Что такое парадигма? Научная парадигма. Парадигмы образования. Парадигма - это что

Научная парадигма - это совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, приме­ры научного знания, проблем и методов их исследования и признаю­щихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться предпочтительнее конкурирующих с ней других теорий, но она вовсе не обязана объяснять все факты и отвечать на все вопросы.

Деятельность ученых в допарадигмальный период развития науки менее систематична и подвержена многим случайностям.

Когда создается новая парадигма, прежние школы постепенно исчезают. Часто при создании новой парадигмы возникают новые журналы, требования о новых курсах в университетах, и новая парадигма укрепляется, если лучше, чем старые, разрешает вопросы науки.

Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Формы представления научного знания, эталоны научности, нормы и средства исследовательской деятельности исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и общественного сознания в целом.

Стадии развития науки:

1. Замкнутая теоретическая наука - (пример - учение Пифагора) -научное знание выступает в форме особой (новой по отношению к предметному миру) реальности идеализированных сущностей, прежде всего, чисел и геометрических форм. Работа с этой реальностью означала особую форму научной деятельности (в Древней Греции еще не отделенную от философской). Научное знание в пифагоризме превращалось в самоценность, а его задачи не были связаны с запросами практики.

2. Фактуально-описательная наука – (пример: система научного знания Аристотеля). Фактуально-описательной науке свойственна установка на изучение реальных объектов в окружающем человека мире, их классификацию и систематическое описание. Натуралистичность такого научного подхода проявлялась в том, что изучаемый объект понимался как не зависящий от акта познания.

3. Синтез первого и второго научного подхода был осуществлен в науке Нового времени (17 в.), когда произошла первая научная революция (Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон и др.). Элементами, фактами науки стали признаваться не любые чувственно воспринимаемые события, а факты особые, истолкованные (поддающиеся интерпретации) в контексте определенной теории.

Впервые эмпирическая область науки строилась как особый слой научной картины мира, в которой функционируют идеальные объекты нового типа - теоретические конструкты и научные модели, в которых отражены существенные стороны и связи реальных объектов. Эти модели строятся на допущениях и идеализациях типа: прямолинейное движение, идеальный газ, пустое пространство, абсолютный вакуум и т.п., которые одновременно и упрощают, и усложняют картину мира. Возможно, наиболее важным приобретением науки Нового времени является появление экспериментального метода, формулирование норм и правил научного экспериментирования. Происходит технологизация мышления, возникает инженерно-конструктивный тип познания, в котором взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом).



На этой стадии развития науки появляется установка не только на познание, но и на преобразование мира с помощью определенных технологических операций.

В основе первой научной революции лежало соединение математических методов с эмпирическими исследованиями, что впервые привело к возникновению собственно теоретической науки – науки классической.

Классическая наука (классическое естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта.

4.Вторая научная революция произошла в 18 в . – первой половине 19 в. , когда возникло дисциплинарное строение науки. Механистическая картина мира потеряла статус общенаучной, специфические картины мира появились в биологии, химии и других областях знаний. Началась дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания. Резко возросла производительная сила науки, научные знания стали превращаться в товар, имеющий рыночную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. Начала складываться система прикладных и инженерно-технических наук, играющих роль посредника между фундаментальными знаниями и производством. Происходила дифференциация и специализация различных форм научной деятельности, складывались соответствующие им научные сообщества.

5.Третья научная революция, полностью преобразовавшая идеалы и нормы научного познания, произошла вконце 19 – начале 20 в. Радикальное изменение картины мира началось еще раньше с открытия электричества, когда было введено представление о поле силы, заполняющем пространство между объектами. Именно различные виды взаимодействий между объектами заняли центральное место в новой картине мира – сформировалась новая (неклассическая) парадигма естествознания.

Неклассическая наука (неклассическое естествознание) – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории), с помощью которых мы познаем мир.

Широкое развитие получает философия позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер и др.).

Позитивизм – направление философской мысли, переоценивающее роль непосредственного опыта, требующее прямой эмпирической проверки каждого отдельного утверждения и принижающего роль теоретического знания (особенно философского). Критерием истинности выступает опыт, узко понимаемый как совокупность чувственных переживаний. Эмпиризм и исчисление логики высказываний являются для позитивизма основными критериями научного знания.

Для любой разновидности эмпиризма как единственной методологической платформы научного познания стали характерны:

Абсолютизация роли эмпирических данных, их сбора и описания;

Недооценка теории: задача науки описание и предсказание, но не объяснение фактов;

Однонаправленная зависимость теории от эмпирии (эмпирия задает теорию, но сама от нее не зависит);

Процедура верификации (доказательство, подтверждение истинности);

Утверждение внеисторичности познания как некоторой естественной способности человека.

В 20 веке возникает неопозитивизм, который проставил акцент на роли знаково-теоретических средств научного мышления (прежде всего, языка), отношениях теоретического аппарата и эмпирического базиса, функции математизации и формализации знания. Основным средством описания и анализа научного знания в неопозитивизме становится аппарат математической логики.

6. Постнеклассическая стадия развития науки (формируется в 4 глобальной научной революции, по В.С. Степину) началась в последней трети 20 в. ). Это современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием.

В этот период изменяется сам характер научной деятельности в силу появления принципиально новых средств добывания, хранения и использования научных знаний практически во всех сферах человеческой жизни. Сложные и дорогостоящие приборные комплексы обслуживаются и используются большими коллективами и начинают функционировать аналогично средствам промышленного производства. На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные исследования и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. В выборе целей исследования, наряду с познавательными, все большую роль играют экономические и социально-политические факторы.

Работа в рамках комплексных программ приводит к сращиванию в единой системе деятельностей теоретических и экспериментальных, фундаментальных и прикладных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними.

Представление о постнеклассической картине мира тесно связано с развитием постпозитивистской философии. Нацеленность на получение объективного знания была заменена идей множественности истины и путей ее получения. Наиболее ярким представителем этого направления выступил П. Фейерабенд, который ввел представление об иррациональных критериях развития науки.

Вместо принципов верификации и фальсификации гипотез П. Фейерабендом был выдвинут принцип контриндукции, или противоиндукции, предполагающий возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико-эмпирической школы фактов с позиций другой, конкурирующей теории; поиск альтернативных объяснений в прошлом; изменение смысловых контекстов вместо отбрасывания не соответствующих фактам теорий. Им было также предложено привлекать такие «вненаучные» средства, как мифологические, религиозные или дилетантские построения.

Как следствие, психологию, по словам А.В. Юревича, «захлестнула волна иррационализма».

Таким образом, нормальная наука - стадия развития научного знания, на которой в основном осуществляются накопление и систематизация знания в рам­ках сложившейся парадигмы и разработка парадигмальной теории в целях разрешения некоторых оставшихся неясностей и улучшения ре­шения проблем, которые ранее были затронуты лишь поверхностно. Решение вопросов в парадигме происходит по жестким правилам-предписаниям, и, следовательно, нет нацеленности на принципиально новое знание.

Открытия начинаются с осознания аномалий, т. е. с установления, того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания. Это приводит к расширению исследований в обла­сти аномалии. Аномалия может проявиться только на фоне парадигмы. Чем более точна и развита парадигма, тем более чувствительным индикатором для обнаружения аномалии она выступа­ет. Как и в производстве, в науке смена инструментов (парадигм) - это крайняя мера, которая применяется только при возникнове­нии серьезных системных кризисов.

В психологии на сегодняшний день выделяют несколько парадигмальных дихотомий:

1. Психология описательная и объяснительная.

Описательная психология , соответственно наукам об органической жизни, располагает следующими методическими вспомогательными средствами: описанием, анализом, классификацией, сравнением и учением о развитии; ей предстоит особо развиться в сторону сравнительной психологии и учения о психическом развитии. Описательная парадигма сегодня – нарративный подход Брунера. Нарративная методология предполагает опосредствованность психологического знания, в отличие от непосредственного переживания в старой парадигме описательной психологии.

Объяснительная или естественнонаучная психология оперирует материалом, доставляемым ей психологией описательной; на нем она исследует общие законы, управляющие развитием и течением психической жизни, и она же устанавливает отношения зависимости, в которых душевная жизнь находится в отношении к своему организму и к внешнему миру; она состоит из объяснительной науки о душевной жизни и из науки о взаимоотношениях между этой жизнью, организмом и внешним миром.

2. Морфологическая и динамическая парадигмы.

Начало разделения психологических подходов на морфологическую и динамическую парадигмы было заложено еще в психологии сознания, когда выделился структурализм В. Вундта, где была представлена морфологическая трактовка сознания и функционализм У. Джеймса, где были даны зачатки динамического объяснения, связанного с возникновением системы напряжения (позже их развивает К. Левин).

На сегодняшний день морфологический подход сформулирован А.А. Асмоловым и А.В. Петровским. Морфологическая парадигма в их варианте предполагает исследование психологических явлений как разнообразные структурно оформленные системы, т.е. системы, в которые включены те или иные компоненты. Т.о., изучается строение феномена.

Динамическая парадигма исследует функционирование системы, ее изменение.

Обе парадигмы проявляются в теории деятельности: морфологическая парадигма исследует деятельность как инвариантную систему и ее компоненты (мотивы, цели, установки и др.), а в динамическом подходе изучаются динамические компоненты в активности человека, где единицами движения деятельности понимаются установки (К. Левин).

3. Естественно–научная и гуманитарная парадигмы.

Таблица 2 – Сравнительный анализ естественно-научной и гуманитарной парадигм

Естественнонаучная Гуманитарная
Естествознание – знания о природе Обществознание – система знаний о культуре и истории
Предмет познания Внешний мир по отношению к сознанию человека. Повторяющиеся явления, за которыми можно увидеть законы природы Продукты разумной человеческой деятельности, искусственный по происхождению мир. Невоспроизводимые явления, за которыми можно увидеть определённое количество смыслов.
Познавательные функции науки Обобщения, прогнозы, объяснения, организация фактов в структуру теорий, познание – выявление связей между причиной и следствием, поиск закономерностей. Интерпретация фактов и явлений, понимание и сопереживание. Поиск и творение смыслов.
Особенности научного знания Упорядоченность и структура, чёткие основания систематизации. Независимо от познающего субъекта (объективно). Логически доказуемо и обоснованно. Непротиворечиво в пределах одной или нескольких связанных теорий. Позволяет предвидеть и делать прогнозы. Стремится исключить из результатов научной деятельности всё связанное с личностью учёного. Аморфное пространство интерпретаций и смыслов. Субъективно – зависимо от точки зрения и позиции субъекта. Интуитивно доступно. Допускает варианты толкования, критерии правильности недопустимы. Позволяет понять цели и намерения другого человека. Знание как продолжение личности учёного.
Формы и методы познания Логика и объяснение. Обобщающий метод. Опора на законы и принципы. Интуиция и понимание. Описательный метод. Качественный метод. Опора на позиции и мировоззрение.

В психологии гуманитарная парадигма предполагает:
- отказ от культа эмпирических методов и связывания признака научности только с верифицируемостью знания, т. е. это отказ от сужения критериев научного метода;
- легализация интуиции и здравого смысла в научном исследовании;
- возможности широких обобщений на основе анализа индивидуальных случаев;
- единство воздействия на изучаемую реальность и ее исследования;
- возврат к изучению целостности личности в ее «жизненном контексте» (при доминировании телеологичности психологического объяснения);

Расширение поля возможных гипотез как научных;

Поворот лицом к человеку, а не к миру вещей.

Примеры: теории К. Роджерса, З. Фрейда, А. Маслоу и т.д.
Естественно-научная парадигма предполагает:
- реализацию экспериментального метода;
- классическую картину мира.
С ней связаны психофизиология, нейропсихолоигя и др.

Современная психология представлена множеством теорий, которые являют собой разнообразные парадигмальные подходы. Они объясняют те или иные явления, зачастую, прямо противоположным образом, однако, единожды появившись, остаются в науке надолго, иногда на целые столетия. Такая многоплановость является специфической особенностью психологии как науки.

На сегодняшний день в психологии принято выделять следующие научные направления:

1. Психодинамическое (психоанализ, аналитическая психология, теория объектных отношений и др.). В основе концепций, представляющих данное направление, лежит феномен «бессознательного».

2. Когнитивно-поведенческое направление (бихевиоризм, когнитивная психология и др.). Сюда относятся все теории, в которых детерминантами поведения определены либо когниции, либо стимулы внешней среды.

3. Опытно-гуманистическое (гештальт-психология, экзистенциальная психология, гуманистическая психология). Основным способом получения данных во всех концепциях, представляющих данное направление, является сбор феноменологии.

Рассматривая процесс развития в наиболее общем виде, философия сформулировала основные его законы. Один из них определяет стратегию развития и называется законом отрицания отрицания. Согласно этому закону процесс развития идет по спирали. На каждом витке этой спирали процессы развития повторяются, но на более высоком уровне.

Второй закон определяет тактику развития. Немецкий философ Гегель назвал его законом перехода количества в качество. Согласно этому закону развитие заключается в постепенном возрастании количества изменений, которые не имеют ясно выраженных новых качественных признаков. Однако после того как число количественных изменений достигает определенной величины, которую Гегель назвал мерой, происходит качественное изменение — скачок.

Представьте себе, что из шевелюры вырвали волосок. Появилась ли вследствие этого лысина? Конечно, нет. А если вырвать два? А три? Очевидно, что если количество вырванных волосков достаточно велико, то лысина возникнет. Это количество и составит для данного примера меру по Гегелю. При его достижении происходит скачок, в результате которого возникают качественные изменения — появляется лысина.

Процесс развития общественного сознания, в частности культуры и науки, происходит путем накопления количественных изменений, завершающихся качественным скачком — научно-технической революцией. Описание этого процесса существенным образом использует понятие парадигмы.

Парадигма (от греческого paradeigma — пример) — это концептуальная модель постановки проблем и их решения, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Грубо говоря — это научная мода на способ постановки и решения научных задач. Отклонение от этой моды вероятнее всего будет встречено учеными без должного понимания.

Возьмем, к примеру, современный джинсовый костюм, безусловно, функциональный и до недавнего времени весьма модный. Так вот, представьте себе, что вы в джинсовом костюме появились на приеме при дворе Людовика ХIV. Как бы вас там восприняли?

Возникновение научной парадигмы процесс столь же загадочный, как и процесс возникновения моды. Научная парадигма устанавливается постепенно, путем ее внедрения в сознание все большего количества ученых и через некоторое время становится нормой в восприятии мира. Ведь и мы с вами учились решать математические задачи по аналогии, подражая уже известным решениям. Факты, противоречащие установившейся парадигме, как правило, игнорируются или воспринимаются как научная ересь.

Однако с истечением времени, когда количество таких фактов становится достаточно большим, происходит очень быстрое разрушение текущей парадигмы и создание на ее базе новой. Новая парадигма использует новый набор методов и понятий, позволяющий удовлетворительно интерпретировать накопленные данные.

На графике по горизонтальной оси отложено время t. По вертикальной — некоторые абстрактные единицы p и n, характеризующие уровень развития научной дисциплины и развития техники за данный период. Рост техники на графике изображается пунктирной, а изменение научного мировоззрения — сплошной линией соответственно. Горизонтальные участки сплошной линии соответствуют установившимся научным парадигмам, а крутые отрезки — их ломке.

Процесс ломки установившейся научной парадигмы в современной литературе принято называть научно-технической революцией.

Наиболее древние письменные источники, относящиеся к области естествознания, имеют возраст около трех тысяч лет и относятся к древним Китаю, Египту, Греции. В основном они посвящены медицине (Китай), астрономии и математике (Египет), философскому осмыслению оснований бытия (Древняя Греция). Наукой в это время занимались разрозненные ученые — мудрецы. Сформированной парадигмы не было, ибо практически не было общения между учеными. Возможно, именно благодаря этому в древности были разработаны зародыши основных научных концепций, существующих и в настоящее время.

Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, почему окружность разделяется именно на 360°С? Оказывается, такое деление происходит из Древнего Египта. Египтяне считали, что год состоит из 360 дней. За 360 дней Солнце, перемещаясь среди созвездий, описывает на небе полную окружность. Одному дню соответствует перемещение Солнца на 1/360 дуги окружности, величине, впоследствии позаимствованной арабами и получившей название “градус”.

Некоторое подобие парадигмы дают нам работы философов Древней Греции, поэтому этот период развития науки принято называть античным. Для античных ученых характерно представление о целостности мира. Естествознание у них еще не подразделялось на отдельные науки и представляло собой части единой науки — натурфилософии.

Наиболее известными из античных ученых являются: Демокрит, Фалес из Милета, Архимед, Птолемей и, безусловно, Аристотель . К Демокриту возводят идею атомного строения вещества. Фалес из Милета, по-видимому, впервые сообщил о явлении электризации. Архимед заложил основы механики и гидростатики. Птолемей разработал (с целью обоснования своих астрологических построений) схему устройства мироздания.

Однако подлинным основателем античной парадигмы явился Аристотель. Как известно, Аристотель был наставником Александра Македонского. В военных походах Александр Македонский не забывал своего учителя. Ко двору Аристотеля стекались не только материальные ценности, но и различные редкости, в том числе и документы, содержащие мудрость завоеванных цивилизаций.

Благодаря столь могущественной поддержке Аристотель смог создать большую научную школу. Он дал классическую формулировку основ формальной логики и первое систематическое изложение всех естественнонаучных концепций своего времени. Школа Аристотеля стала тем сообществом, которое сформировало античную научную парадигму. Воззрения Аристотеля впоследствии были канонизированы римско-католической церковью. Они оставались господствующими на протяжении нескольких столетий. Попытки выхода за рамки этой парадигмы жестоко подавлялись, в том числе святейшей инквизицией. Печальный пример Галилео Галилея и Николая Коперника — яркое тому подтверждение.

На смену воззрениям Аристотеля пришла так называемая парадигма невесомых. В основу объяснения большинства природных явлений эта парадигма положила представление о тонких невесомых субстанциях — носителях определенных физических свойств. Оптические эффекты объяснялись распространением колебаний в невесомом эфире. Тепло отождествлялось с невесомой всепроницающей жидкостью — теплородом. Химическое сродство — существованием особой невесомой жидкости — флогистона. Что же касается электрических и магнитных явлений, то в них усматривались сразу две электрических жидкости, соответствующие различным знакам зарядов, и одна магнитная жидкость. Впрочем, впоследствии Бенджамин Франклин, американский президент, чье изображение украшает сегодня стодолларовые купюры, оставил только одну электрическую жидкость. Ее присутствие обозначалось знаком (+), а недостача — знаком (-). Отсюда берет свое происхождение современное деление электрических зарядов на отрицательные и положительные. Концепция невесомых давно отброшена, а вот обозначения остались.

Эта концепция не так уж нелепа, как может показаться на первый взгляд. Современная физика в качестве одной из компонент теории электричества рассматривает так называемый электронный газ. Очень легкий и чрезвычайно подвижный электронный газ заполняет металлические проводники. Массой электронов, составляющих электронный газ, в большинстве практически значимых случаев можно пренебречь. Чем вам не “невесомая электрическая жидкость”. Только вот заряд частиц, составляющих этот газ, не положительный, а отрицательный.

От светоносного эфира отказались только в начале нашего столетия. Впрочем, выдворенный “за дверь”, он тотчас же “влез в окно” уже под видом так называемого физического вакуума.

Вообще человечеству свойственно в сходных ситуациях прибегать к одним и тем же приемам. Возможно, в этом и скрывается основная психологическая основа парадигмы. Мы живем в XXI в. Однако и сегодня, включив телевизор, мы можем услышать о том, что некий экстрасенс (с дипломом или без оного) за умеренную мзду может излечить вас от всех возможных и невозможных болезней. И сделает это при помощи биополя — невесомой тонкой всепроницающей субстанции, которая является носителем биологического взаимодействия. Биополе, рассматриваемое таким образом, это типичный пример невесомой. В наше время его пытаются использовать для объяснения недостаточно изученного процесса взаимодействия живых организмов так же, как в условиях Средневековья для недостаточно изученного процесса теплового взаимодействия использовали теплород.

Однако уже в эпоху невесомых зарождались начала парадигмы классической науки, с ее безусловным почитанием опытных фактов. У истоков классической науки стояли Френсис Бэкон и Рене Декарт.

Френсис Бэкон был личным секретарем герцога Бекингемского. Того самого, которого впоследствии описал Александр Дюма в своих “Трех мушкетерах”. В свободное от государственных дел время Бэкон занимался разработками в области натурфилософии. Венцом его работ является трактат “Новый органон”. В этом трактате Бэкон дал подробное изложение своих методологических концепций. Трактат был переведен на русский язык и издан в серии “Философское наследие”. Особого внимания в этом трактате заслуживает подробный анализ возможных ошибок — иллюзий, искажающих истину, к которой должна стремиться натурфилософия.

Французский философ Рене Декарт также стремился к научной истине. Однако в отличие от Бэкона истину он искал посредством расчленения изучаемого вопроса на составные части, т. е. посредством анализа. Основные взгляды на научную методологию изложены Декартом в его знаменитом трактате “О методе”. Трактат также был переведен на русский язык.

Еще один камень в основание классической науки заложил Джон Дальтон, возродивший на экспериментальной основе античное учение об атомах. Ему же принадлежит первая известная науке таблица молекулярных весов. Но истинный фундамент классического естествознания, его основу составляют работы замечательного английского ученого Исаака Ньютона, в частности, его знаменитый трактат “Математические начала натурфилософии”.

Парадигма классической науки окончательно сформировалась к началу XX в. В основу классической научной парадигмы положен принцип причинности. В классическом его истолковании принцип причинности опирается на представление о том, что следствие полностью и однозначно вытекает из порождающих его причин. Такая трактовка причинно-следственных связей порождала представление о полной предопределенности будущего. Ее дух полностью выражался сформулированным французским математиком Лапласом принципом научного детерминизма. Согласно этому принципу все происходящие явления можно предвычислить, если решить соответствующее количество уравнений классической физики.

Все казалось простым и понятным, большинство научных феноменов было объяснено и расклассифицировано. Однако развитие техники, в первую очередь электронных устройств, и естественнонаучный эксперимент привели к следующей научно-технической революции. Она произошла совсем недавно. Еще живы люди, заставшие ее начало. Книги, изданные в середине XX в., еще наполнены отголосками идейных баталий и стремлением обосновать правоту нового. А нынешнее поколение уже воспринимает эти новые идеи как нечто само собой разумеющееся.

Научно-техническая революция, породившая современную научную парадигму, приходится на начало XX столетия. Она ознаменовалась прежде всего формулировкой квантовой теории, положившей конец классическому детерминизму. В области химии эта революция привела к радикальным изменениям в понимании природы химических связей.

Новая парадигма отличается трактовкой принципа причинности. Основным отличием современной научной парадигмы является признание принципиальной неоднозначности следствий, проистекающих из данной причины. Данное следствие проистекает из своей причины только с определенной вероятностью. Поэтому новую парадигму следовало бы называть вероятностно-статистической

Характерно, что большинство творцов современной научно-технической революции, будучи представителями классической естественнонаучной парадигмы, умерли, так и не смирившись окончательно с невозможностью объяснить в рамках прежних понятий свои собственные открытия.

Вы избрали в качестве будущей профессии экономику — науку, требующую значительной подвижности ума. Имейте в виду, что экономика также развивается путем смены парадигм. Бойтесь оказаться в плену парадигмы. Умейте проследить проблему в ее развитии, непредвзято оценить различные взгляды. Если вы потерпели неудачу, используя традиционные методы и взгляды, то попытайтесь использовать альтернативные. Кто знает, возможно, именно вы разрушите нынешнюю научную парадигму и станете основателями экономики будущего.

Американский историк и философ науки Т. Кун считает, что не следует представлять науку как собрание истинных или ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам – законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной деятельности.

Он подчеркивал, что научное познание осуществляется сообществом ученых профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые регулируют их взаимоотношения. Таким образом, Кун исходит из представления о науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Но главным объединяющим началом общества ученых являются не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщество ученых, Кун назвал парадигмой. «Под парадигмой, - писал Кун – я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Из этих моделей, по мнению Куна возникают конкретные традиции того или иного направления в исследовании.

Концепция Т. Куна:

1) парадигма зарождается как принципиально новый способ разрешения оригинально сформулированных актуальных научных проблем. Новая парадигма зарождается при невозможности старых парадигм разрешить существующие проблемы или при аномалии, то есть невозможности объяснить полученные факты с позиции парадигмы, в рамках которой эти факты были установлены.

2) развитие парадигмы протекает как дифференциация всех существенных сторон организация исследования. Происходит уточнение предполагаемого описания предмета исследования. Вырабатывается все более точный и специализированный язык – терминология. Это обеспечивает формулирование все более точно сфокусированных гипотез и параметров искомых фактов. На этой стадии парадигма характеризуется Т. Куном как нормальная наука.



3) один из результатов развития парадигмы – достижение возможности с высокой степенью точности и достоверности выявлять несоответствие задач, поставленных парадигмой, установленным фактам и закономерностям, то есть столкновение с аномалией. Чем более строга и развита парадигма, тем более она чувствительна к аномалиям. В зависимости от характера аномалии парадигма либо разрешает кризис и получает возможность развиваться до следующего кризиса, либо складывается революционная ситуация смены исчерпавшей себя парадигмы новым образцом исследования.

Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:

1. Парадигма - это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;

2. Парадигма - это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

3. Парадигма - это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами).

Парадигма предписывает определить:

Цели изучения (какие законы, закономерности, факты должны быть установлены);

Способы достижения этих целей (какие гипотезы должны быть сформулированы и каков их приоритет, каковы должны быть методы, аппаратура, приемы обработки материала);

Систему критериев оценки соответствия всех компонентов исследования требованиям парадигмы (математико-статистические критерии, критерии валидности, надежности).

Парадигмы имеют как познавательную, так и нормативную функции. Они дают ученым основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Парадигмы, по словам Т.Куна, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем, принятых в тех или иных сообществах ученых. Более низким уровнем организации научного познания, по сравнению с парадигмой, является научная теория. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного ее серьезного переосмысления. А это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий. Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов различного рода.

Дисциплинарная матрица по Куну состоит из следующих элементов: (1) символические обобщения или формализованные конструкции, используемые членами сообществами ученых без разногласия; (2) метафизические общеметодологические представления, концептуальные модели; (3) цементирующие данное научное сообщество ценности; (4) образцы – признанные примеры.

Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала, обработка данных, совершенствуются методики исследований и т. д. Этот период развития знания Кун назвал нормальной наукой. Но постепенно возникают причины для сомнения в ясности, очевидности и обоснованности общепринятых теоретических положений. Парадигма как привычный стиль мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает кризис основных исходных понятий в данной науке. Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к исходным принципам, действующей парадигмы со стороны значительной части научного сообщества). И в переходе к новой парадигме действуют те же факторы. Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера. Однако Кун не сторонник иррациональных оснований смены парадигм.

Подчеркивая эмоционально-волевой характер принятия решения, он указывает, что это решение опирается на определенные рациональные основания которые заложены в логике научного исследования в тех требованиях, которые предъявляют к стилю и способу мышления новые научные данные. Постепенно эти рациональные основания углубляются, и новая парадигма завоевывает в сообществе все большее количество сторонников, пока не произойдет смена научной парадигмы.

В развитии науки Кун выделяет 4 этапа:

I этап – допарадигмальный (пример, физика до Ньютона). Появление аномалий – необъяснимых фактов. Аномалия – это принципиальная неспособность парадигмы решить проблему. По мере накопления аномалий доверие к парадигме падает.

Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. Начинается соперничество разных школ, отсутствует общепринятые концепций исследования. Для него характерны частые споры о правомерности методов и проблем. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ.

II этап – формирования парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию;

Этот период характеризуется наличием четкой программы деятельности. Предсказание новых видов явлений, которые не вписываются в господствующую парадигму – не является целью нормальной науки. Таким образом, на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы, то есть научной традиции.

Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими.

Кун выделяет виды деятельности, характерные для нормальной науки:

1. Выделяются факты, наиболее показательные с точки зрения парадигмы, уточняются теории. Для решения подобных проблем ученые изобретают все более сложную и тонкую аппаратуру.

2. Поиск факторов, подтверждающих парадигму.

3. Третий класс экспериментов и наблюдений связан с устранением существующих неясностей и улучшения решений тех проблем, которые первоначально были разрешены лишь приблизительно. Установление количественных законов.

4. Совершенствование самой парадигмы. Парадигма не может быть сразу совершенна.

Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основные положения науки, обучается применять их в конкретных ситуациях. С помощью образцов студент не только усваивает то содержание теорий, но и учится видеть мир глазами парадигмы, преобразовывать свои ощущения в научные данные. Требуется усвоение другой парадигмы для того, чтобы те же ощущения были описаны в других данных.

IV – экстраординарная наука – кризис старой парадигмы, революция в науке, поиск и оформление новой парадигмы.

Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к принципам действующей парадигмы со стороны научного сообщества).

Научная революция начинается с того, что группа ученых отказывается от старой парадигмы и принимает за основу совокупность других теорий, гипотез и стандартов. Научное сообщество распадается на несколько групп, одни из которых продолжают верить в парадигму, другие выдвигают гипотезу, претендующую на роль новой парадигмы.

В этот период кризиса ученые ставят эксперименты, направленные на проверку и отсев конкурирующих теорий. Наука становится похожа на философию, для которой конкуренция идей является правилом.

Когда к этой группе присоединяются все остальные представители данной науки, то научная революция совершилась, переворот в сознании научного сообщества произошел и с этого момента начинается отсчет новой научной традиции, которая зачастую несовместима с предыдущей традицией. Появляется новая парадигма, и научное сообщество вновь обретает единство.

В период кризиса ученые упраздняют все правила, кроме подходящих новой парадигме. Для характеристики этого процесса Кун использует термин «реконструкция предписаний» – что значит не просто отрицание правил, а сохранение положительного опыта, подходящего новой парадигме.

В ходе научной революции происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение сетки вызывает необходимость изменения методологических правил. Ученые начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой понятийной сетке. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии, что не было характерным для нормального периода науки.

Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы осуществляется через согласие соответствующего сообщества.

Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи.

Пример смены научных парадигм:

Первая научная революция – разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника.

Вторая научная революция – связана с теорией Дарвина, учением о молекулах.

Третья революция – теория относительности.

Кун отверг принцип фундаментализма. Ученый видит мир сквозь призму принятой научным сообществом парадигмы. Новая парадигма не включает старую. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. Теории, существующие в рамках парадигм, не сопоставимы. Это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого.


Заключение

Под парадигмой научного знания понимают совокупность научных достижений, в первую очередь, теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.

Вообще говоря, парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и т. п. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений природы.

Общая схема (модель) историко-научного процесса предложенная Томасом Куном, включает в себя два основных этапа: это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» – распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, то есть переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.

Уточняя понятие парадигмы Т.Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы, включающий в себя следующие компоненты:

1) символические обобщения – формализованные утверждения, общепризнанные учеными (например, закон Ньютона);

2) философские части – это концептуальные модели;

3) ценностные установки;

4) общепринятые образцы принятия решения в определенных ситуациях.

Согласно представлениям Т.Куна любая наука в своем развитии проходит 3 фазы(периода): допарадигмальную, парадигмальную и постпарадигмальную, что соответствует стадиям генезиса науки, «нормальной» науки и ее кризису.

Смена парадигм совершается через революции в науке. Происходит она путем взрыва, посредством катастроф, слома малопродуктивных доктринальных построений интеллектуальной элиты. В этой связи Кун пишет: «Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни общества».

Выводы:

2. В развитии науки Кун выделяет 4 этапа:

I этап – допарадигмальный. Появление аномалий – необъяснимых фактов.

II этап – формирование парадигмы.

III этап – этап нормальной науки.

IV этап – экстраординарная наука– кризис старой парадигмы, поиск и оформление новой парадигмы.

3. Т.Кун выделяет виды деятельности, характерные для нормальной науки:

1) Выделяются факты, наиболее показательные с точки зрения парадигмы, уточняются теории. Для решения подобных проблем ученые изобретают все более сложную и тонкую аппаратуру.

2) Поиск факторов, подтверждающих парадигму.

3) Третий класс экспериментов и наблюдений связан с устранением существующих неясностей и улучшения решений тех проблем, которые первоначально были разрешены лишь приблизительно. Установление количественных законов.

4) Совершенствование самой парадигмы. Парадигма не может быть сразу совершенна.

Список литературы:

1. Т.Кун, «Структура научных революций», 1975

2. М.М.Солобутина, учебное пособие « Методы исследования в психологии», 2015

3. С.Гроф. За пределами мозга, М., Изд.Центр «Соцветие», 1992г.


Вопросы к реферату:

1. Когда началось формирование науки как социального института, специально предназначенного для получения достаточно надежного, объективного, сообщаемого знания?

а) XVI-XVII вв.;

б) XVII-XVIII вв.;

в) XVIII-XIX вв.

2. Какое понятие имеет следующее определение: «сохранение положительного опыта, подходящего новой парадигме»?

а) реконструкция предписаний ;

б) кризис науки;

в) аномалия парадигмы.

3. Кто ввёл понятие «научная парадигма» в научный обиход?

а) Т.Кун;

б) К.Поппер;

в) С.Тулмин.

4. Работа Т.Куна, в которой раскрывается понятие «научная парадигма»?

а) Критический рационализм;

б) Человеческое понимание;

в) Структура научных революций;

5. Что отражается в концепции Т.Куна?

а) введение термина «нормальная наука»;

б) критика классического понятия научного метода;

в) введение в философию вероятности свое понимание вероятности события как предрасположенность события к наступлению.

6. Наибольшая заслуга Т.Куна состоит в том, что он

а) стал основоположником критического реализма;

б) предложил эволюционную модель развития науки;

в) нашёл новый подход к раскрытию природы науки и её прогресса.

7. Нормальная наука по Т.Куну – это когда

а) каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиции господствующей теории ;

б) происходит кризис в науке;

в) формируется новая парадигма.

8. Кто полностью отрицает существование такого явления как «нормальная наука» в научной деятельности?

а) К.Поппер;

б) Дж.Уоткинс;

в) С.Тулмин.

9. Какое понятие имеет следующее определение: «вся совокупность убеждений, ценностей и приемов, разделяемых членами данного сообщества»

а) стиль мышления, миропонимания;

б) нормальная наука;

в) дисциплинарная матрица.

10. Научная революция по Т.Куну – это когда

а) каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиции господствующей теории;

б) происходит кризис в науке;

в) формируется новая парадигма.

11. На каком этапе развития науки по Т.Куну происходит появление аномалий?

а) I этап развития науки;

б) II этап развития науки;

в) III этап развития науки.

12. Укажите правильную последовательность хода научной революции по Т.Куну:

а) научная революция - экстраординарная наука - нормальная наука;

б) экстраординарная наука - нормальная наука - научная революция;

в) нормальная наука - экстраординарная наука - научная революция .

13. Первая научная революция при смене научных парадигм:

а) разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника ;

б) связана с теорией Дарвина, учением о молекулах;

в) сформировала теорию относительности.

14. Какое понятие имеет следующие определение: «тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец»?

а) научное познание;

б) научная парадигма ;

в) научная школа.

15. В каком случае зарождается новая научная парадигма как принципиально новый способ разрешения оригинально сформулированных актуальных научных проблем?

а) при невозможности старых парадигм разрешить существующие проблемы ;

б) при дифференциации всех существенных сторон организации исследования и уточнения предполагаемого описания предмета исследования;

в) при необходимости поддержания нормальной науки.

16. Что такое «аномалия парадигмы»?

а) дифференциация всех существенных сторон организации исследования;

б) невозможность объяснить полученные факты с позиции парадигмы, в рамках которой эти факты были установлены;

в) возникновение новой альтернативной теории.

17. Кто предполагал, что «не следует приписывать нормальной науке слишком большого значения, ни положительного, ни отрицательного»?

а) К.Поппер ;

б) Дж.Уоткинс;

в) С.Тулмин.

18. Какое из следующих суждений не верно?

а) парадигма – это специализированная картина рационального устройства природы, мировоззрения;

б) парадигма – это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

19. Этап развития науки, в котором происходит формирование парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию – это

а) II этап развития науки ;

б) III этап развития науки;

в) IV этап развития науки.

20. Этап развитии науки, который характеризуется наличием четкой программы деятельности – это

а) I этап развития науки;

б) II этап развития науки;

в) III этап развития науки.

21. Какое из следующих суждений не является аспектом парадигмы?

а) парадигма – это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрения;

б) парадигма зарождается как принципиально новый способ разрешения оригинально сформулированных научных проблем;

в) парадигма – это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок.

22. Какое понятие имеет следующее определение: «общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке»?

а) стиль мышления, миропонимания;

б) научное понятие;

в) научное познание.

23. Соотнесите научные революции с их примерами:

Научная революция

а) Первая научная революция

б) Вторая научная революция

в) Третья научная революция

Пример научной революции

1) Теория относительности

2) Разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника

3) Связана с теорией Дарвина, учением о молекулах.

а)-2, б)-3, в)-1

24. Какую стадию науки описывают следующие характеристики: дифференциация всех существенных сторон организации исследования, уточнение предполагаемого описания предмета исследования, вырабатывается все точная терминология?

а) нормальная наука ;

б) аномалия науки;

в) конкуренция парадигм.

25. Какой взгляд на науку преобладал в философии Т.Куна?

а) марксистский;

б) кумулятивистский;

в) прагматический.

26. Что подразумевается под понятием «научное сообщество»?

б) группа людей, объединенных верой в одну парадигму ;

в) группа людей, объединенных одним эмпирическим исследованием.

27. Какое из этих суждений верное?

1. Экстраординарная наука – формирование парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию.

2. Первая научная революция – связана с теорией Дарвина, учением о молекулах.

а) верно только 1 суждение;

б) верно только 2 суждение;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны .

28. Окончание кризиса в науке происходит, когда

а) одна из предложенных гипотез справляется с существующими проблемами, устраняет существующие неясности;

б) происходит приобретение статуса «новой парадигмы»;

в) оба ответа верны.

29. Какое из следующих утверждений относится к концепции Т.Куна?

а) парадигма зарождается как принципиально новый способ разрешения оригинально сформулированных актуальных научных проблем;

б) развитие парадигмы протекает как дифференциация всех существенных сторон организации исследования;

в) оба ответа верны.

30. Какое из этих суждений верное?

1. Парадигма – это научные достижения, признанные всеми членами научного сообщества и являющиеся моделью постановки проблем и их решения.

2. В развитии науки Т.Кун выделяет 3 этапа.

а) верно только 1 суждение ;

б) верно только 2 суждение;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна “Структура научных революций” (1962).

К настоящему времени понятие “П.” еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астроно-„ия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые - создатели П. - не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Кроме того, задавая определенное видение мира, П. очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. сторонников данной П. Одновременно П. устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в

процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. служит основой определенной научной традиции.

Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П. Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические “данные”, имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть “скрыты” некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, “видеть” в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным “фактом” всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый “факт” из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая П. формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.

Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:

    Парадигма - это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;

    Парадигма - это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

    Парадигма - это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок.

Научная парадигма - понятие введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:

допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);

господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»);

кризис нормальной науки;

научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

Согласно Куну, парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе. К парадигме можно отнести, например, взгляды Аристотеля, ньютоновскую механику и тому подобные вещи.

«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, - все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования»

4. Способы реконструкции научной истории (Имре Лакатос)

    Индуктивизм

Каждая методология имеет свои особые эпистемологические и логические проблемы. Индуктивизм, например, должен надежно установить истинность “фактуальных” суждений и обоснованность индуктивных выводов. Некоторые философы столь озабочены решением своих эпистемологических и логических проблем, что так и не достигают того уровня, на котором их могла бы заинтересовать реальная история науки. Если действительная история не соответствует их стандартам, они, возможно, с отчаянной смелостью предложат начать заново все дело науки. Другие принимают то или иное сомнительное решение своих логических и эпистемологических проблем без доказательства и обращаются к рациональной реконструкции истории, не осознавая логико-эпистемологической слабости (или даже несостоятельности) своей методологии.

Индуктивистский критицизм, по существу, скептичен: он стремится показать, что суждение не доказано - то есть является псевдонаучным, -а не то, что оно ложно. Когда историк-индуктивист пишет предысторию некоторой научной дисциплины, ему весьма трудно в этом случае проводить свой критицизм. Поэтому период раннего средневековья - когда люди находились в плену “недоказанных идей” - он часто объясняет с помощью некоторых “внешних воздействий”, как это делает, например, социально-психологическая теория о сдерживающем влиянии на развитие науки католической церкви.

Историк-индуктивист признает только два вида подлинно научных открытий: суждения о твердо установленных фактах и индуктивные обобщения. Они, и только они, составляют, по его мнению, спинной хребет внутренней истории науки. Когда индуктивист описывает историю, он разыскивает только их - в этом состоит для него вся проблема. Лишь после того, как он найдет их, он начинает построение своей прекрасной пирамиды. Научные революции, согласно представлениям индуктивиста, заключаются в разоблачении иррациональных заблуждений, которые следует изгнать из истории науки и перевести в историю псевдонауки, в историю простых верований: в любой данной области подлинно научный прогресс, по его мнению, начинается с самой последней научной революции.

Существует радикальная ветвь индуктивизма, представители которой отказываются признавать любое внешнее влияние на науку -интеллектуальное, психологическое или социологическое. Признание такого влияния, считают они, приводит к недопустимому отходу от истины. Радикальные индуктивисты признают только тот отбор, который случайным образом производит ничем не отягощенный разум. Радикальный индуктивизм является особым видом радикального интернализма, согласно которому следует сразу же отказаться от признания научной теории (или фактуального суждения), как только установлено наличие некоторого внешнего влияния на это признание: доказательство внешнего влияния обесценивает теорию. Однако, поскольку внешние влияния существуют всегда, радикальный интернализм является утопией и в качестве теории рациональности разрушает сам себя.

Когда историк-индуктивист радикального толка сталкивается с проблемой объяснения того, почему некоторые великие ученые столь высоко оценивали метафизику и почему они считали свои открытия важными по тем причинам, которые с точки зрения индуктивизма являются весьма несущественными, то он относит эти проблемы “ложного сознания” к психопатологии, то есть к внешней истории.

    Конвенционализм

Конвенционализм допускает возможность построения любой системы классификации, которая объединяет факты в некоторое связное целое. Конвенционалист считает, что следует как можно дольше сохранять в неприкосновенности центр такой системы классификации: когда вторжение аномалий создает трудности, надо просто изменить или усложнить ее периферийные участки. Однако ни одну классифицирующую систему конвенционалист не рассматривает как достоверно истинную, а только как “истинную по соглашению” (или, может быть, даже как ни истинную, ни ложную). Представители революционных ветвей конвенционализма не считают обязательным придерживаться некоторой данной системы: любую систему можно отбросить, если она становится чрезмерно сложной и если открыта более простая система, заменяющая первую эпистемологически, и особенно логически этот вариант конвенционализма несравненно проще индуктивизма: он не нуждается в обоснованных индуктивных выводах. Подлинный прогресс науки, согласно конвенционализму, является кумулятивным и осуществляется на прочном фундаменте “доказанных” фактов изменения же на теоретическом уровне носят только инструментальный характер. Теоретический “прогресс” состоит лишь в достижении удобства (“простоты”), а не в росте истинного содержания Можно, конечно, распространить революционный конвенционализм и на уровень “фактуальных” суждений. В таком случае “фактуальные” суждения также будут приниматься на основе решения, а не на основе экспериментальных “доказательств”. Но если конвенционалист не хочет отказаться от той идеи, что рост “фактуальной” науки имеет некоторое отношение к объективной, фактуальной истине, то в этом случае он должен выдумать некий метафизический принцип, которому должны удовлетворять его правила научной игры. Если же он не сделает этого, ему не удастся избежать скептицизма или по крайней мере одной из радикальных форм инструментализма.

Революционный конвенционализм зародился как философия науки бергсонианства, девизом которой была свобода воли и творчества. Кодекс научной честности конвенционалиста менее строг, чем кодекс индуктивиста: он не налагает запрещения на недоказанные спекуляции и разрешает построение систем на основе любой фантастической идеи. Кроме того, конвенционализм не клеймит отброшенные системы как ненаучные: конвенционалист считает гораздо большую часть реальной истории науки рациональной (“внутренней”), чем индуктивист.

Для историка-конвенционалиста главными научными открытиями являются прежде всего изобретения новых и более простых классифицирующих систем. Поэтому он постоянно сравнивает такие системы в отношении их простоты: процесс усложнения научных классифицирующих систем и их революционная замена более простыми системами-вот что является основой внутренней истории науки в его понимании.

Конвенционалистская историография не может рационально объяснить, почему определенные факты в первую очередь подвергаются исследованию и почему определенные классифицирующие системы анализируются раньше, чем другие, в тот период, когда их сравнительные достоинства еще неясны. Таким образом, конвенционализм, подобно индуктивизму, совместим с различными дополнительными по отношению к нему “внешними” эмпирическими программами.

И наконец, историк-конвенционалист, как и его коллега индуктивист, часто сталкивается с проблемой “ложного сознания”. Например, согласно конвеннцианализму, великие ученые приходят к своим теориямм- “фактически” благодаря взлету своего воображения Однако почему же они так часто утверждают, будто выпели свои теории из фактов? Конвенционалнстская рациональная реконструкция истории науки часто отличается от реконструкции, производимой великими учеными: проблемы ложного сознания историк-конвенционалист просто передает “экстерналисту” .

    Методологический фальсификационизм

Современный фальсификационизм возник в результате логико-эпистемологической критики в адрес индуктивизма и конвенционализма дюгемовского толка. Критика позиции индуктивизма опиралась на то, что обе его фундаментальные предпосылки, а именно то, что фактуальные суждения могут быть “выведены” из фактов и что существуют обоснованные индуктивные (с увеличивающимся содержанием) выводы, сами являются недоказанными и даже явно ложными. Дюгем же был подвергнут критике на основании того, что предлагаемое им сравнение интуитивной простоты теорий является лишь делом субъективного вкуса и поэтому оно настолько двусмысленно, что не может быть положено в основу серьезной критики научных теорий. Новую - фальсификационистскую - методологию предложил Поппер в своей работе “Логика научного исследования” (1935). Эта методология представляет собой определенный вариант революционного конвенционализма: основная особенность фальсификационистской методологии состоит в том, что она разрешает принимать по соглашению фактуальные, пространственно-временные единичные “базисные утверждения”, а не пространственно-временные универсальные теории. Согласно фальсификационистскому кодексу научной честности, некоторая теория является научной только в том случае, если она может быть приведена в столкновение с каким-либо базисным утверждением, и теория должна быть устранена, если она противоречит принятому базисному утверждению. Поппер выдвинул также еще одно условие, которому должна удовлетворять теория для того, чтобы считаться научной: она должна предсказывать факты, которые являются новыми, то есть неожиданными с точки зрения предыдущего знания. Таким образом, выдвижение нефальсифицируемых теорий или ad hoc гипотез (которые не дают новых эмпирических предсказаний) противоречит попперовскому кодексу научной честности, так же как выдвижение недоказанных теорий противоречит кодексу научности (классического) индуктивизма.

Однако теории, дополняющие фальсификационизм, не обязаны ограничиваться рассмотрением только чисто интеллектуальных влияний. Следует подчеркнуть (вслед за Агасси), что фальсификационизм в не меньшей степени, чем индуктивизм, совместим с воззрениями о влиянии внешних факторов на научный прогресс. Единственное различие в этом отношении между индуктивизмом и фальсификационизмом состоит в том, что, в то время как для первого “внешняя” теория призвана объяснять открытие фактов, для второго она должна объяснять изобретение научных теорий, так как выбор фактов (то есть выбор “потенциальных фальсификаторов”) для фальсификациониста прежде всего детерминирован внутренне, то есть соответствующими теориями.

Для историка-фальсификациониста особую проблему представляет “ложное сознание” - “ложное”, конечно, с точки зрения его теории рациональности. Почему, например, некоторые ученые считают решающие эксперименты скорее позитивными и верифицирующими, чем негативными и фальсифицирующими? Для решения этих проблем именно фальсификационист Поппер разработал - лучше, чем кто-либо до него, - концепцию о расхождении объективного знания (в его “третьем мире”) с искаженными отображениями этого знания в индивидуальном сознании. Тем самым он открыл путь для проведения моего различения между внутренней и внешней историей.

    Методология научно исследовательских программ

Согласно моей методологической концепции, исследовательские программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивно) вытесняет другую. Эта методологическая концепция предлагает новый способ рациональной реконструкции науки. Выдвигаемую мною методологическую концепцию легче всего изложить, противопоставляя ее фальсификационизму и конвенционализму, у которых она заимствует существенные элементы.

У конвенционализма эта методология заимствует разрешение рационально принимать по соглашению не только пространственно-временные единичные “фактуальные утверждения”, но также и пространственно-временные универсальные теории, что дает нам важнейший ключ для понимания непрерывности роста науки. В соответствии с моей концепцией фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а “исследовательская программа”. Последняя включает в себя конвенционально принятое (и поэтому “неопровержимое”, согласно заранее избранному решению) “жесткое ядро” и “позитивную эвристику”, которая определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры - все это в соответствии с заранее разработанным планом. Ученый видит аномалии, но, поскольку его исследовательская программа выдерживает их натиск, он может свободно игнорировать их. Не аномалии, а позитивная эвристика его программы - вот что в первую очередь диктует ему выбор проблем. И лишь тогда, когда активная сила позитивной эвристики ослабевает, аномалиям может быть уделено большее внимание. В результате методология исследовательских программ может объяснить высокую степень автономности теоретической науки, чего не может сделать несвязанная цепь предположений и опровержений наивного фальсификациониста. То, что для Поппера, Уоткинса и Агасси выступает как внешнее, метафизическое влияние на науку, здесь превращается во внутреннее - в “жесткое ядро” программы.

Необходимо указать на то, что методология научно-исследовательских программ является гораздо более зубастой, чем конвенционализм Дюгема: вместо того чтобы отдавать решение вопроса, когда следует отказаться от некоторой “структуры”, на суд неясного дюгемовского здравого смысла, я ввожу некоторые жесткие попперовские элементы в оценку того, прогрессирует ли некоторая программа или регрессирует и вытесняет ли одна программа другую, то есть я даю критерии прогресса и регресса программ, а также правила устранения исследовательских программ в целом. Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты (“прогрессивный сдвиг проблем”); программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой (“регрессивный сдвиг проблем”). Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она “вытесняет” ее и эта конкурирующая программа может быть устранена (или, если угодно, “отложена).

(В рамках исследовательской программы некоторая теория может быть устранена только лучшей теорией, то есть такой теорией, которая обладает большим эмпирическим содержанием, чем ее предшественница, и часть этого содержания впоследствии подтверждается. Для такого замещения одной теории лучшей первая теория не обязательно должна быть “фальсифицирована” в попперовском смысле этого термина. Таким образом, научный прогресс выражается скорее в осуществлении верификации дополнительного содержания теории, чем в обнаружении фальсифицирующих примеров. Эмпирическая “фальсификация” и реальный “отказ” от теории становятся независимыми событиями. До модификации теории мы никогда не знаем, как бы она могла быть “опровергнута”, и некоторые из наиболее интересных модификаций обусловлены “позитивной эвристикой” исследовательской программы, а не аномалиями. Одно только это различие имеет важные следствия и приводит к рациональной реконструкции изменений в науке, совершенно отличной от реконструкции, предложенной Поппером.)

Подобно любой другой методологической концепции, методология научно-исследовательских программ выдвигает свою историографическую исследовательскую программу. Историк, руководствующийся этой программой, будет отыскивать в истории конкурирующие исследовательские программы, прогрессивные и регрессивные сдвиги проблем. Там, где историк дюгемовского толка видит революцию единственно в простоте теории (как, например, в случае революции Коперника-), он будет находить длительный процесс вытеснения прогрессивной программой программы регрессирующей. Там, где фальсификационист видит решающий негативный эксперимент, он будет “предсказывать”, что ничего подобного не было, что за спиной любого якобы решающего эксперимента, за каждым видимым столкновением между теорией и экспериментом стоит скрытая война на истощение между двумя исследовательскими программами, И только позднее - в фальсификационистской реконструкции - исход этой войны может быть связан с проведением некоторого “решающего эксперимента”.

Подобно любой другой теории научной рациональности, методология исследовательских программ должна быть дополнена эмпирической внешней историей. Никакая теория рациональности никогда не сможет дать ответ на вопросы о том, почему определенные научные школы в генетике отличаются друг от друга или вследствие каких причин зарубежная экономическая помощь стала весьма непопулярной в англосаксонских странах в 60-х годах нашего столетия. Более того, для объяснения различной скорости развития разных исследовательских программ мы можем быть вынужденными обратиться к внешней истории. Рациональная реконструкция науки (в том смысле, в котором я употребляю этот термин) не может быть исчерпывающей в силу: того, что люди не являются полностью рациональными. существами, и даже тогда, когда они действуют рационально, они могут иметь ложные теории относительно собственных рациональных действий.

Большинство историков до сих пор стремится рассматривать решение некоторых важных проблем истории науки как монополию экстерналистов. Одной из них является проблема весьма частых одновременных научных открытий. То, что считается “открытием”, и в частности великим открытием, зависит от принятой методологии. Для индуктивиста наиболее важными открытиями являются открытия фактов, и, действительно, такие открытия часто совершаются одновременно нескольким учеными. Для фальсификациониста великое открытие состоит скорее в открытии некоторой теории, нежели в открытии факта. Как только теория открыта (или, скорее, изобретена), она становится общественным достоянием, и нет ничего удивительного в том, что несколько людей одновременно будут проверять ее и одновременно сделают (второстепенные) фактуальные открытия. Таким образом, ставшая известной теория выступает как призыв к созданию независимо проверяемых объяснений более высокого уровня. Например, если уже известны эллипсы Кеплера и элементарная динамика Галилея, то одновременное “открытие” закона обратной квадратичной зависимости не вызовет большого удивления: поскольку проблемная ситуация известна, одновременные решения можно объяснить исходя из чисто внутренних оснований. Однако открытие новой проблемы нельзя объяснить столь же легко. Если историю науки понимают как историю конкурирующих исследовательских программ, то большинство одновременных открытий - теоретических или фактуальных - объясняются тем, что исследовательские программы являются общим достоянием и в различных уголках мира многие люди работают по этим программам, не подозревая о существовании друг друга. Однако действительно новые, главные, революционные открытия редко происходят одновременно. Некоторые якобы одновременные открытия новых программ лишь кажутся одновременными благодаря ложной ретроспекции: в действительности это разные открытия, только позднее совмещенные в одно.

    Внутренняя и внешняя история

Так, внутренняя история для индуктивизма состоит из признанных открытий несомненных фактов и так называемых индуктивных обобщений. Внутренняя история для конвенционализма складывается из фактуальных открытий, создания классифицирующих систем и их замены более простыми системами. Внутренняя история для фальсификационизма характеризуется обилием смелых предположений, теоретических улучшений, имеющих всегда большее содержание, чем их предшественники, и прежде всего - наличием триумфальных “негативных решающих экспериментов”. И наконец, методология исследовательских программ говорит о длительном теоретическом и эмпирическом соперничестве главных исследовательских программ, прогрессивных и регрессивных сдвигах проблем и о постепенно выявляющейся победе одной программы над другой.

Каждая рациональная реконструкция создает некоторую характерную для нее модель рационального роста научного знания. Однако все эти нормативные реконструкции должны дополняться эмпирическими теориями внешней истории для того, чтобы объяснить оставшиеся нерациональные факторы. Подлинная история науки всегда богаче ее рациональных реконструкций. Однако рациональная реконструкция, или внутренняя история, является первичной, а внешняя история - лишь вторичной, так как наиболее важные проблемы внешней истории определяются внутренней историей. Внешняя история либо дает нерациональное объяснение темпов локализации, выделения и т. п. исторических событий, интерпретированных на основе внутренней истории, либо - если зафиксированная история значительно отличается от своей рациональной реконструкции - она дает эмпирическое объяснение этого отличия. Однако рациональный аспект роста науки целиком объясняется некоторой логикой научного исследования.

Какую бы проблему ни хотел решить историк науки, он прежде всего должен реконструировать интересующий его участок роста объективного научного знания, то есть важную для него часть “внутренней истории”. Как было показано ранее, решение вопроса о том, что составляет для него внутреннюю историю, зависит от его философских установок - неважно, осознает он этот факт или нет. Большинство теорий роста знания являются теориями роста безличностного знания. Является ли некоторый эксперимент решающим или нет, обладает ли гипотеза высокой степенью вероятности в свете имеющихся свидетельств или нет, выступает ли сдвиг проблемы прогрессивным или не является таковым - все это ни в малейшей степени не зависит от мнения ученых, от личностных факторов или от авторитета. Для любой внутренней истории субъективные факторы не представляют интереса. “Историк-интерналист”, анализирующий, например, программу Проута, должен зафиксировать ее жесткое ядро (то, что атомные веса чистых химических элементов являются целыми числами) и ее позитивную эвристику (заключающуюся в том, чтобы ниспровергнуть и заменить ошибочные теории того времени, используемые при измерениях атомных весов). Исторически эта программа была осуществлена.

Историк-интерналист” не будет понапрасну тратить время на обсуждение мнения Проута о том, что если бы “экспериментальная техника” его времени применялась “аккуратно” и экспериментальные результаты интерпретировались правильно, то аномалии тотчас бы оказались лишь простыми иллюзиями. “Историк-интерналист” будет рассматривать этот исторический факт как факт “второго мира”, являющийся только искажением своего аналога в “третьем мире”. Почему возникают такие искажения - это не его дело, в примечаниях он может передать на рассмотрение экстерна-листа проблему выяснения того, почему некоторые ученые имеют “ложные мнения” о том, что они делают.

Таким образом, в построении внутренней истории историк науки в высшей степени разборчив: он будет пренебрегать всем, что является иррациональным в свете его теории рациональности. Однако этот нормативный отбор еще не дает полной рациональной реконструкции. Так, например, сам Проут никогда не формулировал <проутианскую программу”: проутианская программа не есть программа Проута. Не только “внутренний” успех или “внутреннее” поражение некоторой программы, но часто даже ее содержание можно установить только ретроспективно. Внутренняя история представляет собой не только выбор методологически интерпретированных фактов, иногда она дает их радикально улучшенный вариант. Это можно проиллюстрировать на примере программы Бора. В 1913 году Бор не мог даже думать о возможности существования спина электрона. То, чем он располагал в тот период, было более чем достаточно и без спина. Тем не менее историк, ретроспективно описывающий боровскую программу, мог бы включить в нее спин электрона, так как это понятие естественно включается в первоначальный набросок его программы. Бор мог сослаться на него в 1913 году. Почему он не сделал этого - интересная проблема, достойная специального исследования. (Такого рода проблемы могут быть решены либо внутренне - посредством указания на рациональные основания в росте объективного, внеличностного знания, либо внешне - указанием на психологические причины в развитии личных убеждений самого Бора.)

Один из способов фиксации расхождений между реальной историей и ее рациональной реконструкцией состоит в том, чтобы изложить внутреннюю историю в основном тексте, а в примечаниях указать, как “неправильно вела себя” реальная история в свете ее рациональной реконструкции.

В последнее время объемистые работы были посвящены вопросу о том, является ли современная наука чисто европейским явлением, и если да, то почему это так. Однако такие исследования обречены на блуждание в потемках до тех пор, пока понятие “наука” не получит ясного определения в рамках некоторой нормативной философии науки. Одна из наиболее интересных проблем внешней истории состоит в том, чтобы уточнить психологические и, конечно, социальные условия, необходимые (но, конечно, всегда недостаточные) для научного прогресса, однако в самой формулировке этой “внешней” проблемы должна принимать участие некоторая методологическая теория, некоторое определение науки. История науки есть история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то проблема оценки конкурирующих логик научного исследования и, следовательно, конкурирующих реконструкций истории - проблема, на которую до сего времени не обращали внимания,-приобретает первостепенное значение.