Гобелен своими руками: схемы плетения и вышивки. Техника создания гобелена

Соединение уточин на одну нить основы.

Уточины соединяются между собой. Это является характерной особенностью техники “килим” - гладкое ткачество.

Можно и раздельно соединять нити. Какой способ лучше, часто зависит от особенностей рисунка гобелена.

В ткачестве гобелена можно создавать и различные фактуры полотна используя разные техники ручного ткачества.

“Сумаховое плетение” дает эффект вязанной поверхности за счет получающийся наклонных стежков. При египетском плетении (сумаховое наоборот - лицевая становится изнаночной) получается поверхность, составленная как бы из рядов вертикальных бусин. Наиболее эффектно смотрится толстая пряжа.

Так называемые столбики получаются при выполнении обычного гобеленного переплетения нитей, но справа всегда идет шерсть одного цвета, а слева другого.

Для создания ворсового гобелена используют два типа коврового узла “гиордес ” и “сенне”.

Гиордес” двойной ковровый узел, он симметричный и более прочный,чем “сенне ” - полуторный узел.

Когда работа будет окончена готовый гобелен срезают с рамы, причем концы основы нужно оставить такой длины, чтобы можно было связать их узлами по 4- 8 нитей. После этого гобелен украшается бахромой или его края подворачиваются и пришиваются к изнанке.

Для начала сделайте мини- гобелен, вы сможете прочувствовать технику и оценить свои силы. Мини- гобелены обычно оформляют в рамы. Их можно несколько повесить на стену, объединенные одной тематикой.

Гобелен

1. Гобелен в раме

Привет всем! Мне уже несколько раз задавали вопрос: «Как вставить гобелен в раму?». Пожалуй, пришло время, когда нужно об этом рассказать подробнее. Есть несколько способов, которые я Вам сейчас покажу и пусть каждый из Вас, выберет приемлемый для себя. Но об этом чуть ниже. А пока наш гобелен еще висит на станке. Его нужно срезать и подготовить к дальнейшей работе.

На обратной стороне у нас остались длинные кончики ниток, которые мы скидывали во время работы

Их нужно обрезать, но не под самый корешок, а оставляя длину примерно в один сантиметр для того, чтобы эти нитки не вылезли впоследствии на лицевую сторону. Кстати, обрезки от ниток можно и не выбрасывать

Если кто то занимается еще и каким-либо рукоделием, то они вполне пригодны для набивки мягких игрушек, декоративных подушечек, коврика для Вашего любимого питомца. Такой вот мягкой игрушкой, правда купленной в магазине, играется и мой котик

Остатки основы, которые Вы срезали, тоже не стоит выбрасывать. Их можно использовать в качестве ниток в ткачестве Вашего гобелена. Вот такое безотходное «производство». Итак, снизу, мы оставляли некоторое расстояние от начала станка

Такую же длину основы нужно оставить и сверху (примерно пять см) и затем срезать

После того, как мы сняли гобелен, нужно разрезать основу, ту, которая у нас была на нижнем крае

Вот теперь, мы должны завязать каждую пару ниточек вместе (на два узелка каждую пару). Края при этом зафиксируются и не будут распускаться. После того как мы это сделали - прогладим наш гобелен утюгом, через влажную марлю. После этого можно вставлять работу в рамку.

Первый способ самый простой. Можно сказать, для самых «ленивых». В кавычках, конечно. Нельзя назвать человека ленивым, если ему хватило терпения сделать гобелен своими руками. Просто этот способ самый легкий. Правда, хочу Вам сказать, что мне он не нравится. Он не нравится и тем, кто занимается этим всерьез. Не нравится ценителям гобелена. Не нравится и работникам Галереи. Это так, для себя. Для начала.

Берем обыкновенный листик ДВП и вырезаем под размер рамы. Затем проклеиваем его с одной стороны (но негустым слоем, чтобы исключить выход клея на лицевую сторону) и прикладываем к нему наш гобелен.
Чтобы он приклеился ровно, нужно положить его под пресс. Для этого нужно взять еще один листик того же ДВП или то, что есть под руками и накрыть им гобелен. Сверху, конечно, положить груз

Если нечем накрыть, то можете просто положить его лицевой стороной на пол или стол и сделать тоже самое. Выдерживаем до полного высыхания и вставляем в раму. Для того что бы Ваш гобелен выглядел красиво, с обратной стороны его нужно заклеить листом картона.

Второй способ сложнее и применяется в основном для больших размеров гобелена. Работа сначала закрепляется на подрамник, а затем просто вставляется в раму. В этом случае, Вы, или будущий хозяин всегда смежите заменить ее под свой интерьер, вытащив подрамник вместе с картиной из рамы. Хотя и есть небольшой минус. Себестоимость работы немного возрастет. А еще, придется соблюдать одно эстетическое правило. Так как подрамник должен быть крепким и не искривляться при натяжке гобелена, (либо холста) он будет иметь определенную толщину бруска. А рама, как правило, не такая широкая по высоте. Вот, в результате этого он (подрамник) будет виден из под рамы и возможно намного. Для того, что бы этого не получилось, можно применить раму с другим профилем, который будет полностью закрывать подрамник

В этом случае у Вас все будет красиво.

Третий способ самый хороший, но и самый трудный. Таким способом пользуюсь и я. Для этого нам понадобятся маленькие гвоздики и небольшой молоточек.
Сначала мы прибьем по одному гвоздику по каждой стороне, тем самым немного закрепим гобелен в раме.

Затем, потихонечку начнем закреплять его дальше. При этом необходимо постоянно посматривать на лицевую сторону и следить за тем, что бы картинка не перекосилась. Это будет происходить в любом случае, поэтому в том месте, где есть перекос, мы либо подтягиваем, либо немного отпускаем и в таком положении фиксируем гобелен гвоздиком.

Это конечно можно было показать на «живом» гобелене, но к сожалению из-за фактуры данного и всяких там узелков Вы просто не увидите гвоздика.
Поэтому я покажу Вам вот на такой картинке

По окончании этой работы, наш гобелен должен быть натянут в раму почти как кожа на барабане.))) При этом нужно помнить: рама должна быть хорошо склеена и желательно зашипована на углах. А так же иметь достаточную ширину. В противном случае гвоздики пробьют ее насквозь!!!

Для того, что бы Ваша работа радовала Вас или кого-то еще долгие годы, необходимо предохранить его от всякого рода вредителей. Самой распространенной из таких гадостей является моль. Можно использовать несильно пахнущие спецсредства, а можно применить самый доступный способ. Взять соляной раствор и промазать им весь гобелен с обратной стороны.

Ну а теперь окончательный аккорд. Берем плотный картон. Промазываем его и раму клеем. Накладываем на обратную сторону рамы и приклеиваем (под пресс.) После высыхания, прибиваем степлером веревочку, чтобы можно было повесить его на стенку. И, конечно же, подписываем свое авторство. В надписи должны упоминаться материалы, из которых сделан Ваш гобелен, название и т.д.

Например:
Гобелен «Осень» 50х50 см.
Ручное ткачество. (авторская техника) (гладкая или смешанная техника)
Шерсть, хлопок, лен………
Город.______ 200_ г.
Ф.И.О. автора.

Гобелен готов. Теперь его можно повесить на стенку, подарить, или продать)))

2. Гобелен без рамы

Гобелен без рамы - ковровая техника. Намного сложнее, чем обычная. Для этого нужно практика и специальный молоток, которым прибивают нити. Думаю, что когда-нибудь я расскажу Вам и об этом.

А пока мы все сделали как обычно, с одной лишь разницей. У нас не будет рамы. Начинаем украшать наш безрамный гобелен самым традиционным и распространенным способом - кистями (бахромой). Делается это так:

Берем обыкновенный крючок для вязания, прокалываем им гобелен. Втаскиваем нить и затягиваем узелок, так, как показано на картинке

И так до конца. Нитки для кистей, лучше всего брать под цвет гобелена. Например, так

Кисти можно обрезать так, как Вам больше нравится.

Затем берем рейку, обкручиваем ее нитками и закрепляем сверху гобелена. С помощью этой планки, мы и будем его вешать на стену

Вот, наверное, и все. Желаю удачи и радости в Вашем творчестве!!!
Сергей С.

Эта книга разделения на две части.

В первой части рассказывается о четырех способах изготовления ковриков, дана информация о разных методах подготовки к работе и ее завершению - является общей для всех техник исполнения ковриков.

Вторая часть книги состоит из четырех разделов.

В первом рассказывется о ковриках, связанных крючком, в ней представлены различные работы, включая коврики, подушки, шапки, украшения и настенные картины.

Во втором описана техника изготовления иглопробивных ковриков и предложены два варианта работ их выполнения.

Третья часть показывает, как изготавливаются коврики из лоскутков, сплетенных в косички, а представленные работы включают как плетеные, так и связанные крючком коврики с краями, обработанные лоскутными косичками.

В заключительном разделе вы сможете узнать о том, как выполнить коврики с аппликацией. Здесь вы найдете две работы с подробными инструкциями по изготовлению.

Чтобы выполнить работы, описанные в книге, не обязательно владеть всеми приемами работы с тканями. Главное, что искусство создания ковриков, представленное в этой книге, может создать базу для жизни, полной экспериментов и творческого удовлетворения.

Скачать книгу «Вязаные коврики своими руками»
(Формат: djvu. Архив: rar, размер: 9,06 МБ.)

Предлагаю для скачивания два очень интересных журнала по созданию гобеленов. Русского перевода нет.

В обоих журнала есть подробные описания, которые пошагово проиллюстрированы, очень интересные модели. Интересны будут и для начинающих и для опытных мастеров ручного ткачества.

Название: Журнал Topices

Скачать книгу:
(.rar файл, .jpg, 23.51 МБ)

В этой книге речь пойдет о технике, известной под названиями набивка , вышивка петлей или нетканый гобелен .

Чем же отличается эта техника?

Вышивают гобелен специальной иглой, причем научиться пользоваться ею достаточно просто. С лицевой стороны изделия получаются петли, с изнаночной - плоскиe гладкие стежки. Петли можно разрезать, подстричь, распушить, сформировать из них шарики, волны, то есть придать гобелену разнообразную фактуру. Если сочетать все эти способы, то получится множество комбинаций, позволяющих любой рукодельнице проявить мастерство и сделать работу единственной в своем роде. Использовать можно почти любые нитки, вплоть до штопальных. Учитывая большое разнообразие пряжи, как синтетической, так и натуральной, нетрудно подобрать нитки, подходящие по качеству, тону и оттенку для любого выбранного сюжета.

Скачать книгу:
(.rar файл, .djvu, 15.95 МБ)

Книга предназначена для желающих практически освоить старинное, но не стареющее искусство гобелена .

Приемы ткачества изучаются на примере мини-гобелена, сотканного за десять вечеров. Советы по композиции помогут в самостоятельной работе. Специальные главы знакомят с историей шпалеры и современного гобелена. Изучив секреты ручного ткачества, каждый сможет украсить свою квартиру ткаными гобеленами, создать уникальные предметы одежды и быта, примеры которых даны в книге. Издание снабжено иллюстрациями.

Скачать книгу:
(.rar файл, .djvu, 21.45 МБ)

Еще не так давно мастерицы умели создавать для дома тканые изделия, переплетая нити с помощью специальных приспособлений. Сейчас многие предпочитают купить готовый декор, удивляясь, как можно создать руками такую красоту?

А мы удивляться не будем, а сами сотворим и порадуем близких. Начнем с простой картины-гобелена, хотя работа покажется несложной только на первый взгляд и потребует аккуратности и терпения.

Нам будут нужны готовые рамочки для фото или картин. Подойдут только деревянные, они продаются в магазинах для творчества или в багетных мастерских.

Для создания линейной сетки-основы понадобятся маленькие обивочные гвоздики с плоской шляпкой и молоток. Повернем рамку обратной стороной кверху, с двух противоположных сторон сделаем разметку - поставим точки в местах, куда мы будем вбивать гвоздики. Чтобы дерево не раскололось, расположим их не по ровной линии, а как бы немного в шахматном порядке.

Для натяжения в качестве основы подойдет прочный мерсеризованный хлопок. Это натуральный хлопок, прошедший специальную обработку, в результате которой удаляется естественный начес. Ниточка становится прочной, мягкой и блестящей, похожей на шелк, не садится и не мнется. Нужно закрепить нить на первом гвоздике - хорошо обмотать, завязать и зафиксировать капелькой клея. Далее протянуть ее к первому гвоздику на противоположной стороне, обернуть вокруг него, слегка натягивая, и вернуться на другую сторону к следующему гвоздю.

Повторяем обертывания и повороты, пока не дойдем до последнего гвоздя. Окончательно фиксируем нить, завязываем и отрезаем. Для прочности добавим капельку клея. У нас получился ручной ткацкий станок.

Возьмем большую иглу с длинным и широким ушком. Лучше всего подойдет специальная игла для пряжи, металлическая или пластиковая. Заправим в нее цветную нить, для начала хлопок, шерсть или акрил средней толщины. Впоследствии, когда приобретем некоторый опыт, мы сможем использовать фантазийную пряжу и нити разной фактуры и состава. Цвет выбираем согласно рисунку, который решили создать. А можно и наоборот, творить картину в зависимости от нитей, которые у нас есть, следуя за своей фантазией.

Ведем иглу с нитью через сетку-основу, проходя поочередно над и под нитями сетки. В обратном направлении движем иглу, меняя «над» и «под», чтобы образовалось простое переплетение. Сдвигаем цветную нить дополнительной иглой к нижнему краю рамки после каждого ряда.

На нашей простой картине изобразим гору темно-синего, серого или зеленого цвета. Для получения наклона горы плетем в соответствующем ряду на одну петлю меньше. Если распечатать картину на листе бумаги и положить на стол под рамку, нам будет легче ориентироваться, когда делать убавки и вводить новую нить.

Если на вершине горы лежит снег, поменяем нить на белую и дойдем до снежной вершины, фиксируя конец нити с обратной стороны работы. Изобразим облака, солнце и небо, меняя цвет нити и следуя рисунку.

Для детей и начинающих есть более простой способ создания гобелена и тканой декоративной салфетки. В качестве основы используем картон, на двух противоположных сторонах которого сделаем разрезы. Вертикальные нити закрепим поочередно в этих разрезах, а нити-переплетения другого цвета расположим горизонтальными рядами.

Таким же способом можно сделать забавных человечков, панно с помпончиками и даже коврик для куколки, где вместо нити-основы использовать ватные палочки.

Интересный гобелен получися при сочетании готовых нитей и пряжи из разных материалов, изготовленной самостоятельно. Это могут быть полосы из джинсовой ткани, трикотажа и волокна шерсти для валяния. Располагать их можно горизонтально или под различным углом, чередуя по цвету и виду нитей.

Посмотрите, какие разные гобелены создают мастерицы, используя различное положение нитей и разные виды переплетений, проявляя фантазию

Такая ручная работа высоко ценится во всем мире, и, кто знает - возможно, начав с мини-гобелена на кусочке картона, вы станене мастером, создающим настоящее рукотворное чудо!

Ковровая вышивка. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс. Гобелен «Родные просторы»

Коноплёва Елена Васильевна, педагог дополнительного образования, МУДО "Дом детства и юношества г. Черемхово", Черемхово.
Мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, учащихся среднего и старшего школьного возраста и для всех, кто любит заниматься рукоделием.
Назначение: украшение интерьера.
Цель: изготовление гобелена в технике «ковровая вышивка».
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к творчеству;
- развивать воображение, зрительно-пространственные представления, цветоощущение, зрительную память;
- воспитывать чувство прекрасного, аккуратность и усидчивость;
- учить практическим навыкам ручного труда и использованию их в жизни.

Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесётся,
Прильнёт ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнётся
Берёза - и вновь весела.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Он делит с ней радость и слёзы,
И так её дни хороши,
Что кажется - в шуме берёзы
Есть что-то от русской души
Всеволод Рождественский
Красавицей русских лесов называют люди березу . Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, преданий, создано живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы - такая картина запоминается на всю жизнь!
Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина, Грабаря, Юона и многих других.
И мы с вами тоже сегодня будем рисовать летний пейзаж, но только не красками, а нитками.
Техника ковровой вышивки (или ручной набивки) очень легка в исполнении, а выполненные изделия выглядят очень эффектно и способны украсить любой дом.


Для работы понадобится:
- специальная игла, купленная в магазинах для рукоделия;
- пяльцы;
- плотная хлопчатобумажная или льняная ткань для основы картины;
- нитки разных цветов;
- крючок;
- плотный картон;
- игла для пришивания.


Натягиваем ткань на пяльцы, чтобы она не провисала и не перекашивалась. Обязательно следим за тем, чтобы в процессе вышивания натяжение ткани не ослаблялось. Наносим рисунок на ткань с изнаночной стороны.
Начинаем вышивку с мелких деталей. Для вышивки петлей используется специальная игла, позволяющая создавать петельки при прокалывании основы ткани. Будьте осторожны! Помним о том, что игла очень острая! Для вдевания нити используем проволоку, сложив её пополам. Она будет служить нитковдевателем ! Процесс вдевания нити состоит из нескольких этапов.


Вводим нитковдеватель в иглу с острого конца так, чтобы он показался со стороны ручки.


Продеваем нитку в нитковдеватель (нитка должна закрепиться в петельке).


Вытягиваем нитковдеватель с ниткой из иглы.



Выводим нить через ушко иглы.


Рисунок нанесен на ткань с изнанки, и именно с изнаночной стороны необходимо вышивать в этой технике. Иглу нужно держать перпендикулярно ткани. Нить, выглядывающая в верхней части иглы, должна находиться за рукой, чтобы не мешать вышиванию. Следим, чтобы на нити не было узелков, она должна свободно скользить через иголку. Иглой ведем по рисунку срезом вперед (рабочий кончик иглы скошен), при этом направление движений при вышивании не важно. Мы начнем вышивку с черных пятен на стволах деревьев. Вставляем черную нить в иглу. Сделаем прокол до конца иглы. Аккуратно вытаскиваем иглу, пока над тканью не появится её кончик. Не приподнимая иглу, а как бы скользя по материалу на 3 мм, прокалываем ткань вновь. При этом на лицевой стороне ткани образуется петелька – ни в коем случае не затягиваем её.


Повторяем эту операцию, пока не вышьем участок определенным цветом.


Заканчивая работу одним цветом нити, отрезаем её, оставив кончик длиной 0,5 см.


И так постепенно вышиваем фрагменты рисунка.


Вот, что у нас получается с лицевой стороны. Чем чаще, ближе друг другу мы будем делать проколы, тем гуще будут расположены петельки на лицевой стороне ткани и тем качественнее будет рисунок.


Вставляем белую нить и начинаем вышивать ствол дерева.


Вид с лицевой стороны.


Вышиваем ветки дерева.



Вышиваем зеленым цветом крону березки.



Вышиваем лес на заднем плане. Периодически переворачиваем пяльцы, проверяя качество вышивки на лицевой стороне изделия. Застил должен быть достаточно плотным, чтобы ткань не просвечивала между петлями.



Лес вышиваем зеленой пряжей разными оттенками, чтобы у нас получилось живописно, как у настоящих художников.


Начинаем вышивать пшеничное поле.


Поле вышиваем желтым цветом разных оттенков.


Совет: когда необходимо переделать какую-либо область, просто потяните нить с изнаночной стороны ткани до тех пор, пока нужное количество петелек не выйдет обратно.



Вот так выглядит наша картина с лицевой стороны.


Вышиваем зеленым цветом полянку на переднем плане.




Чтобы небо получилось живописным, добавим к рисунку облака.



Вышиваем облачка голубой пряжей разных оттенков.


Вот какие облака получились.


Вышиваем небо голубой ниткой.


Картина готова, осталось оформить её в рамку, которую мы будем вязать в виде шнура «колосок».


Вяжем цепочку из трех воздушных петель.




Вводим крючок в первую воздушную петлю цепочки, провязываем столбик без накида.


Поворачиваем вязание по часовой стрелке другой стороной к себе. Вводим крючок под две рядом лежащие петли и вытягиваем петлю. Провязываем столбик без накида.


Рисунок поэтапного вязания шнура.


Опять поворачиваем вязание по часовой стрелке, вводим крючок под две лежащие петли и вытягиваем петлю, провязываем столбик без накида и т. д.

Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство Вашего дома и сделать его уютнее.

Бабочки


Прогулка под луной


Городская осень

Научиться ткать несложно, и даже если Вы не очень хорошо рисуете, то Ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.

В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше "барашков") регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями - тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу - ткачеству.

Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.

1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем...

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!

2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ - «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

.

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.

Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй - завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.