Лжедмитрий i был. Смутное время в России. События после смерти Лжедмитрия I

Лжедмитрий 1 (рожд. XVI век, смерть 17 (27) мая 1606 г.) - царь России с 1 (11) июня 1605 г. по 17 (27) мая 1606 г., по мнению историков - самозванец. Происхождение Лжедмитрия 1, история его появления и почему он назвался сыном , все это по сей день остается тайной и навряд ли мы сможет когда-либо разобраться в этом полностью. А вот причину понять можно…

Самозванство — так подготавливалась и началась Смута. Она была вызвана двумя поводами: насильственным и таинственным пресечением старой династии и потом искусственным ее воскрешением в лице самозванца, а после низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Насильственное и таинственное пресечение династии было первым толчком к Смуте.

Борис Годунов о самозванце

В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с во главе, по всей видимости, была высижена мысль о самозванце. Обвиняли поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Не зря Борис, лишь только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставляют самозванца. Этот неведомый кто-то, который воссел на московский престол после смерти Бориса, возбуждает большой анекдотический интерес.


В течении долгого времени господствовало мнение, идущее от самого Бориса, что это был сын галицкого мелкого дворянина Юрий Отрепьев, в иночестве Григорий. В Москве он служил холопом у бояр Романовых и у князя Черкасского, после принял монашество, за книжность и составление похвалы московским чудотворцам его взяли к патриарху в книгописцы и там вдруг с чего-то начал говорить, что он, пожалуй, будет и царем на Москве.

Ему надлежало за это заглохнуть в дальнем монастыре; однако некие сильные люди прикрыли его, и он сбежал в Литву в то самое время, когда обрушились опалы на романовский кружок. Тот, кто в Польше назвался царевичем Димитрием, признавался, что ему оказывал покровительство В.Щелкалов, большой дьяк, также подвергавшийся гонению от Годунова. Трудно ответить на вопрос, был ли первым самозванцем этот Григорий или кто другой, что, впрочем, в меньшей степени вероятно.

Внешность. Личные качества

Но для нас важна личина Лжедмитрия 1, роль, им сыгранная. На престоле московских царей это было небывалое явление. Молодой человек, ростом ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности совсем не отражал своей духовной природы. Богато одаренный, с бойким умом, с легкостью разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастером говорить, обнаруживал и весьма разнообразные знания. Ему удалось абсолютно изменить чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски.

1) Сохранившийся портрет Лжедмитрия I
2) Дмитрий Самозванец. Гравюра Франца Снядецкого

Правление

Он тотчас смог показать себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, ежедневно бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданный его слуга П.Ф. Басманов признавался иностранцам, что царь – не сын Ивана Грозного, но его признают государем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти.

А сам Лжедимитрий 1 смотрел на себя совсем по другому: он держался как законный, природный царь, который вполне уверен в своем царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не приметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был уверен, что и вся земля смотрит на него точно так же. Дело о князьях Шуйских, которые распространяли слухи о его самозванстве, свое личное дело, он отдал на суд всей земли и для того созвал Земский собор, первый собор, приблизившийся к типу народно-представительского, с выборными от всех чинов или сословий.

Смертный приговор, который был произнесен этим собором, Лжедимитрий заменил на ссылку, однако в скором времени вернул ссыльных и вернул им боярство. Государь, сознававший себя самозванцем, укравшим власть, едва ли мог поступить так рискованно и доверчиво, а Борис Годунов в подобном случае, наверняка, разделался бы с попавшимися келейно в застенке, а после переморил бы их по тюрьмам. А вот, как сложился в Лжедимитрии такой взгляд на себя, это остается загадкой столь же исторической, сколь и психологической.

«Последние минуты жизни Лжедмитрия 1»

Внешняя политика

Как бы то ни было, но он не смог усидеть на троне, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не желал быть орудием в руках бояр, действовал довольно самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже весьма смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Время от времени он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видали, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, однако это он делал вежливо, безобидно.

Слабость к иноземцам

Всего досадней было для великородных бояр приближение к престолу мнимой незнатной родни царя и его слабость к иноземцам, в особенности к католикам. В Боярской думе, рядом с одним князем Мстиславским, двумя князьями Шуйскими и одним князем Голицыным, в звании бояр сидело целых 5 каких-то Нагих, а среди окольничих значились 3 бывших дьяка. Еще в большей степени возмущали не одних бояр, но и весь московский люд своевольные и разгульные поляки, которыми новый царь наводнил столицу. В записках польского гетмана Жолкевского, принимавшего деятельное участие в московских делах Смутного времени, рассказывается об одной небольшой сцене, которая разыгралась в Кракове, выразительно изображающая положение дел в Москве.

В самом начале 1606 года туда прибыл от Лжедимитрия посол Безобразов известить короля о том что новый царь вступил на московский престол. Справив посольство по чину, Безобразов мигнул канцлеру в знак того, что хочет поговорить с ним наедине. Назначенному выслушать его пану сообщил данное ему князьями Шуйскими и Голицыными поручение – попенять королю за то, что он дал им в цари человека низкого и легкомысленного, жестокого, распутного мота, недостойного восседать на московском престоле и не умеющего прилично обращаться с боярами. Они-де не ведают теперь, как от него отделаться, и уж лучше готовы признать своим царем королевича Владислава. Вероятно, большая знать в Москве что-то затевала против Лжедимитрия и только остерегалась, как бы король не стал заступаться за своего ставленника.

«Царица Марфа обличает Лжедмитрия»

Причина восшествия на престол и падения Лжедимитрия 1

Своими привычками и выходками, в особенности легким отношением ко всевозможным обрядам, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями самозванец возбуждал против себя в разных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне Москвы, в народных массах популярность его не ослабевала заметно.

Но основная причина его падения была другой. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца, князь . На собрании заговорщиков перед восстанием он откровенно высказался, что признал Лжедимитрия лишь для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам необходимо было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а после низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и поступили, только при этом разделили работу между собою: романовский кружок сделал первое дело, а титулованный кружок с князем В.И. Шуйским во главе исполнил второй акт. Те и другие бояре видели в самозванце свою ряженую куклу, которую, подержав до времени на престоле, потом выбросили на задворки. Но заговорщики не надеялись на успех восстания без обмана. Всего более роптали на самозванца из-за поляков; но бояре не решались поднять народ на Лжедимитрия и на поляков вместе, а разделили обе стороны и 17 мая 1606 года вели народ в Кремль с криком: «Поляки бьют бояр и государя». Их цель была окружить Лжедимитрия будто для защиты и убить его.

В эти годы правительство Годунова столкнулось еще с одной неожиданной опасностью: на южных рубежах страны появился человек, объявивший себя спасшимся от убийц царевичем Дмитрием и заявивший о своих правах на русский престол.

Большинство ученых сходится на том, что это был обедневший галицкий дворянин, слуга в доме одного из бояр Романовых, Григорий Отрепьев. После падения этого рода он постригся в монахи, бродил по монастырям, служил при дворе Патриарха переписчиком книг. Уже в это время Отрепьев начал внушать окружающим мысль о своем необычном происхождении и великом предначертании. В 1602 г. Отрепьев бежал в Литву, затем появился в Киево-Печерском монастыре, потом остановился в имении богатейшего польского вельможи князя Адама Вишневецкого, где и объявил себя царевичем Дмитрием. 20-летний Григорий Отрепьев был человеком неплохо образованным, одаренным, отличался авантюристическими наклонностями и невероятным честолюбием.

Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста. Действительно, в хоромах Романовых, в среде московских дьяков появилась мысль противопоставить самозванца Годунову и свалить ненавистного царя. Смута, начавшаяся в 1601 г. во время голода, усилилась с появлением самозванца. Он был нужен многим: его поддержали в России, помощь ему оказывали польские магнаты и польский король. Вскоре самозванец оказался при дворе сандомирского воеводы Юрия Мнишека.

Он влюбился в 16-летнюю дочь воеводы Марину и обручился с ней. Марина обладала огромным честолюбием. Лжедмитрий принял католичество, но тайно, чтобы русские православные люди не отвернулись от него.

В Запорожской Сечи начала формироваться армия самозванца. Туда же к самозванцу пришли послы с Дона.

Воззвания Лжедмитрия находили отклик среди казачества, беглых холопов и крестьян. Ширился слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый справедливый и добрый царь, о котором мечтал народ. «Царевич» не скупился на обещания: польскому королю он обязался передать Чернигово-Северские земли и сокровища царской казны; Мнишекам посулил Новгород и Псков; польским магнатам поклялся возместить затраты на содержание его наемников.

В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия форсировало Днепр. С ним шли около 2 тыс. наемников и запорожские казаки. Его войско вскоре достигло 15 тыс. человек. Города сдавались самозванцу без боя. Казаки, посадские люди и стрельцы приводили к нему связанных воевод. Несмотря на два крупных поражения от царских войск, Лжедмитрий быстро восстанавливал войско и двигался вперед. Вскоре почти все города юга и юго-запада страны признали власть самозванца.

В царском войске началось брожение, увеличилось число перебежчиков. Годунов получал со всех сторон неутешительные вести, здоровье его пошатнулось. 13 апреля 1605 г. он скончался. Появились слухи, что царь покончил с собой. Москва начала присягать его сыну Федору Борисовичу. А под Кромами царские воеводы с войском перешли на сторону Лжедмитрия. Дорога на Москву для самозванца была открыта.

Восстание в Москве

Однако самозванец медлил. Перешедшие на его сторону правительственные войска были ненадежны, среди них разнесся слух, что царевич-то неподлинный. Лжедмитрий опасался столкновений с войсками, преданными старой власти. Ведь его успехи были связаны не с военными победами, а с восстанием народа, добровольной сдачей городов.

Самозванец рассылал прелестные грамоты, в которых обличал Годуновых, обещал боярам - прежнюю честь, дворянам - милости и отдых от службы, торговым людям - облегчение от податей, народу - благоденствие. Направил он своих гонцов и в Москву. 1 июня 1605 г. предок А.С. Пушкина Гаврила Пушкин на Лобном месте рядом с Кремлем зачитал грамоту Лжедмитрия. Народ бросился в Кремль. Дворцовая стража разбежалась, Москва оказалась в руках восставших, которыми умело руководили люди самозванца. Годуновы бежали из Кремля.

Толпа захватила опустевший дворец и разгромила его, а затем начала крушить и грабить храмины богатых людей, в первую очередь дома семейства Годуновых и близких к ним бояр и дьяков. Захвачены были все винные по­греба, люди разбивали бочки и черпали вино кто шапкой, кто башмаком, кто ладонью. Как писал современник, вина опилися многие люди и померли.

Лжедмитрий, подойдя к Серпухову, требовал расправы над Годуновыми и их покровителем Патриархом Иовом. Восставшие притащили Патриарха в Успенский собор Кремля, сорвали с него патриаршьи одежды и знаки отличия и бросили Иова в повозку, которая увезла его в один из дальних монастырей. Федора Годунова с матерью и сестрой стрельцы доставили на их московское подворье. По приказу посланцев самозванца, князей Голицына и Мосальского, стрельцы убили царицу и Федора, его сестру Ксению позже постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Династия Годуновых прекратила существование.

20 июня 1605 г. под колокольный звон Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Толпы людей восторженно приветствовали народного царя. В тот же день Василий Шуйский заявил, что в 1591 г. был убит не царевич, а другой мальчик.

Мария Нагая, встретившись под Москвой с Лжедмитрием, признала в нем своего сына. Вместе они вышли к ревевшей от восторга толпе. Прежде чем въехать в Кремль, Лжедмитрий остановил коня около собора Василия Блаженного, снял шапку, перекрестился, взглянул на Кремль, на толпы людей и заплакал. Народ, рыдая, пал на колени. В первый же день своего правления он, как ранее Годунов, дал обет не проливать кровь подданных.

Личность Лжедмитрия

Облик Лжедмитрия не вязался с привычными представлениями о русском самодержце. Это был человек вполне европейских обычаев. Впервые в истории страны он разрешил свободный выезд купцам за границу, провозгласил свободу вероисповедания. О католиках и православных говорил: Все они христиане.

Лжедмитрий деятельно участвовал в работе Боярской думы, поражал своей способностью быстро решать сложные вопросы, дважды в неделю лично принимал челобитья. Лжедмитрий выказал себя сторонником просвещения народа, бояр уговаривал посылать детей для обучения за границу. Он свободно вел себя за обедом, умел поддержать беседу, любил музыку, не молился перед трапезой, днем не ложился почивать, как это было в русских традициях.

Новый царь учил ратных людей брать крепости приступом, сам участвовал в маневрах, метко стрелял из пушек.

В начале XVII в. Россия была не готова к такой ломке обычаев. Духовенство и простой народ встречали подобные новшества с недовернем и удивлением. Особенно эти чувства усилились, когда в Москве появилась невеста царя Марина Мнишек в сопровождении 2 тыс. польских шляхтичей. Русских людей поразило, что их царь женится на католичке. Марина отказалась принять причастие из рук православного священника, надеть русское платье. Сопровождавшие ее паны и охрана вели себя вызывающе.

Правление Лжедмитрия

Лжедмитрий попытался совершить невозможное - обеспечить интересы бояр, дворян, посадских людей, холопов, казаков, крепостных крестьян, католиков и православных. Прежде всего он урегулировал отношения с Боярской думой: подтвердил ее полномочия, обещал боярам сохранить их вотчины; вернул в Москву многих опальных бояр и дьяков, в первую очередь оставшихся в живых Романовых. Филарета (Федора Романова) удостоил сана митрополита. В Москву вернулся маленький Михаил Романов с матерью.

Лжедмитрий попытался освободиться от польских и казацких отрядов, которые дискредитировали его. Он заплатил полякам за службу и предложил вернуться на родину, однако те оставались в Москве. Вскоре московское население выступило против насилий с их стороны. Лжедмитрий приказал арестовать поляков - зачинщиков беспорядков, но потом тайно отпустил их. Казаков он также отправил восвояси; все холопы, крестьяне и посадские люди были уволены из войска. Так закончила свое существование народная армия самозванца.

Как и предшествовавшие правители, Лжедмитрий стремился опереться на дворян. Он роздал им огромные суммы денег, наделил землями, населенными крестьянами. Трудным был для нового царя выбор политики в отношении холопов и крестьян: облегчить их участь значило восстановить против себя верхи общества, а оставить все как было - оттолкнуть от себя массы, которые привели его к власти. Лжедмитрий пошел на компромисс: отпустил на волю холопов, которые попали в кабалу в голодные годы; освободил от налогов жителей юго-западных областей, оказавших ему наибольшую поддержку; оставил на свободе крестьян, которые бежали от господ в голодные годы. В то же время он увеличил сроки урочных лет, сохранив незыблемым крепостное право. Самозванец продолжил популярную при Годунове борьбу со взяточничеством, запретив под страхом смерти брать взятки. Разрешив представителям крестьянских общин самим доставлять собранные налоги в казну, он нанес удар по привычке приказных людей прикарманивать себе часть налоговых средств.

Православное духовенство с подозрением относилось к связям нового царя с поляками-католиками. Церковники с возмущением смотрели, как поляки постоянно находились рядом с царем, как дерзко вели себя в православных храмах. Но в отношениях с Польшей с первых же дней правления Лжедмитрий показал себя приверженцем российских интересов и православия. Он отказался предоставить обещанные земли польскому королю, урезал плату польским наемникам и магнатам, не раз высказывался за возвращение России западных земель, захваченных Речью Посполитой. Отказал католикам в постройке храмов на территории России. В то же время, опасаясь боярских заговоров, Лжедмитрий держал около себя иностранцев телохранителей, его близкими советниками были поляки. Это раздражало русское население.

Конец Лжедмитрия

По приказу Лжедмитрия к Москве были стянуты дворянские отряды - предстоял поход против Крымского ханства. Новгородцев и псковичей возглавили князья Шуйский и Голицын, организовавшие против Лжедмитрия заговор.

Под утро 17 мая 1606 г. в Москве тревожно загудел набат. Горожане бросились громить дворы, где размещались поляки. Отряд в 200 вооруженных дворян во главе с боярами-заговорщиками проник в Кремль, и заговорщики ворвались в покои царя. Лжедмитрий вышел к ним с мечом в руках, но после короткой схватки отступил в спальню. Выпрыгнув из окна, он вывихнул ногу и разбил грудь. Заговорщики тщетно искали его. Ничего не подозревавшие стрельцы внесли царя во дворец. Заговорщики тут же зарубили его мечами. Три дня лежало тело Лжедмитрия на Красной площади для всеобщего обозрения. Потом труп сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец. Марину Мнишек и ее отца арестовали и выслали в Ярославль.

Сразу же около домов польских шляхтичей, послов, купцов была поставлена стража. Бояре не хотели обострять отношения с Польшей.

Лжедмитрий 1 (Григорий Отрепьев)
Годы жизни: ? –1606
Годы правления: 1605-1606

Считался авантюристом, самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына

Претендовал на принадлежность к Рюриковичам.

6-й Русский царь 1 (11) июня 1605 - 17 (27) мая 1606. официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в отношениях с иностранными государствами - император Димитрий.

Существует множество версий о происхождении Лжедмитрия. По одной из них он — царевич Дмитрий Иванович, чудесно спасшийся от убийц, подосланных Годуновым. Был якобы спрятан и втайне переправлен в Польшу. Противники этой гипотезы отмечают, что она построена на чистых догадках, потому что в начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью. И инокиня Марфа, бывшая царица Мария, признав Лжедмитрия сыном, позже столь же быстро отреклась от него - объясняя свои действия тем, что самозванец угрожал ей наказанием. Иногда выдвигается версия, что Григорий Отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданный на воспитание в семью Отрепьевых.

Окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует.

Краткая биография Лжедмитрия 1

По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева. Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость). Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, он был низок ростом, имел круглое и некрасивое лицо, руки разной длины. По характеру был мрачен и задумчив, неловок, но отличался недюжинной физической силой, мог легко согнуть подкову. И он, по словам современников, действительно был похож на царевича Дмитрия.

В 1601 году он обосновался в московском Чудовом монастыре, вскоре получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». В 1602 году бежал в Польшу, назвался именем сына Ивана IV Грозного — Дмитрием и тайно перешёл в католичество.

В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Е.Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишку 1 млн. злотых.

Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского «рыцарства» он вступил в Россию. 21 января 1605 года Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с П.Ф.Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников М.Мнишек Ксения была пострижена.

Правление Лжедмитрия 1

17 июля 1605 года для доказательства «царского» происхождения была проведена инсценировка признания Лжедмитрия матерью Дмитрия, Марией Нагой. Рязанский архиепископ грек Игнатий 21 июля венчал Лжедмитрия на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Желая опереться на провинциальное дворянство, он конфисковал средства у монастырей, реорганизовал армию, сделал уступки крестьянам и холопам, южные районы России были освобождены от налогов на 10 лет.

Однако он вызвал недовольство москвичей тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав: штурмов снежных крепостей, сооружению потешного «гуляй-города» (крепости, разрисованной изображениями чертей и «страшных мук» и получившей прозвище «Ад»).

Возмущение горожан довершила свадьба с М.Мнишек 8 мая 1606 года, прошедшая по католическому обряду.
Не проявлял фанатизма в религиозных вопросах, он объяснял это тем, что все верят в одного бога, разница только в обрядах. Удивлял окружающих начитанностью и знаниями. Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения, женщин.

Во время многодневного празднования свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, приехавшие поляки в пьяном угаре врывались в московские дома, грабили прохожих. Это послужило толчком к началу реализации боярского заговора во главе с князем . Василий Шуйский не скрывал своих подлинных мыслей, прямо высказавшись заговорщикам, что Дмитрий был «посажен на царство» с одной целью - свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его самого.

14 мая 1606 года начались столкновения москвичей с поляками. Сначала Шуйский направил народ против поляков якобы спасая царя, а после приказал толпе «идти на злого еретика», нарушающего русские обычаи.

Смерть Лжедмитрия Первого

На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В.И.Шуйского вошел в Кремль. С криком «Зрада!» («Измена!») Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли торговой казни, посыпали песком, мазали дегтем.

Среди жителей Москвы цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Его сначала похоронили в так называемом «убогом доме», кладбище для замёрзших или упившихся, за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили суровые морозы, которые уничтожили траву на полях и посеянное зерно.

По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха. Говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. А на следующий день после погребения, тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели 2 голубя, не желающие улетать.

Труп «расстриги-еретика» Лжедмитрия, как рассказывают легенды, попытались закопать еще глубже, но через неделю он вновь очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал и огонь. Все же, тело Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав его пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел - в сторону Польши. По воспоминаниям Марины Мнишек, «последнее чудо» совершилось, когда труп Лжедмитрия тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дороги.

В народной памяти образ Лжедмитрия сохранился в нескольких балладах и сказах, в которых он предстает в роли колдуна, чернокнижника с помощью нечистой силы захватившего над Москвой власть. Также, неоднозначный образ Лжедмитрия нашел место в пьесе Лопе де Вега «Великий Князь Московский или Преследуемый император», в стихотворных трагедиях А. П. Сумарокова (1771) и А. С. Хомякова (1832), носящих одно и то же имя («Димитрий Самозванец»), в пьесе А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1886), в опере Антонина Дворжака «Димитрий» (1881-1882), в романах Харольда Лэма Хозяин волков», Райнера Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) и творчестве Марины Цветаевой (цикл «Марина»).

Детей у Лжедмитрия не было.

Несмотря на столь двойственную судьбу, как правитель, Лжедмитрий, в соответствии со всеми современными отзывами, отличался огромной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами.

История России.Лжедмитрий I

Лжедмитрий I

Дмитрий-самозванец
Николай НЕВРЕВ

17 мая 1606 года поперёк рыночного прилавка величиной с аршин на Красной площади лежало тело убитого человека. Во рту у него торчала дудка, на брюхе лежала чёрная харя (маска), под мышкой бычий пузырь - скоморошья волынка... А под прилавком валялся труп преданного Петра Басманова.

Григорий
Евгений КИБРИК

А ведь всего год назад ему поклонялись, вся Россия присягнула этому человеку. Каждый тогда целовал крест и клялся "прирождённому государю своему, царю и Великому князю Дмитрию Ивановичу". Он был венчан на царство по всем канонам российского правящего дома, а вот теперь его убили и выволокли сюда, чтобы каждый желающий мог потешиться

Кем же он был? Талантливым актёром, гениальным политическим авантюристом, фантазёром, сумасшедшим или просто банальным пройдохой.

Где-то в то же время, когда у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, у Якова-Богдана Отрепьева и жены его Варвары тоже появился наследник, которого нарекли Юшкой (Юрием, Георгием). Род Отрепьевых, ветвь рода Нелидовых, был весьма старинным и почтенным. Они имели исконные вотчины в ряде уездов, но служили в Москве. Дед Елизарий Замятня был объезжим головой, а отец - стрелецким сотником, но рано погиб в пьяной ссоре у кабака в Немецкой слободе. Юшка осиротел, а вдова вернулась домой. С 7-летнего возраста Юшку учили чтению по Часослову и Псалтырю, а затем отправили в Москву учиться письму. Учение давалось Отрепьеву с поразительной легкостью. Он поступил на службу на московское подворье бояр Романовых, был замечательным наездником и рубакой. Но перелом в карьере наступил в ноябре 1600 г., когда Романовы, узнав о болезни Бориса Годунова, собрали в своих дворах немалое войско из вооружённых слуг, надеясь сесть на царство. Но царь послал туда стрельцов и под стенами романовского подворья произошло настоящее сражение. Вооруженная свита Романовых оказала отчаянное сопротивление, но была разбита. Отрепьеву удалось бежать. Он вернулся домой и, опасаясь наказания, постригся в монастыре Иоанна Предтечи в Железном Борку, став смиренным чернецом (монахом) Григорием.

Чудов монастырь
Владимир ФАВОРСКИЙ

Чернец тяготился монашеским одеянием, поэтому, поскитавшись по провинциальным монастырям, отправился в столицу. Тем более, что оставшиеся в живых опальные слуги Романовых скоро были прощены. Григорий, благодаря протекции - челобитию своего деда Замятни архимандриту Чудова монастыря, попал в этот самый аристократический кремлевский монастырь. У него был прекрасный почерк, память. Он недолго прожил под надзором деда и вскоре был переведён в свою келью, где и занялся литературным трудом. Григорий сочинил прекрасное Похвальное слово русским святителям митрополитам Петру, Алексею и Ионе, Каноны другим святым. Старания Отрепьева были оценены патриархом, он стал кем-то вроде его секретаря, ходил с ним наверх, на заседания Боярской думы. И с этого момента мог начаться его стремительный взлет.

Келья в Чудовом монастыре

Владимир ФАВОРСКИЙ Cергей ГАЛАКТИОНОВ

Пимен и Григорий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Григорий
Владимир ФАВОРСКИЙ

В то время, когда Борис Годунов пытался справиться с голодом и тяжелыми настроениями внутри страны, за толстыми стенами Чудова монастыря Московского Кремля монах Григорий примерял на себя лавры своего кумира Александра Македонского. Ни писательская, ни тем более духовная карьера его не прельщали. Ещё во время скитаний по монастырям, якобы, один из монахов опознал в нём царевича Дмитрия и указал на царские знаки - бородавку на носу и разную длину рук. И, как говорится, нашего Григория понесло, замыслил он... Масштаб его авантюры был грандиозен, с какого-то момента он и сам уверовал в собственные фантазии и своё царское происхождение. И московский престол стал основной целью жизни. Самозванство было самым великим грехом на Руси. Существовало понятие вор: вор огородный, вор бельевой, вор карманник... и вор царского имени - самый тяжкий, за который власти преследовали особенно жестоко. Но и это не остановило Отрепьева.


Келья Пимена в Чудовом монастыре, , Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН


Пимен, Евгени й КИБРИК

Келья в Чудовом монастыре. Пимен и Григорий
Василий ШУХАЕВ Борис ЗВОРЫКИН

И вот в одну из февральских ночей 1602 года наш монах ухитрился бежать из Чудова монастыря с двумя своими приятелями-чернецами. Далее его маршрут пунктирно:

Киево-Печерский монастырь, откуда он был выставлен монахами, как расстрига;
- некоторое время жил у известного князя Януша Острожского, пытался заручиться финансовой и политической поддержкой, но по велению воеводы был выдворен гайдуками за ворота замка;

В конце весны 1602 г. Григорий Отрепьев попал В Литву, ловко ускользнув на границе из рук царской страж и.

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Григорий МЯСОЕДОВ \



Корчма на литовской границе
Владимир ФАВОРСКИЙ

Карл ШРЕДЕР

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе, Василий ШУХАЕВ


Мнишек и Вишневецкий, Владимир ФАВОРСКИЙ


Самозванец и поэт, Владимир ФАВОРСКИЙ

В Литве Отрепьев оказался у арианов, представителей одного из самых крайних течений протестантизма. Он попал в арианскую школу в Гоще, где учился польскому и латыни. Из Гощи, сделав крюк в Запорожье, но не получив и там прямой поддержки, наконец, оказался в Польше у князя Адама Вишневецкого, зятя Юрия Мнишека

Самозванец и Курбский
Владимир ФАВОРСКИЙ

Именно у Вишневецких после тайной исповеди, Григорий Отрепьев стал официально именоваться московским царевичем Дмитрием. Сначала покровителей у него было немного, всего 2 крупных магната, затем подтянулись ещё некоторые представители Польской Шляхты. Однако Польский сейм запретил полякам поддерживать Самозванца, а канцлер и гетман Ян Замойский и вовсе возмущался в его адрес:

Это что за античная комедия? Это комедия Плавта или Теренция, что ли?
Король Сигизмунд III дважды встречался с Григорием в Кракове, но не решился открыто и официально поддерживать Отрепьева и ограничился тем, что дал ему денежную субсидию и позволил вербовать в свою дружину охочих людей.

Марина Мнишек,Кибрик

Марина Мнишек и Лжедмитрий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Лжедмитрий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Клавдий ЛЕБЕДЕВ

Марина Мнишек и Дмитрий Самозванец в саду Самборского замка, Степан ГАЛАКТИОНОВ

Василий ШУХАЕВ

Борис ЗВОРЫКИН

Владимир СВИТАЛЬСКИЙ

Затем Самозванец был привезён в Самбор, где и познакомился со своей будущей невестой Мариной Мнишек. Эта встреча стала воистину судьбоносной. Красавицу-польку, отчаянную, такую же амбициозную и авантюрную, как и Григорий, замаячивший в перспективе русский престол, не мог не прельстить. И тут же в Самборе Самозванец подписал обязательство, предписывавшее, помимо прочего, назначить свадьбу с Мариной после того, как он будет венчан на русский престол

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
Николай НЕВРЕВ

Оказавшись в Польше, Отрепьев времени даром не терял и не скупился на обещания. Он тайно перешёл в католичество и пообещал Папе римскому в случае своего воцарения в течение года ввести в России католицизм, правда, позже все таки прибавил год - страна большая, людей много. Польскому королю посулил Чернигово-Северские земли, будущему тестю Мнишеку - Новгород Великий, Псков и много денег впридачу..

Литовская граница (16 октября 1604 года)
Евгений КИБРИК

Самозванец и князь Курбский, Р.Ф.Штейн

Литовская граница, Борис ЗВОРЫКИН

Князь Курбский, Евгений КИБРИК

С небольшой горсткой сторонников Григорий двинулся на Москву. Они выбрали не короткий путь через Смоленск, а длинный - через Чернигов и Северские земли, где скопилось немало недовольных Борисом Годуновым казаков. Не без трудностей (Янош Острожский отогнал все корабли и лодки ниже Киева с берегов Днепра) Самозванец с помощью мещан Киева переправился через Днепр и в середине октября пересёк русско-литовскую границу. Однако в январе 1605 г. правительственные войска в битве при Добриничах разбили армию Самозванца, который с немногочисленными её остатками был вынужден уйти в Путивль.

Сражение при Добриничах, Юрий КАШТАНОВ


Равнина близ Новгорода-Северского, Владимир ФАВОРСКИЙ

Гавриил Пушкин Лжедмитрий и боярин Пушкин
Евгений КИБРИК Василий ШУХАЕВ


Пётр Басманов и Гаврила Пушкин


Пушкин и спящий Самозване

Владимир ФАВОРСКИЙ

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением, да, мнением народным...

Позже за верную службу Гаврила Пушкин был Лжедмитрием I сделан думным дворянином и великим сокольничим, став одним из наиболее приближенных к новому царю лиц.

Ставка
Владимир ФАВОРСКИЙ

Современники свидетельствуют, что копьём и мечом Самозванец не взял ни одного города, а всё подмётными письмами. Но случилось подобное ещё и потому, что страна этого захотела сама. Как и знатные бояре и князья, массово предавшие Годуновых и перешедшие на сторону Самозванца (сомневаюсь, что многие из них верили в легенду о спасшемся царевиче).

Вступление Лжедмитрия I в Москву
Клавдий ЛЕБЕДЕВ
Заручившись поддержкой "матери" Марии Нагой, 20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно, под колокольный звон, въехал в Москву, как законный государь.

Demetreus Imperator
НХ

Но воцарившись в России, Дмитрий не торопился выполнять обещания, данные полякам, вёл себя независимо. Не ввёл католичество, не разрешил строить католические храмы, не согласился величаться просто Великим князем, а, напротив, именовался цесарем - императором. Юрий Мнишек, рассчитывавший на полноводную денежную реку, текущую из Москвы в Самбор, просчитался и получил в лучшем случае тоненький ручеёк да диковинные подарки для дочери.

Русские летописи отмечают ум, образованность и уверенность в себе Лжедмитрия I. Присутствуя на заседаниях Боярской думы, он удивлял всех своим тонким и точным пониманием проблем, быстрым решением государственных дел


Портрет Лжедмит, Гравюра XVII века

Дмитрий УТКИН

Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове
12 ноября 1605 г.
Гравюра с картины неизвестного художника XVII в.
В качестве заочного жениха выступал глава Посольского приказа Афанасий Власьев


Патриарх Иов отказывается признать Лжедмитрия I
Пётр ГЕЛЛЕР

Клавдий ЛЕБЕДЕВ

Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова, Клавдий ЛЕБЕДЕВ


Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова

Лжедмитрий в ождании приезда невесты времени не терял. Ксения Годунова (и не только) на полгода стала его утехой. А затем по требованию отца Марины Мнишек она была сослана в Горицкий Воскресенский женский монастырь и пострижена в монахини под именем инокини Ольги. Оставшиеся дни она и провела в скитаниях по монастырям. Скончалась в 1622 г. в Княженском Нижегородском монастыре.

Помилование Василия Ивановича Шуйского перед казнью, НХ

Потребовав убить царя Фёдора II Годунова и его мать, Лжедмитрий далее хотел править по-доброму, больше ни одной казни совершено не было. Воевод и противников свозили к нему связанными, привязанными за бороды, но не казнили. Он вернул ссыльных. Простил заговорщика Василия Шуйского и Ко, отменил казнь и сослал его на на Север, но вернул с дороги. На свою голову... И это была одна из его непростительных ошибок.

Въезд Марины Мнишек со свитой в Москву 3 мая 1606 г.
Неизвестный художник

Въезд в Москву Марины Мнишек
Фёдор СОЛНЦЕВ

Прием польских послов Лжедмитрием I. 3 мая 1606.
Неизвестный художник Государственный исторический музей

Марина Мнишек
Борис ЗВОРЫКИН

Венчание Лжедмитрия I и Марины Мнишек (и её коронация) в Москве 8 мая 1606 года

Марина Мнишек Коронационный портрет
Шимон БОГУШ

Марина Мнишек в коронационной одежде
8 мая состоялась свадьба и коронация Марины Мнишек,
она стала первой коронованной русской царицей

Лжедмитрий I, Марина Мнишек и Юрий Мнишек

Марина Мнишек
Гравюра 1609 г


Марина Мнишек
Гравюра 1609 г

Лжедмитрий I и Марина Мнишек
Виталий ЕРМОЛАЕВ

Печать и подпись (с ошибкой) Лжедмитрия I

Но постепенно, а особенно во время свадьбы, подданые начали подмечать в поведении государя много такого, что не укладывалось в их представления о русском царе. Сейчас, наверное, смешно, но Дмитрию вменяли в вину то, он был безбород, что не мыл руки после еды и ел телячье мясо (на его употребление был запрет до петровских времён), не спал после обеда, а отправлялся гулять по городу (да не в возке-карете, а верхом), любил конские ристалища, ходил, пританцовывая, а не чинно-благородно, опираясь на князей и бояр, а после венчания в Успенском соборе с Мариной Мнишек, ни разу не пошёл в баню. Это позволило распускать слухи, что он не наш, "поганый" и ведёт себя не по-русски.

Царица Марфа обличает Лжедмитрия
Раскрашенная литография по эскизу В. БАБУШКИНА

Кроме этого, царь затевал совершенно колоссальный военный поход на Крым, в это время под Москвой стояла отмобилизованная дворянская армия. Но вряд ли русское дворянство горело желанием отправиться в этот поход. Во время многодневных празднований по поводу венчания Дмитрий отошел от государственных дел, а приехавшие поляки вели себя крайне безобразно: в пьяном разгуле врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих. Этим решил воспользоваться отряд заговорщиков из двухсот дворян во главе с всё тем же Василием Шуйским. Они понимали, что народ любит Дмитрия, поэтому, объявили, что поляки хотят извести царя и бояр. Государь был предупреждён, но не принял никаких мер, так был уверен в себе и преданности людей своей персоне

Последние минуты Дмитрия Самозванца
Карл ВЕНИГ

Лжедмитрий I
Из книги В.П.Верещагина История Государства Российского
в изображениях Державных его Правителей

Толпа заговорщиков, воспользовавшись неразберихой, ворвалась во Кремль, смяла охрану. Дмитрий храбро защищался, не струсил, но сорвался с перехода и сломал ногу. Его допрашивали, а он твердил, что истиный царевич. Тогда один из дворян, Григорий Валуев, застрелил самозванца из пистолета со словами:
- Дайте, я заткну рот этому свистуну...
Это случилось в ночь на 17 мая 1606 года.


Смерть Самозванца
Гравюры XIX в.


Смерть Самозванца
Гравюры XIX в .

Убийство Дмитрия Самозванца
Борис ЧОРИКОВ

Воистину слава земная проходит быстро и Лжедмитрий - наглядная к этому иллюстрация... Сказка о воскресшем царевиче Димитрие стала былью, но ненадолго. За неё пришлось дорого заплатить. Ситуация с Самозванцем быстро подошла к своему концу, т.к. подавая надежды и обещания, надо было стремиться их оправдывать и выполнять. За 11 месяцев правления не было никаких особых результатов

Без сомнения, Григорий Отрепьев был неординарной личностью, удивительным человеком. Он несколько раз начинал всё "с нуля", но в фантастически короткие сроки вновь делал карьеру. Умный, образованный, тонкий, демагогичный и...редкостный мерзавец, готовый на любой низкий поступок ради власти.
Честолюбие его сжирало: он хотел быть знаменитым, чтобы о нём всегда помнили потомки. А ведь ему это удалось! Он стал, пожалуй, единственной русской исторической фигурой допетровской эпохи, кому посвятили свои сочинения европейские литераторы по следам его похождений (драма Великий князь Московский Лопе де Веги, неоконченная драма Фридриха Шиллера Дмитрий Самозванец), чей профиль был чеканен на медалях, чьи портреты встречаются по сей день в европейских музеях.

А тело Гришки Отрепьва после Красной площади закопали в чистом поле у обочины дороги. Но пошли слухи, что над могилой появились какие-то голубые огоньки, что он колдун и чернокнижник. Тогда труп выкопали, отвезли в село с говорящим названием Котлы, там сожгли, прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он пришёл

Но это не помогло искоренить т.н. самозванство, и пошло оно гулять, как чума, по России-матушке...

P.S. Когда ответное посольство польское прибыло на брачный пир в Москву, его туда не пустили. Это была вопиющая вещь! Юрий Мнишек в знак протеста покинул 9 мая свадебный пир своего зятя. А царица Марина Мнишек спаслась чудом, схоронившись под юбкой своей гофмейстерины.

Первый самозванец . Под именем Дмитрия Ивановича, или царевича Димитрия , сына и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он — мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Бежав в Польшу, Отрепьев принял имя покойного царевича и заявил права на престол государей московских. Его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах. Папский нунций (посол) Рангони благословил “царевича” , принявшего тайно католичество,— папский Рим надеялся провести в Россию унию (объединение) католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.

Человек одаренный, беспокойный по натуре, “царевич” был одержим мечтами о власти, славе, богатстве. Его стремление подогревали польские авантюристы, в том числе Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишка (выходца из Чехии), в которую он влюбился. “Царевич” обручился с ней, обещая ее отцу, своему тестю, русские земли, деньги и привилегии.

В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами России. Откликаясь на грамоты-призывы самозванца, местные жители — дворяне, крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, тысячи беглецов, в том числе и соратники Хлопка, встают под знамена “царевича Дмитрия” . Надеясь на то, что он облегчит их положение, сбросит ненавистную власть Годунова и его “злых бояр” , они увидели в самозванце будущего “доброго царя” : нужно только “восстановить” его на престоле “прародителей своих” , и все будет хорошо. Тем более что “царевич” обещал всем льготы, облегчение в налогах.


Лжедмитрию один за другим сдаются города — Моравск и Чернигов, Путивль и Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился в 15-тысячное войско. На его сторону перешли многие русские дворяне и бояре, недовольные, по тем или иным причинам, его правительством. От самозванца они надеялись получить новые земли, крестьян, жалованье.

В январе 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина князя Ф.И.Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерпел полное поражение, хотел бежать в Польшу. Но русские, воевавшие на его стороне, не пустили его, и с помощью жителей юго-западной России он снова и снова одерживает верх над воеводами Годунова, захватывает города и уезды. Самозванец идет к Москве, обещает сторонникам “вольности” и “благоденственное житие” .

7 мая под Кромами, после известия осмерти Б. Годунова, вспыхивает восстание в царском войске, и оно заявляет о поддержке царевича Дмитрия. 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова. Месяц спустя “царевич” венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.

Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович, севший на трон не только благодаря польской помощи, но, опираясь на восставших против Годунова дворян, крестьян и холопов, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.

Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику своих предшественников. Срок “урочных лет” он увеличил с 5 до 5,5—6 лет, жаловал дворян землями и крестьянами. Из армии по его приказу “выбили” крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.

И сам Лжедмитрий , и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших с ним, расхищают казну. Пришельцы смотрят на Россию как на завоеванную страну: оскорбляют национальные, религиозные чувства ее жителей. Всех возмущают женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество. Нарастает недовольство, и 17 мая 1606 г. против “истинного царя” , как еще недавно величали самозванца, вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими. Лжедмитрий стал его первой жертвой, погибли некоторые его клевреты, множество шляхтичей". Несколько дней спустя, 19 мая, бояре “выкрикнули” на Красной площади в цари боярина князя Василия Ивановича Шуйского.