Боевая машина тунгуска. Тунгуска

В состав зенитно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» входят шесть самоходных установок 2с6 с одноименным названием. Эти военно-транспортные средства ПВО служат для обеспечения прикрытия танковых и мотострелковых подразделений и, сопровождающие их, пехотные части во время боевых действий и передислокации. Зенитная самоходная установка 2с6 осуществляет противовоздушную оборону, уничтожая низколетящие цели: самолеты штурмового назначения, крылатые ракеты, беспилотники, а также, зависшие в воздухе, вертолеты противника. Одновременно самоходная установка может поражать живую силу противоборствующей стороны на земле и на воде и легкобронированную технику соперника.

История создания

Предшественником «Тунгуски» была ЗСУ 23-4 «Шилка». Она зарекомендовала себя эффективным средством ПВО, в частности, в ходе арабо-израильского военного конфликта в семидесятых годах. Однако, время и новые разработки военной техники требовали более активного противодействия нападению соперника.

Проектирование новой СУ было поручено тульскому КБ приборостроения, а выпуск – Ульяновскому механическому заводу. Также в ее появлении принимало участие большое количество известных в Советском Союзе предприятий: минский тракторный, ленинградское ЛОМО (оптика) и т. д. В целом на создание ушло двенадцать лет и к 1982 году образец новой ЗСУ2с6 «Тунгуска» был готов. Она сразу поступила на «службу» в СА.

Свое название самоходка получила в честь притока реки Амура. В классификации NATO обозначается как SA-19 Grison.

class="eliadunit">

Технические характеристики шасси 2с6

  • Экипаж «Тунгуски» состоит из 4-х человек: командира, наводчика, оператора и водителя.
  • Габариты «Тунгуски»: 7880 х 3400 мм. Высота 2с6 на марше – 3356 мм, в боевых условиях – 4021мм, масса – 34 800 кг.
  • Установка перемещается на гусеничном шасси ГМ-352. В зависимости от дорожных условий расстояние дорожного просвета регулируется в диапазоне от 180 до 580 мм.
  • Мощность мотора 760 л. с. позволяет «Тунгуске» перемещаться по бездорожью. Скорость передвижения
    • по асфальтовому покрытию 65 км/час
    • грунтовым дорогам 40 км/час,
    • на бездорожье 10 км/час.
  • ЗСУ 2с6 может преодолеть без дополнительной заправки 500 км.

Вооружение

  • Самоходная установка может производить стрельбу из двух двуствольных малокалиберных башенных орудий нарезного типа 2 х 30 мм и при помощи зенитных управляемых ракет в количестве 8-и единиц.
  • ЗСУ 2с6 обладает хорошим быстродействием. Она способна полностью перезарядиться за 16 минут. Стрельбу из орудий установка может вести с места и во время движения, запуск ЗУР производится только после полной остановки. Расстояние, на котором они могут «достать» противника – от 2 500 до 10 000 м. Скорость их полета – 900 м/сек. Боекомплект ЗУР 9М311 расположен по бокам башни.
  • Два орудия 2А38М имеют возможность вести огонь фугасными, осколочными и бронебойными трассирующими снарядами. В арсенал входит 1904 таких единиц. Стволы пушек могут подниматься на угол от -6 до +80. Интенсивность ведения огня – 5 000 выстрелов в минуту. «Тунгуска» способна уничтожить противника на высоте 3 000 м, минимальная дистанция снаряда от земли при выстреле – 10 метров.
  • Прицельно-оптическое устройство оснащено прогрессивной системой наведения и стабилизации, что позволяет иметь хорошие характеристики по стрельбам. Высокотехнологичное электронное оборудование, установленное на управляемых ракетах позволяет с большей доли вероятности поражать цели, защищенные оптическими помехами.
  • На передней части башни установлена радиолокатор сопровождения, на задней – система захвата и целевого определения. Диапазон работы РЛС – 18 км, расстояние контролирования противника – 16 км.
  • Самоходка способна определить принадлежность увиденной цели к тому или иному государству при помощи встроенной системы запросов.

Отличительные особенности «Тунгуски»

Эта самоходная установка эффективно используется в настоящее время и является одной из лучших в своем классе. Она обладает следующими отличительными качествами.

  • Высокая мобильность. Способность быстро реагировать на изменение ситуации на поле боя.
  • Возможность вести огонь в различном состоянии: на ходу и во время остановки.
  • Действовать в составе общей группы и автономно.
  • «Равнодушие» к различным погодным и дорожным условиям.
  • Многофункциональность. Одновременно вести разведочные действия, защищать огнем свои механизированные подразделения и личный состав, уничтожать технику противника и живую силу.

В настоящее время ЗСУ 2с6 находится на вооружении в армиях Индии, Марокко, Белоруссии, Сирии.

class="eliadunit">

История создания

Разработка комплекса "Тунгуска" была поручена Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов) в кооперации с другими организациями оборонных отраслей промышленности Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июня 1970 г. и первоначально предусматривала создание новой пушечной зенитной самоходной установки (ЗСУ) на смену известной "Шилке" (ЗСУ-23-4).

Несмотря на успешное применение "Шилки" в войнах на Ближнем Востоке, в ходе этих боевых действий выявились и ее недостатки - малая досягаемость по целям (не более 2 км по дальности), неудовлетворительное могущество снарядов, а также пропуски воздушных целей необстрелянными из-за невозможности своевременного обнаружения.

Была проработана целесообразность увеличения калибра автоматических зенитных пушек. Проведенные экспериментальные исследования показали, что переход от снаряда калибра 23 мм на снаряд калибра 30 мм с двух-трехкратным увеличением массы взрывчатого вещества позволяет в 2-3 раза уменьшить необходимое число попаданий для поражения самолета. Сравни-тельные расчеты боевой эффективности ЗСУ-23-4 и гипотетической ЗСУ-30-4 при стрельбе по истребителю МиГ-17, летящему со скоростью 300 м/с, показали, что при одинаковой массе расходуемого боекомплекта вероятность поражения возрастает примерно в полтора раза, досягаемость по высоте - с 2000 до 4000 м. С увеличением калибра пушек увеличивается и эффективность стрельбы по наземным целям, расширяются возможности использова-ния в ЗСУ снарядов кумулятивного действия для поражения легкобронированных целей типа боевых машин пехоты и др.

Переход с калибра автоматических зенитных пушек 23 мм на 30 мм практически не сказывался на обеспечиваемом темпе стрельбы, но при дальнейшем увеличении калибра обеспечить высокую скорострельность было технически невозможно.

ЗСУ "Шилка" обладала очень ограниченными поисковыми возможностями, обеспечиваемыми ее РЛС сопровождения целей в секторе 15…40 град. по азимуту с одновременным изменением угла места в пределах 7 град. от установленного направления оси антенны.

Высокая эффективность стрельбы ЗСУ-23-4 достигалась лишь при получении предварительного целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12 (ПУ-12М), который, в свою очередь, использовал данные, поступающие от пункта управления начальника ПВО дивизии, имевшего РЛС кругового обзора типа П-15 (П-19). Только после этого РЛС ЗСУ-23-4 успешно производила поиск целей. При отсутствии целеуказаний РЛС ЗСУ могла осуществлять автономный круговой поиск, но эффективность обнаружения воздушных целей при этом оказывалась менее 20%.

В 3 НИИ МО было определено, что для обеспечения боевой автономной работы перспективной ЗСУ и высокой эффективности стрельбы в ее составе должна быть собственная РЛС кругового обзора с дальностью действия 16-18 км (при среднеквадратической ошибке измерения дальности не более 30 м), а сектор обзора этой РЛС в вертикальной плоскости должен быть не менее 20 град.

Однако, целесообразность разработки зенитного пушечно-ракетного комплекса вызвала большие сомнения в аппарате министра обороны СССР А.А. Гречко. Основанием для таких сомнений и даже прекращения финансирования дальнейшей разработки ЗСУ "Тунгуска" (в период 1975-1977 гг.) было то, что принятый на вооружение в 1975 г. ЗРК "Оса-АК" имел близкую по размерам зону поражения самолетов по дальности (до 10 км) и большие, чем у ЗСУ "Тунгуска", размеры зоны поражения самолетов высоте (0,025-5 км), а также примерно одинаковые характеристики эффективности поражения самолетов.

Но при этом не учитывалась специфика вооружения полкового дивизиона ПВО, для которого предназначалась ЗСУ, а также то, что при борьбе с вертолетами ЗРК "Оса-АК" существенно уступал ЗСУ "Тунгуска", так как имел значительно большее работное время - более 30 с против 8-10 с у ЗСУ "Тунгуска". Малое время реакции ЗСУ "Тунгуска" обеспечивало успешную борьбу с кратковременно появляющимися ("подскакивающими") или с внезапно вылетающими из-за складок местности вертолетами и другими низколетящими целями, чего не мог обеспечить ЗРК "Оса-АК".

В войне во Вьетнаме американцы впервые применили вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Стало известно, что оказались успешными 89 из 91 захода вертолетов с ПТУР в атаки на объекты бронетехники, огневые позиции артиллерии и другие наземные цели.

Исходя из этого боевого опыта в каждой дивизии США были созданы специальные вертолетные подразделения для борьбы с бронетанковой техникой. Группа вертолетов огневой поддержки совместно с вертолетом-разведчиком занимала укрытую в складках местности позиции в 3-5 км от линии боевого соприкосновения войск. При подходе к ней танков вертолеты "подскакивали" вверх на 15-25 м, поражали танки с помощью ПТУР, а затем быстро скрывались В таких условиях танки оказывались совсем беззащитными, а вертолеты - безнаказанными.

Решением Правительства в 1973 году была поставлена специальная комплексная НИР "Запруда" по изысканию путей защиты Сухопутных войск, а особенно - наступающих танков и других объектов бронетехники от ударов вертолетов противника. Головным исполнителем этой НИР был определен 3 НИИ МО (научный руководитель работы - С.И. Петухов). В ходе выполнения НИР на территории Донгузского полигона (начальник полигона О.К. Дмитриев) было проведено опытное учение с боевыми стрельбами различных видов оружия Сухопутных войск по вертолетам-мишеням.

В результате проведенной НИР было определено, что средства разведки и поражения, имеющиеся у современных танков, как и в целом вооружение, используемое для поражения наземных целей в мотострелковых, танковых и артиллерийских формированиях, не способно поражать вертолеты в воздухе. ЗРК "Оса" могут осуществлять надежное прикрытие наступающих танковых подразделений от ударов самолетов, но они не способны обеспечить защиту танков от вертолетов. Позиции этих ЗРК будут находится на удалении до 5-7 км от позиций вертолетов, которые при атаке танков будут "подскакивать", зависая в воздухе не более 20-30 с. По суммарному времени реакции комплекса и полета ЗУР до рубежа расположения вертолетов ЗРК "Оса" и "Оса-АК" не могли поразить вертолет. ЗРК "Стрела-2" , "Стрела-1" и ЗСУ "Шилка" по своим боевым возможностям также были не способны вести борьбу с вертолетами огневой поддержки при подобной тактике их боевого применения.

Единственным зенитным средством, способным вести эффективную борьбу с зависающими вертолетами, могла быть ЗСУ "Тунгуска", обладающая возможностью сопровождать танки в составе их боевых порядков, имевшая достаточную дальнюю границу зоны поражения (4-8 км) и малое работное время (8-10 с).

Результаты НИР "Запруда" и других дополнительных исследований, проведенных в 3 НИИ МО по этой проблеме, позволили добиться открытия финансирования дальнейшей разработки ЗСУ "Тунгуска".

Доказали, что данный комплекс в состоянии вести эффективную борьбу не только с низколетящим воздушным целями (в особенности в сложной помеховой обстановке), но также и с наземным противником. Несмотря на это «Шилка» обладала малой эффективной зоной поражения целей, а также низким поражающим действием боеприпасов. Также данный комплекс не обеспечивал своевременного обстрела воздушных целей, в особенности при ведении разведки в автономном режиме. Как результат – военные потребовали от промышленности разработать новую зенитную самоходную установку, которой стала «Тунгуска».

Низкое поражающее действие боеприпасов и малую эффективную зону поражения решили исправить, увеличив калибр автоматических пушек до 30-мм. Остановились именно на этом варианте, так как дальнейший рост калибра снарядов не обеспечивал технических возможностей для поддержания высокого темпа стрельбы. Комплекс «Тунгуска» предназначен для обеспечения противовоздушной обороны подразделений танковых и мотострелковых войск от ударов армейской и тактической авиации, вертолетов огневой поддержки, БПЛА, а также для уничтожения наземных легкобронированных целей и живой силы противника.

Боевые возможности комплекса позволяют решать задачи непосредственного прикрытия войск и отдельных объектов в оборонительном и наступательном бою, во время марша и при расположении на месте от ударов систем воздушного нападения противника с предельно малых, малых и частично средних высот. Комплекс в состоянии уверено решать боевые задачи в любых климатических условиях. В состав комплекса ПВО «Тунгуска-М» включается боевая машина – 2С6, заряжающая машина, автоматизированная контрольно-испытательная станция, а также средства технического обслуживания и ремонта.

В качестве самоходной базы для нового комплекса было выбрано гусеничное шасси ГМ-352, унифицированное с ЗРК «Тор». Данное шасси имеет регулируемый клиренс и обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе – 65 км/ч. Использование гидропневматической подвески и гидромеханической трансмиссии обеспечивает «Тунгуске» хорошую маневренность, высокую проходимость и, что особенно важно, плавность хода.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска» стал 1-м в мире уникальным многоцелевым зенитным комплексом двойного назначения. Он был создан на 8 лет раньше зарубежного многоцелевого комплекса «Адатс». По сравнению с другими комплексами ПВО ближнего радиуса действия (как иностранного, так и отечественного производства) он в наибольшей степени отвечает критерию «стоимость-эффективность».

Основным оружием комплекса является ракета 9М311. Эта бикалиберная твердотопливная двухступенчатая ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащается осколочно-стержневой боевой частью и контактным и неконтактным взрывателями. ЗУР обладает очень высокой маневренностью (выдерживает перегрузку до 18g), что позволяет уничтожать маневренные и скоростные цели. Наведение зенитных ракет на цель – радиокомандное.

Ракета поставляется в войска в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) в снаряженном состоянии и не требует проведения какого-либо технического обслуживания в течение 10 лет. Боезапас ракет пополняется при помощи транспортно-заряжающей машины. ТПК обладает малым весом – до 55 кг, что позволяет заряжать ЗУР на ПУ вручную.

В башенной установке ЗПРК «Тунгуска-М» располагаются информационные оптико-электронные и радиолокационные средства, цифровая вычислительная система, пульты управления членов боевого расчета, средства связи. Для защиты экипажа «Тунгуска» оборудована специальными средствами защиты от оружия массового поражения и создания внутри установки нормальных условий обитания.

Артиллерийское вооружение комплекса представлено двумя двуствольными зенитными автоматами 2А38М, работающими в связке с СУО. Двуствольная схема автоматического оружия позволяет вести стрельбу в интенсивном режиме со скорострельностью до 5000 выстр/мин. Питание пушек – ленточное. Патронная лента пушек снаряжается 30-мм унифицированными боеприпасами при помощи специальной набивной машинки.

К середине 1990-х годов ЗПРК «Тунгуска» был модернизирован, новый комплекс получил обозначение «Тунгуска-М». Основным изменением стало введение в состав комплекса новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом «Ранжир» и командирским пунктом ППРУ-1М. Помимо этого на машине был заменен газотурбинный двигатель, новый двигатель получил увеличенный ресурс работы (сразу в 2 раза – с 300 до 600 часов).

Следующая модификация комплекса получила обозначение «Тунгуска-М1», и была принята на вооружение в 2003 году. В данной модификации были автоматизированы процессы наведения зенитных ракет и обмена информацией с батарейным командирским пунктом «Ранжир». В самой ракете 9М311М лазерный неконтактный датчик цели уступил место радиолокационному, что увеличило вероятность уничтожения ракет типа ALCM. Вместо трассера была смонтирована импульсная лампа. Дальность поражения ЗУР увеличилась до 10 км. В целом же уровень боевой эффективность ЗПРК «Тунгуска-М1» в условиях помех вырос в 1,3-1,5 раза по сравнению с предшественником.

Тактико-технические характеристики ЗПРК «Тунгуска-М1»:
Зона поражения целей ЗУР/пушками:
— по дальности 2,5-10/0,2-4 км
— по высоте 0,015-3,5/0-3 км
Максимальная скорость поражаемых целей – до 500 м/с.
Время реакции комплекса – до 10 с.
Боекомплект, ЗУР/снарядов – 8/1904
Скорострельность пушек 2А38М – до 5000 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда – 960 м/с.
Масса ЗУР/с контейнером – 42/55 кг.
Масса боевой части – 9 кг.
Вертикальный угол обстрела из пушек: -10 — +87 градусов
Масса ЗПРК в боевом положении – 34 т.
Время развертывания комплекса – до 5 мин.
Максимальная скорость движения по шоссе – до 65 км/ч.

ЗРАК «Кортик» 3М87 (экспортное обозначение «Каштан») – это универсальный всепогодный корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия, основным предназначением которого является самооборона надводных кораблей и вспомогательных судов от ударов различных воздушных целей с малых и предельно малых высот. Данный комплекс по наличию артиллерийского и ракетного вооружения, объединенных общей системой управления огнем, не имеет мировых аналогов. Комплекс был создан на основе сухопутной разработки «Тунгуска-М».

Особенностью данного комплекса является применение 2-х типов вооружений, которые обеспечивают последовательный обстрел воздушных целей ракетами, а также артиллерийским огнем на удалении в 8000-1500 метров и 1500-500 метров от корабля соответственно. Общий боевой потенциал данного комплекса в 2-4 раза превосходит обычный зенитный артиллерийский комплекс. С появлением новых перспективных целей данная разница будет лишь расти.

Модульное построение данного комплекса позволяет монтировать его на кораблях разного водоизмещения (от небольших ракетных катеров до авианосцев), а также наземных объектах. В совокупности с использованием интегрированной системы управления ЗРАК гарантирует высокую боевую живучесть. ЗРАК «Кортик» может одинаково успешно использоваться для поражения воздушных, надводных и наземных целей. Используемое на комплексе ракетно-пушечное вооружение отличается высокой точностью, что обусловлено его компактным расположением в единой башенной установке, а также наличием современной СУО, телевизионно-оптического и радиолокационного каналов наведения с высокими точностными характеристиками.

Совместная обработка сигналов каналов сопровождения цели и ракеты, а также автоматический подбор оптимального режима боевой работы обеспечивают ЗРАК очень высокую помехозащищенность в условиях применения противником разного рода радиоэлектронных помех.

Комплекс обладает полной автоматизацией боевой работы, что позволяет ему вести огонь одновременно по 6 целям в минуту и обеспечивает кораблю высокую степень защиты от ударов высокоточного оружия (противокорабельные ракеты, управляемы авиабомбы и т.д.), а также низколетящих малоразмерных целей. По своей боевой эффективности ЗРАК «Кортик» в 1,5-2 раза превосходит иностранный комплекс «Кроталь-Наваль» и в 2,5-4 раза «Голкипер».

В состав ЗРАК «Кортик» входят боевой и командный модули, 30-мм выстрелы, ракеты с системой хранения и перезаряжания, береговые средства технического обслуживания, а также учебно-тренировочные средства. Командный модуль ЗРАК, оснащенный трехкоординатной РЛС и системой обработки информации, используется для обнаружения разного рода целей, а также их распределения с выдачей данных целеуказания боевым модулям.

Боевой модуль 3М87 (включает в себя 2 шестиствольных 30-мм зенитных автомата, а также ЗУР 9М311-1 в транспортно-пусковых контейнерах, СУО с телевизионно-оптическим и радиолокационным каналами). Артустановки комплекса обеспечивают скорострельность до 10 000 выстрелов в минуту. Один такой модуль может одновременно обстрелять до 3-4 целей и обеспечить защиту небольшому кораблю от атак воздушного противника при малой плотности средств воздушного нападения в налете.

На кораблях большого водоизмещения для отражения ударов высокой интенсивности с каждого борта может быть установлено 2 и более модулей ЗРАК «Кортик». Их число, наряду с водоизмещением судна, определяется также возможностями системы управления и может доходить до 6 штук (на ТАРКР «Петр Великий» используется 6 ЗРАК «Кортик»). Боевой модуль, по желанию заказчика, может быть выполнен только в артиллерийском варианте.

Система управления огнем обеспечивает комплексу получение данных целеуказания боевым модулем, выработку данных для наведения оружия на обстреливаемые цели, автоматическое сопровождение целей. Радиолокационный канал комплекса работает в миллиметровом диапазоне волн, а также обладает узкой диаграммой направленности, что обеспечивает ему достаточно высокую точность (2-3 м) наведения ЗУР на низколетящие ПКР без ограничений по высоте их полета. При использовании телевизионно-оптического канала с корреляционно-контрастным методом обработки сигналов и с устройством автоматического сопровождения цели возможно наведение зенитных ракет на цель с точностью до 1 метра на любой высоте полета цели.

Комплекс использует ЗУР 9М311. Это твердотопливная двухступенчатая ракета, которая спроектирована по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета предназначена для поражения вертолетов, самолетов и крылатых ракет в условиях их оптической видимости в пространственном секторе шириной в 350 метров (вправо и влево) от боевого модуля на удалении до 8-10 километров.

В полете управление ракетой производится радиокомандной системой наведения в полуавтоматическом режиме с автоматическим выводом ракеты на линию визирования или с ручным сопровождением цели. Средняя скорость ЗУР доходит до 650 м/с, при этом зенитная ракета может маневрировать с перегрузками до 18g.

В настоящее время ракета 9М311 является единственной российской разработкой, которая оснащается осколочно-стержневой боевой частью, неконтактным (лазерным) и контактным взрывателями. Неконтактный взрыватель взводится на удалении до 1 км. от цели и обеспечивает надежный подрыв БЧ ракеты при ее пролете на удалении до 5 метров от цели. Во время стрельбы по надводным или наземным целям неконтактный взрыватель отключается.

Для увеличения эффективности поражения воздушных целей стержни (длиной до 600 мм и диаметром 4-9 мм) сверху покрыты специальной «рубашкой», на которой содержаться готовые поражающие элементы, выполненные в виде кубиков (массой 2-3 гр. каждый). В момент подрыва боевой части ЗУР из осколков и стержней образуется некое подобие кольца радиусом до 5 метров в плоскости, которая перпендикулярна оси ракеты. На расстоянии более 5 метров их действие является малоэффективным.

Ракеты комплекса «Кортик» помещаются в ТПК, который унифицирован с ЗУР войскового комплекса ПВО «Тунгуска-М». Ракеты собираются в 2 блока по 4 ЗУР в каждом. Они смонтированы на поворотной части боевого модуля комплекса. Боекомплект каждого модуля состоит из 8 ЗУР. При этом система перезаряжания и хранения обеспечивает хранение еще 32 ракет в контейнерах, их хранение в погребе, а также подъем ракет и заряжание ПУ.



Появившаяся в 1990 году комплексная система ПВО 2С6 «Тунгуска» была разработана для замены очень хорошо себя зарекомендовавшей ЗСУ 23 4 «Шилка». «Тунгуска», в отличие от нее, имеет пушки калибра 30 мм, а так же самонаводящиеся ракеты «земля-воздух» 9М311 (СА-19 Grison). В обеих системах используется общая система РЛС. 2С6 была разработана для того чтобы обеспечивать противовоздушную оборону, в том числе и от вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, мотострелковых и танковых частей и подразделений. «Тунгуска» представляет собой легкобронированную, гусеничную машину с вращающейся на 360° башней. Она базируется на шасси ГМ-352М. Корпус машины включает в себя отделение механика-водителя, турбо-дизельный двигатель и турбину мощностью 67 л.с., трансмиссию, электрооборудование, систему электро обеспечения, гироскопическое оборудование, гидравлический привод механизма поворота башни, систему внутренней связи, системы РХБ защиты, жизнеобеспечения, пожаротушения и оптические приборы.
Система РЛС включает в себя отдельный радиолокатор сопровождения, установленный на лобовой части башни, и радиолокатор захвата и определения цели, установленный на тыльной ее части. Информация, полученная РЛС, передается в цифровое вычислительное устройство, которое осуществляет управление вооружением. Дальность работы РЛС составляет 18 км, дальность сопровождения цели - 16 км.

Восемь ракет класса «земля-воздух» находятся в специальных контейнерах с каждой стороны башни. Полное перезаряжение установки (боеприпасов к пушечному вооружению и ракет) занимает 16 мин. Две дополнительные ракеты также могут размещаться внутри боевой машины. Это вооружение имеет полуавтоматическое управление РЛС и наведения. На ракеты установлены 9-килограммовые осколочно-фугасные боеголовки. Скорость ракет составляет 900 м/с, 9М311 способна поражать цели, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности от 2500 до 10000 м.
Угол вертикального наведения двух 30-мм автоматических пушек 2А38М (такие же используются на БМП 2 и вертолете Ка-50) составляет от -6 до +80°. Боекомплект состоит из 1904 бронебойных трассирующих, осколочных трассирующих и фугасных трассирующих снарядов. Темп стрельбы составляет 5000 выстрелов в минуту «Тунгуска» способна вести эффективный пушечный огонь по воздушным целям на дальности от 200 до 4000 м, пушки способны также поражать наземные цели. Максимальная высота цели при ведении эффективного огня составляет 3000 м, минимальная высота - Юм. Пушки способны поражать цель, двигающуюся со скоростью до 700 м/с, а комплекс в целом - поражать цели, двигающиеся со скоростью 500 м/ с. В настоящее время «Тунгуска» состоит на вооружении ВС России, Беларуси и Индии.


На карте нашей Родины Тунгуска — это левый приток Амура, образованный слиянием Урми и Кур. За сотни километров от Тунгуски в могучую дальневосточную артерию вливается Шилка. В честь этой реки была названа советская зенитная самоходная установка. Через десятилетия конструкторы и военные, подчеркивая преемственность, присвоили имя «Тунгуска» боевой машине следующего поколения.

Войсковой зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) 2К22 «Тунгуска» сегодня широко известен в мире и состоит на вооружении сухопутных войск России и ряда зарубежных стран. Появление именно такой боевой машины — результат реальной оценки возможностей существующих средств ПВО и всестороннего изучения опыта их применения в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX столетия.
ЗПРК «Тунгуска», по классификации США (НАТО) SA-19 (Grison), был создан как средство ПВО непосредственного прикрытия танковых и мотострелковых войсковых формирований (полков, бригад) от ударов, в первую очередь, низколетящих самолетов и вертолетов противника. Кроме того, комплекс может вести эффективную борьбу с современными крылатыми ракетами (КР) и дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА), а при необходимости использоваться для поражения легкобронированных наземных (надводных) целей и живой силы противника непосредственно на поле боя. Это было неоднократно подтверждено результатами боевых стрельб в России и за рубежом.

Создание «Тунгуски», так же как и других средств ПВО, было достаточно сложным процессом. Трудности, сопровождавшие его, были связаны с целым рядом причин. Многие из них были обусловлены требованиями, поставленными перед разработчиками, и задачами, решение которых должен был обеспечить зенитный комплекс, предназначенный для действий в боевых порядках прикрываемых войск первого эшелона в наступлении и в обороне, на месте и в движении. Эта ситуация осложнялась еще и тем, что новый автономный зенитный комплекс предполагалось оснастить смешанным артиллерийским и ракетным вооружением.

Важнейшими из требований, которым должно отвечать новое зенитное средство, являлись: эффективная борьба с низколетящими целями (НЛЦ), особенно самолетами-штурмовиками и боевыми вертолетами; высокая мобильность, соответствующая прикрываемым войскам, и автономность действий, в том числе при отрыве от главных сил; способность ведения разведки и огня в движении и с короткой остановки; высокая плотность огня при достаточном возимом запасе боеприпасов; малое время реакции и всепогодность применения; возможность использования для борьбы с наземными (надводными) легкобронированными целями и живой силой противника и другие.

ЗСУ 23-4 «Шилка»

Опыт боевого применения ЗСУ-23-4 «Шилка» в ходе арабо-израильских войн на Ближнем Востоке показал, что в определенной степени она обеспечивала выполнение подобных требований и являлась достаточно эффективным всепогодным средством ПВО в простой и сложной воздушной и радиоэлектронной обстановке. Кроме того, был сделан вывод о том, что зенитная артиллерия, в сравнении с ракетными средствами, сохраняет свое значение как средство борьбы с маловысотными воздушными и наземными (надводными) целями и живой силой противника.

Однако в ходе боевых действий, наряду с положительными, были выявлены и определенные недостатки «Шилки». В первую очередь, это малая зона (до 2 км) и вероятность (0,2-0,4) поражения целей, невысокое физическое воздействие отдельно взятого снаряда, значительные трудности в своевременном обнаружении скоростных низколетящих воздушных целей штатными средствам разведки, нередко приводившие к их пропуску без обстрела, и некоторые другие.

Первые два недостатка устранялись путем увеличения калибра пушечного вооружения, что подтверждали результаты научно-практических исследований ряда организаций и промышленных предприятий. Было установлено, что малокалиберные снаряды с контактными взрывателями поражают воздушную цель в основном фугасным действием взрывной волны. Практические испытания показали, что переход с 23-мм на 30-мм калибр позволяет увеличить в 2-3 раза массу ВВ, адекватно уменьшить необходимое для поражения самолета число попаданий и ведет к существенному увеличению боевой эффективности ЗСУ.

Одновременно с этим увеличивается эффективность воздействия бронебойных и кумулятивных снарядов при стрельбе по легкобронированным наземным и надводным целям, а также результативность поражения живой силы противника. При этом увеличение калибра автоматических зенитных пушек (АЗП) до 30-мм не снижало темпа стрельбы, характерного для 23-мм АЗП.

Для экспериментальной проверки ряда вопросов решением правительства СССР в июне 1970 г. Конструкторскому бюро приборостроения (КБП, Тула) совместно с другими организациями было поручено провести научно-экспериментальные работы по определению возможности создания новой 30-мм ЗСУ «Тунгуска» с разработкой эскизного проекта.

К моменту его создания был сделан вывод о необходимости установки на «Тунгуске» собственных средств обнаружения низколетящих целей (НЛЦ), что позволяло достичь максимальной автономности действий ЗСУ. Из опыта боевого применения ЗСУ-23-4 было известно, что своевременность обстрела целей с достаточной эффективностью достигается при наличии предварительного целеуказания от батарейного командирского пункта (БКП). В противном случае эффективность автономного кругового поиска целей не превышает 20%. Одновременно с этим была обоснована необходимость увеличения зоны прикрытия войск первого эшелона и повышения общей боевой эффективности новой ЗСУ. Этого предлагалось достичь за счет установки на ней вооружения с управляемой ракетой и оптической системой визирования цели.

В ходе специальной научно-исследовательской работы «Бином» был определен облик нового зенитного комплекса и требования к нему с учетом всех особенностей его возможного применения. Он представлял собой некий гибрид зенитно-артиллерийского (ЗАК) и зенитно-ракетного (ЗРК) комплексов. По сравнению с «Шилкой» он имел более мощное пушечное вооружение и облегченное, по сравнению с ЗРК «Оса», ракетное вооружение.

ЗРК «Оса»

Но, несмотря на положительное мнение и отзывы ряда организаций о целесообразности разработки ЗСУ «Тунгуска» в соответствии с такими требованиями, на начальном этапе эта идея не была поддержана в аппарате тогдашнего министра обороны СССР А.А.Гречко. Основанием для этого и последующего прекращения финансирования работ вплоть до 1977 г., стал принятый на вооружение в 1975 г. в качестве средства ПВО дивизионного подчинения ЗРК «Оса».

Его зона поражения самолетов по дальности (1,5-Ю км) и высоте (0,025-5 км), некоторые другие характеристики боевой эффективности были близки или превосходили аналогичные показатели «Тунгуски». Но при принятии такого решения не было учтено то, что ЗСУ является средством ПВО полкового звена. Кроме того, согласно тактико-техническому заданию, она обладала большей эффективностью в борьбе именно с внезапно появляющимися низколетящими самолетами и вертолетами.
А это является одной из основных особенностей условий, в которых ведут боевые действия полки первого эшелона.

Своеобразным толчком для начала нового этапа работ по созданию «Тунгуски» стал успешный опыт боевого применения американских вертолетов с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) во Вьетнаме. Так, из 91 атаки танков, БТР, артиллерии на позициях и других наземных объектов 89 были успешными. Эти результаты стимулировали быстрое развитие вертолетов огневой поддержки (ВОП), создание специальных аэромобильных подразделений в составе сухопутных войск, разработки тактики их применения. С учетом опыта вьетнамской войны в СССР были проведены исследования и опытные учения войск.

Они показали, что ЗРК «Оса», «Стрела-2», «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка» не обеспечивают надежной защиты танков и других объектов от ударов ВОП, которые могли за 20-30 с поразить их с высот 15-25 м на дальности до 6 км с высокой вероятностью.

Эти и другие результаты стали причиной серьезной обеспокоенности руководства МО СССР и основанием для открытия финансирования дальнейшей разработки ЗСУ 2С6 «Тунгуска», которая в 1980 году была завершена. Ее опытный образец был создан Тульским КБП под руководством его начальника и главного конструктора А.Г. Шипунова, пушечное и ракетное вооружение — В.П. Грязева и В.М. Кузнецова соответственно. Кроме того, в разработке основных элементов установки участвовали: Ульяновский механический завод (радиоприборный комплекс, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод (гусеничное шасси и система электропитания), ВНИИ «Сигнал» из г. Ковров (системы наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратура навигации), Ленинградское оптико-механическое объединение -Л0М0 (прицельно-оптическое оборудование).

В период с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. были проведены государственные испытания на полигоне Донгуз и после их успешного завершения в 1982 г. ЗПРК был принят на вооружение.

Сравнительные характеристики ЗСУ «Тунгуска», «Шилка» и «Гепард»

Тунгуска

Шилка М-1

Гепард

Страна изготовитель

Германия

Год принятия на вооружение
Зона поражения
по дальности

2,8 — 8\ до 4

2,8 — 8\ до 4

по параметру

0,015 — 3,5\ до 4

0,015 — 3,5\ до 4

Вероятность поражения цели одной ЗУР\ЗА
самолета

0,45-0,7\0,32-0,72

вертолета

0,7-0,75\0,5-0,74

Максимальная скорость поражаемых целей
навстречу\вдогон
Время реакции, с
Канальность по цели
Масса БМ в боевом положении, т
Масса ракеты\снаряда, кг
Масса боевой части ЗУР, кг

ЗСУ «Тунгуска», не имевшая в то время мировых аналогов, по ряду характеристик принципиально отличалась от всех ранее созданных зенитных комплексов. В составе одной боевой машины были совмещены пушечное и ракетное вооружение, радиоэлектронные средства обнаружения, опознавания и сопровождения и обстрела воздушных и наземных целей. При этом все это оборудование размещалось на гусеничном самоходе повышенной проходимости.

Такая компоновка обеспечила выполнение целого ряда требований, поставленных перед создателями ЗПРК — высокую маневренность, огневую мощь и автономность действий, способность вести борьбу с воздушным и наземным противником с места и в движении, прикрывать войска от ударов его СВН во всех видах боевых действий днем и ночью, и другие. Совместными усилиями ряда организаций и предприятий был создан уникальный зенитный комплекс, который по ряду показателей и в настоящее время не имеет мировых аналогов.

В состав ЗПРК 2К22, как и любого другого зенитного комплекса, входят боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства.
Боевые средства — это собственно ЗСУ 2С6 «Тунгуска» с боекомплектом из восьми зенитных управляемых ракет 9М311 и 30-мм зенитных выстрелов в количестве 1936 штук.

Нормальное функционирование боевых машин «Тунгуска» обеспечивается комплектом технических средств. В его состав входят: транспортно-заряжающая машина 2Ф77М для перевозки двух боекомплектов патронов и восьми ЗУР; машины ремонта и техобслуживания (2Ф55-1,1Р10-1М и 2В110-1); автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921; мастерская техобслуживания МТ0-АТГ-М1.

ЗСУ 2С6, основной элемент ЗПРК, представляет собой комплекс средств и систем различного назначения, большинство из которых размещено в башне установки. Основными из них являются: система радиолокационной разведки и сопровождения целей (радиолокационные станции обнаружения — СОЦ и сопровождения — ССЦ цели, наземный радиолокационный запросчик — НРЗ), система пушечно-ракет-ного вооружения (два 30-мм автомата 2А38 с системой охлаждения и боекомплектом патронов, восемь пусковых установок с направляющими, восемь ЗУР 9М311 в траспортно-пуско-вых контейнерах и другая аппаратура), цифровая вычислительная система (ЦВС), прицельно-оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации, система силовых гидравлических приводов наведения пушек и пусковых установок ЗУР и ряд других обеспечивающих систем.

СОЦ — радиолокационная станция (РЛС) кругового обзора дециметрового диапазона волн с высокими рабочими характеристиками. Она решает задачи круглосуточного обнаружения воздушных целей в любой погодно-клима-тической и радиоэлектронной обстановке, определения их координат, последующего сопровождения по дальности и азимуту, а также автоматической выдачи целеуказания на ССЦ и текущей дальности в цифровую вычислительную систему. Электромеханическая стабилизация антенны РЛС позволяет вести разведку воздушных целей в движении. С вероятностью не менее 0,9 станция обнаруживает истребитель в диапазоне высот 25-3500 м на дальности 16-19 км с разрешающей способностью 500 м по дальности, 5-6° по азимуту и до 15° по углу места. При этом величина ошибок определения координат цели в среднем не превышает 20 м по дальности, 1° по азимуту и 5° по углу места.

ССЦ представляет собой РЛС сантиметрового диапазона волн с двухканальной системой выделения и автосопровождения движущихся целей в условиях пассивных помех и отражений от местных предметов. Ее характеристики обеспечивают с вероятностью 0,9 сопровождение истребителя по трем координатам на высотах 25-1000 м с дальностей 10-13 км (7,5-8 км) по данным целеуказания от СОЦ (при самостоятельном секторном поиске). При этом средняя ошибка сопровождения цели не превышает 2 м по дальности и 2 делений угломера по угловым координатам.

Эти две станции обеспечивают надежное обнаружение и сопровождение таких сложных для средств ПВО целей, как низколетящие и зависшие вертолеты. Так, с вероятностью не ниже 0,5 дальность обнаружения вертолета на высоте 15 м, составляет 16-17 км, а перехода на его автосопровождение — 11-16 км. При этом зависший в воздухе вертолет может быть обнаружен за счет вращающегося несущего винта.

Кроме того, обе РЛС имеют защиту от воздействия радиоэлектронных помех противника и могут сопровождать цели в условиях применения им современных противорадиолокационных ракет типа «Харм» и «Стандарт АРМ».

30-мм скорострельный двуствольный зенитный автомат 2А38 предназначен для поражения воздушных и наземных легкобронированных целей противника, а также для борьбы с его живой силой на поле боя. Он имеет общее ленточное питание и один стреляющий механизм ударного типа, который обеспечивает поочередную стрельбу левым и правым стволом. Дистанционное управление стрельбой осуществляется электроспуском. Охлаждение стволов в зависимости от температуры окружающего воздуха производится водой или антифризом. Круговой обстрел цели осколочно-фугас-но-зажигательными и осколочно-трассирую-щими снарядами возможен при углах возвышения стволов от -9° до +85°. Боекомплект снарядов в лентах составляет 1936 шт.

Автоматы отличаются высокой надежностью и износостойкостью ствола в различных условиях эксплуатации. При общем темпе стрельбы 4060-4810 выстр./мин и начальной скорости снарядов 960-980 м/с, они безотказно работают при температуре от -50° до +50°С и обледенении, в осадках и запылении, при стрельбе с сухими (обезжиренными) деталями автоматики без чистки и смазки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом 200 патронов на автомат. В таких условиях без смены стволов может быть произведено не менее 8000 выстрелов (при стрельбе по 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов).

Головная часть ЗУР 9М311 в транспортном контейнере

Твердотопливная ракета 9М311 может поражать различные типы оптически видимых скоростных и маневрирующих воздушных целей при стрельбе с короткой остановки и с места на встречных и догонных курсах. Она выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления, ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования. Двигатель за 2,6 с после старта разгоняет ракету до скорости 900 м/с. Для предотвращения задымления линии оптического сопровождения ракеты она летит к цели по дугообразной траектории со средней скоростью 600 м/с и располагаемой перегрузкой около 18 единиц. Отсутствие маршевого двигателя обеспечило надежное и точное наведение ЗУР, снизило ее массу и габариты, упростило компоновку бортовой аппаратуры и боевого снаряжения.

Высокие точностные характеристики обеспечивают прямое попадание ракеты в цель с вероятностью около 60%, что позволяет использовать ее, при необходимости, для стрельбы по наземным или надводным целям. Для их поражения на ракете установлена осколочно-стержневая БЧ массой 9 кг с контактным и неконтактным (лазерный, радиус срабатывания до 5 м) взрывателями. При стрельбе по наземным целям второй перед стартом ракеты отключается. Боевая часть оснащена стержнями (длина около 600 мм, диаметр 4-9 мм), размещенных в своеобразной «рубашке» из готовых осколков-кубиков весом 2-3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты.

При высоком уровне автономности «Тунгуска» может успешно действовать и под управлением вышестоящего командного пункта. В зависимости от условий обстановки и типа целей ЗСУ способна вести боевую работу в автоматическом, полуавтоматическом, ручном или инерционном режимах.

Все средства и системы ЗСУ «Тунгуска» размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости ГМ-352 производства Минского тракторного завода. По целому ряду своих показателей оно унифицировано с шасси известной зенитной ракетной системы «Тор».

В корпусе шасси размещены силовая установка с трансмиссией, ходовая часть, электрооборудование бортовой сети, средство автономного электроснабжения, средства жизнеобеспечения, связи, системы коллективной защиты, противопожарного оборудования, приборы наблюдения с системой стеклоочистки, индивидуальный комплект запасных частей и принадлежностей. Основная часть всего оборудования установлена в отделении управления (левая носовая часть корпуса), где находится механик-водитель, в моторно-трансмис-сионном отделении (кормовая часть корпуса), а также в отсеках жизнеобеспечения и противопожарного оборудования, аккумуляторных батарей, системы автономного электроснабжения (САЭС), ГТД и других.

При массе около 24400 кг ГМ-352 обеспечивает работоспособность ЗСУ «Тунгуска» при температуре окружающего воздуха от -50° до +50° С, запыленности окружающего воздуха до 2,5 т/м3, относительной влажности 98% при температуре 25° С и на высотах до 3000 м над уровнем моря. Ее габаритные размеры по длине, ширине (по подкрылкам) и высоте (при номинальном дорожном просвете в 450 мм) не превышают 7790, 3450 и 2100 мм соответственно. Максимальный дорожный просвет может составлять 580+10-20 мм, минимальный -180+5-20 мм.

Двигатель ЗСУ «Тунгуска» вид слева

Силовая установка представляет собой двигатель с обслуживающими его системами (топливной, воздухоочистки, смазки, охлаждения, подогрева, пуска и выпуска). Она обеспечивает движение ЗСУ «Тунгуска» со скоростью до 65, 52 и 30 км/час по шоссе, грунтовым дорогам и бездорожью соответственно. В качестве силовой установки ЗПРК «Тунгуска» используется дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84М30, установленный в моторно-трансмис-сионном отделении и способный развивать мощность до 515 кВт.

Гидромеханическая трансмиссия (ГМТ — механизм поворота, два бортовых редуктора с тормозами, связующие детали и узлы) обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим валам бортовых редукторов, изменение тягового усилия на ведущих колесах и скорости движения в зависимости от дорожных условий, движение задним ходом при неизменном вращении коленчатого вала двигателя, его отсоединение от бортовых редукторов при пуске и работе на остановках, а также от гидротрансформатора при прогреве двигателя. Гидрообъемный механизм поворота и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц позволяет вести стрельбу в движении без снижения скорости.

В трансмиссии установлена коробка передач планетарного типа с четырьмя передачами вперед и реверсированием по всем передачам на заднем ходу. Для плавного их включения используется гидравлический механизм золотникового типа, который дублируется механическим при включении второй передачи и заднего хода.
Ходовая часть ГМ-352 состоит из гусеничного движителя и гидропневматической подвески с изменяемым клиренсом, обеспечивающих высокую проходимость, скорость и плавность движения по пересеченной местности. Применительно к одному борту она включает шесть двойных обрезиненных опорных катков, три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Верхняя часть гусениц с обоих бортов прикрыта неширокими стальными экранами.

Каждая гусеница состоит из траков, каждый из которых представляет собой штампованную стальную подошву с приваренным к ней гребнем. Регулирование натяжения гусениц осуществляется гидропневматическими механизмами, которые установлены внутри изделия по бортам в носовой части корпуса. Натяжение или ослабление гусениц осуществляется путемперемещения направляющего колеса по дуге. При движении БМ механизмы натяжения обеспечивают подтяжку гусениц, что уменьшает вертикальные колебания их верхних ветвей.

Ведущие колеса заднего расположения установлены на ведомом валу бортового редуктора. Каждое колесо состоит из ступицы и закрепленных на ней зубчатых венцов по 15 зубьев, рабочие поверхности которых и опорные площадки наплавлены износостойким сплавом. Ведущие колеса левого и правого бортов взаимозаменяемы.

Направляющие колеса расположены по обоим бортам в носовой части гусеничной машины. Каждое колесо состоит из двух одинаковых штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. Для предохранения дисков от износа гребнями гусениц имеются реборды. Колесо симметричное и может быть перевернуто при износе реборды наружного диска.

Опорные катки (алюминиевые двухбандаж-ные с массивными шинами 630×170) воспринимают вес изделия и передают его через гусеницы на грунт. Каждый каток — двухрядный, состоит из двух обрезиненных штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. На торцах дисков закреплены реборды для предохранения от износа резиновых шин и дисков от воздействия гребней гусеницы.

Поддерживающие ролики (алюминиевые однобандажные с массивной шиной диаметром 225 мм) обеспечивают поддержание верхних ветвей гусениц и уменьшают колебания при их перематывании. На каждом борту корпуса изделия установлено по три катка. Все катки од-ношинные с обрезиненным ободом и взаимозаменяемы.

Система подрессоривания (гидропневматическая, независимая, по 6 съемных блоков на каждом борту) состоит из 12 независимых съемных блоков подвески и ограничителей хода опорных катков. Блоки подвески крепятся к корпусу изделия болтами и соединяются с системой регулирования положения корпуса трубопроводом.
Система регулирования положения корпуса (гидравлическая с дистанционным управлением) обеспечивает изменение дорожного просвета, придает корпусу дифферент, натяжение и ослабление гусениц.

В качестве первичных источников питания силовой установки используются стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ-70М, соединенные параллельно, с номинальным напряжением 24 В и емкостью 70 А«ч каждая. Общая емкость батарей — 280 А»ч.

В общем случае автономная боевая работа ЗСУ «Тунгуска» по воздушным целям происходит следующим образом.
СОЦ осуществляет круговой обзор и передачу данных о воздушной обстановке ССЦ, которая осуществляет захват и последующее автосопровождение выбранной для обстрела цели. Ее точные координаты (с ССЦ) и дальность (с СОЦ), а также углы качки и курса ЗСУ (с системы их измерения) поступают в бортовую вычислительную систему.

При стрельбе пушками ЦВС определяет зону поражения и решает задачу встречи снаряда с целью. При постановке противником мощных радиоэлектронных помех цель по дальности может сопровождаться вручную, с использованием СОЦ или ЦВС (режим инерционного сопровождения), по угловым координатам — с использованием оптического прицела или ЦВС (инерционный режим).

При стрельбе ракетами цель и ЗУР по угловым координатам сопровождаются оптическим прицелом. Их текущие координаты поступают в ЦВС, которая вырабатывает команды управления, поступающие через передатчик на ракету. Для исключения попадания в поле зрения оптического прицела тепловых помех ракета летит в стороне от линии визирования цели и выводится на нее за 2-3 с до встречи с ней. За 1000 м от цели по команде с ЗСУ на ракете взводится лазерный взрыватель. При прямом попадании в цель или пролете на удалении до 5 м от нее БЧ ракеты подрывается. В случае промаха ЗСУ автоматически переводится в готовность к пуску очередной ракеты. При отсутствии в ЦВС информации о дальности до цели ЗУР сразу выводится на линию ее визирования, взрыватель взводится через 3,2 с после старта, а ЗСУ приводится в готовность к пуску очередной ракеты по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Организационно несколько ЗПРК «Тунгуска» состоят на вооружении зенитной ракетно-артиллерийской батареи зенитного дивизиона танкового (мотострелкового) полка или бригады. В качестве батарейного командирского пункта (БКП) может использоваться пункт управления ПУ-12М или унифицированный батарейный командный пункт (УБКП) «Ранжир», которые находятся в сети управления КП зенитного дивизиона. В качестве последнего, как правило, используется подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 (ППРУ-1М).

ЗПРК «Тунгуска» неизменный участник многочисленных выставок современных вооружений и активно предлагается на продажу другим странам при средней стоимости одного комплекса в пределах 13 миллионов долларов.

Около 20 ЗСУ «Тунгуска» использовались в боевых действиях в Чечне для стрельбы по наземным целям в ходе огневой поддержки войск. Тактика их действий состояла в том, что ЗСУ находились в укрытии и после получения точного целеуказания выходили из него, открывали внезапный огонь длинными очередями по предварительно разведанным целям, а затем вновь возвращалась в укрытие. При этом не было потерь боевой техники и личного состава.

ЗСУ «Тунгуска» ведет огонь

В 1990 году на вооружение принимается модернизированный вариант комплекса «Тунгуска-М» (2К22М). В отличие от «Тунгуски» на ней были установлены новые радиостанции и приемник для связи с УБКП «Ранжир» (ПУ-12М) и ППРУ-1М (ППРУ-1), а также газотурбинный двигатель агрегата электропитания боевой машины с повышенным до 600 час (вместо 300 час) ресурсом работы.

ЗСУ «Тунгуска-М» в 1990 г. прошла государственные полигонные испытания и в этом же году принята на вооружение.

Дальнейшим этапом модернизации ЗСУ является «Тунгуска-М1», впервые показанная на оружейной выставке в Абу-Даби в 1995 году и принятая на вооружение в 2003 году. Главными ее отличиями являются: автоматизация процесса наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом, применение новой ракеты 9М311М с радиолокационным взрывателем и импульсной лампой вместо лазерного взрывателя и трассера соответственно. В этом варианте ЗСУ вместо белорусской ГМ-352 используется новая ГМ-5975, созданная производственным объединением (ПО) «Метровагонмаш» в г. Мытищи.

Шасси ГМ-5975 при массе в 23,8 т и предельной нагрузке до 11,5 т обеспечивает движение ЗСУ со скоростью до 65 км/час при среднем удельном давлении на грунт не более 0,8 кг/см2. База шасси достигает 4605 мм, дорожный просвет — 450 мм. В качестве силовой установки используется многотопливный дизель с жидкостным охлаждением мощностью 522 (710)-618 (840) кВт (л.с). Запас хода по топливу при полной заправке составляет не менее 500 км. Характеристики шасси обеспечивают его эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С, относительной влажности воздуха 98% при температуре +35°С и его запыленности в движении до 2,5 г/м3. На новом шасси установлена микропроцессорная система диагностики и автоматического переключения передач.

навстречу\вдогон, м\с Время реакции, с Тип ЗУР Масса ЗСУ в боевом положении, т Масса ЗУР\ с контейнером, кг Масса боевой части ЗУР, кг Время перевода в боевое положение, мин Время непрерывной работы, ч