Тохтахунов алимжан турсунович. Алимжан тохтахунов (тайванчик) – о себе и русской мафии (видео) Алимжан тохтахунов тайванчик и алик

Алимжан Тохтахунов

Этот человек известен многим по криминальным сводкам под прозвищем Тайванчик. Он имел отношение к самым громким афёрам нашего времени. Причём афёры эти часто были не самого безобидного характера.

Родился Алимжан Турсунович 1 января 1949 года в Ташкенте в семье врачей. В юности он серьезно увлекался футболом. И друзья по этому виду спорта дали Алимжану кличку Тайванчик, которая за ним и закрепилась.

Оставив своё увлечение футболом, Тайванчик переключился на карты. Какое-то время он занимался этим профессионально, так как у него оказался талант к игре. С этим умением он и прибыл в начале семидесятых в Москву. Здесь Алимжан оказался в «измайловской» группировке, а через какое-то время стал её главарём.

Занималась группировка в основном торговлей крадеными автомобилями, мошенничеством и наркобизнесом. При всём этом советская милиция арестовывала Алимжана всего пару раз, да и в этих случаях лишь за тунеядство и нарушение паспортного режима.

В Европе

В 1989 году Тайванчик перебрался в Германию, не забывая при этом навещать друзей в России. Кстати, среди близких знакомых Алимжана Турсуновича называют таких известных людей, как София Ротару, Иосиф Кобзон, Валентин Юдашкин, Павел Буре, Лев Лещенко, Сергей Лисовский, Марина Анисина и Наталья Захарова.

Приезд Тайванчика в Германию немцев совсем не обрадовал. К тому же уроженец Ташкента занялся здесь привычным ему делом, то есть продажей оружия Западной группы войск в арабские страны, беспошлинной торговлей видео- и аудиоаппаратурой, также он курировал игорные дома. По неофициальным данным, Тайванчик занимался реализацией антиквариата и культурных ценностей, контрабандно вывезенных из России за рубеж. Но прямых доказательств этих преступлений у немецких правоохранительных органов, как в свое время и у русских, не оказалось.

Через три с половиной года Тайванчик перебрался во Францию, где приобрёл шикарную квартиру. Французы, подозревавшие его в некоторых преступлениях, всё же не сумели предоставить доказательства своих подозрений. Но из страны его всё-таки выдворили в 1995 году под предлогом просроченной визы.

Алимжан после этого недолго жил в Израиле, где получил гражданство. А потом вновь вернулся во Францию. Там он спокойно жил до 2 июня 2000 года, пока его вновь не попросили покинуть страну. В 1998 году в докладе французской службы внешней разведки Тайванчик значился как «главарь преступной организации», «посредник высокого полета»…

Тайванчик выехал в Италию, чтобы поселиться на собственной вилле Форте-дель-Марни. Там его и арестовали 1 августа 2002 года.

Скандал на Олимпиаде

Причиной ареста в Италии стал нашумевший скандал с подкупом судей на одной из зимних Олимпиад, тогда Тайванчик решил заработать на спорте.

Ему было предъявлено обвинение в подкупе судей и подтасовке результатов судейства в соревнованиях по фигурному катанию на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. В совокупности Алику грозило тюремное заключение сроком до 7 лет и большой штраф.

Суд утверждал, что Тайванчик был в сговоре с французскими деятелями спорта для того, чтобы, обеспечив французской паре Анисина - Пейзера золотую медаль, получить французское гражданство.

Инициировали скандал канадцы Жаме Сале и Давид Пелетье, занявшие второе место. Неприятная история завершилась вручением второго комплекта золотых медалей и дисквалификацией советом Международного союза конькобежцев на три года французского судьи Ле Гуня и президента французской федерации фигурного катания Дидье Галаге.

В феврале, когда проходила Олимпиада, итальянцы перехватили несколько разговоров, имевших отношение к судейству на Играх, и сообщили об этом американцам.

Окружной суд Манхэттена предъявил Тайванчику заочное обвинение по пяти статьям. Но история закончилась довольно неожиданно: 5 пунктов обвинения ФБР не сошлись с обвинениями итальянских правоохранительных органов. Все доказательства виновности Тохтахунова были основаны на записях его разговоров, которые суд посчитал недостаточно веским доказательством его вины. А других улик у властей США не оказалось. В результате Тайванчик оказался на свободе.

Сразу после освобождения Тайванчик получил изъятый у него российский паспорт. Затем он обратился в консульство и уже через месяц получил разрешение въехать в Россию.

Знаменитые мошенники

Мошенниками становятся люди, которые ищут добычу без особых затрат и усилий. Существует огромное количество всевозможных способов отъема денег. Опасность встреч с аферистами подстерегает на каждом шагу любого из нас. Это несомненный факт, в который до поры до времени мало кто хочет верить.

Вся история человечество - это история различных скандалов. В ряде случаев мошенники демонстрировали невероятную фантазию и талант. Причем с каждым разом, они проявляли изобретательность и придумывали новые, более изощренные способы отъема денег у наивных людей: кому-то удавалось незаконно занять трон и править страной, кто-то придумывал новую веру, а кто-то продавал то, что им не принадлежит (достаточно вспомнить Люстига, умудрившегося дважды продать Эйфелеву башню).

Изобретательность преступников порой не знает границ, и история знает таких мошенников, плутов и самозванцев, чьи аферы ужасают и восхищают одновременно. Восхищают, потому что это по-своему талантливые люди. Их бы мастерство, да в мирных целях…


15.05.2013

Обозреватель «Совершенно секретно» Лариса Кислинская стала первым журналистом, с которым поделился секретами своей скандальной биографии Алимжан Тохтахунов, он же Тайванчик. дело было в 1999 году

«Зла я на вас не держу: такая реклама мне, картежнику! Будто бы я – «смотрящий» Япончика по Европе, – говорил мне Алик Тохтахунов в октябре 1999 года, когда мы встретились в Париже. Я подготовила к публикации свой материал сразу после парижской встречи. Но наш главный редактор Артем Боровик посчитал, что Тайванчик выглядит уж слишком положительным и читатели не поверят. Мою статью отложили. А спустя два с половиной года Алик стал главным действующим лицом всех без исключения мировых СМИ. И вот что любопытно: с начала скандала и до сегодняшнего дня никто (за исключением двух человек, о которых чуть позже) о нем плохо не говорил.

«Такие, как я, уже уходящая натура, – сказал как-то Алик, позвонив из Парижа. – Развалили страну, кругом одни бандиты, воры, а пишут про меня, хотя я с 1989 года не приезжал на родину, которая для меня как была тогда Советским Союзом, так и осталась». Еще один звонок – после публикации в газете «Версия» о безумствах «новых русских» на Лазурном берегу (22–28 августа 2000 года). «Почему пишут обо мне, когда я невъездной в Монако?» – удивлялся Алик. Его действительно туда не пускают – он выиграл в карты у монакского принца миллион долларов. «Может быть, рассказать об этом главному редактору «Версии»? – спрашивал Алик. – А как мне ему представиться: по фамилии или сказать, что я Тайванчик?..»

Добрый парижский гений

Слова о родине, которые могут показаться слишком патетическими, для Алика вполне естественны. Во Франции (и в Италии, видимо, также) он совершенно не вписался в местную жизнь. Словарного запаса хватало лишь на то, чтобы сделать заказ в ресторане, а дома, вооружившись множеством спутниковых тарелок, смотрел все российские программы. В одном из интервью после ареста Тайванчика Никита Михалков сказал: «Хоть кто-то заботится о наших спортсменах». А писательнице Дарье Донцовой ясно одно: «Тохтахунов – патриот, если действительно способствовал победе наших спортсменов». Похожие отклики приходилось слышать и раньше – от звезд эстрады. «Таких поклонников в мире искусства можно пересчитать по пальцам одной руки, и иметь их – большое счастье», – уверяет Алла Пугачева. Вот какую историю рассказал мне сам Алик.

Когда закончилось очередное представление в знаменитом парижском варьете «Лидо» и в зале загорелся свет, со сцены объявили: «Сегодня у нас в гостях великая русская певица Алла Пугачева». Зал взорвался аплодисментами, и к примадонне выстроилась огромная очередь за автографом. Позже Алла Борисовна называла этот вечер одним из самых счастливых в своей жизни и благодарила за него своего спутника, Алимжана Тохтахунова: «добрый парижский гений», как она называет его, решает в столице Франции все ее проблемы.

И в то же время Тохтахунов по кличке Тайванчик во многих газетных публикациях всегда фигурировал как «известный криминальный авторитет», а сейчас заместитель начальника венецианского регионального отделения финансовой полиции Италии полковник Джованни Майнольфи, давший недавно пресс-конференцию, назвал его «ключевой фигурой восточного преступного сообщества», действующего на территории Италии. Он также сообщил, что арест г-на Тохтахунова был проведен в рамках операции «Восточные деньги», осуществляемой спецслужбами Италии в сотрудничестве с Интерполом и ФБР. По словам представителя финансовой полиции, «за Тохтахуновым давно следили, подозревая его в незаконных финансовых операциях, а вовсе не в давлении на олимпийских судей».

Из катал в авторитеты

Самое любопытное, что в России в оперативных милицейских базах на Тайванчика ничего нет. И ладно бы сейчас, когда после грандиозного скандала никто из официальных лиц МВД РФ не прокомментировал ситуацию, да и базы эти в связи с ликвидацией и реорганизацией подразделений по борьбе с оргпреступностью, возможно, сильно «похудели». Ничего не было и осенью 1999 года, когда перед отъездом в Париж я хотела получить официальный комментарий.

нальный сыщик, долгие годы служил в МУРе, а затем возглавил московский РУБОП.

После этого Алик в свойственной ему лаконичной манере заявил: Рушайло его публично отмыл и тем самым развязал ему руки. Что на самом деле имел в виду министр, объяснили его заместители. Слова Тайванчика, у которого не было публичных толкователей, означали, что министр не подтвердил обвинений в его адрес и теперь он может жить и работать спокойно.

Среди поколения 40–45-летних сыщиков, многие из которых занимали в 1999 году руководящие посты, не нашлось людей, которым приходилось бы общаться с Тайванчиком, тем более с 1989 года он живет за границей.

Сыщики, знавшие его, давно уже на пенсии. Но все же некоторых мне удалось найти, и все они отзывались об Алике с большой теплотой. «Увидите, передавайте привет», – попросил легендарный Сергей Федорович Кожанов, возглавлявший одно из подразделений по борьбе с оргпреступностью в МВД СССР. «Этот парень никогда не был вредным и мог отдать нуждающемуся последнюю рубаху» – так охарактеризовал Тохтахунова другой профессионал, бывший сыщик МУРа.
«Картежники входили в сферу интересов оперативников, занимавшихся мошенниками – элитой преступного мира. Но не надо путать профессионалов и игроков в «три наперстка». Тайванчик производил на меня впечатление очень славного парня», – сказал ветеран МУРа и московского РУБОПа Александр Комаров.
О том, что между именем, данным человеку при рождении, его характером и дальнейшей судьбой есть удивительная связь, писали многие философы и ученые. Кто-то высказал мысль, что на судьбу человека влияет и данная ему в детстве или юности кличка. Судьба Тохтахунова – яркий тому пример, ведь сразу кажется, что Тайванчик – это по крайней мере младший брат Япончика. Да и другой родоначальник нашей организованной преступности имел кличку из той же «восточной» серии – Монгол.

«И Монгола (ныне покойного), и Япончика я, конечно, встречал, знал, так как все воры в законе играли в карты и к нам относились, как к равным, – рассказывал Алик. – Я выигрывал порой огромные деньги и, естественно, вносил свою долю в воровской общак. Но не более. Никаких общих дел у меня с ними не было».
Родился Алик 1 января 1949 года в Ташкенте, в интеллигентной семье. Учился в русской школе, играл в футбол и в конце 1960-х годов даже выступал как профессиональный игрок в «Пахтакоре». Там и получил кличку Тайванчик. В карты начал играть тогда же. Он говорил, что ему это нравилось, к тому же он видел, что все ташкентские игроки были людьми очень состоятельными.

В 1968-м Алик был призван в армию. Служил он в ЦСКА помощником администратора команды. Вечерами и ночами играл, но не в футбол. В то время мир игроков был особым миром. Встречались на катранах, чаще всего играли в парке имени Ф.Э. Дзержинского в Останкине. Под таких сильных игроков, как Тайванчик, специально подбирали партнеров.

«Мы не занимались мошенничеством, играли только с серьезными людьми, профессионалами. Среди них – не только воры в законе, но и ученые, офицеры, артисты. Эпоха таких игроков сейчас кончилась. Мы верили проигравшим на слово. Карточный долг – долг чести, его всегда отдавали. Убийства за долг – единичные случаи того времени, да и происходили они только в кругу тех, кто играл по мелочам, мы же играли по-крупному», – рассказывал Алик.

Очевидцы уверяют, что Алик был феноменальным игроком и чаще всего выигрывал. Безусловно, это были колоссальные по тем временам деньги (средняя зарплата сто рублей, на рубль можно было спокойно прожить день) – до полумиллиона рублей. Но эти деньги тут же уходили – Алик всегда заказывал стол для всех присутствующих. Один из участников этих застолий, убитый в январе этого года директор ресторана «Пекин», его друг Константин Георгиев рассказывал: если они вдвоем в те времена садились ужинать, то вскоре к их компании присоединялись еще человек пятьдесят и Алик всех угощал. За эту широту и щедрость ему отвечали добрым отношением: однажды, когда Алик проиграл крупную сумму и должен был срочно отдать карточный долг, весь московский бомонд и даже «центровые» проститутки собрали эти деньги. Правда, сам Алик от этой истории активно открещивался.

Любопытно в свете последних событий выглядит одна давняя история. Анна Саед-Шах вспоминает, как Алик, прочитав ее стихи, пообещал, что они станут шлягером и исполнять его будут самые-самые. Начинающая поэтесса не поверила, но вскоре услышала по радио свою песню в исполнении известной певицы Софии Ротару, с которой Алик дружит до сих пор. Музыку же к стихам написал сам Давид Тухманов.

«Где он сейчас, мой бескорыстный продюсер, Алик Тайванчик?» – написала Анна Саед-Шах в одной из московских газет.

«Я так плакал, когда прочитал это, – рассказывает Алик, – и мы с Аней вновь увиделись». Алик вообще не стесняется своих слез: он искренне плакал, когда хоронили Раису Горбачеву, когда сообщали о взорванных в Москве жилых домах.

Кроме известного шлягера «В доме моем», Анна Саед-Шах и Давид Тухманов написали еще немало песен. Одна из них была посвящена 50-летнему юбилею Алимжана Тохтахунова. Тогда, 1 января 1999 года, в Париж из Москвы приехали известные певицы и певцы, композиторы, художники, артисты, модельеры, спортсмены.

«Прошу у Бога совсем немного – глоток свободы, глоток вина. К моим друзьям далека дорога, к врагам моим коротка она» – эту песню, по замыслу авторов, должен был спеть сам юбиляр, но не смог, не вытянул, и теперь она звучит у него дома в записи в исполнении Давида Тухманова.

Тайванчик глазами Кобзона

«Первый срок я получил в 1972 году за нарушение паспортного режима, – рассказывает Алик. – Я уже был женат, но из Ташкента не выписывался, чтобы квартира не пропала. Поэтому у меня, как у иногороднего, проживающего в Москве, отобрали две подписки, а на третий раз посадили. Дали год. Три месяца отсидел, все остальное – стройки народного хозяйства. Очень тогда помог Иосиф Кобзон».

«Мы знакомы почти тридцать лет, – рассказывал мне Иосиф Давыдович Кобзон. – Сначала Алик пришел на концерт в Сочи и вручил совершенно невероятные цветы. Потом на пляже попросил разрешения угостить пивом и цыплятами «табака». Так за пивом и познакомились. Он мне очень понравился. Уже позже мне говорили: зачем он тебе, откажись. Я плевать хотел на эти советы. Он фантастический человек. Вот ярко характеризующий его пример. В парижском аэропорту Алик встретил плачущую русскую девушку – она опоздала на самолет, а денег, чтобы доплатить за перерегистрацию на следующий рейс и еще на день жизни в Париже, у нее уже не было. Алик не просто доплатил ей за билет, но и оплатил номер в гостинице. Совершенно незнакомому человеку.

Когда Алика первый раз посадили, мы в Сочи с Юрием Антоновым дали концерт для сотрудников милиции. Не помогло. В Москве я обратился к руководству МВД СССР. «Такой человек, а просите за каталу», – сказали мне. Для меня он не катала, а нормальный парень. Потом срок удалось сократить. Он картежник, а вы, журналисты, превратили его в преступника».

Как рассказывал Алик, Иосиф Давыдович активно помогал и во второй раз: в 1985 году Тохтахунов был осужден за тунеядство. Московские друзья сейчас говорят, что все беды Алика из-за конфликта с ташкентским участковым, который, перебравшись в столицу и став влиятельной фигурой в МВД СССР, обещал Алика «засадить» и слово свое сдержал. Алик же считает, что он попал в очередную «кампанию» – возглавивший тогда МВД СССР чекист Федорчук заявил, что он посадит всех «авторитетов». На суде Алик сказал, что он не тунеядец, так как сидит дома с ребенком, а жена работает секретарем у Давида Тухманова и получает пятьсот рублей. Этих денег им хватает. Но это не помогло. «Мне потом говорили, что я мог бы устроиться на работу фиктивно. А зачем? Так я один пострадал, а если бы была фиктивная справка, могли пострадать другие. Ничего, отсидел, в тюрьме плел сеточки. – Алик сделал замысловатый жест тонкими длинными пальцами. – В 1986 году, когда освободился, еще играл, на это и жил. А потом, когда начались кооперативы, рэкет, в 1989 году уехал за границу».
Три года Тайванчик жил в Германии. Первое время жилось там несладко: Иосиф Кобзон говорит, что денег и на продукты не всегда хватало. Оперативник-пенсионер, с которым я общалась, подтверждает, что действительно иногда нечем было платить за телефон.

Когда начался вывод наших войск из Германии, Алик со знакомым московским бизнесменом собрался строить дома для военнослужащих. Но приятель умер. Опять помог Иосиф Кобзон: познакомил со своими партнерами. И Алик занялся бизнесом – обеспечивал товарами армейские магазины. В это время в Германии начались вооруженные разборки наших «авторитетов». Некоторые из них встречались с Аликом. «Я его предупреждал: абстрагируйся от них, не общайся, – говорит Кобзон. – Но он уже попал в поле зрения полиции, и из Германии пришлось уехать».

К этому времени Алик развелся с женой Татьяной. Почему, он не говорит даже лучшим друзьям. О Татьяне всегда отзывается очень хорошо. Потом женился на гражданке Израиля, но вскоре она умерла, и овдовевший Алик переехал в Париж, где был принят в деловых кругах соотечественников, занялся бизнесом. На момент нашей встречи, по словам Тохтахунова, у него было две фирмы: одна специализировалась на поставке в Россию продуктов питания из Франции, другая – на помощи нашей культуре и шоу-бизнесу, к которому Алик тяготел всегда. Сейчас прошло сообщение, что позже Тохтахунов заключил брак сначала с француженкой, а потом с итальянкой. ФБР хочет сейчас предъявить ему обвинение в том, что браки фиктивные. Но при чем тут США?

Публикации, что Алимжан Тохтахунов в «авторитете», сыграли двоякую роль: с одной стороны, внимание французской полиции, с другой – наши бизнесмены считали, если с ними Тайванчик, то опасаться криминальных наездов не стоит. «Так же благодаря вам думают и обо мне», – не удержался от ехидного замечания Иосиф Давыдович Кобзон, рассказывая мне о Тайванчике в октябре 1999 года.

«Франция – страна работающих законов, – говорит Алик. – Я сначала допустил ошибку – купил дорогую квартиру в престижном районе, потом еще были нарушения паспортно-визового режима, когда ездил за границу как турист. Началась слежка, и порой приходилось по десять дней не выходить из дома. В местной тюрьме тоже пришлось посидеть вместе с неграми. Я был там самый белый. Высылали меня в Израиль, хотя я имею во Франции недвижимость. Сейчас мы с адвокатами доказали: деньги на квартиру заработаны законным путем, налоги я плачу исправно, ничем противозаконным не занимаюсь, но тем не менее вида на жительство мне не дают, хотя живу здесь семь лет».

«Не хотите вернуться в Россию?» – спросила я. «Мне сложно будет найти свое место там. Отсюда проще вести дела, здесь я приношу больше пользы. Ничто не мешает мне любить родину отсюда, стараться помочь ей», – ответил Алик.

Главное – родине помочь

Родине помочь – это не просто высокопарные слова. За благотворительную деятельность Алимжан Тохтахунов был награжден летом 1999 года орденом святого Константина Великого. Кавалерами этого международного ордена были Петр Первый, Александр Суворов, меценаты Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Среди его нынешних кавалеров – академик Дмитрий Лихачев, Юрий Лужков, Зураб Церетели, Иосиф Кобзон, Илья Глазунов. На этом фоне попробуйте произнести – Тайванчик. Получится забавно.

Фирма Тохтахунова пожертвовала деньги на издание книги о святом Константине Великом и спонсировала миссию памяти в тунисском городе Бизерте, где в 1920–1924 годах тысячи русских моряков – вынужденных эмигрантов – жили на кораблях русского императорского флота. В программе российского отделения ордена – создание памятника русским морякам в Бизерте, издание книги воспоминаний. Когда я уезжала из Парижа, Алик собирался в Бизерту – приводить в порядок могилы русских моряков.

А еще мы посетили Российский центр науки и культуры (РЦНК) в Париже, где проходил вечер памяти Ивана Бунина. Его также спонсировала фирма Алика. Следующий вечер там собирались посвятить Михаилу Булгакову.

В РЦНК я познакомилась с людьми удивительно трагической судьбы. Четырнадцатилетний Андрей Латыпов – бывший беспризорник – воевал в Чечне как сын полка. Он горел в машине, когда спасал своего товарища. Товарищ умер, а у Андрея полностью обгорело лицо, сгорели кисти рук. Великая княгиня Леонида Георгиевна помогла найти деньги на лечение несчастного мальчика в Париже. Но деньги нашлись только на лечение, и если бы не Алик, то Андрею и его опекуну Сергею не на что было бы жить во Франции.

Алик вообще очень любит детей. Его старший сын – врач. Внучке сейчас уже восемь лет. Помогал Алик и внебрачному сыну Диме, которому нужно было сделать сложную операцию (он живет в Ташкенте). Когда умер брат Алика, он удочерил племянницу, и она некоторое время жила в Париже. Но одинокому мужчине было тяжело воспитывать маленькую девочку, поэтому она вернулась в Ташкент. Алик ее полностью содержит.

Но больше всех Алик любит свою дочь Лолу. Она балерина Большого театра, часто гостит у отца и во время ареста в Италии тоже была в доме. «Самый большой фанат Лолы – это ее отец, – говорит известная актриса Анастасия Вертинская. – Он ее обожает и, хотя он в Париже, а она в Москве, знает о каждом ее шаге».
Благотворительность – это не только помощь деньгами, это и внимание к людям. Вспоминаю такую историю, рассказанную Аликом. В 1998 году на чемпионат мира по футболу во Франции приехал его тренер из Ташкента Сергей Артемович Арутюнов. Алик сказал Вячеславу Колоскову, президенту Федерации футбола России: «Хорошо бы старику дать грамоту, он столько футболистов подготовил в сборную СССР». Когда посчитали, оказалось, что пятьдесят человек подготовил. Арутюнову во время проведения чемпионата была вручена золотая медаль ФИФА.

Анастасия Вертинская, человек с безупречной репутацией, хотела подготовить для ОРТ передачу с Аликом для своего цикла «Другие берега». Ей тогда не разрешили. «Другие берега» – это не только люди издалека, главное – это люди со своим мировоззрением, – рассказывает Вертинская. – А Алик – именно такой: он оригинально мыслит, сразу чувствует людей, метко и просто их характеризует. Его жизнь – это драма человека, на которого навесили несправедливый ярлык, а я вижу, что он другой. У тех людей, к которым его кто-то пытается причислить, мертвая хватка. А он чуткий, осторожный, внимательный, помогает всем людям.
Я долгое время преподавала в Париже и тогда познакомилась с Аликом. Помню, простудилась, лежу в гостинице. И тут звонок из Лондона – это Алик. Он слышит мой простуженный голос и говорит: немедленно выбрось все лекарства, я пришлю к тебе своего водителя, он все привезет. Через сорок минут приехал человек от Алика с мешком лекарств. И хотя я не была обделена вниманием в Париже, это произвело на меня большое впечатление».

С семьей Вертинских у Алика прекрасные отношения. Помню, мы с Аликом пили чай в его прекрасной парижской квартире, в 16-м округе, где живут богатые французские буржуа, в доме, где раньше жила Софи Лорен, где имеет квартиру Кристиан Диор, а рядом было жилище Саддама Хусейна – особняк, который принадлежал королеве Марго, Маргарите Наваррской. Только я собралась включить диктофон, звонок в дверь – очередные гости: на минутку забежала дочь Марианны Вертинской с мужем.

«Давайте без диктофона», – сказал Алик, когда они ушли. И я поняла, почему при диктофоне он становится немногословным, теряется, – возникает эффект допроса.

«Обязательно запишите: сейчас я вместе с продюсером из Германии Михаилом Фридманом готовлю в Париже концерт Аллы Пугачевой – она как раз собирается совершить евротурне. Еще мечтаю стать продюсером фильма про Узбекистан. Про узбеков никто ничего не знает, а так узнали бы все. Вот если бы снять фильм, в котором бы играли звезды мировой величины. Софи Лорен, например», – мечтал тогда Тохтахунов. Замечу: одна его мечта сбылась – после того как он стал главной криминальной сенсацией минувшего лета, про узбеков все-таки узнали.

…Перечитывая написанное несколько лет назад, ловлю себя на мысли – Алик так и остался советским узбеком: он жил на родине в те годы, когда главным принципом существования было понятие «ты – мне, я – тебе». Человек с деньгами и связями, он мог в СССР все: достать билет на любой спектакль, спокойно пройти в любой ресторан, даже если он закрыт на спецобслуживание. Такой случай, например, произошел в Ялте, где в одном из ресторанов гуляла Галина Брежнева с друзьями и «посторонним вход был воспрещен».

По этой сложившейся привычке он мог обещать и золотые медали нашей сборной. Он такой. Если едет в Монте-Карло, то играет в карты с принцем. Если собирается жить в Париже, то с видом на Эйфелеву башню. «Я тогда не знал, что башня видна только из мансард бедных домов», – рассказывал Алик. Друзья долго мучились, прежде чем подобрали ему квартиру – и Эйфелева башня рядом, и Булонский лес, и королева Марго жила когда-то неподалеку.
Отдельная история о его отношении к любимым женщинам. В этом случае чаще всего вспоминают Софию Ротару, говорят о шубе из чернобурки до пят, которую Алик ей подарил, когда у нас любой человек в джинсах считался интересным.

В свое время Ротару имела серьезный разговор с бывшим тогда министром внутренних дел Федорчуком: «Я потребовала, чтобы мне предъявили доказательства вины Алика. Министр вынужден был признаться, что особенного компромата у МВД на Тайванчика нет».

Один из московских друзей Алика рассказывал, как тот пытался добиться благосклонности нашей супермодели, влюбленной в какого-то красавца. Алик уверял ее, что тот «голубой» и просто тянет у нее деньги. Девушка потребовала доказательств. И вот Алик из Парижа организовал в Москве «работу», которой позавидовала бы любая спецслужба. Вскоре перед моделью лежали фотографии ее любимого в интерьерах известного клуба для гомосексуалистов и недвусмысленных контактов красавца с другими красавцами.

В качестве доказательства вины Алика в том, что он пытался повлиять на результаты Олимпиады, американцы приводят такие слова Тохтахунова, сказанные матери Марины Анисиной: «Мы сделаем вашу дочь чемпионкой». Услышав это, я вспомнила другие слова Алика. Когда мы прощались, он сказал: «Зря вы про Бориса Иванюженкова написали плохо, он хороший парень. Мы его министром сделали». Расшифровываю: в газете «Совершенно секретно» (1999 год, № 9) в статье «Должность – министр, оперативная категория – авторитет» я рассказала, что в должности министра спорта утвержден бывший подольский борец, значившийся в оперативных милицейских базах данных как «авторитет» организованного преступного сообщества по кличке Ротан. Нет смысла комментировать сейчас этот факт: Иванюженков уже не министр. Ключевая фраза здесь – «мы его министром сделали».

Можно ли к этим словам относиться так серьезно?..

Помня просьбу Артема, пытаюсь найти и отрицательные отзывы о Тайванчике. На арест Алика тут же откликнулся всезнающий «политбеженец» Александр Литвиненко, мол, расскажет т-а-к-о-е! Надо заметить, что Литвиненко, разносящему сейчас почту в Лондоне, видимо, очень скучно, и он откликается на все. Один из экс-коллег бывшего подполковника ФСБ охарактеризовал его так: «Литвиненко просто больной на голову человек, параноик. А что еще можно сказать о человеке, который записывал на диктофон свою жену, коллег, друзей, генерала, которому подчинялся, ходил к начальству с рапортами по каким-то мифическим делам?»

Бывший председатель Национального фонда спорта РФ Борис Федоров в свое время утверждал, что Тайванчик и его измайловские бойцы шантажировали Шамиля Тарпищева. «У них появился эксклюзив на Тарпищева. Что они говорили, то тот и делал. Дошло до того, что между ним и мною разборками занялись бандиты. Я с женой приезжаю на «Тур де Франс», ко мне подходят Тайвань, Самсон Миравский, Лева Черепов и шесть часов устраивают разбор: почему я мешаю, почему я деньги не плачу? Раз в месяц он тянет меня на какие-то разборки», – уверял Федоров.

Спорт всегда был главной страстью Тайванчика. Алик вместе со Львом Черным (Тайванчик учился в одной школе вместе с нынешним алюминиевым королем Михаилом Черным, с которым имеет общий бизнес до сих пор) помогали нашей сборной по теннису, когда их попросил об этом Шамиль Тарпищев. Как говорил в одном из интервью Лев Черной, имея в виду себя и Тохтахунова: «Мы и раньше спонсировали российских футболистов и теннисистов, входили в группы поддержки».

Прочитав интервью Льва Черного, я поняла, что придуманная мною шутка, что наша сборная по футболу проиграла, потому что была не знакома с Тайванчиком, неудачна. Вот, если бы мы выиграли, тогда бы в этом тоже могли «обвинить» Тохтахунова.


Авторы: Имя при рождении Алимжан Турсунович Тохтахунов Дата рождения 1 января (1949-01-01 ) (70 лет) Место рождения Ташкент , Узбекская ССР Гражданство Россия Россия , Израиль Израиль Род деятельности бизнесмен

Известен также как «Тайванчик» и «Алик» . В российских и западных СМИ Тохтахунов упоминается как один из крупнейших криминальных авторитетов России . Входил в первую десятку лиц, разыскиваемых ФБР . По состоянию на 2012 год находился в розыскном списке Интерпола .

На сайте Государственного Департамента США размещена ориентировка «Бюро по международной борьбе с наркотиками и обеспечения правоохранительной деятельности» на Алимжана Тохтахунова с указанием основных примет и обещанным вознаграждением до 4 млн. долл. за предоставление информации, позволяющей осуществить задержание и передачу его в руки правосудия .

Биография

Ранние годы

Алимжан Тохтахунов молодость провёл в Ташкенте , где в школьные годы познакомился с такими людьми, как будущий алюминиевый олигарх Михаил Черной , будущий капитан сборной России по теннису Шамиль Тарпищев . В молодые годы увлекался футболом и играл за дубль команды «Пахтакор ». Позже был администратором ташкентской команды и столичного ЦСКА .

Карты

В 1980-х годах профессионально занимался карточной игрой и являлся одним из легендарных «катал » позднесоветского периода . Во времена СССР Тохтахунов отбывал тюремный срок по статье за тунеядство , в заключении познакомился со многими ворами в законе , все они были, по оценке Тайванчика, «незаурядными, интересными людьми » . Является одним из отцов-основателей Измайловской ОПГ .

Эмиграция

Внешние изображения
Алимжан Тохтахунов с коллегами, 1990-е годы

Зимняя Олимпиада 2002

Снова в России

22 июля 2003 года Тохтахунов вернулся в Москву. В России со стороны правоохранительных органов претензий к нему не было.

Занимается бизнесом и благотворительностью, выпускает журналы «Отечественный футбол» и «Спорт и мода» . Президент Отечественного футбольного фонда .

Второго июня 2013 года газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала статью о Тохтахунове под характерным заголовком «В России живет светской жизнью; в Америке находится в розыске» .

По данным новостного агентства ABC News , «Тохтахунов оказался вовлечён в проводимое ФБР расследование «сложной российской сети отмывания денег организованной преступности, управление которой осуществлялось из блока 63A башни Трамп-тауэр в Нью-Йорке ». Результатом расследования ФБР явился обвинительный акт Федерального большого жюри, в котором перечислены свыше 30 человек, включая Тохтахунова. Тохтахунов избежал ареста и по настоящее время числится "беглецом от американского правосудия".

В искусстве

Личная жизнь

Алимжан Тохтахунов - автор книги «Мой шёлковый путь» , в которой откровенно рассказал о своей жизни, увлечении карточными играми , «кодексе чести» картёжника, особенностях игры и взаимоотношений между игроками в разных странах. Около 15 лет он прожил за границей. С конца 1990-х годов в карты Алимжан уже профессионально не играет.

У Тохтахунова есть двое взрослых детей: дочь Лола, балерина, живущая в США, которую Алимжан всегда называет своей любимой дочерью; а также внебрачный сын Дмитрий, живущий в Москве. От него имеются внуки .

В 2012 году у 63-летнего Тохтахунова родились две дочери-близнецы Екатерина и Елизавета от связи с 24-летней студенткой Финансовой академии Юлией Малик .

По состоянию на 2013 год Тохтахунов живёт в посёлке Переделкино .

Образ в кинематографе

Примечания

  1. Ўзбекистонлик «Тайванчик» Форбс жиноятчилар рўйхатида бешинчи ўринда
  2. Тохтахунов («Тайванчик») Алимжан
  3. Алла Тучкова. Золото Тайванчика (неопр.) . Независимая газета (2 августа 2002). Дата обращения 14 августа 2010. Архивировано 18 марта 2012 года.
  4. Тайванчик отказался добровольно сдаться ФБР (неопр.) .
Алимжан Турсунович Тохтахунов (также известен как Тайванчик) – российский бизнесмен и меценат, заслуженный тренер России по борьбе. В настоящее время является президентом «Отечественного футбольного фонда».

Ранние годы

Будущий бизнесмен появился на свет в Ташкенте в ночь на 1 января 1949 года. Был ребёнком из обычной семьи советских врачей.

Прозвище «Тайванчик» родилось в дворовой футбольной команде. В средней школе мальчик какое-то время играл за юношеский «Пахтакор», позже работал администратором в ЦСКА, помогая известному советскому тренеру Всеволоду Боброву, но в итоге бросил спорт и увлекся карточными играми. Тем не менее, любовь к футболу у него осталась – через много лет он возглавил благотворительный «Отечественный футбольный фонд».


После школы Алимжан переехал из Ташкента в Москву, где завёл много полезных знакомств и быстро набрал популярность как талантливый игрок в карты.

Переезд за границу

В самом конце 1980-х годов, в разгар перестройки, Алимжан Тохтахунов покинул СССР и переехал в Германию, где прожил три года. Всё это время он занимался предпринимательством – продавал немецкую продукцию (компьютеры, видеоаппаратуру) на российском рынке.

В 1993 году Алимжан решил снова сменить место жительства и переехал во Францию. В Париже бизнесмен продолжил предпринимательскую деятельность и жил там до 2001 года.

В 2001 году переехал в Италию, где летом 2002 был арестован итальянской полицией по делу об олимпийских медалях российских фигуристов в Солт-Лейк-Сити. ФБР пыталось инкриминировать ему подкуп спортивных судей. Больше десяти месяцев Тохтахунов провёл в венецианской тюрьме, но дело закрыли даже без передачи в суд. Собственное расследование международного Олимпийского Комитета подтвердило непричастность бизнесмена и в 2003-ом освобождённый из под итальянской стражи Алимжан Тохтахунов перебрался в Москву.

Российские правоохранительные органы не имели к нему никаких претензий. Но США ещё не раз напоминали о себе, например, включив Алимжана в список самых разыскиваемых преступников по версии ФБР, наряду с лидерами Талибана. Спецслужбы штатов до сих пор охотятся за Тохтахуновым. Сам бизнесмен связывает это с первыми серьёзными попытками американского давления на Россию. Об этом и многом другом он, в частности, рассказал в интервью политконсультанту Алексею Нарицину.

Интервью Алимжана Тохтахунова

Алимжан Тохтахунов подчёркивает, что все обвинения в связях с мафией и преступным миром выдуманы недобросовестными журналистами. Юристы бизнесмена регулярно выигрывают суды о клевете с российскими и международными СМИ.

Писательская деятельность

В конце 2000-х годов Алимжан Турсунович решил изложить свой жизненный путь в мемуарах. В 2008 году опубликована его автобиография «Мой шёлковый путь», в которой, по его собственным словам, он рассказал совершенно правдивую историю своей жизни. Название книги – отсылка к деятельности венецианского путешественника и купца Марко Поло.


В 2010 году из-под пера Тохтахунова вышла ещё одна книга – «Ангел от Кутюр». Это произведение написано в, казалось бы, неожиданном для Алимжана жанре любовного романа. Сам автор признаётся, что черпал вдохновение из работ французской писательницы Франсуазы Саган.

Третья книга Алимжана Тахтохунова называется просто – «Красавчик».

Личная жизнь Алимжана Тохтахунова

У Алимжана Тохтахунова пять детей и пять внуков. Старший сын Михаил – кандидат медицинских наук, а его дочь продолжила династию и окончила медицинский. Старшая дочь Лола Кочеткова (1993 г.р.) – балерина, выпускница балетмейстерского факультета ГИТИС.

В 2012 году Алимжан Тохтахунов завёл роман с молодой студенткой Юлией Малик, которая подарила ему близняшек Катю и Лизу.


Известно, что у Алимжана много друзей и знакомых среди представителей российского шоу-бизнеса. Алла Пугачёва называет его своим хорошим другом – в интервью она признавалась, что постоянно общается с Тохтахуновым, когда отдыхает в Париже.

Другие известные люди из его окружения: модельер

Преисполнившись тревогой за судьбу соотечественников - фигурантов списков Магницкого и Ходорковского , которых мировая закулиса намерена лишить въезда в Америку и Европу, колумнистки GQ навестили Алимдажана Тохтахунова , авторитетного человека, уже восемь лет не имеющего возможности покидать пределы родины, так как все эти годы его разыскивает Интерпол. Девушки расспросили г-на Тохтахунова о жизни "по понятиям" и о том, страшно ли это - отдыхать в Сочи.

Собчак Алимжан, можно сразу вопрос в лоб? Правда ли, что в течение многих лет вы не можете выехать из нашей страны и вам закрыт въезд в Америку?

Тохтахунов Не только в Америку. Мне перекрыт въезд во весь мир. Уже восемь лет не могу никуда выехать, потому что уголовное дело, которое завели американцы, не закрыто.

Соколова То есть вы находитесь в международном розыске?

Тохтахунов Типа того.

Собчак То есть последние восемь лет вы проводите отпуск в России?

Тохтахунов Да.

Собчак Где вам больше всего нравится отдыхать?

Тохтахунов Честно говоря, я особенно никуда не выезжаю из Москвы. В Киев я сейчас стал ездить, потому что пришёл Янукович .

Собчак Я знаю, вы в Сочи часто бывали.

Тохтахунов Да, несколько раз был, сейчас не езжу, потому что не очень понравилось мне.

Собчак А что не понравилось?

Тохтахунов Еда не понравилась. Я привык в Москве питаться хорошо, в хороших ресторанах. Там пока ничего нет, но надеюсь, что будет ближе к Олимпиаде .

Собчак Мы с коллегой как раз на днях обсуждали вопрос, кто же эти люди, которые будут приезжать на наш престижный курорт Сочи и кататься на лыжах в Красной Поляне , если в трёх часах лёта находится Куршевель ?

Соколова Мы пришли к интересному выводу: наше правительство, обладающее великим даром предвидения, решило построить шикарные курорты в Сочи , так как скоро таких людей, как вы, Алимжан, может стать гораздо больше: Европарламент предлагает лишать русских чиновников, замешанных в крупных коррупционных скандалах, виз. Это открывает перед отечественными девелоперами исключительно радужные перспективы...

Тохтахунов Я на всякий случай купил на Красной Поляне квартиру.

Собчак Вот! Вот мы и думаем - кто все эти люди?! Кто будет кататься в Красной Поляне? Проводить лето, вместо Лазурного Берега или хотя бы Турции, в Сочи? Алимжан, мы считаем, что вы в этом смысле - главный трендсеттер. Вы - настоящий патриот России, отказавшийся - пусть не по своей воле - от Курша, Лазурки и прочего евроупадничества! Вы - первый человек, который оживил будущие фешенебельные курорты Краснодарского края своим присутствием...

Тохтахунов Я думаю, Сочи будет развиваться. Мне Красная Поляна очень нравится - горы, красиво. Ночью выходишь, совы поют. Такая красота. Речка жужжит. Много моих близких людей купили там дома , квартиры. В Красной Поляне Андрюша Кобзон шикарный дом построил.

Собчак Его тоже Интерпол разыскивает?

Тохтахунов Нет, ему там просто нравится. По-моему, он даже бизнес там делает.

Соколова А вы как-то пытаетесь изменить свой "невыездной" статус? Боретесь?

Тохтахунов Борюсь, но относительно.

Соколова То есть безуспешно?

Тохтахунов Думаю, да. Если бы я совершил преступление, в котором меня обвиняют, мне легче было бы бороться. Когда ты ничего не сделал, а на тебя навешивают ярлыки, очень тяжело отмываться.

Соколова Вас, кажется, обвиняли в подкупе судей на зимних Олимпийских играх?

Тохтахунов Как можно купить Олимпийские игры?!

Собчак У нас складывается ощущение, что можно. Судя по тому, что следующая зимняя Олимпиада будет у нас. ЧМ 2012 года тоже у нас. Не странно ли всё это?

Тохтахунов Я вас поправлю. Вы спрашиваете - почему мы Олимпийские игры получили? Потому что в мире существует очерёдность. У нас страна недавно была на подъёме. Нефть, газ, ресурсы постоянно дорожают, из-за этого у нас был подъём, деньги, хорошее финансовое положение, поэтому нам дали. Россия - страна большая. По территории мы первые в мире. Или - вторые?

Собчак А зачем нам вообще эта Олимпиада?

Тохтахунов Олимпиада - это развитие страны, деньги, кредиты беспошлинные. Сочи разовьётся к играм.

Собчак Я читала книгу "Искусство дипломатии" Киссинджера. Он там пишет: если бы после Олимпиады-80 мы дали Советскому Союзу ещё два раза провести Олимпийские игры, то СССР развалился бы сам без всякой политики, по экономическим причинам.

Тохтахунов Американцам верить нельзя, они всегда необъективны.

Соколова Это точно. Все нити мирового заговора ведут в Вашингтон!

Собчак Вопрос не в американцах. От этой фразы можно просто оттолкнуться: какие бабки вколачиваются в Сочи, а фактически, разворовываются. Вот тут на днях Путин на голубом глазу заверил ФИФА, что болельщики во время ЧМ бесплатно смогут по железной дороге передвигаться между городами. Вы только вдумайтесь в это!

Тохтахунов А что такого?

Собчак Кто будет за это платить?! Вы можете себе представить, чтобы Тони Блэр заявил: British Railways будет бесплатно возить тысячи пассажиров...

Соколова Ну у нас тут всё-таки Византия: как ампиратор сказал, так и будет.

Тохтахунов Есть такое дело. Зато после Олимпиады останется инфраструктура - стадионы, гостиницы, дороги.

Собчак А кому нужны будут эти десятки стадионов? Кто и во что на них будет играть?! В лапту??! Кто будет жить в этих гостиницах? Кроме невыездных чиновников, конечно.

Тохтахунов Вы не правы. Например, сейчас мы поднимаем автоиндустрию - новые машины делаем. Владимир Владимирович недавно рекламировал какую-то машину...

Соколова А какая у вас машина?

Тохтахунов "Мерседес"... То есть БМВ, но и "мерседес" есть. У меня много машин. Я к чему подвожу? Не все же ездят на "мерседесе", на иномарках. А заводы, когда работают, дают рабочие места. В советское время на этих заводах работали целые города. Сейчас тоже нужны рабочие места. А на этих дешёвых машинах в регионах будут ездить рабочие, колхозники.

Соколова Было бы логично, чтобы Владимир Владимирович, будучи лицом отечественного автопрома, начал передвигаться не на "мерседесе", а, например, на бронированной "калине".

Собчак Нет, это не по понятиям! Свои перестанут уважать.

Соколова Кстати, Алимжан, уж если зашла речь о понятиях, позвольте вас порасспрашивать подробнее, как искушённого знатока уходящей натуры. Нам кажется, что система, которую представляет собой нынешняя Россия, - во многом повторяет систему устройства советской зоны, где действуют "понятия", то есть набор лагерных установок, которые из тюрьмы постепенно проникли во все области нашей жизни, заменив русским людям Библию и кодекс строителя коммунизма.

Собчак Кстати, наша суверенная демократия в этом смысле подтверждает общую для всех тоталитарных режимов особенность: с увеличением уровня тоталитаризма уменьшается количество мафиози. Чем более авторитарно государство, тем меньше бандитствующих элементов.

Тохтахунов На себя тянут.

Соколова Мы имеем в виду, что власть становится главным мафиозным кланом, вытесняя все другие кланы.

Тохтахунов Давайте проще говорить. Они просто тянут на себя одеяло. Они борются с бандитами, значит, все полномочия переходят автоматом к ним.

Соколова Многие бизнесмены сейчас сетуют на то, что с бандитами было легче договариваться, чем с современной властью.

Тохтахунов Сегодня бандитов-то нету. Все обеспеченные люди, все патриоты России стали. О чём мы говорим?

Собчак А чем Михась занимается?

Тохтахунов Пишет книги, много занимается благотворительностью. Практически всем, чем можно.

Собчак То есть практически тем же, что и я. Понятно. А остались ещё в Москве люди, которые "решают вопросы"?

Тохтахунов Таких уже нет. Это ни к чему.

Собчак Раньше, помню, в Питере был Кумарин с одной рукой, мифический бандит. До того как его посадили, он решал всё.

Тохтахунов В Москве такого не может быть, тут 20 миллионов людей живёт. Но если кто-то придёт, попросит помочь ему разобраться в делах, объяснить ситуацию, такие люди в Москве найдутся.

Собчак А можете в нескольких словах объяснить, что такое "жить по понятиям"?

Тохтахунов Есть разные трактовки. Жить по лагерным понятиям - значит жить, как раньше жили в лагерях. А есть просто жить по пониманию. Это когда ты - мудрый, взрослый человек, понимаешь, где белое, а где чёрное. Можешь молодёжи объяснить, что так нельзя делать, а надо с уважением.

Соколова Но есть же какой-то "джентльменский набор" правил? Как в Библии - не убий, не укради...

Тохтахунов Это тяжело объяснить. Это понимание дано природой.

Соколова Кому?

Тохтахунов Кто стремится, тот будет понимать.

Соколова А как правильно стремиться? Существуют разные структуры и внутри них разные правила. Вот, например, власть. Вы можете сформулировать понятия, по которым эти люди существуют?

Тохтахунов Они в своём кругу своими понятиями живут, правильно.

Соколова А как, по-вашему, их понятия сильно отличаются от понятий сформированных в бандитской культуре?

Тохтахунов Неправильно вы говорите. Бандитской культуры нет и быть не может. Была лагерная культура, а в ней - общелагерная, и внутри неё элитная - воровская.

Собчак Расскажите!

Тохтахунов Я много про это рассказать не могу, не так много сидел, чтобы всё это знать. Хотя сидел не раз...

Соколова За что?

Тохтахунов Первый раз - за нарушение паспортного режима, потому что без прописки жил в Москве. Мне дали год, я три месяца отсидел. Потом послали на стройки народного хозяйства. В то время я уже играл в карты. Играл во всё, во что можно выиграть деньги.

Соколова А сейчас играете?

Тохтахунов Уже 20 лет не играю.

Собчак Мы не случайно с вами про бандитов и лагеря заговорили. Мы в данный момент наблюдаем масштабный тренд. Сейчас в России мы повторяем не только лексику и манеры зоны, но и, я бы сказала, лагерные правила жизни, систему ценностей. Например, в нашей стране считается западло работать. Красть - хорошо, пилить, отнимать у другого - отлично, вороватым чиновникам с мигалками завидуют, госрэкет поощряется обществом. Единственное, что ребята не одобряют - это честная работа. Если ты работаешь, а не воруешь тем или иным образом, - ты терпила, лох. Абсолютно как на зоне.

Тохтахунов На зоне не так. Если ты хочешь не работать, можешь не работать, но если ты "простой" и не можешь отмазаться перед администрацией, авторитетами, ты будешь работать - или тебя накажут. А если ты не работаешь, значит, у тебя есть авторитет, имя, со свободы поддержка, тебя в зоне уважают.

Собчак Вот я и говорю! Вы мне объясните всё-таки, почему в российской тюрьме работать - не круто, а в американской ровно наоборот - круто иметь работу. Если у тебя есть работа, значит, ты - самый крутой! Это же абсолютно повторяет модель общества.

Тохтахунов Я пример приведу на себе. Когда я в Италии сидел, меня однажды вызывает комендант. Говорит: "В следующем месяце мы даём вам работу, будете убирать коридор". Я говорю: "Вы что, с ума сошли? Я никогда не убирал и убирать не хочу". Он очень удивился, спрашивает: "Почему?! У нас очереди на работу стоят. Мы тебе делаем уважение, даём работу, будешь получать двести евро, сможешь купить себе сигареты". Я им говорю: "У меня на счету 2000 евро, зачем мне 200?" И вообще, когда коридор убираешь, из камеры в камеру просят всегда что-то передать - сигареты, кастрюлю и т.д. Я не могу кому-то что-то передавать.

Соколова Почему?

Тохтахунов Потому что если не передашь, зэки ругаются, а я могу разозлиться. Я нервный.

Собчак Так им и сказали?

Тохтахунов Да. А они настаивают, говорят: "Ты будешь получать деньги, двигаться, лучше аппетит будет". Я говорю: "Не надо, у меня и так аппетит хороший". Я в Италии был очень удивлён тем, что и авторитетные у них в тюрьме работают. Например, наркоторговцы крупные у них в авторитете. Однажды привезли одного. Сначала по телевизору показали - его взяли с 17 кг кокаина. Через два дня он был в нашей тюрьме. А там решётки открыты, двери. Через несколько дней смотрю, он коридор убирает. Я ему говорю: "Чего ты коридор убираешь?" А он: "У меня денег нет на сигареты". Я сказал: "Как так? Ты же 17 кг кокаина продавал?! Что, не мог купить себе сигареты, пива и сидеть в тюрьме как человек?" А он дурак, идиот. Там мало дают за такие преступления, не так, как здесь. Два-три года дают.

Собчак Действительно, идиот какой-то. Нашим ребятам мыть тюремный коридор, понятно, западло.

Тохтахунов Я когда сидел второй раз в Твери, меня комендант сразу вызывает и говорит: "Где хочешь работать?" Я говорю: "Вы же знаете, что я сижу за тунеядство. Если я на свободе не работал, я что, в лагере буду работать?" Он говорит: "Ну ладно, мы тебя определим в сеточное хозяйство, там прокрутишься".

Соколова Как-как?

Тохтахунов Прокрутишься, он сказал. Меня определили плести сетки. Так я не то что ни одной сетки не сплёл, даже не научился плести, узелок даже делать! Я покупал сетки у нуждающихся. План был 200 сеток. Я покупал 400 и делал 200 процентов плана!

Собчак Мне кажется, ваше ноу-хау украл Газпром...

Тохтахунов Я платил за эти 400 сеток 40 рублей, а мне закрывали счёт 87 рублей! То есть я ещё бизнес делал. Наличные платил ребятам, они чай покупали и всё такое.

Соколова Для реализации такой схемы у вас должен был быть начальный капитал.

Тохтахунов А у меня деньги всегда были!

Собчак Алимжан, мне кажется, вам всё же стоит подать в суд на крупнейшие российские госкорпорации за кражу ноу-хау! Я иногда встречаю чиновников из Роснефти или Газпрома, которые с трудом пишут и буквы разбирают, при этом ворочают какими-то безумными бюджетами. Мне всегда было интересно, как эти полудурки какие-то трубы прокладывают, чем-то управляют? Вы своей "сеточной системой" открыли мне глаза. Наша действительность напоминает тюрьму больше, чем кажется.

Тохтахунов Тюрьма и лагерь - это разные вещи. В тюрьме в твоей камере 20 человек. Люди, которые в камере кажутся очень важными, приходят в зону и растворяются вмиг. В зоне уже другие люди правы.

Собчак А правда, чтобы в зоне утвердиться, нужно найти главного оппозиционера и зачинщика и на глазах у всех его как-то... опустить?

Тохтахунов Нет, не правда. Когда ты приходишь, к тебе, наоборот, главный подойдёт, спросит, кто такой, откуда... А что вы всё про тюрьму да про тюрьму? Не люблю я эту тему.

Соколова А какие любите?

Тохтахунов Давайте про страну поговорим.

Собчак Так мы ж про неё и говорим! Как вы считаете, жизнь когда была лучше - при советской власти или сейчас?

Тохтахунов Сейчас расцвела жизнь немножко. Богатые богатеют, бедные беднеют.

Соколова Это хорошо?

Тохтахунов Я думаю, плохого ничего нет, потому что бедные, глядя на богатых, должны работать. Без работы, как заработать деньги? Кто хочет заработать, может заработать в этой стране сегодня. Поэтому все сюда едут.

Собчак Вот вы сами себе противоречите. Скажите, жить богато в бедной стране - разве по понятиям?

Тохтахунов А почему у нас страна бедная?

Собчак Потому что основная масса людей очень бедно живёт. Расслоение общества огромное.

Тохтахунов А ты посмотри на дорогах какие машины ездят.

Соколова Для того чтобы судить о состоянии страны, надо скорее оценивать дороги. "Роллс-ройсы" у нас ездят по говну.

Тохтахунов Это проблемы страны. Это не бедность.

Собчак Вот меня часто упрекают, что я не скрываю свою любовь к деньгам и успеху в бедной стране. Скажите, жить богато и показывать, что ты успешна в бедной стране, - это аморально по понятиям?

Тохтахунов Богатый человек не думает, аморально или неаморально.

Соколова Почему же? Большинство богатых людей в цивилизованных странах находят аморальным выставлять деньги напоказ.

Тохтахунов Всё зависит от того, на каком поприще ты заработал эти миллионы.

Соколова А как вы заработали свои?

Тохтахунов На бизнесе. У меня их много было. В своё время, когда за границей жил, поставлял продукты в Россию, работал с Советской армией по выводу войск из Афганистана, туда поставлял в магазины кое-какие товары. До того я жил картами. А потом, когда я сюда вернулся, у меня было несколько казино, официально платил налоги и зарабатывал деньги.

Собчак А есть явления в современной жизни, которые вам совсем не близки, которых вы не понимаете и не принимаете?

Тохтахунов Я не понимаю язык нашего правительства, руководства.

Собчак А скажите, как по-вашему, Путин по отношению к Ходорковскому по понятиям поступил?

Тохтахунов Я не могу обсуждать Путина, потому что я его уважаю сильно.

Собчак А нельзя обсуждать людей, которых уважаешь?

Тохтахунов Почему я должен обсуждать Ходорковского.

Собчак Я спросила - Путин по понятиям с ним поступил или нет?

Тохтахунов В этой ситуации понятия ни к чему, есть понятия, а есть законы. При всём уважении к Ходорковскому, как бы его жалко ни было, он сидит, наверное, потому, что нарушил закон. Насколько я знаю, у него был банк, он его обанкротил и купил нефтяную компанию. Как может человек, который обанкротил банк, купить нефтяную компанию и развить её?!

Собчак Но очевидно, что посадили его не за нарушение закона, а "по понятиям". Его посадили не за "Менатеп", не за ЮКОС, а за то, что полез во власть, скупал депутатов, за то, что ему показалось в какой-то момент, что он может стать политическим деятелем.

Тохтахунов Это во всём мире так делается, не только у нас. Сажают, убивают.

Собчак Я считаю, что понятийно, как бы ни ругали в нашей стране правительство и премьера, понятийно, он прав. У них была договорённость, которая не была прописана на бумаге, что Путин не мешает бизнесу, а бизнес не лезет во власть. Нарушив эти понятия первым, Ходорковский сам вступил в другую зону отношений. Вы согласны?

Тохтахунов Я не хотел бы это обсуждать, потом ведь этим людям, может быть, придётся в глаза смотреть.

Соколова Как бы то ни было, цивилизованный мир пока не разделяет простых и удобных понятий, сформулированных моей коллегой, предпочитая ориентироваться на закон. С точки зрения этого - в данном случае американского - закона вы являетесь невыездным, преступником. При этом вы говорите, что преступлений не совершали. Вам не обидно?

Тохтахунов Мне ещё как обидно! Но с этим ничего не поделаешь.

Собчак А если бы всё сложилось наоборот? Образно говоря, вы бы жили в Англии или во Франции и не могли бы въехать в Россию? Что для вас было бы удобнее?

Тохтахунов В момент, когда всё случилось, было трудно. А сегодня мне в России очень нравится. Если бы мне сейчас сказали, поезжай во Францию жить, я бы не поехал. Мне очень плохо жилось там. А здесь я работаю, у меня друзья. Книги пишу даже от нечего делать.

Соколова Так вы писатель?

Тохтахунов Жизнь богатая, опыта много, лежу на диване, придумываю истории.

Собчак А почему вы одиноки? Вот я вижу, у вас про женщину роман "Ангел от кутюр". Такое вступление красивое.

Тохтахунов Я давно понял, что закоренелый холостяк. У меня не получается жить с кем-то. Привожу девушку, но долго не могу общаться. На нервы действует. Я уже 20 лет один живу. Пытался жениться, находил девушек нормальных, но не моё это, видимо, уже постарел. Я люблю чистоту. Меня нервирует, если что-то не так делается. Со взрослыми жить не могу, а молодую надо воспитывать.

Собчак А может, на вас так тюрьма повлияла? Суровая мужская жизнь...

Тохтахунов Очень повлияла! Мне свобода очень нравится. Когда никто не мешает, я хорошо работаю, думаю.

Соколова О чём?

Тохтахунов Обо всём, что в голову приходит. Мечтаю.

Соколова Получается, у вас идеальная жизнь.

Тохтахунов Так и есть, не жалуюсь, живу хорошо. Небедный человек, всё есть.

Собчак А кто ваши близкие друзья?

Тохтахунов У меня много друзей. Иосиф Давыдович Кобзон, например.

Собчак Кобзона называют "смесь российского Синатры с Аль Капоне". Вы согласны с этим определением?

Тохтахунов Что значит "Аль Капоне"? Он уважаемый человек.

Собчак А Аль Капоне - неуважаемый?

Тохтахунов Нет, Аль Капоне наркодилер был. Преступник. Иосиф Давыдович не преступник, он много помогал людям. Конечно, он с криминальными людьми общается. Сегодня все общаются с такими людьми. Но одним вешают этот ярлык, а другим не вешают.

Соколова Почему одним вешают, а другим нет?

Тохтахунов Жизнь такая, завистников много. Бывает, где-то слабинку даёшь. Один раз достаточно, а потом пойдёт уже по накатанной. Вот я, помню, приехал за границу: чистый, пушистый, с деньгами, никому не мешал, купил квартиру, жил, всё нормально. И там даже нашлись враги, которые стали говорить, что я - мафия! А что я сделал мафиозного?! Мне 62 года, и всё время про меня говорят одно и тоже - мафия, авторитет! Якобы я наркотики продаю, убиваю людей, машины краденые скупаю. Почему краденые?! Я всегда самые дорогие машины покупал.

Собчак А может, вас просто не смогли за руку поймать?

Тохтахунов Какой за руку?! Я нормальный человек, живу полноценной жизнью. Хожу в театры, кино, на дни рождения, презентации, ужинаю в ресторанах.

Соколова Так почему же тогда вас мафией называют?

Тохтахунов Зависть. Я общаюсь с важными людьми, членами правительства.

Собчак А кто из современных российских политиков вам нравится?

Тохтахунов Путин и Медведев. Потому что они много работают, стараются, чтобы государство поднять. Жаль только, что всё без толку. Показывают по телевизору регионы - воды нет, газа нет, бабушки, дедушки нищие. Вроде многое делается, а всё время бяки какие-то.

Соколова Так в чём же дело?

Тохтахунов Этой стране нужен пастух. Я не хочу русский народ оскорблять, но это овцы. Может, лучше об этом не писать?

Соколова Почему же? Вполне библейские образы: овцы, пастырь...

Тохтахунов Нам нужен пастух. Даже если демократия будет, это будет особенная демократия. Чтобы были овцы целы и волки сыты.

Собчак Я с вами согласна. Как говорил Наполеон Бонапарт: лучше иметь стадо овец, возглавляемое львом, чем иметь стадо львов, возглавляемое овцой. Я считаю, что нам вполне повезло.

Соколова Ага. Только львы стадами не живут. Кстати, Алимжан, а почему бы вам - человеку опытному и энергичному - не поучаствовать в политической жизни страны? Всё-таки вы за Россию пострадали.

Тохтахунов Я бы с удовольствием поучаствовал, но это невозможно с такой биографией, как у меня.

Соколова Слушайте, люди и не с такими биографиями участвуют. Вон Янукович, как выяснилось, шапки с людей в сортирах снимал, за это и сел по малолетке - и ничего, президент Украины . Вы мудрый человек, могли бы принести Отечеству много пользы.

Тохтахунов Я тоже так думаю. Но кто ж меня пустит?!

Алимжан Тохтахунов: "В Киев я сейчас стал ездить, потому что пришел Янукович"


Гражданин Российской Федерации Алимжан Тохтахунов, разыскиваемый Интерполом, свободно посещает Украину и делает это благодаря тому, что к власти в Киеве "пришел Янукович". В этом господин Тохтахунов признался в интервью российскому журналу GQ. Оснований для его задержания нет, заявил Ъ глава рабочего аппарата украинского бюро Интерпола Василий Неволя. В оппозиции уверены, что данная ситуация может привести к исключению нашей страны из Интерпола.

Алимжан Тохтахунов (известен в уголовных кругах под кличками Тайванчик, Узбек, Алик) свое заявление о том, что несмотря на международный розыск бывает в Украине, сделал в интервью, вышедшем в мартовском номере российского журнала GQ. "Честно говоря, я особенно никуда не выезжаю из Москвы,— сказал господин Тохтахунов, комментируя свой невыездной статус.— Уже восемь лет не могу никуда выехать, потому что уголовное дело, которое завели американцы, не закрыто. В Киев я сейчас стал ездить, потому что пришел Янукович". Заметим, что, по информации СМИ, последний раз Алимжан Тохтахунов был в Украине 12 января, посетив состоявшийся во дворце "Украина" концерт Иосифа Кобзона.

Алимжан Тохтахунов дважды судим: в 1970-х годах прошлого века за нарушение паспортного режима и тунеядство. По информации СМИ, активно помогал "творческим людям", в частности певицам Софии Ротару и Алле Пугачевой. В 1989 году господин Тохтахунов уехал за границу, где стал крупным бизнесменом и меценатом. В то же время, как считали в правоохранительных органах многих стран, оставался влиятельной фигурой в криминальной среде: контролировал деятельность сразу нескольких французских организованных преступных группировок, разрешал конфликты между противоборствующими структурами, выступая своеобразным третейским судьей. В июле 2002 года по запросу прокуратуры Нью-Йорка был арестован в Италии. Власти США обвинили его в давлении на судей во время зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. В июне 2003 года Кассационный суд Италии отказал Соединенным Штатам в выдаче господина Тохтахунова, после чего тот прибыл в Россию, где занялся бизнесом и благотворительностью.

По состоянию на вчерашний день в базе данных Интерпола Алимжану Тохтахунову выставлена "красная карточка", в соответствии с которой он должен быть задержан правоохранительными органами стран-участниц организации. "По моей информации, в Интерполе и ФБР Тайванчик входит в сотню наиболее разыскиваемых преступников, и, если информация о том, что он регулярно бывает в Украине, подтвердится, это будет серьезный международный скандал",— заявил Ъ бывший заместитель главы МВД, народный депутат Геннадий Москаль ("Наша Украина-Народная самооборона"). По его словам, украинские пограничники должны были немедленно задержать Алимжана Тохтахунова при пересечении им государственной границы, поскольку "сведения базы данных Интерпола есть в системе "Гарт" Госпогранслужбы".

"На этого гражданина (Алимжана Тохтахунова.-Ъ) в нашей системе "Гарт" нет поручения правоохранительных органов Украины, в частности украинского бюро Интерпола, о его задержании",— сообщила Ъ заместитель главы пресс-службы Госпогранслужбы Ольга Перехрест. В то же время в украинском бюро Интерпола, которое является структурным подразделением МВД, дали понять, что оснований для задержания Тохтахунова нет. "Дело в том, что между Украиной и США нет двустороннего договора о выдаче (преступников.-Ъ), поэтому оснований его арестовывать или задерживать в целях экстрадиции нет",— пояснил Ъ руководитель рабочего аппарата украинского бюро Интерпола Василий Неволя.

"Это не аргументация, а попытка "отмазать" преступников от неотвратимости наказания! Украина неоднократно выдавала США разыскиваемых ими лиц, но не прямо, а через третьи страны,— заявил Ъ, в свою очередь, господин Москаль.— Из-за случая с Тайванчиком нас могут лишить членства в Интерполе, и мы окончательно превратимся в отстойник для международных преступников".

Валерий Кучерук