Сдать 1 категорию. Аттестация на первую категорию — критерии и требования

По старым правилам, любой учитель, желающий зарабатывать больше, мог добровольно подать документы на присвоение категории - второй, первой или высшей. Вторая категория присваивалась педагогическому работнику руководством общеобразовательного учреждения, в котором тот работает, первая - районным управлением образования, высшая - на министерском уровне.

Сейчас же вторую категорию упразднили, а аттестация педагогов теперь является обязанностью органов образования на уровне субъекта РФ. Кроме того, аттестация учителей стала обязательной, теперь каждые 5 лет педагогический работник должен подтверждать свое соответствие должности. Если преподаватель вовремя не подтвердил квалификацию, категория аннулируется. Проходить аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию можно и в добровольном порядке.

Аттестация работников образования в обязательном порядке

Каждый учитель, который не имеет категории и не выразил добровольного желания ее получить, должен проходить обязательную аттестацию каждые пять лет. Освобождаются от необходимости подтверждать соответствие должности:

  • педагоги, которые проработали на данной должности не более двух лет;
  • беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске (аттестация предстоит не ранее чем через два года после выхода на работу).

Отдельные правила касаются педагогов, которые отсутствовали на работе более четырех месяцев по причине болезни. Такой категории учителей придется проходить аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу, но если такой педагог изъявит желание получить (или подтвердить) категорию ранее, то не допустить его к аттестации комиссия не может.

Заявление об аттестации, которую работник проходит в обязательном порядке, подает работодатель. В том случае если педагог состоит на нескольких должностях у одного работодателя и не имеет ни по одной из них категории, последний может представить к подтверждению квалификации сразу по всем должностям. Если учитель работает по специальности одновременно на двух разных работодателей, подать заявление имеет право каждый из них.

Документы для подтверждения соответствия должности

Работодатель (образовательное учреждение, где трудоустроен педагогический работник) подает на рассмотрение аттестационной комиссии следующий пакет бумаг:

  • заявление с подписью директора школы или другого учреждения, от которого учитель представлен на аттестацию, а также самого педагогического работника;
  • копии решения аттестационной комиссии с прошлой аттестации (если ранее учитель уже получал или подтверждал категорию);
  • копии документов об образовании работника: диплома (дипломов) из среднего специального или высшего учебного заведения о педагогическом образовании;
  • копия документа, подтверждающего успешную аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию (если имеется);
  • копии документов о смене фамилии (если фамилия менялась);
  • развернутая характеристика педагогического работника с места работы или сопроводительное письмо, которое может подтвердить уровень квалификации педагога.

Через месяц после представления документов комиссии учитель получит на домашний адрес информацию о времени, дате и месте проведения аттестации.

Как проходит обязательная аттестация учителей на 1 категорию

В ходе подтверждения соответствия должности педагоги проходят испытания по вопросам, которые связаны с профессиональной деятельностью. Испытания проводятся в письменной или электронной форме. По решению органов образования субъекта РФ обязательная аттестация на 1 категорию учителя математики, русского языка, начальных классов и других педагогических работников может проходить и в других формах, что предусматривается подтверждением или получением категории в добровольном порядке. После оценки ответов аттестационная комиссия может определить уровень освоения современных методик преподавания и воспитания.

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя

Добровольная аттестация педагогического работника может проводиться по его собственному желанию. Право пройти добровольное подтверждение соответствия занимаемой должности имеют:

  • педагоги, которые не имеют категории;
  • учителя, имеющие 1 категорию, если срок прохождения последней аттестации заканчивается.

Кроме того, заявление на присвоение или подтверждение категории могут подать беременные женщины и те, которые находятся в декретном отпуске, педагоги, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет.

Для педагогов, которые подтвердили высшую категорию, право прохождения добровольной аттестации устанавливается иначе.

Процедура подачи документов и необходимые бумаги

В случае добровольного прохождения аттестации документы подает сам преподаватель. Определенные сроки подачи заявления не предусмотрены на законодательном уровне, так что педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию в любое время. Правда, для учителей, уже имеющих категорию, есть определенное условие: им желательно подавать документы не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущего подтверждения квалификации.

Учитель, который принял решение самостоятельно пройти аттестацию, должен представить такой пакет документов:

  • заявление (форму можно получить в отделе образования);
  • ксерокопию предыдущего решения комиссии (если педагог ранее уже проходил аттестацию);
  • аттестационный лист, который должен быть заполнен включительно до седьмого пункта;
  • портфолио профессиональных достижений.

Документы подаются в аттестационную комиссию отдела образования субъекта РФ. Комиссия рассмотрит заявление в течение месяца, после чего будет вынесено решение и дате, времени и месте прохождения аттестации.

Требования, которые предъявляются к учителям 1 категории

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя предполагает соответствие педагогического работника определенным требованиям. К таковым относятся:

  • владение новейшими образовательными и воспитательными методиками, применение знаний в практической деятельности;
  • вклад в повышение уровня образования посредством совершенствования методов воспитания и обучения;
  • результаты освоения учащимися программы (динамика и достижения должны быть выше средних по субъекту РФ).

Аттестация на 1 категорию учителя не требует наличия какой-либо квалификационной категории, так как предыдущая, вторая категория, была упразднена последними изменениями в законодательстве. Требование остается актуальным только для тех педагогов, которые проходят соответствие высшей категории.

Как проходит добровольная аттестация учителя

Аттестация учителей на 1 категорию проходит в виде экспертной оценки портфолио работника образования. Кроме того, учитель может провести открытый урок, педагогическое мероприятие, мастер-класс, предоставить аналитический или творческий отчет. Портфолио педагогических достижений является формой самоанализа педагога.

Успешная добровольная аттестация на 1 категорию учителя русского языка предполагает глубокий анализ по трем пунктам:

  • владение образовательными и воспитательными методиками (учитель может описать, какими методиками пользуется в ежедневной деятельности);
  • вклад в повышение уровня образования (например, организация и проведение тематических классных часов, мероприятий, проявление инициативы);
  • результаты учеников (показатели освоения программ, олимпиады и конкурсы, в которых учащиеся занимали призовые места).

Аттестация на 1 категорию учителя английского языка, биологии, географии, математики или другого предмета предполагает анализ педагогической деятельности и достижений по тем же пунктам. Некоторые отличия, правда, имеются. Например, аттестация на 1 категорию учителя физкультуры дает больше возможностей в представлении результатов учащихся. Отличаются и начальных классов (вследствие возрастной специфики учащихся). В самоанализе на аттестацию на 1 категорию учителя начальных классов могут упомянуть осуществление процесса обучения в игровой форме (использование дидактических игр), применение здоровьесберегающих технологий и так далее.

Решение аттестационной комиссии

По результатам экспертной оценки портфолио учителя (или, в случае обязательного подтверждения квалификации, ответов на вопросы в письменной или электронной форме) комиссия принимает решение: «соответствует категории» («присвоить категорию») или «не соответствует» («не присваивать категорию»).

Обжалование итогов аттестации

В том случае, если педагог частично или полностью не согласен с решением комиссии, он может подать апелляцию. Решение можно обжаловать в суде. Заявление нужно подать в течение 3 месяцев со дня, когда было вынесено решение.

Вам понадобится
Заявление
Аттестационный лист предыдущей аттестации
Новый аттестационный лист
Портфолио личных достижений

Инструкция
1.
Аттестация для учителя – это важная процедура. Она стимулирует повышать качество образования и дает уверенность педагогам в своих силах и умении. А, также, она позволяет оценить уровень качественной работы педагога. В 2011 году с 1 января были введены новые правила, согласно которым аттестация становится обязательной для педагогов разного уровня. Те из них, кто не проходил аттестационные испытания, теперь должны подтверждать свое соответствие той должности, которую они занимают. А что же необходимо педагогам, которые решили подать документы на первую категорию? Во-первых, необходимо составить заявление. Его можно написать и подать на рассмотрение в любое время по желанию аттестуемого. Если же срок действия первой категории заканчивается, то с подачей заявления нужно поторопиться. Сделать это следует за три месяца до окончания действия категории.
2.
Заявление на аттестацию учителя начальных классов на первую квалификационную категорию ничем не отличается от аналогичного заявления учителя-предметника. В любом случае, при составлении заявления педагогу следует особое внимание обратить на его хорошую аргументированность. Кроме заявления потребуется аттестационный лист предшествующей процедуры прохождения аттестации. А, также, педагогу следует заполнить новый аттестационный лист. Для аттестуемого предполагается заполнение семи первых пунктов данного листа. Аттестоваться на первую категорию учителю поможет хорошо подготовленное портфолио личностных достижений. В нем в полной мере должно быть отражено владение педагогам современными методиками и технологиями образовательного процесса. Кроме того, важное место при оценке соответствия первой категории будут иметь эффективные результаты работы учителя и повышение качественных достижений учащихся по данному предмету.
3.
Ограничений на подачу заявления о присвоении первой квалификационной категории очень мало. Право на ее получение имеют учителя без категории; с первой категорией, срок которой либо заканчивается, либо в середине срока, но, только спустя 2 года после ее присвоения; педагоги с высшей категорией. Соответствующее заявление на первую категорию теперь возможно написать и учителям, не успевшим проработать в данной должности и двух лет, а, также, женщинам, находящимся в отпуске по беременности, и в последующем, по уходу за ребенком. Порядок прохождения аттестации на первую категорию для педагога предусматривает следующее. На начальном этапе заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца. Она назначает место, а, также, дату проведения аттестационных испытаний, о чем и сообщается учителю. Испытание проводится в виде экспертизы потрфолио личных достижений. Кстати, на заседании комиссии может присутствовать сам аттестуемый.
4.
Аттестация учителей на первую категорию предполагает высокие требования. Это эффективное применение учителем на учебных занятиях современных методик и технологий образовательного процесса. Большим «плюсом» явится активное распространение своего опыта. Педагог может презентовать свое участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на семинарах. Преветствуется активная работа на районных методических объединениях, обобщение своего опыта преподавательской деятельности в любой форме. Весомый вклад в портфолио внесут качественные результаты освоения учащимися предмета данного преподавателя, а, также, достижения обучающихся. Это призовые места в районных и областных олимпиадах, участие в дистанционных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих конкурсах. Все представленные материалы рассматриваются экспертной группой. Именно, она, проведя экспертизу, делает выводы и составляет экспертное заключение. Учителю, работающему творчески и ориентированному на повышение своего профессионального мастерства, получить положительное решение комиссии не составит большого труда.

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Должность: учитель технологии общеобразовательной школы

Стаж: 5 лет

Регион: Пермский край

Населённый пункт: город Лысьва

Предыдущая аттестация: соответствие занимаемой должности

В октябре 2016 года прошла аттестацию на установление соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

В самом начале моей публикации позволю себе небольшое лирическое отступление. Аттестовывалась я впервые, оформляла и размещала материалы на сайте сама, решила, что в первый раз мне будет полезно и интересно «пропустить всё через себя», хотя у нас в городе практикуется за определённую плату заказывать заполнение портфолио компетентным людям, и даже официально у методистов Центра научно-методического обеспечения существует такая услуга, стоимость 2000-4000 рублей, а также консультации: без выхода в интернет — 150 рублей, с выходом в интернет — 250 рублей.

Я воспользовалась консультацией за 250, поскольку уже успела зарегистрироваться сама и «накидала» часть материала. Консультация оказалась полезной, но собственный опыт переоценить трудно, да и далеко не все советы методиста пошли на польз

Итак, дальше нужно было подать заявление. По закону: заявление педагогом подаётся за три месяца, однако у нас, в Лысьве, такие правила: заместитель директора по методической работе собирает заявления желающих аттестоваться и тех, у кого заканчивается период предыдущей аттестации в следующем учебном году, и в начале июня (для каждой школы назначено своё время) относит в Управление образования, где регистрирует их и обсуждает график аттестации педагогических работников своей образовательной организации на следующий учебный год.

Я решила аттестовываться в октябре 2016 (в сентябре аттестационная комиссия не работает), да и летом можно было спокойно, без спешки подготовиться.

Образец заявления
DOC / 21 Кб

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ

Как таковой пакет документов предъявлять не нужно, но для аттестации нужны основания, поэтому в заявлении в краткой форме указываются пройденные курсы, участие в конкурсах, результаты обучения и др. При недостатке оснований для аттестации на категорию, завуч, который находится в курсе состояния дел педагога, может порекомендовать аттестоваться на соответствие, хотя образовательной организации не выгодно понижение категорийности педагогов.

Все документы размещаются непосредственно в электронном виде в портфолио. До начала работы с портфолио для удобства можно создать на «рабочем столе» папки с названиями, соответствующими его разделам, и все имеющиеся материалы «раскидать» по папкам, тогда будет понятно, в каком разделе вам не хватает материалов (это может сделать за вас методист ЦНМО за определённую плату, о чём я уже упоминала). Есть материалы, которые подойдут для двух или нескольких разделов, нужно проанализировать наполняемость, чтобы не было «где-то густо, а где-то пусто». (Например, документ, свидетельствующий о вашем участии в "Краевом проекте по разработке компетентностно-ориентированных заданий" можно разместить в разделе «Методическая работа и трансляция педагогического опыта» и/или в разделе «Результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах»)

Возможен и такой вариант: каждый новый документ, свидетельствующий об участии, результате, приказы, новые разработки сразу размещать в электронное портфолио, и когда наступит время аттестации - всё уже готово! «НО» за последние несколько лет сайт «слетал» уже не раз, а также претерпевал изменения, и педагогам приходилось начинать заново...

АТТЕСТАЦИЯ

  • Данный вид аттестации не предусматривает тестирования, экспертиза портфолио — единственное испытание.
  • Испытание проходит без личного присутствия педагога. Когда портфолио готово, нужно нажать на поле зеленоватого цвета «Отправить запрос на экспертизу портфолио», которое находится слева. Затем нужно выбрать предметную область. Портфолио направляется эксперту данной предметной области. Имя эксперта я узнала из «Экспертного заключения».

А НУЖНЫ ЛИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ?

В наше время открытые уроки не единственная форма трансляции педагогического опыта, заставлять давать урок никто не будет, однако, как же без них, завучи обычно настоятельно рекомендуют. Открытый урок позволяет наглядно продемонстрировать педагогическое мастерство. Хотя многие аттестуются и без них. Но я всё-таки открытый урок давала, в 5 классе — по ФГОС, с технологической картой.

Присутствовали 10 человек: завуч и 9 учителей нашего лицея. Замечаний особо не было, были предложения, идеи, как можно было бы данный урок усовершенствовать.

КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ В ФОРМЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОРТФОЛИО

Так как аттестоваться предстояло в октябре, портфолио я должна была заполнить и отправить на экспертизу до 15 сентября (15 в 00:00 портфолио для аттестуемого становится недоступным).

Скрин-шот с личной страницы портфолио

РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО:

1. Портрет

1.1. Общие сведения о педагоге

1.2. Анкета (после заполнения анкета должна быть скачана, распечатана, заверена руководителем и загружена в портфолио в формате pdf).

1.3. Методическая тема (одна или несколько)

1.4. Краткий самоанализ

2. Методическая работа и трансляция педагогического опыта

2.1. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, проблемных групп, временных творческих коллективов и др.

2.2. Выступления на конференциях, семинарах, мероприятиях, проведение семинаров, мастер-классов, открытых уроков (занятий, мероприятий), публикации.

3. Результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах

3.1. Руководство проектной деятельностью, разработка и реализация собственных проектов; участие в проектах, социально- образовательных инициативах

4. Результаты внеурочной деятельности
4.1. Результаты внеурочной деятельности, направленной на развитие способностей обучающихся

5. Результаты обучения и воспитания обучающихся
5.1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
5.1.2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования регионального и федерального уровней
5.2. Развитие у обучающихся способностей к научной деятельности (участие в научно- практических конференциях, научных обществах и др.)
5.3. Развитие у обучающихся способностей к творческой, физкультурно- спортивной деятельности (результаты участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях)
5.4. Развитие у обучающихся способностей к интеллектуально й деятельности (результаты участия в олимпиадах)

6. (только для работников детских садов)

7. Работа с родителями и социальными партнёрами
7.1. Результаты работы с родителями и социальными партнерами

Каждый раздел заполняется имеющимися материалами, свидетельствующими об участии в том или ином мероприятии, либо подтверждающими результаты той или иной деятельности за 5 лет: справками, приказами, сертификатами, дипломами и др. Все справки и сертификаты должны быть подкреплены разработками (авторские программы курсов, конспекты мастер-классов, технологические карты уроков, презентации, статьи, тексты выступлений и др.). То есть, например, если загружен отзыв об открытом уроке, то должна быть прикреплена ещё и разработка урока.

Все материалы должны быть заверены руководителем. Справки должны иметь определённую форму, подпись руководителя или заместителей и печать.
Бланк справки
DOC / 21.5 Кб

Материалы в каждом разделе должны располагаться в хронологической последовательности, самый «свежий» загружается последним. Далее в разделах 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 4.1, 5.2 должен располагаться аналитический отчёт.
Аналитический отчёт
DOC / 23.5 Кб

Каждый раздел имеет поле для самооценки (от 1 до 10) - максимум 110 баллов, таким образом формируется общая самооценка в процентах. Так как я учитель технологии, то целый раздел, учитывающий результаты ЕГЭ выпадает, поэтому сто процентов уже не набрать. Эксперты, как правило понижают баллы относительно самооценки, поэтому рекомендуется ставить себе чуть выше, но, конечно, адекватно и в пределах разумного. Для аттестации нужно, чтобы оценка эксперта была - 75% и выше.

Самоанализ загружается в первый раздел, но в последнюю очередь, анализ собственной деятельности описывается в порядке разделов портфолио.

И в заключении хочу рассказать о довольно неприятной истории, которая произошла со мной в процессе аттестации. Заполняла портфолио, как я уже сказала, сама, летом, аккуратно загружая всё в хронологическом порядке и прикрепляя все разработки. Видимо нас таких было много...Сайт, надо сказать, работал с большими перебоями. Наконец, когда все было готово - 12 сентября, я отправила запрос на экспертизу. Заходила на свою страницу 13, 14 - всё было на месте. Но когда я вдруг решила посмотреть личную страницу 15 сентября вечером (до закрытия портфолио оставалось пару часов), обнаружила, что многие материалы попросту пропали. Ничего не придумав лучше, я судорожно попыталась восстановить хотя бы часть утерянного, было уже не до порядка и не до «последовательности».

Помочь мне никто не смог, правда администрация сообщила об этом конфузе в Управление образования. Оказалось, что нас таких из города четверо «счастливчиков». Единственная обратная связь с работниками сайта - написать в службу поддержки. На третий раз, они мне ответили, что сайт перегружен, ведутся работы по восстановлению. Посмотреть свою страницу я уже никак не могла и увидела ее только после завершения аттестации: всё в жутком беспорядке, порядок нарушен, не все материалы вернули...Пережила я, конечно, не очень приятные мгновенья...Сделала вывод, что нужно было отправлять, не за несколько дней (по совету методиста ЦНМО), а как положено 15 сентября и ни днём раньше!

Но главное: через две недели я получила заветное «Заключение эксперта» с сообщением о 75%, то есть первую квалификационную категорию мне всё-таки присвоили!

Желаю всем удачи и выдержки при аттестации, они вам точно пригодятся!