Рубрика «всемирный совет будущего. Международный совет церквей евангельских христиан - баптистов

Международный Совет Церквей Евангельских Христиан - баптистов

Международный союз церквей евангельских христиан - баптистов (МСЦ ЕХБ, старое название СЦ ЕХБ) - добровольное объединение самостоятельных и равноправных церквей, исповедующих евангельско-баптистское вероучение. Верующих данного союза часто называют: "отделенные" или "нерегистрированные".

История МСЦ ЕХБ начинается с 1960 года, с принятием ВСЕХБ двух нормативных документов, регулирующих церковную жизнь: «Новое положение ВСЕХБ » и секретное «Инструктивное письмо старшим пресвитерам». Этими документами на деятельность местных общин ЕХБ накладывались ограничения, основанные на установках властей по отношению к религии: так, запрещалось крестить людей до 18 лет, а старше этого возраста - лишь после сурового двух-трехлетнего испытательного срока; запрещалось проповедовать за пределами своей общины, а членам своей общины - только в молитвенном доме; запрещалось присутствовать на богослужениях в других общинах; запрещалась на взаимопомощь между членами общины и т.д.

Несмотря на секретность «Инструктивного письма», его положения стали известны многим членам общин ЕХБ. А. Ф. Прокофьев, Г. К. Крючков, Г. П. Винс и др. восприняли «Новое положение» и «Инструктивное письмо» в качестве свидетельства о вероотступничестве руководства ЕХБ и создали «Инициативную группу» по отмене данных документов и возвращению к ситуации, существовавшей до их появления. 25 февраля 1962 г. Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ. Поскольку добиться съезда, представляющего все общины ЕХБ в СССР, так и не удалось, было принято решение о выходе из-под опеки ВСЕХБ и о создании отдельного союза; в сентябре 1965 г. был избран постоянный руководящий орган - Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). Общины СЦ ЕХБ, в отличие от общин ВСЕХБ , не регистририровались в органах власти.

Власти не желали мириться с образованием нового союза ЕХБ встретили его жесткими гонениями: верующие СЦ ЕХБ подвергались арестам и тюремным заключениям, штрафам и увольнениям с работы, у родителей отбирались дети за воспитание их в религиозном духе; разгонялись молитвенные собрания, конфисковывались молитвенные дома, в которых проводились богослужения и т.д. Преследования начались с 1961 г. и продолжались вплоть до конца 80-х гг., с особенным ужесточением с конца 70-х - начала 80-х гг. (В некоторых республиках бывшего Союза преследования продолжаются до сих пор). Динамика арестов евангельских христиан-баптистов такова: за 10-летие с 1961 по 1970 гг. были арестованы 524 человека. В 1971 г. было 48 арестов, в 1972 - 53, в 1973-1975 гг. - 70. На 1 января 1980 г. в заключении находилось 49 баптистов, к маю 1982 г. их стало 158, что составило половину всех находившихся тогда в заключении «за веру».

С 1963 г. стал выходить духовно-назидательный журнал СЦ ЕХБ «Вестник спасения». В 1976 г. он изменил название на «Вестник истины» и под этим названием издается до сих пор. В 1966 г. Совет Церквей ЕХБ обратился с официальной просьбой разрешить отпечатать 10 тысяч Евангелий и 5 тысяч сборников духовных гимнов. Но власти даже не ответили на этот запрос. Нужда в религиозной литературе подтолкнула СЦ ЕХБ на создание собственной типографии и собственного издательства. Оно получило название «Христианин». Печатный станок был изготовлен по чертежам верующих и ими собран. Печатниками тоже стали верующие, специально этому обучившиеся. Издательство «Христианин» вынуждено было скрывать имена своих работников и местонахождение типографии. В июне 1971 г. только возникшее издательство «Христианин» обратилось к председателю Совета Министров СССР Косыгину с уведомлением о начале деятельности издательства. В заявлении говорилось: «Издательство "Христианин" - это добровольное общество верующих ЕХБ, объединившихся для издания и распространения религиозной литературы. Содержится издательство на добровольные пожертвования верующих, и поэтому распространяет литературу безвозмездно".

После распада СССР на независимые государства Союз церквей ЕХБ сохранил единство на постсоветском пространстве и впоследствии был переименован в Международный союз церквей ЕХБ, объединяющий евангельских христиан-баптистов стран СНГ, Прибалтики, а также в эмиграции (США, Канада). МСЦ ЕХБ и сегодня продолжает отказываться от государственной регистрации, что не противоречит законодательству России и республик бывшего СССР. По данным 1 января 2008 года, в МСЦ ЕХБ состояло 2964 церквей и групп с числом членов около 68000 человек.

Состав

МСЦ ЕХБ состоит из 15 объединений:

  • Северного,
  • Московско-Приволжского,
  • Курско-Рязанского,
  • Ростовско-Донецкого,
  • Уральского,
  • Сибирского,
  • Среднеазиатского,
  • Кавказского,
  • Молдавского,
  • Белорусского,
  • Киевского,
  • Харьковского,
  • Одесского,
  • Западноукраинского,
  • Американского.

Служители и сотрудники МСЦ ЕХБ

В состав Международного совета церквей ЕХБ входят 24 члена Совета и 18 его сотрудников:

Служители МСЦ ЕХБ

1. (председатель МСЦ ЕХБ) 2. РЫЖУК В. Ф. (Моск.-Приволжское объединение) 3. МИНЯКОВ Д. В. (Северное объединение) 4. ЕФРЕМОВ Г. С. (Северное объединение) 5. КУРКИН А. Я. (Курско-Рязан. объединение) 6. ЗОЛОТУХИН Н. П. (Курско-Рязан. объединение) 7. ПУШКОВ Е. Н. (Ростовско-Донецкое объедин.) 8. БУБЛИК А. И. (Ростовско-Донецкое объедин.) 9. ПИВНЕВ Д. А. (Сибирское объединение) 10. ВАЛЛ А. И. (Сибирское объединение) 11. ГЕРМАНЮК С. Г. (Сибирское объединение) 12. КРЕКЕР Н. А. (Уральское объединение) 13. МАРКЕВИЧ В. А. (Кавказское объединение) 14. АНТОНЮК Н. С. (Кавказское объединение) 15. КОСТЮЧЕНКО Г. В. (Кавказское объединение) 16. КОСТЕНКО Г. Н. (Кавказское объединение) 17. МОСКАЛЕЦ В. В. (Кавказское объединение) 18. ПЛЕТТ И. П. (Среднеазиат. объединение) 19. ХОРЕВ М. И. (Молдавское объединение) 20. НИКИТА Г. А. (Молдавское объединение) 21. АНТОНОВ И. Я. (Харьковское объединение) 22. СИТКОВСКИЙ П. Н. (Харьковское объединение) 23. РУДИЧ В. Н. (Киевское объединение) 24. БЕРЕЗОВСКИЙ В. Т. (Западноукр. объединение)

Сотрудники МСЦ ЕХБ

1. ИВАЩЕНКО Я. Е. (Киевское объединение) 2. ВЛАСЕНКО А. М. (Одесское объединение) 3. КРИВКО М. С. (Харьковское объединение) 4. МОША В. К. (Харьковское объединение) 5. ГЕРАСИМЕНКО С. Ф. (Харьковское объединение) 6. БУЛЬЧУК Н. П. (Западноукр. объединение) 7. ВОЛОШИН А. М. (Ростовско-Донецкое объед.) 8. ОВЧИННИКОВ В. М. (Ростовско-Донецкое объед.) 9. ГАММ А. В. (Уральское объединение) 10. ЧУХОНЦЕВ В. Н. (Уральское объединение) 11. ДРИДГЕР Э. И. (Уральское объединение) 12. ИЗААК П. П. (Сибирское объединение) 13. ЯНЦЕН П. Ф. (Сибирское объединение) 14. ЯНЦЕН Д. И. (Среднеазиат. объединение) 15. ГОРЯНИН М. А. (Кавказское объединение) 16. ШОХА Н. П. (Северное объединение) 17. КОНСТАНТИНОВ Г. И. (Белорусское объедин.) 18. ОРЕХОВ В. М. (Белорусское объедин.)

Ссылки

  • В.А. Попов Дело и судьба баптиста Георгия Винса . Независимая газета (17 сентября 2008). - Историю евангельского и правозащитного движения в Советском Союзе изучают по его книгам. Проверено 17 сентября 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

[ВСЦ; англ. World Council of Churches], крупнейшая международная христ. орг-ция, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды).

История

ВСЦ был сформирован на базе межхрист. движений «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work). Определенную роль в его создании сыграл и Всемирный альянс для содействия международной дружбе через Церкви (World Alliance for Promoting International Friendship through the Churches, 1914). Движение «Вера и церковное устройство» появилось в 1910 г. по инициативе Епископальной Церкви в США. По предложению еп. Ч. Брента специальная комиссия, состоявшая из представителей этой церкви, рассматривала богословские вопросы, имеющие первостепенное значение для объединения различных христ. конфессий. Эта идея была поддержана методистом Дж. Моттом, основателем Всемирной студенческой христ. федерации, и Р. Гардинером. В подготовительной встрече конференции движения «Вера и церковное устройство», состоявшейся в 1920 г. в Женеве (Швейцария), приняли участие представители 80 Церквей; на 1-й международной конференции движения в 1927 г. в Лозанне (Швейцария) 400 представителей от правосл., протестант. и свободных Церквей обсуждали проблему сходства и различий христ. Церквей. В задачу движения «Жизнь и деятельность», возникшего после окончания первой мировой войны, входило дать христ. оценку экономическому, социальному и нравственному состоянию мирового сообщества в послевоенное время и создать условия для предотвращения возможности новой мировой войны. В авг. 1920 г. в Женеве собрались 90 церковных протестант. лидеров из 15 стран для подготовки 1-й конференции. Основатель движения, глава Церкви Швеции архиепископ Н. Сёдерблом, предложил создать международный экуменический совет, для этого на конференцию были приглашены представители от правосл. и католич. Церквей. Первая конференция с расширенным составом, получившая название «Жизнь и деятельность», состоялась в 1925 г. в Стокгольме (Швеция) под девизом: «Доктрина - разделяет, служение - объединяет». В 1934 г. началась подготовка к очередной конференции «Жизни и деятельности» под рук. Архиепископа Йоркского У. Темпла и Дж. Олдема, основателя Международного миссионерского совета (International Missionary Council, 1910). В июле 1937 г., накануне конференций движений «Вера и церковное устройство» в Оксфорде (Великобритания) и «Жизнь и деятельность» в Эдинбурге (Великобритания), их представители встретились в Лондоне и приняли решение объединиться во всемирную межхрист. ассамблею. Представитель США С. Мак-Кри Каверт предложил дать ассамблее название - ВСЦ. Каждое движение направило по 7 представителей в Утрехт (Нидерланды), и в мае 1938 г. был создан Комитет ВСЦ в процессе подготовки (Provisional Committee responsible for the World Council of Churches in process of formation). Председателем комитета был избран Архиепископ Темпл, Генеральным секретарем - д-р В. А. Виссер"т Хоофт . Комитет занимался разработкой устава (constitution) и структуры буд. ВСЦ, направил приглашения 196 христ. Церквам, в т. ч. и Римско-католической Церкви (гос. секретарю Ватикана), войти в состав ВСЦ. В нач. 1939 г. Временный комитет принял решение провести 1-ю Ассамблею в авг. 1941 г., но этому помешало начало второй мировой войны. С 1940 по 1946 г. комитет продолжал свою деятельность в США, Великобритании и Швейцарии. В Женеве под рук. Виссер"т Хоофта сотрудники комитета помогали беженцам и военнопленным, создали службу военных капелланов. После окончания войны Временный комитет собирался в 1946 г. в Женеве и в 1947 г. в БакХилсе (шт. Пенсильвания, США). К нач. 1948 г. 90 Церквей официально сообщили о решении присоединиться к ВСЦ. В авг. 1948 г. в 1-й Ассамблее в Амстердаме приняли участие представители 147 Церквей (351 делегат) из 44 стран. На ассамблее были представлены все конфессиональные семьи, за исключением Римско-католической Церкви. Тема ассамблеи: «Человеческий беспорядок и замысел Божий» (Men"s Disorder and God"s Design). Итогом работы ассамблеи стало принятие устава, к-рый впосл. неоднократно пересматривался, а также были определены условия (rules) для вступления во ВСЦ, названы приоритетные направления в деятельности Совета. Обсуждались возможности установления и поддержания связей с др. экуменическими орг-циями. Декларацию «О природе Совета» решено было выработать позднее. На ассамблее подчеркивалось, что одна из основных задач для Церквей в ХХ в.- это миссионерская и евангелизаторская деятельность. Возникла острая дискуссия между представителями 2 политических систем. В защиту социалистической идеи выступил реформатский богослов Й. Громадка (Чехословакия), против был Дж. Ф. Даллес (буд. гос. секретарь США), представлявший Пресвитерианскую церковь в США , призвавший к уничтожению социализма во всех его формах. В истории ВСЦ эту дискуссию рассматривают как свидетельство того, что никакие политические расхождения не могут служить препятствием для существования содружества христиан, т. к. главное - это добиться согласия в том, что необходимо защищать свободу, и особенно религ. свободу, человека от любых форм тирании и империализма. Ответом на сложившиеся политические реалии стала экуменическая концепция т. н. ответственного общества как альтернативы капитализму и коммунизму. На 2-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США), присутствовали 502 делегата от 161 Церкви. Тема: «Христос - надежда мира» (Christ - the Hope of the World). На ассамблее велись богословские дискуссии о понимании «христианской надежды». Европ. Церкви подходили к проблеме с эсхатологической т. зр., североамер. настаивали на возможности практического решения «здесь и сейчас». Были подтверждены призывы 1-й Ассамблеи защищать религ. свободу, бороться против расовой дискриминации. Особое внимание было уделено миссионерской работе мирян, к-рые должны быть своеобразными «мостами» между миром и Церковью. Тема 3-й Ассамблеи ВСЦ, состоявшейся в 1961 г. в Нью-Дели (Индия),- «Иисус Христос - свет мира». В ее работе принимали участие 577 делегатов от 197 Церквей. ВСЦ принял в свои ряды экуменическую орг-цию Международный миссионерский совет. Совет стал подразделением ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация». Был изменен «Базис» ВСЦ. Членами ВСЦ стали правосл. Церкви из Вост. Европы: РПЦ, Болгарская Православная Церковь, Польская Православная Церковь, Румынская Православная Церковь. На ассамблее обсуждалась также проблема отношения христианства к др. религиям и возможность диалога с ними, была принята резолюция против антисемитизма. ВСЦ стал больше внимания уделять помощи голодающим, беженцам, жертвам стихийных бедствий и т. д. независимо от их религ. принадлежности. 4-я Ассамблея состоялась в 1968 г. в Уппсале (Швеция). На ассамблее присутствовали 704 делегата от 253 Церквей. Тема: «Се, творю все новое» (Behold, I Make All Things New). Перед ассамблеей совместная комиссия представителей Римско-католической Церкви и ВСЦ выработала документ «Кафоличность и апостоличность». Кафоличность толковалась как выражение истины и милосердия Христа и Св. Духа, причем полное ее осуществление возможно только с пришествием Христа во славе, т. е. кафоличность в экуменическом понимании приобрела и эсхатологическое измерение. На основе этого документа был составлен доклад «Святой Дух и кафоличность Церкви» для обсуждения на ассамблее в Уппсале. В этом докладе кафоличность определялась как качество, через к-рое Церкви выражают полноту и целостность жизни во Христе. Ассамблея отметила, что в деле примирения и консолидации светские институты бывают более эффективны, чем церковные, поэтому Церкви должны приобрести «новую открытость миру» с его «стремлениями, достижениями, неуемностью и отчаянием». Прозвучал призыв усилить миссионерскую деятельность и расширять диалог с миром. На ассамблее было заявлено о возможности вступления Римско-католической Церкви во ВСЦ, что так и не состоялось. После обсуждения вопроса о молитвенном служении ассамблея призвала Церкви-участницы изучать молитвенные практики друг друга. Было принято неск. новых программ и созданы соответствующие комитеты и комиссии: по борьбе с расизмом, по диалогу с представителями др. религий, по «справедливости и служению», медицинская. В 1971 г. к ВСЦ присоединился Всемирный совет христ. образования (World Council of Christian Education), к-рый получил статус департамента по образованию. 5-я Ассамблея состоялась в 1975 г. в Найроби (Кения) и собрала 676 делегатов от 285 Церквей. Тема: «Иисус Христос освобождает и объединяет». Было декларировано, что вера в Триединого Бога и обращение ко Христу тесно связаны с выполнением социально-политических обязательств и активным участием в изменениях экономических и социальных структур на благо человечеству. Ассамблея обратилась с просьбой к Церквам-членам ВСЦ присылать отзывы на документ «Крещение, Евхаристия, служение», подготовленный комиссией «Вера и церковное устройство». Работа ассамблеи была направлена на обсуждение принципов создания справедливого, объединенного и устойчивого общества. 6-я Ассамблея ВСЦ проходила в 1983 г. в Ванкувере (Канада) при участии 847 делегатов от 301 Церкви. Тема: «Иисус Христос - жизнь мира». Среди приоритетных направлений работы ВСЦ ассамблея назвала включение Церквей-членов ВСЦ в процесс признания ответственности за справедливость, мир и целостность творения в мировом сообществе. На ассамблее была проведена т. н. Лимская литургия, составленная М. Тюрианом для пленарного заседания комиссии «Вера и церковное устройство» в Лиме (Перу, 1982), на к-ром был принят окончательный вариант документа «Крещение, Евхаристия, служение». Этот документ явился попыткой согласовать учения о таинствах разных христ. Церквей. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друг друга, что рассматривалось как «экуменическое действие Святого Духа», направленное на создание новой «экуменической традиции». Лимская литургия содержала богослужебные элементы, заимствованные из различных христ. традиций, и должна была стать наглядным выражением идей принятого на ассамблее документа «Крещение, Евхаристия, служение». 7-я Ассамблея состоялась в 1991 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 842 делегата от 317 Церквей. Тема: «Приди, Святой Дух,- обнови все творение» (Come, Holy Spirit,- Renew the whole Creation) была впервые сформулирована как молитвенный призыв ко Св. Духу. Организаторы ассамблеи надеялись, что пневматологический аспект откроет новые перспективы в богословской дискуссии и во взаимном изучении молитвенного опыта. Однако война в Персидском зал., начавшаяся за 3 недели до открытия ассамблеи, спровоцировала дискуссии о допустимости ведения т. н. справедливых войн. В ходе ассамблеи стало ясно, что экуменическое движение за годы существования так и не достигло единства своих членов по отношению к таким вопросам, как Евхаристия, Священство и природа Церкви. Ассамблея выразила поддержку коренному населению Австралии и обратилась к правительству страны с просьбой вернуть аборигенам отобранные земли. 8-я Ассамблея ВСЦ состоялась в 1998 г. в Хараре (Зимбабве). В ней приняли участие 966 делегатов от 336 церквей. Тема: «Обратись к Богу - возрадуйся в надежде». Ассамблея проходила в год 50-летия ВСЦ и была в основном посвящена подведению итогов его деятельности, а также формированию планов на будущее.

Цели и задачи

В ст. 1 Устава ВСЦ дается определение «Базиса» - общей богословской основы для Церквей-членов. Первый «Базис» был разработан в Утрехте (1938) и принят на ассамблее в Амстердаме (1948). В нем говорилось, что ВСЦ - содружество Церквей, к-рые принимают Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Однако не все Церкви-члены были согласны с такой формулировкой, поскольку полагали, что основа для сотрудничества должна иметь ярко выраженный тринитарный характер, а также содержать упоминание о Свящ. Писании. Новый «Базис» был принят на 3-й ассамблее в 1961 г. в Нью-Дели и определил ВСЦ как «содружество Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Свящ. Писанию и стремящихся вместе исполнить общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». На ассамблее в Амстердаме было заявлено также, что ВСЦ не «всемирная Церковь», к-рая стоит над всеми др. Церквами, а инструмент для достижения христ. единства и осуществления сотрудничества в вопросах, требующих совместных действий. В 1950 г. в Торонто (Канада) ЦК ВСЦ была принята декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» (т. н. Торонтская декларация), в к-рой говорилось, что ВСЦ не является и не должен стать сверхцерковью, а также не может брать за основу деятельности лишь одну концепцию Церкви. ВСЦ стремился показать, что среди его членов есть место для любой Церкви, чья экклезиология не противоречит его «Базису». Членство во ВСЦ не означает, что каждая церковь должна признавать в др. Церквах, входящих в Совет, «наличие элементов» истинной Церкви. Членство во ВСЦ также не означает принятия единой для всех Церквей доктрины о сущности христ. единства. Хотя Торонтская декларация до сих пор остается одним из основополагающих документов ВСЦ, многие ее положения постепенно морально устаревали, что привело к созданию новой декларации «К общему пониманию и видению ВСЦ» (Towards Common Understanding and Vision of the WСC), представленной в 1998 г. на ассамблее в Хараре. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в «общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ - это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт».

Структура

Высшим руководящим органом ВСЦ является ассамблея, к-рая собирается 1 раз в 7 лет. Ее участниками являются представители всех членов ВСЦ, делегированные церквами и религ. орг-циями, обладающие правом голоса. Ассамблея избирает 8 президентов ВСЦ, к-рые составляют Президиум ВСЦ, и 150 (максимум) членов ЦК (пропорционально численности, конфессиональной принадлежности и географическому положению Церквей). Центральный комитет избирает Генерального секретаря ВСЦ, к-рый является главой исполнительного комитета и руководителем всех адм. сотрудников ВСЦ. Генеральными секретарями были: В. А. Виссер"т Хоофт (1948-1966), Юджин Карсон Блейк (1966-1972), Филип А. Поттер (1972-1984), Эмилио Кастро (1985-1992), Конрад Райзер (1993-2003) и Сэмюэл Кобиа (с 2004).

Ассамблея 1948 г. создала 12 основных отделов (36 сотрудников), к-рые находились под контролем генерального секретариата. В 1956 г. на ассамблее в Эванстоне деятельность ВСЦ была распределена между 4 большими подразделениями, каждое из к-рых имело свои отделы: изучения (Studies) - «Вера и церковное устройство», «Церковь и общество», «Евангелизация и миссионерские изучения»; экуменические действия (Ecumenical Actions) - молодежь, миряне, «Женщины и мужчины в Церкви и обществе», Боссе экуменический ин-т ; межцерковная помощь, беженцы и международные дела (Interchurch Aid, Refugees and International Affairs); информация (Information). Ассамблея в Уппсале (1968) приняла решение изменить структуру «для упрощения и лучшей координации работы». В 1972 г. во ВСЦ было преобразовано 3 отдела: «Вера и свидетельство» (Faith and Witness); «Справедливость и служение» (Justice and Service) и «Образование и обновление» (Education and Renewal). Каждый отдел работал по специальным программам. Целью такой реорганизации было преодоление разрыва между теорией и практикой. Каждая из единиц имела подъединицы со специальными программами. После ассамблеи в Хараре (1998) деятельность ВСЦ разделена на 4 основных направления, подразделяющиеся на неск. групп (teams): связи (Церковь и экуменические связи, межрелиг. связи и диалог, международные связи, религ. связи и разделение ресурсов); проблемы и темы (образование и экуменическое формирование, вера и устройство, справедливость, мир и творение, миссия и евангелизация); коммуникации (общедоступная информация, публикации и документы); финансы, службы и администрация.

Православные Церкви и ВСЦ

В янв. 1920 г. появилось окружное послание К-польского Патриарха, призывавшее всех христиан к установлению добрых отношений, к сотрудничеству, к богословскому диалогу и к созданию Лиги Церквей по образцу Лиги Наций. В послании приводились следующие аргументы для участия правосл. богословов в межхрист. встречах: представители др. церквей будут черпать свои познания о правосл. Церкви из живого общения с ее представителями; общение с протестантами поможет постепенному искоренению у них предубеждений в отношении Православия как христианства 2-го сорта; правосл. христиане постепенно поймут образ мыслей своих зап. братьев и узнают, что разные изъявления христ. веры и жизни зависят от исторических обстоятельств и условий, влиянию к-рых в своем продолжительном историческом развитии Вост. церкви не подверглись (Православие и экуменизм. С. 68-71). Т. о. постепенно формировались основные принципы участия правосл. Церквей в экуменическом движении, важнейшим из к-рых стал принцип свидетельствования о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей. В том же году представители К-польской, Александрийской, Элладской, Сербской, Болгарской Церквей и рус. эмиграции приняли участие в учредительной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Женеве, где предложили до начала серьезных дискуссий об объединении создать «содружество Церквей» для «совместной деятельности в сфере моральных и социальных проблем». В 1927 г. на конференции в Лозанне православные выступили с критикой документов движения «Вера и церковное устройство», к-рые, с их т. зр., предлагали только внешнее единство христиан, допуская излишнюю широту в толковании христ. вероучения, и отказались от голосования, т. к. сочли недопустимым любой компромисс в вероучении, а также нашли, что термины, использовавшиеся в документах, допускают двоякое толкование. Правосл. Церкви принимали участие в работе движения «Жизнь и деятельность». Так, в 1925 г. на 1-м межцерковном конгрессе в Стокгольме присутствовали делегаты К-польской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Румынской, Сербской и Болгарской Православных Церквей. В 1936 г. в Афинах на 1-м всеправославном конгрессе богословов обсуждался вопрос об участии правосл. Церквей в экуменическом движении и была принята следующая резолюция: «Считая экуменическую работу для единства церкви и для практического христианства отрадным выражением пробуждения нового интереса к Церкви и богословию, конгресс приветствует это движение и уверяет, что он готов в православном духе сотрудничать в этом деле». В 1946 г. РПЦ получила приглашение от Комитета ВСЦ в процессе подготовки принять участие в формировании Совета. Была назначена делегация во главе с митр. Николаем (Ярушевичем), но предполагаемые контакты и поездки не состоялись. В обстановке начинавшейся тогда «холодной войны» руководители СССР не сочли возможным разрешить международные церковные контакты. Митр. Николай поддерживал переписку с Виссер"т Хоофтом, изучал материалы подготовки 1-й Ассамблеи ВСЦ в Амстердаме. В 1948 г. в Москве состоялось празднование 500-летия автокефалии РПЦ и приуроченное к нему Совещание Глав и представителей Православных Церквей. В совещании приняли участие представители К-польской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской Поместных Православных Церквей. Наряду с проч. вопросами обсуждалась тема «Об отношении Православной Церкви к экуменическому движению». В резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь», принятой совещанием, говорилось: «В течение всех истекших десяти лет (с 1937 по 1948 г.) идея воссоединения Церквей на догматической и вероучительной почве документально больше уже не обсуждается - ей дано второстепенное педагогическое значение для будущего поколения… снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая, по слову Апостола, доступна и бесам (Иак 2. 19; Мф 8. 29; Мк 5. 7)» (Там же. С. 189-191). Констатировав это, совещание постановило сообщить ВСЦ, что все Православные поместные Церкви - участницы совещания вынуждены отказаться от участия во ВСЦ. В результате в 1-й Ассамблее ВСЦ в Амстердаме участвовали только К-польская и Элладская Православные Церкви. В 1946 г. в РПЦ был создан Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), к-рый тщательно изучал деятельность ВСЦ и поддерживал переписку и контакты как с правосл., так и с протестант. деятелями экуменического движения. Как положительный факт в развитии ВСЦ было воспринято принятие Торонтской декларации 1950 г., в к-рой ясно говорилось, что ВСЦ не является церковью и никогда не станет сверхцерковью. Было также положительно отмечено стремление ВСЦ выработать ясное определение, что же такое «единство Церквей», к-рое было бы приемлемо для всех христ. конфессий. К 1958 г. практически определилась положительная позиция РПЦ к вступлению во ВСЦ. До 1961 г. проводились долгие и интенсивные переговоры. В авг. 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегации РПЦ с делегацией ВСЦ. От РПЦ участвовали: митр. Николай (Ярушевич) , еп. Смоленский Михаил (Чуб) , заместитель Председателя ОВЦС, А. С. Буевский , секретарь ОВЦС. От ВСЦ - председатель ЦК ВСЦ д-р Ф. К. Фрай, д-р Виссер"т Хоофт, Генеральный секретарь ВСЦ, и митр. Митилинский Иаков (Клеомврот) , представитель К-польского Патриархата при ВСЦ. В марте 1959 г. для изучения деятельности и структуры ВСЦ в Женеву был направлен прот. Виталий Боровой , затем он как офиц. наблюдатель от РПЦ посетил заседание ЦК ВСЦ на о-ве Родос. В дек. 1959 г. в Москву прибыла 1-я офиц. делегация ВСЦ во главе с Виссер"т Хоофтом. В ходе переговоров по предложению РПЦ был выработан проект нового «Базиса» ВСЦ с ярко выраженной тринитарной основой. Позднее он был принят на 3-й Ассамблее в Нью-Дели. В нояб. 1960 г. еп. Никодим (Ротов) и Буевский встретились в Женеве с д-ром Виссер"т Хоофтом для подготовки вступления РПЦ во ВСЦ. В нач. марта 1961 г. в Женеву прибыли председатель ОВЦС еп. Никодим, прот. В. Боровой и Буевский для окончательного согласования с д-ром Виссер"т Хоофтом вопросов вступления РПЦ во ВСЦ. 30 марта 1961 г. Свящ. Синод РПЦ, заслушав доклад Председателя Комиссии по межхрист. связям РПЦ при Свящ. Синоде митр. Крутицкого и Коломенского Питирима (Свиридова) , постановил: «Считать вступление РПЦ во ВСЦ своевременным и просить Святейшего Патриарха направить письмо генеральному секретарю ВСЦ с заявлением о желании РПЦ вступить в число членов ВСЦ». Решение вступить во ВСЦ одобрил и Архиерейский Собор, проходивший в июле 1961 г.

В 1961 г. на 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели РПЦ стала его полноправным членом. Примеру Русской Церкви последовали и др. участники Совещания 1948 г. Следует отметить, что в это время РПЦ находилась в достаточно тяжелом положении. Руководитель СССР Н. С. Хрущёв , с одной стороны, начал новые гонения на Церковь внутри страны, а с другой - сделал попытку расширить взаимодействие с различными гос-вами мира, используя для этих целей и Церковь. РПЦ также нужны были связи с зарубежными христианами, чтобы с их помощью если не прекратить, то хотя бы ослабить давление на Церковь со стороны гос-ва. На протяжении дальнейших лет участия в структурах ВСЦ представители РПЦ действительно шли на компромиссы и уступки Советскому гос-ву в политических и общественных вопросах, обсуждавшихся на заседаниях ВСЦ, но никогда не было сделано никаких отступлений в вопросах веры и догматического учения. Уже на 3-й Ассамблее было сделано «Заявление» правосл. участников, в к-ром четко изложено правосл. видение христ. единства: «Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как междоминационное урегулирование. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь - это именно Церковь… Православная Церковь… имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире как носитель и свидетель традиций древней неразделенной церкви, из которых происходят все существующие деноминации путем упрощения и отделения… Единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому» (Там же. С. 248-249). В 1975 г. на 5-й Ассамблее ВСЦ в Найроби православные решительно протестовали против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. В 1983 г. на 6-й Ассамблее ВСЦ в Ванкувере представители правосл. Церквей выступили против использования т. н. инклюзивного языка - именования Бога в жен. роде.

На протяжении 80-90-х гг. ХХ в. во внутренней жизни протестант. церквей произошли значительные изменения. Широкое распространение получили такие явления, как жен. священство, а в нек-рых сообществах и жен. епископат, отрицание греха гомосексуализма и поддержка прав геев и лесбиянок вплоть до освящения их браков и рукоположения в пасторское и в епископское достоинство. Учитывая, что подавляющее большинство членов ВСЦ составляют именно протестант. церкви, все эти процессы в той или иной степени проявлялись в мероприятиях, документах и дискуссиях ВСЦ. В результате представители правосл. Церквей оказались втянутыми в обсуждение абсолютно чуждых им проблем и вопросов. А поскольку решения во ВСЦ принимаются простым большинством голосов, то не раз получалось, что правосл. участники как бы поддерживали все принятые в рамках ВСЦ решения, хотя в действительности они выступали против. Такое положение не могло считаться нормальным. Беспокойство вызывало и безграничное умножение числа членов ВСЦ, к-рые иногда представляли собой мелкие группы, возникшие в результате продолжающегося деноминационного деления протестант. сообществ. Также членами ВСЦ становились многочисленные межхрист. орг-ции с неясными целями. Впервые в этих новых обстоятельствах православные выразили протест на 7-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в Канберре в 1991 г. Было принято специальное «Заявление», подписанное всеми правосл. участниками ассамблеи, в к-ром говорилось, что православные обеспокоены наблюдаемым отходом от «Базиса» ВСЦ. В результате «во многих документах ВСЦ мы не находим утверждения, что Иисус Христос есть Спаситель мира… Наблюдаем отход от библейски обоснованного христ. понимания: а) Триединого Бога, б) спасения, в) благой вести самого Евангелия, г) человека как сотворенного по образу и подобию Божию, д) Церкви, а также иных вероучительных вопросов» (Там же. С. 432). Также в «Заявлении» с тревогой говорилось, что «некоторые участники ассамблеи склонны с большой легкостью утверждать присутствие Святого Духа без различения во многих действиях и событиях… Мы должны остерегаться склонности к подмене Святого Духа, исходящего от Отца и пребывающего в Сыне, «частными» духами, духами мира и иными духами» (Там же. С. 433). Наконец, было заявлено о недовольстве православных «способами принятия решений», когда их мнения практически не учитываются, и был поставлен вопрос о пересмотре отношений с ВСЦ. Более подробно эти проблемы православные рассмотрели на Всеправославных совещаниях в 1991 г. в Фанаре (Турция), в 1995 г. в Шамбези (Швейцария), в 1996 г. в Бейруте (Ливан).

РПЦ как одна из основных инициаторов перемен во ВСЦ провела силами Синодальной Богословской комиссии изучение ситуации в экуменическом движении. Результаты исследования были представлены в докладе Архиерейскому Собору 1994 г. Собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», в к-ром отмечалось, что участие Русской Церкви в деятельности ВСЦ на протяжении 35 лет прежде всего являлось «свидетельством о Православии перед лицом инославного мира». Была поставлена задача проанализировать экуменический опыт и только тогда уже сделать окончательные выводы о смысле участия РПЦ в экуменическом движении, в т. ч. и во ВСЦ.

В кон. 90-х гг. XX в. разногласия между правосл. Церквами и ВСЦ становились все более острыми. В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято. В 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ снова рассматривал вопрос об экуменизме и о том, может ли РПЦ оставаться членом ВСЦ. Было решено обсудить проблему совр. экуменического движения на всеправосл. уровне, а «в настоящее же время продолжить участие представителей РПЦ в работе международных христианских организаций, отмечая особую важность в переживаемый момент православного свидетельства в разделенном грехами христианском мире» (Там же. С. 485). Всеправославное совещание было созвано весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Было заявлено, что нынешняя структура ВСЦ, механизм принятия решений, организация совместных молитв являются неприемлемыми для правосл. Церквей. Представители правосл. Церквей заявили, что или они уйдут из ВСЦ, или ВСЦ должен быть радикально реформирован. Со стороны РПЦ была предложена новая модель межхрист. сотрудничества: Всемирный Христианский Форум, не предполагающий формального членства Церквей и открывающий возможности для равноправного сотрудничества. Совещание приняло совместное коммюнике «Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением», в к-ром, в частности, выражалась обеспокоенность православных «определенными тенденциями в жизни некоторых протестантских Церквей, членов ВСЦ, находящими свое отражение в дебатах ВСЦ», отсутствием прогресса в экуменических богословских дискуссиях и ощущением того, что существующая структура ВСЦ делает сколь-либо значимое правосл. участие все более затруднительным, а для нек-рых и невозможным. В дек. 1998 г. на 8-й Ассамблее в Хараре «Заявление» правосл. Церквей, принятое в Фессалонике, было обнародовано. В ответ на это ассамблея создала Специальную комиссию по участию правосл. Церквей в работе ВСЦ в составе 60 чел. от правосл., Древних Восточных и протестант. Церквей. РПЦ также выработала позицию по отношению к экуменическому движению на совр. этапе. архиерейский юбилейный Собор 2000 г. среди проч. принял документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», к-рый имеет Приложение «Участие в международных христианских организациях». В нем подробно проанализирована работа РПЦ в рамках ВСЦ и выражена озабоченность совр. состоянием ВСЦ по всем пунктам, обозначенным Всеправославным совещанием в Фессалонике в 1998 г. Специальная комиссия ВСЦ провела 4 пленарных заседания: в Морже (Швейцария, дек. 1999), в Каире (Египет), где ее принимали патриарх Шенуда III и Коптская Православная Церковь (окт. 2000), в Берекфюрдё (Венгрия, нояб. 2001) по приглашению еп. Реформатской Церкви Венгрии Г. Бёльчкеи и в Хельсинки (Финляндия), где ее принимали еп. В. Хуотари и Финская Лютеранско-Евангелическая Церковь (май 2002). В Хельсинки впервые присутствовали представители Иерусалимского Православного Патриархата. В заключительном отчете комиссии (Женева, 2002) были выработаны новые подходы к членству во ВСЦ, новые механизмы принятия решений и сделаны конкретные предложения по проведению молитвенных собраний на межхрист. встречах. В частности, ВСЦ было рекомендовано полностью отказаться от использования термина «экуменическое богослужение». У ВСЦ нет и не может быть своей экклезиологии, а значит, не может быть и собственного богослужения. Было предложено также внести в устав ВСЦ положение о необходимости исповедания членами ВСЦ Никео-Константинопольского Символа веры и поднять нижний порог членства с 25 до 50 тыс. членов, т. к. с т. зр. комиссии православные должны составлять не менее 25% от общего количества членов. Заключительный отчет Специальной комиссии был представлен ЦК ВСЦ (февр. 2005), к-рый одобрил поправки, внесенные комиссией в Устав и правила ВСЦ. Т. о., был введен новый механизм принятия решений на основе консенсуса, предполагающего полное согласие участников; голосование невозможно по вопросам, затрагивающим экклезиологию Церквей-членов ВСЦ. Для обеспечения действия новых правил ЦК учредил постоянный Комитет по консенсусу и сотрудничеству, в состав к-рого в равном количестве будут входить представители правосл. и протестант. Церквей-членов ВСЦ. Внесенные поправки будут представлены для окончательного утверждения на 9-ю Ассамблею ВСЦ в февр. 2006 г.

Лит.: Bell G . K . A . The Kingship of Christ: The Story of the World Council of Churches. Harmondsworth, 1954; A History of the Ecumenical Movement. Vol. 1: 1517-1948 / ed. R. Rouse, S. Neil. L., 1954; Vol. 2: The Ecumenical Advance, 1948-1968 / ed. H. E. Fey. L., 1970; Bilheimer R . S . Breakthrough: The Emergence of the Ecumenical Traditiion. Grand Rapids, 1989; Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902-1998. М., 1999; Elderen M ., van . Conway M . Introducing the World Council of Churches. Gen., 2001.

Е. С. Сперанская

World Council of Churches, Conseil oecumenique des Eglises , Okumenischer Rat der Kirchen, Consejo Mundial de Iglesias – крупнейшая организация, реализация одной из глобалистских утопий XX в.

Один из ведущих экуменистов XX в. объявлял экуменическое движение динамическим процессом взаимообмена Церквами благодатными дарами, что должно было служить облагодатствованию всего мира. Он настаивал на том, что деятельность чиновников ВСЦ сближает Церкви, и в этом состоит экклезиологическое значение ВСЦ, который, по его мнению, является одним из проявлений Святой Пятидесятницы.

В 1960 г. на заседании ЦК ВСЦ в Сент-Эндрюс, Шотландия присутствовали в качестве наблюдателей о. Виталий Боровой и А.Ф. Шишкин.

Осенью 1960 г. в штаб-квартире ВСЦ в Женеве состоялась встреча Виссерт Хуфта с еп. Никодимом (Ротовым) , председателем ОВЦС, и секретарем ОВЦС А.С. Буевским . Обсуждение вопросов, связанных с вступлением Русской Православной Церкви во ВСЦ, было продолжено там же в марте 1961 г., во время следующего визита еп. Никодима .

18 июля 1961 г. на внеочередном Архиерейском Соборе митр. Никодим (Ротов) делает доклад о необходимости и своевременности вступления во ВСЦ. Тогда же принимается окончательное решение о вступлении в Совет.

19 ноября – 5 декабря 1961 г. состоялась 3-я генеральная ассамблея ВСЦ в Нью-Дели (Индия). Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК. Тогда же членами ВСЦ стали: Болгарская, Польская и Румынская Православные Церкви. ВСЦ принял в свои ряды “Международный миссионерский совет”.

Среди участников Ассамблеи: митр. Никодим (Ротов) , архиеп. Афинагор Фиатирский, о. Виталий Боровой , о. Георгий Флоровский , буд. митр. Питирим (Нечаев), Филарет Денисенко, .

В 1965 г. путем негласных переговоров Виссерт Хуфту удалось договориться о принятии в ВСЦ Сербской Православной Церкви без подписания ею необходимых основных документов Совета и без обсуждения этого вопроса в Церкви.

В 1966 г. в Женеве состоялась Всемирная конференция “Церковь и общество” под эгидой ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) выступает с докладом “Диалог с римокатоликами о современной христианской социальной мысли”. Среди участников: , митр. Питирим (Нечаев), буд. архиеп. Михаил (Мудьюгин) , о. Виталий Боровой , о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский , Н.А. Заболотский.

В том же году католическая церковь становится участницей комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

В 1971 г. к ВСЦ присоединился “Всемирный совет христианского образования”.

В январе 1971 г. в Аддис-Абебе прошло заседание ЦК ВСЦ “Диалог с людьми других религиозных убеждений”. Ключевым стал доклад митр. Георгия (Ходра) на тему “Христианство в плюралистическом мире – Дело Духа Святого”. Он призвал христиан познать истинную духовную жизнь некрещеных и обогатить свой собственный опыт богатствами вселенского религиозного сообщества, так как, якобы, Тот же Самый Христос воспринимается как свет, когда благодать посещает брамина, буддиста или мусульманина при чтении их собственного священного писания .

В нач. 1970-х в рамках ВСЦ в среде “православных” модернистов родилась идея “миссионерской литургии”. Автором этой разрушительной для Церкви концепции был румынский богослов о. Ион Бриа, член Комиссии ВСЦ по глобальной миссии и евангелизму.

23 ноября – 10 декабря 1975 г. в Найроби (Кения) проходила 5-я Генеральная ассамблея ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) избран одним из президентов ВСЦ. Принимали участие: о. Виталий Боровой , избранный членом ЦК, и др. Буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей становится членом комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

К 1982 г. согласован меморандум комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”: “Крещение, Евхаристия и Служение” (“Лимский документ”), составленный под руководством . В работе комиссии принимал участие буд, . Этот меморандум, якобы, предлагает учение о Таинствах, общее для всех 300 церквей и сект-членов ВСЦ.

В 1983 г. состоялась 6-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, в рамках которой произошло совместное служение Евхаристии различными христианскими конфессиями. Т.н. “Лимская литургия” была компиляцией протестантских, католических и православных богослужений. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друг друга, что рассматривалось как “экуменическое действие Святого Духа”, направленное на создание новой “экуменической традиции”. Среди участников: архиеп. Иаковос, митр. Питирим (Нечаев), буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей , о. Виталий Боровой , о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский , . Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял Филарет Денисенко. Антиохийский Патриарх Игнатий IV становится одним из президентов ВСЦ. О. Виталий Боровой , А.С. Буевский – члены ЦК. вошел в группу Комиссии “Вера и церковное устройство”.

В 1985 г. представители Православных Поместных Церквей на конференции в Бостоне в основном одобрили “Лимский документ”.

В 1990 г. в Сеуле проходит Всемирная конференция ВСЦ на тему “Справедливость, мир и целостность творения”, которая заняла совершенно гностическую позицию преклонения перед “целостностью” природы. В “Послании” конференции говорится, в частности: На основании духовного опыта, полученного здесь, в Сеуле, мы обязуемся добиваться… сохранения дара земной атмосферы и созидания такой культуры, которая способна жить в гармонии с целостностью творения .

В конференции приняли участие о. Виталий Боровой , о. Леонид Кишковский (т.н. “Американская автокефальная церковь”), А.С. Буевский , О.В. Ганаба, М.Б. Нелюбова и др.

7-я Генеральная ассамблея ВСЦ состоялась в 1991 г. в Канберре. Буд. Патриарх Варфоломей возглавлял делегацию “православных” экуменистов, и был избран членом ЦК и исполкома.

Патриарх Александрийский Парфений (1920-1996) обратился к делегатам ассамблеи с заявлением: Мы стремимся к видимому единству. Это священная цель. К этому стремятся все церкви… Мы должны продолжить наш путь. Мы не должны останавливаться… Православная Церковь участвует в ВСЦ с самого начала. И она всегда останется членом ВСЦ .

На ассамблее присутствовали: о. Виталий Боровой , Николай Лосский. Патриарх Парфений избран одним из президентов ВСЦ.

В 1993 г. ВСЦ проводит Всемирную конференцию комиссии “Вера и церковное устройство” в Сантьяго, Испания. Митр. Георгий (Ходр) заявил в своем выступлении: Приверженность христиан ко Христу как Истине не должна заслонять собой истины, рассеянные в окружающих нас религиозных традициях. Все истины происходят из одного Божественного источника… Диалог является для нас первоочередной задачей, потому что в поисках Божественной истины, скрытой различными словами и символами, он позволяет проникнуть за пределы религиозных традиций… Мы поклоняемся Тому же Христу в Его путешествии по пространствам различных религий .

В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято.

Весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) созвано Всеправославное совещание по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Совещание также призвало православных участников экуменических ассамблей воздержаться от совместных богослужений. Несмотря на все это, итоговый документ настаивает на необходимости участия в ВСЦ и осуждает “деструктивный антиэкуменизм”.

8-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1998 г. в Хараре (Зимбабве). Принята декларация “К общему пониманию и видению ВСЦ”. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ – это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт .

В ходе ассамблеи “православные” экуменисты, в основном, проигнорировали запрет на участие в совместных молениях с инославными.

Среди участников ассамблеи: о. Владимир Шмалий, П.И. Мейендорф и др.

В 2006 г. прошла 9-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Порту-Алегри (Бразилия). Среди участников: Первоиерарх Албанской Православной Церкви архиеп. Анастасий (Ианнулатос), митр. Геннадий Сассимский, возглавлявший делегацию Сербской Православной Церкви, еп. Иларион (Алфеев), А. Аржаковский и др.

Архиеп. Анастасий (Ианнулатос) избран одним из президентов ВСЦ.

См. также

Источники

о. Григорий Разумовский. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948

Georges Florovsky. Orthodox Ecumenism in the Nineteenth Century // St. Vladimir’s Seminary Quarterly. 1956. № 4. PP. 2-53

митр. Николай (Ярушевич). Русская Православная Церковь и Экуменическое движение (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. №9. СС. 29-32

митр. Николай (Ярушевич). Проблема христианского единства в защите мира (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 32-34

Коммюнике о встрече делегации Святой Русской Православной Церкви и делегации Всемирного Совета Церквей (Утрехт, 7-9 августа 1958 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 35-36

Stephen C. Neill. Brothers of the Faith. NY.: Abingdon Press, 1960

Пребывание в СССР делегации Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1960. №2. СС. 47-55

Виссерт Хуфт. Заключительное обращение к Его Святейшеству Патриарху Алексию // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 2. СС. 56-58

О переговорах делегации Русской Православной Церкви с генеральным секретариатом Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1961. №4. СС. 31-32

Третья Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей: “Иисус Христос – Свет миру” (Ин. 8, 12) // Журнал Московской Патриархии. 1961. №8. СС. 75-79

митр. Анастасий (Грибановский). Воззвание ко всему христианскому миру в связи с Собранием Всемирного Совета Церквей в Нью Дэли. Сан Пауло, 1962

The New Delhi Report: The Third Assembly of the World Council of Churches 1961, London 1962

Послание IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. №10. СС. 40-41

митр. Никодим (Ротов). Русская Православная Церковь и экуменическое движение (доклад в конференц-зале Упсальского университета) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 46-55

митр. Никодим (Ротов). Слово за богослужением на пленарном собрании участников IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ, 5 июля 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 55-57

митр. Антоний Сурожский. О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 67-72

митр. Антоний. Сурожский. Homilie au Culte d’ouverture du Comite Central du Conseil Oecumenique des Eglises a Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1974. № 85-88. СС. 14-17

митр. Никодим (Ротов). Иисус Христос освобождает и объединяет (богословский аспект) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №5. СС. 55-59

А.И. Осипов. “Иисус Христос объединяет” (присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 59-65

А.И. Осипов. Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 65-70

А.И. Осипов. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. СС. 60-64

Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // Журнал Московской Патриархии. 1976, №4. C. 9

The Orthodox Church in the Ecumenical Movement // ed. Constantin G. Patelos. Geneva, 1978

The New Valamo Consultation. The Ecumenical Nature of the Orthodox Witness. Geneva, 1978

А.И. Осипов. Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978 – 1979. №12 – 1. СС. 63-65, 62-65

митр. Антоний Сурожский. Quelques reflexions sur «Des fideles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 69-77

Baptism, Eucharist And Ministry // Faith And Order Paper No. 111. 1982

В.А. Никитин, о. Тихон. Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1984. №№ 1, 2. СС. 69-72, 59-67

Миссия на пути Христовом [конференция Комиссии ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация»] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №10. СС. 52-54

Прием в Кремле участников заседания ЦК ВСЦ // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 5-7

Патриарх Игнатий IV. Об истине, о Церкви, о любви [проповедь на богослужении перед открытием 40-й сессии ЦК ВСЦ, Москва, 17 июля 1989 года] // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 52-57

Всемирная конференция ВСЦ “Справедливость, мир и целостность творения”, Сеул (Корея), 1990 года // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 12. CC. 61-65

VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 6. СС. 59-63

“Прииди, Дух Святый” (послание VII Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 48-49

Orthodox Visions of Ecumenism // ed. Gennadios Limouris. Geneva, 1994

Historical dictionary of the Orthodox church // ed. Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson. Scarecrow Press, 1996

The Ecumenical Movement, the Churches and the World Council of Churches: An Orthodox Contribution to the Reflection Process on the Common Understanding and Vision of the WCC // ed. George Lemopoulos. WCC, 1996

Ion Bria. The Liturgy after the Liturgy. Mission and Witness from an Orthodox Perspective. Geneva, 1996

Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902-1997. М.: МФТИ, 1998

Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902-1998 // сост. Е.А. Карманов. М.: ОВЦС, МФТИ, издательский дом «Грааль», 1999

Peter Bouteneff. The Orthodox at the Harare Assembly // Service Orthodoxe de Presse, March 1999

митр. Антоний Сурожский. New needs and ecumenical perspectives for the parishes of the diocese // Sourozh. 2001. № 86. P. 1

Изменения в структуре Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 2002. №9. СС. 83-85

Heinz Joachim Held. Orthodox participation in the WCC: a brief history // The Ecumenical Review/ Oct, 2003

Jean-Yves Lacoste. Encyclopedia of Christian theology. Routledge, 2005

2010 Resources For The Week Of Prayer For Christian Unity And Throughout The Year. The Pontifical Council for Promoting Christian Unity, The Commission on Faith and Order of the World Council of Churches. 2009

(ВСМ) - один из руководящих органов Движения сторонников мира. Создан на 2-м Всемирном конгрессе сторонников мира в нояб. 1950 в Варшаве. Состав ВСМ избирается на конгрессах Движения по представлению нац. к-тов сторонников мира. В 1963 в ВСМ входило св. 460 чел. из 72 стран. В ВСМ представлены 7 междунар. орг-ций: Всемирная федерация профсоюзов, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов, Междунар. ассоциация юристов-демократов, Междунар. проф. федерация работников просвещения, Междунар. орг-ция журналистов. ВСМ осуществляет руководство всемирным движением сторонников мира и определяет общее направление его деятельности, проводит обсуждение актуальных вопросов борьбы за мир, организует обмен опытом деятельности нац. движений сторонников мира. ВСМ избирает Бюро и Президиум ВСМ. Пред. Президиума ВСМ с момента его создания (май 1959) - Дж. Бернал (до сер. 1958 пред. ВСМ, исполняющим функции пред. Президиума, был Ф. Жолио-Кюри).

По инициативе ВСМ были проведены всемирные кампании за запрещение ядерного оружия, за заключение Пакта Мира между пятью великими державами и др., организован ряд междунар. конгрессов.

В 1951-61 состоялось 12 сессий ВСМ: 1-я (21-26 февр. 1951, Берлин) - приняла Обращение ВСМ о заключении Пакта Мира; резолюции: об ООН, о мирном разрешении герм., япон. и кор. вопросов; о борьбе за мир в колониальных и зависимых странах. 2-я (1-7 нояб. 1951, Вена) - резолюции: о кампании за заключение Пакта Мира между пятью великими державами; о разоружении и др. 3-я (Чрезвычайная) (1-6 июля 1952, Берлин) - Обращение к пр-вам 4 великих держав и ко всем народам; резолюции: о борьбе против ремилитаризации Японии и за демократич. Японию, о прекращении войны в Корее. 4-я (15-20 июня 1953, Будапешт) - Декларация об открытии всемирной кампании в пользу переговоров как средства разрешения всех конфликтов и, разногласий между гос-вами; Воззвание с призывом к народам потребовать от своих пр-в, чтобы они путем переговоров пришли к согласию. 5-я (23-28 нояб. 1953, Вена) - Послание орг-циям и деятелям, к-рые желают смягчения междунар. напряжения; Общая резолюция, представляющая конкретную программу действий борцов за мир, резолюция о развитии культурных связей между народами. 6-я (24-28 мая 1954, Берлин) - резолюции: по вопросу об атомном оружии, по вопросу о безопасности. 7-я (18-23 нояб. 1954, Стокгольм) - Обращение за обеспечение сотрудничества всех гос-в Европы в целях организации их общей безопасности; резолюции: о положении, сложившемся в различных частях Азии...; о положении, сложившемся в странах Лат. Америки...; о положении, сложившемся в зависимых и полузависимых странах...; о борьбе миролюбивых сил за разоружение и за запрещение оружия массового уничтожения; воззвание о созыве Всемирной ассамблеи представителей миролюбивых сил. 8-я (Чрезвычайная) (5-9 апр. 1956, Стокгольм) - Призыв к мировому обществ. мнению (о разоружении); Декларация (о сотрудничестве со всеми миролюбивыми силами) по вопросам атомной энергии. 9-я (10-16 июня 1957, Коломбо) - Обращение к пр-вам всех стран по вопросу о немедл. прекращении испытаний ядерного оружия; резолюция об ослаблении междунар. напряженности; послания народу, пр-ву и Совету мира Цейлона; рекомендации комиссии по вопросам разоружения; резолюция о создании Исполкома ВСМ. 10-я (8-13 мая 1959, Стокгольм) - Воззвание к народам; телеграмма участникам совещания мин. иностр. дел в Женеве; резолюция по вопросу о ядерном оружии; резолюция по герм. вопросу - Призыв к проведению всемирной кампании за совещание на высшем уровне и ликвидацию "холодной войны"; заявление по вопросу о нац. независимости; резолюция об Алжире; резолюция о Ср. Востоке; резолюция по вопросу о репрессиях против борцов за мир и свободу; рекомендации по актуальным проблемам в Азии и Африке; резолюция по вопросу о структуре ВСМ. 11-я (24-28 марта 1961, Дели) - резолюции: о разоружении; о нац. независимости и ликвидации колониализма; о Конго, о Лаосе, по алжирскому вопросу, о Кубе, о Вьетнаме, Корее и Индонезии; о Южно-Афр. Союзе, о Гоа, о репрессиях против борцов за мир. 12-я (16-19 дек. 1961, Стокгольм) - резолюции: о всеобщем, полном и контролируемом разоружении; о борьбе за нац. независимость и мир; по герм. вопросу.

Публ.: "Правда", 1951, 27.II., No 58 (11895); 10.XI, No 314(12151); 1952, 8.VII., No 190(12392); 1953, 21.VI., No 172 (12720); 29.XI., No 333 (12901); 1954, 30.V., No 150(13083); 25.XI., No 329(13262); 1956, 12.IV., No 103(13766); 1957, 18.VI., No 169(14198); 1959, 15.V., No 135(14894); 1961, 5.1V., No 95 (15585); 23.XII., No 358(15848); Всемирное движение сторонников мира. Резолюции и док-ты 1959 г., В., 1960; Бюллетень Всемирного Совета Мира, 1961, No 4; Le mouvement mondial de la paix. Résolutions et documents, éd. par le Secrétariat du Conseil Mondial de la Paix, (В., 1957); "Bulletin du Conseil Mondial de la Paix", 1954; No 12, 23-24; 1956, No 8-9, 1957, No 13-14.

Д. И. Васильев. Москва.

Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира. Официально целью организации считалась координация деятельности сторонников мира из различных стран, борьба против опасности мировой войны, против империалистических агрессий, за всеобщее разоружение и национальную независимость. За выдающиеся заслуги в деле борьбы за мир ВСМ награждает отдельных лиц или организации Золотыми медалями Мира имени Жолио-Кюри. ВС издавал журналы на ряде языков, организовывал масштабные «съезды сторонников мира».

Официальные публикации ВСМ говорили, что в его состав входят «представители широких общественных кругов без различия их политических и религиозных взглядов», но руководящие должности в ВСМ занимали коммунисты и их ближайшие сторонники. С момента основания ВСМ утверждал, что является независимым движением, которое существует на взносы своих членов, обвинения в получении субсидий из СССР и других социалистических стран отвергались как «провокационные». Только в 1989 г. руководство ВСМ признало, что 90 % финансовых поступлений в бюджет организации составляли перечисления из СССР (WPC, Peace Courier, 1989, No. 4).

ВСМ активно критиковал агрессивные действия США, в том числе войну во Вьетнаме и многочисленные американские интервенции в Латинской Америке, но никогда не выступал против аналогичных акций СССР и его союзников. После советско-китайского разрыва другой постоянной мишенью критики стала КНР , представители которой официально вышли из ВСМ в 1966 г.

В начале 1971 во Всемирный Совет Мира входило около 600 человек, рекомендованных национальными организациями сторонников мира, а также международными общественными организациями левой направленности - Всемирной федерацией профсоюзов, Международной демократической федерацией женщин, Международной ассоциацией юристов-демократов и др.

ВСМ проводил сессии не реже одного раза в два-три года. Руководящие органы ВСМ:

  • Президиум (создан в после смерти Ф. Жолио-Кюри - президента ВСМ в 1950-59)
  • Секретариат во главе с генеральным секретарём (с - Р. Чандра, Индия), местонахождение Секретариата - до начала 1990-х гг. Хельсинки , в настоящее время - Афины).

В - президентом-исполнителем ВСМ был Дж. Бернал, в - президентом-координатором - Изабелла Блюм. В 1969-1970 президентом ВСМ был Л.Карденас, в 1973-1990 - Ромеш Чандра, с февраля 1990 - Е.Махерас.

ВСМ издавал ежемесячные журналы «Курьер мира» на английском, французском, немецком и испанском языках и «Новые перспективы» на английском и французском языках.

Распад СССР и почти полная потеря финансирования привели к фактическому краху ВСМ. Его штаб-квартира была переведена в Грецию, и в настоящее время ВСМ является малочисленной организацией без серьезного политического значения.

Президенты ВСМ

См. также

Ссылки

  • Сайт ВСМ (англ.)
  • В.Буковский ПАЦИФИСТЫ ПРОТИВ МИРА

Wikimedia Foundation . 2010 .

    - (ВСМ) руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Президент Е. Махерас (с 1990). Секретариат ВСМ в Хельсинки … Большой Энциклопедический словарь

    ВСМ руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Секретариат ВСМ в Хельсинки. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Марка СССР (1951): 3 я Всесоюзная конференция сторонников мира. Подписание обращения Всемирного Совета Мира (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1658) Всемирный совет мира (ВСМ) высший постоянный орган всемирного Движения сторонников мира, из … Википедия

    - (ВСМ) один из руководящих органов Движения сторонников мира. Создан на 2 м Всемирном конгрессе сторонников мира в нояб. 1950 в Варшаве. Состав ВСМ избирается на конгрессах Движения по представлению нац. к тов сторонников мира. В 1963 в ВСМ… … Советская историческая энциклопедия

    - (ВСМ) высший постоянный орган всемирного Движения сторонников мира (См. Движение сторонников мира), избираемый на всемирных конгрессах и сессиях Движения. Был образован на 2 м Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве в ноябре 1950,… …

    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ МИРА (ВСМ), руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Секретариат ВСМ в Хельсинки … Энциклопедический словарь

    The World Council of Churches Символ мирового движения за объединение христианских церквей Город: Женева … Википедия

    ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ - [ВСЦ; англ. World Council of Churches], крупнейшая международная христ. орг ция, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды). История ВСЦ был сформирован на базе межхрист. движений «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и… … Православная энциклопедия

    - (World Council of Churches) руководящий орган экуменического движения (См. Экуменическое движение) (движения за объединение христианский церквей), созданный в Амстердаме в 1948. Объединяет значительное число протестантских и православных… … Большая советская энциклопедия