Кармапа 17 тринле. Кармапа тринле тхайе дордже - просветленный в буддизме

Проблемы. Кармапа XVII бежал из Тибета (БР № 33, с.50-57).

Напоминанием произошедшего в 1959 году драматического бегства Далай-ламы стало прибытие в Дхарамсалу в начале января юного главы школы тибетского буддизма Карма Кагью, который тайно бежал из оккупированного Китаем Тибета через гималайские перевалы.
Ургьен Тинлей Дорже – 17-й Кармапа, 14-летний мальчик ростом 180 см, сейчас восстанавливается после выпавших на его долю тяжелых испытаний. Подтверждая факт его прибытия в Дхарамсалу, представитель администрации Правительства Тибета в изгнании сказал, что он ничего не знал о бегстве юного ламы до утра 5 января.
Согласно выпуску Time от 17 января, находясь в руках китайцев, Кармапа был очень сильно ограничен в своей свободе и на него постоянно оказывалось давление с целью заставить его отречься от Далай-ламы. От него требовали также открытого заявления о том, что Китай является "оплотом религиозной свободы". Его же духовное обучение полностью прекратилось: китайские власти не допускали к нему ни одного из трех проживающих в Индии регентов, на которых лежит ответственность за воспитание главы школы Карма Кагью. Поэтому в конце декабря он принял решение бежать из своей официальной резиденции в монастыре Цурпу, расположенном в 70 км от Лхасы.
Чтобы подготовить свой побег, Кармапа заранее сообщил китайским охранникам, что собирается уйти в затвор по созерцанию и не будет покидать своей спальни. Во время таких затворничеств единственно, кто допускается к встрече с ним, – это его персональный повар и учитель. Охранники остаются снаружи, глядя в телевизионные камеры.
В 10.30 вечера 28 декабря в тот момент, когда его сторожа задремали в успокоении, Кармапа бежал через окно спальни. Его ждала машина с двумя шоферами, двумя ламами-помощниками, личным слугой и его сестрой, 24-летней буддийской монахиней. Они поехали по направлению к непальской границе, следуя пути, практически идентичному тому, которым бежал Далай-лама верхом на лошади в 1959 году. В монастыре же повар и учитель мальчика наносили ежедневные визиты в его пустую комнату, чтобы поддерживать иллюзию его пребывания в ней.
Кармапа сменил свое монашеское одеяние на обычную мирскую одежду, и вся группа, передвигаясь день и ночь, пересекала Тибет. При приближении к пунктам проверки документов, Кармапа выходил из машины и обходил пост стороной, присоединяясь к своим спутникам на другой стороне.
Они направлялись на запад. Из удаленного малонаселенного района Мустанга группа наконец пересекла границу с Непалом. В этом краю нет дорог. Более 30 км они карабкались по заваленной снегом гористой местности, короткий участок дороги проехали верхом, пока не стало слишком опасно. В городке Мананге им удалось нанять вертолет и так добраться до Катманду. Оттуда они позвонили по личному телефону в спальню монастыря. На другом конце провода им ответил незнакомый голос; судьба повара и учителя остается неизвестной. Из Катманду группа отправилась в автобусах, а в одном месте – на рикшах в Индию, следуя через Биржанчж-Раксул Базар, Горакпур, Лукнау и Нью-Дели. Они доехали до Дхарамсалы на такси, прибыв в город 5 января и встретив крайне эмоциональный прием.
"Ты, должно быть, устал", – сказал Далай-лама в своем приветствии. "Да, очень", – ответил Кармапа.
Хотя группа Кармапы путешествовала с риском обморозиться или даже вообще замерзнуть, тем не менее, этот сезон – середина зимы – излюбленный тибетцами "сезон побегов", поскольку в это время патрули на границе не очень-то стремятся отходить далеко от своих убежищ. Так Кармапа прибыл, хотя в состоянии крайней усталости, с пораненными и потертыми ногами и бронхиальным кашлем, но в остальном совершенно невредимым.
Побег юного Кармапы стал поводом для радости миллионов тибетцев и других последователей буддизма во многих странах. Однако для китайских властей это событие явилось серьезным ударом по их планам внести раскол в тибетское общество.
"Китай всегда представлял Кармапу как прокитайски настроенного лидера, и они постоянно пытались противопоставить его Далай-ламе", – цитирует Guardian Ричарда Оппенгеймера, сотрудника базирующейся в Лондоне Тибетской информационной сети (ТИС).

По Tibetan Bulletin. January-February, 2000
Министр обороны Индии заявил, что юному тибетскому религиозному лидеру будет разрешено остаться в стране. До сих пор не было официального заявления по политическому убежищу для 14-летнего Кармапы, но маловероятно, чтобы индийское правительство вынудило его возвращаться в Китай. Министр обороны Джордж Фернандес сказал, что 14-летний Ургьен Тинлей Дорже может оставаться в Индии. "Если кто-то пришел в нашу страну и хочет остаться здесь на какое-то время, я не вижу никакого нарушения в этом и не понимаю, почему мы должны быть расстроены из-за чего-либо, связанного с этим", – сказал он. Это первый комментарий министра, и, вероятно, комментарий не понравится Пекину, который уже предупредил Дели, что, если Индия предоставит убежище Ургьен Тинлею Дорже, это ухудшит отношения между соседними странами.

Солнце из облаков (история Кармапы XVII)

Личный эмиссар Тайе Дорже, второго претендента на имя перевоплощения Кармапы, выдвинутого Шамаром Римпоче, одним из четырех регентов школы Карма Кагью, заявил сегодня, что Ургьен Тинлэй Дорже, бежавший из Тибета, может попытаться проникнуть в монастырь Румтек в Сиккиме нелегально.
Монастырь Румтек – это резиденция школы Карма Кагью в эмиграции, и именно там хранится святыня школы – Черная Корона. Лама Ринчен, эмиссар Тайе Дорже, сказал, что возле монастыря возведено временное жилое здание на случай тайного визита Ургьена Дорже. Вместе с тем лама Ринчен заметил, что "въезд Тинлэя Дорже, "с подачи" Таи Ситу, другого Римпоче-регента, приведет к насилию и террору относительно всех тех, кто откажется признать Кармапу в мальчике из Китая".
О чем здесь идет речь? В чем состоит проблема, связанная с перевоплощением Кармапы XVI и упомянутыми выше Учителями?
Чтобы разобраться в этом, нам придется обратиться к истории вопроса.
В то время, как побег юного перерожденца из КНР празднуется буддистами в разных странах мира, это событие является еще одним звеном в продолжении дискуссии между конкурирующими партиями Карма Кагью, и в этом споре один выдающийся лама погиб в таинственной автоаварии. Крайне удручает, что в столь мирной и безмятежной религии, как буддизм, возникла история, полная средневековых интриг, чудес, соперничества, лжи и политики.
Последние восемь лет Ургьен Тинлэй Дорже пребывал в своем монастыре Цурпу заложником китайских амбиций по контролю буддизма в Тибете. Его побег через самые мрачные и негостеприимные ландшафты мира, с риском быть схваченным и погибнуть, – это сильный и триумфальный символ несокрушимости буддийской веры.
Кармапы – великие чудотворцы тибетского буддизма. О них говорилось обычно, что благодаря своей духовной чистоте они были способны проявлять такие чудесные способности, как предсказание, способность являться одновременно в разных местах и сила контроля над погодой. Линия перевоплощения Кармап начала прослеживаться в тибетском буддизме на 200 лет раньше, чем линия Далай-лам.
О 3-м Кармапе рассказывали, что он заговорил в день своего рождения. 8-й Кармапа Микьо Дорже вырезал такую статую из камня, которая была способна говорить, и оставил след своей ступни, наступив на скалу. Эта способность была, в частности, присуща и 16-му Кармапе Рангчжунг Ригпэ Дорже, покинувшему Тибет в 1959 г., когда китайцы установили контроль над Тибетом.
16-й Кармапа построил новый монастырь Румтек в Сиккиме и начал устанавливать систему школы Кагью в эмиграции. Несомненно, он был харизматической и магнетической личностью. Буддизм не отличается миссионерством, но под его началом школа Кагью получила широкое распространение на Западе. Его представители и ламы иерархии начали открывать монастыри и Дхарма-центры для мирян в Шотландии, Америке, по всей Европе и на Дальнем Востоке, что вылилось в итоге в тот результат, что, как говорят, Кагью сегодня представляет из себя самую многочисленную за пределами Тибета школу тибетского буддизма – с десятками тысяч последователей.
Когда он умер в чикагском госпитале в ноябре 1981, все дела 16-го Кармапы оказались оставлены в руках четырех "святых сынов", то есть традиционных регентов: Таи Ситу Римпоче, Гьелцаба Римпоче, Чжамгон Конгтрула Римпоче и Шамара Римпоче. Первым делом, лежащим в сфере их ответственности, было отыскание и возведение на трон следующего перевоплощения Кармапы.
По традициям других школ тибетского буддизма, обнаружение перевоплощения обычно сопрягается с целым рядом мистических гаданий и предсказаний. Кармапы традиционно использовали более практичный подход, оставляя письмо с предречением, по которому перевоплощенец может быть найден и опознан. Единственная проблема в случае с перевоплощением 16-го Кармапы заключалась в том, что никто не мог найти его письма с предречением. Полный обыск его покоев и имущества не дал никаких зацепок. Недели переходили в месяцы, те складывались в годы. По мере нараставшего отчаяния четыре регента пришли к тайному плану, заключавшемуся в том, чтобы успокоить множащиеся всплески нетерпения и беспокойства верующих. Тогда, поместив одно подходящее стихотворение, которое 16-й однажды прочитал своему регенту Гьелцабу, в коробочку для драгоценностей, четыре регента объявили народу, что коробочка содержит письмо с предсказанием, и попросили проводить специальные "ритуалы для устранения помех", прежде чем конверт будет вскрыт.
Логика, стоящая за этим событием, была чисто тибетской. Ее смысл состоял в том, чтобы дать надежду. "Если бы регенты сказали народу, что письма нет, они бы солгали. Не могло быть, что письма нет, только потому, что они не могли его найти, – сказал один выдающийся лама. – Просто это было делом времени".
Из четырех регентов старшими считаются Таи Ситу Римпоче и Шамар Римпоче. Оба происходят из давних линий перерожденцев в школе Кагью. Теоретически имеющие равный уровень, они на протяжении длительного времени довольно сильно соперничали друг с другом за предпочтение со стороны Кармапы. После его смерти в условиях отсутствия письма трещина между ними начала расширяться.
И здесь был повод для особого соперничества, ведь тот, кто смог бы обнаружить перевоплощение, обрел бы несравненный престиж в школе Карма Кагью, репутацию "создателя Царя", – власть человека, стоящего за троном.
Шамар Римпоче первым проявил инициативу. Сначала он попытался провести двух членов бутанской королевской фамилии на роль возможного перерожденца, но безуспешно.
(В настоящее время сам Шамар Римпоче отрицает этот факт.) Затем тайно он послал гонца в Тибет, чтобы исследовать вариант другого возможного кандидата, но никакой мальчик не был предложен.
Между тем в 1990 Таи Ситу удалился в затвор в своем монастыре Шераб Линг в Северной Индии с целью произвести специальные медитации по поводу местонахождения письма. Там, как рассказывают, он сделал открытие. Он вспомнил, что последней вещью, которую ему передал Шестнадцатый перед смертью, была парчовая ладанка-оберег. Обычно такие ладанки содержат в себе мантры или благословения, и при нормальном ходе события не было бы причины открывать ее. Вскрыв ее, однако, Таи Ситу обнаружил конверт с предписанием распечатать его в год железного зайца, то есть в 1990.
Подозревая, что он содержит предречение, он созвал встречу четырех регентов, объявив о своих последних новостях, способных осчастливить их сердца, "как радостные крики павлина". Но прошло еще несколько месяцев, прежде чем регенты наконец собрались в Румтеке и письмо было открыто. Они прочли:

"Отсюда на север на востоке Страны снегов
Край, потрясаемый ударами грома.
В прекрасном месте кочевников – со знаком коровы –
Метод – Дондуб, Мудрость – Лолага,
Родится в год, используемый для земли,
С чудесами, с далеко достигающим звуком Белейшей
Тот, кто людям известен как Карма-па."
Специально мистифицированное описание, однако, содержало вполне конретные детали. Место рождения самого 16-го Кармапы было Лхаток, что значит по-тибетски "божественный гром". Семнадцатый, как затем обнаружилось, родился в поселении кочевников в районе Баркора, при этом Ба по-тибетски означает корову, в год деревянного быка (год того, что "используется для земли"), то есть – 1985. Имя его отца было Дондуб, имя матери – Лолага. Односельчане говорили о том, что во время его рождения слышали звук белой раковины (Белейшей), отдающийся во всех направлениях.
Вооруженный всей этой информацией, один из регентов – Чжамгон Конгтрул Римпоче был назначен отправиться тайно в Тибет на поиски мальчика. Он никогда не прибыл туда. В апреле 1992, незадолго до своего отправления, он поехал в город Силигури в Западной Бенгалии, чтобы принять новый BMW, подарок своего брата. Машина была взята в мастерскую на обслуживание, и на следующий день Чжамгон Конгтрул взял ее обратно. Двигаясь по прямой и совершенно пустой дороге, машина вдруг вышла из-под контроля и врезалась в дерево. Чжамгон Конгтрул и его шофер погибли мгновенно. Что случилось, осталось неясно. По одним сообщениям, машина свернула во избежание зверя на дороге. По другим, это был взрыв. Мотор машины обнаружили в 20 футах (7 метрах) от искореженных шасси, и все болты были выломаны. Но катастрофа никогда не расследовалась на официальном уровне.
В монастыре Румтек Таи Ситу и Гьялцаб приступили к 49-дневным погребальным ритуалам по Конгтрулу. Но, как ни странно, Шамар Римпоче предпочел предпринять турне в Америку. "Во время этой поездки он заявил людям в Калифорнии, что в Индии пошли слухи, будто он убил Чжамгон Конгтрула, – сказал один кагьюпинский лама. – Но никто никогда даже не делал этого предположения".
В его отсутствие два ламы были отправлены в монастырь Цурпу в Тибете, и поисковая группа была организована должным образом. Они обнаружили маленького Ургьена Тинлэя, тогда шести лет, уже воцарившегося в другом монастыре, почитаемого как перевоплощение местными монахами, но до тех пор еще не идентифицированного.
В это время обратились к Его Св. Далай-ламе за консультацией по выбору перевоплощения Кармапы. Он отослал свое подтверждение факсом из Бразилии, где тогда участвовал во Всемирной конференции по экологии, заявив, что письмо с предсказанием совпадает с его сном, в котором он видел зеленые горы, покрытые лугами, и деревню с двумя потоками в ней, – и это точное описанием места рождения Кармапы.
Распознание ламы, родившегося в Тибете, находящемся под строгим китайским контролем, было, с одной стороны, рецептом, как создать проблемы. Со времени китайской оккупации в 1959 г. среди эмиграции царила конвенция о вывозе новоопознанных лам-перевоплощенцев из страны контрабандой. Но поступить так с юным 17-м означало пойти против желания его предшественника. Буддисты признают, что Шестнадцатый знал, что переродится в Тибете и что все, что последует из этого, будет "во благо", даже если это не выявится тотчас. Позволение оставить его в Тибете было также важным сигналом со стороны Далай-ламы, имевшим ту идею, что огонек буддизма должен сохраняться в Тибете неугасшим.
Для китайцев это было неожиданным подарком, этот значительный лама, живущий в Тибете, признанный самим Далай-ламой. 27 июня 1992 г. Агентство новостей КНР Синьхуа объявило, что оно тоже признало мальчика "воплощенным Живым Буддой", – первым, когда бы то ни было признанным со стороны коммунистического правительства.
Почитатели Кармапы сочли это очевидное смягчение китайской линии проявлением мощи и активности 16-го. Но китайцы имели более прагматические цели. Почти сразу с момента, как они оккупировали Тибет, они старались изжить буддизм, эта политика достигла своего апофеоза во время Культурной революции, когда было разрушено около 6000 тибетских монастырей. Но в последние годы они приняли другую, более тонкую политику контроля, разрешив восстановление определенных монастырей и ограниченную религиозную практику, стараясь вместе с тем повернуть тибетцев против ненавистной ими "клики Далая в эмиграции".
Присутствие Кармапы в его собственном монастыре в Тибете могло быть выставлено как приз в витринах КНР, этакий их собственный высокий лама, которого можно было использовать одновременно и для того, чтобы привлечь тибетцев, и для того, чтобы обеспечить альтернативную фигуру религиозного лидера вместо Далай-ламы.
Церемония возведения на трон состоялась в Цурпу в сентябре 1992. Китайские чиновники заняли лучшие места во внутренностях святилища, в то время как снаружи тысячи кампа, кочевой воинственной расы Восточного Тибета, ломились в двери, выломав их в итоге в порыве религиозного почтительного стремления получить благословение.
Итак, Далай-лама признал Кармапу, и Китай сделал то же самое.
Но уже тогда, когда поисковая группа топтала горные дороги Тибета в поисках мальчика, Шамар Римпоче затеял новый драматический поворот в этой истории. В монастыре Румтек он обратился к собранию юных лам. Он сделал фотокопию письма с предречением и писем, написанных Шестнадцатым, а также письма, написанного Шестнадцатым, и письма, написанного Таи Ситу. "Я вырос вместе с Шестнадцатым Кармапой, – рассказал один лама-перерожденец, бывший на встрече. – Я мог ясно увидеть, что письмо было подлинным. Шамар Римпоче затем сказал: "Если вы смотрите на письмо, думая, что это подлинная рукопись Кармапы, вы это и видите. Если вы смотрите на него, думая, что это подделка, вы увидите подделку." Он говорил, что мы смотрим на это письмо предвзятыми глазами".
Тибетский буддизм в мире ассоциируется со смеющимся образом Далай-ламы и представляется религией терпимости, устремленной к милосердию и счастью. И действительно, все это в нем есть, но все же, как и любая религия, он имеет богатую историю политических интриг и скрытого соперничества. Например, в средние века буддийские школы боролись друг с другом за превосходство, и иногда это приводило к кровавым жертвам. По крайнем мере, трое из Далай-лам умерли при подозрительных обстоятельствах.
Сам Шамар Римпоче в истории тибетского буддизма выступил как противоречивая фигура. В 18-м веке 10-й перерожденец Шамара Римпоче навлек неудовольствие на свою линию, подстрекая армию Непала оккупировать Тибет. Современный ему Далай-лама приговорил его к запрету на дальнейшие перерождения, на продолжение линии Шамарпа. Его монастырь и имущество были конфискованы, а его красная церемониальная шапка (тиб.: Ша-мар – красная шапка) была сожжена на пороге монастыря, где каждый мог на нее наступить. Тогда Шамар Римпоче покончил с собой, отравившись.
На протяжении последующих 200 лет перерожденцы Шамара сохранялись в глубокой тайне его последователями-кармапинцами, которые простили его предательство, но его роль в системе школы Карма Кагью была занята линией Таи Ситу. Линия Шамара не была признана вплоть до последнего Шамара Римпоче, получившего формальное признание от нынешнего Далай-ламы.
Современный Шамар Римпоче производит впечатление личности, придающей особое значение "энергии власти и могущества"; так, известно, что он с юного возраста был особенно очарован военными кампаниями Наполеона, воплощающими это качество.
Его обвинение в подделке письма Кармапы вызвало замешательство среди лам и верующих школы Кагью. В то время как два регента и Далай-лама признали нового Кармапу, третий регент выдвигал обвинения в заговоре. Далай-лама постарался "утрясти" возникшую проблему, проведя личную встречу с тремя регентами, но Шамар Римпоче не изменил своих позиций. Вместо этого он вышел на новые фронты в сражении – начал обращаться в суды.
Начиная с 1993 г. его представители возбудили несколько судебных дел в индийских судах, требуя распознания Кармапы и заявляя, что ключевые фигуры этого дела, включая Таи Ситу и Далай-ламу, являются "китайскими агентами" и виновны в антииндийской деятельности. Все судебные дела были закрыты Верховным Судом, хотя гражданский иск, выдвигающий эти обвинения, отложен для рассмотрения.
Тогда Шамар Римпоче разыграл свою "козырную карту". В 1994 г. он объявил, что отыскал истинного Кармапу –11-летнего тибетского мальчика по имени Тае Дорже. Этот мальчик, как сообщил Шамарпа, объявил себя Кармапой в возрасте двух лет и был распознан в качестве такового почтенным ламой, являвшимся близким учеником 16-го Кармапы, а сам он, Шамар Римпоче, подтвердил это путем гаданий в процессе длительного затворничества. Шамар Римпоче заявил, что он был уверен в отождествлении этого мальчика с 1988 г., но до марта 1994 г. скрывал это, чтобы Тае Дорже смог выбраться из Тибета. Вскоре он был торжественно "открыт" народу Шамаром Римпоче на церемонии в Нью-Дели.
Прибытие Тае Дорже большинство тибетской буддийской общины встретило со смешанными чувствами недоверия и возмущения. Это было обусловлено тем, что истинный Кармапа, по мнению тибетцев, находился в Тибете, все предзнаменования подтверждали его идентичность, и он был признан Далай-ламой.
Основная часть последователей Шамара Римпоче – это некоторые монахи в Бутане и Непале и крайне незначительная часть среди тибетцев, но он поднял волну энергичной кампании в свою поддержку в западной прессе с помощью выдающегося соратника – датского буддиста по имени Оле Нидал, чья собственная группа, называемая "Алмазный путь", составила большую партию последователей в Германии и Восточной Европе. Нидал определяет себя как "первого западного ученика" 16-го Кармапы, лично ответственного за распространение буддийского учения на Западе.
Сражение между лагерями внутри Карма Кагью достигло своего апогея в момент возведения на трон кандидата Шамара Римпоче в Нью-Дели, когда сторонники Кармапы, находящегося в Тибете, стали драться с последователями Шамара Римпоче и западными последователями "Алмазного пути".
Пока Кармапа был в Тибете, Шамар Римпоче мог максимально привлекать внимание к своему кандидату. Мальчика ввели в дом Кармапы в индийском городе Калимпонге (Сикким). Недавнее его турне по Европе, сильно поддержанное веб-сайтом нидаловского "Алмазного пути", привлекло к нему массу последователей.
И тут Ургьен Тинлэй произвел свой ход.
В школе Кагью линия преемственности значит все. Для того, чтобы Кармапа мог духовно развиваться, ему должны быть переданы устно учения его традиции, называемые "золотыми четками", от "держателя традиции", – в данном случае, Таи Ситу.
В 1992 г., во время обнаружения Кармапы, китайские власти достигли той стадии договоренностей, которая была эвфемистически определена ими как "взаимопонимание", с Таи Ситу, которому разрешили навещать маленького мальчика в Тибете с целью контроля за его духовным развитием. Вскоре, в соответствии с планом, он начал получать философское образование и уроки по тибетской литературе и медитативной практике. Китайские власти разрешили восстановить монастырь Цурпу, существенно разрушенный во время Культурной революции, и учредить там монастырскую школу. В то же время они старались делать все возможное для вербовки мальчика на свою сторону.
Его отвезли в Пекин для встречи с президентом Дзянем и прохождения обучения и воспитания в духе партийной идеологии.
Но постепенно начали появляться приметы того, что мальчик растет строптивым и демонстрирует признаки опасно независимого ума. Из Цурпу стали приходить сведения о его растущем недовольстве подавлением религиозных свобод в Тибете. На приеме, устроенном в его честь чиновниками из Лхасы, он выразил желание посетить Индию для встречи с Далай-ламой. В качестве наказания китайские власти забрали обратно лимузин, переданный раньше ему в подарок.
В путешествии ему отказали, а Таи Ситу отказали в разрешении навещать его. Положение юного Кармапы стало напоминать домашний арест.
Когда китайская петля начала затягиваться вокруг Цурпу, Кармапа стал отпускать намеки на какие-то иные возможности. Одному американскому студенту, посещавшему Цурпу прошлым летом, было сказано, что следующий раз, когда он увидит Кармапу, это будет уже за пределами Тибета. Паломникам с Тайваня он обещал навестить их страну в 2000 г.
Фокусом борьбы между иерархами Кагью за "своего" Кармапу является маленькая парчовая корона, отделанная драгоценными камнями. "Черная корона", как она зовется, – это высший символ власти в Кагью, бесценный и волшебный предмет, на который имеет право (даже право просто взять в руки) только сам Кармапа. Эта корона – материальный вариант "короны мудрости", которая появилась впервые в XII в. у первого Кармапы, когда он достиг Пробуждения. Та корона была сплетена из волос 100 000 дакинь, "Небесных странниц", существ мудрости тибетского буддизма. В XIV в. китайский император Чэнгзу поднес материальный вариант короны как награду 5-му Кармапе, своему духовному Учителю.
Черная корона передавалась по наследству Кармапами до последнего и была принесена из Тибета в Румтек Шестнадцатым в 1959. С момента его смерти в 1981 г. она дожидается своего возвращения к хозяину.
Таким образом, вопрос о том, кто контролирует Румтек и, соответственно, черную корону, – коренной момент разногласия Шамара Римпоче и Таи Ситу Римпоче.
В июне 1992 г. в завершение похоронных обрядов по Чжамгону Конгтрулу Римпоче Таи Ситу и Гьелцаб обратились к толпе в Румтеке с сообщением о признании Далай-ламой нового Кармапы. Ближе к концу этого собрания появился Шамар Римпоче с эскортом индийских солдат в очевидной попытке предъявить свои претензии на Румтек. Он объявил, что при имеющемся большом напряжении армия обеспечила его охраной. Монахи попробовали остановить вступление солдат в храм, и разгорелась драка. Беспорядки перекинулись на столицу Сиккима Гангток и привели к двухдневной забастовке местных властей в знак протеста против индийского вмешательства.
Годом позже возникло новое сражение за Румтек между противоположными группами монахов.
В настоящее время поддерживается состояние "ничьей". Румтек находится в руках третьего регента Гьелцаба, а черная корона хранится запертой под замком, ключ же передан властям Сиккима. Шамару Римпоче запрещено навещать монастырь. Таи Ситу также обязан испрашивать разрешение на посещение, чего он до сих пор не делал.
Как только Кармапа появился в Дхарамсале, начали распространяться домыслы о причинах его побега. Шамар Римпоче тотчас же предложил готовую версию: по его мнению, невозможно было мальчику проделать такое путешествие зимой и остаться невредимым, скорее всего, за его побегом стоял провокационный план самих китайцев, использовавших его как марионетку с целью забрать черную корону и другие сокровища и продать рубины из короны за 28 миллионов долларов. Версия Шамара Римпоче была широко подхвачена в Индии, стране, всегда крайне чувствительной к помышлениям своего могущественного северного соседа.
Далай-лама и тибетское правительство в эмиграции отмели всякие предположения о том, что мальчик является китайским агентом.
Будучи помещен в монастырь Гьюто, он проводит свое время, с января принимая верующих для благословений и религиозных наставлений, изучая буддийские тексты и развлекаясь написанием доха – стихов-импровизаций о своем путешествии, буддийском учении и окружающем пейзаже в окрестностях монастыря. У него было несколько личных встреч с Далай-ламой, и он начал появляться вместе с ним на общественных собраниях, таких как, например, празднование 60-летия возведения Далай-ламы на трон.
Его описывают как мальчика очень большой серьезности и самообладания. Один европеец, проведший три недели в его компании в Цурпу несколько лет назад, описывает его поведение во время ритуалов "как землетрясение", говоря: "Духовное развитие трудно описать словами, это что-то такое, что вы чувствуете в присутствии человека, и это чувствуется в Кармапе".
Римпоче высокого ранга, который был помощником Шестнадцатого и знает Семнадцатого с 8-летнего возраста, говорит, что сходство между ними разительное. "Отпечатки очень сильны. Он говорит о вещах, которые я знаю лично, которые я обсуждал с Шестнадцатым и которые никто больше не знает, но у него это происходит из памяти, или уж не знаю чего. У меня не осталось никаких сомнений".
Индийское правительство должно принять решение по статусу Кармапы, но пока что ему не разрешается путешествовать и навестить Румтек, место хранения черной короны.
В большинстве буддийского сообщества есть опасения, что раскол в Кагью относительно Кармапы на руку китайцам, которые всегда бывают счастливы использовать любой признак несогласия в сообществе тибетских эмигрантов и тем более подпортить репутацию тибетскому буддизму.
Родители Кармапы Ургьена Тинлэя Дорже были схвачены властями в их лхасском доме и перевезены в Чамдо, где находится их родное поселение кочевников.
Власти начали широкомасштабное расследование побега Кармапы, распространяя деятельность органов безопасности на Непал, стараясь выявить все подробности маршрута юного ламы из Тибета в эмиграцию. В Цурпу были арестованы офицер службы безопасности и монах, участвовавший в организации побега. Их местонахождение неизвестно. Часть монахов в Цурпу заменена другими с целью повысить уровень благонадежности монастыря. Китайские власти продолжают провозглашать, что Ургьен Тинлэй, признанный как Далай-ламой, так и Пекином в качестве 17-го Кармапы, вернется в Тибет. Агентство Синьхуа объявило, что Кармапа отправился в Индию для сбора музыкальных инструментов в буддийских монастырях и "черных шапок" своих предшественников в монастыре Румтек в Сиккиме и что он не выступает против своего народа, своего монастыря или руководства страны.
По словам Далай-ламы, подтвердившего в своем интервью (Newsweek, 6 марта), что Кармапа оставил письмо в Цурпу, "он оставил записку, сообщавшую, что он не действует против своего монастыря и своего народа".
По новым сообщениям, поступившим через ТИС (Тибетскую информационную сеть), были и дополнительные причины для побега Кармапы – это покушение на его жизнь со стороны двух неизвестных летом 1998 г. Монахи нашли двух китайцев с взрывными устройствами, спрятавшихся под одеялами в библиотеке Цурпу, соединенной дверьми с комнатой Кармапы на 3-м этаже. Они признались в попытке покушения на его жизнь, не признавшись, кто был их наниматель в Лхасе. Кармапа в это время находился на пикнике с монахами в 2 км от монастыря и, несмотря на начавшийся дождь, не захотел возвращаться в монастырь из-за тревожного предчувствия. Неизвестные были арестованы, но вскоре освобождены, и делу не был дан ход. Вместе с тем местные власти отказали монахам Цурпу в просьбе о проведении расследования и усилении охраны.
Но главные причины – в его очевидном протесте против политики китайских властей в Тибете. С раннего возраста власти старались использовать его в своих целях, приводили в газетах слова благодарности Мао Цзэ-дуну за благодеяния в отношении Тибета и т.п., якобы высказанные им.
Он же сам, с момента появления в Дхарамсале, выказывает крайнюю озабоченность ситуацией недостатка религиозной свободы в Тибете. Так, в своем публичном учении в Дхарамсале 4 февраля он сказал: "Свобода обязательно необходима для практики важнейшего учения буддизма – сострадания".
19 февраля на церемонии по случаю возведения на трон Его Св. Далай-ламы он сказал еще более сильную речь в обвинение происходящих разрушений буддийской культуры в Тибете, отметив, что они могут стать необратимыми. Также в этой речи он сказал о важности единства четырех школ тибетского буддизма (то есть Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг).
Побег Кармапы сравнивают с побегом выдающегося ламы, настоятеля монастыря Кумбум в Амдо (Северо-Восточный Тибет) 49-летнего Агья Римпоче в 1998 г., произошедшим также после усиления давления на него с целью добиться публичного отречения от Далай-ламы.
По его словам, он чувствовал невозможность сделать это, поэтому не оставалось другого выхода, кроме как бежать.

В качестве дополнения-примечания к публикуемой статье редакция прилагает воспроизводимую здесь собственную публикацию 1993 г. См.: "Нартанг бюллетень" № 18. Декабрь 1993.

О перевоплощении 17-го Кармапы

Заявление дост. Карма Гелека – секретаря Департамента религии и культуры Тибетского правительства в эмиграции, сделанное в Гангтоке 4 апреля 1993 г.
Существует традиционная система определения перевоплощения Его Святейшества Гьялва Кармапы – единственная в своем роде. Она состоит из двух этапов. На первом этапе письмо, оставленное предыдущим Кармапой, содержащее указание на последующее воплощение, должно быть вскрыто и расшифровано. На второй стадии, после расшифровки письма, обнаруживается кандидат и о его приметах докладывается Далай-ламе для утверждения. И когда Далай-лама ставит Печать Утверждения (Буктхам Ринпоче), процесс идентификации полностью завершается.
Его Святейшество Шестнадцатый Гьялва Кармапа скончался пятого ноября 1981 года. Четырем знаменитым тулку – Шамару Ринпоче, Таи Ситу Ринпоче, Джамгон Конгтрулу Ринпоче и Цхурпху Гьелцабу Ринпоче было поручено осуществлять совместное регентство и идентифицировать воплощение. С того времени до 19 марта 1992 года, в течение десяти-одиннадцати лет, тулку не смогли найти перевоплощение Гьялвы Кармапы. Многие считали это большой неудачей. Так оно и было. Вначале тулку не смогли быстро найти письмо-предсказание. А как я уже сказал, во-первых, должно было быть найдено письмо.
19 марта прошлого года четыре тулку собрались в Румтеке, резиденции предыдущего Кармапы, чтобы обсудить проблему его перевоплощения. На этой встрече было представлено, вскрыто и расшифровано письмо-предсказание. Когда стало ясно, что собрались обсуждать вопрос о воплощении Кармапы, правительство Сиккима двадцать первого или двадцать второго марта послало специальную делегацию в Румтек, чтобы уяснить для себя суть дела. Как я знаю, в делегацию входили секретарь правительства, секретарь по духовным делам, члены Законодательной Ассамблеи Сиккима и представитель сиккимских монастырей. Шесть буддийских организаций Сиккима тоже послали свою делегацию.
По ответам тулку на вопросы делегатов стало ясно, что письмо-предсказание найдено, содержание его достаточно ясно и что перевоплощение будет найдено и возведено на трон в течение шести-семи месяцев. Более того, было объявлено, что кандидат уже родился в Тибете. И было решено, что Джамгон Конгтрул Ринпоче отправится туда, чтобы найти Его.
Но двадцать шестого апреля произошло несчастье: ушел из жизни Конгтрул Ринпоче, и положение сильно усложнилось. В результате период поиска перевоплощения пришлось сократить. Ситу Ринпоче и Гьелцаб Ринпоче седьмого июня выехали в Дхарамсалу, чтобы встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой. Однако в это время Его Святейшество был в Бразилии. Тогда Ему позвонили по телефону и послали по факсу копии письма-предсказания, документов, касающихся кандидата, найденного по письму-предсказанию в Тибете, карты места его рождения и некоторых предсказаний Гуру Падмасамбхавы относительно будущих Кармап. В тот же день Его Святейшество ответил, что данный кандидат подходит для распознания в нем Кармапы XVII.
Ринпоче получили устное одобрение, но, ввиду серьезности вопроса, личный секретарь Его Святейшества отослал им еще и официальный документ. Поскольку об этом документе велись споры, я хотел бы прояснить причины этого. Далай-лама признал реинкарнацию Гьялва Кармапы, но, поскольку в тот момент Его Печать Одобрения (Буктхам Ринпоче) была недоступна, то этот документ должен был служить доказательством до тех пор, пока появится возможность скрепить его Печатью. Он был подписан личным секретарем Его Святейшества Кунго Тарой. В этом документе Далай-лама признает соответствие кандидатуры, обнаруженной в Тибете, содержанию предсказания в Письме предыдущего Кармапы и, в соответствии с просьбой лам из монастырей Карма Кагью как Тибета, так и зарубежья, Его Святейшество подтверждает идентификация воплощения Гьялвы Кармапы.
С 12 по 20 июня все три тулку находились в Румтеке, и тогда возникли разногласия касательно аутентичности письма-предсказания. В итоге 16 июня Шамар Ринпоче опубликовал письменное заявление, в котором объяснял некоторые свои сомнения и подозрения относительно этого письма, от которых он отказался, поскольку Далай-лама уже дал одобрение, и теперь он полностью признает новое воплощение и не требует экспертизы письма-предсказания.
Затем, после возвращения Его Святейшества 30 июня в Дхарамсалу, Ситу Ринпоче и Гьелцаб Ринпоче встретились с Далай-ламой вдвоем, Шамар Ринпоче встретился с Ним отдельно. Обе стороны получили возможность изложить свою позицию, в ответ получив советы Его Святейшества.
На следующий день, 30 июня, Ситу Ринпоче и Гьелцаб Ринпоче снова встретились с Далай-ламой, и Печать Одобрения (Буктхам Ринпоче) была поставлена. Это было окончательное решение Его Святейшества. Таким образом, история с признанием Семнадцатого Гьялвы Кармапы завершилась.
Однако в канцелярию Далай-ламы и в Департамент по делам религии пришло много писем из зарубежных центров и от разных людей, выразивших сомнения относительно того, как осуществлялась идентификация Кармапы. Поскольку не было возможности отвечать на каждое из них, Департамент по делам религии и культуры опубликовал заявление на английском языке, в котором ясно излагалась суть дела. В нем говорилось, что процедура идентификации реинкарнации Гьялвы Кармапы Далай-ламой была осуществлена в соответствии с традицией, полностью включая необходимую экспертизу.
27 сентября в Цурпу, Главной резиденции Кармапы в Тибете, была проведена церемония возведения на трон реинкарнации Его Святейшества Гьялвы Кармапы. Сейчас ведутся приготовления по визиту в ближайшее время Гьялвы Кармапы в Румтек, Его основную резиденцию в Индии, где будет совершена еще одна церемония возведения на трон.
Однако и сегодня довольно широко высказываются сомнения и подозрения.
Вообще говоря, допускается существование эманаций Тела, Речи и Ума ламы. Согласно буддийскому Учению, возможно, когда один лама перевоплощается в сотнях и тысячах перевоплощений... Однако по тибетской традиции высшие ламы, такие как Гьялва Кармапа, имеют только одно воплощение в конкретное время. Поэтому может быть только один Кармапа.
Но недостаточно найти и возвести на трон Кармапу. Важнейшим является его обучение, соответствующая практика, медитация, передача ему посвящений, лунгов предыдущего Кармапы. Очень важно сделать для него возможным приносить благо живым существам и учить Дхарме в соответствии с местом и временем. Поэтому важно каждому молиться об осуществлении этого.
Мы получим плохую карму, если увлечемся спором и будем продолжать его, поскольку нарушим обеты, связывающие Учителя и учеников, нанося тем самым вред Учителю. Поэтому я горячо призываю всех, озабоченных этой ситуацией, прийти к согласию, чтобы положить конец спору и избежать накопления массы дурной кармы, что неизбежно случится при нанесении вреда великому ламе.
В заключение, от имени Департамента по делам религии тибетского правительства в изгнании, я подношу молитву: Пусть долго живет воплощение Его Святейшества Кармапы, пусть Он преуспевает в своей деятельности, пусть Он как можно скорее прибудет в Румтек и пусть все пожелания Его Святейшества Далай-ламы и Его Святейшества Кармапы XVI беспрепятственно осуществятся. Я прошу всех вас молиться так вместе со мной.

Появление такого великого учителя как Кармапа было предсказано еще Буддой Шакьямуни . Достигнув просветления, Будда предсказал, что примерно через 1600 лет после его ухода в Стране снегов родится человек высокого развития и беспредельного сочувствия. Этот человек будет распространять Дхарму в течение многих последовательных воплощений, и он будет известен как Кармапа, «Мастер просветленной активности».

В Тибете Кармапу называют царём йогов. Он стал первым осознано перерождающимся Ламой Тибета, положив начало известной сегодня традиции перевоплощений великих буддийских учителей. Будучи просветлённым Бодхисаттвой, он из великого сочувствия раз за разом принимает рождение в этом мире для блага всех существ.

Гьялва Кармапа XVII Тринле Тхайе Дордже был признан в качестве подлинного воплощения Кармапы Его Святейшеством Кюнзигом Шамаром Ринпоче. Шамар Ринпоче - второй по значению учитель линии преемственности Карма Кагью, именно он отвечает за поиски Кармапы.

Нынешнее воплощение, Кармапа XVII Тринле Тхайе Дордже родился в Тибете 6 мая 1983 года в семье ламы школы Ньингма. В возрасте полутора лет мальчик сказал, что является Кармапой. В 1994 году он и его семья смогли совершить побег из Тибета в Непал, а потом в Индию. В марте того же года юный Кармапа прибыл в Нью-Дели, где в ходе приветственной церемонии Шамар Ринпоче официально признал его как Семнадцатого Гьялва Кармапу. Кармапа XVII получил имя Тринле (что означает Будда-активность) Тхае (безграничная) Дордже (неизменная).

Весной 1994 года Кармапа Тхайе Дордже вместе с семьей бежал из оккупированного китайцами Тибета сначала в Непал, а затем в Индию. В том же году он был возведен на трон в Международном Буддийском Институте Кармапы (KIBI, Karmapa International Buddhist Institute) в Нью-Дели.

С 1994 года Кармапа живёт в Калимпонге на севере Индии и осваивает буддийское учение с помощью учителей Кагью, таких как Кюнзиг Шамар Ринпоче, Кхенпо Чедраг Тенпел и профессор Семпа Дордже. Кармапа изучает классические буддийские тексты, западную философию, санскрит, тибетский и английский языки, осваивает компьютер, любит спортивные игры. В будущем он планирует изучить один из славянских языков. Кармапа медитирует несколько часов в день и время от времени принимает участие в многодневных медитационных уединениях.

В декабре 1996 года Кармапа провел в Бодхгайя (Индия) свою первую большую церемонию, в которой участвует несколько тысяч жителей Гималаев.

В октябре 1997 года королевская семья Бутана пригласила его совершить свой первый официальный визит и дать поучения и посвящения. На въезде в столицу страны, Тхимпху, собирается несколько тысяч человек, чтобы получить благословение.

В конце 1999 года Кармапа отправился в первую поездку по Восточной Азии и Европе, чтобы посетить многочисленных учеников во всём мире. В Сингапуре на встречу с ним пришло более четырех тысяч человек, пятьсот из которых приняли буддийское Прибежище. Затем последовали его первые визиты на Запад - в Европу и США.

В январе 2000 года Кармапа впервые посетил Европу. Около шести тысяч учеников Ламы Оле Нидала съехались в Дюссельдорф (Германия), чтобы присутствовать на этом мероприятии. В конце трёхдневных посвящений Кармапа поблагодарил всех за участие, отметив, что состоялась важная встреча учителя с учениками, и это принесёт пользу многим существам.

После Германии Кармапа поехал во Францию, Испанию, Австрию, Венгрию. Везде его сердечно приветствовали самостоятельные, образованные ученики, и везде он обещал приехать снова. С тех пор Кармапа регулярно посещает западные страны.

В июле 2003 года Кармапа дал два посвящения в Сан-Франциско, штат Калифорния. Это было первое публичное появление Кармапы в Северной Америке.

В декабре 2003 года после завершения формального обучения Его Святейшество Семнадцатый Кармапа был признан Великим мастером Тантры (санскр. Ваджрачарья).

В рамках европейского тура 2004 года Кармапа побывал в Австрии, Германии, Чехии, Венгрии, Франции, Италии, Испании, Дании, Швейцарии, Польше. В сентябре того же года в Карма-Гёне (Испания) он провёл Махакала-пуджу для двух с половиной тысяч человек со всего мира.

В феврале 2005 года Кармапа благословил сотню последователей учения Будды на трехлетний ретрит в буддийском монастыре на юге Франции. Летом того же года он провёл первый международный курс в Киеве, где дал посвящения и поучения. Также в 2005 году в качестве почетного гостя Кармапа принял участие в Первой международной буддийской конференции в городе Мумбаи (Индия), где встретился с министрами страны и выступил с речью.

В 2006 году по приглашению настоятеля Кармапа посетил храм традиции Карма Кагью на Тайване, где впервые побывал еще в 1999 году. Во время своего второго визита он провел цикл посвящений. В марте того же года Кармапа освятил ступу Лхабаб Чёртен в Валле де Браво, пригороде Мехико.

С мая по август 2007 года Кармапа посетил двадцать три города в восьми европейских странах и принял участие в Международном летнем курсе в Касселе (Германия).

В марте 2008 года Кармапа провел серию посвящений для двухсот учеников из двадцати стран мира в Буддийском Институте Кармапы в Дели (KIBI).

Летом того же года, в рамках традиционного европейского тура, Кармапа посетил Европа-центр под Мюнхеном (Германия), где впервые состоялся Международный летний курс. За тринадцать дней посвящений и медитаций в Европа-центре побывали тысячи человек со всех уголков мира.

В июне 2009 года Гьялва Кармапа впервые посетил Россию. В программе визита были учения, посвящения и встречи в Санкт-Петербурге, Москве, Элисте, Иркутске, Улан-Удэ и Владивостоке.

Основная церемония, посвященная празднованию 900-летия Кармапы I, начнется 30 декабря в 9 утра у подножия ступы Махабодхи, где будет проведена специальная пуджа для получения благословения Кармапы Дюсум Кхьенпы и мастеров линии Кагью. Вечером в монастыре Беру Кхьенце Ринпоче (Карма Дхардже Чохорлинг) состоится прием. Это мероприятие будет открыто торжественной речью Шамара Ринпоче. В качестве гостя приглашен вице-канцлер университета Мангада в Бодхгая. Профессор Семпа Дордже прочтет лекцию о жизни и достижениях Кармапы I Дюсум Кхьенпы. Заключительная речь будет прочтена настоятелем монастыря.

В настоящее время Кармапа Тхайе Дордже живет в Калимпонге (Индия), где продолжает полное традиционное буддийское образование.

Предсказания о 17-м Кармапе

Ввиду конфликта по поводу распознания Кармапы (см. ), сторонники Ургьен Тринле указывают на несколько предсказаний, в которых содержатся детали рождения и жизни 17-го Кармапы.

Видение Чогьюр Дечен Лингпы

Слева, в скалистой пещере снежной горы, находится 15-й Кармапа, вместе со своим помощником и учениками, практикуя священные тантрические йогические практики. Благодаря достоинствам его реализации, возникшим от практики Шести Йог Наропы, его активность будет распространяться по всей стране Снегов.

Справа, в священном храме с золотой вершиной и бирюзовой крышей пагоды 16-й Кармапа обсуждает Дхарму со своим наставником. На верхнем этаже - Будда Шакьямуни. Это означает, что он обретет всемирную известность как неоспоримый властелин учений сутр и тантр.

Пророчество 5-го Кармапы о препятствиях

Интересно, что предсказания о конфликте, который может возникнуть в линии в период между 16-м и 17-м Кармапами, могут быть найдены у 5-го Кармапы Дешин Шекпы (1384-1415). Так, он говорит:

В конце времени 16-го в гирлянде Кармап И в начале времени 17-го, Воплощение демона (дословно «нарушителя самай») Некто называемый На-тха (может быть переведено как «родственник», в частности «племянник») Появится в этом месте, Сачо. Силой человека с извращенными устремлениями, Линия Кармап будет близка к повреждению. В это время тот, у кого будет истинное устремление из прошлой жизни Сердечная эманация Падмасамбхавы, С западного направления Тот, у кого ожерелье из родинок, он свиреп и гневен. Он говорит гневные речи, У него темная кожа красно-коричневого цвета и выпяченные глаза Он покорит инкарнацию нарушителя самай, Он защитит Тибет и Кхам на время. В это время счастье - как увиденное солнце, В Тибете это случится, я думаю.

Кармапа Ургьен Тринле имеет на теле цепь из родинок, напоминающую ожерелье, у него темный цвет кожи и гневный взгляд. Слова о «защите Тибета на время» могут быть связаны с деятельностью Кармапы во время его пребывания в Тибете.

Песни 16-го Кармапы (1940-1962)

Также сторонники Ургьен Тринле указывают на некоторые предсказания о подробностях его жизни в песнях реализации, спонтанно написанных 16-м Кармапой . В некоторых из них он предсказывает свой побег из Тибета , а также дальнейшее возвращение в главную резиденцию Кармап в Тибете - монастырь Цурпу (как потом стало понятно, в его следующей жизни).

Так, в песне под названием «Блаженный рык мелодичного опыта» («Blissful Roar Of Melodius Experience»), которая была написана 1961-62 гг. после его прибытия в Индию он пишет о своем намерении вернуться в Цурпу:

Славный Тёлинг Цурпу… Придем же в эту чистую обитель, где ламы, йидамы и дакини собирались, как облака. Установив знамя победы учения Будды в стране Дхармы.

Инструкции Гьялва Кармапы очень ясные. Они очень ясные и точные. Поэтому мы все совершенно уверены в скором нахождении Его Святейшества

Из-за гибели 3-го Джамгон Конгтрула Тай Ситу Ринпоче и Цурпу Гьялцаб Ринпоче (Шамар Ринпоче отсутствовал в Румтеке во второй половине мая 1992 года) уполномочили Аконга Ринпоче и Шераба Тхарчина возглавить поисковую экспедицию, которая впоследствии и нашла семью, где переродился 16-й Кармапа. Год рождения, название местности а также имена родителей полностью соответствовали описанным в письме с предсказанием.

Поскольку обстоятельства рождения ребенка сопровождались многими особыми знаками, а также учитывая что настоятель местного монастыря указал, что мальчик бесспорно является тулку , родители не стали давать ребенку официального имени, решив, что лучше будет если он получит имя того тулку, чьей реинкарнацией является. В семье его называли «Апо Гага», что означает «счастливый брата» - прозвище, которое дала ему его сестра.

Подтверждение Его Святейшества Далай-ламы (июнь 1992 года)

Во время пребывания в Тибете Ургьен Тринле большую часть времени уделял своему традиционному буддийскому образованию. Также он много сделал для восстановления Цурпу, который был фактически полностью разрушен после 1959 года. Благодаря этому было восстановлено большинство строений огромного монастырского комплекса, а также построена новая шедра (монашеский колледж).

Побег и жизнь в Индии

Со временем, китайские власти стали ограничивать возможности Кармапы свободно передвигаться, учить своих последователей и получать учения от своих учителей. К примеру, главный учитель Кармапы,

Кармапа Тринле Тае прошел полный курс обучения как традиционным буддийским наукам, так и дисциплинам, изучаемым в европейских университетах. Место его постоянного жительства находится в Калимпонге, недалеко от Румтека, где жил предыдущий кармапа.

Дворец кармапы в Румтеке находится в опечатанном виде, поскольку дело двух кармап в настоящее время передано на рассмотрение в судебные инстанции Индии. Активным сторонником Тринле Тае, как уже отмечалось, является европейский ученик Кармапы XVI Оле Нидал.

Оле Нидал и Кармапа Тринле Тае

Лама Оле, как его называют последователи, был близким учеником Кармапы Ранджунг Дордже. С его санкции он открыл в различных странах Европы центры буддизма алмазного пути традиции карма-кагью. В одной только России таких центров насчитывается более семидесяти. Оле Нидал проповедует легкую форму светского буддизма, которую его критики называют «быстрорастворимым буддизмом».

Оппоненты Оле Нидала обвиняют его также и в нетерпимости по отношению к мусульманам, расизме и сексизме. Сторонники Кармапы Ургьен Тринле считают также, что Оле Нидал сыграл важную роль в конфликте двух кармап. Оле Нидал и его сторонники категорически отвергают такие обвинения.

Перспективы компромисса

Ситуация раскола и враждебности отнюдь не красит имидж тибетского буддизма в глазах мирового сообщества. Обе стороны понимают, что рано или поздно компромисс должен быть достигнут. И форма этого компромисса может заключаться в признании обоих кандидатов одинаково легитимными преемниками Кармапы XVI.

Интересно, что оба претендента стремятся к диалогу. Известно, что как Ургьен Тринле, так и Тринле Тае не раз выражали желание встретиться друг с другом. Ургьен Тринле делал также несколько предложений Шамарпе о встрече, однако эта встреча так и не состоялась.

Шамарпа объяснял это тем, что такая встреча даст повод индийскому правительству подозревать его. Вероятно, этим Шамарпа намекал на то, что Ургьен Тринле воспринимается некоторыми индийскими политиками как китайский шпион.

Не содействует компромиссу и интерпретация древнего предсказания Кармапы V, в котором он якобы предвидел текущую ситуацию раскола. Согласно этому предсказанию, одна из сторон конфликта одержима демонами и должна потерпеть поражение. Обе стороны конфликта, разумеется, считают демонической противную сторону.

Однако в последнее время наметились перспективы сближения между сторонами на высшем уровне. В 2010 году произошла знаменательная встреча Далай-ламы и Шамар-ринпоче, на которой стороны выразили стремление урегулировать конфликт. Однако, вероятнее всего, решено просто более не транслировать конфликт вовне.

Место для двух кармап

Несмотря на мощную поддержку со стороны западных буддистов, Тринле Тае все же уступает по популярности своему конкуренту. Благодаря поддержке Далай-ламы и других авторитетных тибетских лам авторитет Ургьен Тринле растет с каждым годом. В Индии можно увидеть множество плакатов, на которых Далай-лама, Миндролинг-ринпоче, Сакья Тризин и Кармапа Ургьен Тринле, сидящие рядом, знаменуют единство четырех ветвей тибетского буддизма.

Далай-лама и Кармапа Ургьен Тринле

Большинство в тибетской диаспоре Индии, не говоря уже о буддистах Тибета, просто ничего и не слышали о втором претенденте на корону Кармапы. Для них, как и для властей КНР, кармапа один, и его зовут Ургьен Тринле.

Тринле Тае, похоже, понимает это и старается активнее заявлять о себе в мировом медийном пространстве. Он регулярно выступает со своими комментариями по различным событиям, происходящим в Индии, будь то теракт в Бодхгайе или землетрясение в Сиккиме.

Тринле Тае активно занимается благотворительностью, посещает конференции религиозных лидеров мира. Недавно он посетил с визитом Бурятию и Калмыкию. В Бурятии его принял глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Таким образом, в традиции карма-кагью сохраняется ситуация биполярности, которая сама по себе становится стабильной. Двое кармап как бы существуют в параллельных мирах. А мир большой, и в нем найдется место для двух кармап.

January 12th, 2011 , 05:22 pm

И так... Открываю новую рубрику журнала, посвящённую вопросам школы буддизма - Карма Кагью, которую поддерживает на западе Ламы Оле со своими учениками, под покровительством Кармапы Тринле Тхайе Дордже, по специальному разрешению 16 Кармапы Ранджунга Ригпе Дордже (1924-1981), чьим близким учеником являлся Лама Оле Нидал.

На западе Лама Оле поддерживает передачу гуру-йоги 16 и 8 Кармап, текста Махамудры Третьего Кармапы, медитации прибежища, практик Нёндро и практики Махакалы как ежедневных практик. Дополнительно Лама Оле проводит курсы пховы и объясняет практики Ченрезига, Будды Медицины, Ясного света и Цепаме. В некоторых центрах также практикуют Нюнгне и медитации Тары.
Прежде всего, в этой линии передачи привлекает её исключительно практическая направленность, в отличии от той же школы Гелугпа, которая обильно пустила корни по всему миру, чей лидер Далай Лама широко проповедует дхарму и делает сильный упор на изучении сутр (священных буддийских текстов). Об этом Далай-Лама неоднократно упоминал в своих выступлениях и интервью. «Буддийские тексты должны стать вашими учителями.» говорит Далай Лама ссылаясь на буддийских авторитетов.

Однако Карма Кагью тоже не отстаёт. Школа делает упор на практическом аспекте буддизма, и преданность Ламе является основной составляющей всех практик. В этом отношении Карма Кагью не признаёт авторитетов, в т.ч. и Далай Ламу. Кагью — более древняя школа нежели Гелуг, и мы горды этим. Она не претендует на главенство среди других школ, однако демонстрирует свою независимость. В этом вопросе и заключается вся соль.
С самого начала Кармапа - Тулку, который сам указывал время и место своего перерождения. О нём можно прочитать подробнее в предыдущем моём репостинге. Право на определение его нового воплощения всегда принадлежало школе Кагью. И на рубеже веков 20-21 это право было оспорено лидером Школы Гелуг — Далай Ламой. Вообще тонкость этого вопроса не позволяет мне судить о правомерности или неправомерности действий Далай Ламы, о доводах той или иной стороны в пользу того или иного претендента 17 Кармапы.2 Но так получилось, что их теперь 2: Тринлей Тхайе Дордже и Оргьен Тринлей Дордже. Одного из претендентов поддерживает Кюнзиг Шамар Ринпоче — обладатель красной короны — проявление ума будды Амитабхи. Кармапа дал своему ученику рубиново-красную корону и титул Шамарпа, установив таким образом вторую линию перерождающихся лам в Тибетском Буддизме. Первой такой линией была линия Кармап. Считается, что так исполнилось предсказание второго Кармапы, Карма Пакши который сказал «Будущие Кармапы будут проявляться в двух формах». Когда Кармапа IV Ригпе Дордже вернул красную корону Шамарпе II, он вспомнил предсказание Карма Пакши, сказав «Ты есть одно проявление, в то время как я - другое. Поэтому ответственность за непрерывность поучений линии Кагью лежит на нас обоих».
Сегодняшний (14-й) Шамарпа Мипхам Чокьи Лодрё родился в Тибете, провинции Дерге, в 1952 году. В возрасте 4-х лет он был узнан своим дядей Кармапой XVI. Шамарпа оставался с Кармапой XVI до самой его смерти в 1981 году. Он получил полный цикл поучений Кагью от Его Святейшества Кармапы. В 1988 году, увидев во сне этого мальчика, Шамар Ринпоче тайно посетил Лхасу чтобы выяснить, является ли Тхае Дордже перерождением Кармапы. В марте 1994 Тхае Дордже и его семья бежали из Тибета в Непал, а затем в Индию, где Шамар Ринпоче официально признал его Кармапой XVII. В 1994 году в Международном Буддийском Институте Кармапы (KIBI), в Нью-Дели, Индия, Тхае Дордже был интронизирован Шамаром Ринпоче XIV как Гьялва Кармапа XVII.3

Второго претендента поддерживает Школа Гелуг. Его зовут Оргьен Тринлей Дордже. За основу правомерности его распознавания взято письмо, которое возможно оставил сам Кармапа 16 перед уходом. Однако это письмо было обнаружено позднее, как говорит Тай Ситу Ринпоче — сердечный ученик Кармапы.
В январе 1981 года, 16-й Гьялва Кармапа, дал своему "сердечному сыну" (так в тибетском буддизме обозначают главных учеников), 12-му Тай Ситупе завернутый в парчу защитный амулет. Как правило, подобные амулеты содержат различные реликвии (мантры, священные пилюли и т. д.) и остаются запечатанными. Поэтому Ситу Ринпоче, всегда носил его с собой, но не распечатывал его в течение длительного времени, поскольку 16-й Кармапа не указал, что его следует раскрыть. Поскольку в течение многих лет так и не удалось обнаружить письмо с предсказанием, однажды Ситу Ринпоче все-таки решил открыл амулет. Внутри него оказалось письмо с предсказанием о следующем воплощении Кармапы. В июле 1992 года для Ургьен Тринле провели церемонию обрезания волос в храме Джокханг в Лхасе, где он получил официальное имя - Пал Кхябдак Ургьен Гьялвай Ньугу Дродул Тринле Дордже Тсал Чокле Нампар Гьялвай Де. 27 Сентября 1992 года Кармапа был возведен на трон в монастыре Цурпу, главной резиденции Кармап с 12 века. 4

И вот тут то начинается самое интересное. Создаётся впечатление, что Кармапа подшутил над своими учениками, решив проверить их преданность, воплотившись в двух воплощениях сразу. Это было началом драматических событий, которые развернулись вокруг обоих претендентов и всё это завязано на политике, особенно на отношениях с Китаем, но как это всё вяжется с самой дхармой не совсем понятно. Были нарушены строжайшие обеты монахов. Была и клевета и злословие, и даже кровопролитие, если верить некоторым источникам. И очень грустно об этом говорить. Одни считали письмо Кармапы поддельным, другие считали Шамара сектантом, стремящимся монополизировать какую-то власть власть. Хотя мне лично всё равно. Ведь если есть власть, то вполне естественно что она кому-то принадлежит. И все мы люди и можем спорить до бесконечности, пока один другому не закатит в лоб.

В центре событий оказался европеец - Лама Оле Нидал, который принял сторону Тхайе Дордже, так как был в хороших отношениях с Шамарпой, что подтверждается их связью до сего дня. Шамар поддерживает Ламу Оле, открыто высказывая своё мнение по поводу учения Оле, где-то даже конструктивно критикуя методы Оле. И вполне естественно, что один из немногих европейских Лам — Оле оказался в центре всей этой заварушки. И много где можно услышать негативные возгласы, что Оле учит не тому, не так и вообще, но подобные заявления беспочвенны, никаких обоснований им не находится. Единственное, что действительно до сих пор остаётся под вопросом это аутентичность Кармапы и соответственно тень этого фактически отбрасывается на всех виновников сего торжества: Шамарпу, Тай Ситу, и даже Далай Ламу.

Это очень подорвало доверие к учению, о чём в своём письме Далай-Ламе писал Шамар Ринпоче. Связь между Ситу и Шамаром разорвана. Как мне кажется. Шамар уповает на то, что Ситу Ринпоче бросивший эту тень сам должен её погасить, возведя на месте нарушения монашеских правил в резиденции Кармапы, где по его инициативе или недосмотру развязалась драка как апофеоз соперничества, ступу специальной формы, как символ восстановленных отношений. Ситу не отступает. Далай Лама поддерживает только одного Кармапу, второго же не признаёт. Шамар всячески пытается погасить разногласия, пытаясь свести двух Кармап, чтобы они сами всё решили, пытаясь признать обоих, но всё это грозит только новыми конфликтами. Далай Лама не желает признавать двух Кармап. И в одном из своих заявлений называет Ламу Оле и его школу — сектой, сам же в последнее время склоняясь к внесектарному образу мыслей, всё больше начиная действовать на махаянский лад.
Шамар поддержал его, организовав несколько центров в основе которых лежат практики из махаянских сутр и особенно махаянская махамудра, которая перекочевала туда из терм. Он обосновывает эту махаянскую тенденцию тем, что на западе не правильно понимают слово Тантра и в этом своём опусе критикует вт.ч. И Ламу Оле, который сильно акцентирует внимание в своих высказываниях на сексуальном аспекте. Лама Оле обоснованно утверждает, что вовсе не даёт никаких специальных сексуальных практик ученикам, хотя в своих текстах упоминает о неких медитациях в союзе, но на мой взгляд, здесь дело не в Оле, а в некоторых его учениках, которые неправильно понимают что значит практика в союзе. Оле делает упор в своих выступлениях на том, что не следует понимать тантру таким образом, как в некоторых индийских учениях, чему есть письменное подтверждение в его книгах и я лично слышал это на его выступлениях. Так что, я уповаю на то, чтобы больше никто из его учеников не понимал под тантрой — тантрический секс, а под практикой в союзе — банальное соитие.
Но мы немножечко отклонились от темы.
Так или иначе ситуация до сих пор остаётся не решённой и мы до сих пор медитируем на 16 Кармапу, а изображение Тхайе Дордже стараемся не хранить на алтаре, однако лелеем его у сердца и в портмоне, как символ нашей веры в благополучное решение вопроса. И по видимому будды слышат наши молитвы и отвечают нам с улыбкой, даруя благословение.
Из новостей на сайте 17 кармапы Тхайе Дордже мы узнаём:
Кюнзиг Шамар Ринпоче встретился с Е.С. Далай-ламой
13 августа 2010г. я встречался с Его Святейшеством Далай Ламой в 9 утра в Дхарамсале в резиденции Его Святейшества. Мы беседовали примерно полтора часа и произошел очень важный и подробный обмен мнениями касательно разногласий по поводу нынешнего перерождения Кармапы и их возможного разрешения. Хотя этот вопрос нелегко решить, так как он связан также с политикой Китая и Индии, я уверен, что с благословением и поддержкой Его Святейшества Далай Ламы будет найдено мирное решение, которое принесет пользу линии Карма Кагью, а также тибетскому буддизму в целом.
Так или иначе оба Кармапы здравствуют и дают поучения, развиваются разносторонне и проповедуют дхарму. Далай Лама призывает к решению вопроса в пользу обоих Кармап, делая упор на само учение, а не на конкретные личности, ведь обе передачи можно считать полными, а значит упущений быть не должно. В пользу и того и другого Кармапы множество доводов и их не перечесть, правда последователи Далай-Ламы более склонны много и подробно писать о своём претенденте, описывая различные места терма о Кармапе, Предсказаний ит.д. На что последователи Тхайе Дордже без промедления отвечают конструктивной критикой, парируя удары по авторитету своего лидера, демонстрируя свою мощь и независимость.
Тут я лишь кратко подытожил то что мне удалось разузнать о данном вопросе из разных источников\ Об этом и о многом другом можно узнать из очень увлекательной и жаркой дискуссии на форуме российской сангхи, а так же высказать своё мнение по адресу: http://dharma.org.ru/board/topic2549.html с картинками, письмами лам и видо.
Было бы интересно обсудить этот вопрос и в этом журнале. Если кто-то готов к такому обсуждению, милости просим.

http://www.karmapa.ru/history/the_karmapas/karmapa16.htm — 16 Кармапа. на сайте московского центра Карма-Кагью под покровительством Тхайе Дордже.


http://dharma.org.ru/board/topic2549-270.html — форум буддисйской сангхи России. Дискуссия посвящённая вопросу распознавания 17 Кармапы.

http://buddhism.ru - сайт русской ассоциации буддистов Карма Кагью (Лама Оле)

http://www.kagyu-kdl.ru/karmapa - Центр Карма Дродул Линг под покровительством ЕС Гьялванга Кармапы XVII Огьена Тинлея Дордже

spb.dazan.ru - сайт

«ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ БУДДИЙСКИЙ ХРАМ

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D0%B5_%D0%A2%D1%85%D0%B0%D0%B5_%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B5

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B3%D1%8C%D0%B5%D0%BD_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D0%B5_%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B5

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BB,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5