Применение стрелкового и охотничьего оружия правоохранительными органами и гражданами рф

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Порядок применения оружия - применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Получая лицензию на огнестрельное оружие для самообороны нужно понимать всю ответственность, которая ложится на гражданина в связи с его применением. Попробуем разобраться, в каких случаях применение оружия будет правомерным. Для начала разграничим понятия служебное оружие и оружие для самообороны.

Служебное (табельное) оружие

Российское законодательство не имеет законодательного акта, регламентирующего нормы обращения с оружием всеми должностными лицами исполнительной власти, за которыми закреплено право на его ношение. Не закреплен законодательно и порядок и правила применения огнестрельного оружия. Этот вопрос освещается в ряде ФЗ, например, в законе «О полиции». Здесь прослеживается четкое разграничение понятий «применение оружия» и «использование оружие». Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции предполагает стрельбу в человека, а использование - по движущимся предметам и животным.

Сотрудник полиции вправе применить табельное оружие в случае:

1. Когда гражданин подвергается нападению и его жизни или здоровью грозит опасность.

2. Когда нападению подвергается сам полицейский, тем более, если нападавшим предпринимаются попытки завладения его табельным оружием.

3. При освобождении заложников.

4. При задержании преступников, застигнутых за совершением преступления.

5. В отношении осужденных и находящихся под стражей при попытке побега. А также в отношении пытающихся насильственно освободить этих лиц.

Вправо на использование оружия сотрудник полиции приобретает в случаях:

1. Необходимости остановки автомобиля, создающего реальную опасность для участников движения. Это норма применима, если водитель проигнорировал требования полицейских остановить ТС.

2.Необходимости обезвредить животного, угрожающего здоровью и жизни людей.

3. В случаях подачи сигнала или произведения предупредительного выстрела.

Безопасность сотрудника полиции обеспечивается нормами ст. 16 названного закона. Полицейский , если создаются предпосылки для перечисленных выше оснований. При этом попытки лица сократить обозначенное сотрудником полиции с обнаженным оружием расстояние, дает ему право произвести выстрел.

Огнестрельное оружие для самообороны

Все нормы, связанные с оружием для самообороны, находящимся в гражданском обороте определены законом «Об оружии». Однако понятие «применение оружия» этим законом не определено. Лишь статья 24 названного закона содержит понятие «использование оружия», которое приравнивается к понятию «применение». Граждане имеют право воспользоваться оружием лишь в случаях крайней необходимости и в состоянии необходимой обороны при нападении. Под необходимой обороной понимается угроза жизни и здоровью, под крайними мерами преступления против имущества. Действия гражданина, применившего оружие для самообороны, будут признаны незаконными, если степень антиобщественного деяния, совершенного в отношении него, не соответствует действиям обороняющегося. В этом случае гражданин может быть понести ответственность. Квалифицироваться его действия будут как превышение необходимой обороны.

Травматическое оружие

Процедура приобретения травматического оружие в нашей стране значительно проще, чем оформление лицензии на огнестрельное оружие. Тем не менее необходимо знать какую ответственность накладывает на граждан закон о применении травматического оружия.

1. Административная ответственность может грозить тем, кто любит пострелять в местах, не предназначенных для этого. Применение для стрельб правомерно только в тирах или на специально оборудованных полигонах.

2. Уголовное преследование ожидает, если стрельба привела к гибели человека или причинила тяжкий вред его здоровью. В зависимости от обстоятельств действия будут квалифицированы как хулиганство, убийство или причинение тяжких телесных повреждений, если это не необходимая оборона.

3. Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба (материального или морального) пострадавшему.

Новые правила применения травматического оружия позволяют гражданам носить иметь при себе травматическое оружие в целях самообороны. Раньше законодательно было разрешено только хранить такое оружие.

Статьи, устанавливающие условия и порядок применения оружия гражданами и частными охранниками, содержатся в следующих нормативных актах:

Статья 24 «Применение оружия гражданами»:

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.

2. Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской. Федерации».

Статья 16 «Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия»:

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязаны:

. предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

. стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

. обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

. немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.

Статья 17 «Применение специальных средств»:

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Статья 18 «Применение огнестрельного оружия»:

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелов в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Указанные статьи во многом сходны по содержанию, однако между ними есть существенные различия:

. по кругу лиц, на которых распространяется их действие;

Статья 24 Закона «Об оружии» действует в отношении всех граждан России, обладающих оружием на законных основаниях, в том числе на частных охранников.

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» действуют только в отношении частного детектива и охранника.

. по основаниям к применению оружия;

В статье 24 Закона «Об оружии» такими основаниями являются условия необходимой обороны и крайней необходимости.

Применение оружия согласно статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможно лишь на основаниях, перечисленных в этом Законе (см. статьи 17,18) и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частный охранник является таковым только во время исполнения обязанностей, предусмотренных Договором с заказчиком, т.е. с момента заступления на дежурство до момента сдачи дежурства. Промежуток времени между получением оружия охранником и заступлением на дежурство, а также между сдачей дежурства и сдачей оружия в комнату хранения оружия не входит в пределы действия статей 16, 17, 18. При необходимости применения оружия в этих случаях охранник действует на общегражданских основаниях, перечисленных в статье 24 Закона «Об оружии».

. по видам оружия;

Статья 24 Закона «Об оружии» регламентирует применение служебного и гражданского оружия самообороны (см. статьи 3, 4 Закона «Об оружии»).

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» устанавливают условия и порядок применения только служебного оружия и специальных средств, выдаваемых охраннику для исполнения служебных обязанностей (см. Перечень видов специальных средств и Перечень видов вооружения охранника).

. по порядку мероприятий после применения оружия

Статья 24 Закона «Об оружии» обязывает владельца оружия незамедлительно сообщать в органы внутренних дел о каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека.

Статья 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязывает частного детектива и охранника, кроме оповещения органов внутренних дел, обеспечивать доврачебную помощь пострадавшим от применения оружия и специальных средств и уведомлять прокурора о случаях смерти или причинении телесных повреждений.

Перед получением лицензии кандидат проходит специальную подготовку по программе обучения частных охранников, куда входит и медицинская подготовка, поэтому охранник обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Нарушение требований закона, в том числе и этого требования, может повлечь за собой лишение статуса частного охранника или детектива. Гражданин, не являющийся охранником, не обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Но, несмотря на отсутствие в статье 24 Закона «Об оружии» обязанности оказания доврачебной помощи пострадавшим от применения оружия, его владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» независимо от того, является он охранником или нет.

Уведомление прокурора обязательно только для детективов и охранников по причине того, что надзор за исполнением Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Предлагаем образец рапорта о применении оружия

Начальнику ________________

(наименование ОВД по месту применения)

Рапорт

Докладываю Вам,что _______________________________________________________

(дата, время, место, адрес применения)

мною охранником __________________________________________________________

(наименование ЧОП,СБ)

при _______________________________________________________________________

(нахождении на посту, следовании с поста(на пост)

применено: оружие, спецсредство, физическая сила(указать нужное)

(вид, модель, номер, калибр, расхд боеприпасов)

при следующих обстоятельствах _______________________________________________

(подробно о нарушителях -действия, слова,приметы)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(о своих действиях)

____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(о потерпевших и свидетелях)

___________________________________________________________________________

(о соблюдении Вами оснований, порядка и правил применения мер силового воздействия или обоснования своих действий, как гражданина, в рамках ст.37,38,39 УК РФ)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(ваши установочные данные)

Подпись_________________

Дата____________________

Говоря об условиях применения частным охранником специальных средств и огнестрельного оружия, необходимо отметить, что само применение этих средств поражения является правом охранника, но не обязанностью. Это право может быть реализовано только в случаях, когда использованы все иные менее опасные для жизни и здоровья средства пресечения преступных действий, например, словесное предупреждение, применение физической силы, помощь других лиц и т.д., а также, когда возникли основания к применению (статьи 17,18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). В то же время, если охранник принял решение применять эти средства, то обязанностью его является соблюдение условий их применения (статья 16).

Закон не уточняет, каким образом необходимо предупреждать о применении оружия и специальных средств. Основание 3 статьи 18 дает право предупредительного выстрела в воздух. Кроме этого, предупреждение может быть выражено и иным способом, доступным пониманию правонарушителя.

Различия в применении специальных средств и огнестрельного оружия заключаются в следующем:

Специальные средства могут применяться для защиты жизни и здоровья охранника, а огнестрельное оружие — только для защиты его жизни ;

Для охранника необходимо представлять различия между угрозой для жизни или здоровья и отсутствием таковой, а в большинстве случаев эту границу определить затруднительно, учитывая его эмоциональное состояние в момент нападения. Насилием, опасным для жизни или здоровья, признаются (даже при отсутствии серьезных последствий) такие действия, как нанесение лежащему человеку ударов ногами, целенаправленное нанесение ударов в жизненно важные органы, перекрывание дыхательных путей, применение предметов, предназначенных для нанесения ранений, и т.п. Поэтому данные действия могут являться основанием для применения охранником специальных средств или огнестрельного оружия, с учетом личности правонарушителя, его физических данных, возраста.

Насилием, не опасным для жизни или здоровья, которое может быть применено правонарушителем при нападении или сопротивлении, дающим основание к применению специальных средств, является нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, ограничение свободы потерпевшего против его воли. Однако огнестрельное оружие здесь применять недопустимо.

Специальные средства могут применяться и для защиты жизни и здоровья охраняемых граждан , а огнестрельное оружие — только для защиты жизни самого охранника ;

Защита жизни и здоровья граждан - это одно из охранных мероприятий, разрешенных лицензией. Но основание 1 статьи 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не дает возможности охраннику на основании договора защищать их путем применения огнестрельного оружия. Применяя огнестрельное оружие для защиты жизни и здоровья других лиц, частный охранник может мотивировать это действие основанием 2 статьи 18, отражая групповое или вооруженное нападение на охраняемую собственность, когда под охраной состоят личные вещи клиента, и при этом реализует свое гражданское право на защиту законных интересов других лиц на основании статьи 24 Закона РФ «Об оружии».

Для применения специальных средств достаточно физического сопротивления правонарушителя при посягательстве на охраняемую собственность, а для применения огнестрельного оружия необходимо наличие группового или вооруженного нападения на нее.

Сопротивление менее общественно опасно по сравнению с нападением, поскольку сопротивление — это действие, при котором активной стороной является лицо, пресекающее преступление. Это состояние может возникнуть, например, после совершения кражи (тайного хищения имущества) или грабежа (открытого хищения имущества), умышленного повреждения или уничтожения имущества.

При нападении активен нападающий . Одиночное невооруженное нападение на охраняемую собственность не дает права охраннику применять огнестрельное оружие против правонарушителя. Любые групповые преступления всегда признавались наиболее опасными формами преступной деятельности. Например, организованная группа — более опасное формирование, чем простая группа, т.к. в организованной группе существуют дисциплина, сплоченность, распределение обязанностей, специализация отдельных членов группы и т.д., тогда как простая группа лиц — формирование обычно разовое, бесструктурное. Групповое (два и более нападающих) или вооруженное (с применением угрожающих жизни предметов) нападение является обстоятельством, отягчающим наказание.

Все эти посягательства для обязательной реакции на них частного охранника должны быть совершены в отношении охраняемой собственности, которой является имущественный комплекс, принадлежащий клиенту и перечисленный в договоре об оказании охранных услуг. Если посягательство совершается в отношении собственности, в договоре не означенной, то охранник не обязан реагировать на него, а имеет право на общегражданских основаниях.

Справка: В Российской Федерации 4,5 млн. граждан получили право на владение оружием, во владении имеется 5,4 млн. единиц оружия, в основном охотничьего. Около 9,5 тыс. единиц наградного оружия находится у 6,5 тыс. граждан.

У организаций различных форм собственности имеется в общей сложности 400 тыс. единиц оружия, им владеют в т.ч. 17 тыс. юридических лиц.

Частные охранные предприятия имеет более 130 тыс. единиц оружия, в т.ч. 86 тыс. короткоствольного служебного оружия.

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то , регулируется эта мера пресечения в основном , ее принято относить к .

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.

Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При этом попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. Однако запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица).

Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. При этом поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некᴏᴛᴏᴩых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При ϶ᴛᴏм применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.

Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • оϲʙᴏбождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении кᴏᴛᴏᴩых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению ϲʙᴏбоды;
  • а также для пресечения попыток насильственного оϲʙᴏбождения данных лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Стоит заметить, что он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При ϶ᴛᴏм попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. При этом запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания данными лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица)

Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, кᴏᴛᴏᴩая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. По϶ᴛᴏму в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту ϲʙᴏей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, кᴏᴛᴏᴩая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.