Почему казнили марию антуанетту. Мария-Антуанетта.История, биография, картины. В жизни этой женщины было много сумасбродств, но смерть она приняла так, как подобает истинной королеве

Мария-Антония Йозефа Иоганна, принадлежавшая к Лотарингской ветви Габсбургского дома, была младшей дочерью и предпоследним ребенком из шестнадцати детей австрийского императора Франца и его супруги Марии-Терезии . Она появилась на свет в Вене 2 ноября 1755 года и, по всеобщему признанию, была самым красивым, обаятельным и грациозным ребенком императорской четы. Ее детство прошло в основном во дворце Шёнбрунн: хотя Мария-Терезия всегда старалась уделять внимание воспитанию и образованию своих детей, она все больше была занята государственными делами и на младших детей ее сил уже не хватало. К Марии-Антуанетте были приставлены лучшие педагоги - ее музыкальным образованием занимался сам Глюк , - но она все же прекрасно умела избегать нежеланных занятий, проводя дни в веселье и шалостях. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными - если бы этой девочке не была уготована великая судьба.

1762 г.
Марии Антуанетте семь лет

1762 г.
портрет кисти Жана-Этьена Лиотара

1765 г.
Мария-Антуанетта и ее братья,
Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете,
поставленном по случаю бракосочетания
Иосифа II с Марией Баварской.

Французские Бурбоны и правящие Австрией Габсбурги враждовали уже две сотни лет, и к середине восемнадцатого века это надоело даже им самим. Лучшие политики обеих стран вели переговоры о примирении и наконец пришли к выводу, что лучшим залогом будущего мира будет династический брак.
После обсуждения всех вариантов было решено, что наследник французской короны дофин Людовик, внук короля Людовика XV , возьмет в жены одну из дочерей Марии-Терезии. В конце концов выбор пал на младшую, Марию-Антуанетту.
Проекты долго оставались проектами. Марии-Терезии пришлось приложить немало сил, чтобы договор дипломатов вылился в официальное брачное предложение: французский король три года тянул со сватовством, не отказываясь, но и не обнадеживая. Между тем выяснилось, что юная эрцгерцогиня, с точки зрения строгой матери, мало подходит на роль французской королевы. Она плохо знает французский, пишет с ошибками даже на родном немецком, а ее знания в остальных науках нельзя назвать даже поверхностными: Мария-Антуанетта прекрасно умела увиливать от уроков. Наконец в 1769 году король Людовик официально просит руки эрцгерцогини, и, пока два двора сочиняют церемониал будущей свадьбы и утрясают все возможные церемониальные проблемы, к будущей супруге дофина из Версаля посылают аббата Вермона - в качестве наставника в дворцовом этикете, науках и религии.
Аббат был очарован красотой будущей дофины: «Имея очаровательную внешность, она сочетает в себе обаяние, грацию, умение держать себя, и когда она, как можно надеяться, физически несколько разовьется, то будет обладать всеми внешними данными, которые только можно пожелать принцессе», - пишет он в Париж. Однако аббат прекрасно понял, что его воспитанница - девушка избалованная, легкомысленная и рассеянная: «У нее больше интеллекта, чем можно было бы предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её». Роскошный кортеж провез эрцгерцогиню к ее будущему супру1у через половину Европ ы: впервые она увидела его в Компьенском лесу, где стоял в ожидании королевский поезд. Король, престарелый Людовик, большой знаток женской красоты, нашел будущую невестку очаровательной, а вот его внук едва обратил на нее внимание - в дневнике за тот день он написал всего лишь: «Свидание с дофиной». И на Марию-Антуанетту этот юноша - крупный, обрюзгший, болезненно застенчивый, некрасивый и неуклюжий - не произвел положительного впечатления; впрочем, он был наследником великой страны, и ей этого было достаточно.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.

Свадьба состоялась 16 мая 1770 года в Версале: четырнадцатилетняя эрцгерцогиня стала женой дофина, которому еще не исполнилось и шестнадцати. Необыкновенно пышное празднество должно было закончиться фейервер ком для десятков тысяч парижан, прибывших в Версаль, дабы пожелать счастья молодым, однако разразившаяся буря посеяла среди них панику, и в давке многие пострадали - это было сочтено плохим предзнаменованием. Но Мария-Антуанетта не желала обращать внимание на дурные знаки - с детства она замечала лишь хорошие.
Однако в первую же брачную ночь выяснилось, что молодой муж не в состоянии исполнить свой супружеский долг. Неопытная и наивная Мария-Антуанетта не придала этому значения, однако подобные неудачи случались ночь за ночью. Наконец, обеспокоенная письмами дочери, Мария-Терезия вынудила короля показать внука врачам - и те диагностировали у него фимоз, нераскрытие крайней плоти, препятствующий полноценной сексуальной жизни. Дофина могла спасти простая операция - однако тот, боязливый, тугодумный и болезненно нерешительный, никак не мог отважиться отдаться в руки хирургов.
Между тем юная дофина, которую супруг продолжал регулярно навещать в спальне, страдала от сексуальной неудовлетворенности и унижения. Дофин Людовик, в свою очередь, страдал от собственной неполноценности: о его проблеме был осведомлен весь двор, и он постоянно чувствовал насмешки и жалость. Все это наложило свой отпечаток на характер и образ жизни обоих супругов: Людовик замкнулся в себе, лишь изредка пытаясь вспышками ярости утвердить свое положение, а Мария-Антуанетта изводила себя в лихорадочной активности, пытаясь как-то сублимировать женскую неудовлетворенность.

Версаль восторженно принял юную дофину: она была красива, очаровательна, невероятно грациозна, умела и любила развлекаться, и к тому же ей покровительствовал сам король. Вокруг нее моментально собрался круг молодых аристократов, в обществе которых Мария-Антуанетта развлекалась как могла: балы, праздники и гулянья следовали один за другим.
В то время как дофин вел размеренный образ жизни, рано ложился и рано вставал, его супруга развлекалась ночи напролет, а спать ложилась на рассвете. Как оказалось, они вообще были полной противоположностью друг другу: основательный, неповоротливый, флегматичный, консервативный и нерешительный Людовик и легкомысленная, очаровательная, грациозная, ни о чем не задумывающаяся Мария-Антуанетта, которая моментально принимала решения и так же быстро забывала обо всех проблемах.
Впрочем, если не считать отсутствия плотской связи, их семейная жизнь была вполне счастливой: наследник тихо обожал свою красавицу-жену и ни в чем ей не отказывал, а она, хоть и посмеивалась над его неуклюжестью, все же ценила его образованность, серьезность, доброту и порядочность.

1767 г
художник Мартин ван Майтенс

1769 г.
Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

1769 г.
Мария-Антуанетта играет на пианино,
Художник Франц Ксавер Вагеншен

В мае 1774 года король Людовик XV скончался от оспы - по преданию, он заразился от одной из своих молоденьких любовниц. Его внук стал королем Людовиком XVI, а Мария-Антуанетта стала королевой. Мария-Терезия, всегда беспокоившаяся за судьбу младшей дочери, с прозорливостью пророка писала: «Я еще более озабочена судьбой моей дочери. Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутаны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».
Людовик с супругой получили неограниченную власть над одной из самых великих стран мира, их восшествие на престол было встречено невероятным ликованием народа: старый король давно утомил подданных развратом и непомерным мотовством, и с именем его преемника - честного, открытого, доброжелательного и необыкновенно порядочного - связывались огромные надежды. Которым, однако, так и не суждено было сбыться: Людовик, хоть и был обуреваем самыми лучшими намерениями, так и не смог преодолеть свою природную нерешительность и начать реформы. Он ограничился изгнанием из Версаля наиболее одиозных фигур, начиная с последней фаворитки деда - мадам Дюбарри , ненавидимой народом за расточительность и протекционизм.
Мария-Антуанетта же не строила никаких планов: она желала власти лишь над самой собой и своим временем. Ее главной задачей было нравиться, покорять и восхищать, и, со свойственной ей бесконечной энергией, королева Франции взялась за роль королевы мод: отныне и на полтора десятилетия наряды, прически, украшения и манеры Марии-Антуанетты станут законом для дам всей Европы. Когда она носила высокие причудливые прически - дамы соревновались в затейливости тем и высоте шиньонов. Когда королева придумывала новый оттенок - в него моментально окрашивался весь Париж. Когда ей надоели тяжелые ткани - парча, бархат, плотный шелк - и она одевалась в муслин и батист, так же поступали все француженки, а прославленные лионские мануфактуры и торговцы бархатом разорялись в угоду королеве. Ее модистка мадам Бретен, бессменный автор роскошных королевских платьев, была влиятельней министров - по ее слову вся страна переодевалась, изменяясь до неузнаваемости, подражая капризам ее величества Марии-Антуанетты. По словам язвительных современников, «никогда женщины Франции не тратили такую уйму денег на то, чтобы выглядеть посмешищем». Стиль рококо - изящный, прихотливый, неброский и вместе с тем невероятно изысканный, грациозный и легковесный, так похожий на саму
Марию-Антуанетту, - воплотил в своих затейливых завитках весь дух эпохи, всю душу прекрасной королевы.
Денег на роскошные наряды и драгоценности всегда не хватало, и, чтобы хоть как-то расправиться с долгами, королева начала играть в карты. Хотя азартные игры были официально запрещены по всей стране, королева - втайне от короля - играла с приближенными ночи напролет, проигрывая огромные деньги. В ее салон допускались любые авантюристы, лишь бы у них были деньги на игру, - и вскоре стали говорить, что королева окружает себя шулерами и мошенниками.

Никаких государственных интересов у нее не было - ей хотелось развлекаться и веселиться, и самыми грозными ее врагами были не враждебные государства, а скука и ненавистный дворцовый этикет. Выросшая при живом, изящном австрийском дворе, Мария-Антуанетта не выносила жестокий этикет, строжайше регламентировавший каждое движение, слово, каждый взгляд. Ей были невыносимы бесконечные придворные церемонии, которыми, по традиции, были расписаны все моменты жизни королевской семьи, и со временем она нашла выход. Мария-Антуанетта упросила короля подарить ей Малый Трианон: этот маленький изящный дворец на границе Версаля был построен для интимных развлечений Людовиком XV. Он отличался

Уединенностью, небольшими размерами - всего восемь комнат - и изящной отделкой, которую Мария-Антуанетта украсила по собственному вкусу. В этом дворце Мария-Антуанетта привыкла отдыхать от церемоний Версаля: удалившись от двора с узким кругом приближенных, она проводила дни в играх и забавах. Сочинения Жан-Жака Руссо породили моду на «естественность», возвращение к природе - и, хотя Мария-Антуанетта не дала себе труда ознакомиться с его книгами, моду она уловила мгновенно. Трианон украсился тщательно спланированным «естественным» парком, обошедшимся казне в огромную сумму, а позже даже обзавелся «настоящей» деревней, где к услугам королевы и ее придворных дам были крестьянские домики, живые коровы, куры и настоящие крестьяне. Вслед за Марией-Антуанеттой все знатные дамы переоделись в крестьянок: батистовые платья в полоску, украшенные лентами пышные волосы, укрытые чепцом или соломенной шляпой, - таков был новый облик королевы, презревшей видимую роскошь ради любви к простой жизни.
Впрочем, что такое простая жизнь, королева и не догадывалась: она ни разу не сталкивалась с ней лицом к лицу и была свято уверена, что мир ограничивается высшим светом. Она даже ни разу не путешествовала по стране, проводя годы в нескольких своих дворцах. Любопытство королевы было особого свойства: она любила все яркое и блестящее, ослеплявшее сразу и забывающееся мгновенно. Известно, что Мария-Антуанетта в жизни не прочла до конца ни единой книги и даже письма и важнейшие документы едва пробегала глазами, чтобы тут же отбросить: она не желала задумываться ни о чем серьезном, что может навеять скуку. «Я страшусь скуки», - признавалась она.
Однако годы шли, а королева так и не выполнила своего главного долга - не подарила королю наследника. Мария-Терезия, все более обеспокоенная липовой семейной жизнью дочери, прислала к ней ее брата, императора Иосифа . Тот уговорил Людовика сделать необходимую операцию, и Мария-Антуанетта наконец познала радости плотских удовольствий.
19 декабря 1778 года Мария-Антуанетта произвела на свет дочь Марию-Терезу-Шарлотту , а в октябре 1781 года она подарила Франции долгожданного наследника Луи-Жозефа . Став матерью, Мария-Антуанетта заметно преобразилась: она стала гораздо спокойнее, домашнее, с большей нежностью относилась к мужу, все больше времени проводила в его обществе. Детей она обожала - с ними ее жизнь, блестящая и пустая, наконец обрела смысл. Позже она родила еще двоих детей - сына Луи-Шарля и дочь Софию-Беатрису, которая скончалась, не дожив до года.
Рождение дофина, вызвавшее в стране огромную радость, стало, однако, причиной интриг против Марии-Антуанетты. Придворные и раньше не могли ей простить, что она, удалившись в Малый Трианон, лишила Версаль блеска, а его обитателей - счастья быть приближенными к королевской чете. Те, кого она не допустила в свой узкий круг, чувствовали себя оскорбленными и униженными.

1787 г.
Мари Виже-Лебрен. "Портрет Марии-Антуанетты с детьми".

1785-1786 гг.
Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер

1792 г.
Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.

К недовольным королевой добавились и братья короля: пока у Людовика не было сына, наследником был его брат Луи Станислас Ксавье, граф Прованский , - теперь же вожделенная корона ускользала из его рук. Сплотивший вокруг себя недовольных королевой и ее супругом, он начал жестокую и остроумную кампанию по дискредитации имени Марии-Антуанетты: во многом именно этим кружком были выдуманы многочисленные слухи о порочности, жадности, сексуальной развращенности и прочих грехах королевы. Ее обвиняли даже в противоестественной связи с ее ближайшими подругами - принцессой Ламбаль и герцогиней де Полиньяк . Но ложь, какой бы неправдоподобной она ни была, падала на благодатную почву: разочарованная в своих надеждах Франция, погруженная в нищету и отчаяние, начинала ненавидеть королеву, виня ее во всех бедах. Ведь она была иностранка, австриячка, ей нет дела ни до страны, ни до своих подданных. До сих пор жив анекдот: будто однажды Марии-Антуанетте доложили, что у французов нет хлеба... «Пусть едят пирожные», - легкомысленно отмахнулась королева. Эта история - выдумка, но ее живучесть прекрасно подчеркивает, насколько во Франции не любили Марию-Антуанетту.
Окончательно разрушила репутацию королевы знаменитая история с ожерельем: желавший добиться ее расположения кардинал Луи Роган , потомок одной из знатнейших аристократических фамилий, подстрекаемый авантюристкой Жанной де ла Мотт , будто бы по просьбе Марии-Антуанетты купил у ювелиров роскошнейшее бриллиантовое колье, ранее принадлежавшее мадам Дюбарри. Авантюристка исчезла вместе с колье, а ювелиры в один прекрасный день явились к королеве требовать обещанную сумму: полтора миллиона ливров.

Разгневанная королева немедленно велела арестовать Рогана и всех, кто был причастен к этому делу. Следствие выяснило, что королеву изображала некая актриса, нанятая де ла Мотт. Хотя Мария-Антуанетта была оскорблена тем, что Роган счел, будто бы королева способна бегать ночью на свидания и покупать драгоценности через подставных лиц, суд оправдал его: в глазах судей и всего народа королева была способна еще и не на такое. Как справедливо заметил позже Наполеон, «королева невиновна, и, для того чтобы общественное мнение признало эту ее невиновность, она выбрала судьей парламент. Именно поэтому все стали считать королеву виновной».
Недовольство народа, измученного неурожаями, высокими налогами, голодом и нищетой, достигло крайней точки. Казна тоже была пуста - ив этом во многом была виновата королева, безоглядно тратившая миллионы на развлечения и подарки друзьям. Король попытался обратиться за помощью к парламенту, однако тот настоял на созыве Генеральных штатов - представительства трех сословий французского общества. Штаты были созваны в мае, а уже в июне депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием.
В то время королевской семье было не до политики: от туберкулеза скончался дофин Луи-Жозеф - его смерть была огромным ударом и для короля, и для его жены. Погруженные в траур, они упустили контроль над ситуацией в стране, очнувшись, лишь когда напряжение достигло высшей точки. 14 июля 1789 года парижане взяли Бастилию, сровняв ее с землей как символ ненавистной монархии. Король впал в апатию - его обычная нерешительность, так дорого стоившая монархии, превратилась в полное бездействие. Когда в октябре разъяренные толпы ворвались в Версаль, он даже не пытался сопротивляться.
Трудно сказать, что двигало Марией-Антуанеттой, которая в эти черные дни решила остаться рядом с супругом. У нее была не одна возможность бежать, спасти себя и детей, однако она предпочла разделить судьбу мужа. Вместе с ним Мария-Антуанетта и их дети, Мария-Тереза и Луи-Шарль, были привезены в Тюильри, где находились под домашним арестом.

Дети Людовик Жозеф (Луи Шарль), дофин Франции
Мария Тереза Французская (Шарлотта) (Madame Royale)
Людовик XVII
София-Елена-Беатрис

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии , святого Антония Падуанского , своего старшего брата Йозефа и Иоанна Крестителя . В семейном кругу она носила имя Антуан или Тония. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе с землетрясением в Лиссабоне , которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна .

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет , как и остальные члены её семьи женского пола. В детстве у эрцгерцогини были не совсем ровные зубы и приказу Марии-Терезии придворный дантист-фразцуз приготовил для нее коррекционные проволочные насадки. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания педагогов, современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Она предпочитала заниматься скорее играючи, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего, но музыку она любила, играла на арфе и клавесине, флейте, неплохо пела (её учителем музыки был Глюк ). Знания по истории и географии были немного поверхностными. Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета, Жана-Жоржа Новера . Танцевать и радоваться жизни ей нравилось всегда.

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон . Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял, наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца, наверное, ни одной книги и старалась избегать серьёзных разговоров.

Видео по теме

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем. Планы по заключению брачного союза между миловидной эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королём Франции Людовиком XV расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой . В то время, как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга, герцога Альберта Саксен-Тешенского , по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского . Эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий .

Бракосочетание Людовика и Марии-Антуанетты

Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году . После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве будущей королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери.

19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля Мария-Антуанетта, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену. 7 мая прошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать дофиной Франции. Её одели во все французское, и с этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония стала дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу .

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира, но характер молодой, свободолюбивой женщины не давал ей смириться с "золотой клеткой", муж же, за редким исключением, пресекал ее попытки вмешания в государственные дела, считая их только своим поприщем.

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Королева желала веселиться, чтобы забыться. Клоака версальского двора с ее интригами, распущенностью и нравственным беспределом чрезвычайно давили на нее, воспитанную в строгих традициях австрийского императорского дома. Те, кто хорошо знал монархиню, ее тонкий вкус и чувство гармонии, удивлялись, каких ничтожных людей она приблизила к себе. За редкими исключениями, это были лицемерные льстецы и интриганы, которые, пользуясь дружбой с ней, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Возможно, такой была и ближайшая подруга Марии Антуанетты - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи, которая же, наряду с принцессой де Ламбаль,тем не менее, оставалась верной своей венценосной подруге до самого конца. Взлёт семейства Полиньяков был стремительным. Его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре, доверяя своим " друзьям", королева становится послушным орудием этих недостойных людей из своего окружения. Но счастливые исключения в нем всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром королевы на льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Королева обратилась к азартным играм. В салон допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. Тем не менее, она и не подозревала, что в ее салоне ведется нечистая игра. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для нее стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от душившего ее версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

С начала революции Мария Антуанетта становится противником конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда королевская семья переселилась в Тюильри , стараясь побудить мужа к решительной деятельности, она завязала переписку с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о недоверие к вождю одной их конституционных партий, которого революционисты впоследствии устранили, уличив в измене. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение монархов, которые к тому времени уже были сильно ограничены в действиях. По предложению своих друзей, королева старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , для спасения трона и семьи; но это привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство, равно, как и в Варенне, при неудавшейся попытке покинуть пределы страны в июне 1791.

Последние дни Марии-Антуанетты

В 12 часов 15 минут королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году по приказу Карла Десятого (граф д’Артуа) её останки были перенесены в Сен-Дени . Сейчас точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино и мультипликации

  • «Мария-Антуанетта », 1938, США, реж. В. С. Ван Дайк Норма Ширер .
  • «Мария-Антуанетта - королева Франции », 1956, Франция-Италия, реж. Жан Деланнуа , в роли королевы Марии-Антуанетты - Мишель Морган .
  • «Джон Пол Джонс » ()
  • «Мария-Антуанетта », 1975, Франция, 4-серийный мини-сериал, реж. Ги-Андре Лефранк, в роли королевы Марии-Антуанетты - Женевьева Казиль .
  • «Леди Оскар» , 1979, Франция-Япония, реж. Жак Деми, снят по сюжету манги Риёко Икэды «Роза Версаля», в роли Марии-Антуанетты - Кристин Бом.
  • «Австрийка », 1989, реж: Гранье-Дефер, Пьер .
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер.
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола , в роли королевы Марии-Антуанетты - Кирстен Данст .
  • «Мария-Антуанетта. Подлинная история» , 2006, Канада-Франция, реж. Франсис Леклер, Ив Симоно, в роли королевы Марии-Антуанетты -

Мария Антуанетта (фр. Marie-Antoinette , нем. Maria Antonia Josepha Joanna) (2 ноября 1755, Вена - 16 октября 1793, Париж), жена французского короля , дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции.

Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля . Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.

Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре (впоследствии сыграла Розину в запрещенном мужем-королем «Севильском цирюльнике»), много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке».

После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение - королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.

В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей (к моменту начала революции остались живы лишь двое). Однако это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву - экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.

В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.

Настоящая Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе.

Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному (подлинному или мнимому) поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы (что было возможно лишь при чьем-то покровительстве). Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был основательно подорван.

С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» (так ее стали называть после казни мужа) в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

Мария Антуанетта — Королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI .

16 мая 1770 г. 14-летняя Мария Антуанетта была выдана замуж за дофина Людовика (позже короля Людовика XVI), против его желания; лишь постепенно ей удалось возбудить к себе любовь супруга. Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила репутации Марии Антуанетты и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням.

Людовик XVI

10 августа 1792 в Париже вооруженные граждане захватили дворец Тюильри и арестовали королевскую семью. Король был предан суду и казнен 21 января 1793. Королева в течение нескольких месяцев находилась в тюрьме. Первое время революционное правительство пыталось использовать бывшую королеву как заложницу при переговорах с контрреволюционной коалицией. Но ни австрийский император Франц, ни бежавшие братья короля: граф Прованский (будущий Людовик XVIII) и граф д"Артуа (будущий Карл Х) ничего не сделали, чтобы помочь узнице.

Казнь Людовика XVI


Когда в1793 к власти пришли якобинцы, положение королевы ухудшилось, ее посадили в сырую мрачную одиночную камеру. Как пишет Ст. Цвейг: «Бывшая некогда красивой… она увяла и превратилась в старуху». Но и якобинцы медлили с процессом. Наконец, когда Эбером, одним из самых радикальных якобинцев был сфабрикован документ, по которому королева обвинялась в кровосмесительным разврате с малолетним сыном, в октябре 1793 процесс начался. Эта ложь, хотя пытались выставить свидетелем малолетнего наследника, успеха не имела. Но судьи предъявили бывшей королеве более весомые обвинения: растрата государственных средств, губительное влияние на короля, раскрытие военных планов революционного правительства австрийскому двору. Многие, присутствующие на суде, впоследствии отмечали, что, несмотря на враждебное поведение судей и зрителей, арестованная проявила выдержку и спокойствие, ни разу не пытаясь вызвать к себе сожаление присяжных.

Прокурор обвинил королеву в государственной измене и в заговоре против государства, присяжные поддержали обвинение. Бывшая королева была приговорена к смертной казни. Казнь состоялась в Париже 16 октября 1793 и превратилась во всенародное зрелище. Но попытка унизить бывшую королеву провалилась. Она до последней секунды держалась с достоинством. На пути к гильотине художник Давид встретил телегу, на которой везли узницу на казнь и несколькими штрихами создал последний набросок последнего портрета королевы, навеки показав ее спокойствие, высокомерие и величие.

Последние дни жизни…

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Последние минуты перед смертью


Процесс над 38-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери.Я призываю всех, кто может, явиться сюда»

Сын Марии-Антуанетты

По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.



На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача. В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 г. её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

Сен-Дени

Главный собор средневековой Франции, основанный в 625 г. Самый первый готический собор в мире (1140). Главное аббатство Франции. Усыпальница французских королей, начиная с Дагоберта (638). Здесь погребены 25 королей, 10 королев и 84 принцев и принцесс.

Более двух столетий многим исследователям не дает покоя судьба наследника французского престола, несостоявшегося короля Людовика XVII. Один из наиболее обстоятельных ответов на этот вопрос дает книга действительного члена Императорского русского военно-исторического общества, Императорского общества любителей истории и Петроградской архивной ученой комиссии Владимира Серебреникова, впервые вышедшей в 1917 году.

Автор пытается ответить сразу на два вопроса: удалось ли сыну казненного во время французской революции короля Людовика XVI покинуть тюрьму Тампль, куда его вместе с семьей поместили после 1792 года, и был ли часовой мастер из Пруссии Карл-Вильгельм Наундорф, чудесным образом спасшимся наследником престола. И хотя Серебреников дает положительный ответ на оба вопроса, но сам же замечает, «спор по этому историческому вопросу далеко еще не исчерпан».

В результате восстания в августе 1792 г. пала французская монархия. На следующий день после казни короля Людовика XVI, которая произошла 21 января 1793 г., близкие родственники провозгласили юного герцога Нормандского Луи-Шарля, второго сына убиенного венценосца, наследником престола под именем Людовика XVII. До совершеннолетия племянника регентом объявил себя граф Прованский. Нового короля признали таковым монархи Европы.

После казни матери Марии-Антуанетты, случившейся 16 октября 1793 г., наставником будущего короля по решению Комитета общественного спасения стал сапожник Симон. Затем дофин остался и вовсе без педагогов, лишь под бдительным присмотром стражников. После переворота 9 термидора (27 июня 1794 г.) по приказу одного из инициаторов свержения режима Робеспьера гражданина Поля Барраса, новым охранником в Тампле, где содержался дофин, был назначен соотечественник любовницы Барраса креол Жан Лоран. Прекрасной креолкой являлась будущая французская императрица, супруга Наполеона Жозефина Богарне. В начале мая 1795 г. у Луи отмечено ухудшение здоровья, и вскоре он скончался от золотухи и туберкулеза, как и некогда его старший брат.

Престолонаследник скончался при странных обстоятельствах: неожиданно ему поменяли тюремщиков, при невыясненных обстоятельствах ушли из жизни некоторые свидетели, а в протоколе вскрытия есть загадочная фраза врачей – «нам сказали (!), что это тело скончавшегося Капета». (Напомним, что после отречения от престола его отца, Людовика XVI, стали именовать «гражданин Капет»). Все эти и другие факты указывали на заговор с целью похищения дофина.

В киднеппинге вполне могли быть замешаны женщины: Тереза Тальен и Жозефина Богарне, которые по словам Серебреникова, «воспользовались своим влиянием на вождей термидора». Нет причин останавливаться на детективных деталях похищения юного короля. Тут и двойная подмена ребенка, и приключения в духе романов Дюма.

Зачем и кому это было выгодно? По утверждению советского историка Ефима Черняка, «владея тайной, где находится Шарль Луи, Баррас мог после Реставрации получить сильное оружие шантажа в отношении Людовика XVIII ».

Таинственные обстоятельства гибели (или спасения) монарха стали, по мнению другого российского историка А.В. Стулова, причиной появления множества претендентов на престол. Их число, по разным данным, колеблется от 30 до 60 человек. На сло, по разным данным, колеблется от 30 до 60 человек. Реставрацииполучить сильное рытия го старшийол Жан Лоран. местили после ибольший интерес представляет собой фигура отсидевшего срок фальшивомонетчика Карла-Вильгельма Наундорфа.

В конце прошлого века бельгийский ученый Ж-Ж. Кассиман и немец Э.Бринкман провели анализ ДНК сердца дофина, сравнив его результаты с анализом образцов волос его матери Марии-Антуанетты и двух его сестер, а также ныне здравствующими потомками династии Габсбургов. По результатам экспертизы выходило, что умерший в Тампле мальчик действительно состоял в родстве с правящей династией. Проведенное ранее исследование волос и образцов тканей тела Наундорфа, похороненного в Нидерландах, наоборот выявило, что он не является Бурбоном.

Несмотря на авторитетное заключение ученых мужей, сомнения не отпали не только у потомков претендента, объединившихся вокруг авиаконструктора на пенсии Шарля-Эдмона де Бурбона Наундорфа, и образовавших «Ассоциацию Людовика XV II », но и у историков-скептиков. Поскольку после того, как в 1950-м году, тело дофина было извлечено голландской полицией, нет никаких гарантий, что оно или образцы тканей не были подменены. Сомнения вызывала и операция по извлечению сердца мальчика, которую проделал революционер и атеист Пеллетен.

Спрашивается с какой целью?

Кроме того, как отмечает Е.Б. Черняк, раскопки на кладбище Сен-Маргерит, где был похоронен дофин, и которые якобы привели к обнаружению его могилы, еще не повод утверждать, что были найдены именно его останки. «Остается непонятным подчеркнутое равнодушие Людовика XVIII к памяти племянника», пишет историк.

В историческом очерке В. Серебреникова подробно рассказывается о неисследованном ранее времени пребывания Наундорфа в Германии (1810-1833). Затем он останавливается на самом интересном периоде жизни загадочного господина во время его пребывания во Франции (1833-1836). После безуспешных попыток добиться от официальных властей признания за ним и его детьми родства с казненной королевской четой, Наундорф скончался. Отметим, что Наундорф при этом не предъявлял никаких прав на престол, а лишь добивался восстановления своего родового имени. Автор цитирует большое количество документов, мемуаров и переписки, из которой следует, что Карл-Вильгельм Наундорф вполне мог оказаться всамделишным, а не мнимым Людовиком XVII.