Гробница праматери рахель кто она. Гробница рахели: история и традиции. Адрес и контакты

И любимая жена Иакова

В первый раз ее имя встречается в священной истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии (Быт 29:6). Рахиль была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17).

Иаков полюбил Рахиль и служил Лавану семь лет, чтобы жениться на ней. Однако Лаван обманул Иакова и выдал сперва за него свою старшую дочь Лию , а за Рахиль Иакову пришлось служить еще семь лет.

Сделавшись его женой, Рахиль была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Тоска по материнству заставила Рахиль высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1 и след.). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа (Быт 30:22 -24).

При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, вероятно вследствие какого-либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска, скрыв их под седлом верблюда и сказав, что не может встать с него по причине обыкновенного женского (Быт 31:19 -35).

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема , благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руфь 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль, как праматерь израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

Гробница Рахили находится севернее Вифлеема , в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . Гробница упоминается в 1 Цар 10:2 , однако там указано ее местоположение "на пределах Вениаминовых, в Силоме (Целцахе)" . Однако Вифлеем и его окрестности находились в уделе Иуды, а не Вениамина. Еврейские законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 вкралась ошибка. Некоторые на основании этого стиха подвергают сомнению факт захоронения Рахили у Вифлеема.

Могила Рахили у Вифлеема упоминается у раннехристианских писателей: Евсевия Кесарийского , блж. Иеронима Стридонского и др.

Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 г. описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахили.

Еврейские путешественники, начиная с испанского раввина Вениамина Тудельского (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.

Гробница Рахели 1910 г.

Гробница Рахели - надгробие и помещение, построенное вокруг надгробия, расположенные там, где согласно традиции, была погребена праматерь Рахель . Находится севернее Бейт-Лехема (Вифлиема), в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман.

В священном писании

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахели приводятся в Торе (Книга «Берешит» 35:19) «И умерла Рахель. И погребена была она на пути (из Бэйт-Эля) в Эфрат, он же Бейт-Лехем .»

В книге пророка Иеремии (31:14-16), при описании изгнания евреев из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахель провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:
«(14) Так сказал Господь: слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, потому что не стало их. (15) Так сказал Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, - сказал Господь, - возвратятся они из вражеской страны. (16) И есть надежда будущности твоей, - сказал Господь, - возвратятся сыны в пределы свои.»

Эти слова, сказанные две с половиной тысячи лет назад превратили гробницу Рахели в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахели упоминается также в книге Шмуэль I (10:2), где сказано, что Рахель была похоронена на границе надела колена Вениамина. Там же, на территории колена Вениамина, находится Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Бейт-Лехем находится на территории колена Йегуды. Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахели» является местом захоронения праматери Рахели.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Бейт-Лехема.

Первое тысячелетие н. э.

Рама на карте из Мадабы

Среди них отец христианской церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в Кесарии , Путешественник из Бордо -Совершивший поездку в Палестину в 333-334 годы, Иероним Стридонский - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале 5 века и многие другие. На «карте из Мадабы » 6 века около Эфрата и Бейт-Лехема есть символическое изображение с надписью «слышен голос в Раме» - частью цитаты из книги пророка Йирмияху (31:14) описывавший могилу Рахели. Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 году описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахели.

Средние века

Гробница Рахели 1585 год.

Вениамин Тудельский - испанский раввин, предпринявший в 1165-1173 годах паломничество в Святую землю и другие путешественники 12 века описывают надгробие из 11 камней, а над ними купол, стоявший на четырёх столбах. В 13 веке купол и столбы были разрушены, а в 15 веке восстановлены. Мешулам из Вельтра, побывавший в Израиле в 1481 вновь сообщает о надгробии, окруженном четырьмя столбами и о куполе над ними. В 16 веке помимо основного купола были добавлены два второстепенных, а отдельные камни были соединены в единый монумент. В 1621-1622 годах мусульманский правитель Иерусалима разрешил евреям построить стены вокруг четырёх столбов, окружающих гробницу и она превратилась в закрытое помещение.

В Новое время

Бетонный забор вокруг Гробницы Рахели 2012 г.

В 18-19 веках возле гробницы Рахели бедуины начали хоронить своих умерших и, постепенно, вокруг гробницы образовалось мусульманское кладбище.
В 1839 году гробницу Рахели посетил известный еврейский меценат Моше Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению 17 века была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре сохранилось до наших дней.
В начале 21 века здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий. В настоящее время к гробнице Рахели приезжают многочисленные туристы со всего мира. Внутри здания действует синагога , где ежедневно проходят молитвы, и коллель в котором круглосуточно ведется изучение

Фотоотчеты и отзывы о поездке и посещении достопримечательности Гробница Рахили. Фото отчет о Rachel"s Tomb, история, где находится

Гробница Рахили: подробная информация

Сообщить о неточности в описании

Севернее города Вифлеем (Бейт-Лахм) находится значимая для многих верующих святыня - гробница Рахили. На страницах Священного Писания можно прочитать об этой женщине, называемой праматерью многих народов.

Жизнь Рахили была наполнена трагическими событиями. Согласно библейскому тексту женщина пережила большое горе - ее сыновей угнали в рабство. Тяжело оплакивая детей, Рахиль обратилась к Всевышнему с горячей молитвой и призывом сохранить жизнь любимым сыновьям. Бог услышал мольбу матери и пообещал вернуть детей из плена. С тех пор Рахиль стала символом надежды для многих поколений израильтян, а место погребения - святой землей для представителей разных религий.

Следует учесть, что историки и археологи, изучающие библейские тексты, не пришли к однозначному выводу относительно «географии» могилы. Ученые называют разные фрагменты израильской земли, где могло быть сделано захоронение. Но это никак не влияет на ценность святыни. Каждый год гробницу посещает множество людей, чтобы увидеть ее своими глазами.

И неважно, в этой ли могиле покоится прах любящей матери. Гробница Рахили, уже на протяжении тысячелетий, притягивает к себе не только паломников из разных стран, но и обычных туристов, которых интересует история древнего Израиля.

Забронировать отель в Вефлеем, Байт-Лахм, Бейт-Лехем, Vethlehem, Vefleem, Vifleem

  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Дорога к Мавзолею, как в тоннеле без крыши
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели У входа в Мавзолей.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на женскую половину.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на мужскую половину
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Около гробницы
  • Отзыв к Мы встречали Рождество Христово в Вифлееме в 2010 году.Залитые светом ночные улицы, играющие разноцветными огнями рождественские ёлки... Это не наш Новый год, но настроения праздника такое же. Мы чувствовали себя счастливцами. По рассказам очевидцев, в Вифлеем не всегда попадёшь из-за политических неурядиц, громких выступлений представителей разных конфессий. Всем хочется обладать святыней! Почему только греки. армяне, католики? Мир большой! А тут Праздник Рождества! Неужели попадём? Надо сказать... 2 мая 2011
  • Отзыв к Вифлеем мне удалось посетить в июле 2008 года, во время однодневной поездки в Израиль и Палестинскую автономию из Шарм-эль-Шейха. После посещения Стены Плача мы прошли немного по еврейскому кварталу Старого Иерусалима, немного по Новому городу и подошли к нашему автобусу. Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Поездка из Иерусалима в Вифлеем не должна была занять много времени, однако Вифлеем – это уже не Израиль, так как с 1995 года... 6 марта 2011
Библейские женские образы. Рахиль

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ (רָחֵל , Рахель ) - одна из четырёх праматерей еврейского народа, младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Биньямина.

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией.

Мауриций Готтлиб. Рахиль

Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515,

церковь Сан-Пьетро ин В-иколи.


Иаков и Рахиль у колодца
Холст, масло, 230 х 190 см, 2006 г

Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет.

Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио.

Свидание Рaхили и Иакова.

Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» . Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра, отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями.

Праматерь Рахиль и праотец Иаков.

Собор Рождества Богородицы

В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына».


Джованни Баттиста Тьеполо. Rachel Hiding the Idols. 1726

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней.


Гробница праматери Рахели - такой она была в XVIII веке.

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.


Гробница Рахели. Конец 19 в.

В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948-67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма.


Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».


Абель Панн (1883-1963). Рахель

Анна Ахматова

Библейские стихи: Рахиль

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921 М.Шагал. Рахиль прячет терафимы своего отца ***

О Книга Книг! Кто не изведал

в своей изменчивой судьбе,

как ты целишь того, кто предал

свой утомлённый дух тебе?

В чреде видений неизменных

как совершенна и чиста

твоих страниц проникновенных

немеркнущая красота.

Все бездны лет не заглушили

божественно-простой мотив.

Жив образ женственной Рахили,

Израиль-богоборец жив...

Ты вечно новой век за веком,

за годом год, за мигом миг

встаешь - алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга Книг!..

Валерий Брюсов

НАША ГЛАВНАЯ ПРАМАТЕРЬ

И ЕЁ ГРОБНИЦА:

В юности Рахель пасла скот своего отца Лавана в Падан Араме. В Пятикнижии она описывается как «красивая и стройная». В 15 лет она встретила Яакова, который бежал в Падан Арам по совету матери, чтобы спастись от гнева своего брата Эсава. В Пятикнижии рассказывается, что Яаков помог Рахели напоить скот, нечеловеческим усилием свернув с устья колодца огромный камень.

После месяца пребывания в доме своего дяди Лавана Яаков попросил у него руки его дочери Рахели. Поскольку в те времена было принято платить отцу невесты калым, а у Яакова не было ничего за душой, он предложил в качестве калыма бесплатно работать на Лавана в течение семи лет. Лаван согласился на эту сделку, и Яаков приступил к работе в качестве пастуха.

Но вот прошло семь лет, желанный день, наконец, наступил, и Лаван пригласил всех жителей деревни на свадебное торжество. Все веселились и радовались на этой свадьбе – все, кроме старшей сестры Рахель, Леи. Теперь, когда ее младшая сестра выходила замуж за Яакова, ей было предопределено стать женой его старшего брата-злодея, Эсава.

Яаков не доверял хитроумному Лавану и поэтому договорился со своей возлюбленной об условных знаках, по которым сможет узнать ее даже в полной темноте. Теперь Яаков был уверен, что Лаван вместо собственной дочери не подсунет ему кого-то другого.

Итак, Яаков стоит под хупой, ожидая появления невесты. Вот она появляется, лицо ее скрывает фата. Никто не догадвается, что под фатой – не Рахель, а ее родная сестра Лея. Лея входит под хупу и подает Яакову условный знак, о котором он договорился с ее сестрой. Это Рахель, понимая, что ее сестра будет опозорена, если хитрость Лавана раскроется, предпочла уступить ей своего возлюбленного, которого ждала семь лет.

Чтобы в конце концов получить в жены Рахель, Яакову пришлось работать на Лавана еще семь лет.

В Торе рассказывается, что Яаков любил Рахель больше, чем Лею, но зато Лея родила сыновей, Рахель же была бездетна. Это приводило к ревности и соперничеству между сестрами.

Однажды Реувен, старший сын Леи, нашел и принес матери редкое растение, мандрагору, которое, по поверью, помогает бездетным женщинам забеременеть. Узнав об этом, Рахель упросила Лею отдать ей мандрагору в обмен на ночь с Яаковом. Лея согласилась и в результате родила еще одного сына.

Чтобы иметь хотя бы приемных детей, Рахель отдала Яакову свою рабыню Билу, и та родила двоих сыновей – Дана и Нафтали.

После многих лет страданий и отчаяния Рахель родила, наконец, своего первенца, Йосефа.

После двадцати лет, проведенных в доме тестя, Яаков решает вернуться на родину. Тайно, под покровом ночи, он пускается в путь с женами и детьми. Уходя из дома отца, Рахель крадет идолов из семейной молельни.

Обнаружив бегство Яакова с семьей и пропажу идолов, Лаван пускается в погоню. Догнав Яакова, Лаван обвиняет его в краже идолов и требует устроить обыск в его вещах. Рахель, услышав об обыске, невозмутимо садится на украденных идолов и извиняется, что не может встать перед отцом из-за женского недомогания. Бурная встерча Лавана с Яаковом заканчивается заключением мирного договора.

Яаков с семьей достигает Ханаана, и здесь, по дороге из Бейт Лехема в Эфрат, Рахель умирает от родов в возрасте 36 лет. Яаков называет новорожденного сына Биньямин.

Вот и вся короткая история жизни праматери Рахель.

Две сестры, Рахель и Лея, после смерти словно поменялись ролями. Лея, счастливая мать, всю жизнь страдавшая от холодного отношения мужа, лежит рядом с Яаковом в семейной усыпальнице. А любимая жена Рахель, много лет молившая Всевышнего о ребенке, стала в сознании народа главной из праматерей.

Пророк Ермияу поднимает Рахель до уровня национального символа, делает главной из четырех праматерей, покровительницей всех сынов Израиля. Мидраш считает Рахель символом материнства.

Уникальная история любви Яакова и Рахель, ее мечта иметь детей, ее трагическая смерть делают образ Рахели героическим, а ее могилу в Бейт Лехеме – центром паломничества бездетных женщин и незамужних девушек. Все они молятся на могиле праматери Рахель о создании семьи и рождении детей.

Мидраш утверждает, что Рахель добровольно выбрала преждевременную смерть в дороге, чтобы быть похороненной не в семейной усыпальнице в Хевроне, рядом с мужем, а именно в Бейт Лехеме, мимо которого пойдут в Вавилон первые изгнанники. Яаков тоже предвидел, что его потомки пойдут в изгнание мимо могилы Рахель, и она будет молиться за их избавление и вообще за полное и окончательное Избавление еврейского народа.

А еще есть в Мидраше история о том, как Всевышний разгневался на еврейский народ и решил навеки разрушить Храм за то, что в нем установили языческого идола. И тогда встали души праотцов и праматерей и стали молить Всевышнего простить евреев и не обрекать их на вечное изгнание. Они упоминали свои заслуги в надежде, что платой за них будет прощение еврейского народа. Авраам упомянул о том, что он впервые стал распространять в мире единобожие. Ицхак – о том, что согласился быть принесенным в жертву. Но ни эти, ни другие заслуги праотцов и праматерей не заставили Всевышнего поменять свое решение. И тогда заговорила Рахель. «Владыка мира, - сказала она, - семь долгих лет я ждала того дня, когда смогу стать женой своего возлюбленного. Но когда этот день пришел, я отказалась от него и передала условный знак своей сестре Лее, чтобы не подвергать ее позору. Тогда я еще не знала, что ввожу в свой дом соперницу, что ей Ты дашь детей, а мне – нет. И если уж я смогла стерпеть все это, тем более Ты, Всемогущий, можешь сдержать свой гнев на соперника – языческого идола, внесенного в Храм». Вот тогда-то Всевышний и произнес: «Не плачь и не проливай слезы, ибо есть плата за твои поступки, и вернутся сыны в пределы свои».