Первобытная религия. Культы животных в религиях и верованиях народов мира

Сейчас лазила в инете, нашла интересную статью о святых, покровителях животных. Конечно же меня эта тема не могла заинтересовать, и с точки зрения владельца животных, и с профессиональной точки зрения.

На самом деле Церковь, не запрещает держать собаку в доме, где есть иконы. У собаки просто должно быть свое место в доме, отличное от положения человека. Православные священники такие же люди, как и все мы. Поэтому, когда говорят, что священник запрещает держать собаку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.
Среди православных святых есть немало молитвенников о животных - спутниках и помощниках человека - молитва на благословление пчельника, молитва об умножении пчелиного роя, о покровительстве стадам и пастухам, молитва от падежа скота, о покровительстве рогатому скоту, о покровительстве овцам, лошадям, свиньям, гусям и другой водоплавающей птице. У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель.

4 октября отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ. Решение отмечать этот день было принято на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции в 1931 году. Тогда общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия.
Праздник также связан с именем Святого Франциска - покровителя священных животных, родившегося 4 октября более 800 лет назад, и почитаемого преимущественно в католических странах.

Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако.
В 2004г. священник одного из храмов немецкого города Кёльн Вольфганг Кестерманн решил не только благословлять животных, но и совершать для них мессу. На первой службе присутствовало 150 человек со своими домашними питомцами: собаками, кошками, кроликами и ящерицами.

Представить подобное сейчас в православном храме просто немыслимо, хотя и в православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому сщмч. Афиноген считался покровителем скота.
В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. таким образом активисты Фонда пытаются привлечь внимание общественности в проблемам животных, которые нуждаются в защите своего «большего брата». Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. Они живут в каждой третьей российской семье.

В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам
святые Флор и Лавр — коневодам
святой Василий - свиноводам
святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу
Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов».
Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота.
По поверью, святая Агафья - мученица (покровительница домашнего скота), способствовала благополучному отелу коров
Онисим-овчарник (15 февраля по старому стилю) охранял от волков овец в овчарнях
Святому Модесту Иерусалимскому (31 декабря), покровителю домашних животных, молятся о его благополучии и здравии
Преподобомученица Анастасия Рымлянина - помощница в сохранении, благосостоянии и врачевании скота
Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского
и Серафима Саровского
часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног
Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва.
Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника
святого Антония Иорданского, святого Маманта
преподобного Иоанна Рыльского помогавших зверюшкам...
В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.


Познание природы развивало наблюдательность древнего человека. Это позволило ему сделать множество замечательных открытий. Люди постепенно научились разбираться в окружающем их растительном мире. Они научились отличать полезные растения от тех, которые могут причинить вред. Многие растения они стали употреблять в пищу, узнали лечебные свойства некоторых из них. Из лекарственных растений изготавливали настои, мази, отвары. Яды употребляли для усыпления рыбы, но в основном ими покрывали наконечники стрел.
Уже в столь отдаленном прошлом люди умели определять некоторые болезни и применять соответствующие способы лечения. В случае необходимости останавливали кровь, проводили даже хирургические операции, такие, например, как вскрытие нарыва, удаление больного зуба. В исключительных случаях могли ампутировать больные конечности.
Занятие охотой позволило узнать многое о жизни диких зверей. Люди прекрасно разбирались в повадках животных, по их следам могли определить пути их передвижения. Охотясь или занимаясь собирательством, человек ориентировался на местности. Этому он научился, наблюдая за положением Солнца и звезд на небе.
Человек умел измерять расстояния. Большие расстояния исчисляли днями пути. При этом днем считали период с восхода до захода солнца. Меньшие расстояния измеряли полетом стрелы или копья. Совсем небольшие - с помощью различных частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца, ногтя.
Представления об окружающем мире
Древний человек ощущал себя частью природы. Он был убежден в существовании своей связи с животным и растительным миром. Поэтому возникло поклонение отдельным видам животных и растений. Животное, считавшееся покровителем рода, запрещалось убивать и употреблять в пищу, ему нельзя было причинять какой- либо вред. Изображение покровителя рода наносили на оружие, предметы быта, им украшали жилище.
Гроза, смена дня и ночи, восход и заход солнца и луны, другие явления природы рассматривались первобытными людьми как деятельность духов. Духи в их представлении часто имели человекоподобный облик.
ф Вспомните народные сказки, в которых вещи, орудия труда, растения наделены человеческими качествами.

Первобытный человек верил, что в мире существуют злые и добрые духи. Покровительство добрых духов помогает справиться с тяжелой болезнью, способствует удачной охоте. Злые духи могут напустить страшные бедствия - пожар, смерть и другие несчастья. Вызвать помощь добрых духов, избежать злых можно при помощи дара, то есть принесения жертвы в их честь. Жертвой могло стать убитое животное, а иногда даже и человек.

Бизон. Резьба по кости. 13-е тысячелетие Стоунхендж. Англия до н. э. Ла Мадлен. Франция
Древние люди имели свое объяснение смерти. В найденных археологами захоронениях кроманьонцев умершие были уложены в позе спящего человека. Головы их покоились на каменной «подушке» или подстилке из травы. Рядом лежали одежда, еда, украшения. Если умерший при жизни был охотником, рядом располагались орудия охоты. Раскопки погребений свидетельствуют о том, что кроманьонцы верили в загробную жизнь.
Первобытные люди верили в могучую силу магии. Считалось, что определенные действия и слова обладают волшебной силой, а магическое действие можно усилить при помощи амулета. Амулет, или оберег, - это предмет, охраняющий человека от беды. Чтобы охота была успешной, совершался магический обряд. При этом в своих заклинаниях они обращались за помощью к добрым духам.
Только шаманы или колдуны племени владели таинственными, магическими приемами. Это бьыи, как правило, пожилые люди. Они имели больший жизненный опыт, чем сородичи. Они умели наблюдать за природой, знали приметы, использовали лечебные свойства растений. Колдуны, совершая магические действия, давали охотникам практические советы, могли оказать помощь в случае болезни. В родовой общине, племени к колдунам относились с большим уважением. Сородичи думали, что колдуны наделены особым даром, позволяющим им общаться с духами и влиять на них. Шаманам доверяли воспитание молодежи.
Первобытные люди не имели письменности, поэтому свое понимание окружающей природы передавали из поколения в поколения в виде устных рассказов. Так появились мифы - сказания о героях, богах, явлениях природы. Например, в одном из них рассказывалось, что солнце - это человек, имеющий два дома: на земле и на небе. Он совершает ежедневное путешествие из одного дома в другой.
В другом мифе говорилось об огромной птице с гигантскими крьшьями. Когда она летит по небу, от взмаха крыльев раздается страшный гром, а когда мигает - вспыхивают молнии. Через фантастические объяснения явлений природы первобытный человек стремился постичь окружающий его мир, понять свое место в нем.

Еще по теме Знания первобытных людей:

  1. VI. ЧАСТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕРШЕНСТВА ЗНАНИЯ А. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ.- ВЕЛИЧИНА.-ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ВЕЛИЧИНА.- ШИРОТА И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ВАЖНОСТЬ И ПЛОДО-ТВОРНОСТЬ ЗНАНИЯ.- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТА НАШИХ ПОЗНАНИЙ

Энергетическая связь между людьми и животными была замечена еще в древности. Каждому Знаку Зодиака покровительствует тотемное животное, которое помогает человеку в жизни и приносит удачу.

В дохристианские времена тотемным животным поклонялись наши предки. В зависимости от времени рождения человек обретал зверя-покровителя, к которому он обращал свои просьбы и желания. Считалось, что тотемное животное сопровождает человека на протяжение всего жизненного пути, защищает от бед и помогает реализовать свои способности. Славяне делали амулеты с изображением своего покровителя из мира зверей. Такой талисман притягивал к владельцу удачу .

Тотемное животное человека определяется по расположению Солнца в одном из созвездий на момент его рождения. Соответственно, каждому Знаку Зодиака соответствует свое животное-покровитель .

Тем, кто родился под знаком Овна , покровительствует бык — мощное и мудрое животное. Обладает огромной силой и не менее масштабным упрямством и вспыльчивостью. Как нельзя лучше отражает импульсивную натуру Овнов.

Тотемное животное Тельцов — медведь, мудрый хозяин леса. В древности медведя почитали как одного из самых главных животных, хранителя семейного очага и защитника дома. Медведь редко нападает сам, но если его разозлить, проявит свою огромную мощь. Похожая линия поведения свойственна и Тельцам.

Близнецам соответствует мышь-полевка. Мышь всегда символизировала материальный достаток и семейные ценности. В отличие от многих животных, полевки живут парами и хранят верность друг другу на протяжение всей жизни.

Для представителей знака Рак тотемным животным является бобер. Бобры спокойны, трудолюбивы и способны адаптироваться практически к любым условиям. Это животное усиливает позитивные моменты в характере Раков.

Львам , разумеется, соответствует лев. Немногие другие животные могут выдержать конкуренцию с царем зверей. Лев миролюбив, преисполнен достоинства, сдержан и расчетлив. Обаянием и способностью просчитать свои действия наделены и представители зодиакального Льва.

Девам покровительствует собака. Собака — преданный друг и защитник. Она оберегает дом от вторжения посторонних людей и чувствует эмоции человека. Такое тотемное животное очень подходит Девам, отличающимся эмпатией и постоянством.

Тотем представителей знака Весы — пчела. Пчелы — трудолюбивые, активные, умные животные, организовавшиеся в социум. Сильны в своем единстве. Это характерно и для Весов, которые проявляют свои немалые способности тогда, когда чувствуют поддержку окружающих людей.

Животное-покровитель Скорпионов — кошка. Семейству кошачьих свойственны таинственность, независимость, склонность самостоятельно выбирать себе хозяина. Такая внешняя эмоциональная сдержанность, продуманность и закрытость свойственны Скорпионам.

Стрельцам соответствует лось — одно из наиболее уважаемых нашими предками тотемных животных. Лось воплощает силу, мудрость и власть над обстоятельствами. Он дарит семейное счастье и является покровителем материнства. Считалось, что увидеть Лося издалека — счастливый знак.

Тотемное животное Водолеев — лошадь. Лошадь во все времена считалась незаменимым помощником и другом. Между этим животным и человеком всегда существовала особая связь. Водолеи также способны оказывать благотворное воздействие на окружающих и оказывать помощь в нужную минуту.

Козерогам покровительство оказывает антилопа — изящное, стремительное и энергичное животное. Не живут поодиночке, очень пугливы. Козероги также отличаются повышенной активностью и реализуют себя именно в обществе.

Рыбам покровительствует улитка. Улитка обладает высокой степенью выживаемости и приспосабливается практически ко всем условиям. Кроме того, считается, что улитки несут энергетику спокойствия и дружелюбия — и действительно, это самые безобидные звери. Такой энергией делятся с окружающими и представители знака Рыбы.

Животное-покровитель сопровождает вас на каждом этапе жизни. Оберег с изображением тотемного животного защитит вас от невзгод и принесет благополучие . Мы желаем вам успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2015 01:10

Люди часто ассоциируют себя с каким-либо животным. Кто-то ощущает себя серой мышкой, а кто-то -​ ...

Я никогда не любила кошек, собак и другую живность, которую люди привыкли держать в квартирах или домах. А уж о том, что бы взять в дом бездомное животное, не могло быть и речи. Так же как и не понимала тех, кто просто выгонял из дома своих питомцев, оправдания им не искала, можно же просто не заводить животного, что бы потом, из члена семьи не превратить его в бездомного, никому не нужного и голодного оборванца. Но однажды получилось так, что у нас дома тоже появилась кошка, в которую я не могла не влюбиться.

Живем мы в маленьком городке, где любое известие разноситься со скоростью света. И вот ближе к весне по радио передали, что в соседнем городке появилась мышиная лихорадка, как известно ее разносят мыши. А наша квартира на первом этаже и мне стало страшно за своих детей. Не успела я подумать о том, что было бы неплохо взять домой кота, как под наши окна пришло бездомное животное, . Сначала мы ее просто подкармливали, но она стала относиться к нам как к своей семье. Встречала меня с работы, а детей со школы и при встрече ласково урчала. Приглядевшись к ней поближе, стало понятно, что она не только добрая и ласковая, но еще и красивая. Запустив ее в дом, естественно встал вопрос о том, как назвать это творение природы, кто-то из детей придумал назвать ее Фифти за величественную осанку.

Появление первых верований в существование сверхъестественных сил было обусловлено наличием у человека страха перед силами живой и неживой природы. Гроза, гром, дожди, ураганы и засухи - причин возникновения этих природных явлений древние люди не знали, но осознавали их разрушительную силу, поэтому стихии для первобытного общества были одновременно предметом и страха, и поклонения. То же самое отношение у наших предков было и к животным - люди замечали, что у многих представителей фауны намного больше физической силы и физических возможностей, чем у человека, поэтому и начали отождествлять животных с богами.

Изучая религии древних народов, можно убедиться, что практически все первобытные люди так или иначе отождествляли сверхъестественные силы с животными, и даже в можно увидеть отголоски культа животных. К примеру, всем христианам известны такие выражения, как "голубь мира" и "коварный змей-искуситель", а единственными животными, которые могут беспрепятственно не только входить в мечети, но и даже спать там во время молитвы, являются кошки.

Роль животных в различных религиях и верованиях

Существует два основных толкования слова "культ", и если первое значение этого слова звучит как "включающее в себя обряды религиозное служение божеству", то второе толкование понятия культа в религии гораздо шире - оно обозначает поклонение, почитание и обожествление чего-либо или кого-либо. И если рассматривать культ животных именно с точки зрения второго толкования понятия "культ", то становится очевидным, что во всех верованиях племен и народов, проживающих во всех уголках земного шара, присутствовало поклонение либо почитание различных животных.

Существует несколько форм, в которых культ разных животных выражался в религиях, и тремя ключевыми формами обожествления животных людьми являются:

1. Тотемизм - вера в , племени или всего человечества от определенного животного, а также вера в покровительство животного-тотема. Тотемизм был широко распространен среди подавляющего большинства народов древнего мира.

2. Космогонические верования , в которых ключевая роль отведена животному - религии и верования, основанные на том, что создателем мира выступает какое-либо животное либо же животные делают возможным существование всей земли и жизни на ней.

3. Зоолатрия - религия, характеризующаяся обожествлением животных и наличием ряда обрядов и культов, направленных на поклонение животному-божеству. В той или иной мере к зоолатрии можно отнести и наличие священных животных во многих народов мира, и существовавшую в ряде древних государств традицию изображать богов в животном облике.

Культы различных животных в разных уголках мира

Наверное, нет такого вида животного, которого хотя бы один раз не отождествляли с каким-либо божеством или со сверхъестественными силами (к примеру, в Египте священными считались навозные жуки, а ранние христиане представляли одного из демонов, Вельзевула, в образе огромной мухи), однако культы некоторых животных одновременно встречаются в верованиях сразу нескольких племен и народов, которые не имели между собой никаких связей. Поэтому можно выделить наиболее значимые культы животных, которые присутствовали в верованиях сразу нескольких народов и в свое время оказали влияние на формирование более поздних религий. Этими наиболее значимыми культами являются:

Издавна люди приписывали животным семейства кошачьих сверхспособности, и в частности - способность видеть мир теней, поэтому этих животных считали священными и поклонялись им. Наиболее известным является культ кошки , так как египтяне отождествляли кошек с богиней Баст, которая считалась богиней семьи, радости и плодородия. В Египетском царстве кошки жили при храмах, а богатые египтяне могли содержать в своем доме сразу несколько животных, так как считали, что благодаря кошкам в семье будет много детей. Культ кошек в древнем Египте расцвел в период Нового царства, и в это время у египтян была традиция мумифицировать тела кошек, живших и умерших при храме, причем некоторые из таких мумий сохранились и по сей день.

Однако почитание кошек имело место не только в древнем Египте - многие древние народы, жившие на территории современной центральной и западной Европы, считали, что кошки могут видеть духов, домовых и призраков, поэтому, к примеру, практически в каждом доме древних славян жила кошка. С этого верования и берет начало традиция в новый дом первой запускать кошку, а также мнение о том, что "энергетически" наилучшее место в доме именно там, где . Японцы также во все времена уважали этих животных, и в городе Кагосима есть даже Храм Кошек.

Культ медведя присутствовал в верованиях древних греков, финнов, а также в верованиях народов Сибири и народов древней Японии. Истоки этого культа можно увидеть еще в истории древних людей, живших в период палеолита. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что неандертальцы, жившие на территории современной Швейцарии и Словении, поклонялись медведям, как божествам, и считали остатки медведей священными, поэтому сохраняли их, разложив особым образом, в тех пещерах, которые служили местом для проведения культовых ритуалов.

Народы Сибири считали медведей своими покровителями и тотемными животными, поэтому в некоторых этносов, проживавших на Алтае и в средней Сибири, был даже такой праздник - День Медведя, в который шаманы проводили определенные ритуалы, пытаясь задобрить этого грозного жителя тайги и получить у него покровительство и помощь в охоте. А в мифологии некоторых народов, в частности, в мифах нивхов, во многих сюжетах указывается, что медведи являются живыми воплощениями предков. Древние японцы (народность айны) считали, что их главное божество выглядит как огромный медведь, поэтому на некоторых островах японского архипелага на протяжении многих столетий из года в год проводили церемонию Иёмантэ - жертвоприношение медведя (окончательно эта церемония была запрещена только в 2007 году).

Культ волка.

Культ волка был одним из самых распространенных культов животных в первобытно-общинном обществе. Именно волка считали своим тотемом некоторые племена древних кельтов, германцев, греков, индусов и народов Сибири и Поволжья. Особо следует отметить отношение к волкам - представители этого народа боготворили волков и считали этих животных своими покровителями и защитниками. Ярким свидетельством культа волка в древнем Риме является миф об основателях вечного города - Роме и Ремуле, братьях, выкормленных волчицей. В древнем Египте также с почетом относились к волкам и верили в их божественную суть, поэтому во времена Среднего и Нового царства Анубиса, одного из верховных египетских богов, изображали с головой волка.

В культуре и веровании тюрков культ волка был одним из ключевых, так как многие тюркские мифы основаны на том, что все люди произошли от Небесного Волка, а также волки являются покровителями людей. Тюрки были уверены, что многие черты человеческой натуры, такие как эмоциональность, агрессивность, мобильность и , были унаследованы людьми от волков. Именно наличием культа волка у тюрков объясняется и большое количество распространенных на территории современной Европы и Азии легенд об оборотнях и воинах, умеющих перекидываться волками.

Культ змеи .

Во все времена, начиная с древности и заканчивая современностью, люди по-особому относились к пресмыкающимся, и в частности - к змеям. Некоторые племена и народы считали змей священными животными и были уверены, что змеи олицетворяют божественную мудрость, а в других культурах змеи были практически живым воплощением зла на земле. Наиболее ярким был культ змей в древней Индии - эти пресмыкающиеся свободно ползали по улицам городов и селений, могли беспрепятственно заползать в дома и в храмы, а убить змею считалось грехом. Во многих индусских мифах змеям отведена ключевая роль, ведь согласно сказаниям, именно на головах огромного змея Шеши держится вся земля. Также каждый человек хотя бы раз слышал индусскую легенду о нагах - наделенных магической силой бессмертных существах, которые являются наполовину людьми и наполовину змеями. Сейчас каждый год индусы отмечают фестиваль змей, а такая профессия, как заклинатель змей, сохранилась до сих пор.

Культ змеи был распространен не только в Индии - в древней Греции, в древнем Риме, в и в некоторых других государствах древнего мира также было принято почитать змей. Практически во всех архаичных культурах змей отождествлялся с круговоротом явлений, плодородием и с божественной мудростью. Позже люди стали считать змей олицетворением тьмы, зла и мира мертвых, поэтому нередко чудовищ изображали именно в виде змей. В христианской традиции змей - символ Сатаны, так как именно в виде змея Дьявол, согласно легенде, ввел в искушение Еву.