Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях

Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях

Е. В. Полухина, аспирантка Института социологии РАН

Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) .

Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде.

Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты,

без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996].

Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст .

Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей .

Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним.

Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999].

Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах.

Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь.

Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности.

Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии:

* формулирование исследовательского вопроса или гипотезы;

* принятие решения о том, кто будет изучен и где;

* получение доступа к "полю" изучения;

* выбор исследовательской роли;

* вступление в коммуникацию с информантами;

* проведение этнографических интервью .

Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей.

В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии.

Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция".

Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144

Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности),

работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества).

Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов.

Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования,

характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным.

Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектно-институциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь.

Мы выделили специфические типы исследователей:

Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя.

Рассмотренная карта российских исследований позволила сделать вывод о тематических приоритетах. Наиболее узкой и конкретной темой являются трудовые отношения. Также фокус применения этнографического метода в социологических исследованиях концентрируется на современных социальных проблемах - наркомания, инвалидность, этническая миграция, война - наиболее острых, но "зарытых" от взглядов исследователей. В более общем виде изучается культура как феномен определенной общности.

Список литературы

1. Романов П. В., Ярская Е. Р. Антропология профессий. Саратов. 2005. С. 14.

2. Романов П. В., Ярская Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. N 1/2. С. 161.

4. Silverman D. Qualitative Research. Theory, Method and Practice. SAGE Publications. 2002. P. 18.

5. Hammersley M. What Wrong with Ethnography. Sociology. V. 24. 1990. P. 598.

6. Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications. 2001. P. 61 - 66.

7. Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал. 1996. N 3/4. С. 141.

8. Denzin N.K. The Research Act. University of Illinois, Urbana - Champaign. 1989. P. 39. 9. Baszanger I., Dodier N. Ethnography: Relating the Part of the Whole. Qualitative Research: Theory, Method and Practice, edited by Silverman D. London. SAGE Publications. 1997. P. 10. 10. Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications. 2001. P. 61 - 63. Bruman, 1998, 61 - 63. 11. Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Second Edition. London. 1995. P. 88 - 104.

12. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Качественные методы в полевых социологических исследованиях.

Ковалев Е. М., Штейнбер И. Е. М. Логос. 1999. С. 329.

13. Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал. 1996. N3/4. С. 141.

14. Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication. 2004. P. 43. 15. Маслова О. М. Современная ситуация: Проблема совмещения количественных и качественных методов. Социология в России. М., 1966. С. 70.

16. Этнография: Учебник для студентов исторических специальностей вузов // Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. шк. 1982. С. 224.

М. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. N 1/2. С. 148. 18. Ядов В. А., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб: Норма, 2005. С. 13.

19. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2006. стр. 146 20. Максимов Б., Алексеев А. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма. 2005. С. 35.

21. Рывкина Р. В., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма. 2005. С. 38.

22. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2004. N3(35).

23. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина // Сб.ст. по материалам полевых исследований. Выпуск 9.

24. Центр независимых социальных исследований. Официальный сайт www.cisr.ru 25. Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Под ред. О. Бредниковой, В.

Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб., 2000.

26. Hamersley M. What"s Wrong with Ethnography? Routledge. London and New York. 1992. P. 33.

27. Гончарова Н. Полевая кухня: как провести исследование. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. С. 11.

28. Рожанский М. Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманахисследование. Иркутск, 2002. С. 17.

29. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

30. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Круткин В. Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007.

31. Сайт американских научных изданий. Cornell University Press. http://www.cornellpress.cornell.edu/cup_detail.taf?ti_id=2993 32. Утехин И., Рис И. Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: НЛО, 2005. С. 5.

33. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М.: Наука, 2001.

34. Козина И. М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4. М., 1991. С. 65 - 90.

35. Центр социальной политики и гендерных исследований. Официальный сайт www.socpolicy.ru стр. 147

Этнографический метод – это исследование людей в естественных условиях, в котором учитываются их культурные особенности. Название метод получил в социологии, когда в ней стали использоваться установки этнографов, предельно подробно описывающих действия и поступки представителей неизвестных племен, чтобы понять их поступки, способ мышления, строение культуры. Это, таким образом, не особые исследовательские действия, а скорее подход, когда цели и используемые процедуры нацелены на выявление социокультурных (и не только этнических) особенностей на поиск сущностных характеристик социальных групп, общностей, субкультур. Можно сказать, что это своеобразный «case study», нацеленный на описание специфической культуры определенной общности. Метод используется в социологии, маркетинговых исследования, реже – в социальной психологии. Случаев использования его в педагогике автору данного пособия неизвестно.

Преобладающим способом осуществления научного поиска является непосредственное участие исследователя в каждодневной жизни целевой группы –в домашней обстановке, на работе, во время отдыха, в школе, в общественных местах и т.п. исследователь фиксирует все события, происходящие в течение определенного периода, проясняет их детали у исследуемых (если это позволяют условия исследования), проводит анализ на промежуточных и итоговой стадиях. Сбор информации осуществляется через аудио и видеозаписи, фотографирование, ведение дневниковых записей (как исследователями, так и респондентами). Иногда в таких исследованиях в качестве источников используются мемуары, письма, домашняя фото и видеосъемка, семейные архивы, Для маркетинга специфическими способами являются сопровождение покупателя в процессе покупок (изучаются выбор товаров, определенные аспекты работы магазина и др.), прием «Домашние визиты», в котором наблюдается за тем, как используются товары в бытовых условиях потребителей. Как прием используется составление «поведенческих карт», когда ситуации потребления товаров и услуг автоматически фотографируются (в магазине, на домашней кухне, перед телевизором и т.п.), что позволяет увидеть типичное поведение потребителя. Прием «тест-просмотр» заключается в том, что респондентам предъявляются определенные материалы (реклама, товар, сюжет, фильм и т.д.) и сразу после просмотра проводится опрос, что позволяет по реакции респондентов выявить достоинства и недостатки предъявленного материала.

Схемы построения исследования зависят от того, включен или не включен исследователь в жизнедеятельность исследуемых, и от того, как собирается информация: формальность, открыто, или неформально, скрыто. Продолжительность сбора информации может быть различной – от нескольких часов до нескольких лет.



Метод целесообразно использовать только в случаях, когда о целевой группе мало известно общественности и исследователям (молодежные неформальные группы и субкультуры, закрытые религиозные объединения, объединения людей на редко встречающейся основе: коллекционирование, имитация процессов и явлений и т.п.) в научных и практических (маркетинговых, политических) целях.

Выводы, сделанные из анализа результатов этнографического исследования, нельзя распространять на все общество (как на предполагаемую генеральную совокупность), так как выявленные закономерности касаются только специфических черт исследованной целевой группы. Однако метод позволяет выявлять и типичное в самих группах, и типичное для общества (когда сходное поведение демонстрируется в разных общностях).

Применение метода в психологии позволяет типологизировать жизненные черты и целевые стратегии изучаемых групп, создавать модели их своеобразного поведения. В педагогике применение метода могло бы улучшить режим деятельности образовательных учреждений, учесть социальные особенности при организации учебного и воспитательного процесса.

Этнографический подход к формированию системных требований используется для понимания и формирования социальных и организационных аспектов эксплуатации системы. Разработчик требований погружается в рабочую среду, где будет использоваться система. Его ежедневная работа связана с наблюдением и протоколированием реальных действий, выполняемых пользователями системы. Значение этнографического подхода заключается в том, что он помогает обнаружить неявные требования к системе, которые отражают реальные аспекты ее эксплуатации, а не формальные умозрительные процессы.

Этнографический подход позволяет детализировать требования для критических систем, чего не всегда можно добиться другими методами разработки требований. Однако, поскольку этот метод ориентирован на конечного пользователя, он не может охватить все требования предметной области и требования организационного характера.

Рис. 5 – Процесс разработки требований согласно этнографическому подходу

Аттестация требований

Аттестация должна продемонстрировать, что требования действительно определяют ту систему, которую хочет иметь заказчик. Проверка требований важна, так как ошибки в спе­цификации требований могут привести к переделке системы и большим затратам, если будут обнаружены во время процесса разработки системы или после введения ее в эксплуатацию. Стоимость внесения в систему изменений, необходимых для устранения ошибок в требова­ниях, намного выше, чем исправление ошибок проектирования или кодирования. Причина в том, что изменение требований обычно влечет за собой значительные изменения в систе­ме, после внесения которых она должна пройти повторное тестирование.

Во время процесса аттестации должны быть выполнены различные типы проверок требований.

    Проверка правильности требований. Пользователь может считать, что система необ­ходима для выполнения некоторых определенных функций. Однако дальнейшие размышления и анализ могут привести к необходимости введения дополнительных или новых функций. Системы предназначены для разных пользователей с различными потребностями, и поэтому набор требований будет представлять собой неко­торый компромисс между требованиями пользователей системы.

    Проверка на непротиворечивость. Спецификация требований не должна содержать про­тиворечий. Это означает, что в требованиях не должно быть противоречащих друг другу ограничений или различных описаний одной и той же системной функции.

    Проверка на полноту. Спецификация требований должна содержать требования, ко­торые определяют все системные функции и ограничения, налагаемые на систему.

    Проверка на выполнимость. На основе знания существующих технологий требования должны быть проверены на возможность их реального выполнения. Здесь также проверяются возможности финансирования и график разработки системы.

Существует ряд методов аттестации требований, которые можно использовать совместно или каждый в отдельности.

    Обзор требований. Требования системно анализируются рецензентами.

    Прототипирование. На этом этапе прототип системы демонстрируется конечным пользователям и заказчику. Они могут экспериментировать с этим прототипом, чтобы убедиться, что он отвечает их потребностям.

    Генерация тестовых сценариев. В идеале требования должны быть такими, чтобы их реализацию можно было протестировать. Если тесты для требований разрабаты­ваются как часть процесса аттестации, то часто это позволяет обнаружить пробле­мы в спецификации. Если такие тесты сложно или невозможно разработать, то обычно это означает, что требования трудно выполнить и поэтому необходимо их пересмотреть.

    Автоматизированный анализ непротиворечивости. Если требования представлены в виде структурных или формальных системных моделей, можно использовать инструментальные CASE-средства для проверки непротиворечивости моделей. Для автоматизированной проверки непротиворечивости строят базу данных требований и затем проверяют все требования в этой базе данных. Анализатор требований готовит отчет обо всех обна­руженных противоречиях.

Пользовательские и системные требования

На основании полученных моделей строятся пользовательские требования, т.е. .описание на естественном языке функции, выполняемых системой, и ограничений, накладываемых на неё.

Пользовательские требования должны описывать внешнее поведение системы, основные функции и сервисы предоставляемые системой, её нефункциональные свойства. Пользовательские требования можно оформить простым перечислением.

    Требования к архитектуре системы. Например, число и размещение хранилищ и серверов приложений.

    Требования к параметрам оборудования. Например, частота процессоров серверов и клиентов, объём хранилищ, размер оперативной и видео памяти, пропускная способность канала и т.д.

    Требования к параметрам системы. Например, время отклика на действие пользователя, максимальный размер передаваемого файла, максимальная скорость передачи данных, максимальное число одновременно работающих пользователей и т.д.

    Требования к программному интерфейсу.

    Требования к структуре системы. Например, Масштабируемость, распределённость, модульность, открытость.

    масштабируемость – возможность распространения системы на большое количество машин, не приводящая к потере работоспособности и эффективности, при этом способность системы наращивать свою мощность должна определяться только мощностью соответствующего аппаратного обеспечения.

    распределенность - система должна поддерживать распределённое хранение данных.

    модульность - система должна состоять из отдельных модулей, интегрированных между собой.

    открытость - наличие открытых интерфейсов для возможной доработки и интеграции с другими системами.

    Требования по взаимодействию и интеграции с другими системами. Например, использование общей базы данных, возможность получения данных из баз данных определённых систем и т.д.

Разработка технического задания

Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 34.602-89. Техническое задание должно содержать следующие раз­делы:

    введение;

    наименование и область применения;

    основание для разработки;

    назначение разработки;

    технические требования к программе или программному изделию;

    технико-экономические показатели;

    стадии и этапы разработки;

    порядок контроля и приемки;

    приложения.

В зависимости от особенностей программы или программно­го изделия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них. При необходимости допускается в техническое задание включать приложения.

    Введение должно включать краткую характеристику области применения программы или программного продукта, а также объекта (например, системы), в котором предполагается их использовать. Основное назначение введения - продемонстрировать актуальность данной разработки и показать, какое место эта разработка занимает в ряду подобных.

    В разделе «Наименование и область применения» указы­вают наименование, краткую характеристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.

    В разделе «Основание для разработки» должны быть указаны:

    документ (документы), на основании которых ведется разработка. Таким документом может служить план, приказ, договор и т. п.;

    организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;

    наименование и (или) условное обозначение темы разработки.

    В разделе «Назначение разработки» должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение программы или программного изделия.

    Раздел «Технические требования к программе или про­граммному изделию» должен содержать следующие подразделы:

    требования к функциональным характеристикам - должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристикам и т. п;

    требования к надежности - должны быть указаны требования к обеспечению надежного функционирования (обеспечение устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т. п.);

    условия эксплуатации - должны быть указаны условия эксплуатации (температура окружающего воздуха, относительная влажность и т. п. для выбранных типов носителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персонала;

    требования к составу и параметрам технических средств - указывают необходимый состав технических средств с указанием их технических характеристик;

    требования к информационной и программной совместимости - должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования. При необходимости должна обеспечиваться защита информации и программ;

    требования к маркировке и упаковке в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки;

    требования к транспортированию и хранению должны быть указаны для программного изделия условия транспортирования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях;

    специальные требования.

    В разделе «Технико-экономические показатели» долж­ны быть указаны: ориентировочная экономическая эффектив­ность, предполагаемая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественны­ми и зарубежными образцами или аналогами.

    В разделе «Стадии и этапы разработки» устанавливают необходимые стадии разработки, этапы и содержание работ (перечень программных документов, которые должны быть разработаны, согласованы и утверждены), а также, как правило, сроки разработки и определяют исполнителей.

    В разделе «Порядок контроля и приемки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.

    В приложениях к техническому заданию при необходимости приводят:

    перечень научно-исследовательских и других работ, обосновывающих разработку;

    схемы алгоритмов, таблицы, описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке;

    другие источники разработки.

В случаях, если какие-либо требования, предусмотренные техническим заданием, заказчик не предъявляет, следует в соответствующем месте указать «Требования не предъявляются».

Порядок выполнения работы

Требования к результатам выполнения лабораторного практикума:

    построить опорные точки зрения на основании метода VORD для формирования и анализа требований. Результатом должны явиться две диаграммы: диаграмма идентификации точек зрения и диаграмма иерархии точек;

    составить информационную модель будущего программного обеспечения, включающую в себя описание основных объектов системы и взаимодействия между ними;

    определить пользовательские требования, четко описывающие будущий функционал системы;

    определить системные требования, включающие требования к структуре, программному интерфейсу, технологиям разработки, общие требования к систем

    Разработать техническое задание на программный продукт

Отчет по лабораторной работе должен состоять из:

    Постановки задачи.

    Диаграмм точек зрения

    Технического задания на программный продукт.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Е. В. ПОЛУХИНА ПОЛУХИНА Елизавета Валерьевна - аспирантка Института социологии РАН (Аннотация. В работе дана типология применения этнографического метода в качественных социологических исследованиях, проанализированы этнографические исследовательские подходы к получению данных. Ключевые слова: этнографический метод * методология * отечественная этнография * качественные методы Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) . Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде. Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты, без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996]. Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143

2 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст . Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей . Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним. Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999]. Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах. Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь. Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности. Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии: * формулирование исследовательского вопроса или гипотезы; * принятие решения о том, кто будет изучен и где; * получение доступа к "полю" изучения; * выбор исследовательской роли; * вступление в коммуникацию с информантами;

3 * проведение этнографических интервью . Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей. В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии. Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция". Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144 Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности), работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества). Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов. Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

4 Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования, характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным. Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектноинституциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь. Мы выделили специфические типы исследователей: Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя. Рассмотренная карта российских исследований позволила сделать вывод о тематических приоритетах. Наиболее узкой и конкретной темой являются трудовые отношения. Также фокус применения этнографического метода в социологических исследованиях

5 концентрируется на современных социальных проблемах - наркомания, инвалидность, этническая миграция, война - наиболее острых, но "зарытых" от взглядов исследователей. В более общем виде изучается культура как феномен определенной общности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Романов П. В., Ярская Е. Р. Антропология профессий. Саратов С Романов П. В., Ярская Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал N 1/2. С Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication P Silverman D. Qualitative Research. Theory, Method and Practice. SAGE Publications P Hammersley M. What Wrong with Ethnography. Sociology. V P Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications P Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал N 3/4. С Denzin N.K. The Research Act. University of Illinois, Urbana - Champaign P Baszanger I., Dodier N. Ethnography: Relating the Part of the Whole. Qualitative Research: Theory, Method and Practice, edited by Silverman D. London. SAGE Publications P Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications P Bruman, 1998, Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Second Edition. London P Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. Ковалев Е. М., Штейнбер И. Е. М. Логос С Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал N3/4. С Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication P Маслова О. М. Современная ситуация: Проблема совмещения количественных и качественных методов. Социология в России. М., С Этнография: Учебник для студентов исторических специальностей вузов // Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. шк С М. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал N 1/2. С. 148.

6 18. Ядов В. А., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб: Норма, С Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, стр Максимов Б., Алексеев А. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма С Рывкина Р. В., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма С Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас N3(35). 23. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина // Сб.ст. по материалам полевых исследований. Выпуск 9. СПб., Центр независимых социальных исследований. Официальный сайт Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб., Hamersley M. What"s Wrong with Ethnography? Routledge. London and New York P Гончарова Н. Полевая кухня: как провести исследование. Ульяновск: Симбирская книга, С Рожанский М. Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманахисследование. Иркутск, С Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Круткин В. Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, Сайт американских научных изданий. Cornell University Press Утехин И., Рис И. Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: НЛО, С Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М.: Наука, 2001.

7 34. Козина И. М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4. М., С Центр социальной политики и гендерных исследований. Официальный сайт стр. 147


Полухина Е.В. Этнографическая фокус - группа как метод исследования внегородских поселений региона В статье показаны возможности одного из методов качественной социологии - этнографической фокус группы,

Ложникова Е.В., Миков Ю.В., г. Екатеринбург ХАБИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ) В 2009 2010гг., в г. Екатеринбурге нами было проведено исследование на тему «Свободное время

ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОНИМАНИИ ПРОСТРАНСТВА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР (ОПЫТ ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ) Гарифзянова Альбина Раисовна канд.филос.наук, доцент кафедры философии и социологии Елабужского института

Исследовательский дизайн как баланс эмпирических возможностей и теоретических лакун Елизавета Полухина доцент департамента социологии НИУ ВШЭ [email protected] НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный

УДК 316.3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ 2016 г. Е. Н. Лузгина Санкт-Петербургский государственный экономический университет

ПРОБА ПЕРА. СОЦИОЛОГИЯ В XXI: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКЕ ИСЛЛЕДОВАНИЯ. Артеменков Ф.А, Обвинцева В.О., г. Москва ПАРТИСИПАТОРНЫЕ МЕТОДЫ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» 1 ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Калугина Т.Н. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: Глобализация, затрагивая социокультурные стороны общественной жизни, проводит к смешению национальных традиций и возникновению

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Психология и прикладная социология»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

«Молодежь в эпоху социальных перемен: диахронный анализ индивидуальных стратегий выбора жизненного пути в российской городской провинции с 1991 по 2012 гг.» Соглашение 14.B37.21.0011 от 25 июня 2012 г.)

Фомин Андрей Анатольевич аспирант Покатов Дмитрий Валерьевич д-р социол. наук, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Саратовская область

1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире является подготовка выпускника, обладающего широкими знаниями в области культуры и взаимодействия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Западно-Казахстанский государственный университет им.м.утемисова РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА SOS UPR Социология организаций 050501 Социология кредита

УДК 316:614 `.b. pос2о"а* МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В статье рассматриваются основные подходы к изучению гендерных отношений: системный, структурнофункциональный, компаративный, синергетический,

Содержанием специальности 22.00.06 - «Социология культуры, духовной жизни» является исследование социальных взаимодействий в сфере культуры и духовной жизни, социальных условий создания, трансляции и воспроизводства

ПАСПОРТ фонда оценочных средств по учебной дисциплине Б1.Б.14 Межкультурная коммуникация 42.03.02 Журналистика. Профиль Периодическая печать Перечень компетенций: способность использовать знания в области

ЛИТЕРАТУРА 1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с. 2. Ушкин С.Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и постструктуралистский подходы / С.Г. Ушкин

Заглавие документа: Уланович О.И. ВЕРБАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОНСТРУКТ СОЗНАНИЯ КАК ОЦЕНОЧНОЕ ПОЛЕ МЫШЛЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Культурно-психологические закономерности социального развития личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский государственный университет систем управления

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Анохин С.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОНЛАЙНОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПРОБЛЕМА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Anokhin S. THE ARTICLE

Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, которая выполняется на последнем, выпускном

Сулейманов Р.Ф. Соискатель степени кандидата экономических наук, кафедра маркетинга Санкт- Петербургского государственного экономического университета МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ Аннотация

УДК 911.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ Нефедов М.А. Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург Изучение российской национальной идентичности началось

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL 2015 VOL. 12 # 2 УДК 159.923.2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ УЧАЩИХСЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ Ращупкина Юлия Валерьевна

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Абрамова Александра Петровича «Модернизация среднего специализированного военного образования в условиях реформирования российской армии», представленную на

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова» Битюцкой Екатерины Владиславовны о диссертации Некрасовой

Введение За время существования российского государства нет поколения, которое являлось бы очевидцем военных действий. У каждого поколения война своя, со своими потрясениями, оставившими глубокий след

Отзыв на диссертацию Ильиной Елены Валерьевны на тему «Роль петербургской архитектурной школы в культуре Москвы и Петербурга второй половины XIX века», представленной на соискание учёной степени кандидата

Анализ данных Анализ данных является одним из этапов исследования и включает проверку соответствия между эмпирическими данными и выбранной ю исследования социального явления. Визуализация является одним

êöñöçáàà ÖÇêéèÖâëäàÖ àëëãöñéçäçàü: ÇáÉãüÑ àá Çéëíéóçéâ ÖÇêéèõ Introduction to European Studies: A New Approach to uniting Europe / еd. by D. Milczarek, A. Adamczyk, K. Zajaczkowski ; Centre for Europe,

ПСИХОЛОГИЯ (Статьи по специальности 19.00.05) 2009 г. А.Ю. Смирнова ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА ДАННЫХ В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Проводится теоретический

Отзыв официального оппонента на диссертацию Шевцовой Елены Владимировны «Молодежная миграционная политика: специфика Новосибирской области» на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности

Аннотация к дисциплине «Социология, психология и педагогика» Направление подготовки (специальность) 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Профиль Информационные системы и технологии в строительстве

УДК 001 Журавлева А. В. студент, Ульяновский Государственный Технический Университет Аннотация: ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Россия, г.ульяновск Проблема познания является одной из важнейших в философии.

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

FOM 2015. All rights reserved LABS Лабораториум социологических проектов и коммуникаций СЕЗОН 2015 Мы хотим научить людей, занимающихся социальными науками, представлять свои исследования с помощью творческих

Общительность как одно из проявлений социальной активности личности следует рассматривать в качестве совокупности личных потребностей. Движущей силой в развитии общительности выступает диалектическое единство

Общая социология Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.М. Вышегородцева Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном

Методические указания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам С П б 2 0 0 7 Печатается по решению Методической комиссии факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

ПРОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 209.002.09 (ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ) НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ЭТЮДЫ КУЛЬТУРЫ Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов,

Фролова Н.Ю. Белорусский государственный университет, Минск ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА Становление дизайна как культурного феномена совпало с профессиональной ориентацией современного

И. И. Новикова МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Феноменологический подход позволяет лучше понять сущность управленческого потенциала и способы

В.Е. Чернова г. Смоленск СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю.М. ЛОТМАНА Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ УТВЕРЖДЕНО: на заседании Ученого совета факультета социологи Протокол 6 от 19 февраля

УДК 02:004(075.8) ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Редькина Н.С. заместитель директора по научной работе, доктор педагогических наук ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск, Россия,

1. Вопросы программы вступительного экзамена в аспирантуру по направленности 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы 1. Социология системе гуманитарных и общественных наук. Структура

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

РОЛЬ ТЕАТРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Юрьева Алёна Викторовна канд. социол. наук, г. Новоуральск E-mail: Yr.Alyona @ yandex.ru ROLE OF THE THEATRE IN LIFES OF THE MODERN SCHOOLBOY Alyona Yuryeva candidate

УДК 316.35 ББК 60.543 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ Хитрин Кирилл Леонидович аспирант кафедры теории и социологии управления Уральский институт управления филиал Российской академии

И.А.Хоменко к.п.н., зав. каф. педагогики и психологии семьи (Санкт-Петербург) Экзистенциально-гуманистическая направленность подготовки специалистов к работе с семьей Современный этап развития системы

Коркина О.А., Ересько М.Н., г. Тюмень ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В процессе модернизации и динамичного

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ: МЕТОД ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ Макарова Дарья Андреевна Донской государственный технический университет Ростов-на-Дону, Россия PROGNOSIS IN DESIGN: METHOD OF ANTICIPATORY REFLECTION

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

Ведущей организации Федерального государственного бюджетного учреждения науки Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук на диссертационную работу Кара-оол Чинчи Александровны

Демонстрационный вариант и методические рекомендации по направлению «Социология» Профиль: «Прикладные методы социального анализа рынков» ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ Время выполнения задания 180 мин. ЧАСТЬ

М А Г И С Т Р А Т У Р А и А С П И Р А Н Т У Р А В.М. Сырых СОЦИОЛОГИЯ ПРАВа Учебник Пятое издание, переработанное и дополненное МОСКВА 2018 УДК 340:115(075.8) ББК 60.56я73 С95 Сырых, Владимир Михайлович.

Таким образом, эффективность и доступность информации при использовании современных электронных носителей позволяет перейти на более новый качественный уровень обучения. П. Ф. Калашников ЗНАЧЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Секция 6. Средства массовой информации региона Кавказских Минеральных Вод в информационном пространстве России (кафедра международных отношений, связей с общественностью и журналистики) О.Ф. Волочаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБЪЕДИНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЕМ Д. Вандзинскайте Н. Мажейкене В настоящее время университеты

Е. В. Полухина, аспирантка Института социологии РАН

Отвечая на вопрос, как люди воспринимают, чувствуют окружающий их мир в естественных, повседневных условиях и взаимодействии, рассмотрим специфические черты этнографических методов в социологии. Главенствующим принципом можно назвать "естественность" сбора данных; суть его заключается в следующем: чем более приближенной к повседневной жизни будет ситуация исследования, тем в большей степени собранные материалы (и их последующая интерпретация) будут отражать реальное существование вещей . Именно это объясняет методический выбор исследователей, работающих с этнографическими данными. Их задача: используя имеющийся арсенал, в деталях описать поведение и придаваемые ему смыслы обитателей изучаемой общности. При этом категория "естественность" представлена тремя равноправными элементами: 1. изучаемыми индивидами (репрезентация повседневных практик); 2. методами (не нарушающие привычные действия людей); 3. исследователем (использующим "естественные" установки, лежащие в основе исследовательской ориентации) .

Неформализованный подход к сбору и анализу полевых наблюдений, отсутствие жестких стандартов исследовательской деятельности (что в большинстве случаев является основанием для критики этнографии), - своеобразное следствие "in situ studies". Заранее невозможно знать нормы поведения, обычаи изучаемых людей, поэтому дизайн исследования всегда гибок . Специалист-исследователь в этой ситуации свободно переключается с одного метода на другой в зависимости от необходимости уточнения гипотезы, ситуации исследования. Также легко претерпевают изменения и его отношения с изучаемыми "аборигенами", тактика коммуникации в изучаемой среде.

Неформализованный подход включает в себя и т.н. "неконтролируемость" используемых методов. В полевых условиях исследователь способен только лишь фиксировать факты,

без возможности уточнения и подтверждения: естественный процесс наблюдения или беседы лимитирует возможности применения стратегии верификации гипотез [Романов П., 1996].

Этнографическое повествование отличает детальность, нарративная природа, контекстуальность. Контекстуальность описания действительности подразумевает, что произведенное описание должно быть максимально соотнесено с тем, в каких стр. 143 условиях, ситуации, на каком социальном "фоне" происходило изучаемое взаимодействие "исследователь - индивид". Многие дневниковые записи, фотографии служат основанием для воспроизведения исторического, социального, эмоционального контекста, который позволяет детальнее описать и понять действия людей. Поэтому ценность для социолога представляет практически каждое изменение в исследуемой среде. Предполагается, что если контекст не был зафиксирован, возможно производство неверной интерпретации событий и действий. Иначе говоря, понять наблюдаемые события можно только при помещении их в более широкий контекст .

Особое значение роли исследователя характерно для этнографического метода: понимание и соотнесение изучаемого явления, встраивание его в социальный контекст, взаимодействие с индивидами осуществляет непосредственно он. В рамках этнографического подхода именно ему отводится ключевая роль на протяжении всех стадий исследовательской работы. В данной традиции предполагается, что социолог готов к особому роду исследовательской рефлективности, способствующей более глубокому изучению повседневной жизни определенной группы людей .

Вопрос "рефлексивности" до сих пор остается недостаточно ясным моментом в качественной традиции. Главная идея заключается в предположении, что полученные материалы никогда не могут быть отделены от исследователя и всегда связаны с ним.

Исследователи называют данный процесс "автоэтнографией" [Шанин Т., 1999].

Собранная информация представляется особо. Привычный для позитивистской традиции термин "данные" заменяется термином "эмпирические материалы". Из этой формулировки можно вывести характеристики полученной информации - фрагментарность и разнохарактерность. Собранными материалами являются: записи в дневниках, аудио-, фото-, киноматериалы, документальные свидетельства (письма, документы) [Романов П., 1996]. При этом получение материалов осуществляется таким образом, чтобы "обследуемые" воспроизводили свое повседневное поведение. Часто сбор информации осуществляется без предварительного информирования, преимущественно на "партизанских" принципах.

Таким образом, этнографический метод в качественных исследованиях представлен своеобразным рефлексирующим подходом, где в центр помещен сам исследователь.

Собираемые им материалы об изучаемом сообществе характеризуются неформальностью и контекстуальностью подхода. На их основе социолог выстраивает детальные описания жизненного мира изучаемой общности.

Сформулированные принципы применимы на всех стадиях исследования. Практика применения данного подхода показывает, что исследование имеет следующие основные стадии:

* формулирование исследовательского вопроса или гипотезы;

* принятие решения о том, кто будет изучен и где;

* получение доступа к "полю" изучения;

* выбор исследовательской роли;

* вступление в коммуникацию с информантами;

* проведение этнографических интервью .

Эти принципы позволяют предложить типологию отечественных социологических исследований (см. рис.). Важно отметить, что подходы различаются не только на уровне формулировок исследовательских вопросов и методических стратегий, исследования различаются по количеству участников, объему изучаемой совокупности, положению исследователей относительно поля, сроку и другим параметрам. Поливариантность позволяет говорить об отсутствии единых правил в данном подходе. Определение границ и правил - самостоятельное решение исследователей.

В предлагаемой классификации российских работ ключевыми критериями для дифференциации являются "включенность/невключенность" в объект исследования, а также формальность/неформальность сбора данных. Руководствуясь этими критериями, была построена своеобразная карта применения этнографических методов в социологии.

Так, наиболее отстраненной и автономной представляется т.н. "дистанционный" метод этнографии в социологии. К этому типу можно отнести работу В. Тишкова, остававшегося вдалеке от поля исследования. Второй тип - "исследование - экспедиция".

Он представлен двумя проектами: изучение крестьянства Т. Шанина и проектом под руководством М. Рожанского. Они отличаются четкими географическими стр. 144

Рис. Типология применения этнографических методов в социологических исследованиях границами поля, значимым объемом визуальных данных (картографирование местности),

работой со свидетельствами жизни (быт, одежда, условия труда изучаемого сообщества).

Экспедиции как тип исследования характеризуются необходимостью "проживать" в поле изучения, а также наличием масштабной группы исследователей-экспедиторов.

Междисциплинарность обеспечивает возможность триангуляции - обсуждение наблюдаемых феноменов с различных научных аспектов и парадигм.

Следующий тип - "проектно-институциональный". Сюда включены исследования,

характеризуется наличием Центра как социального института, в рамках которого предусмотрена тематическая специализация. Проекты проходят, как правило, в рамках единой методологии, единого тематического приоритета. Так, проекты ИСИТО Самары посвящены трудовым отношениям, а саратовский Центр специализируется, в основном, на вопросах социальной политики. Промежуточное положение занимает НИЦ Регион (ввиду масштабного исследования по теме наркомании, он близок к типу "исследование - экспедиция"). Но последние работы НИЦ Регион позволяют говорить о специализации по тематике "Молодежь", что относит его ближе к "проектно-институциональному" типу. Отметим, что упомянутые исследовательские Центры часто опираются на количественные данные с целью подтверждения выработанных гипотез/формулирования новых. Таким образом, если в предыдущем типе исследований ("экспедиции") интерпретация характеризуется междисциплинарной триангуляцией, то в данном типе, как правило, - обращением к статическим данным.

Также промежуточное положение в данной типологизации у ЦНСИ В. Воронкова. Ввиду проведения исследований в проектном режиме его можно отнести к "проектно-институциональному" типу, но особенность методологии и интерпретации, необходимость "вживаться в шкуру информанта" позволяет отнести Санкт-Петербургских исследователей к "идентификационному" типу. Его отличает важность всецелого погружения в жизнь сообщества, эмпатия к смыслам и образу жизни информантов. Сюда же можно отнести работы американского антрополога Н. Рис и социолога стр. 145 А. Алексеева. Оба эти исследователя погружались в многолетнее изучение неизвестной культуры, становясь частью сообществ, они обрастали контактами и привязанностями, вели ежедневные записи, что сказывалось и на способе интерпретации данных (исследователь находился один на один с собой и главные выводы его работы - самоощущения). Чем длительное наблюдение по временной протяженности, тем более неформальный характер носят собираемые данные и интерпретации. Исследователь становится частью изучаемого сообщества, ему всё сложнее отличить, где заканчивается исследование и начинается реальная жизнь.

Мы выделили специфические типы исследователей:

Этнограф-журналист - например, Н. Рис наименее формально подошла к процедуре сбора данных, больше внимания уделяя фактическому материалу, что ближе жанру журналистики, нежели научному наблюдению. Супервайзер/менеджер проекта - роль характерна для "дистанционного" исследования, где сотрудник занимается скорее руководящей работой, оставляя не посещенным фактическое поле изучения, делегируя эту возможность другому. Экспедитор - исследователь определенной местности, уклада жизни. Акцент делается на сборе визуальных данных, картографировании, образе жизни и быта сообществ. Провокатор - изучение происходит путем провокации изучаемого сообщества, созданием условий, позволяющих через реакцию на провокацию понять правила и смыслы milieu. Близнец - данный тип предполагает "погружение" и постепенное сближение информантов и исследователя.

Рассмотренная карта российских исследований позволила сделать вывод о тематических приоритетах. Наиболее узкой и конкретной темой являются трудовые отношения. Также фокус применения этнографического метода в социологических исследованиях концентрируется на современных социальных проблемах - наркомания, инвалидность, этническая миграция, война - наиболее острых, но "зарытых" от взглядов исследователей. В более общем виде изучается культура как феномен определенной общности.

Список литературы

1. Романов П. В., Ярская Е. Р. Антропология профессий. Саратов. 2005. С. 14.

2. Романов П. В., Ярская Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. N 1/2. С. 161.

4. Silverman D. Qualitative Research. Theory, Method and Practice. SAGE Publications. 2002. P. 18.

5. Hammersley M. What Wrong with Ethnography. Sociology. V. 24. 1990. P. 598.

6. Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications. 2001. P. 61 - 66.

7. Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал. 1996. N 3/4. С. 141.

8. Denzin N.K. The Research Act. University of Illinois , Urbana - Champaign . 1989. P. 39. 9. Baszanger I. , Dodier N. Ethnography: Relating the Part of the Whole. Qualitative Research: Theory, Method and Practice, edited by Silverman D. London. SAGE Publications. 1997. P. 10. 10. Miller D., Jackson P., Thrift N., Holbook В., Rowlands M. Methodology. Ethnography. Vol. III. Alan Bryman. SAGE Publications. 2001. P. 61 - 63. Bruman, 1998, 61 - 63. 11. Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Second Edition. London. 1995. P. 88 - 104.

12. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. Качественные методы в полевых социологических исследованиях.

Ковалев Е. М., Штейнбер И. Е. М. Логос. 1999. С. 329.

13. Романов П. В. Процедуры, стратегии, подходы "социальной этнографии". Социологический журнал. 1996. N3/4. С. 141.

14. Marvasti A.B. Qualitative Research Sociology. SAGE Publication. 2004. P. 43. 15. Маслова О. М. Современная ситуация: Проблема совмещения количественных и качественных методов. Социология в России. М., 1966. С. 70.

16. Этнография: Учебник для студентов исторических специальностей вузов // Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высш. шк. 1982. С. 224.

М. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. "Делать знакомое неизвестным...": этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. N 1/2. С. 148. 18. Ядов В. А., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб: Норма, 2005. С. 13.

19. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2006. стр. 146 20. Максимов Б., Алексеев А. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма. 2005. С. 35.

21. Рывкина Р. В., Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 4. СПб. Норма. 2005. С. 38.

22. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2004. N3(35).

23. Воронкова В., Паченкова О., Чикадзе Е. Невидимые грани социальной реальности. К 60-летию Эдуарда Фомина // Сб.ст. по материалам полевых исследований. Выпуск 9.

24. Центр независимых социальных исследований. Официальный сайт www.cisr.ru 25. Воронков В. Существует ли этническая экономика? // Под ред. О. Бредниковой, В.

Воронкова, Е. Чикадзе. ЦНСИ. Труды. Вып. 8. СПб., 2000.

26. Hamersley M. What"s Wrong with Ethnography? Routledge. London and New York . 1992. P. 33.

27. Гончарова Н. Полевая кухня: как провести исследование. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. С. 11.

28. Рожанский М. Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты. Альманахисследование. Иркутск, 2002. С. 17.

29. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

30. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Круткин В. Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов, 2007.

31. Сайт американских научных изданий. Cornell University Press. http://www.cornellpress.cornell.edu/cup_detail.taf?ti_id=2993 32. Утехин И., Рис И. Русские разговоры: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: НЛО, 2005. С. 5.

33. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография Чеченской войны. М.: Наука, 2001.

34. Козина И. М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология 4. М., 1991. С. 65 - 90.

35. Центр социальной политики и гендерных исследований. Официальный сайт www.socpolicy.ru стр. 147

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта