Скигин михаил дмитриевич. — Вы с ним встречались? — Чего ждать от встречи нефтедобытчиков

В 2003 году Дмитрий Скигин, знаковая фигура Санкт-Петербурга периода постперестройки, оставил наследство 23-летнему сыну. Спустя 15 лет Михаил Скигин рассказал, как он распорядился полученным состоянием.

"Денег в принципе не было никаких, но зато был велосипед"

Да, с Ильей Трабером, и там были еще какие-то другие участники. И в конечном итоге каждый получил что-то свое. Отец отдал, например, [топливно-заправочную компанию] «Совэкс Пулково», другие активы плюс еще много денег этому человеку, Траберу. При этом отец остался с нефтяным терминалом, который на тот момент был в плачевном состоянии. Думаю, что ему было намного важнее избавиться от каких-либо неприятных встреч и какой-либо зависимости в пользу возможной свободы. И он был достаточно смелым человеком по тем временам - поверил в актив, который стал приносить существенные деньги только после 2004–2005 годов.

- С Трабером вы лично когда-то пересекались?

Один раз в жизни я его видел, и это получилось совершенно случайно. Офис, где сидят [юристы семьи] Грэхем Смит и Маркус Хаслер, находится в Лихтенштейне, а Санкт-Галлен, где я тогда жил, - это 25 минут езды на машине. Отец приезжал в эти края [к юристам], и в один из таких визитов мы договорились, что я за ним заеду в этот офис к определенному времени. Я приехал, но пришлось его ждать три часа, меня к нему даже не пускали. И уже поздно вечером он вышел с каким-то человеком. Я увидел, что мой отец был совершенно усталый, выжат как лимон. Человеком, с которым он встречался, был как раз Илья Трабер. Наверное, это был тот момент, когда они все (все совместные активы) разделили.

- Шлейф, связанный с Трабером, Кумариным и прочими криминальными авторитетами, сказывался на вашей деятельности?

Этот шлейф появился только в 2008–2009 годах. Поначалу я понятия не имел, что может быть создан какой-то шлейф. Так получилось, что одна из бывших жен моего отца пыталась что-то от него получить, пока он еще был жив, а после его смерти эти претензии передали мне с братом. Мы эти претензии погасили, потому что лучше худой мир, чем хорошая война. Но потом оказалось, что выплаченных денег недостаточно, хотя сумма была обозначена той стороной, и начались всякие разные грязные мероприятия, в том числе с вовлечением [бывшего советника князя Монако по безопасности Роберта] Эринджера.

- Вы с ним встречались?

Нет, никогда. У меня есть от него e-mail, в котором говорится: «Если вы сейчас не пойдете с нами на переговоры, то вам будет плохо». То есть определенный шантаж. Тогда [князь Монако] Альбер только готовился получить корону, и Эринджер всеми правдами и неправдами пытался его очернить, а мой отец попался под руку: его бывшая жена связалась с этим человеком [Эринджером], и началось... (В 2007 году Эринджер начал публикацию документов, в которых утверждалось, что через монакскую компанию Sotrama Дмитрия Скигина производилась легализация денег «русской мафии». По его словам, принц Альбер получал информацию о сомнительных операциях Скигина, но не предпринимал никаких действий). Они украли диск с фотографиями с моего 30-летия, начали выставлять их в интернете с неприятными заголовками. Потом Альбер выиграл суд у этого человека в Париже в 2011 или 2012 году, и его сайт закрылся.

Но Эринджер открыл новую колонку и снова стал выставлять эту неправдивую историю про нас, а СМИ - перепечатывать за ним. Поливание грязью моего отца и моей семьи стало раздражать, и я обратился в прокуратуру Монако, чтобы проверить достоверность информации о том, что мой отец и компания Sotrama причастны к каким-то криминальным действиям. И я получил ответ от прокуратуры, что отец ни к чему не причастен (письмо прокуратуры датировано 9 января 2018 года).

И как вы доказывали свою непричастность к криминальным авторитетам? Партнеры проводили due diligence ваших активов?

Конечно. И из него видно, что мы никакого отношения к этому не имеем. Понятное дело, что мы все предоставляем. На сегодняшний день невозможно заниматься делом и не предоставить всю информацию от А до Я, и каждый раз доказываем, что ничего нет. В банки я предоставляю этот ответ прокуратуры Монако.​

- В ПНТ кто-то еще остался из старых партнеров отца после выхода Трабера?

Там еще был Сергей Васильев . Общение с ним было достаточно дружественно-спокойное. Но и он с 2003 года не участвовал в управлении бизнесом.

По версии следствия, покушение на Васильева в 2006 году было связано с борьбой за ПНТ. Действительно ли это так? Опасались ли вы за свою жизнь после этого покушения?

Это была совершенно беспредельная история, стрельба средь бела дня перед самым саммитом «Большой восьмерки» в Петербурге, да еще и недалеко от школы. Я спускался с Килиманджаро, когда позвонили из ПНТ и рассказали о покушении. До этого в марте 2006 года ПНТ подвергся рейдерской атаке - была попытка подделать подписи и изменить собственников в ЕГРЮЛ, классическая для 1990-х годов схема. Но мы отбились чисто юридическими способами. Все было очень непонятно, и я предпочел, чтобы моя семья в это время находилась вне России. Так мы и осели в Швейцарии.

Насколько активно Васильев участвовал в деятельности ПНТ, когда вы унаследовали долю отца? Он к вам пришел с предложением выкупить его долю или это было ваше предложение?

После смерти отца управлял терминалом я, иногда слушая чужие советы. А решение о выкупе доли было взаимным.

- Сейчас ПНТ - это полностью семейный бизнес?

Мажоритарный пакет у семьи. В 2015 году после реализации проекта «Нефтеоргсинтеза» Роман Спиридонов вошел в состав акционеров и стал миноритарным партнером. [...]

Ирина Парфентьева
Тимофей Дзядко
Денис Пузырев

Владелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин требует от "Юлмарта" вернуть кредит акциями и лучше земельными участками в самых престижных районах северной столицы.

Компания "Юлмарт" обязана вернуть около 30 млн. долларов панамской Ledaro, подконтрольной владельцу Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Михаилу Скигину. Такое решение принял Лондонский международный арбитражный суд, сообщает корреспондент The Moscow Post .

При этом сам Михаил Скигин заявил, что у него нет желания банкротить онлайн-ритейлера, но и оставаться кредитором "Юлмарта" у бизнесмена нет желания. Одним из вариантов возврата долга может стать передача Ledaro части акций "Юлмарта" или недвижимости, под залог которой и брался кредит.

Вполне возможно, за атакой на онлайн-магазин мог стоять все тот же Скигин, заинтересовавшийся принадлежащими "Юлмарту" участками земли в престижных районах Петербурга.

С друзьями так не поступают

Самый крупный свой актив - Петербургский нефтяной терминал - Михаил Скигин получил в наследство от отца Дмитрия Скигина, скончавшегося от рака в 2003 году. Дмитрия Скигина слухи причисляли к друзьям президента РФ Владимира Путина на том основании, что, его связывали тесные партнерские отношения с владельцем "Киришинефтехимэкспорт" Геннадием Тимченко.

После развала СССР и отделения прибалтийских стран, где были сосредоточены основные мощности по транспортировке нефти и нефтепродуктов на экспорт, ПНТ стал крупнейшей перевалочной базой нефтяного экспорта.

Тот же Киришский нефтеперерабатывающий завод с терминалом связывал нефтепровод. К моменту вступления в наследство Михаил Скигин оценивал стоимость ПНТ примерно в 400 млн. долларов, хотя эксперты называли цифру в 1,5 – 2 раза выше.

Скигин-старший, занимавшийся до этого торговлей леса в Карелии, а затем контролировавший заправку самолетов в петербургском аэропорту Пулково, вошел в совет директоров построенного в морском порту города по инициативе тогда еще мэрии Санкт-Петербурга ПНТ в 1996 году. Возглавил совет директоров Илья Трабер, которого слухи упортно связывали с лидером тамбовской ОПГ Владимиром Барсуковым (Кумариным).

Свою трудовую биографию у Дмитрия Скигина начинали нынешний председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков. Работал со Скигиным-старшим и глава "Газпрома" Алексей Миллер, который в 1998–1999 годах он был директором по развитию и инвестициям ЗАО "ОБИП", которое управляло морским портом Петербурга.

Но то ли слухи сильно преувеличивают близость Скигина-старшего к президенту и его друзьям, то ли на сына она не распространяется, но, начиная с 2010 года ПНТ стремительно теряет свои позиции на рынке. Именно в это время в порту Усть–Луга заработал нефтяной терминал АО "Усть–Луга Ойл", принадлежащий компаниям, аффилированным с Геннадием Тимченко. Говорят, что поначалу строить терминал в Усть-Луге намеревался ПНТ, но потом отказался от этой идеи. Совет директоров компании Скигина тогда возглавлял Александр Дюков.

Петербургский нефтеналивной терминал

В итоге перевалка нефтепродуктов через Большой порт Санкт–Петербург, а у него есть один существенный недостаток – он на зиму замерзает, с вводом незамерзающего порта в Усть-Луге начала сокращаться. Именно через Усть–Лугу осуществляют экспортные поставки "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Газпром нефть", "Татнефть". Если раньше грузооборот ПНТ составлял 12,2 млн т, по итогам 2015 года он едва превысил 7 млн т, а в 2016-м году еще упал на 33%.

В поисках нового источника дохода

Впрочем, совсем уж "на мели" ПНТ не оставили. В конце 2016 года "Роснефть" заключила с компанией Михаила Скигина контракт на 4,5 млрд рублей. Согласно договору, до конца 2019 года терминал перегрузит мазут, произведенный на Рязанском, Ярославском, Мозырском и других НПЗ "Роснефти" и получит ежегодный доход в размере 1,5 млрд рублей - 51% от оборота за 2015 год.

Михаил Скигин

Видимо, именно с потерей ключевой позиции на нефтяном рынке Петербурга и связано то, что Скигин-младший начал присматриваться к другим источникам дохода. Тем более, что кроме него наследником состояния отца стал и его брат Евгений, который пока в бизнесе не замечен. Зато иностранные СМИ недавно писали о роскошной собственности Евгения Скигина - оригинальном доме с жилой площадью 1400 кв. м в курортном районе австралийского штата Квинсленд стоимостью $14 млн.

По данным западных СМИ этот дом принадлежит младшему брату Михаила Скигина

Одним из них стала компания "Санкт-Петербургская платная дорога". Ею владеет учрежденная в 2014 году московская компания ООО "Платная дорога", бенефициарами которой называют структуры, связанные с семьей Скигина через довольно запутанную цепочку офшорных фирм.

Так, по данным СПАРК, учредителем "Платной дороги" является кипрская компания Tollway Limited, принадлежащая в равных долях гражданину России Роману Белоусову (он же является генеральным директором "Платной дороги") и панамской Magalo Investments. Компанию Magalo Investments возглавляют лихтенштейнские юристы Маркус Хаслер и Грэхем Смит.

Эти же юристы выступали номинальными управляющими многих офшорных компаний, действовавших в интересах Дмитрия Скигина, в том числе Horizon International Trading AG. В всяком случае так утверждал Роберт Эринджер. Он в 2002 был нанят наследным принцем Монако Альбером выяснить происхождение капиталов российского бизнесмена Алексея Федорычева, который собирался приобрести футбольный клуб "Монако".

В итоге разразился скандал, поскольку Эринджера утверждал, что "русская мафия" отмывает в Монако деньги через офшорные компании. Главным "фигурантом" в расследовании Эринджера стал Дмитрий Скигин и его компания Sotrama, материнская структура Horizon International Trading.

Как утверждает издание РБК и господин Белоусов тесно связан с семейством Скигиных и является их доверенным лицом .

Заманчивая недвижимость "Юлмарта"

Но еще до появления на горизонте варианта с "Платными дорогами", Михаил Скигин начал присматриваться к "Юлмарту", а точнее к нескольким участкам земли, которые компания приобрела в Петербурге.

Еще до кризиса в марте 2013 года в Петербурге планировалось строительство 14 гипермаркетов оптовой и розничной торговли сети "БигБокс". Для этого компания приобретеля земельные участки на Пискаревском и Шафировском проспектах, Пулковском шоссе и Софийской улице северной столицы.

Однако грянул кризис, за ним последовали санкции и торговые сети в Петербурге не то, что развиваться свою деятельность, сворачивать работу начали. Тогда-то один из совладельцев "Юлмарта" Дмитрий Костыгин и решил выкупить землю у сети "БигБокс", которая - так совпало принадлежит супруге партнера Костыгина Августа Мейера. Для покупки был получен займ у Ledaro под залог приобретаемой земли.

У уже в 2016 году Ledaro решило вернуть себе деньги и по ее требованию суд Кипра наложил арест на счета холдинговой компании интернет-ритейлера "Юлмарт" Ulmart Holding Limited (UHL). И вот теперь Лондонский международный арбитражный суд обязал головную Ulmart Holding Limited выплатить Ledaro свыше $30 млн долга.

Впрочем, господин Скигин готов вести переговоры и взять свои деньги, что называется натурой. Конечно, акции "Юлмарт" тоже подойдут, но на ритейлера подали в суд иски о признании его банкротом несколько компаний, включая "Сбербанк". А вот земля – куда более надежный актив.

И, добавим, куда более перспективный. К Пулковскому шоссе, расположенному рядом со знаменитыми Пулковскими высотами, сегодня присматриваются многие девелоперы. Долгое время здесь было запрещено строительство – рядом аэропорт и Пулковская обсерватория. Но в последнее время все чаще идут разговоры о том, что здесь все же начнется жилищное строительство и появятся элитные коттеджи. Существует даже несколько проектов застройки, но пока их реализацию блокирует Росавиация и астрономы – новостройки могут мешать работе высокоточного оборудования обсерватории и аэропорта.

Не менее привлекателен, но уже для строительства многоквартирных домов участок на севере Петербурга в районе Пискаревского и Шафировского проспекта. Так что игра стоит свеч и, возможно, корень проблем "Юлмарта следует искать именно в этом интересе господина Скригина в новом источнике дохода.

Председатель совета директоров и основной владелец «Петербургского нефтяного терминала»

«Семья»

«Темы»

«Новости»

Михаил Скигин получил право требовать $35 млн с «Юлмарта»

Лондонский третейский суд постановил, что материнская компания онлайн-ретейлера «Юлмарт» - Ulmart Holding Limited - должна выплатить долг компании Ledaro бизнесмена Михаила Скигина. Об этом РБК

«Денег в принципе не было никаких, но зато был велосипед»

Вашего отца Дмитрия Скигина называют «знаковой фигурой» петербургского бизнеса 1990-х. При этом информация о его семье практически не появлялась в СМИ. Можете рассказать о своем детстве?

Семья Скигина получила контроль над Петербургским нефтяным терминалом

Как выяснил РБК, контроль над Петербургским нефтяным терминалом, крупнейшим перевалочным пунктом на северо-западе в начале 2000-х, получили наследники Дмитрия Скигина. Незадолго до смерти он разделил активы с Ильей Трабером

Дмитрий Скигин, который вместе с Ильей Трабером владел несколькими нефтяными предприятиями в Петербурге, в том числе фирмой «Совэкс Пулково» (контролировала заправку самолетов в аэропорту Пулково) и Петербургcким нефтяным терминалом (ПНТ), незадолго до смерти, в 2000 году, договорился о разделе активов, сохранив за собой долю в ПНТ. Об этом в интервью РБК рассказал его сын и наследник Михаил Скигин.

Михаил Скигин - РБК: «Путин появлялся в моей жизни только на экране»

В 2003 году Дмитрий Скигин, знаковая фигура Санкт-Петербурга периода постперестройки, оставил наследство 23-летнему сыну. Спустя 15 лет Михаил Скигин рассказал РБК, как он распорядился полученным состоянием

Дмитрий Костыгин заявил о праве бизнесмена Cкигина на долю в «Юлмарте»

Петербургский предприниматель Михаил Скигин может получить долю в интернет-холдинге «Юлмарт». Это произойдет, если бизнесмен захочет конвертировать долг компании перед его структурами

Предприниматель Михаил Скигин может получить долю в компании Ulmart Holding Limited (UHL) - материнской компании некогда крупнейшего интернет-ретейлера «Юлмарт». Об этом в интервью РБК рассказал основной владелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. По его словам, кипрская структура Ledaro, бенефициаром которой является Скигин, может получить активы «Юлмарта» в качестве обеспечения по просроченному кредиту на $30 млн. Судебное разбирательство с Ledaro проходит в Лондонском международном третейском суде.

​Михаил Скигин - председатель совета директоров и основной владелец «Петербургского нефтяного терминала», доля в котором ему досталась в наследство от отца Дмитрия Скигина. «Петербургский нефтяной терминал» - оператор терминала для экспорта нефтепродуктов в морском порту города. Михаил Скигин в том числе является и бенефициаром компании, которая строит в Санкт-Петербурге платные дороги.

Привет из 90-х: кто стоит за проектом платных дорог в Петербурге

Наследство Скигина, согласно материалам полиции Монако, составило в общей сложности около $600 млн и было разделено между четырьмя детьми Скигина от трех браков и его женами. Владельцем и председателем совета директоров ПНТ стал его старший сын Михаил Скигин, 1980 года рождения, которому, по данным издания «Фонтанка», ради этого пришлось оставить учебу в Университете международных отношений в Швейцарии.

Вошли ли в официальное наследство Дмитрия Скигина офшорные компании, в том числе Horizon International Trading, через которые он занимался нефтетрейдинговыми операциями, точно неизвестно.

«Юлмарт» проведут по счету

Компания Ledaro, связанная с председателем совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаилом Скигиным, собирается инициировать банкротство головной компании «Юлмарта» (Ulmart Holding Limited), задолжавшей ей более $30 млн. Основанием для этого стало невозмещение должником судебных расходов в £45 тыс. Как полагают представители Ledaro, это даст возможность обратить взыскание на российские активы Ulmart Holding Limited. Эксперты сомневаются, что столь небольшая задолженность может привести к банкротству должника, но отмечают, что такие риски несет невыплата основной суммы долга.

Стали известны владельцы крупнейших в России полей конопли

Умерший в 2003 году в Ницце Скигин был одним из ключевых фигур петербургского бизнеса в 1990-х. Он, в частности, являлся совладельцем Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) - транспортного хаба, через который велась перевалка российской нефти на экспорт. Многочисленные расследования связывали ПНТ и работавшие с терминалом компании с бизнесом Тамбовского преступного сообщества, в частности с фигурами Владимира Кумарина (отбывает наказание в виде 23 лет в колонии), Ильи Трабера и Геннадия Петрова (фигурировали в деле о «русской мафии в Испании»). Как писала газета «Ведомости», Кумарин был вице-президентом Петербургской топливной компании (одного из совладельцев ПНТ), Трабер и Петров также были совладельцами Петербургского нефтяного терминала. Под руководством Скигина работали такие известные сегодня топ-менеджеры, как Александр Дюков (председатель правления «Газпром нефти») и Алексей Миллер (глава «Газпрома»). После смерти бизнесмена все его активы отошли четырем детям. В частности ПНТ возглавил старший сын Михаил Скигин.

This post is also available in:

Как удалось выяснить The Insider, деньги, которые близкие к Кремлю «авторитетные» бизнесмены зарабатывают на российских портах, продолжают отмываться в Монако и Лихтенштейне — прежние «прачечные», уже засветившиеся в коррупционных скандалах, лишь сменили название и менеджеров. Речь идет о деньгах Тамбовской ОПГ и авторитетах Илье Трабере и Сергее Васильеве, контролирующих Петербургский нефтяной терминал, через который уходят нефтепродукты на экспорт с Киришского НПЗ. Оба они, как свидетельствуют источники, пользуются особым доверием президента и бывали почетными гостями на его днях рождения. При этом подставные лица, базирующиеся в Монако и Лихтенштейне, активно сотрудничают с бизнесом друзей Владимира Путина - в том числе Геннадием Тимченко и Владимиром Якуниным. В отмывочных схемах засветились и такие авторитетные организации, как Bank of New York. Громкие коррупционные скандалы лишь немного потревожили главных фигурантов — Трабер оказался в розыске Интерпола, куда его объявила Испания по подозрению в участии в криминальном сообществе (при этом Генпрокуратура РФ шлет в Испанию по этому поводу протесты), а Сергей Васильев, по данным источника The Insider, беспрепятственно посещает Европу по итальянской визе.

Как в Монако искали деньги Путина

12 февраля 1999 года из российского отделения Интерпола в полицию Монако поступила радиограмма. В ней россияне просили в связи с уголовным делом об отмывании денег идентифицировать два телефонных номера в Монако. Оказалось, что номера принадлежали компании Sotrama, и тогда полиция Монако стала изучать реальных владельцев компании.

19 мая 2000-го правительство Монако приняло решение №00-62 запретить Дмитрию Скигину, как де-факто управляющему Sotrama, въезд на территорию княжества. Совладелец Петербургского нефтяного терминала и компании ОБИП Дмитрий Скигин, по данным полиции Монако, поддерживал тесные взаимоотношения с Ильей Трабером, связанным с Тамбовской ОПГ.

Между Трабером и Скигиным и правда существовала тесная связь: Скигин контролировал Петербургский нефтеналивной терминал (ПНТ), а Илья Трабер его возглавлял в 1996 году (сегодня ПНТ руководит сын Дмитрия Скигина — Михаил Скигин, а официально ПНТ принадлежит нескольким кипрским офшорам). Кроме того, Илья Трабер бывал в гостях у Дмитрия Скигина по месту его жительства на Лазурном берегу, о чем полиция Монако составила справку 4 февраля 2000 года (отчеты полиции о проверке Sotrama имеются в распоряжении редакции). Всего полицией было составлено несколько отчетов о предполагаемых связях Sotrama с «организованной преступностью стран СНГ». Тем временем французская пресса рассказывала о роскошной вилле Трабера на Лазурном берегу.

Илья Трабер

В 2002 году наследный принц Альбер (будущий князь Монако) нанял на работу Роберта Эринджера, американского журналиста, который принялся за изучение деятельности в Монако зарубежных преступных группировок. В каком качестве он это делал, до сих пор неясно - сам он позже говорил, что был главой разведки Монако, князь Альбер со своей стороны утверждал, что официально разведывательной службы в Монако не существовало, а Эринджер «по собственной инициативе» взялся составлять отчеты об известных ему «слухах». Так или иначе, документы свидетельствуют о том, что Эринджер регулярно получал зарплату от княжеского дворца, и опубликованные им документы и свидетельства вызывают большой интерес и подтверждаются другими источниками.

Эринджер утверждает, что изучал нефтетрейдинговую компанию Sotrama с 2005 года, поскольку подозревал, что она обслуживает интересы с одной стороны, преступных сообществ, а с другой — лично Владимира Путина.

В целом в схеме отмывания денег через экспорт природных ресурсов нет ничего необычного: российские преступные сообщества пытаются завладеть легальными предприятиями в Европе, чтобы затем использовать разницу между внутренними и экспортными ценами, а также отмывать деньги через реальные или фиктивные поставки ресурсов при многоступенчатых перепродажах. Таково, например, дело Измайловской ОПГ в Испании (подозреваемые - Олег Дерипаска, Искандер Махмудов; дело было передано в Россию на следствие в 2011-м и окончательно закрыто в Испании в 2016-м). В отчете спецслужб Швейцарии упоминается , что к экспорту российского газа имел отношение криминальный авторитет Семен Могилевич, а в Испании от имени «Лукойла» выступал Захар Калашов (Шакро Молодой), впоследствии осужденный как в Испании, так и в России.

В процессе расследования один из источников (его настоящее имя Эринджер не приводит) связался с Эринджером:

«MARTHA сообщил, что Sotrama задекларировала налоговым органам Монако доход в €100 тыс. в месяц, а это только сумма, необходимая для окладов и операций и небольшая прибыль. Но фактически эта компания по торговле нефтью отмывала «миллионы и миллионы» евро в месяц для своей материнской компании „Горизонт“. MARTHA присутствовал на вечеринке в Кап-Ферра <Лазурный берег, место проживания Скигина - The Insider>, на котором главный исполнительный директор Sotrama предложил тост за российского президента и сказал: „Без Путина ничто из этого не было бы возможно“» .

Сбор информации о Sotrama облегчился после смерти Дмитрия Скигина в Ницце в 2003 году, когда его вдова наняла испанского адвоката Пабло Себастьяна, борясь за доказательства прав собственности на имущество, оставшееся от мужа в разных странах.

В 2011 году в интервью «Новой газете» адвокат описывал ситуацию так: «Sotrama, Horizon International Trading и целый ряд других фирм номинально управляются двумя юристами - Грэхемом Смитом и Маркусом Хаслером. Их офис располагается в Лихтенштейне, в городе Руггеле. Но за ними стоят очень высокопоставленные люди. Кто они - мы можем только догадываться».

В отчетах полиции Монако, на которые ссылался Эринджер, Sotrama оказывается лишь одной компанией из цепочки юридических лиц, подозреваемых в отмывании грязных денег тамбовской ОПГ параллельно с торговлей нефтью. Сама фирма существовала с 1972 года, называлась Aermar и была перерегистрирована, согласно официальному регистру Монако, в декабре 1990-го. По-видимому, «питерские» покупают ранее существовавшее предприятие именно в это время.

Офшоры петербургского нефтяного терминала

Реальная финансовая деятельность компании велась в Лихтенштейне. Управляющая компания Sotrama - Caravel Estamblishment, представленная итальянцем Микеле Теккиа (до 2016 года) - существовала в Руггеле, Лихтенштейн, по адресу Industriestrasse 105A и была закрыта только 12 июля 2017 года. По тому же адресу находится (за исключением литеры А) и дочерняя компания Horizon International Trading - она была основана в Лихтенштейне в 1992 году и работает до сих пор. Компания до сих пор упоминается в списке партнеров «Петербургского нефтяного терминала». Формально она управляется лично Маркусом Манфредом Хаслером (о том как, как Хаслер связан с Владимиром Якуниным и Геннадием Тимченко - ниже).

Петербургский нефтяной терминал

«Реально контролируют Horizon International Trading и Caravel Establishment отец и сын Эдуард и Дмитрий Скигины, говорится в отчете полиции Монако, — в свою очередь за этими фигурами стоит Илья Трабер». Деятельность этой группы лиц распространялась на Италию и Ниццу. Так, в Ницце Трабер, по данным полицейских отчетов, контролировал SARL Horizon <существовало в реестре Ниццы с 1994 по 2009 гг. - The Insider >. Кроме того, Скигин от имени Трабера управлял Санкт-Петербургским нефтяным терминалом и ОБИП (ЗАО «Объединение банков, инвестирующих в порт»), говорится в документах полиции Монако.

В отчете полиции Монако утверждается, что «Sotrama управляет компаниями Petroruss, Petrovision и United Jet Service Company Establishment из Лихтенштейна». Первые две из этих компаний зарегистрированы все по тому же адресу в Лихтенштейне, а третья - по другому адресу в той же стране: Аuring 52, 9490 Vaduz, и этот адрес тоже примечательный: он совпадает с адресом лихтенштейнской компании Nasdor, которая владела 50% компании ОБИП. Кроме того, Nasdor был основным акционером Петербургского морского порта вместе с мэрией Петербурга до продажи порта Владимиру Лисину в 2004 году.

Иными словами, все эти лихтенштейнские компании, зарегистрированные по одним и тем же адресам - «почтовые ящики», как называют их в Европе, - связанные с Sotrama, действительно входили в одну сеть (см. схему ниже), управлялись одними и теми же людьми, включая наследника Дмитрия Скигина Михаила, и при этом одна из них официально работает с «Петербургским нефтяным терминалом», торгующим нефтепродуктами Киришского НПЗ до сих пор.

Схема отмывания денег в Монако (не доступна в формате Instant Articles в Facebook):

Микеле Теккиа на скачках в 2017 году (второй справа)

Неизвестно, насколько удалось очистить репутацию Микеле Теккиа, Михаила Скигина и Грэхема Смита с помощью SERM, но компания Sotrama в 2016 году решила поменять название и руководителя.

Название она в ноябре 2016 года сменила на CINPIT (по-французски это читается как «Сенпит», что фонетически совпадает с используемым сокращением для «Санкт-Петербурга»). Новыми руководителями, согласно выписке, полученной The Insider в Управлении по экономическому развитию Монако, стали гражданин России Владимир Бельковский (уроженец Петербурга), а также гражданин Швейцарии Ули Амбауэн (Ueli Ambauen). Оба указали адрес в Швейцарии — Бельковский указал домашний адрес в Абтвиле.

Похоже, усилия по очистке репутации Sotrama есть и на русском языке. Поиск публикаций по ее точному адресу в Монако отсылает к «политическому детективу» под названием «Охота за золотом Путина», изданному в 2015 году. Автор книги — бывший корреспондент газеты «Правда» Владимир Большаков, в советские годы издававший такие книги, как «Сионизм на службе антикоммунизма», а ныне публикующий в конвейерном режиме трэш-литературу в поддержку Путина и против «пятой колонны». По сюжету «Охоты за золотом Путина» некий агент американских спецслужб ищет «состояние Путина» ради деятельности по подрыву российской государственности, но не может разыскать офис компании Sotrama в Монако, потому что по указанному адресу находится здание с тысячами компаний, а по телефонам якобы никто не отвечает.

Как Skype помешал замести следы

В июне 2017 года корреспондент The Insider лично навестил офис компании CINPIT, бывшей Sotrama, в Монако (по адресу, 7 rue du Gabian, bloc C). Компания занимает два офиса на 5-м этаже под номером 20 и 21: в одном из них дверь не открыли, а во втором не оказалось никого, кроме двух русских сотрудниц. Сотрудницы поправили произношение корреспондента «The Insider » («не Мишель, а Микеле Теккиа»), однако заявили, что ничем помочь не могут, связать с Теккиа не могут, электронного адреса или факса для официального запроса СМИ предоставить также не могут. Единственное, в чем они проговорились – одна из сотрудниц является бывшей помощницей Микеле Теккиа.

Выяснить, что актуальный управляющий компании Владимир Бельковский – знакомый Михаила Скигина, помогла случайность. 26 августа 2017 года скайп-аккаунт Михаила Скигина поразил вирус, который создал группу со всеми его контактами. Ссылку на эту группу получил и корреспондент The Insider. В группе оказались члены семьи Михаила Скигина, деловые партнеры (среди них встречаются и имена лоббистов российского бизнеса в Швейцарии), немецкий прокремлевский политолог Александр Рар, который стал старшим советником президента компании Wintershall AG - партнера «Газпрома» по «Северному потоку», Роман Белоусов (подробнее о нем — ниже), а также Владимир Бельковский. В России знакомый Скигина Владимир Бельковский учредил компанию «Нефтеоргсинтез», находящуюся в процессе ликвидации. Уставная деятельность — «Предоставление услуг по добыче нефти и газа».

Скигин: «Я просто оптимизировал налоги»

Ранее Михаил Скигин отрицал, что вообще как-то связан с бизнесом его отца и компанией Sotrama (официально он в ней не участвовал). Однако же в интервью The Insider он неожиданно признал, что владел компанией, заявив, что теперь от нее избавился. Сотрудничество с Хаслером и Грэхемом Смитом он объяснил желанием «оптимизировать налоги». При этом он отрицал какое-либо участие в отмывочных схемах: «Я снимаю фильмы, занимаюсь детскими проектами, но это никому неинтересно, потому что это с коррупцией не связано". На вопрос о связи с Трабером и Васильевым Скигин заявил: «Далеко не факт, что отчеты Монако, попавшие в интернет, являются официальными и я недавно начал с этим разобраться и наметил шаги, но рано говорить о конкретике. Обвинения в отмывании денег - это чушь. Там сейчас другой человек, другие люди. Дело в том, что новую компанию в Монако открыть не так просто - и мой отец купил ранее существовавшую, и ее перепродали потом Владимиру <Бельковскому>. Компанию давным-давно бы закрыли, если бы она чем-то таким занималась. С Владимиром Бельковским я знаком с Санкт-Галлена, где я снова начал ходить в университет, который я бросил в 2003 году в связи с тем, что мой отец скончался. Пару лет назад у меня снова появилось время, чтобы вернуться и попробовать доучиться. Это город маленький, там русских мало, мы начали общаться с Владимиром Бельковским, который там жил и работал, и он оказался заинтересован в монакской компании. Так получилось, что он снял с меня «головняк», переехал в Монако, но вот ваш звонок свидетельствует о том, что я ошибся».

Михаил Скигин

Бельковский в разговоре с The Insider предложил примерно ту же интерпретацию: «Я в курсе, безусловно. что компания была упомянута в отчетах полиции Монако как занимавшаяся отмыванием денег. Когда я решил приобрести ее, мы с Михаилом это обсуждали, я смотрел, что есть разная информация в интернете, и безусловно эту информацию попытался уточнить, но, как я понял, формального подтверждения ее нет, и меня это на тот момент успокоило. В момент, когда покупалась компания, честно сказать, из-за этих слухов удалось договориться недорого. Может, я на это купился. Но сейчас вы меня спрашиваете, и я думаю, не рано ли я успокоился».

Бельковский уточнил, что он владеет компанией с прошлого года. «Бывшая Sotrama, а теперь CINPIT заинтересовала меня, потому что очень сложно новую компанию открыть в Монако, причем Монако это не бизнесовая юрисдикция, но так совпало. Компания занимается оказанием профессиональных услуг в сфере построения логистических цепочек: подбор поставщиков, логистических услуг, отслеживание того, как поставщики работают, согласование различных видов транспорта. Оборот — пара сотен тысяч евро в месяц. Я достаточно хорошо знаю мультимодальную логистику нефтехимических грузов. Это все, что связно с commodities, то, что от точки производства до точки потребления двигается на достаточно большие расстояния, включает в себя несколько видов транспорта, когда нужно соблюсти требования, не знаю там, к цистернам, к грузовикам, кораблям, чтобы ни на одном этапе не было нарушения».

Удивительно, впрочем, как компания с оборотом в несколько сотен тысяч евро и такими масштабными проектами управляется только с двумя сотрудниками в офисе. Еще большее удивление вызывает, что как минимум одна из этих двух сотрудниц «логистической компании» — осталась со времен Sotrama (которая к логистике не имела никакого отношения). Бельковский пояснил, что «как раз сейчас нанимает новых, около десяти человек», но что «в Монако очень трудно найти профессионалов» и он «как раз сегодня проводил собеседование».

Стоит отметить, что в интернете следов глобальной логистической компании CINPIT почти нет. Нет сайта или рекламы логистических услуг. Также непонятно, какие грузы все-таки она перевозит.

Что еще важнее, CINPIT — именно CINPIT, а не Sotrama — сегодня указана как штаб-квартира для компании Horizon International Trading AG, зарегистрированной Маркусом Хаслером и Грэхемом Смитом с 2002 года в Панаме. Похоже, что, CINPIT — это все-таки не новая компания, а переименованная старая контора, сохраняющая свою связь со Скигиным и всей остальной цепочкой.

«Новые люди — старые операции» — так прокомментировал The Insider появление CINPIT на месте Sotrama Роберт Эринджер.

«Селебритиз из Монако» делят бизнес с Якуниным и Тимченко

О том, какого уровня связи имеются у деятелей CINPIT (Sotrama) и Horizon International Trading, говорит тот факт, что их управляющие оказались бенефициарами трех статусных и при этом скандальных российских проектов - двух портов и платной дороги.

Имя Маркуса Хаслера появляется в списке аффилированных лиц порта Усть-Луга на Балтике, где лихтенштейнский поверенный был членом совета директоров до 2015 года. О сооружении порта в Усть-Луге власти говорили еще с 90-х. В разное время портом и нефтеналивными терминалами для него занимались люди Владимира Якунина через лихтенштейнскую структуру Investport Holding Establishment и Геннадий Тимченко. Сооружение терминалов привело к протестным письмам европарламентариев в адрес Ангелы Меркель и Владимира Путина и депутатскому запросу в Бундестаге в 2012 году. Парламентариев интересовало экологически грязное строительство и обрушение конструкций, наносящее вред охраняемой акватории Балтийского моря. Глава порта Усть-Луга Валерий Израйлит в 2016 году был арестован и оставлен под стражей до 27 декабря 2017. Его обвиняют в хищении 1,5 миллиарда рублей.

Владимир Якунин и Геннадий Тимченко

Кроме того, Маркус Хаслер и Грэхем Смит неожиданно оказались дорожными строителями Петербурга. Власти Санкт-Петербурга планируют потратить 8 миллиардов рублей на строительство платных дорог, для чего летом 2017 заключили договор с никому неизвестной в России компанией ООО «Санкт-Петербургская платная дорога». Учредителем «Платной дороги» является кипрская компания Tollway Limited, принадлежащая в равных долях гражданину России Роману Белоусову (он же является гендиректором «Платной дороги») и панамской Magalo Investments, которую возглавляют лихтенштейнские поверенные Маркус Хаслер и Грэхем Смит.

В июне 2009 года Маркус Хаслер, указав адрес: Raben Anstalt, Industriestrasse, 26, Руггель, подписал договор сдачи в аренду виллы в Италии на полуострове Монте Арджентарио. Копия договора имеется в распоряжении The Insider. Съемщиком указан чешский лоббист Марек Далик, осужденный в 2016 году городским судом Праги на 5 лет тюрьмы за получение «отката» при поставках бронетранспортеров чешской армии.

Питерские пришли на Сахалин: обвинения в рейдерском захвате порта

Недавно группа питерских инвесторов во главе со Скигиным-младшим также добралась до Сахалина, где со скандалом завладела портом Поронайска.

В июне 2015-го Алексей Ферт, представившийся новым директором, не попал на рабочее место, столкнувшись с противодействием охраны. Роман Белоусов, представившийся СМИ председателем совета директоров порта, заявил, что причиной замены прежних гендиректоров на Алексея Ферта стали «неэффективность предыдущего менеджмента, отсутствие финансовых результатов, постоянные убытки, постоянные конфликты со всеми контрагентами, отсутствие перспектив развития порта».

За цепочкой компаний с Кипра и Британских островов, получивших контроль за портом благодаря задолженности, которую, как заявили прежние владельцы, «они же и создали», стоит Михаил Скигин. Об этом РБК сообщил начальник юридической службы Петербургского нефтеналивного терминала и по совместительству один из новых инвесторов порта Поронайска Михаил Белов. «Михаил Дмитриевич Скигин осуществляет много инвестиций в России, и это один из его проектов. Не сказать, что самый лучший», - заявил РБК Михаил Белов. Мэр Поронайска Александр Радомский порадовался , что в процессе захвата порта новыми инвесторами в 2015-м «не дошло до стрельбы»

Лидер «тамбовских» Сергей Васильев: как с тремя классами образования управлять портом

Как заявил Максим Фрейдзон в разговоре с корреспондентом The Insider, в марте 2015 года «Михаил Скигин являлся легальным представителем «старших товарищей» — Ильи Трабера и Сергея Васильева». А вот что рассказывал другой знакомый Васильева в разговоре с The Insider на условиях анонимности:

«Васильев иногда прямо так трогательно и говорил: «Начальник отдела в порту <Морской порт Санкт-Петербурга - The Insider> - доктор экономических наук. Он приходит ко мне с какой-то бумагой, говорит «Сергей Васильевич, вот этот подпункт надо исправить.» А я смотрю на эту бумагу - у меня три класса образования, я ни х... не понимаю. И я на него смотрю, брови сдвигаю, делаю умное лицо и говорю «вы знаете, этот вопрос требует серьезного осмысления». Фрейдзона я встречал со Скигиным, потому что они тусовались все время с Васильевым. Скигин, когда приезжал из Монако в Петербург, был постоянно с Сережей (тот жил в люксе в гостинице «Европейская»), ну и Фрейдзон был иногда с ним. Когда Васильева расстреляли <за покушение на него осужден бывший лидер Тамбовскогой ОПГ Владимир Кумарин - The Insider> , я навещал его в больнице вместе с Трабером».

Сергей Васильев

Также, по словам знакомого Васильева, Васильев называл в последних разговорах Фрейдзона «дурачком, который долго не проживет». Сам Максим Фрейдзон заявил об угрозах себе в Facebook; сведения об анонимных звонках с угрозами содержатся в его иске в американский суд.

Во время своей работы в Монако Роберт Эринджер утверждал, что совладелец Петербургского нефтеналивного терминала Сергей Васильев путешествовал в Монако вместе с Микеле Теккиа на вертолете из Италии, чтобы избежать иммиграционного контроля французских властей:

«MARTHA связалась со мной со срочной новостью: Сергей Васильев, россиянин, который, как мы подозревали, был связан с фирмой «Горизонт», нефтеналивным терминалом в Санкт-Петербурге и Sotrama , прибыл в Монако для встреч с исполнительным директором Sotrama, Микеле Теккия. Способ, которым Васильев прилетел, заинтриговал меня: его привез частный вертолет из Италии в Монако. Это была уловка, чтобы избежать контроля французскими иммиграционными властями. Васильев связан с организованной преступной Тамбовской группировкой в Санкт-Петербурге. По-видимому, в гараже в Монако у него была «Бентли» и, как говорят, он искал брешь в порту, чтобы незаметно пришвартовывать тут яхту, которую он надеялся купить».

Вертолетом, по свидетельству очевидца, Васильев пользуется и в Петербурге для отъезда к своей даче в Вырице.

Вертолет Сергея Васильева, Петербург.

Геннадий Тимченко и Bank of New York

Илья Трабер и Сергей Васильев - не единственные «старшие товарищи», с которыми связан Скигин. Так, фирма Sovex (а значит, и ее совладелец Horizon International Trading) брали авиационное топливо с Киришского НПЗ, где за экспорт с 1987 года и в 90-е при различных юридических лицах отвечал Геннадий Тимченко, давний знакомый Владимира Путина. ПНТ с Киришским НПЗ связывал нефтепровод, и через него поступала нефть на экспорт.

Напомним, что в процессе расследования деятельности фирмы Sotrama полиция Монако получила некие сведения о Геннадии Тимченко от французских спецслужб 4 июля 2005 года. Однако, что это за сведения, из имеющейся полицейской сводки не ясно.

Свет на это помогает пролить еще одно название — Petrotrade, где был задействован компаньон Тимченко. Эту компанию Роберт Эринджер упомянул в блоге как еще одну фирму в Монако, занимающуюся хищением части средств от продажи нефти за рубеж «в интересах Путина».

В 1999 году, по данным Эринджера, правоохранительные органы Польши направили запрос в Монако в отношении компании Petrotrade в рамках расследования дела об отмывании денег дочерней компанией BMG Petrotrade-Poland. Контролировал головную компанию Petrotrade в Монако бывший совладелец Bank of New York Брюс Раппапорт, израильтянин с русскими корнями, обвиненный в 1999-м году в отмывании денег российской организованной преступности в иске, поданном другими акционерами в суд Южного округа штата Нью-Йорк (по итогам разбирательства BoNY заплатил штраф 38 миллионов долларов в 2005 году). Раппапорту был запрещен на шесть месяцев въезд в Монако в 2001 году. В 2000-е филиалом Petrotrade в Швейцарии управляли дети Раппапорта - Ирит и Нога, как следует из коммерческого регистра Швейцарии, доступного в открытых источниках.

Petrotrade SAM (Монако), имела филиал в Женеве где, с 1994 по 1996 год одним из администраторов филиала был швед Торбьорн Торнквист, бывший компаньон, после введения санкций в отношении Геннадия Тимченко ставший основным владельцем компании Gunvor.

По свидетельству Максима Фрейдзона, Дмитрий Скигин познакомился с вице-президентом Bank of New York, отвечавшей за работу с Восточной Европой, эмигранткой из России Натальей Гурфинкель в 1992 году в Нью-Йорке. Фрейдзон утверждает, что лично видел их вместе. В советское время Гурфинкель занималась работой с Внешэкономбанком СССР. По словам Фрейдзона, Дмитрий Скигин помогал Гурфинкель открывать компании в Лихтенштейне через Грэхема Смита для перевода туда отмытых перед этим через BoNY денег. Обвинения в преступлениях, связанных с переводом 7 миллиардов долларов через BoNY были предъявлены трем физическим лицам: эмигрантам из России Люси Эдвардс, Петру Берлину и Алексею Волкову, а Гурфинкель подала в отставку на волне скандала. В отчете контрразведки Швейцарии от 2007 года говорится, что за отмыванием денег через BoNY стояли структуры Григория Лучанского, а также спецслужбы России, однако ни в этом отчете ни в соответствующем уголовном деле Скигин или Horizon International Traiding не упоминаются

В настоящее время компанией Petrotrade в Монако, согласно выписке, полученной The Insider, управляют англичанин Джон Рандалл и швейцарец Яром Офир. В 90-е Джон Рандалл управлял женевским филиалом Petrotrade вместе с Торбьорном Торнквистом.

4% Путина

Как говорится в иске Фрейдзона в американский суд, компания Sovex через Horizon International Trading стала частью операций по отмыванию денег тамбовской ОПГ через Bank of New York. После отмывания средства частично вкладывались в ОБИП и обратно в ПНТ. За 2007—2011 год оборот Sovex достиг 1,26 миллиарда долларов, а прибыль - 131 миллиона. Максим Фрейдзон обвинил Путина в том, что ему принадлежало 4% компании Sovex, что было условием регистрации и работы компании в Петербурге. Именно столько акций Sovex в 2012 году принадлежали людям Трабера Александру Уланову и бывшему сослуживцу Путина по КГБ Виктору Корытову. Об этом Фрейдзон заявил в интервью Радио Свобода, после чего депутат от Яблока направил запрос в Генпрокуратуру России. Но позже публикация была удалена . «Би-Би-Си» перед публикацией интервью Максима Фрейдзона в программе «Панорама» под заголовком «Тайные богатства Путина» (2016) со схожим содержанием направила запрос Владимиру Путину о том, желает ли президент прокомментировать свое участие в компании Sovex, занимавшейся отмыванием денег, однако ответа не последовало.

В интервью «Новой газете» в 2011 году Дмитрий Песков заявил, что «Путин никогда не имел отношения ни к компании Sotrama, ни к созданию нефтетрейдерских компаний где бы то ни было». При этом на вопрос, был ли знаком Путин с Дмитрием Скигиным и Ильей Трабером, Песков ответил, что они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».

Возможно, контакты у Путина с Трабером были не только в мэрии: бывший охранник Ильи Трабера Сергей Косырев заявил в видео на YouTube, что видел Владимира Путина в 1991 году в офисе Ильи Трабера в антикварном магазине на улице Лаврова (ныне Фурштатская), служившем, по словам Косырева, и для других целей.

Отметим, что функционирование таких компаний, как Sovex и ее совладельца Horizon International Trading было невозможно без контрактов, подписанных непосредственно Владимиром Путиным. 17 мая 1996 года Владимир Путин подписал распоряжение №488-р о передаче топливно-заправочного комплекса Пулково в аренду ЗАО «Совэкс». Sovex обладал монополией на заправку самолетов в Пулково до 2013 года.

Реальные совладельцы Петербургского нефтеналивного терминала Илья Трабер и Сергей Васильев присутствовали на днях рождения Владимира Путина, причем сидели они на почетных местах. Никакие другие «авторитеты» такой чести не удостаивались

Согласно двум источникам The Insider, реальные совладельцы Петербургского нефтеналивного терминала Илья Трабер и Сергей Васильев присутствовали на днях рождения Владимира Путина. Это было как минимум в 2004 и 2016 годах, причем сидели они на почетных местах. Никакие другие «авторитеты» такой чести не удостаивались, например, Петрова там не было, утверждает источник, присутствовавший на праздновании.

Сегодня Илья Трабер находится в международном розыске, куда его объявила Испания в 2016 году, заверил The Insider следственный прокурор специальной Прокуратуры по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Испании Хосе Гринда. При этом российская прокуратура пыталась напрямую передавать сообщения о «нарушениях прав Трабера», фактически беря на себя функцию адвокатов Трабера, в связи с чем испанская сторона заявила протест.

Сергей Васильев, по данным его знакомого, пообщавшегося с The Insider, продолжает посещать Европу по итальянской визе.

Что касается князя Монако Альбера II, не увидевшего в докладе Эринджера о цепочке компаний в Монако и Лихтенштейне, связанных с тамбовской ОПГ и Путиным, «ни намека на зацепку», он путешествовал вместе с Владимиром Путиным в Туву в 2007 году, принимал в 2014 году участие в эстафете Олимпийского огня в Сочи, наконец, наградил Владимира Путина высшей наградой Монако — орденом Святого Карла.

Наследие питерского нефтетрейдера из 90-х Дмитрия Скигина

Оригинал этого материала
© "Газета РБК" , 18.07.2017, Мосты и дети, Фото: Фонтанка.Ру , theaustralian.com.au , Иллюстрация: "Ведомости" , "Газета РБК"

Денис Пузырев, Кирилл Сироткин

Проект по строительству платных переездов в Санкт-Петербурге, который оценивается в 8 млрд руб., реализует компания, о которой до мая 2017 года никто не слышал. РБК выяснил, кто является бенефициарами этого проекта.

Летом 2017 года власти Санкт-Петербурга презентовали проект платных переездов в Санкт-Петербурге, который оценивается в 8 млрд руб. Смольный заключил договор с неизвестной ранее компанией «Санкт-Петербургская платная дорога». РБК разобрался, кто стоит за компанией-инвестором, реальный владелец которой спрятан за несколькими офшорами, а также как связаны с проектом платных дорог адвокаты из Люксембурга, дети бывшего владельца компании, в которой работали нынешние главы «Газпрома» и «Газпром нефти» Алексей Миллер и Александр Дюков , расследования о «русской мафии», а также самые большие в России поля конопли.

Возвращение к истокам

В последний раз плату за проезд по мостам в Санкт-Петербурге взимали в 1755 году: с воза брали 2 коп., с кареты - 5 коп. Два с половиной века спустя власти Санкт-Петербурга планируют вернуться к практике платного проезда. Речь не идет об исторических мостах через реки и каналы Северной столицы - платным станет проезд по новым путепроводам, которые перекинут через железнодорожные пути, где курсируют скоростные «Сапсаны» и «Аллегро».

Соглашение о реализации этого проекта в рамках работы Петербургского экономического форума власти города подписали с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога». Компания, которая была зарегистрирована в апреле 2017 года и не имеет никакой послужной истории, обещает вложить в строительство нескольких мостов над железнодорожными путями 8 млрд руб.; администрация города в свою очередь гарантирует «все необходимые согласования». От «Санкт-Петербургской платной дороги» документ подписал генеральный директор Вадим Коваленко, от Санкт-Петербурга - губернатор Георгий Полтавченко.

После завершения строительства (2019–2020 годы) путепроводы будут переданы в собственность города, однако инвестор получит возможность получать плату за проезд по ним. Стоимость проезда будет определена в концессионном соглашении - этот документ планируется подписать до конца 2017 года. Представитель инвестора, комментируя подписанное соглашение, оценил срок возврата инвестиций в 15–20 лет.

Представитель пресс-службы комитета по инвестициям правительства Санкт-Петербурга рассказал РБК, что в рамках этого проекта будет построено четыре переезда через железнодорожные пути, отказавшись от дальнейших комментариев. Источник РБК, близкий к правительству Санкт-Петербурга и знакомый с деталями проекта, рассказал, что финансовая схема реализации строительства переездов еще не определена. «Но в любом случае это будет концессия и основные затраты будут на инвесторе, а не на бюджете города, - рассказал он. - Сроки и прочие детали будут определены позднее».

Комментируя выбор партнера в пользу только что образованной компании, собеседник РБК отметил, что, учитывая важность проекта для города, были получены достаточные гарантии надежности частного концессионера. «Соглашение, подписанное на ПМЭФ, готовилось много месяцев, обсуждалось и согласовывалось во многих кабинетах Смольного, так что у правительства есть уверенность, что компании «Санкт-Петербургская платная дорога» можно доверять», - отметил он.

Магистральный путь

До настоящего времени основными инвесторами в строительство платных участков автомагистралей выступали крупнейшие профильные компании, а также банковские структуры. Пять из шести участков скоростной магистрали М-11 Москва - Санкт-Петербург было построено в рамках концессионных соглашений, заключенных с компаниями «Мостотрест» и его дочек - ООО «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК) и ООО «Трансстроймеханизация», до 2014 года принадлежавших структурам Аркадия Ротенберга. На трассе М-1 «Беларусь» концессионером строительства платного участка в объезд города Одинцово выступила компания «Главная дорога», подконтрольная УК «Лидер» Юрия Ковальчука . ​Компания «ВТБ Капитал» и Газпромбанк создали компанию «Магистраль Северной столицы», которая возводила центральный участок западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга. «Ведомости» назвали эти 11 км одной из самых дорогих автодорог мира: стоимость строительства составила 128 млрд руб.


Вадим Коваленко, подписывавший на ПМЭФ соглашение с правительством Санкт-Петербурга, заявил РБК, что сравнивать их проект с крупными федеральными некорректно: «Инвестированием в строительство крупных платных автомагистралей занимаются крупнейшие госбанки. Эти проекты не сравнимы с нашими ни с точки зрения объемов строительства, ни с точки зрения размеров финансовых затрат». По его словам, концессии на строительство небольших платных дорог в регионах начали заключаться лишь в последние полтора-два года. «На этом рынке только формируются игроки. В регионах это, как правило, строительные компании, которые из-за сокращения госзаказа ищут новые для себя ниши», - утверждает он.

По словам эксперта в области государственно-частного партнерства, президента компании InfraKAP Александра Баженова, инвесторов, готовых стать концессионерами при реализации долгосрочных проектов без привлечения бюджетного финансирования, не так много. «По статистике, в рамках ГЧП было заключено около 1400 концессионных соглашений, однако в большом числе случаев частные компании в рамках таких договоров эксплуатируют то, что уже есть, ничего сами не строя, - отмечает эксперт. - Проекты, предполагающие строительство за свой счет инфраструктурных объектов, - непростой бизнес, долгосрочный, требующий отраслевой экспертизы. Компаниям малого и среднего бизнеса такие капиталоемкие и долгосрочные проекты не по карману. Их сейчас могут реализовывать только компании, представляющие крупный бизнес».

Как выяснил РБК, за «Санкт-Петербургской платной дорогой» также стоит немалый и давний бизнес.

Керосиновый магнат и его дети

Владельцем 100% компании «Санкт-Петербургская платная дорога», по данным СПАРК, является учрежденная в 2014 году московская компания ООО «Платная дорога». Реальными бенефициарами «Платных дорог», обещающих вложить миллиарды в строительство транспортной инфраструктуры как минимум в трех различных регионах России, как выяснил РБК, выступают структуры, связанные с семьей Дмитрия Скигина - знаковой фигуры петербургского бизнеса 1990-х.

Скигин начинал свой бизнес с торговли лесом в Карелии, но основной капитал сколотил на нефти. В первой половине 1990-х он контролировал заправку самолетов в аэропорту Пулково, в 1996 году вошел в совет директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) - оператора терминала для экспорта нефтепродуктов, построенного в морском порту города по инициативе мэрии Санкт-Петербурга. По данным «Новой газеты» , возглавил совет директоров Илья Трабер , связанный с лидером тамбовской ОПГ Владимиром Барсуковым (Кумариным) и ставший затем фигурантом дела о «русской мафии» в Испании . Через ПНТ на Запад пошел поток российских нефтепродуктов, в том числе с Киришского НПЗ (завод и терминал связал нефтепровод).

Среди нынешней элиты немало людей, начало карьеры которых было связано с Дмитрием Скигиным. Среди них - нынешний председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Согласно официальной биографии, после окончания Кораблестроительного института он работал инженером в компании Скигина «Совекс», а с 1996-го по 2003 год занимал руководящие должности в ПНТ, откуда ушел с позиции гендиректора. Со Скигиным работал и нынешний председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер: в 1998–1999 годах он был уполномоченным представителем - директором по развитию и инвестициям в Санкт-Петербургском морском порту ЗАО «ОБИП», которое управляло портом.

С борьбой за контроль над его объектами и связанными с ним структурами следственные органы и эксперты связывали ряд резонансных убийств, в частности гибель гендиректора ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгения Хохлова и его заместителя Николая Евстафьева (1997 год), главы комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга Михаила Маневича (1997 год), гендиректора Северо-Западного таможенного терминала Витольда Кайдановича (2001 год) и совладельца этой компании Николая Шатило (2001 год), капитана ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаила Синельникова и его помощника по вопросам безопасности Сергея Боева (2003 год).

«Посторонних в порт не допускали, в 1990-х это была высококриминализированная территория. За бункеровочный бизнес шли постоянные конфликты, доходившие до стрельбы», - описывал ситуацию «Ведомостям» бывший директор «Совкомфлота» Дмитрий Скарга .

В 2003 году Скигин скончался от рака во Франции. Однако, проживая в последние годы жизни главным образом в Монако (он был выслан из страны в 2000 году по подозрению в причастности к «русской мафии») и Ницце, он оставался основным владельцем ПНТ. Скигин также все эти годы продавал нефть через Horizon International Trading - офшор из Лихтенштейна, который использовался и в его аэропортовском проекте. Horizon International Trading является партнером ПНТ и сегодня, следует из информации на официальном сайте ПНТ.

Наследство Скигина, согласно материалам полиции Монако, составило в общей сложности около $600 млн и было разделено между четырьмя детьми Скигина от трех браков и его женами. Владельцем и председателем совета директоров ПНТ стал его старший сын Михаил Скигин, 1980 года рождения, которому, по данным издания «Фонтанка» , ради этого пришлось оставить учебу в Университете международных отношений в Швейцарии.

Вошли ли в официальное наследство Дмитрия Скигина офшорные компании, в том числе Horizon International Trading, через которые он занимался нефтетрейдинговыми операциями, точно неизвестно.

По словам старшего юриста независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры» Александра Лысякова, в ситуации, когда компания, имеющая номинантов, зарегистрирована в Лихтенштейне, получить сведения о настоящих владельцах офшора практически невозможно. Владельцам офшора в Лихтенштейне гарантирована банковская тайна, и такие данные не передаются даже в государственные органы.

При этом Лысяков отмечает, что известны случаи, когда зарегистрированная на номиналов компания отходит формальным директорам после смерти настоящего владельца, если тот не был указан ни в каких документах. «Но о таких случаях становится известно, так как наследники заявляют о своих правах и отстаивают их в судах, - говорит юрист. - Но доказать принадлежность компании умершему лицу через суд достаточно сложно».

Сведения о судебных процессах, связанных с правами на компании Дмитрия Скигина, зарегистрированных в офшорах, отсутствуют.

В отличие от старшего брата Михаила, ставшего публичным бизнесменом, о деятельности младшего из Скигиных - 33-летнего Евгения - до недавнего времени ничего не было известно. Однако в декабре 2016 года газета The Australian опубликовала статью «Экодом мечты для русского магната» . В ней шла речь о строительстве оригинального дома с жилой площадью 1400 кв. м в курортном районе Sunshine Beach австралийского штата Квинсленд стоимостью $14 млн. О владельце необычного дома, получившего название Skigin House, издание узнало​​ лишь то, что его зовут Евгений Скигин и он является владельцем зарегистрированной на Кипре компании Konoplex Ltd.

Монакское расследование
В 2002 году наследный принц Монако Альбер нанял американского журналиста Роберта Эринджера, чтобы провести частное расследование о происхождении капиталов российского бизнесмена Алексея Федорычева, который собирался приобрести футбольный клуб «Монако». Ключевыми фигурами расследований Эринджера об отмывании денег «русской мафии» в Монако стали Дмитрий Скигин и его компания Sotrama, материнская структура Horizon International Trading. «Она отмывала и отмывает миллионы долларов в месяц, прикрываясь сбытом нефти», - утверждал Эринджер в 2013 году в интервью «Радио Свобода» .
В расследовании об отмывании денег через монакские и лихтенштейнские компании неоднократно упоминается и Владимир Путин. Он в те времена работал в мэрии Санкт-Петербурга, и его подписи стоят под рядом документов, связанных с компаниями Дмитрия Скигина и Ильи Трабера.
На вопросы «Новой газеты» о том, был ли знаком Владимир Путин с Дмитрием Скигиным и Трабером и имел ли отношение к деятельности компании Sotrama, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил , что «Путин никогда не имел отношения ни к компании Sotrama, ни к созданию нефтетрейдерских компаний где бы то ни было». При этом на вопрос, был ли знаком Путин с Дмитрием Скигиным и Ильей Трабером, Песков ответил, что они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».
При этом Эринджер утверждал, что даже после смерти Дмитрия Скигина «отмывочная» деятельность его компаний продолжилась. Наследников бизнесмена - Михаила и Евгения Скигиных - Эринджер называл «номинальными» фигурами, утверждая, что система по легализации средств в Европе контролируется «русской мафией» и связанными с ней высокопоставленными чиновниками.

Давние партнеры

РБК не удалось получить комментарии у Михаила и Евгения Скигиных. Запрос, отправленный в ЗАО «ПНТ» Михаила Скигина, остался без ответа. Вадим Коваленко также отказался назвать бенефициаров компании.

«Платную дорогу» с наследниками Дмитрия Скигина, как показало расследование РБК, связывают следующие нити. Первая связана с цепочкой офшорных фирм, которые выступают владельцами «Платной дороги», и компаний Дмитрия Скигина.

Так, по данным СПАРК, учредителем «Платной дороги» является кипрская компания Tollway Limited, принадлежащая, согласно базе юридических лиц Кипра, в равных долях гражданину России Роману Белоусову (он же является генеральным директором «Платной дороги») и панамской Magalo Investments. Компанию Magalo Investments, согласно данным на 21 июня 2017 года, возглавляют лихтенштейнские юристы Маркус Хаслер и Грэхем Смит (документы есть в распоряжении РБК).

Согласно реестру юридических лиц Лихтенштейна, нефтетрейдинговая Horizon International Trading AG также зарегистрирована по адресу офиса Хаслера и Смита в Лихтенштейне. Они выступали номинальными управляющими многих офшорных компаний, действовавших в интересах Дмитрия Скигина, утверждалось в расследовании Роберта Эринджера.

По данным справочника юридических лиц Лихтенштейна, по адресу: Industriestrasse, 26, в городе Руггеле, где расположен офис Хаслера и Смита, в настоящий момент зарегистрировано 33 действующие компании, как минимум четыре из которых имеют отношение к бизнесу Дмитрия Скигина и его наследников.

В 2011 году в интервью «Новой газете» испанский адвокат первой жены Скигина Пабло Себастьян описывал роль Хаслера и Смита в нефтяном бизнесе Скигина так: «Sotrama, Horizon International Trading и целый ряд других фирм номинально управляются двумя юристами - Грэхемом Смитом и Маркусом Хаслером. Их офис располагается в Лихтенштейне, в городе Руггеле. По этому адресу находится типография, которая является прикрытием всего остального бизнеса, управляющегося Смитом и Хаслером. Они, как я полагаю, типичные «мистеры пять процентов», примерно такую долю они имеют с компаний за номинальное управление. Но за ними стоят очень высокопоставленные люди. Кто они - мы можем только догадываться».

Маркус Хаслер отказался комментировать РБК эту тему. «Я не даю никакой информации, никаких справок и не общаюсь с журналистами», - заявил юрист.

Вторая нить - это люди, которые работали или работают сейчас в структурах «Платной дороги» и при этом имеют или имели отношение к иным проектам Скигиных.

В частности, Роман Белоусов, второй бенефициар кипрской Tollway Limited, является давним партнером семьи Скигиных. По данным из открытых источников, в 2003 году в возрасте 23 лет он стал первым вице-президентом АО «Сибур-Европа», представительства российского холдинга в Швейцарии, и до 2005 года занимал руководящие должности в европейских дочках «Сибура».

В биографии Белоусова на сайте Национального реестра профессиональных корпоративных директоров сообщается , что он являлся председателем совета директоров ряда предприятий, в том числе ОАО «Тульское научно-исследовательское геологическое предприятие», ОАО «Московская типография №6», ОАО «Биохим», ОАО «Сибирский Промстройпроект», ОАО «Новосибирский проектный и научно-исследовательский институт «Госрадиопроект», ООО «Морской порт Поронайск».

Более подробной информации о Белоусове и даже его фотографии в открытых источниках РБК обнаружить не удалось. Однако, изучая попавшую в СМИ историю конфликта​ собственников порта Поронайск, РБК получил подтверждение того, что Роман Белоусов входит в число доверенных лиц Михаила и Евгения Скигиных.

Поронайская история

В конце 2015-го - начале 2016 года сахалинские СМИ писали о конфликте в порту Поронайска, прежние владельцы которого обвинили новых в рейдерском захвате бизнеса через сложную схему, в которой были задействованы компании с Кипра и Британских Виргинских островов во главе с Романом Белоусовым и Вадимом Коваленко. Последнего бывшие владельцы порта в интервью «МК-Сахалин» называют ближайшим помощником Белоусова. Одной из компаний - участников сделки в интересах нового инвестора выступила ЮК «Юринформбюро» из Санкт-Петербурга, которую возглавляет начальник юридической службы ПНТ Михаил Белов.

Белов сообщил РБК, что он, как и Роман Белоусов, является на данный момент одним из руководителей проекта по развитию порта Поронайска. «Порт Поронайск на данный момент находится в крайне плачевном состоянии и представляет собой совокупность разрушенной и непригодной для коммерческой эксплуатации инфраструктуры. Порт сейчас осуществляет только ремонт судов и является стоянкой для рыболовецкого флота, туда не может подойти судно с более или менее приличной осадкой. Нет глубин, все засыпано, причалы полуразрушены. Это перспективный проект, требующий огромных инвестиций. Мы ищем стратегических партнеров среди частных и государственных компаний, которые занимаются развитием Сахалина. Состоится ли этот проект или нет, я пока не уверен», - рассказывает Белов.

Говоря о конфликте с бывшими собственниками порта, он пояснил, что сделка была проведена по рыночной цене, деньги перечислены и сейчас никаких юридических претензий к компании нет, конфликт исчерпан.

Михаил Белов подтвердил РБК, что братья Скигины являются бенефициарами компании - владельца порта, при этом особо подчеркнув, что эти инвестиции никак не связаны с ПНТ. «Михаил Дмитриевич Скигин осуществляет много инвестиций в России, и это один из его проектов. Не сказать, что самый лучший», - говорит Михаил Белов.

РБК ждет ответа на отправленный письменный запрос от Романа Белоусова.

Конопляный след

Еще одна цепочка связывает «Платные дороги» с именем Евгения Скигина.

СМИ, комментировавшие подписание соглашения «Санкт-Петербургской платной дороги» с правительством города, отметили тот факт, что по адресу материнской компании также зарегистрировано ООО «Коноплекс», занимающееся производством и переработкой технической конопли. Эту компанию возглавляет Милена Александрова.

«Коноплекс» вышел на рынок в 2015 году, скупив и арендовав земельные участки в Пензенской и Рязанской областях и засеяв их коноплей. В компании утверждают, что уже в 2016 году вышли на первое место в стране по объему полей конопли - 940 га, обогнав фирмы бывшего вице-премьера Подмосковья Дмитрия Большакова .

Милена Александрова отказалась назвать РБК имена бенефициаров «Коноплекса». «Мы - открытая компания, все данные о наших акционерах есть у российских налоговых органов. Они не хотят афишировать свои имена, защищают свое право на личную жизнь», - поясняет она.

(Кстати, до июня 2017 года Александрова параллельно возглавляла «Платную дорогу», свидетельствуют данные СПАРК. Вадим Коваленко также в июне перестал быть гендиректором «Санкт-Петербургской платной дороги» - его место занял Михаил Лебедев, до этого топ-менеджер компании «ПНТ-ГСМ», торгующей нефтью через Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина.)

При этом 99% ООО «Коноплекс» (Москва) принадлежит Konoplex Ltd (Кипр). По данным бюро юридических лиц Кипра, 50% Konoplex Ltd принадлежит совладельцу «Платных дорог» Роману Белоусову, вторая половина - у лихтенштейнской Infinite Fibre, бенефициары которой не раскрываются. Однако в 2015 году в списке участников международной конференции Европейской промышленной ассоциации конопли (EIHA) в Кельне Евгений Скигин был заявлен как представитель Infinite Fibre, также зарегистрированной по лихтенштейнскому адресу юридической конторы Хаслера и Смита.

Региональные отклонения

Интересы «Платной дороги» не исчерпываются Санкт-Петербургом. У нее есть еще несколько «дочек», в том числе два юрлица, отвечающие за операционное управление другими проектами строительства платных трасс - ООО «Наро-Фоминская платная дорога» и ООО «Тульская платная дорога».

Реализациях этих двух проектов, финансируемых за счет собственных средств компаний, идет со значительным отклонением от первоначальных планов. В первом случае речь идет о строительстве платного участка протяженностью 2,6 км в объезд города Наро-Фоминска. Через центр этого города проходит трасса, соединяющая федеральные трассы М-1 «Минское шоссе» и М-3 «Киевское шоссе», из-за чего в городе сложилась сложная транспортная ситуация. Инвестор подписал с муниципалитетом концессионное соглашение, получившее одобрение на публичных слушаниях, пообещав вложить 1 млрд руб. в строительство платного участка и еще 2 млрд руб. в дальнейшую эксплуатацию и ремонт дороги.


Фактическое строительство дороги еще не начато, хотя проект уже получил национальную премию в сфере инфраструктуры «Росинфра-2016». Как рассказал РБК Вадим Коваленко, фактическое строительство трассы начнется в 2019 году - компания наконец получила согласованный правительством Московской области проект планировки территории. Теперь «Наро-Фоминской платной дороге» предстоит разработать технологические решения, проектную документацию, пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство. «Обычно этот этап при инфраструктурном строительстве занимает год, но мы планируем уложиться вдвое быстрее, - говорит Коваленко. - Мы заинтересованы как можно быстрее построить этот объект и начать возврат инвестиций».

В рамках второго проекта компании необходимо построить платный мост через реку Упа в Туле. Соответствующее соглашение с городскими властями было подписано еще весной 2014 года. Согласно нему платный мост должен был быть введен в эксплуатацию еще в январе 2016 года. Однако работы в Туле так и не начались, а сроки были сдвинуты на 2018 год. Чиновник тульской администрации в беседе с РБК объяснил задержку некими «изменениями в законодательстве», однако подчеркнул, что инвестор остается в проекте. По словам Коваленко, задержка в реализации этого проекта была связана в том числе с тем, что у администрации Тулы возникла необходимость в изъятии земельного участка, необходимого для строительства. Кроме того, изначальный план был расширен, и теперь помимо моста «Тульская платная дорога» реконструирует несколько прилегающих к мосту дорог и часть набережной реки. С учетом этого сумма необходимых инвестиций в проект может вырасти с 410 млн до 1 млрд руб.

Коваленко рассказывает, что компания прорабатывает варианты строительства и других платных трасс. По его словам, специалисты компании ориентированы главным образом на регионы в Центральной России и на Северо-Западе, но в перспективе рассматриваются и более отдаленные уголки страны. «У нас в группе компаний есть проектный институт, мы изучаем транспортную ситуацию в различных регионах», - пояснил он.​