Романы табакова в период брака с зудиной. История любви марины зудиной и олега табакова. Я и сейчас не ношу


В свой время известие о романе Олега Табакова и Марины Зудиной вызвало целый шквал слухов, сплетен, нелестных оценок знакомых и незнакомых людей. Молодую актрису обвиняли во всех смертных грехах, да и Олегу Павловичу пришлось держать удар. Она была просто счастлива. Он любил ее.

Педагог и студентка


В 1981 году Олег Табаков добирал свой актерский курс в ГИТИСе, куда и пришла шестнадцатилетняя Марина Зудина. Она прошла все туры, была благополучно зачислена и, как все студенты и студентки, влюблена в своего необыкновенно талантливого и харизматичного педагога. Но тогда это была скорее профессиональная влюбленность.


Никто из них не сможет сейчас описать, в какой момент теплые взаимоотношения педагога и студентки вдруг изменились. Марина, прилежная, талантливая девушка, вдруг поняла, что из всех мужчин в мире ей нужен только один – Олег Павлович.


Она готова была часами мерзнуть под театром, чтобы потом проехать с ним в машине несколько минут до метро. Доставалось ей и в институте. Слухи о романе распространялись довольно быстро, и Марина часто чувствовала пренебрежение со стороны однокурсников.

Несмотря на то, что за пять лет учебы она успела сняться в семи картинах, сыграла две главные роли в двух из них, отношение не менялось. Но она готова была терпеть и мириться со всем происходящим, только бы видеть его и чувствовать тепло его рук.


Олег Павлович, переживший в подростковом возрасте расставание родителей из-за измены отца, не хотел травмировать своих детей - Антона и Александру. Но и потерять Марину казалось просто немыслимым. Он благородно убеждал ее в невозможности совместного счастья. Она писала ему прощальные письма. А потом их взгляды встречались, и все начиналось сначала.

Роман с продолжением


После окончания ГИТИСа Марина была принята в знаменитую «Табакерку» под руководством Табакова. Они виделись ежедневно, роман их набирал обороты. И прерывался снова. Казалось, что эти качели не закончатся никогда. Он несвободен, развод его невозможен, а она не представляет себе рядом никого другого. И все же настал момент, когда Олег Павлович осознал надуманность своих проблем. Дети выросли, у сына и дочери свои семьи, супруга Людмила Крылова сама неоднократно предлагала ему развестись. Они давно только создавали видимость семьи.


В 1993 году, через десять лет после начала романа с Мариной, Олег Табаков нашел в себе силы уйти из семьи, чтобы стать снова счастливым. Развод был мучительным для всех. Но за ним уже маячила тонкая полоска безграничного счастья.

Марина долго не могла поверить в происходящее. Она точно знала, что этот мужчина предназначен ей судьбой. Его она готова была ждать, сколько угодно. Наверное, поэтому происходящее казалось таким невероятным. Они наконец-то стали мужем и женой.


В первый августовский день 1995 года у супругов родился первенец Павел. Рождение мальчика было испытанием на прочность их союза. Марина приходила в себя целый год, поглощенная ребенком. Олег Павлович не ревновал ее к сыну, не устраивал сцен. Он просто был рядом, согревая своей любовью. Их брак устоял и стал крепче.

В апреле 2006 у них появилась дочь Мария. Она часто бывает в театре папы и, по его словам, стала для него лучшим успокоительным средством. А еще источником бесконечного умиления и усмирения эмоций.

Зрелость чувств


Олег Павлович часто говорит о том, что Марина изменила его. До нее он часто заводил скоротечные романы, был в постоянном поиске новых приключений. С ее появлением в жизни он действительно перестал смотреть на других женщин, встретив ту единственную, с которой ему тепло, уютно и спокойно.


Олег Табаков и Марина Зудина никогда не считали свой брак идеальным. Иногда они ссорятся, но вряд ли эти ссоры можно назвать серьезными. К примеру, Марина очень любит пешие прогулки, к которым пристрастилась еще в студенческие годы. А вот Олег Павлович считает их бесцельной тратой времени и не понимает их пользы. В принципе, это единственный повод для разногласий в их семье. Когда у него бывает плохое настроение из-за работы, он просто просит супругу не трогать его какое-то время.


Олег Табаков и Марина Зудина в спектакле "Опасные связи". / Фото: www.conciergemaps.ru

Но объединяет их гораздо больше. Они оба сторонники деятельного сострадания, когда не плачешь над бедой другого человека, а стараешься ему помочь. Они уверены друг в друге и в своих чувствах, любят вместе работать на сцене и заниматься воспитанием детей.


Их браку уже больше 20 лет. Не так давно Олег Павлович сказал: «Любовь – это когда не можешь без человека, когда нет сил терпеть разлуку».

В истории кино и эстрады было Но счастливые супруги Олег Табаков и Марина Зудина уверены, что в любви возраст не имеет значения.

Актер Олег Табаков, его жёны и дети, интересуют СМИ и поклонников. Личная жизнь знаменитости всегда была любопытна публике, но был ли он открытым для интервью о своей семье?

Олег Табаков: первый брак

В первом браке членами семьи Олега Павловича были:

  • жена Людмила Ивановна Крылова;
  • сын Антон;
  • дочь Александра.

Первой женой Олега Павловича стала актриса театра и кино Людмила Ивановна Крылова. В молодые годы она была довольно популярна. Людмила Ивановна сыграла в таких культовых фильмах советской эпохи, как «Добровольцы», «Сверстницы», «Битва в пути», «Живые и мёртвые» и многих других.

Людмила Крылова, Марина Зудина и Олег Табаков

После окончания школы появилась мечта о работе в театре, и Людмила поступила в драмкружок местного дома культуры «Правда». Однажды в ДК она увидела афишу спектакля студии «Современник». Поход в театр стал судьбоносным – с первого взгляда влюбилась в молодого актёра Табакова, мечта однажды встретиться стала путеводной звездой.

Потом была учёба в «Щепке», были первые роли в Малом театре и кино, но мечта упорно влекла в «Современник». Девушка посещала все спектакли с участием Табакова.

Однажды позвонили с Мосфильма с просьбой прислать фотографии, т.к. один привередливый актёр никак не может выбрать партнёршу. Этим капризным актёром оказался Табаков, фотография Людмилы ему понравилась. Он не смог устоять перед силой чувств девушки и тоже увлёкся молодой актрисой. Через 4 дня Людмила перебралась в съёмную комнатку Олега. А на дипломном спектакле округлившийся животик пришлось прикрывать реквизитом. Бурный роман продлился долгие годы.

После училища Людмила стала актрисой «Современника». Брак зарегистрировали между репетициями, когда маленькому Антону Табакову исполнилось 2 месяца.

На свадебную вечеринку в ресторане ВТО, друзья по театру доставили миниатюрную и миловидную невесту в картонной коробке от реквизита, в кружевном платье и фате. Брак с Табаковым продлился 34 года, в нём родились сын Антон и дочка Александра. Для супруга работа всегда была на первом месте, поэтому хлопоты о детях легли, в основном, на плечи жены.

Людмила Ивановна не любит рассказывать о своей личной жизни, не даёт интервью. Однажды корреспонденту «Комсомольской правды» удалось уговорить ее о встрече. В беседе с корреспондентом «КП» Людмила Ивановна сказала только, что не любит предательства и с предателями расстаётся сразу, что от разводов никто не застрахован, но хотелось бы, чтоб процесс был более человечным, т.к. очень тяжело детям в этой ситуации.

С годами всё прощено, но не забыто. Людмила Ивановна благодарна судьбе за прожитую жизнь. Сейчас ей 79 лет, она до сих пор выходит на сцену в «Современнике», свободное время посвящает детям и внукам, общению с друзьями, выездам на природу.

Сын актера — Антон

Антон родился в 1960 г. Это были трудные времена для молодой семьи, первое спальное место малыша было устроено в чемодане. Чтобы выжить на актёрскую зарплату и оплачивать няню, родителям приходилось много работать. Они давали по 20 спектаклей в месяц.

С другими театральными детьми (Денисом Евстигнеевым, ) Антон провёл большую часть детства в стареньком здании «Современника» на Маяковской площади, учился в престижной школе с внуками Хрущёва и Сталина. Театральная среда, в которой рос младший Табаков, предопределила ему актёрскую карьеру.

Первую роль в кино Антон получил в 6 лет, в фильме «Четвёртый папа». За ней последовала череда образов, в том числе роль Тимура в фильме «Тимур и его команда».

Сын Антон, дочь Саша и Людмила Ивановна

Мама поддерживала сына в стремлении стать актёром, а отец не видел выдающихся способностей и советовал выбрать другую профессию. Когда Антон окончил школу, отец набирал свой первый курс, но категорически отказался взять сына к себе. Для поступления в ГИТИС его подготовила Галина Волчек. Обида на отца за невнимание, излишнюю категоричность и несправедливость долго не отпускала.

Антон стал актёром «Современника». Через 10 лет отец взял его в «Табакерку». Однако сам Антон всё больше понимает, что он «неправильный» актёр, в нем нет характерного куража. Проработав много лет в театре и снявшись в 34 картинах, он уходит из профессии.

Участие в фестивалях, артистических приёмах, сопровождающихся банкетами, подсказали решение открыть первый арт-клуб «Пилот». Один за другим стали появляться новые рестораны. Сегодня Антон Табаков крупный бизнесмен, владелец сети ресторанов.

Антон болезненно пережил развод родителей и более десяти лет сын избегал встреч с отцом. Со временем, он сумел понять старшего Табакова и простить его, ведь сам он женат в четвёртый раз.

Когда Антон строил ресторанный бизнес, ему не удавалось уделять достаточно времени семье, и браки рушились один за другим. Сейчас он предпочитает проводить время с женой Анжеликой и дочками. Антон приобрел квартиру во Франции, недалеко от итальянской границы, где он любит отдыхать в кругу семьи.

Дочь Александра

Саша Табакова в отличие от брата, хорошо училась в школе, особенно успешна была в математике. Девочка планировала поступать в технический ВУЗ, но театральное окружение сыграло свою роль, и Саша выбрала Школу-студию МХАТ. К дочери, Олег Павлович был более лоялен, ей было позволено совмещать учёбу с работой в театре отца. Все вокруг пророчили девушке успешную актёрскую карьеру.

Саша была активной и жизнерадостной, горела своей будущей профессией. Она училась на последнем курсе, когда отец ушёл из семьи из-за романа с Мариной Зудиной. Мир перевернулся для неё, девушка замкнулась, потеряла интерес к учёбе. Был период, когда ей не хотелось жить.

Школу-студию Саша всё-таки окончила и снялась в культовом фильме «Маленькая Вера», в роли подруги главной героини. Всего в фильмографии Александры 4 фильма.

Кадр из фильма «Маленькая вера»

Саша вышла замуж за немецкого студента и уехала в Германию. К актёрской профессии дочь Табакова больше не вернулась. В Германии у пары родилась дочь Полина. Брак с немецким актёром Яном Лиферсом закончился разводом, и Александра с дочкой вернулись в Россию. В 2006 г. она вела телепередачу «Поехали» и Мешанина», также работала на радиостанции «Серебряный дождь». Официальных браков больше не было, но был гражданский брак с актёром Андреем Ильиным.

Александра долго не могла простить отца и до сих пор общается с ним очень редко. На восьмидесятилетний юбилей Табакова в 2015г. она не пришла. Олег Павлович не раз признавался, что эта ситуация для него очень болезненна, но первым на примирение он не пойдёт. До сих пор Александра не может подобрать себе другую профессию, и находится в нелегком финансовом положении.

Второй брак Олега Табакова: дети Зудиной

В настоящее время члены семьи Олега Павловича это:

  • жена Марина Зудина;
  • дочь Мария.

Марина Зудина была студенткой Табакова в ГИТИСе. Олег Павлович заметил серьёзное отношение будущей актрисы к работе над ролью, желание попробовать себя в разных жанрах.

Табакова поразила своеобразная красота девушки, он считал, что ей подошли бы роли в дорогих шикарных костюмах.

Марина начала кинокарьеру в студенческие годы, снялась в фильме «Валентин и Валентина». У Зудиной обширная фильмография и огромный список театральных ролей, она одна из ведущих актрис МХАТа им. Чехова.

Долгих 10 лет роман Марины Зудиной и Олега Табакова был тайным. Чувства были настолько серьёзны, что роман привёл к разводу с Людмилой Крыловой и новому браку. Марина не была инициатором развода, даже избавилась от первой беременности, чтобы не навредить семье избранника. Но, по версии Олега Павловича, с 1986 г., когда начались их романтические отношения, его сердце принадлежало только Марине. По словам молодой женщины, брак не изменил их отношения, но избавил от сплетен.

Вскоре, после заключения брака родился сын Павел. В детстве он немного стеснялся родителей, ведь папа был больше похож на дедушку. Часто ему хотелось сменить фамилию, из-за неё его всё время сравнивали с отцом. Путь на сцену был неизбежен.

В 15 лет Павел получил свою первую роль во МХАТе им. Чехова. Тем не менее, он долго колебался в выборе профессии. Но, как и у старших Табаковых, чаша весов склонилась к театральному училищу.

Павел окончил Московский театральный колледж Табакова. Поступление и учёба осуществлялись на общих основаниях, никаких поблажек со стороны отца не было. С 19-ти лет Павел снимается в кино, он сыграл в фильмах «Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», исторических сериалах «Софья Палеолог», «Екатерина».

Помимо плотной занятости в съёмках и спектаклях, он пробует себя в модных показах. Джорджио Армани поразился его модельной внешности и взял в показ своей коллекции 2016 г. Павел пока не женат, но известно несколько его романов.

Свою будущую жену он видит хорошей матерью и хозяйкой, совмещающей ведение дома и карьеру. С братом Антоном он в дружеских отношениях, очень любит младшую сестру Машу.

Маша родилась в 2006 году, когда Олегу Павловичу исполнился 71 год. Марина сетовала, что не получилось сделать подарок к семидесятилетию мужа. Это весёлая, общительная девочка, которая радует маму и папу, старший Табаков её бесконечно любит.

По словам Марины, она родилась такая славная, что стала папиной любимицей. Девочка, естественно, мечтает быть артисткой, но сейчас ее основная задача — хорошо учиться в школе.

Маша посещает Британскую школу в Москве, там все предметы преподают носители языка. Родители говорят, что это для общего развития, в будущем она сама выберет свой путь.

Олег Табаков, его жёны и дети — это артистически одаренная династия. Большая вероятность, что и Маша Табакова продолжит ее.

Внуки Табакова

Биографию Олега Табакова составляют не только его жёны и дети — внуки Олега Павловича так же добавляют счастливых дней в его жизнь. На сегодняшний день их пятеро:

  1. Полина Лиферс, дочь Александры и немецкого актёра Яна Лиферса. В 11 лет снималась в немецкой комедии «Я — босс» вместе с отцом. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работает театральным художником, сотрудничает с театром Олега Табакова, учебным театром школы-студии МХАТ, успешно принимает участие в художественных выставках.
  2. Никита Табаков, сын Антона и актрисы Екатерины Семёновой, работает с отцом в ресторанном бизнесе.
  3. Анна Табакова, дочь Антона и телеведущей Анастасии Чухрай. Анна также внучка известного режиссера Павла Чухрая и правнучка Григория Чухрая. Девушка учится в престижной британской женской школе St. Marys и готовится к поступлению в один из лондонских университетов, своё будущее связывает с PR-деятельностью. Анна очень популярна в социальной сети Инстаграм.
  4. Антонина и Мария, младшие дочки Антона и его четвёртой жены Анжелики. В основном проживают с мамой и папой во Франции.

Интерес общественности к династии Олега Табакова, к его жёнам и детям не угасает, её представители радуют новыми актёрскими и режиссерскими работами, они появляются на светских мероприятиях, на экранах телевизоров, молодое поколение активно в социальных сетях.

Хочется надеяться, что подрастающее поколение Табаковых укрепит добрую славу этой замечательной фамилии.

12 марта в результате сердечного приступа скончался актер и режиссер театра и кино Олег Табаков . Самым главным вдохновением в жизни великого артиста всегда оставалась его верная супруга Марина Зудина.

Мастер и Марина

Зудина была влюблена в Табакова еще будучи совсем юной ученицей. В то время ей было всего 16 лет, а сам преподаватель даже не подозревал о существовании Марины, находясь в браке с актрисой Людмилой Крыловой . В семье артистов росли сын Антон и дочка Александра - ровесники Зудиной. Тогда Марина не могла и представить, что когда-нибудь сможет покорить сердце Табакова. Перед девушкой стояла четкая цель: поступить в ГИТИС и непременно в мастерскую к Олегу Павловичу. Задача оказалась под силу молодой актрисе, а дальше все получилось само собой - между ученицей и учителем закрутился роман. "Все ученики были в него влюблены - и мальчики, и девочки. Это было обожание. Я не думала, что так сложится. Отношения были честными, я не собиралась никого уводить. Олег Павлович ничего не обещал", - вспоминает Зудина .

Актриса рассказала, что в определенный момент они с Табаковым осознали, что больше не смогут друг без друга. Ради любимого Зудина была готова возложить карьеру на алтарь любви. "Если бы в тот момент Олег Павлович сказал: "Ты не будешь ничего играть, но мы будем с тобой жить", наверное, я бы выбрала "жить", - призналась Марина. Однако настоящая любовь не требует самопожертвований. Табаков не поставил перед Зудиной никакого ультиматума, и девушка это оценила.

Любви все возрасты покорны

Для возлюбленных разница в возрасте всегда была условна. Когда актер ушел от Людмилы Крыловой, Марина Зудина обратилась за советом к своей матери: "Я тогда и сама высказала сомнения: мол, у нас 30 лет разницы в возрасте. На что моя мама ответила: "Да и тебе тоже лет немало". Вот такой был исчерпывающий диалог", - вспоминает артистка. Также Зудина рассказала, что ее родители очень ценят и уважают Олега Павловича, поэтому никаких вопросов к браку у них не возникло. Более того, какие могут быть вопросы, когда видишь, как относится серьезный и самореализовавшийся мужчина к твоей единственной дочери?

Понять и простить отца

Когда Табаков покинул семью, жена и дети оборвали с ним общение. Крылова не могла забыть измену, а дочь заняла сторону матери. Лишь сын Антон со временем смог простить отца. "Мама и Саша обижены не потому, что это случилось. Они обижены тем, как это случилось. После развода родителей я тоже не общался с отцом. Однако посмотрев на ситуацию со стороны, я понял, что это выглядит, как "назло маме отморожу себе нос". Я обиды быстро забываю, пытаюсь думать о хорошем. Мне так легче существовать. А мама… Она живет с нами. Ее женское счастье - дети и внуки", - поделился откровениями Антон.

Идиллия приходит со временем

Марина Зудина признается, что в начале совместной жизни они с Табаковым ссорились чуть ли не каждое утро: "Все, что я ни делала, вызывало недовольство. Потом нашли выход из положения: он вставал и сам что-то делал, я просыпалась позже, и мы не успевали ругаться". На первом месте у Олега Павловича, несомненно, стояла работа. Но призвание не лишило Табакова потребности любить и быть мужчиной. Актриса подчеркнула, что она всегда присутствовала в жизни супруга, чем бы он ни занимался.

Спешите любить

В одном из интервью Олег Табаков признался, что его очень беспокоит то, насколько долго он сможет видеть своих детей. Также артист заявил, что с рождением у них с Мариной первого сына Павла Табаков стал чувствовать себя куда моложе и бодрее. По словам актера, улучшение физического здоровья отметили и медики. "Наши жизненные силы иссякают не потому, что мы физически изнашиваемся. Они иссякают, когда мы перестаем быть необходимыми. А пока этот фактор действует, наши возможности практически безграничны. ", - регламентирует Табаков.

"У меня два самых счастливых дня в жизни. Первый - когда я поступила на курс к Олегу Павловичу. Видимо, этот день и определил всю мою дальнейшую судьбу. Второй - день рождения Павлика, когда после многочасовых боли и ужаса наступило облегчение, и я увидела глаза любимого человека - мужа", - признавалась Зудина. Нет ни единой причины сомневаться, что артист также был по истине счастлив рядом с Мариной.

«Хотя мы уже очень много лет вместе, я никогда не поставила бы знак равенства между собой и Олегом Павловичем Табаковым . Он - нечто такое большое-большое, словно огромная планета. И быть возле него его любимой женщиной, матерью наших общих детей для меня - огромное счастье. Ни за что не пожелала бы себе другой судьбы!» Так говорила Марина Зудина о своем муже, когда мы с ней беседовали в одном из уютных пражских ресторанчиков.

Побывав с семьей Табаковых в Праге, корреспонденты «7Д» могут засвидетельствовать следующий факт: в Чехии Олег Павлович - по меньшей мере национальный герой. Выходит на сцену театра - зрители встречают овациями, причем аплодисменты продолжаются бесконечно. Ведет занятия в Академии искусств - студенты внимают ему, как гуру. На улицах чехи подходят, расспрашивают о чем-то, просят автографы. И сам мэтр чувствует себя в этом городе вполне комфортно, расслабленно - легко ориентируется в извилистых староместских улочках, свободно общается с местным населением, с удовольствием поглощает национальные яства, может даже подпеть во весь голос подвыпившему пражанину…

- Олег Павлович, вам в любой точке мира так же комфортно, как здесь, или Прага - особая статья?

Просто с этой страной у меня очень давние отношения. Всерьез они начались в 1968 году, когда пражский театр «Чиногерни Клуб» почему-то пригласил меня - никогда не игравшего этой роли в Советском Союзе - ввестись на роль Хлестакова в спектакль «Ревизор». Правда, времени на подготовку было дано всего 6 дней. Хотя кое-что все-таки готово у меня уже было - в Школе-студии МХАТ, куда я поступил в 53-м году и где учился не слишком усердно и трепетно, поскольку в основном крутил романы со старшекурсницами, замечательный педагог - Василий Осипович Топорков репетировал со мной большую сцену из этой пьесы. После показа понимающие люди говорили, что справился я с ней превосходно…

Итак, на сцене пражского театра я сыграл подряд 24 спектакля, и такого головокружительного успеха у меня, тогда еще актера театра «Современник», ни до, ни после не было. И так уж вышло, что с той поры обо мне в Чехии сложилась своего рода мифологема. До сих пор в самых разных уголках мира встречаю чехов, которые говорят: «Боже, я же видел вашего Хлестакова! Это незабываемо!» А недавно пошел тут, в Праге, срезать какие-то бородавки на шее, так доктор, прочитав фамилию, просто завопил: «Господи, моя мама столько рассказывала о том легендарном спектакле!..» В общем, впоследствии мне доводилось много раз ездить в Чехию в командировки. Когда же волею судьбы я стал руководителем МХТ, то пригласил для постановки пьесы «Нули» чешского режиссера Яна Буриана - руководителя драматического театра в Пльзене, а также декана Академии искусств. В итоге МХТ прибыл в Прагу с этим спектаклем, а меня ангажировали как педагога академии, которым я до сих пор и являюсь...

Кроме того, под Прагой живет один из моих друзей - Валентин Строяковский, и время от времени я наезжаю к нему в гости - просто для отдыха и релаксации. А в этом году его дочь Ирена Гумилевская совершенно неожиданно и, я считаю, потрясающе смело решилась организовать здесь гастроли нашего театра с улицы Чаплыгина (речь идет о знаменитой «Табакерке». - Ред.). Это было слишком рискованное дело, поскольку в течение последних лет 20 никто из наших театров сюда с репертуаром не приезжал. Поэтому предположить, что чешские зрители будут платить по 40 евро за вход и спрашивать перед началом спектаклей лишние билетики, было весьма трудно. Но, как видите, риск оправдал себя, все прошло более чем успешно.

- Как свидетельствует вся ваша биография, вам рисковать не в новинку.

Так это и хорошо, ведь я всегда выигрывал. Даже когда после инфаркта, который перенес в 29 лет, возвращался в профессию. Тогда, кстати, решил для себя главное: если Господь даст мне возможность снова заниматься своим делом, буду делать только то, что мне интересно, с какими бы рисками это ни было связано. Правда, в то время, когда 49 дней лежал на спине - тогда методология была такая, - было совсем невесело. В двухместную палату, где я находился, периодически привозили собратьев по несчастью, которые последовательно помирали, что само по себе давало пищу для размышлений - ведь вполне можно было оказаться следующим. А я ведь был отягчен ответственностью за своих близких, поскольку у меня уже была жена - Людмила Ивановна Крылова, сын маленький...

- Брак с Мариной Зудиной, который привел к такому резкому изменению в вашей жизни, тоже, очевидно, был связан с большим риском?

Браку, который мы заключили в 95-м году, предшествовали лет 12 довольно серьезных наших с Мариной взаимоотношений. Хотя вести такую длительную подпольную жизнь для людей моего цеха совсем нетипично. Как бы так поточнее выразиться, чтобы ни для кого не было обидно? Использую, пожалуй, слова моего героя Вальтера Шелленберга из «Семнадцати мгновений весны»: «Должен быть ритм смены караула». Вот и у меня, в мужской части моего бытия, существовал свой ритм смены караула. А с появлением Марины он… не нарушился, нет - вообще прекратился. Чего я от себя никак не ожидал. Странным образом изменились не только сетка и график моей жизни, но и во мне самом произошла некая глобальная «перестройка».

- Так что же с вами случилось? Почему из бесчисленных девушек, окружающих вас, остановили свой выбор на Марине, именно ради нее разрушили свою благополучную семью, оставили жену, с которой прожили без малого 33 года?

Наверное, как ни банально это звучит, пришла (с улыбкой) любоф-ф-ф… (Задумавшись.) Просто одна из студенток на курсе в какой-то момент вдруг стала единственной. Не вдруг, конечно. Все как-то накапливалось - так оно и бывает. Ты гонишь от себя эти мысли, говоришь себе: «Нет-нет, все будет по-прежнему», а потом оказывается, что по-прежнему быть уже не может. Но принять решение я никак не мог - внутри меня существовала одна серьезная нравственная заноза. Когда отец мой - Павел Кондратьевич, военврач, вернувшись с войны, привез с собой новую семью, я в свои 12 лет испытал очень острую психологическую боль.

Понимая, что маме мои встречи с ним крайне неприятны, встречался с отцом тайно - сильно любя его, не мог этого не делать. И вот тогда весьма драматически и вполне сентиментально смоделировал для себя постулат: никогда не доставлю такой боли своим детям. Но в период общения с Мариной понял, что это ложная, придуманная преграда: мои взрослые дети в то время уже достаточно свободно шли по жизни. И один, и другая уже состояли в браке, а старший, Антон, - не единожды. Это служило мне неким оправданием. И мои непреодолимые табу просто потеряли смысл. Как это иногда бывает: сначала рана болит, потом чешется - что означает выздоровление, а потом все заживает…

- Марина, а почему вы всем другим мужчинам предпочли Олега Павловича?

Он всегда был моим кумиром, и то, что я стала студенткой на его курсе, явилось для меня великим счастьем. Тут есть небольшая предыстория. Когда я решила поступать в театральный вуз, мои родители очень забеспокоились - блата не было, и они боялись, что дочка будет просто терять годы. И мама мне сказала: «Пойди к Табакову. Уж если он тебя не возьмет, то и никто никогда не возьмет» - ходили слухи о том, что Олег Павлович не берет блатных. Так вот он меня принял - когда добирал студентов на свой курс в ГИТИСе. Всем курсом мы - и мальчики, и девочки - были в него влюблены. Смотрели во все глаза, слушали, не пропуская ни слова… Вообразить, что между мной и им - моим Учителем - что-то произойдет, не представлялось возможным. Он был совершенно недосягаемым.

- А вы к этому времени уже испытывали чувство влюбленности?

В 13-14 лет я ходила в школу только из-за мальчиков. В 7-8-м классах в меня очень многие мальчишки были влюблены. Но все школьные влюбленности закончились, когда я перешла в другую школу. Мои мозги как-то перевернулись, и на мальчиков я смотреть перестала, думала только об искусстве. (Со смехом.) Творчество возбуждало больше, чем любовь. Потом, правда, уже на первом курсе какие-то влюбленности у меня возникали, но, видимо, все это было слишком по-детски… С Олегом Павловичем все складывалось иначе. Я была просто покорена его обаянием. Иногда думала: «Если вдруг случится чудо и он все-таки обратит на меня внимание, то пойду и признаюсь ему в любви, как Татьяна Ларина». Но до этого не дошло. Чувства у нас вспыхнули как-то обоюдно.

- Как вы почувствовали, что Табаков испытывает к вам эмоции гораздо большие, чем просто к студентке?

Это необъяснимо. Только великие писатели и поэты могут описывать такое состояние, когда люди вдруг совершенно неожиданно начинают понимать, что их непреодолимо тянет друг к другу. Это происходит на уровне каких-то флюидов. Как произошло у нас, в какой момент - неясно, до сих пор не понимаю. Но произошло, и это было прекрасно. Начиналось все просто с каких-то взглядов, но все уже было понятно. Вообще я считаю, что, пожалуй, самое сильное сексуальное воздействие на человека оказывает взгляд. Один мужчина смотрит на женщину, она ничего не испытывает, а другой посмотрит - и женщина, до этого и в мыслях не державшая ничего такого, вдруг начинает терять голову. Когда же эти импульсы обоюдны, между людьми словно электрический разряд происходит - все начинает искрить, эмоции удержать уже невозможно…

Я приходила к служебному входу театра, мерзла, ожидая его, только чтобы получить возможность доехать с ним на машине до метро или просто побыть рядом, поговорить о чем-то. Безумно без него скучала… Когда сейчас вспоминаю все это, думаю: «Господи, как же проблематично было в то время людям общаться, ведь мобильных телефонов не существовало». А для меня, человека очень эмоционального, было просто невыносимо терпеть, не имея возможности что-то сказать ему, когда этого очень хотелось…

- Окружающие знали о вашем романе?

На моем курсе это ни для кого секретом не было, а слухи ведь быстро распространяются… Как-то мы оказались в Праге вместе с Таней Догилевой и Верой Глаголевой. Не знаю, известно ли им было что-то о моем романе или нет, но, помню, рассказала про одного своего поклонника, иностранца, который несколько лет за мной ухаживал, правда безрезультатно, так как я была влюблена в Олега Павловича. И Таня мне на это сказала: «Глупая, немедленно бросай своего любовника и выходи замуж за иностранца!» Не знаю, помнит ли сейчас она об этом или нет?

- Когда вы поняли, что ваш роман слишком всерьез и надолго, не задумывались о будущем? Все-таки разница в возрасте... И кроме того, вы же наверняка догадывались о том, что вам придется преодолевать негатив общественного мнения, пробиваться сквозь стену непонимания.

Ни о чем мы не задумывались. Нам было хорошо, вот и все. Решили жить вместе, потом поженились, родился Павлик. Общалась я с теми людьми, которые меня понимали, а с другими не общалась. Кто, что и про что там говорил, меня не интересовало, ни с кем я это не обсуждала. На меня давило другое. До того как я вышла замуж за Олега Павловича, я уже была известной актрисой - играла главные роли в кино и в театре, побывала на фестивалях в Америке, в Бразилии. В Японии была очень популярна, так как снималась в картине японского режиссера, журналы с моими фотографиями на обложках публиковались.

В общем, была абсолютно самодостаточной личностью. Но как только стала женой Табакова, все представили так, что вроде ничего такого не было, никто никогда меня не знал и вообще я никто, ничто и звать меня никак. У нас ведь как считают? Не может же у одного человека быть все одновременно: и муж влиятельный, и талант, и любовь, и счастье. То есть если ты жена, то твои способности уже не обсуждаются. Но я всегда сама знала себе цену и очень ценила отношение критиков, знакомых и просто зрителей, которые уважали меня именно как актрису. Этого мне было достаточно, а всем угодить невозможно.

К сожалению, чужой успех всегда вызывает раздражение, и я понимаю, как раздражала многих, особенно женщин. Тем, что не уродка, не дура, не бесталанная. Да еще и мужчинам нравлюсь - это совсем тяжело переносилось. Но что поделать, у меня действительно не было проблем с поклонниками. Помню, одна сотрудница театра сказала мне: «Как же тебе мешает то, что ты жена Табакова!» Действительно, в части профессии это так и есть. Но не буду же я из-за этого разводиться с мужем! Или постоянно кому-то что-то доказывать. А себе я уже давно все доказала - я абсолютно счастлива, потому что состоялась как женщина, у меня двое детей от любимого человека и в профессии меня режиссеры и партнеры ценят. В общем, жизнь все расставила по своим местам.

- Любопытно, как отреагировали ваши родители на сообщение о том, что их дочь намеревается выйти замуж за Табакова?

Дело в том, что до 1-го класса я жила у бабушки, так как мама моя, учительница музыки, ради заработка трудилась на двух работах и ко мне приезжала только вечером, чтобы уложить спать. А потом она уехала на Север к папе, куда он, как журналист, после университета был направлен на работу. В общем, с родителями я стала жить только после того, как пошла в школу, - потому что моя любимая бабушка умерла. Так уж получилось, что с детских лет меня приучили все решения всегда принимать самостоятельно…

Соответственно, и во всем, что у меня было связано с Табаковым, я разбиралась сама, без родителей. Если бы реакция с их стороны была резко негативной, я наверняка ушла бы из дома. Помню, как-то ночью мы с мамой сидели на кухне, болтали о чем-то, и вдруг я сказала: «Мам, знаешь, а Табаков ушел из семьи, разводится». Повисла пауза. Потом она говорит: «Да-а, интересно, на ком же он женится?» - «На мне». Так мама была поставлена в известность о том, что мы с Олегом Павловичем близки. И все, больше она со мной ничего не обсуждала… Наверное, благодаря тому, что ни мама, ни папа никогда не лезли ко мне в душу, ни во что не вмешивались, у меня и состоялась моя личная жизнь… Родители и муж называют друг друга по имени-отчеству, они друг друга очень любят и уважают, между ними прекрасный контакт.

- Олег Павлович, вы, будучи в период романтических отношений с Мариной уже умудренным жизнью человеком, не могли же не думать о перспективах вашей огромной разницы в возрасте, о том, какая репутация сложится у вашей избранницы.

Да-а, 30-летняя разница в возрасте у супругов на нынешний взгляд выглядит диковато плюс различие наших с Маришей положений. Не могу сказать, что ей легко далось преодоление всего этого... Но я был влюблен. А когда любишь, не думаешь же о последствиях, о том, на что обрекаешь любимого человека. Ведь что такое любовь? По Станиславскому - это означает желание совпадать с объектом любви наибольшим количеством точек. Нам с Мариной хотелось постоянно быть вместе. Наверное, в основе моего чувства к ней было понимание того, что мы очень годимся друг другу. Но я ничего не обещал. Зная за собой грехи прежней жизни, а главное - регулярность грехопадений, я полагал, что девочка неверно поступает в отношении меня, что для нее правильнее было бы иметь рядом с собой какого-то другого человека. Но Марине и, видимо, Всевышнему угодно было распорядиться иначе.

Хотя все складывалось совсем непросто. Развод с первой женой был достаточно болезненным для всех. На самом деле, я благодарен судьбе за годы, прожитые вместе с Люсей Крыловой. Поженились мы в 1959 году по любви, и долгое время все у нас было хорошо, гармонично, проще говоря, семейное счастье было. Сложности начались после смерти моей мамы, Марии Андреевны, в 78-м году. Или даже еще чуть раньше - после смерти моей «второй матери», Марии Николаевны Кац, соседки из города Саратова, которая приехала жить к нам в Москву и воспитывала сначала Антона, а затем Сашу, дочку. Когда эти две женщины ушли из жизни, в нашей семье обнаружились некие сложности. Отношения вроде бы сохранялись, но превратились в какой-то вялотекущий процесс. А в 92-м году совсем закончились.

- Никогда не сожалели о том, что приняли тогда столь рискованное решение?

Нет. Разумеется, и в моей второй семье бывали какие-то бури в отношениях - а у кого их не бывает? - но они всегда сменялись штилем. Я понимаю, что терпеть рядом с собой человека моего склада характера весьма нелегко - я очень бульдозерный. С той лишь разницей, что бульдозер иногда бывает неманеврен, а я всегда твердо знаю, чего мне надо, и с помощью своего бульдозерного характера достигаю того, что считаю нужным. Правда, добиваясь необходимого результата, никогда не ущемляю свободу моих близких и не показываю свою эмоциональность. Хотя говорят, что иногда, когда прихожу домой, от меня электричество исходит. Но должен сказать, что Марина гораздо эмоциональнее, в раздражении бывает ох как нехороша (смеется). Хотя это случается нечасто.

- Марина, вы всегда были столь эмоциональны или это жизнь с Олегом Павловичем так развила ваши эмоции?

Я действительно человек импульсивный. А первые 10 лет, когда мы встречались, эмоции просто зашкаливали - это было какое-то немыслимое кипение страстей, безумие в чистом виде. Примерно через день я бушевала, рыдала, и происходило это в основном из-за невозможности наших частых встреч. Вопрос: «Когда же мы сможем увидеться в следующий раз?» - изводил меня. И Олега Павловича, разумеется, тоже. Часто я рубила сплеча: «Все, мы не можем быть вместе!» Всегда выступала инициатором разрыва, а он - никогда, потому что более мудрый. Все стало спокойнее, когда мы начали жить вместе.

- А если все-таки конфликты между вами случаются, кто их урегулирует? И как? Можете, например, вы, Олег Павлович, преодолеть себя и попросить прощения у жены?

Безусловно могу, но больше я доверяю… рукам. Почему-то современные люди совсем мало прибегают к помощи рук, и совершенно напрасно. Если ты искренне сожалеешь о своей глупости или грубости, то совсем необязательно формулировать какие-то объяснения и упражняться в словесной баталии - оправдываться, доказывать что-то… Достаточно просто прикоснуться к любимой, обнять ее, и она все поймет. Что же касается самих семейных отношений, то я всегда считал и сейчас убежден в том, что мужчина обязан зарабатывать деньги для своей женщины и для детей, которых произвел с ней на свет. Конечно, не надо фетишизировать материальную сторону быта, но каждый понимает, как она важна. И ответственность за эту часть жизни лежит на мужчине. Если же он это игнорирует, то в анкетах, в графе «пол», ему надо писать букву «ж». Потому что мужчина должен заниматься тем, что ему предназначено, а женщина должна хранить семейный очаг. Вот такое простое распределение обязанностей. И никаких ссор.

Марина: Вообще-то мы совсем не умеем ссориться. Когда люди долго живут вместе, любят друг друга и своих детей, как можно конфликтовать? Нам обоим хочется быстрее прекратить какую-то глупую ситуацию, если она вдруг возникнет. Поэтому за все годы нашей жизни серьезно ссорились мы, может, раза два. Другое дело, бывают ситуации, когда вдруг кажется, что человек тебя не понимает, или тебе пострадать в этот момент хочется, или внимание на себя обратить - уж не знаю что. В таких случаях я обижаюсь и делаю это очень эмоционально. Могу даже перестать общаться с мужем, но совсем ненадолго. А потом поплачу, он меня обнимет, прижмет к себе, и… естественно, я сразу все прощаю. И успокаиваюсь. Олег Павлович умеет очень правильно к моим эмоциям относиться. А вот если бы он был такой же эмоциональный, как я, и более близкий мне по возрасту, наверняка мы с ним давно разбежались бы.

- В последнее время издания запестрели информациями о новой пассии Табакова...

О. П.: Ни одно из этих сообщений не соответствовало действительности. Я отношусь к этой ерунде философски - знаете, как у Соломона на перстне было написано: «И это пройдет». Ну что ж, люди делают коммерцию. Пусть делают. Всерьез воспринимать их экзерсисы или маяться из-за этого душевно не стану.

Марина: Конечно, им это надо - тираж продается, и хорошо. А извинения они потом печатают мелким шрифтом, чтобы их никто не увидел... Водитель, который каждый день возит нас в театр, сказал: «Хотя бы меня спросили». Это полный абсурд, даже не потрудились сочинить хоть какую-то более реальную интригу. Правда, когда появилась первая публикация на эту тему, я очень расстраивалась, нервничала. Представляла: вот не дай Бог узнают еще сейчас, что я жду ребенка, и начнут мусолить - мол, решила родить, чтобы удержать мужа, который ее бросает. А у нас с ним был тогда совершенно замечательный период отношений, мы оба жили ожиданием дочки… Кстати, если бы я старалась удержать Табакова таким образом, то, наверное, родила бы ребенка, когда наш роман только начинался. Однако не сделала этого, о чем, признаюсь, сейчас мы оба очень жалеем.

О. П.: Действительно, это одно из моих самых больших сожалений. Ведь моему старшему ребенку от Марины могло бы сейчас быть уже 22 года. Но… не случилось.

- Марина, в прессе писали о том, что до рождения Маши вы пережили беременность, которая закончилась неудачно.

После Павлика я очень хотела еще иметь детей и была абсолютно уверена в том, что ничего плохого у меня быть не может. Но тяжело заболела, и все сложилось не так, как думала. Переживала, конечно… Но я все равно была уверена: пусть не сейчас, пусть чуть позже, но обязательно все получится. И… как только стало возможно опять рожать, сразу на свет появилась Маша.

- Муж поддерживал, успокаивал вас в тот период?

Мы с ним оба - люди сильно чувствующие, но не сентиментальные. Я сентиментальна, только когда смотрю фильм грустный. А в отношении себя и близких скорее человек деятельный - если узнаю, что кто-то болен, не плачу, а пытаюсь сделать все возможное, чтобы помочь найти выход из ситуации. И муж такой же.

О. П.: Это была наша общая беда. Но я знал, что все равно сделаю все для того, чтобы в дальнейшем ситуацию поправить. И рождение Маши свидетельствует о том, что мне это удалось. Думаю, главная поддержка Марине с моей стороны - это моя заинтересованность в ней. В том, чтобы она состоялась в профессии, в жизни - и как актриса, и как жена, и как мать.

Марина: Мне хотелось бы подытожить эту тему. Никакого мужчину нельзя удержать ребенком. Скорее наоборот. Ведь когда женщина рожает, у нее наступает самое кризисное время - ей ни до чего и ни до кого, она создана только для того, чтобы кормить малыша. А так как я кормила и Павлика, и Машу, соответственно и у меня никаких других желаний не было. На то, чтобы одеться красиво, накраситься, поухаживать за собой, не хватало ни времени, ни сил, ни желания. Для семьи это достаточно кризисно: мужчина ведь привык, что все внимание - ему, а тут, наоборот, от него требуется повышенное внимание. Не каждый выдерживает. Поэтому я считаю, что рождение ребенка - это прежде всего проверка отношений на прочность.

- Олег Павлович, а не пугала ли вас, отца двоих взрослых детей, не единожды дедушку, перспектива опять повторять пройденное с детьми от Марины?

Категорически нет. Оба наши ребенка возникли очень осознанно. (С хитрой улыбкой кота Матроскина.) В сжатые сроки и без потерь - как писали в лозунгах во времена Никиты Сергеевича Хрущева. Оба были желанны и намечены заранее. Вот вы смеетесь, но честно скажу, что точно знаю, когда была зачата девочка, - я тогда снимался в Венгрии в фильме «Родственники» и Марина на двое суток (!) прилетела туда. Тут, как вы понимаете, шаг влево, шаг вправо считался бы побегом. Поэтому никаких шагов не было, наоборот, все происходило… я бы сказал, счастливо. Да, иначе не скажешь. По любви.

Марина: Когда я ждала ребенка и уже знала, что будет девочка, спросила мужа: «Кого ты хотел бы больше?» Он говорит: «Наверное, мальчика, у меня мальчики как-то лучше получаются». Но теперь, видя Машу, по-моему, убедился, что с девочками тоже все в порядке.

- Как Паша общается с сестренкой?

Он очень хотел ее, ждал и сейчас чрезвычайно к ней нежен. Хотя наверняка, как у каждого старшего ребенка, у него есть и ревность, но он ее как-то очень по-мужски не показывает. Нет, один раз все-таки было - и то он проявил ее достаточно деликатно. Вдруг неожиданно попросил соску. Я сразу дала. Потом попросил бутылочку, я сказала: «Да, пожалуйста, возьми...» После этого он, видимо, успокоился.

- После родов муж как-то помогал вам или отстранился, как многие мужчины: мол, не моя это сфера?

Для меня его эмоциональное участие, которое я постоянно чувствую, гораздо важнее, чем если бы он варил кашу. И с Павликом точно так же это было. Муж всегда думает о детях, звонит и расспрашивает о них, когда имеет возможность, общается с ними, играет. Во всем этом, в том, что они от него впитывают, гораздо больше смысла, чем в какой-то помощи по хозяйству, которая, собственно говоря, мне совсем не нужна - я и так прекрасно справляюсь.

- Олег Павлович, у вас изменились ощущения по сравнению с теми, что были, когда вы встречали из роддома своих старших детей?

Антона я не смог встретить. Лучшее, что мог сделать тогда для ожидаемого сына, - это отослать жену в Саратов к моей маме. Так как мама доктор, я был убежден, что она обеспечит наилучшее течение и обслуживание родов. Что она и сделала… А я в это время, как, впрочем, и в любое другое, интенсивно работал. Но если говорить откровенно, наверное, всерьез первым ребенком для меня стала дочь моей дочери - Полина. Я и попку ей подтирал, и ухаживал за ней, и кормил - много чего делал. Для меня важна была последовательность, нон-стопность участия в процессе ее взросления. Вот только, к сожалению, с дочерью у нас отношения разрушились, и до сих пор их нет… Что же касается моих младших детей, то с ними я ощущаю гораздо большую ответственность, чем прежде со старшими, так как понимаю, что степень риска, связанная с их появлением на свет, несравнимо выше, чем была тогда, в молодости.

- А конкретное участие в воспитании детей вы принимаете? Скажем, в курсе ли вы того, что происходит у Паши в школе?

Конечно. Меня это интересует, так же как когда-то интересовала учеба Антошки. И интерес никогда не был формальным. Вообще, мне кажется, что у нас с младшим сыном сложились хорошие отношения - по-взрослому дружеские. Иногда он приходит ко мне со своими проблемами - когда понимает, что никто, кроме папы, их не решит. Иной раз Антон ему помогает. Например, когда Павлик только начал учиться и у него произошел конфликт с одним мальчиком из класса, старший брат пришел в школу и… как-то убедил обидчика в нецелесообразности обид, наносимых младшему брату. Уж не знаю, как там все происходило, но инцидент был исчерпан.

Марина: И у нас с Павлом тоже отношения очень дружеские. Кстати, он называет меня Мариша, а мужа - Олег, иногда - Олег Павлович. Тут нет панибратства, это нечто другое. Ну а при третьих лицах он, конечно, называет нас папа и мама… А вообще, Паша - настоящий мужчина, индивидуальность. В основном все свои проблемы решает сам.

- Трудно вам было налаживать отношения с Антоном?

У нас не было никакого специального налаживания, сближение происходило не натужно, а как-то очень естественно, само собой, хотя и не сразу. Антон мне всегда очень нравился, начиная с того времени, как я была влюблена в Тимура, которого он играл в фильме «Тимур и его команда». Хотя Антон по характеру совсем другой… Сейчас мы совершенно нормально общаемся все вместе - ездим к Антону в гости, он приезжает к нам. У него тоже дочка родилась, она чуть старше Марии, и я надеюсь, все наши дети тоже будут дружить. Антон ведь отец троих детей - Никиты, Анечки и вот теперь еще и Антонины. Вообще, я считаю, что чем больше народа в семье, тем она крепче. Рада, что Антон прекрасно относится к Павлику, а Паша просто обожает своего старшего брата. Для меня это очень важно.

- Олег Павлович, а вы ревнуете свою молодую, успешную красавицу жену к другим мужчинам?

Нет. Наверное, как и отец мой, я человек с комплексом полноценности, поэтому считаю, что моя любовь к жене вполне дееспособна.

Марина: Правда, я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы муж проявил ревность. К этому, наверное, больше я склонна. Причем чаще всего это у меня случается на ровном месте. Но больше всего и всегда я ревновала его к работе. Помню, еще во время учебы, когда мы договаривались где-то встретиться, он при мне вдруг запросто мог отменить нашу договоренность и назначить, например, репетицию. В этот момент я готова была кричать от обиды. И кричала: «Да как же так! Наконец-то освободилось время, а ты опять что-то назначаешь!» Очень мучительно это было для меня. Другие болезненные периоды наступали, когда он набирал новый курс и я понимала, что к нему приходят более молодые студентки. Сейчас это беспокоит меня гораздо в меньшей степени. Не то чтобы я стала увереннее себя чувствовать, нет.

Просто какая-то мудрость пришла. Уже очень хорошо понимаю, какими качествами нужно обладать, чтобы понравиться Олегу Павловичу, и как это сложно. Когда была моложе, казалось, что если девочка стройненькая, с фигуркой, ножками, обтянется-затянется - все, может покорить его. А сейчас смотрю на этих девочек, вижу, как они трогательны, милы, но также понимаю, что для него все это слишком элементарно. Точно так же и я, когда смотрю иногда на красивых мужчин, осознаю, что меня их внешность не будоражит. С возрастом начинаешь в людях ценить что-то другое. Теперь я ощущаю намного большую внутреннюю свободу. Особенно после рождения второго ребенка. Искренне говорю - мне приятно видеть в кино, на сцене женственных, красивых женщин. Недавно позвонила мужу и сказала: «Поздравляю, у тебя в спектакле «Примадонны» замечательные актрисы - молодые, красивые, сексуальные, хорошо играющие…» Я на самом деле ценю это, а раньше не могла бы.

- Судя по реакции пражских зрителей на исполнение вами главной роли в спектакле «Сублимация любви», вы легко можете конкурировать с теми молодыми и красивыми.

Мне это очень приятно. Тут еще дело в том, что после рождения Маши у нас с мужем эти гастроли оказались первой большой совместной поездкой за границу. Естественно, кроме работы у меня появилось желание обновить свой гардероб - любой женщине это хочется после того, как она приходит в себя после родов. Оттого, что на протяжении длительного срока ничем себя не балуешь, вдруг просыпается желание выглядеть лучше. Как только появляются силы, сразу хочется нарядиться, подкраситься, пойти в салон, что-то изменить в прическе, купить новую одежду, какие-то украшения... А в Праге есть такая возможность. Сейчас я говорю мужу: «Мне теперь не страшно покупать украшения - есть же Маша, значит, будет кому все передать». То же самое и с нарядами. Я, например, жалею, что отдала некоторые вещи, которые мне когда-то нравились, - размер у меня не изменился, а мода возвратилась. Поэтому теперь красивую одежду свою буду беречь - дочка растет, и я знаю, что когда-нибудь ей это пригодится.

- Что бы вы отметили самое хорошее в вашем браке с таким ярким человеком, как Олег Табаков ?

С самого начала наших отношений меня не покидало ощущение, что я не заслужила той любви, которой он меня наградил. Все время задавалась вопросом: «Достойна ли я ее?» И сейчас, спрашивая себя об этом, счастлива оттого, что Господь нас соединил… Возможно, с элементом шутки, но скажу следующее (хохочет): мое имя войдет в историю. Это действительно так. За то, что на протяжении многих лет была женой Олега Павловича, я останусь в истории. Хотя и не только поэтому. В этом году исполняется 20 лет театру, к созданию которого я вместе с другими учениками Табакова имею непосредственное отношение. Я никогда не претендовала на то, чтобы конкурировать с мужем, это невозможно.

Потому что он не только артист, он - большая личность в мире искусства. Если вокруг всех подряд стали называть звездами, то тогда Табаков - Солнце. С ним необыкновенно интересно. Он умный, щедрый, заботливый, уверенный, надежный, любящий и… любимый. Я редко слышу от мужа комплименты, от других - гораздо чаще, но все равно постоянно ощущаю его тепло, заботу, знаю, что в душе он очень нежно меня любит, при том что крайне редко выражает это словами. А вот самым ярким его недостатком я назвала бы упрямство. Но это недостаток, переходящий в достоинство - в упорство. В быту, конечно, это иногда мешает, но пусть лучше будет так…

- Вы уверены в будущем или смотрите в него с опаской?

Что вам сказать? Слава Богу, что все сложилось так, как сложилось. Никогда не предполагала, что окажусь рядом с Олегом Павловичем, а вот уже более двух десятков лет мы вместе. И думать не могла, что у нас будут общие дети, а они есть. Я ничего не хотела бы менять в своей жизни, но понимаю, что загадывать невозможно. Мы не можем за Господа решать, что будет дальше. Я очень люблю своего мужа, и он меня, знаю, любит, мы с ним вместе счастливы, но как можно утверждать, что в наших отношениях никогда ничего не изменится? Его отец последний раз сочетался браком в 77 лет. А если вдруг и у моего мужа какая-то безумная любовь возникнет?.. О будущем говорить бессмысленно. Нам не дано знать, что будет дальше, поэтому никогда и ни в чем нельзя ставить точку.

О. П.: Частенько меня посещают горькие мысли такого типа: «Сколько еще ты будешь видеть своих детей?» На них нет ответа. Это печалит. Но одновременно я отдаю себе отчет в том, что эта грусть - плата за ту радость, которую мне подарил Господь. Ведь в моем далеко не юном возрасте я имею возможность подключаться к этим чудо-батареям и подзаряжаться от них. Когда обнимаю, прижимаю к себе детей или внуков - буквально ощущаю регенерацию творческих импульсов. И жизненных.

Фотография Антон Земляной

Я никогда не даю никому характе­рис­тик. Особенно родственникам. Маме – тем более. Кто для меня мама? Идеал материнства. Уверен, я не одинок, каждая мать – идеал для своего сына. Поэтому мы, мужчины, подсознательно выбираем любимого человека по образу матери. Не могу точно сказать, в чем же ее идеальность. Я просто ее люблю.

Точно так же для меня нет ни одного критерия «красоты» для мамы. Она просто красива.

Мы перезваниваемся минимум раз в день. Между нами нет такого, что кто-то должен звонить. Первым звонит тот, кто первым взял в руки телефон. Кстати, мама записана в мобильном как «My Mother».

С одной стороны, я не люблю делиться какими-либо­ личными воспоминаниями, связанными с семьей. Это только мое. С другой – у нас с мамой дружеские отношения, секретов почти нет. И я понимаю, что разговор может сложиться действительно доверительный.

Павел Табаков: Так, с папой я уже проходил вопросы–ответы, когда делал с ним интервью для GQ. Попробуем поговорить с тобой?

Марина Зудина: Давай.

Ты помнишь, когда я первый раз произнес слово «мама»?

Кстати, это было чуть ли не первое слово, которое ты произнес.

Логично. Все дети говорят «мама».

Почему? Кто-то рассказывает, что говорят «папа» или еще что-нибудь. Я не могу вспомнить точно, когда. Но ты не очень рано начал говорить. Никаких таких исключительных способностей не обнаружил.

Поздненько, да, я начал?

И не поздно вроде бы. В срок. Я уже столько испытала к моменту «первого слова». Конечно же, помню, как ты родился. Как мы вдвоем спим в комнате. Периодически я брала тебя к себе в кровать, потому что ты спал беспокойно. Вы с Машей у меня оба чутко спали. Вот. Помню, как взяла тебя первый раз на руки. Новая для меня физическая близость. Такое абсолютное растворение. А вот слова или когда пошел – ну да, пошел, ну да, заговорил... Вообще радости всегда было больше. Помню, пожалуй, единственный момент отчаяния. Тебе пара месяцев, я гуляю с коляской по Чистопрудному бульвару. А в голове одна мысль: «Наверное, легче еще раз родить, чем не спать». Эта медленная пытка бессонными ночами при всей любви к тебе стала для меня жутким кошмаром.

Мне этого не понять. По крайней мере, пока... Вот как ты думаешь, кто повлиял на мое развитие больше – ты или папа? Я для себя сформулировал, что вы оба.

Пожалуй, я тоже склоняюсь к варианту «оба». Во-первых, мне кажется, что многое передается на генном уровне. И в этом смысле от отца ты взял очень много. А дальше, по-моему, на ребенка влияет то, как живет семья, отец, мама. Мужчины более глобально мыслят. Женщины сосредоточены на конкретных вещах. Поэтому, что касается основополагающих жизненных установок, даже если Олег Павлович не проговаривал эти вещи, то он «так жил и живет», и в тебе это от отца. А темы, которые надо объяснять: например, что помимо «хочу» есть «надо», что необходимо думать о родителях, друзьях и преду­преждать, если ты не приходишь вовремя, не волновать папу, – это было на мне. Важно проговаривать. Даже если ты не добьешься результата, что-то отложится. Правда, есть вещи, когда хоть головой об стену – ничего не помогает. Помню, никак не могла добиться, чтобы ты тапочки надевал.

Я и сейчас не ношу.

Да, что-то порой сложно преодолеть. Или тебя пора было учить завязывать шнурки, правильный такой навык. Я терпеливо объясняла, но чувствовала, что проще купить кроссовки на липучках. Что в итоге мы с папой и сделали.

Был упрямый, да?

Нет, просто не ко всему хотел прилагать усилия. Но при этом так важно, чтобы мама не стала семейным диктатором. Мальчиков не надо подавлять, они должны вырастать уверенными в себе.

Вот ты сказала, в чем ключевая роль матери и отца. То, что мать – это установки, а отец – это пример в глобальном смысле.

Да, и это особенно важно для мужчины. Ведь мальчики на отца равняются.

Как ты думаешь, что было самым сложным в моем воспитании, допустим, в переходном возрасте? Я же не был идеальным.

У тебя есть такое свойство: ты любишь соглашаться­. Но не факт, что сделаешь или что-то исправишь. Поэтому, с одной стороны, я радовалась. С другой – понимала, что многого не знала. К тому же, когда­ тебе было 11 лет, я Машу родила и переключила внимание на нее.

Сложности? Да, были. Но стопроцентно преодолимые. Я не считаю, что мальчики должны расти идеальными. Надо учиться на собственном опыте. И я не против некоторой хитрости и умения выходить из ситуаций, не вовлекая родителей. Ну, попал ты как-то раз лет в 13 с компанией в милицию по недоразумению. Помню, как за папу переволновался­ и с того момента стал еще более осмотрительным. Еще помню такой случай: позвонила учительница из школы и сказала, что «ваш Павлик» пользовался­ мобильным на уроке, что она телефон отобрала. Я ответила: «Да, вы имеете право отобрать телефон. Но вы не имеете права переписку сына читать при всем классе. Здесь я никогда вас не поддержу. И телефон вы сами вернете». У нас в семье никто не позволял себе читать чужую переписку.

А вот что ты думаешь обо мне как о сыне, о мужчине и о человеке?

Я, как и ты, не люблю давать определения близким людям. Если мы любим, то мы любим. Определение – как диагноз. Знаете, можно ведь и вылечиться. Мне кажется, ты умеешь быть хорошим другом. И для меня ты друг. Ты – человек, с которым я могу говорить. Не всегда влюбленные способны слышать друг друга. А друг – всегда.

Я не могу сказать, что многим делилась с родителями. Была закрытым ребенком с кучей комплексов. И я горжусь, что у меня с тобой и с Марией доверительные отношения. Когда мне плохо, могу пожаловаться вам, когда хорошо – всегда делюсь. При этом я не считаю, что мы можем или должны говорить обо всем на свете. Нет, этого не надо. Я и сама с собой не все проговариваю.

Тогда еще про меня...

Кстати, мне нравится, что в тебе есть инициатива. Это тоже в тебе от отца. Поверь, я в твоем возра­сте в основном думала о себе, о личной жизни, все остальное не имело значения.

С другой стороны, тебе приходилось очень многого самой добиваться.

Да, я понимала, что надеяться не на кого, знакомств никаких. Мало того, мне все упорством давалось. Танцевала я скверно, но научилась. Плохо пела – добилась того, что развился слух. Когда мне сказали, что голос высоковат, начала работать над низами, развила низкий тембр. Ездила бог знает куда к педагогу два раза в неделю. Мне мама давала на это деньги. Да, тебе многое легче дается в силу того, как ты живешь. Глупо отрицать. У меня были одни обстоятельства, у тебя – другие. Кстати, слухом, вокалом тебе бы стоило позаниматься. А ты пока не прилагаешь усилий.

Выплываю за счет других качеств. Но совет я услышал. А как ты решила, когда мне давать первую свободу? Ну, в локальных проявлениях. И какую свободу ты мне давала?

Знаешь, все-таки каждый сам себе границы ставит. Если бы я поняла, что ты не ведаешь границ, то, наверное, рамки бы появились. Это касается школы, отношений с родными, не родными. Интуитивно, что ли, ты понимал, где есть свобода, а где – нарушение свободы других людей. А с твоей точки зрения как это выглядело?

У меня не было ощущения особых искусственных границ. И я думаю, что человеку на пользу знать, что ему скажут «Стоп» в тот момент, когда он перейдет черту. У меня такого, слава богу, не было.

Согласна.

Но когда тебе не ставят жестких рамок, ты сам начинаешь осознавать, что можно, а что нельзя.

Это сложнее, кстати. Мне иногда хочется стать маленькой девочкой, за которую бы решали, а я просто жила. Понимаешь меня? Когда человеку дают свободу, он должен сам руководить жизнью, быть ответственным за себя.

Я всегда советовалась с вами, детьми. И я ценю, что мы едины в ощущениях. Мира, людей. Понятия «любовь», «дружба», «ответственность» у нас сходятся.

А вот скажи, ты легко прощаешь?

Я легко прошу прощения. Это немножко другое.

Мне кажется, мужчины прощают, женщины просят прощения.

Это мужской подход. Я прошу прощения, когда понимаю, что была неправа. Например, помню, много лет назад мы репетировали один спектакль. Саша Боровский сделал декорации. Я в них вошла и вообще ничего не понимала. Мне все неудобно­ было. А он сидел в зале. И я стала выражать, что мне все неудобно. Не говорила, что художник при­думал все как-то не так. Просто закапризничала. Потом, конечно, позвонила, извинилась.

Я в конфликте не люблю жить... А прощение в глобальном смысле... Вообще, женщины, конечно, более склонны принимать, но, наверное, не все можно простить.

А чего бы ты не простила?

Сознательного предательства. Когда человек по рациональным соображениям тебя подставляет. Я не то что кого-то вычеркиваю. Я продолжаю общаться, но люди выходят из ближнего круга.

Перемещаются за некую стену?

Да. Но ты расшифруй свой первый посыл, про кто просит и кто прощает.

Мужчины, мне кажется, реже просят прощения. Им сложно, у них гордыни больше.

Им проще сделать вид, что ничего не было.

И мы не можем даже сами себе сказать, что, допустим, в выборе чего-то были неправы. Это же наш выбор. Пусть уже в процессе нас настигли сомнения. Я по себе сужу. Я так сделал, я буду стараться довести мой выбор до ума. Хоть наперед знаю, что вряд ли получится.

Мне кажется, женщины по природе своей гибче­. Но и выносливей. Поэтому они и рожают детей­. Ни один мужчина не выносил бы ребенка. Все бы пошло­ не так. А женщине свойственно даже не то что прощать – больше учитывать, больше преодолевать­ конфликты­. На своем опыте замечала, что часто мужчина предлагает: давай закроем вопрос, сделаем вид, что все ОК, не будем возвращаться. И женщины склонны эту игру принимать. И я тоже. Если это не принципиальная вещь. Я уступаю в мелочах. Главное, выигрывать в большом.

Кого у тебя больше в друзьях – мужчин или женщин?

Женщин меньше. У меня есть близкая подруга и крестная. Пожалуй, это те женщины, с которыми я могу о многом говорить. Что касается работы, больше общаюсь с мужчинами – просто потому, что я работаю с мужчинами. Ты ведь тоже дружишь в основном с женщинами. Именно дружишь.

У меня скорее пополам.

Вспомнила! Есть еще одна женщина, которая мне по духу близка. Остальное окружение – мужчины. Да и у меня самой во многом мужской характер.

Волевой.

Я – человек, решающий проблемы. И я не болтаю языком. Умею молчать. С возрастом я заметила, что мужчины порой еще больше говорят.

Да-а-а-а!

Клянусь, я всегда думала, что мужчины умеют молчать. Нет. А я-то думала, что это мужская черта. Я же умею. Восемь первых лет о взаимоотношениях с Олегом Павловичем знала только моя близкая подруга. И все эти годы мы ни разу ничего не обсуждали. Она просто знала. Даже когда мне было невероятно плохо.

А какие, помимо умения молчать, главные качества для мужчины?

Чувство ответственности.

За близких?

Если говорить об отношениях, конечно, стабильность, надежность. Потому что все эти взлеты и падения не для жизни. Из мужских качеств еще, безусловно, саморазвитие. А еще важно наличие чувства юмора. Если чувство юмора отсутствует, то в быту катастрофа. Можете ли вы вместе смеяться – это проверка капитальная.

Что является для мужчины высшей точкой любви к женщине? Я знаю, что вы же с папой обвенчались не случайно, осознанно.

Я думаю, что когда мужчина хочет иметь от этой женщины ребенка.

Сказать-то можно, но...

Нет, не сказать. Это внутреннее убеждение, хочешь ты от этого мужчины ребенка. Или от этой женщины. Как ты сформулировал? Высшим выражением, да?

Такой наивысшей точкой. Когда выше этого уже прыгнуть нельзя.

Раза два в жизни такое испытывала. Один из этих моментов – когда ты родился. Я так долго, мучительно рожала. Много-много часов. Мне хотелось кричать: «Разрежьте меня, сделайте уже что-нибудь, пусть это закончится». И когда ты родился, меня накрыло ощущение, что вдруг прекратилась боль – безумная, хроническая, многочасовая. Рядом стоит любимый человек. Возле лежит ребенок. Мгновение. У меня одна мысль: так в раю, наверное.

Есть что-нибудь, о чем ты жалеешь?

Конечно, мы с отцом жалеем, что мы раньше не родили детей. Потому что у нас это хорошо получается. (Смеется.) Да, я могла бы детям и родителям больше давать. Но, с другой стороны, если б я занималась только тобой, Павел, не уверена, что ты стал бы таким самостоятельным. Как ты считаешь?

Я ведь и сам, конечно, должен вам с отцом больше, безмерно больше.

Мне хватает. Правда. Я, наверное, настолько люблю тебя, что мне важно просто знать: мой сын счастлив.

Главное, чтобы было желание что-то делать. Иногда у человека есть желание, но он не может по каким-то причинам.

Да, мы это чувствуем. И мне кажется, претензий нет.

Скажи, есть ли что-нибудь, чего я о тебе не знаю или не постарался узнать? Ну вот за этот 21 год, пока я существую.

Конечно, я думаю, люди вообще не все друг о друге знают. Какие-то качества проявляются с годами.

Ну, не знаю... Может, ты любишь ромашки, а я опять с розами пришел.

Думаешь, что я розы люблю, да?

Я знаю, что ты любишь розы. А в чем я заблуждаюсь?

Если ты чего-то и не знаешь, это очень непринципиальные вещи. За ту жизнь, которую мы вместе прошли, о весомых вещах ты все узнал. Например, Олег Павлович очень много чего испытывает, что он никогда мне не озвучивал. И я столь же много. Особенно прежде, когда я испытывала профессиональные сомнения.

А что касается роз... Мне кажется, я все цветы люблю. Обожаю пионы, потому что они очень пахнут. Крымские розы. И я благодарна, даже если мне один цветок дарят.

Скажи, а что тебя вдохновляет помимо нас и работы? Ну, нас – это семьи.

Когда я вижу что-то талантливое. Но, опять-таки, это касается творчества. А так для меня это работа, жизнь моя личная. Мне не нужно хобби, увлечение.

Если вернуться к распределению ролей между полами, почему женщинам сложнее добиться успеха?

Потому что они часть энергии направляют на семью. А мужчины в основном на самореализацию. Победы женщин – они как бы есть, но они в тени.

Самый прекрасный пример – то, что сделала Матильда с Сергеем Шнуровым. Когда человек бросил пить, когда на концертах он выходит, заряженный энергией­. Стал выглядеть как икона стритстайла. Ну это же не потому, что он в одно прекрасное утро проснулся и решил, что теперь будет так.

Есть анекдот. Я, может, неправильно его расскажу, но он точно выражает суть. Президент и его жена подъезжают к заправке...

А! Я знаю, знаю.

Муж узнал заправщика и говорит жене: «А ведь ты была в него влюблена когда-то. И ты бы могла быть женой автозаправщика». Она отвечает: «Нет, милый, просто он был бы президентом, если бы я была с ним». В этом весь смысл. Очень важно, какая женщина рядом.