Нужен ли Казахстану Тюркский экономический союз? Тюркский союз - это прямая угроза территориальной целостности России и Украины: мнения блогеров

Для Казахстана и его руководства работа на укрепление тюркского мира входит в один из основных приоритетов внешней политики. Чему наглядным свидетельством явился недавний визит в нашу республику президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, прошедший на высоком уровне.

И вот теперь 2-3 апреля должен состоятся официальный визит главы нашего государства в Азербайджан.

Как сообщает издание eurasia.expert, в ходе визита казахстанского лидера разговор зайдет о дальнейшем укреплении тюркского братства между Азербайджаном и Казахстаном, государствами, во многом близкими друг другу в силу культурных и экономических связей.

Издание информирует:

В начале апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев планирует посетить Азербайджан, с которым крупнейшую экономику Средней Азии больше всего объединяют два фактора: транзитные поставки нефти и культурные связи, во многом основанные на общих тюркских корнях двух государств.

Тюркское братство

Посетить Баку Н. Назарбаев намерен 2-3 апреля. Изначально его визит в Азербайджан и Армению планировался в октябре прошлого года, но был отложен из-за болезни. В этом году президент Казахстана планирует посетить только Азербайджан. В качестве официального повода для визита заявлено 25-летие установления дипломатических отношений между двумя странами. О содержании предстоящих переговоров известно немного. Анонсировано подписание четырех соглашений, но их содержание пока не раскрывается. Однако, из предыдущих контактов Астаны и Баку, а также геополитического положения, экономических связей и объективных интересов двух государств можно предположить, какие же темы будут подняты в ходе предстоящих переговоров Н. Назарбаева и Ильхама Алиева.

Казахстан и Азербайджан связывают дружественные отношения, основанные на общих тюркских этнокультурных корнях, а также схожих политических и экономических позициях. Дипломатические отношения между ними были установлены 27 августа 1992 г. Казахстанское посольство в Баку открылось в декабре 1994 г., а азербайджанское в Казахстане – в марте 2004 г.

Две страны объединяет и участие в деятельности пантюркистских организаций, таких как Тюркский совет, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), а также Международная организация тюркской культуры (Тюрксой).

Из других тюркоязычных государств мира в состав всех трех организаций входят лишь Турция и Кыргызстан, а Узбекистан и Туркменистан принимают участие только в деятельности Тюрксой.

В мае 2005 г. Астана и Баку заключили договор о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, обязавшись «не допускать использования своей территории, системы коммуникаций и другой инфраструктуры третьими государствами в целях подготовки или осуществления вооруженной агрессии или иной враждебной деятельности», а также оказывать друг другу «всестороннюю поддержку и взаимную помощь в вопросах предотвращения угрозы их независимости, суверенитету, территориальной целостности». Соглашением предусматриваются и совместные усилия по урегулированию региональных конфликтов «на основе общепризнанных норм международного права и прежде всего соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств».

Торговля, трубопроводы и нефть

Несмотря на высокий уровень политических отношений, объем торговли между двумя странами гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, учитывая наличие у них общей морской границы на Каспии и портовой инфраструктуры.

По итогам прошлого года доля Азербайджана во внешней торговле Казахстана составила всего 0,2%. Причем по сравнению с предыдущим годом товарооборот увеличился на 8,3% (до $136,8 млн). В то же время, казахстанский экспорт ($106,5 млн) в три с лишним раза превышает импорт азербайджанской продукции ($30,4 млн).

Казахстан поставляет Азербайджану нефтегазовые ресурсы, химическое сырье, зерно, ячмень, табачную продукцию, прокат углеродистой стали, электрооборудование. Из Азербайджана в Казахстан импортируются нефтепродукты из битуминозных материалов, полимеры этилена, комплектующие для машин и механизмов, сборные строительные конструкции.

Один из главных объектов общих экономических интересов – транспортировка казахстанской нефти через Каспий и по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, связывающий Азербайджан с Турцией.

Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы «Баку-Тбилиси-Джейхан» был подписан Н. Назарбаевым и И. Алиевым еще 16 июня 2008 г. Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ) должна включать нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспия, танкеры, а также азербайджанские нефтеналивные терминалы и трубопроводы, соединяющиеся с системой «Баку-Тбилиси-Джейхан». На начальном этапе ККСТ должна обеспечивать доставку 23 млн тонн нефти в год, а в дальнейшем – 56 млн тонн.

Проект создания ККСТ долгое время лежал «под сукном», т.к. лишней нефти для транспортировки через Азербайджан попросту не было, а ее доставка по Каспийскому трубопроводному консорциуму через территорию России, не требовавшая строительства и использования танкерного флота, обходилась гораздо дешевле.

В октябре 2014 г., когда возникла опасность введения Западом против России полномасштабных санкций, Астана начала прорабатывать альтернативные маршруты транспортировки нефти через Иран и Китай. В это же время был приостановлен и проект ККСТ, что было связано с задержкой реализации второй очереди освоения гигантского Кашаганского нефтяного месторождения . 7 декабря прошлого года Кашаган был официально введен в эксплуатацию, что и могло стать одной из причин возобновления проекта доставки нефти через Каспий и Азербайджан.

Карабах, тюркский мир и Каспий

Среди возможных тем переговоров Н. Назарбаева и И.Алиева аналитики называют длящийся вот уже более четверти века карабахский конфликт . Но перспективы миротворчества Астаны в этом направлении не слишком обнадеживают. Для России Армения, на территории которой расположена военная база в Гюмри, является важным военным союзником и форпостом влияния на Южном Кавказе. Поэтому интересы Москвы и Астаны, несмотря на их общее с Ереваном членство в ЕАЭС и ОДКБ, в известной мере различаются. В связи с этим на какое-то продвижение в деле разрешения карабахского конфликта по итогам визита Н. Назарбаева в Баку надеяться не приходится.

Не исключено, что в ходе визита будет актуализирована и пантюркистская тематика. Для обеих стран она является важным элементом внешней и внутренней политики, позволяющим подчеркнуть этнокультурное родство с Турцией и тюркоязычными государствами Средней Азии.

Для Казахстана пантюркистская риторика является еще и средством утверждения собственного национального суверенитета. Причем и Казахстан, и Азербайджан в деятельности тюркских организаций занимают активную позицию, регулярно организовывая на своей территории различные «пантюркистские» мероприятия.

Возможно, на переговорах будут затронуты и проблемы правового статуса Каспия, определение которого позволило бы проложить по дну моря газо- и нефтепроводы и доставлять углеводороды на Запад, минуя Россию, а также железнодорожных и автомобильных перевозок через Азербайджан и Грузию. Все эти вопросы поднимаются уже более 20 лет, но перспективы их разрешения не просматриваются как по экономическим (нерентабельность), так и политическим мотивам, связанным с интересами Москвы и Тегерана . Поэтому заявления по ним, в случае принятия, будут носить в большей мере декларативный характер.

Александр Шустов, кандидат исторических наук. Eurasia.exper

Своя рубашка всегда ближе к телу?

Депутат азербайджанского парламента, член комитета Милли Меджлиса по международным и межпарламентским связям, автор книги “Объединение тюркских государств: Евразийская модель глобальной интеграции”, Джаваншир Фейзиев (переводчик - по специальности) в интервью moderator . az выступил против членства Турции в Евросоюз, а Казахстана и Азербайджана в Евразийский союз. Вначале он утверждает неизбежность глобализации, и хорошим примером этому считает Евросоюз, которого считает “ первым примером политической глобализации ”, и выступет против тех, кто уверен в том, что “ нет будущего у Евросоюза ”. Вслед за этим он предлагает, чтобы славяне объединились в “ славянском союзе ”, а тюрки всего мира - “ в тюркский союз ”, мотивируя это тем, что “ каждая цивилизация должна объединиться внутри себя ”. В обратном случае, по его мнению, ни одна из этих цивилизаций “ не смогут найти свое место в единой мировой системе ”.

Далее его “ беспокоит нынешняя система управления миром ”, чем связаны “ войны и конфликты, хаос и противостояние в мире ”. При этом он не упускает момент “ бросить камень в огород России ”. Он обвиняет Россию в том, что она поставила вето на резолюцию СБ ООН по Сирии, что, по его мнению, “ привело к гибели пол миллиона сирийцев ”. Причина этому, согласно его словам, кроется в том, что “ Россия, которая не имеет никакого отношения к сирийской цивилизации, и представляет абсолютно другую цивилизацию, в роли лидера ставит вето на резолюцию ”. Исходя из этого, он выступает против членства Азербайджана в Евразийский Союз, где “ нас будут представлять славяне ”. Выход из этой ситуации он видит в создании “ нашего союза ” - объединения тюркских государств ”. Этот союз, в его изложении, станет “ новым источником силы, обеспечить наше представительство в новой системе управления миром ”. Наконец, в обосновании своей мысли, он уходит в историю, и рассказывает о том, что “ были периоды, когда тюрки были хозяевами всей Евразии. На Западе тюрки одержали победу над Римской империей. На Востоке Китай и Индия жили под руководством тюркских империй ”. И его вывод: “ Почему ныне тюрки должны быть так далеки друг от друга? ”, видимо, имея в виду известное народное изречение, своя рубашка ближе к телу ”.

Но, при этом, остается непонятно, насколько это “ общетюркская рубашка ” вообще существует как таковое? Ведь г-н Фейзиев сам утверждает неизбежность глобализации. Если это так, то как можно “ одеть ” на все “ 6 тюркских государств с 250 миллионным населением, и с подтвержденными природными ресурсами в их нынешних ценах в два раза превосходящих потенциал 28 европейских стран ”, ведь практически ни один из них ныне не может найти общий язык с другим? Что это? Еще одна черта “ тюркизма ” вообще, как и та, что “ тюрки не привыкли просить прощения за свои грехи ”? Ведь при внимательном изучении становится ясным, что, большинство населения каждого из этих “ тюркских государств ” хоть и говорит на одном из диалектов так называемого общетюркского языка, но каждый из них является отдельным самобытным народом, значительно отличившимися от другого. Но главное даже не это. Главное - реальная ситуация в современном мире, соотношение сил и главные приоритеты при образовании того или другого объединения государств на разных концах света. Современная глобализация давно уже вышла из этнонациональных “ рубашек ”, и с каждым днем все больше становится всепоглощающим чудовищем в отношении отдельных народов и суверенитета национальных государств. Далее, нет никакого сомнения в том, что ныне существующие международные и региональные объединения требуют от каждого народа и государства делегировать часть своего суверенитета “ центру ”. Согласны ли эти тюркские государства, даже при возникновении этого мифического “ тюркского объединения ” жертвовать своим суверенитетом? На наш взгляд, на сегодня нет никакого основания, которые подтверждали бы наличия такого согласия даже в зачаточном состоянии. Если вспомнить историю тюркских государств, например, империю Тамерлана и Оттоманского султаната, то никакая этническая общность большей части населения этих государств не смогли приостановить их от взаимного уничтожения. Несмотря на высокопарные лозунги отдельных пантюркистов в том или ином тюркоязычном государстве, глубочайшие противоречия, подобных времен Тимура, раздирают всех этих государств и поныне. Потому что, в зависимости от количества природных богатств, каждое из них претендует на роль “ главного аксакала ” в этом сообществе. Вот почему пантюркизм ныне по большому счету является “ разделяющим ”, а не объединяющим фактором как с точки зрения политики в отношениях между отдельными тюркскими государствами, так и в плане восприятия этой идеи в мире.

Далее, если быть более внимательным, то практически все тюркские государства ныне больше всего озабочены своими внутренними проблемами, находятся в поиске путей и средств, как именно спасти свою “ шкуру ”, и “ не уйти с карты мира навсегда ”, чем мифическими перспективами образования “ общетюркского объединения ”.

В этом плане письмо Эрдогана Владимиру Путину с извинением по поводу сбитого Су-24 российских ВКС на небе Сирии создало уникальную ситуацию для всего тюркского мира. Независимо от того, понимают это в этих государствах или нет, увы, реальность такова. А тепер рассмотрим, в чем же заключается уникальность новой ситуации?

Мы ранее уже написали о той “ гробовой тишине ”, установившейся в Баку сразу после появления сообщения об этом письме. Теперь пойдем еще дальше, и расскажем об “ уникальности ” самой этой тишины. Весь вопрос в том, что “ тишину в Баку ” условно можно разделить на две части: тишина пантюркистов Азербайджана, и тишина властей этого государства. Бакинские пантюркисты открыто признают, что письмо Эрдогана “ сломало хребет всего тюркского сообщества ”. Исходя из этого, они требуют от Эрдогана “ уйти в отставку ”. Что же касается властей страны, то и для них это письмо стало как холодный душ! Потому что, несмотря на громогласные лозунги Ильхама Алиева о “ тюркском братстве ” с Турцией, для нас нет секрета в том, что распад Турции в нынешних условиях отвечал в первую очередь интересам курдского клана Алиева. Для многих ныне не секрет, что в течении всего периода нахождения у власти нынешний правящий режим в Азербайджане, вначале в лице Алиева-старшего , и потом его сына Ильхама , давно уже мечтает о создании так называемого “ Большого Курдистана ”, где, возможно, Алиевы видят себя в главных ролях. Известно и то, что во все эти годы курдский клан Алиевых занимается финансированием курдских боевиков в Турции, и скрывает их на территории Азербайджана.

В таких условиях возможное “ новое ” российско-турецкое сближения означает откладывание вопроса о распаде Турции в качестве независимого государства на какой-то отрезок времени. А это никак не отвечает планам Алиева и его окружения. Вот почему, думаю, ни Алиев, ни его приспешники пока что не спешат поздравить Эрдогана с его этим поистине дипломатическим успехом, если учесть, что многие соседи Турции, в том числе Иран, уже поздравили своего турецкого коллегу.

В этом плане наше внимание привлекает пропагандистская шумиха в отношении “ благодарности ” премьер-министра Турции в адрес Алиева, за то, что он якобы “ способствовал процессу сближения ”. Известно, что российское руководство с самого начала появления информации о том, что Эрдоган попросил Алиева и Назарбаева , и даже А. Лукашенко , поспособствовать налаживанию контактов с Москвой, резко заявило о неприемлемости участия каких-нибудь посредников в этом деле, тем самым не оставило место для спекуляций со стороны различных политических сил. Так что, никакой Алиев и Назарбаев в принципе не смогли бы оказать услугу Эрдогану.

Но если при всей очевидности ситуации в данном вопросе руководители Турции высказывают свою благодарность лидерам Азербайджана (Б. Йылдырым ) и Казахстана (лично Эрдоган ), то в этом , все же, должна быть какая-нибудь интрига. На наш взгляд, заключается она в том, что турецкие руководители тем самым стараются хоть как-нибудь сохранить свое лицо перед тюркским миром. А для реальной политики Турции в отношении этих государств такой жесть “ ублажения ” не имеет никакую ценность и смысл. Потому что, как мы уже написали ранее, отныне самый главный вопрос для Турции, это - спасение государства от неминуемого распада и поднятие экономики страны. Так что Турция на многие годы вперед ушла из большой политики не только относительно региона Ближнего Востока, но и в отношении пресловутого “ тюркского мира ”.

В таких условиях как можно надеть на все эти тюркские государства “ одну волчью рубашку ”, если все они в данный момент “ одеты ” в абсолютно разные “ рубашки ”? В нынешних условиях, так и в долгосрочной перспективе это не реально и даже невозможно, как и чуть более сто лет назад, когда возникла эта глубоко агрессивная по своей форме и расистская по своему содержанию идея под названием “ пантюркизм ”.

Тюркский союз

Поистине сенсационной инициативой отметился на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме Нурсултан Назарбаев. Оказывается, создаваемого Москвой, Астаной и Минском Таможенного союза президенту Казахстана недостаточно. Нурсултану Абишевичу нужен еще (а, может быть, взамен?) Тюркский союз, который бы объединил 200 миллионов тюрок на территории, простирающейся «между Алтаем и Средиземным морем».
Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромныепространства Российской Федерации. И, судя по его словам, еще не факт, какой из этих союзов – Таможенный или Тюркский – ему милее.
«Как сказал Ататюрк: «Придет время, когда все тюрки объединятся», – цитирует Назарбаева агентство «Казахинформ». – Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем живут свыше 200 миллионов братьев. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире».
И многое, кстати, ранее уже сделано для такого объединения. В частности, появилась культурная организация ТЮРКСОЙ, по инициативе президента Казахстана сформирован Совет глав тюркоязычных государств, в Баку заработала Парламентская ассамблея тюркских государств, в Астане работает Тюркская академия... Это фундамент, который закладывается сегодня во многом благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева во имя будущего единого дома тюркских народов, сообщает казахское агентство. Ну а прошедший в Стамбуле форум увенчался подписанием целого ряда турецко-казахстанских контрактов. Словом, база под пантюркизм подведена.
И носит она во многом антироссийский характер, в чем невольно признался даже сам Нурсултан Абишевич – политик, во многом инициировавший создание Таможенного союза с Россией и Белоруссией. «Мы живем на родине всего тюркского народа, – вещал в Стамбуле президент Казахстана. – После того как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем – Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. До сих пор турки называют лучших джигитов «казах». Вот мы и есть эти казахи».
В Стамбуле Назарбаев также напомнил, что когда в 16.00 16 декабря 1991 года парламент Казахстана провозгласил независимость, через час ему позвонил тогдашний турецкий лидер Тургут Озал и поздравил казахский народ. «Турецкое государство самым первым порадовалось за нашу независимость, признало нашу независимость. Наш народ никогда этого не забудет», – такими словами отдал дань Турции Нурсултан Назарбаев. Особо рельефно, конечно, они воспринимались на фоне только что прозвучавшего обвинения в адрес России/СССР в «колонизации» казахской земли...
Что же означал сей стамбульский спич Нурсултана Абишевича? Что теперь интеграция в рамках Таможенного союза, для Казахстана по крайней мере, отступает на второй план по сравнению с проектом пантюркистского объединения (который, повторим, предполагается реализовать во многом за счет России)? Или же все-таки откровения Назарбаева – не более чем широко распространенная на Востоке практика реверансов в сторону гостеприимной стороны? Или же Тюркский союз – новое слово в столь известной казахской «многовекторности»?.. Если анализировать только текст, произнесенный Назарбаевым, остается только гадать.
Впрочем, недавний визит Назарбаева вроде бы не дал повода поставить под сомнение приверженность возглавляемого им Казахстана к интеграции с Россией. Там Нурсултан Абишевич пел совсем другие «песни»: предложил обновить базовый Договор о сотрудничестве с Россией, чтобы «адаптировать его к требованиям сегодняшнего дня и дальше продвигать к созданию единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Белоруссией». Однако, по словам казахстанского лидера, этот вопрос нужно решать основательно и не торопясь, чтобы «это было настоящее интеграционное объединение, самое лучшее на постсоветском пространстве».
И при Назарбаеве Казахстан, стоит отметить, самым активным образом интегрируется в экономический союз с Россией и Белоруссией. По оценкам, в объеме казахстанского экспорта и импорта Россия сейчас занимает порядка 80%! И вот, на фоне всего этого, – такой стамбульский спич Назарбаева... Он, конечно, не может перечеркнуть стремительно набирающую обороты интеграцию казахской экономики в единое экономическое пространство с Россией и Белоруссией, но по крайней мере вынуждает усомниться в искренности интеграционных намерений нынешнего казахстанского руководства.

Иван ГЛАДИЛИН
(РИА Новости)

Газета “Звезда Поволжья” № 45, 13 декабря 2012 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте

В XXI веке союз стран на этнической основе — не анахронизм, а работающая модель.

Инициатива из Анкары

Турция предлагает всем тюркоязычным странам перейти на режим свободной торговли. Такую мысль озвучил министр экономики Турции Нихат Зейбекчи. 21 декабря 2016 года в Баку на VI заседании министров экономики Тюркского совета (Совета сотрудничества тюркоязычных государств — ССТГ) он сказал:.

— Численность населения в странах, входящих в Тюркский совет, составляет в целом 115 миллионов человек. Совокупный объем национального дохода этих стран достигает 1,2 триллиона долларов. Но

несмотря на то, что совокупный объем внешнеторгового оборота тюркоязычных стран составляет 600 миллиардов долларов, оборот взаимной торговли между ними сегодня лишь два процента

Мы должны довести этот показатель до 5-10 процентов.

Поэтому четырем странам, входящим в ССТГ, необходимо создать экономический союз, перейти к режиму свободной торговли и расширить таможенные льготы, — считает министр.

Идею взяли у Назарбаева

Казахстану, разумеется, выгодно более тесное сотрудничество с тюркским миром. Еще в 2014 году президент РК Нурсултан Назарбаев применительно к Тюркскому совету говорил, что партнерство в экономической сфере является самым эффективным оружием в противостоянии кризису.

Среди путей «оздоровления» торгово-экономического потенциала ССТГ

Казахстаном было предложено расширение транспортных перевозок, принятие мер по активному внедрению инновационных технологий, обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности

Кстати, саму идею интеграции тюркского мира турки взяли также у президента Казахстана. На IV саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в сентябре 2014 года Н. Назарбаев предложил сотрудничество ССТГ с ЕАЭС: «Новые перспективы открывает создание Евразийского экономического союза, благодаря которому деловые круги тюркоязычных государств, создавая в Казахстане совместные предприятия, смогут получить выход на 170-миллионный рынок».

Страны, входящие в Тюркский совет. Данные за март 2016 года

Москва вспоминает про «грабли»

Отметим, что идея дальнейшей тюркской интеграции нравится далеко не всем. Сразу после бакинского саммита на российском портале Regnum.ru вышла неоднозначная статья Станислава Тарасова «Грабли» для тюркоязычных государств или куда ведёт пантюркизм?» . «Тюркоязычные страны наступили на старые исторические грабли и вновь оказались перед сложным выбором и новыми вызовами», — пишет автор и приводит следующие аргументы.

Ссылаясь на некие «турецкие СМИ», С. Тарасов предполагает, что

Анкара будет строить борьбу по оси Туркестана, получая пространство для маневра с выходом на пространство Великой Сельджукской империи

«При этом считалось, что для этого недостаточно претворять в жизнь доктрину общей тюркской идентичности, а следует интегрировать ее посредством вступления в ЕС, в европейскую идентичность, чтобы, как писала турецкая Milli Gazete, «перехватить российские инициативы, расстроить одну игру, а затем создать новую игру», — пишет московский аналитик.

После этого делается достаточно прямолинейный реверанс в сторону президента Казахстана. «В эту «игру» вошел президент Казахстана Назарбаев, который, поддерживая союз тюркских государств, выдвинул проект Евразийского экономического союза, что позволило не только сместить, но и создать новый центр силы и баланс в Евразии… Он лоббировал участие Турции в Шанхайской организации и лоббирует ее участие в работе Евразийского экономического союза, когда он сыграл важную роль в процессе примирения Москвы и Анкары. И

турецкие эксперты говорят об оси «Турция - Россия - Казахстан», а не «Турция - Россия - Азербайджан»

Нужно 5-7 лет и сохранение власти у Эрдогана

А вот другой российский политолог, руководитель российского сайта PolitRus.com Виталия Арькова, считает, что рождение экономического союза вполне возможно, и ничего страшного в этом случае для России не произойдет. Хотя при возможном создании такого союза выиграет Турция, стремящаяся усилить влияние в регионе.

«Для подвисшей между Востоком и Западом Турции это жизненно необходимо, иначе все усилия последних лет и впечатляющий экономический рывок пойдут насмарку. Турция будет вынуждена «прогибаться» под тот же Иран или Россию даже в зоне своих стратегических интересов.

В этой связи создание зоны свободной торговли тюркоязычных государств по образу Евразийского экономического союза и военно-политического блока тюркоязычных государств не выглядит утопией. Но на реализацию этих проектов потребуется время – минимум 5-7 лет и сохранение власти в руках Эрдогана», — полагает В. Арьков.

Баку оптимизма не проявляет

С интересом, но настороженно к идее экономического союза тюркских государств относятся в Баку. Азербайджанский сайт Vesti.az приводит слова политолога Расима Мусабекова, который полагает, что идея союза поверхностна и не основывается на экономических реалиях.

— Говорить о том, что имеются тесные интеграционные связи между Кыргызстаном и Турцией или Кыргызстаном и Азербайджаном довольно сложно. Да, есть прогресс, и достаточно заметный, в торговле и культуре. Но если сравнивать с уровнем связей между Казахстаном и Россией или Россией и Беларусью, это сопоставление пока не в пользу тюркского единства, — сказал политолог.

В конечном итоге,

если этнически близкие страны создадут какой-то замкнутый экономический или политический союз, то ни его технологическая, ни его финансовая зависимость от Запада никуда не денется

Считаю, что нам нужно ставить перед собой более амбициозные цели, чем сотрудничество в локальных, основанных на этнической общности, интеграционных моделях.

Неформальная встреча глав государств-членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств, г. Бодрум, Турецкая Республика, 2014 год

Что задумали в Астане

В конце приведем слова азербайджанского обозревателя Бахрама Батыева, который утверждает, что интеграция с Турцией очень важна для Казахстана. Если Азербайджан заявляет о своем внеблоковом статусе, заявив, что любой союз — это политика, а потом уже экономика, то у Казахстана ситуация более сложная.

«Если называть вещи своими именами, то вынужденное вступление Казахстана в Евразийский экономический союз существенно сужает возможности для вхождения в альтернативные объединения… Но даже при всем желании Кремля

широкой экономической экспансии России в Казахстан не предвидится, учитывая, что в мировых рейтингах уровень коррупции в России выше, чем в Казахстане

Есть шансы, что при государственной поддержке в Казахстане разовьется пищевая и легкая промышленность, которая будет осваивать рынок России. И здесь стоит вспомнить слова президента Назарбаева, сказанные им на бизнес-форуме в Стамбуле два года назад. Он призвал турецких бизнесменов активно открывать предприятия в Казахстане с целью сбыта товара в огромный рынок России. Это можно оценивать как одно из серьезных направлений тюркского экономического сотрудничества».

, Турция (Секретариат)
Баку , Азербайджан (Парламентская ассамблея)
Астана , Казахстан (Академия Тюркского совета)

Тип организации:

Международная организация

Официальный язык: Руководители Генеральный секретарь Основание Официальная дата создания

Члены

Страна Население Площадь км² ВВП ВВП на душу населения
Азербайджан Азербайджан 9 111 тыс. чел. 86,6 тыс. км² $ 94,318 млрд. $ 10,400 тыс.
Казахстан Казахстан 17 439 тыс. чел. 2 724,9 тыс. км² $ 264,894 млрд. $ 23,211 тыс.
Киргизия Киргизия 5 482 тыс. чел. 199,9 тыс. км² $ 12,101 млрд. $ 2,253 тыс.
Турция Турция 72 561 тыс. чел. 783,5 тыс. км² $ 960,500 млрд. $ 19 610 тыс.
Всего: 109 833 тыс. чел. 4297,1 тыс. км² $ 1413,05 млрд. $ 12,873 тыс.

Тюркоязычные государства, не являющиеся членами Тюркского совета

История

На саммите в совета в Бодруме, который проводился в 2014 году участвовали представители Азербайджана, Турции, Казахстана, Киргизии, а так же Туркменистана. Тогда было объявлено о вступлении Туркменистана в совет.

Учреждения

  • Секретариат в Стамбуле
  • Совет президентов
  • Совет министров иностранных дел
  • Комитет старших должностных лиц
  • Совет старейшин (аксакалов) тюркоязычных государств
  • Парламентская ассамблея (TURKPA) в Баку
  • Тюркская академия в Астане
  • Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) в Анкаре

Ссылки