот к нему подбегает его жена и ласково его приветствует; бонду это понравилось. Тогда водяной засмеялся.
Затем к бонду подбегает его собака и начинает вилять хвостом и ластиться, но бонд бьет собаку. Тогда водяной засмеялся во второй раз.
После этого бонд отправляется на свой хутор, но по пути спотыкается о кочку и ушибается. Бонд злится и вне себя от ярости топчет кочку. Тогда водяной засмеялся в третий раз.
Каждый раз, когда водяной смеялся, бонд спрашивал его, из за чего тот смеется, но водяной все молчал и ничего не отвечал.
Бонд держал водяного у себя целый год, но так и не добился от него ни словечка. Но когда минул вдвое больший срок с того дня, как бонд словил водяного, тот попросил отвезти его к морю и отпустить обратно. Бонд пообещал, что сделает это, если тот скажет, почему трижды засмеялся, когда он вез его к себе домой. Водяной сказал, что не сделает этого, пока бонд не отвезет его в море на то место, где он его поймал, и не выпустит его на свободу.
Тогда бонд так и делает: он отвозит водяного на ту самую отмель, где поймал его. И когда они добираются дотуда, водяной говорит:
– В первый раз засмеялся я, потому что твоя жена так ласково встречала тебя, потому что она делала это фальшиво и без любви, и она изменяет тебе. Во второй раз засмеялся я, потому что ты побил свою собаку, которая встречала тебя верно и искренне. В третий раз засмеялся я, потому что ты растоптал кочку, но под ней были спрятаны деньги, а ты этого так и не узнал.
Потом водяной нырнул в воду, а бонд раскопал кочку, нашел там много добра и разбогател.

Девушка-дельфин
Народная океанийская сказка

Жил на одном острове юноша с матерью и бабушкой. Бабушка знала секрет приготовления ароматного кокосового масла. Она часто натирала этим маслом своего любимого внука, и в такие дни дельфины подплывали совсем близко к берегу. Тогда жители острова бросались в море и ловили дельфинов.
Вот как-то раз люди увидели стаю дельфинов и обрадовались предстоящему роскошному пиршеству. Такого улова никогда еще не было. Вдруг один дельфин отделился от стаи и направился прямо к юноше, который благоухал кокосовым маслом. Дельфин сказал:
- Принеси меня в свой дом!
- Откуда ты знаешь мой язык и почему говоришь со мной? -удивился юноша. Но дельфин снова повторил:
- Принеси меня в свой дом!
Юноша хотел сказать, что по обычаям племени не подобает ему одному брать себе такую большую добычу, но промолчал и приволок дельфина домой.
- Прикрой меня циновками и подожди, пока я тебя не позову! - попросил дельфин.
Сделал юноша все, как просил дельфин, а когда снова вошел в дом, перед ним стояла прекрасная девушка с черными, блестящими волосами, густыми, темными бровями, передником из морской травы.
- Кто ты и что тут делаешь? - удивился юноша.
Девушка ответила:
- Я была дельфином, а сейчас превратилась в человека. Я плыла на чудный запах твоего кокосового масла и полюбила тебя.
Юноша смутился: он знал, что мать будет очень сердиться на него за то, что он не отнес добычу в дом собраний, как все остальные.
Вскоре пришла мать и увидела, что в доме не так, как обычно. Она стала браниться, и тогда вышел сын, а немного позже появилась девушка. Она рассказала матери свою историю и призналась, что полюбила юношу. Но мать потребовала, чтобы девушка немедленно пошла с ней в дом собраний - пусть старики, которые там собрались, решат ее участь.
Девушка упорно отказывалась идти, мать и сын так и не смогли ее уговорить.
Тогда мать пошла сама в дом собраний и привела оттуда стариков - пусть посмотрят на пришелицу и решат, принять ли ее в общину.
Девушка сказала:
- Знаете ли вы, кто такие дельфины? Это люди, которые погибли в море. Это они превращаются в дельфинов.
Выслушали старики девушку, разрешили ей остаться жить в их племени, и с тех пор люди знают-нельзя охотиться на дельфинов, ведь это родные нам существа


Метки:

Среда, 19 Мая 2010 г. 18:59 + в цитатник

() Это случилось совсем недалеко отсюда, вон за той горой,
похожей на пришедшего попить динозавра. Начинался шторм. На берегу, полузасыпанный песком, лежал на боку старый Баркас. Баркас тяжело скрипел и вздыхал. Он знал - это его последний шторм. Прогнившая обшивка не выдержит ударов волн. Еще час, два - и обломки его унесет в море...

И только огромный деревянный Штурвал не разделял его тревог. Могучее колесо Штурвала, потемневшее от впитавшейся морской соли и отполированное человеческими руками за столько лет, повернуто к бурлящему морю.

Старый Штурвал мечтал. Он был неисправимым романтиком, как и его друг - Капитан. Они вдвоем долгими месяцами бороздили морские просторы, стараясь не обращать внимания на ворчания и жалобы Баркаса, которому "нужен теплый и спокойный док, обеспеченная достаточным количеством дегтя и краски старость, а не всякие там путешествия-приключения..."


Метки:

Среда, 16 Июня 2010 г. 15:53 + в цитатник

() Давным-давно, когда море ещё только появилось на свет, оно было совсем не солёное. И бурь на море не случалось. Оно было тихое и спокойное, как большой пруд. Однажды морской царь Нептун сидел со своими прекрасными дочерьми - их было
всего сорок - на дне моря. У десяти девочек были жёлтые волосы, ещё у десяти - чёрные, ещё у десяти - белые, а у последних десяти - красные. И у всех сорока - очень хорошенькие блестящие рыбьи хвосты. Мимо проплыла сельдь, и Нептун заметил, что она плачет. Потом проплыл полосатый морской чёрт и несколько морских коньков - тоже все в слезах! И плачущий палтус. Нептун посмотрел себе под ноги и на дне морском увидел плачущую морскую звезду, а рядом с ней рыдающего омара.
- Что случилось, дружище омар? - спросил его Нептун.
- Ах, сэр! - всхлипнул омар. - Опять эти киты.Они пьют море.
О, как царь Нептун рассердился! Он всплыл на поверхность моря, огляделся и, куда бы он ни бросил взгляд, всюду видел больших и даже огромных китов. И все они пили море. И море мелело прямо на глазах.
- Вот негодники! - сказал Нептун. - Надо прекратить это безобразие.
Он снова нырнул на дно и позвал к себе дочерей.
- Плывите, мои крошки, в дворцовую кухню, - сказал он. - Там в шкафу вы найдёте мешки с солью. Возьмите каждая по мешку и скорей возвращайтесь.
И все сорок дочек морского царя поплыли в дворцовую кухню и вернулись каждая с большим мешком соли.
Тогда Нептун сказал своим желтоволосым дочкам:
- Плывите, мои малютки, на восток, рассыпайте по дороге соль и развевайте её во все стороны хвостами.
А черноволосым дочкам он сказал:
- Плывите, милые, на юг, рассыпайте соль из мешков и развевайте её во все стороны.
Беловолосым дочкам он сказал:
- Плывите, детки, на запад и делайте то же самое.
Красноволосым он сказал:
- А вы, мои хорошие, плывите на север и, не жалея соли, посолите море.
И все его дочки уплыли кто куда и сделали всё, как велел им отец.
На другой день киты, как всегда, стали пить море.
Ой, - сказали они, - оно же солёное! Им
было противно глотать солёную воду, и они выпустили её обратно могучим фонтаном. И от огорчения забили по воде хвостами, отчего на море поднялась страшная буря. А царь Нептун смеялся.
- Вот и прекрасно, - сказал он. - Теперь море будет всегда солёным, и киты не станут его пить, а станут от огорчения бить хвостами, и поднимется страшная буря. Но уж лучше иногда буря на море, чем совсем без моря, верно?
- Ты прав, дорогой отец! - сказали все сорок дочек, и каждая поцеловала его.
Вот почему море солёное и на нём случаются бури.


Метки:
Над львами она смеялась с верхушки деревьев, ведь львы не лазают по деревьям. Тиграм смотрела в глаза, ведь тигр никогда не нападёт спереди. Ездила на бракозябре верхом,поскольку тот совершенно не видит,что творится у него на спине. И фыркала на Брандошмыга, так как фырканье единственный способ с ним бороться.

На верхушки самых высоких деревьев она залезала так же легко, как на маленькие камушки. Самые глубокие рвы и овраги перескакивала в один миг. Ей всё было нипочём и по жизни она летела играючи.

Но однажды, когда она утоляла жажду около ручейка, рядом остановился старый павиан. Он посмотрел на ручеек и тяжело вздохнул.

Что случилось, обезьяна? - спросила его Кошка - Тебе не нравится река?
- Разве же это река - усмехнулся павиан - Это не река, а так... Мелкий ручеек.

Кошка немного обиделась, в конце концов, она ПИЛА из этого ручейка и могла рассчитывать на то, что это будет большой красивый ручеек, даже если это было… не совсем так.

Что значит мелкий? Смотри, он глубок и быстр, тебе не перепрыгнуть - рассмеялась Кошка.
- Эх-эх… Ты то конечно его перепрыгнешь. А перепрыгнула бы ты синее море? - спросил вдруг Павиан кошку хитро прищурившись.
- Синее море? - переспросила кошка - Да запросто. Давай, макака, показывай, где оно, и я его перепрыгну. Раз плюнуть!

Павиан покачал головой, но не стал перечить Дикой Кошке (у которой были опасные когти), а повёл её через лес. Много дней и ночей они шли к своей цели, к краю леса и Синему Морю. По правде сказать, кошка уже немного разочаровалась в своей идее. Ведь пришлось так долго куда то идти...

Эй, обезьяна? Далеко ещё? - спрашивала она иногда.
- Нет, недалеко, недалеко - каждый раз отвечал ей Павиан

Но вот наконец они вышли на край леса. Кошка первый раз была так далеко от дома, и боязливо поёжилась. Прямо перед ней расстилалось огромное синее пространство...

Синее море - благоговейно выдохнул Павиан.

Кошке тем временем захотелось пить и она подошла поближе. Но после первого же глотка недоумённо закашлялась и стала бешено фыркать.

Что такое? Да она же солёная? что это за гадость? - накинулась она Павиана
- Я же говорю - это море. Оно всегда солёное - невозмутимо ответил павиан. - Так вернёмся к нашему спору. перепрыгнешь ли ты его?

Да запросто... - начала было кошка, но осеклась. До неё вдруг дошло, что она не знает, куда прыгать. Она не видела противоположного берега - Но, но я не знаю, куда прыгать... Так нечестно! - повернулась она к Павиану.
- Вооот - назидательно произнёс Павиан. - Вот ты и поняла. Всегда есть что-то большее, чем твои амбиции и способности, всегда есть что-то, что ты не в силах преодолеть...

Но Кошка не дослушала его. Разозлённая тем, что какой-то жалкий павиан вздумал её поучать, она разбежалась получше и прыгнула! Она летела высоко-высоко.. Всё её тело чувствовало необычайную лёгкость...

Чем ценна сказка на ночь? Счастливым окончанием. Вот и сказка про морского ежа не стала исключением. Вся сказка – это цепочка невероятных событий, но самое интересное произошло в конце…

Слушать сказку (4мин21сек)

Сказка на ночь про морского ежа

Жил-был морской еж. У него были острые иглы, с помощью которых он умел передвигаться по морскому дну. А морское дно – это череда опасностей. Вблизи морского дна можно встретить рыбу-гадюку, угря-большерота, гигантского краба-паука, да ещё много кого. Но иглы у морского ежа были острые, и защищаться он умел.

А как много у него было ног! Когда морской ёж был не в настроении, то рыба-звездочет говорила, что еж сегодня встал не с той ноги. Интересно, а с какой же не той ноги, если у него их тысяча! Все работы морской ёж делал быстро – он брал ноги в руки и незамедлительно приступал к делу. «Ноги в руки» — это просто такое выражение, которое очень любил морской ёж.

Жил он в очень соленом море, потому что все его родственники, братья и сестры, в малосоленых морях чувствовали себя не очень хорошо. Морской ёж давно привык к морю, к его обитателям. И всё было хорошо. Но вот однажды его бабушка прочитала внуку сказку о еже, который живет в далеком . Он умеет бегать, кувыркаться, кататься по лесной тропинке, а главное, что у него всего четыре ножки!

— Как он так живёт? – думал морской ёж. – Всего четыре ножки – как мало! Вот у меня их тысяча и все мне дороги. Хорошо бы хоть одним глазком взглянуть на лесного ежа. Но мне покинуть море нельзя, иначе мое тело начнет быстро терять воду, и я стану жалким и сплющенным.

— С другой стороны, — рассуждал морской ёж, — мой лесной брат не сможет опуститься в море, ведь он ёж сухопутный. Значит, нам никогда не доведется встретиться.

— Как жаль, что я никогда не встречу своего брата, лесного ежа! – крикнул морской ёж знакомой чайке, которая опустилась на воду.

— Я попрошу почтового голубя послать лесному ежу твою фотографию и передать ему от тебя привет, — сказала чайка.

— Ура! — обрадовался морской ёж. Так они и сделали.

Прошло какое-то время, и почтовый голубь вновь появился у чайки. Он передал от лесного ежа для морского маленькую посылку. В ней была баночка соленых грибочков, фотография и открытка с приветствием. Морской ёж был очень рад. Грибочки ему понравились, ведь морской ёж был всеядный, любил всё вкусненькое.

Перед сном он долго думал о лесном еже. Представлял себе лес, думал об его тайнах, о том, как в мире всё устроено интересно и удивительно. Морскому ежу приснился хороший, сказочный сон.

Сказочных снов и тебе, дружок!

Тема: «Море бывает в беде»

(подготовительная группа)

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях, его значимости для жизни людей.

2. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

Развивающие задачи

1. Развивать грамматически правильную речь, мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать у детей, бережное и заботливое отношение к природе, умение чувствовать и замечать красоту, правильно вести себя в окружающей живой среде.

Словарь : глобус, стихия, нефть.

Предшествующая работа : рассматривание картин И.К. Айвазовского «Среди волн», «Черное море», «Восход луны», «Берег моря» и др. Чтение произведений из книги Молодовой «Экологические сказки», «Лесная газета» - Бианки. Наблюдение за птичьими гнездами, за цветами и насекомыми на клумбах, за поведением птиц. Простейшие опыты с дождевыми червями, рыбами в аквариуме, цветами в зимнем саду.

Материалы к занятию:

Картина Айвазовского «Среди волн»; рисованная картина «Грязное море»; картина Айвазовского «Девятый вал», глобус, морские раковины, рисунки морских обитателей: медузы, морского конька, рыбы - меч, морского черта, камбалы, ската, осьминога, кита, дельфина, чайки, кальмара, перловицы, кораллового дерева.

Ход занятия:

I часть (5 минут)

Дети, сегодня мы поговорим с вами о море.

Кто из вас уже видел море?

Расскажите нам, каким вы его запомнили.

Вы были на море, которое называется «Черное море». Бывают ещё и другие «цветные» моря.

(Воспитатель подводит детей к глобусу.)

А вы знаете почему море называется «Красным»?

Это самое соленое море. В нем растут красные водоросли, их много, поэтому вода кажется красной.

(Воспитатель показывает «Желтое» и «Белое» моря)

Окраска вод Желтого моря связана с тем, что реки несут в море много светло-жёлтой глины и поэтому вода в нем кажется желтой. У морей очень много своих тайн, неизвестных людям.

Посмотрите на глобус. Вода на нашей планете занимает большее место, чем суша. Все, что закрашено на глобусе синим цветом, это все вода. Вода это не только море, есть ещё и океаны, реки, озера. Море - это громадное водное пространство, которое нас окружает на многие километры.

А кто из вас пил морскую воду?

Какая она на вкус?

Но несмотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.

II часть (10 минут)

Дети, посмотрите на эти картины.

У какого моря вы хотите отдыхать? (тихое, штормовое, грязное)

Почему? (разбор)

Во время шторма море становится страшным. В нем нельзя купаться. Вода в

море становится темной, почти черной. В таком море могут утонуть не только

люди, но и корабли. Огромные волны чудовищной силы могут затягивать в пучину волн все, что находится на берегу, близ воды.

Но море меняется. Оно может быть тихим, ласковым. Тогда все люди хотят отдыхать на его берегу и купаться.

Дети, как нужно вести себя на море, у реки? (не бросать мусор, отходы и пр. грязь)

Да, действительно, люди сильно загрязняют море. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды. Кроме этого, на море ещё часто случаются аварии - в море выливается нефть. Послушайте историю, которая произошла однажды в море.(Рассказ воспитателя - «Нефть в море». По ходу рассказа, воспитатель показывает картинки с морскими обитателями.)

Дети, вам жалко этих животных?

Вы знаете теперь отчего это происходит?

III часть (10 минут)

Дети, у морей много тайн, чтобы все узнать, нам нужно поплыть в чистое море. Люди с давних времен стали опускаться на большую глубину, используя для этого специальную одежду.

Как называется профессия этих людей? (Водолаз, подводники)

Что используют водолазы для ныряния?

Хотите отправиться на морское дно? (Воспитатель одевает одному ребенку маску и все дети отправляются в плавание.)

Когда на море ты бывал,

То каждый раз ты лишь играл

С песком, С корабликом бумажным,

Что по воде плывет отважно

Качаясь на морской волне,

Не знаешь ты, что там на дне.

Ребята! Посмотрите, куда мы приплыли?

Что это за необычное подводное царство? Коралловые рифы!

Кораллы - ветки совсем не простые,

Сокровища строят они морские.

Расскажите, что вы знаете о кораллах.

С какой профессией можно сравнить работу этих необычных животных? (С работой строителей, они строят двери и замки.)

Сколько рыбок необыкновенных форм и цветов плавают среди этих восхитительных известковых замков!

Посмотрите! К нам приближается что-то прозрачное и похожее на гриб. Вы узнали, дети, кто это? (Медуза)

Что вы знаете про медузу? (У нее есть щупальца, которыми она обжигает свою жертву.) Самая крупная медуза достигает 2,5 м в диаметре.

А вот в густых зарослях спрятался чудесный морской конек. Расскажите о нем. (Похож на шахматную фигуру коня. Голова лошадиная на длинной шее. Плавает в вертикальном положении, имеет зеленовато-коричневый цвет, который делает его незаметным среди водорослей.)

Кто это промчался мимо меня с длинным острым носом. Это, наверное, одна из самых больших и быстроходных рыб. Вы такую знаете? Кто она? (Это рыба-меч! Верхняя челюсть рыбы заостренная, словно длинный острый меч. Эта рыба плавает очень быстро, рассекая воду острым мечом. Эта рыба хищная, свой нос она использует как оружие.)

В темноте морского дна,

Где вода столь холодна,

Страх наводит редкий луч.

Рыбы хищные в воде

Вновь охотятся на дне.

Страшный вид, огромный клык,

Цоп - и нет малюток рыб.

Что это за рыба? (Морской черт)

Ее так называют за страшный безобразный вид. На голове удочка с приманкой, которая светится в темноте...

Дети, а кто же спрятался на самом дне море, закопался в песок? (Камбала, скат)

Чем интересны эти рыбы? (Они плоские, т.к. живут в плотных слоях воды на большой глубине. В теле ската вырабатывается электрический ток, который убивает рядом плавающих рыб.) Этим рыбам достаточно лежать на дне и поджидать добычу, быстро плавать им не обязательно.

Ребята, осторожно! К нам приближается настоящее морское чудовище! Вы его узнали? (Осьминог).

У осьминога 8-10 щупальцев-рук, которыми он хватает добычу. Все они снабжены когтями и присосками. Вводит в тело рыб яд и поедает. В случае опасности осьминог стреляет чернильной жидкостью. У осьминога есть фон&ри - особые светящиеся участки кожи, которые помогают двигаться ночью и на большой глубине, где совсем темно.

На морском дне и не совсем темно. Время от времени во мраке мелькают «фонарики»:

Ну а теперь поплывем наверх, к земле. Посмотрите, кто нас сопровождает? (Кит, дельфин)

Что вы можете про них рассказать?

Кит самое большое животное на земле. Дельфин - тоже млекопитающее. И кит и дельфин - существа добрые и безобидные. Не оставляют в беде своих сородичей и даже человека. Киты - ценные промысловые животные. Шкура, печень, жир, усы - очень нужное и ценное сырье для промышленности. Киты занесены в Красную книгу, их нельзя убивать.

Люди не только убивают морских животных и сбрасывают в море грязные воды, а еще бросают и всякий мусор: банки, бутылки, пакеты - все что им не нужно. От этого обитатели морских глубин чувствуют себя очень плохо и даже гибнут.

Послушайте, какой рассказ я вам прочитаю. (Воспитатель читает рассказ «Отчего гибнут киты.» стр. 159, Николаева «Экологическое воспитание в детском саду»)

Дети, что же надо делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?

Плачет, бушует синее море,

Дельфины в нем плавать хотят на просторе.

О море подумай, его не губи,

От вредных отходов его огради!

IV часть (5 минут)

Аппликация в технике коллаж.

Дети подходят к столам, где расположен материал для аппликации. «Мусор» - банки, пакет, бумага, бутылки и пр. Воспитатель предлагает собрать весь «мусор» с нашего моря в сеть, которую тащит специальный траулер. Дети выполняют коллективную работу.

Светлана Кнестяпина
Интегрированное занятие в подготовительной группе по теме: «Рассказ о море».

Цель : Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи :

Развитие продуктивной деятельности детей; Развитие продуктивной деятельности детей : Учить способу складывания бумаги – по диагонали и в разных направлениях, развивать у детей умение участвовать в совместной работе, помогать приобретать навыки сотрудничества; учить детей работать по схеме; поощрять творческие проявления детей в оформлении поделки, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги.

Развитие детского творчества;

Приобщение к музыкальному искусству;

Расширение кругозора детей, средствами изобразительного искусства.

Оборудование : интерактивная доска , аудиозапись

Материал к занятию : ватман, цветная бумага, бумажные салфетки белого цвета, клей-карандаш, схемы (условные обозначения, приглашение-открытка, ножницы.

Предварительная работа : беседа о море , рассматривание картин , иллюстраций, чтение рассказов , стихов, выполнение работ на занятиях (аппликация, конструирование) .

Ход занятия.

Вводная часть.

Ребята, нам пришло приглашение с предложением принять участие в выставке детских работ. Тема выставки : «Рассказ о море » .

Как вы думаете, как можно рассказать о море ? С помощью чего?

Дети : -О море можно рассказать словами , прочитать в рассказах .

Ребята, а кто пишет рассказы ?

Дети : Рассказы пишут писатели .

Дети : Еще можно рассказать о море в стихах .

Ребята, а кто пишет стихи?

Дети : Стихи пишут поэты.

Настя, расскажи стихотворение о море .

Стихотворение : «Для чего морю наряды?» .

В ночь любую, в день любой,

Море занято собой ,

По утрам оно одето

В платье розового цвета.

Днем одето в голубое,

С белой ленточкой прибоя.

А сиреневое платье

Одевает на закате.

По ночам на черной глади

Мягкий бархатный наряд,

А на бархатном наряде

Драгоценности горят.

Где еще мы можем получить информацию о море ?

Посмотреть передачу по телевизору;

В интернете ;

Сходить в музей, посмотреть картины с изображением моря.

Основная часть.

Ребята, я предлагаю сходить в мультимидийную студию.

(Встречает детей педагог ИЗО) .

Здравствуйте, ребята. Я, рада приветствовать вас в нашей мультимедийной студии. Сегодня мы с вами посетим картинную галерею. Узнаем, о том, что художник тоже может многое рассказать о море , но не с помощью слов, а с помощью красок. Нас с вами ожидает сказочное путешествие, в котором мы познакомимся с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского известного русского художника-мариниста.

Вы знаете кто такие художники - маринисты?

Тогда послушайте сказку :

Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море . На рассвете она становилась розовой и нежилась в теплых лучах солнца,

а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи.

В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у нее появлялась шапка белой, сердитой пены.

Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького мальчика, который не боялся ее и смотрел на нее как-то особенно, и Волне хотелось быть для него еще более красивой, чем прежде.

Я нарисую тебя! – сказал однажды мальчик.

Попробуй – засмеялась Волна.

А потом мальчик куда-то пропал. Волна очень скучала. Однажды она узнала, что Ваня уехал учиться на художника. Она отправилась за ним. В том городе, где учился Ваня, Волна стала маленькой и серой, как все. Она часто видела своего друга. Он теперь стал взрослым и его все звали Иваном Константиновичем. Он тоже узнал ее и часто стоял на берегу и наблюдал за нею.

Я нарисовал тебя! – сказал он. – Можно посмотреть! – спросила Волна. Когда она увидела картину, то остановилась на несколько минут : так она была удивлена. Она поняла, что он маринист художник, который умеет рисовать море и с помощью красок рассказать о нем .

Муз. рук : Ребята, скажите пожалуйста с помощью чего можно ещё рассказать о море ?

Дети : С помощью музыки.

Муз : рук : Правильно, вы хотите услышать море в музыке ?

Дети : Да.

Муз. рук : Я предлагаю вам ребята удобно лечь на ковёр, закрыть глаза и послушать музыку, а потом мне скажете какая эта музыка по характеру, какое море хотел показать композитор.

Дети слушают музыкальный отрывок.

Муз. рук : Открывайте тихонько глазки, садитесь. Давайте поговорим о характере музыки, каким здесь композитор представил вам море ?

Дети : Спокойным, тихим, умеренным, добрым не много тревожное в середине, слышен в музыке всплеск волн, а в конце море снова спокойное , умиротворённое.

Муз. рук : Молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю послушать ещё один отрывок из музыкального произведения, можно не ложиться, а просто сидеть и слушать, какое здесь море показал композитор ?

Дети слушают 2ой отрывок из музыкального произведения.

Муз. рук : Ребята, а здесь какое море вам музыкой показал композитор?

Дети : Шумное, тревожное, бушующее, взволнованное, штормовое, грозное,

волны с шумом бьются о берег.

Муз. рук : Вот видите ребята, как ярко отобразили композиторы в музыке- море , вы очень хорошо услышали его характер.

Муз. рук : Ребята, а хореограф может рассказать о море ?

Дети : Да. Он может рассказать с помощью танца , движения.

Муз. рук : Правильно, а давайте с вами сейчас посмотрим фрагмент из танца : «Девушка и море » .

Дети смотрят фрагмент из танца : «Девушка и море » .

Муз. рук : Понравился вам танец.

Дети : Да.

Муз. рук : Я вам предлагаю с помощью своих движений рассказать о море . Кому нужны платочки, можно взять (дети берут платочки) .

Муз. рук : Я вам включаю музыку, а вы ребята плавно красиво изображаете море в своем танце .

Звучит музыка, дети свободно двигаются по залу, изображая море , волны, чаек и т. д.

Муз. рук : Молодцы ребята, замечательное море в танце у вас получилось.

Воспитатель : Так как же можно рассказать о море ?

-Дети : Поэты выражают свои мысли в стихах; писатели - в рассказах ; композиторы – в музыке; художники рисуют картины; через танец и движения;

Мы сегодня с вами будем рассказывать о море с помощью бумаги .

Пальчиковая гимнастика.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я – отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

Дети, подумайте, что каждый из вас хотел бы сделать из бумаги для нашей картины. (Дети выбирают материал, необходимый для выполнения оригами) .

Посмотрите, какая красивая, яркая картина у нас получилась. Давайте отправим её на выставку.

Осень - волшебная пора. Природа меняется так быстро, что кажется, будто это происходит не само собой, а по мановению какой-то волшебной кисти, мгновенно разукрасившей всё вокруг разноцветными красками. Ёжик любил осень. Он любил смотреть как изменяется природа, как меняются растения и животные.

И изменения эти были не только внешние. Белка, например, каждую осень становилась более строгой к свои детям, постоянно сердилась на малышей, которые по прежнему резвились и гуляли, словно впереди их ждало вечное лето, а не суровая зима. Заяц становился очень озабоченным. Он постоянно пересчитывал запасы, гадая, хватит ли ему их на зиму. Он весь день бегал по лесу, собирая последние грибы, ягоды и яблоки. Для Ёжика же осень была временем старых знакомств и приятных воспоминаний.
Однажды Ёжик познакомился со Скворцом. Они сдружились и с тех пор Скворец каждую осень залетал к своему другу по дороге в теплые края, если, конечно, позволяла погода. В этом году погода была тёплая, и Скворец остался у Ёжика на целый день. Ёжик был рад гостю, он вытащил из кладовочки самые вкусные припасы, которые сам любил, да ещё и специально приготовленное угощение для гостя, стал потчевать друга. Они сидели весь день, рассказывая друг другу интересные истории, приключившиеся с ними за год. Им было так хорошо вместе, что время летело совсем незаметно. Наступил вечер.
- Хорошо у тебя тут, - сказал Скворец, отпивая чай, - тепло, уютно.
- Да, - согласился Ёжик, - хорошо. Оставайся ещё на денёк погостить.
Скворец задумался.
- Нет, не могу. Пора уже. Завтра ветер изменится, и лететь станет гораздо тяжелее. А путь до моря и без того нелёгкий.
- До моря? – Не понял Ёжик. – А что это такое?
- Море? – Скворец задумался. – Так сразу и не объяснить. Море – это много-много воды.
- Как река? В реке тоже много воды!- Догадался Ёжик.
- Не-е-т,- улыбнулся Скворец,- В море воды больше. Так много, что кроме воды не видно ничего от горизонта до горизонта. И ещё море, оно как бы живое.
- Живое? - удивился Ёжик.
- Да, оно огромное и живое.
- Как же живое?
- Как бы это объяснить? В море живет множество существ, и от этого оно само кажется живым. Особенно это заметно утром, на рассвете. Сначала море спит, поверхность его ровная и гладкая. Потом начинает дуть ветерок - это дыхание просыпающегося моря. Оно ещё не проснулось, но сон его уже не крепкий. То тут, то там по поверхности начинают пробегать волны, иногда проплывёт медуза или пучок водорослей. И вот восходит солнце. Оно поднимается прямо из моря, большое и красное. И море сразу просыпается, начинает дышать волнами, бурлить пеной. И всё в море просыпается: рыбы начинают шнырять у поверхности, птицы кричат, проплывают гигантские морские создания. И слышно становится, как гулко бьётся сердце моря морским прибоем.
Ёжик сидел за столом, облокотившись о лапу, и мечтательно слушал друга. Птица рассказывала о таких необычных вещах, что всё это казалось сказкой.
- А какого цвета море? – Спросил Ёжик.
- Оно бывает разным. Когда оно сердится, то бывает даже чёрным, но чаще всего оно сине-зелёное.
- Зелёное. Эх,- мечтательно вздохнул Ёжик, - вот бы хоть одним глазком взглянуть на море.
- Оно отсюда очень далеко. Туда только долететь можно. Не дойти. – Немного грустно заметил Скворец.
Он неожиданно насторожился.
- Мне пора лететь, погода меняется.
Ёжик посмотрел в окошко. Было видно заходящее на горизонте солнце, дул лёгкий ветерок, небо было чистое и безоблачное.
- Посиди ещё немного, смотри как на улице хорошо.
- Я бы рад, - вздохнул Скворец,- но мне пора. Мы, перелетные птицы, очень хорошо чувствуем изменения погоды. Я чувствую, что скоро будет буря.
- Тогда лети, конечно. Путь не близкий. – Согласился Ёжик.
Он проводил друга на улицу. Там Скворец вспорхнул, сделал круг вокруг ели и, чирикнув на прощанье, повернул на юг.
Остаток вечера Ёжик провел как в полусне. У него из головы всё не выходили слова птицы. Уж очень ему хотелось увидеть море. Но он прекрасно понимал, что никогда до моря не доберётся.
Так он просидел до позднего вечера, тихонько вздыхая и немного грустя.
Вечером к нему забежала Белка.
- Привет, Ёжик, - поздоровалась она, - что-то тебя весь день не видно было. Не заболел ли?
- Да нет, - улыбнулся ей Ёжик, - я здоров.
- А что такой грустный тогда?
- Да тут Скворец ко мне прилетал, про море рассказывал. Оно красивое очень и большое. Хотел бы я на море посмотреть, но оно далеко.
Белка только усмехнулась.
- Нашёл кого слушать, Скворца. Он про что не споёт, всё большим и красивым выходит.
- Да-да, - нехотя согласился Ёжик, не отвлекаясь от своих мыслей.
- Я что зашла-то,- спохватилась Белка,- можно у тебя большую корзину одолжить для орехов?
- Да, конечно, - Ёжик прошел в кладовку и вынес оттуда большую корзину.
- Спасибо, - поблагодарила Белка, - ты всегда меня выручаешь.
Она прошла к двери, но у порога остановилась.
- Так какое, говоришь, море то?
- Огромное, до самого горизонта. И ещё там волны бывают. Оно шумит, особенно на рассвете, и в нём живет много-много всяких существ.
Ёжик говорил быстро и сбивчиво и, конечно, не так красиво, как Скворец.
Белка ушла, а Ёжик стал готовиться ко сну. В кровати он долго не мог уснуть. Он всё лежал и думал о море. И вот, когда он, наконец, задремал, послышался тихий стук.
Ёжик насторожился. Стук повторился снова. Ёжик открыл глаза и сел в кровати. Кто-то тихо, но настойчиво стучался.
Ёжик подошёл к двери.
- Кто там? – Спросил он.
В ответ снова раздался стук, и тут Ёжик понял, что стучатся не в дверь, а со стороны входа, ведущего на нижнюю ветку ели.
Ёжик забрался по лестнице к входу.
- Кто там? – Спросил он.
- Это мы, бельчата,- послышался из-за двери знакомый голос.
Ёжик открыл дверь.
- Вы что так поздно?
- Скорее рано, скоро утро уже, ответили бельчата. Нас мама послала. Пошли с нами.
- Куда? – Удивился Ёжик.
- Наверх, идём. Мама не велела говорить, сюрприз будет.
Ёжик удивился, но пошёл за белками. Два бельчонка скакали перед ним по веткам, указывая безопасный путь. Идти было легко: вдоль веток были натянуты веревки, а кое где, в самых трудных местах, были приделаны верёвочные лестницы, которых раньше не было.
- Откуда здесь лестницы? – Спросил Ёжик.
- Это мы сделали, - с гордостью заметили бельчата, - чтобы легче было на самую макушку забраться.
- На макушку!? – Ужаснулся Ёжик. – Я так далеко никогда не забирался.
- Ничего, мы дорогу хорошо подготовили. Идём!
И действительно, вскоре они миновали дупло Белки и дупло, где хранились припасы. Они поднимались всё выше и выше. Чем дальше они залезали, тем больше становилось лесенок и переходов, сделанных бельчатами, так что вскоре Ёжик забрался почти на самую макушку.
Там, наверху, его уже ждала Белка.
- Я рада, что ты нашёл в себе смелости добраться сюда, - сказала она, загадочно улыбаясь, - вот, усаживайся поудобней.
Белка указала на большую развилку, похожую на удобное кресло. Ёжик сел и только теперь смог оглядеться. Он был высоко, очень высоко на дереве. Ель была выше других деревьев, поэтому Ёжик видел лес таким, каким его видят птицы.
Правда, поначалу видно было не очень, было ещё темно. Но вот стало всходить солнце, поднимая свое огромное тело над горизонтом. И Ёжик увидел лес, зелёный и бескрайний, до самого горизонта. И тут подул ветер, холодный и порывистый. И волны побежали по макушкам деревьев. Зашумели недовольно листья, взлетели кверху белесыми охапками. Несколько птиц сначала вынырнуло, было, из леса, но потом, испугавшись ветра, снова нырнуло в глубину. А солнце вставало всё выше, и сильней становился ветер. И лес заревел, забурлил, взметая ввысь ветви деревьев. Из-за горизонта надвигались тучи.
Ёжик заворожённо смотрел и вдруг его осенило:
- Это же море! Как настоящее море! Я и не знал, что наш лес такой же, как и море!
Белка только рассмеялась. Они ещё немного постояли, а потом белки повели Ёжика вниз. Ему не хотелось спускаться, но белки настояли. Ветер крепчал и наверху становилось опасно. Даже белки решили пока остаться у Ёжика дома и переждать начинающуюся бурю. А буря не заставила себя ждать. Подул ураганный ветер, пошёл дождь. Но в норе Ёжика было тепло и уютно. Звери сидели у самовара, пили чай с вареньем и слушали как за окном, где-то там наверху бушует зелёное лесное «море».