Баньян: дерево-роща, описание, символ Индии. Священное дерево ним

Природа Республики Индии — одна из самых богатых на планете. Её составляют 45 000 видов растений, из них свыше 5 000 — эндемики (встречаются только в Индии); 350 видов млекопитающих (примерно 8 % от всех на Земле), 3 300 видов/подвидов птиц (12 % от всех на планете), свыше 20 000 видов насекомых.

Щедрость индийской природы обусловлена географическим положением государства, особенностями климата и ландшафта. Климат, по характеру — влажный тропический, сухой тропический, сырой субтропический и горный (альпийский) — формируется под влиянием Гималаев и пустыни Тар. Гималаи защищают территорию государства от холодных воздушных масс из Центральной Азии, а пустыня заставляет дуть летние влагонесущие муссоны, которые с июня по октябрь приносят на территорию дожди.

Растительный мир Индии

В стране, несмотря на бурную деятельность человека, сохранились разнообразные типы лесов, растительных сообществ:

  • леса тропиков, дождевые вечнозелёные (распространены на Андаманских островах, в Гималаях, в Мизораме);
  • леса субтропиков, горные (на Западных Гхатах, у гор Нильгири);
  • леса тропиков, влажные (распространены на юге Индии);
  • леса тропиков, листопадные (на Деканском плоскогорье, у Сиваликских гор);
  • саванны сухие (Пенджабская равнина, в Раджастане);
  • полупустыни-пустыни (западная часть Раджастана);
  • леса мангровые (дельты Ганга, Маханади и других рек).

Смене природных типов на равнинах соответствует вертикальная поясность в Гималаях: от растительных сообществ субтропиков-тропиков у подножий гор к альпийским лугам и ледяным вершинам.

Представителей более 7 % всей флоры мира можно встретить в Индии. В тропических лесах растут джатовое и саловое дерево (высота до 37 м), сисса (дальбергия), тик. В высокогорных районах — саловые леса, на плоскогорье Декан и на юге государства — разнообразные пальмы (свыше 20 видов).

Леса в северных районах государства включают ольху чёрную, лавр, березу, клен, хвойные, можжевеловые породы, даже берёзы, кедры и ели — в высокогорных областях. В Карнатаке растут сандаловое дерево и миробалан. Вблизи пустыни Тар и Западных Гат обширные колючие леса акации, из экстракта которой готовят краситель для одежды буддийских монахов. А в штате Кашмир главное дерево — гималайский кедр.

Около 3 000 растений Индии используют в медицине и духовных практиках. Из длиннохвойной сосны западных регионов страны готовят целебную смолу. Ним (Азадирахту индийскую) называют «деревенской аптекой» и «Божественным деревом», используя все его части в приготовлении множества аюрведических снадобий.

А баньян называют «дерево-лес». От главного ствола баньяна отрастают толстые побеги — воздушные корни, достигая земли, они укореняются, толстеют, пускают новые побеги, которые тоже укореняются, и так сколько позволит время и пространство. Один из самых старых баньянов Индии растёт около 3 тысяч лет и имеет более 3 000 больших стволов, высота которых — свыше 60 метров.

Животный мир Индии

Мир животных Индии насчитывает меньше видов, чем растительный, но впечатляет сильнее. По всей территории, хотя и в малых количествах, встречаются индийские слоны и бенгальские королевские тигры. Основные места обитания слонов — западнобенгальские леса, Орисса, Уттар-Прадеш. Корова в домашнем хозяйстве индусами почитается, как священное животное.

Гималаи стали домом для чёрного и бурого гималайского медведя, снежного барса (ирбиса), манула — дикого кота, леопарда, тибетской рыси. Северо-восточные штаты государства богаты редкими животными: там обитают толстый лори, золотые лангуры, кошки темминки, гиббоны Хулока — человекообразные обезьяны, дымчатые леопарды, свиные барсуки, бинтуронги.

Индия стала единственным местом обитания оленя барасинга. Много оленей других видов, а также козлов, антилоп встречаются в её лесах и саваннах. В горах Нилгири, в их труднодоступных областях, встречают дикого тура - гаура — самое крупное копытное животное в стране.

216 видов змей распространены по всей территории государства, четвёртая часть их — ядовитые. Самая большая из ядовитых змей — королевская кобра: её длина достигает 5 м, а укус способен убить слона. В пресноводных водоёмах живут крокодилы магеры, по мангровым зарослям — гребнистые крокодилы, Ганг и притоки — среда обитания крокодилов гавиалов.

В Гирском лесу (полуостров Катхивар) сохранилось небольшое стадо азиатского (гирского) льва. На территории Казирангского национального парка (преимущественно) встречается большой индийский носорог.

В Васту, традиционном индийском учении о гармонии мироздания, особенно благоприятными считаются несколько деревьев. Они являются постоянными обитателями индийского сада, а компоненты этих деревьев активно применяются в традиционной индийской косметологии.

Васту для сада и деревьев

  • Ашватха или пиппал. Считается самым благоприятным и божественным деревом и почитается по всей Индии. Господь Кришна возвестил: «Среди деревьев Я – ашватха!» Современные ученые также утверждают, что дерево выделяет много кислорода, и находиться под деревом полезно для здоровья. Согласно традиции, это дерево должно расти возле каждого храма. Дерево живет столетиями, если его не срубают.
  • Ним. Это дерево обладает большой ценностью с точки зрения медицины, а также оказывает пестицидное воздействие. Масло нима применяется в физиотерапии, а семена, стертые в порошок, хорошо очищают воду. Пучки листьев, привязанные к входной двери во время праздников, считаются благоприятными. Смесь из листьев нима и джаггери преподносится в день Угади, что символически означает обещание уравнять доли радости и горя в жизни.
  • Манго. Большинство частей мангового дерева обладают ценностью с медицинской точки зрения. Плоды манго очень вкусны и полезны для здоровья, из них приготавливают различные приправы. Пучками листьев украшают входную дверь в праздники и священную «калаша» (вода для омовения) при проведении Калаша-пуджи. Дерево относится к долгожителям и даже в 500 лет продолжает плодоносить.
  • Джак (хлебное дерево). Подобно манговому дереву, джак обладает многими ценными свойствами и относится к многовековым деревьям. Кроме огромных фруктов, созревающих раз в году, ценится его прекрасная желтая древесина, из которой изготавливают мебель, двери, окна и т.п. Листья джака считаются благоприятными и нередко применяются для украшения «калаша» вместо листьев манго.
  • Банан. Банановыми листьями украшают входные двери домов, ибо они символизируют благополучие и богатство. На банановых листьях часто подают угощение, поскольку они обладают антибактерицидными свойствами. Во многих храмах встречаются цветы, связанные хлопковой нитью, но принимаются только те, что связаны банановой пряжей. Они занимают достойное место в приношениях Господу.
  • Кокосовая пальма. Это дерево по Васту известно как Кальпа-врикша и считается священным, подобно ашватхе. Оно растет 100–150 лет, и его оберегают от преждевременного срубания. Каждая часть дерева полезна для человеческой жизни. В течение всего года кокос является главным подношением богам. Нежная кокосовая вода – одно из главных средств, применяемых для абхишека (омовения божеств).
  • Бетель. Листья бетеля вместе с орехами (арека) так же важны в жертвоприношениях, как кокос, бананы, цветы и агарбатхи (благовония) и доступны круглый год. Они улучшают пищеварение и рекомендуются для ежедневного употребления после сытного обеда. Нежные цветы (хингара) считаются благоприятными во всех религиозных церемониях и являются важным подношением в почитании Нага.
  • Бильва - деревья по Васту. Листья туласи используются для подношения Вишну, а листья бильвы – Шиве, тогда как Ганеше преподносят только особый вид травы, известный как кадике, или гарике (дурга на санскрите). Ветви бильвы используются в различных религиозных церемониях. Аюрведа предписывает смесь листьев туласи, бильвы и нима в качестве универсального средства от большинства человеческих болезней.
  • Сандаловое дерево по Васту. Без сандаловых благовоний не обходится ни одна пуджа или религиозная церемония. Сандал также используют для различных поделок. Сандаловое масло высоко ценится во всем мире само по себе и при изготовлении благовоний.
  • Сарсон. Самым большим весельем в древней Индии сопровождался праздник весны, отмечавшийся в честь Камы. В несколько измененном виде индийский праздник весны дошел до наших дней. Он приходится на первую неделю февраля, когда зацветает сарсон. Женщины надевают желтые сари, а мужчины повязывают шафрановые тюрбаны. Во время праздника девушки приносят в жертву богу любви молодые побеги посевов и пускают по священным водам Ганга и Ямуны множество зажженных глиняных ламп.
  • Ашока. В Индии цветом любви, страсти и преданности издавна считался красный, поэтому с культом Камадевы связано дерево ашока, цветущее красными цветами. Любимый народом праздник, посвященный сбору цветов ашоки, справляли весной. Участвующие в этом обряде молодые женщины надевали красивые платья и вплетали цветы ашоки в свои черные как смоль волосы. Дерево ашока связывали с представлениями о молодости и красоте. Существовало поверье, будто оно зацветает лишь в тот момент, когда, завершая танец, юная прелестная девушка коснется его корней левой ногой.
  • Сарака индийская (Saraca indica) – деревья по Васту из семейства бобовых, удивительно красивое в цвету. У цветка ашоки нет лепестков, но ярко окрашенные лопасти чашечки цветка вполне их заменяют. Калидаса, придворный поэт Чандрагупты II, в своей книге «Ритусамара» («Карнавал времен года») описывает деревья ашока с их молодой листвой, ниспадающей кистями, среди которых сияют кораллово-красные цветы, вселяющие томление в сердца юных дев.
  • Сал. В старинном городе Шравашти, который некогда процветал на месте современного района Гонда в Уттар-Прадеш, с большим размахом справляли Салабанджику – праздник женщины и дерева. Те из женщин, кто желал иметь потомство, поклонялись цветущему дереву сал. Вид сала, или шореи мощной (Shorea robusta), в полном цвету невозможно забыть. В последнюю неделю марта он сплошь покрывается душистыми кремовыми соцветиями.

Медитация под деревом

Если у вас совершенно неправильная планировка дома, которую вы изменить не в состоянии, Васту-шастра рекомендует утром перед работой выходя на улицу, прикоснуться к дереву и посвятить себя всецело контакту с ним хотя бы на 15 минут.

Если же у вас есть серьезные личные проблемы, следует отнестись к этому ритуалу внимательнее и проводить в медитации под деревом около получаса до восхода солнца на протяжении 48 или 108 дней.

Как и всегда в подобных случаях, технику можно видоизменить в соответствии с имеющимися условиями: либо взаимодействовать с деревом другого вида, либо вырастить саженец благоприятного индийского дерева в домашних условиях.

4 вида благоприятных садов по Васту

  • Сад Прамододиан предназначался для услаждения царей и цариц.
  • Сад Удиан – только для царей, здесь властители проводили время, играя в шахматы с придворными, любуясь плясками танцовщиц и внимая каламбурам своих шутов.
  • В саду Бриксватика жрецы и царедворцы развлекались с женщинами,
  • Сад Нанданван посвящался богу Индре.

Ватсаяна рекомендовал строить дом возле пруда и окружать его садом Удиан. В таких прудах выращивались лилии и лотосы. В саду, прилегающем к дому, где-нибудь в тени прочных ветвей нима или пипала, обязательно подвешивались качели.

Обязанности хозяйки дома и в домашнем саду по Васту

Ватсайяна пишет: «Добродетельная женщина, любящая своего мужа, должна поступать в соответствии с его желаниями, как если бы он был божеством, и при его согласии взять на себя всю заботу о семье. Она должна содержать в чистоте весь дом и в различных его помещениях ставить всевозможные цветы. Она должна окружить дом садом.

В саду ей надлежит устроить

  • грядки с зеленью,
  • делянки сахарного тростника,
  • куртины фиговых деревьев,
  • а также посадить различные цветы,
  • а рядом с ними душистые травы
  • и ароматические корни.

По Васту-шастре хозяйка должна также устроить в саду места для сидения и беседки, а между ними выкопать колодец или пруд».

Юнцан, который побывал в Индии в 630 году, когда там правил царь Харши из Канауджи, так описывает свои наблюдения: «Они занимаются обработкой земли, и долг их – сеять и жать, пахать и боронить, а также полоть и растить урожай в соответствии с временем года. Потрудившись, они, сколько положено, отдыхают.

Среди продуктов земли рис и пшеница особенно изобильны. Из съедобных же трав и иных растений мы можем назвать имбирь и горчицу, дыню, тыкву и другие. Лук и чеснок выращивают в небольших количествах, и немногие люди едят их, а если кто и употребит в пищу, его выставят за стены города…

Если говорить о винах и спиртных напитках, то они имеются в большом разнообразии. Кшатрии употребляют для питья соки винограда и сахарного тростника, вайшьи предпочитают крепкие возбуждающие напитки, а шраманы и брахманы – нечто вроде сиропа, сваренного из винограда или сахарного тростника».

Использование деревьев в косметологии

Калидаса, описывая в «Мегхадуте» украшения женщин своего времени, замечает: «Женщины из Алакапури натирают щеки пыльцой цветущей лодры. Цветы магьи украшают их виски, венчики кураваки свисают с их волос, собранных в пучок, а сириза оттеняет их уши. Когда дует муссон, головы этих прелестных созданий венчают цветы кадамбы, а в руках они носят розовый лотос».

Описывая женские туалеты, он упоминает о том, что женщины втирают в тело ароматическое масло белого сандала, вешают на грудь гирлянды из белого жасмина и пропитывают волосы благовонием цветов чампака. В сезон дождей они украшают головы венками из кадамбы, кесары, кукубы и кетака.

По настенным росписям в пещерах Аджанты (200–600гг.) также можно судить о культуре той далекой эпохи. На картинах можно увидеть женщин с цветами в волосах, на груди (вместо броши) и на запястьях (в виде браслетов).

И теперь еще женщины Махараштры вплетают цветы в прическу и украшают запястья браслетами из жасмина. Также женщины в Индии издревле учились искусству выкладывать на полу красивые геометрические узоры из цветов, плести гирлянды и готовить благовония. Летом гирлянды из жасмина и бильвы можно встретить по всей Индии.


Подпишись на обновление сайта. Получай новые статьи на почту!:

Растительный мир Индии очень многообразен и по-своему уникален.

Из этой статьи вы узнаете о том, какие леса произрастают в Индии, и каково их значение для жителей страны.

Из-за особенностей расположения Индии и её разнообразных климатических условий в этой стране произрастает ВСЁ. Или почти всё.

Это и засухоустойчивые колючие кустарники и растения тропических вечнозелёных лесов. В Индии растёт более 20 видов пальм, фикусы, и огромные деревья-великаны, такие как – батангор (высотой до 40 метров), сал (около 37 метров), хлопковое дерево (высотой 35 метров). А индийский баньян просто поражает своим необычным видом — это дерево с сотнями воздушных корней.

По данным Ботанической службы в Индии насчитывается около 45 тысяч различных видов растений, из которых более 5 000 встречается только в Индии.

На территории Индии расположены саванны, редколесья, влажно-тропические вечнозелёные леса, полупустыни и пустыни, муссонные леса.

Люди длительное время воздействовали на растительный мир своей страны, в результате этого природа сильно изменена, а в некоторых районах почти уничтожена.

Индия, когда-то покрытая густыми лесами, сейчас их практически не имеет. И только в величественных Гималаях и в наиболее высоких горных массивах ещё сохранились леса, в основном хвойные. Там растёт и гималайский кедр, и пихты, и ели, и сосны.

Вообще, леса индии делятся на два вида:

тропические леса в пределах Индостана;

— леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев, на высоте 1 500 метров над уровнем моря.

Вечно зелёные влажные тропические леса простираются узкой полосой вдоль Западных Гат, в районах где выпадает свыше 3000 мм осадков в год. Это – джунгли, деревья с высокими стволами и очень густой листвой. Эти леса занимают большую площадь, и образуют естественную растительность от Гималаев до пустыни Тар.


Большинство деревьев в сухой сезон, сбрасывают листву на 6 – 8 недель. Но, безлистые периоды у разных видов деревьев не совпадают, поэтому полностью лес обнажается лишь в редких случаях.

Встречается много ценных древесных пород, таких как шорея исполинская, или саловое дерево, из которого чаще всего строят дома и другие сооружения, изготавливают железнодорожные шпалы; тик или джатовое дерево. встречающаяся в западных Гатах. Не менее ценной породой является сандаловое дерево, произрастающее в штате Карнатака, терминалия чебуля или миробалан, используемые в изготовлении мебели. Эти деревья также приносят плоды, из которых получают дубящие вещества и красители и т.д.

Эти леса дают и многое другое, это и бамбук для строительства хижин, для плетения корзин и изготовления домашней утвари, а так же разнообразное красильное, дубильное, лекарственное сырьё, эфирные масла и многое другое. Так же от муссонных лесов получают шеллак вещество подобное воску, которое используется в качестве изоляционного материала в радиотехнике. Выделяется шеллак лаковым червём – насекомым живущим на саловом дереве и некоторых других деревьях на северо–востоке Индии.

В более сухих областях, вдоль пустыни Тар, муссонные леса сменяют невысокие кустарниковые заросли, так называемый «колючий лес». Здесь основными породами являются акации, которые используют для изготовления небольших деревянных изделий, для получения дубильных и красящих веществ. Из акации катеху производится экстракт, применяемый для парусов и такелажных канатов, как краситель, им так же окрашивают в оранжевый цвет рясы буддийских монахов в Мьянме и Шри-Ланке.


Ещё в Индии произрастает более двадцати видов пальм. Пальма – это уникальное растение, имеющее большое значение для хозяйственных нужд на юго-западе страны. Например, арековая пальма. Её орехи, смешанные с известью и листьями перечного растения бетеля, служат для приготовления весьма популярной жевательной смеси.

Так же очень важна кокосовая пальма, её плоды используются в пищу как людьми, так и животными.

А у вершин Гималаев, на высоте 1 500 — 2 000 метров над уровнем моря, растут субтропические леса умеренного типа. С восточной, более влажной части гор, произрастают главным образом вечнозелёные дубы и каштаны, обвитые многочисленными лианами. В западной части гор, распространена сосна длиннохвойная, дающая деловую древесину и товарную смолу. На южных склонах гор, лес высокоствольный хотя и сравнительно редкий, состоящий из сосны, кедра, пихты и ели густым ярусом.


А на самой вершине Гималаев, на высоте 2 700 – 3 350 метров над уровнем моря, лес становится гуще, более состоящий из кустарников, таких как можжевельник и рододендрон. Но, сосна по прежнему преобладает.

Вот вы и узнали обо всём многообразии и всей красоте индийских лесов.

В следующих статьях я расскажу вам какие ещё растения встречаются в Индии. Так, что до встречи на сайте.

Знаковым растением праздника Луны - . А что уже говорить уже о нашей любимой красавице-елке! Ну, а сегодня обратим свое внимание далеко на юг, в тропическую Индию. Какое растение связано в это стране с Новым годом? Если оно вообще и какие чувства вызывают у индийцев?

Такое растение есть и называется оно никантес или ночной жасмин (Nyctanthes arbor-tristis) из семейства Verbenaceae.

Настоящий индиец

Этот удивительно-прекрасный цветок является официальным символом индийского штата Западная Бенгалия, а также таиландской провинции Канчанабури. Этот восхитительно пахнущий, цветущий ночью жасмин часто называют деревом грусти; собственно говоря, его название и означает Nyctanthes - "жасмин", а arbor tristis - "дерево грусти".

Никтантес широко распространен по всей территории Индии, его можно встретить от подножья Гималаев до побережья Индийского океана, а также в Таиланде и других странах южной Азии.

Растение представляет собой крупный куст или маленькое, не превышающее четырехметровой высоты, дерево. Растет в полутени, практически, на любой почве, кроме совсем уж заболоченной. У него довольно крупные овальные, мелко зазубренные по краям, листья, шерховатую поверхность которых иногда используют в качестве тонкого абразивного средства для полировки дорогих изделий из дерева и металла. Цветет никтантес некрупными белыми, похожими на восковые звездочки, пяти-семилепестковыми цветами, которые венчают собой кораллово-оранжевую трубочку.

Цветет этот жасмин в конце года, с конца сентября по конец декабря. После цветения образуются плоские круглые плоды, внутри которых находятся два семени. Никантес легко размножается, как семенами, так и черенкованием.Цветы никантеса недолговечны: они раскрываются после наступления темноты, а к появлению первых лучей солнца уже опадают. Под цветущим деревом образуется белоснежный ковер из опавших цветков, который в этом тропическом уголке земли словно заменяет снежный покров. Этот душистый ковер знаменует собой не только конец года, но и окончание жизненного цикла. Это удивительное зрелище бело-коралловых опавших цветов, изысканный сладковатый аромат, разлитый в декабрьском воздухе, невольно навевает печально-возвышенное настроение, чем, скорее всего, и обусловлен выбор научного названия этого прекрасного растения.

Ну конечно же полезный!

Как это часто бывает, растение, кроме своего официального имени, имеет еще несколько, общеупотребительных. Вот и красавец-никантес индийцы называют шефали (Shephali ) и париджат (Parijat ), тамильцы – паваджамалли (Pavazhamalli) , а англичание – коралловым жасмином (Coral Jasmine ).

Цветы и листья дерева грусти являются активным иммуностимулятором, имеют противоглистное, противогрибковое и противовирусное свойство, поддерживают и защищают печень. Его листья используется в аюрведе в качестве жаропонижающего и болеутоляющего срества, которое не только снимает различные боли, но и увеличивает лактацию у кормящих женщин.

Есть письменные свидетельства об успешном использовании сока никантеса древними индийскими целителями при операциях по удалению катаракты.

Из нектара, который находится в оранжевой трубочке, делают краситель для шелка. В буддийских храмах прекрасный аромат этого растения используется при изготовлении воскурений для ритуальных церемоний.

О чем рассказывают легенды..

С париджатом, деревом грусти, в Индии связано много легенд. Вот только две из них:

Так, считается, что одна из царских дочерей страстно влюбилась в Сурья-Дева, бога Солнца. Глядя, как он ежедневно совершает небесное путешествие с востока на запад в своей огненной колеснице, она была покорена его блеском и красотой. Ее чувства не остались незамеченными сияющим богом и ненадолго привлекли его внимание.

Однако, что богам до чувств человеческих? Пресытившись своей смертной возлюбленной, Сурья-Дев покинул несчастную принцессу. Девушка впала в отчаяние и покончила собой. После смерти, по индийскому обычаю, ее кремировали, а пепел развеяли по ветру. И туда, куда попали частички пепела погибшей от любви принцессы, выросли деревья париджат – именно поэтому это растение можно встретить по всей территории Индии – ветер разнес его по всей стране.

Но отвергнутая Сурья-Девом, самим Солнцем, принцесса, ставшая деревом, может раскрывать свои душистые цветы только в ночные часы, когда могучий бог занят другими делами и не появляется над землей. Цветы осыпаются перед рассветом, чтобы не быть сожженными его безжалостными лучами.. Так и цветет париджат, дерево грусти, радуя только богиню Ночь, благосклонно принимающую ароматный дар чужой любви.

Другая легенда, описанная в древних манускриптах, рассказывает, о том что в начале времен, когда небесные сущности по приказанию Хари – Владыки Мироздания вспенили космический океан, чтобы получить средство, могущее облегчить людские страдания и защитить созданный мир от сил Зла, из клочков космической пены родилось дерево париджат, являя собой одно из удивительных сокровищ небес. Его аромат проникал во все уголки вселенной.

После своего возникновения из пены Океана Всего Сущего, париджат был посажен в небесном саду великого Индры – бога богов. Однажды, великий мудрец древности Нарад Муни, посетивший небесный сад во время своей медитации, увидел там это прекрасное дерево, источавшее изумительный аромат. Используя свои возможности йога, он вобрал в себя сущность этих бессмертных цветов, а потом, восстановив их на физическом уровне, подарил Рукмани, любимой жене нового воплощения бога Вишну – Кришны. Кришна в это время обитал в в Двараке, что на севере Индии. Цветы были настолько прекрасны, а их аромат настолько нежен, что другая жена Кришны, Сатьябхама, возжелала, чтобы небесные цветы были посажены и в ее саду тоже. Она ревниво относилась к тому, что внимание Кришны все больше и больше было занято Рукмани, и хотела привлечь его ближе к себе. Она стала умолять его подарить такие же прекрасные цветы и ей.

Чтобы удовлетворить желание второй жены, Кришна погрузился в глубокую медитацию, и, находясь в таком состоянии, вырвал дерево париджат с корнями из небесного сада. Прежде, чем он покинул небесный сад, небесные садовники предупредили его, что своим поступком он навлечет на себя гнев Индры, так как, это дерево принадлежит его жене Сати.

Вернувшись Кришна рассказал об этом Сатьябхаме, однако, та не посчитала это обстоятельство помехой, сказав, что дерево должно являться общей собственностью и принадлежать всем живущим на земле и на небесах. В ответ на гневные упреки Индры, Кришна объявил войну ему и его небесной армии. После долгих сражений, силы Кришны одержали победу и Индра был вынужден отступить. Сатьябхама зло насмехалась над могущественным богом богов, называя его трусом и предлагая забрать свое паршивое дерево обратно. Кришна, чувствуя себя скорее не победителем, а виновником всего происшедшего, тоже хотел вернуть париджат в его небесную обитель.

Однако, Индра сказал, что ему не стыдно быть побежденным воплощением Вишну, и что дерево будет теперь расти на земле. Индра сам посадил его в Двараке, откуда его аромат разносился по всей земле и приносил радость всему живому.

Вот так первое дерево париджат появилось на земле, его цветение приходится на канун Нового года, дивный запах его цветов слышан на расстоянии пятисот метров. Аромат этот оказывает такое воздействие на людей, что вдыхая его, они получают возможность вспоминать события своих предыдущих жизней в иных воплощениях. И от этих воспоминаний им становится грустно..

И так как париджат был послан на землю столь божественным способом, он является предметом поклонения благочестивых индийцев, справедливо считающих, что деревья, цветы и благоухание являются для человечества великим благом, ниспосланным самим Владыкой Мироздания.

Подари себе сладкую печаль

Таков наш жасмин

Что ж, как видно, еще древние мудрецы обратили свое внимание на то, что запах, эта законсервированная человеческая память, способен пробудить в человеке давно забытые чувства и воспоминания. На Востоке память имеет более обширное значение, чем на Западе, она включает в себя возможность вспомнить свои прежние существования, ведь, здесь верят в то, что душа человеческая проходит бесчисленное количество рождений на пути к достижению совершенства. Но основные принципы стимуляции памяти посредством запаха нашли свое место и в западной цивилизации (см.статьи "Ароматные чудеса природы" ), хотя мы, грешные, можем рассуждать об этом всего одну человеческую жизнь.

Рассуждать? Не только! Индийский красавец-париджат отлично живет в домашних условиях. Ему нужен удобный контейнер, регулярный полив и, самое главное - тепло, особенно в долгие злые зимние месяцы, чтобы он мог набраться сил для своего волшебного предновогороднего цветения. Успех превзойдет все ожидания! И не надо бояться слова "грусть" . Ведь и слово беллетристика произошло от понятия belle trista - прекрасная грусть, чувства, без которого наша эмоциональная палитра была бы намного беднее.

Дерево Баньян, как ни странно это звучит, - жизненная форма нескольких видов фикусов. Носит же это растение общее наименование - Фикус бенгальский (Ficus benghalensis). Баньян также имеет наименования на санскрите это: nyagrodha, vat, vata, bahupada.

Чем же примечателен баньян? Самая большая в мире крона - у баньяна. Баньян ещё так же любят называть «дерево-лес», ведь у него, посмотрите на фото, тысяча стволов в отличие от обычных деревьев. Обратите внимание насколько широко раскидывает это дерево свои ветви!


Название «баньян» (banyan) дали дереву европейцы. А произошло это так: мореплаватели из Англии и Португалии обратили внимание, что индусские торговцы (Banyans (в переводе с английского - маклер) любят собиратьсядля своей коммерческой деятельности, общения, да и просто отдыха под высокими деревьями. Отсюда и появилось название «Banyans tree» (то есть, дерево торговцев), а позже слово «баньян», по логике вещей, стало обозначать и само дерево.

Каким же образом это дерево может расти вширь больше, чем вверх (помните про самую большую в мире крону?) и при этом не упасть на землю из-за своего огромного веса под действием силы тяжести? Может ли основной ствол быть настолько сильным?

Так вот, все дело в дополнительных стволах. Это они по мере того как растет дерево отрастают и начинают поддерживают каждую из веток.

На санскрите слово «Ньягродха» (санскритское nyagrodha) обозначает «вниз растущее». А слово «Вата» (санскритское vata) в переводе обозначает - «ветер, двигаться, окружать», от имеющейся способности баньяна разрастаться в стороны на большие расстояния.
Ну и слово «Бахупада» (санскритское bahupada) означает «одно со многими ногами, многоногое», и отмечает способность дерева отращивать дополнительные стволы.


У взрослого бадьяна (растение может жить сотни лет) из ствола и ветвей вырастают большие воздушные корни, которые достигнув земли начинают укореняться, обеспечивая растение необходимыми питательными веществами и водой. С течением времени корни становятся толстыми и трансформаруются в дополнительные стволы, тем самым становясь опорой для общей густой листвы. Таким образом, баньян разрастается вширь, как бы «шагая» новыми стволами, разрастаясь во все стороны. С течением времени из одного дерева образуется небольшая роща. Вот так баньян иногда умудряется занять территорию до нескольких гектаров.


Имеется информация, что некоторые старые деревья, которым было уже сотни (а некоторым из них даже тысячи) лет, выростали свыше 30 метров в высоту и были более 400 метров в окружности. Этот баньян имел порядка 1300 вторичных стволов и еще до 3000 корней воздушных. Представьте, по оценкам мпециалистов, под кроной одного такого "деревца" можно было разместить около 10000 человек.

Для роста и развития баньяна подходит влажный тропический климат, коим обладает Индия. Это здесь находятся наиболее известные баньяны: в Калькутте, Адьяре, Бангалоре, Ауровиле. Ростут они и в США, например, во ФЛориде и Гаваях.


В Ботаническом саду индийского города Калькутта находится знаменитый Великий Баньян - Great Banyan Tree. Этому дереву насчитывается более 250 лет. Упоминания о нём можно встретить в некоторых записях путешественников, которые жили в 19 веке. За свою обозримую историю дерево было несколько раз повреждено, при этом наиболее сильные повреждения баньян получил от двух больших циклонов в 1864 и 1867 годах. Как результат этих циклонов - несколько центральных стволов были, увы, сломаны. Часть дерева была поражена грибком. В 1925 году был удален главный ствол Великого Баньяна, так как начались значительные разрушения ствола из-за болезни. Окружность его составляла на тот момент времени при высоте 1,7 м - 15,7 м, и при этом сам ствол был более 4 метров в диаметре. Площадь, занимаемая деревом составляла - 14428,44 кв.м. На сегодняшний день высота этого баньяна 24,5 м, а окружность кроны порядка 420 м. Дерево имеет около 2800 воздушных корней-стволов.

Великий Баньян внесен в Книгу рекордов Гиннесса.


Первенство калькуттского баньяна по размерам пытается оспаривать ещё один индийский баньян - Big Banyan Tree, растущий в 28 км от Бангалора . Возраст этого баньяна около 400 лет, занятая им площадь - 3 акра.

Крупнейший баньян в США выходец из Индии, его зовут - Florida Champion Tree. Посажен он в 1927 году в поместье Томаса Эдиссонаво, что во Флориде. Высота дерева составляет - до 19 м, окружность центрального ствола - 1,5 м, а размах кроны - 58 м.


В город Лахайна (Lahaina) (Гавайи, США) Баньян был привезён так же из Индии. Деревце высотой 2,4 метра было торжественно посажено 24 апреля 1873 года шерифом города в ознаменование 50-й годовщины Христианской миссии. Сейчас это Banyan Tree Park в центре города - парк из одного дерева, под кроной которого устраиваются всевозможные мероприятия. Баньян разросся до 60 м в ширину и 16 м в высоту, имеет 12 главных стволов в дополнение к огромному ядру.

Огромный баньян сам по себе является экосистемой: «дерево-лес» предоставляет приют и безопасность многим птицам, мелким животным, обезьянам, змеям, ящерицам, насекомым.

В странах Юго-Восточной Азии, особенно в Индии и Китае, Баньян находится в ряду сакральных деревьев. И прежде всего, из-за его способности расти в течение многих-многих лет.Это такой своеобразный символ вечной жизни, а так же устойчивости и несгибаемости. Отсюда и бережное отношение к "великанам". Считается, что если баньяну будет нанесен какой-либо вред (обрезка, рубка), то это вызовет гнев богов, для искупления которого потребуется жертва.

Дерево является древнейшим образом человеческого бытия и его упоминание можно найти в культуре всех известных древних цивилизаций. Практически у каждого народа имеется своё представление Мирового древа (так называемые древо жизни, древо познания, небесное древо, древо восхождения, шаманское древо) или его вариантов (мировой столп, ось мира, лестница, мировая вертикаль, мировая гора, крест).

Надо иметь в виду, что Баньян символизирует не только макрокосмос, но и микрокосмос , то есть самого человека.


Мировое дерево олицетворяет собой постоянно меняющуюся, обновляющуюся и возрождающуюся Вселенную, оно представляет собой неисчерпаемый космический источник жизни. Оно появляется из семени, растет и создает свой мир, свою жизнь. Это образ порядка и гармонии в противовес Хаосу.

PS. Если говорить о древностях, то пожалуй, самым древним вариантом окантовки пола на территории многих стран, богатых деревом, является деревянный плинтус. Естественно изготавливается он не из баньяна, а из других пород дерева более подходящих для этой цели. Так деревянный плинтус издревле широко применяется в строительстве. Деревянный плинтус и в частности белый деревянный плинтус — это классика славянского домостроя, которая находит широкое применение и в современном строительстве.