Фразы клише по русскому языку егэ. Речевые клише по русскому языку к сочинению егэ2016

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.

Согласие с позицией автора текста

  1. Нельзя не согласиться с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
  2. Я разделяю мнение автора и считаю, что... .
  3. Трудно спорить с автором о том, что... . И моя позиция состоит в... .
  4. Думаю, что следует согласиться с автором в том, что... .
  5. Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что... .
  6. Мне близка позиция автора относительно... . Я тоже считаю, что... .
  7. Нет сомнения в том, что слова автора о... заслуживают одобрения. По моему мнению, ... .
  8. Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
  9. Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова "Обломов"...
  10. Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что... (далее идёт формулировка важного тезиса).
  11. Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она:
  12. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет... (далее идёт авторский тезис, вывод).
    К сожалению, в наше время часто... (далее идёт пример-аргумент).

НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста

  1. В целом разделяя позицию автора относительно... , выскажу особое мнение о... . Я считаю, что... .
  2. Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что... . Однако на вопрос о.... у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что... .
  3. Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)..., но с другой -... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
  4. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения...
  5. Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
  6. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

  1. Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
  2. Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
  3. На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  4. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  5. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
  6. Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
  7. Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
  8. По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
  9. Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
  10. Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
  11. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
  12. Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
  13. Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
  14. Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
  15. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
  16. Вызывает сомнение тезис о том, что … .
  17. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  18. Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  19. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости. знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье ….

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что …. Другие подчёркивают …. Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. …. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким - либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что …. Кто-то ….

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему.

3) Данный текст посвящён теме (проблеме).

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему.

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах.)

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое.? (В чем заключается.? Какую роль в жизни человека играет.?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

Для комментирования проблемы:

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с.

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как.?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как.

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас).

- из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах).

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи.

Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…».

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

I. Вступление (3-5 предложений)

Предложение 1. Именительные темы.

Предложения 2, 3, 4. Вопросы к тексту (дополнение или обстоятельство).

Предложение 5. Переход к след. части сочинения. Пример: Над этими и другими вопросами я задумался после прочтения данного текста.

II. Комментарий (9-12 предложений). N.B.!! Большая часть комментария формируется из анализа текста.

Предложение 1. Формулировка проблемы.

Пример а) Какова роль матери в жизни человека? Над этим вопросом размышляет (Ф.И.О автора текста).

Пример б) Роль матери в жизни человека - вот над чем размышляет (Ф.И.О автора текста).

Пример в) Роль матери в жизни человека.

Предложение 2. Классификация проблемы.

Виды проблем: Философские; Социальные; Политические; Духовные; Моральные; Этические; Экологические и др.

(большинство из них могут сочетаться друг с другом в текстах).

Пример а) Данный вопрос лежит в области социально-нравственной категории.

Пример б) Данный вопрос можно отнести не только к социальной, но и нравственной категории.

N.B.!! Использование конструкций "не только...., но и...." и др. приветствуется проверяющими.

Предложение 3. Актуальность, важность проблемы.

Пример: Данный вопрос актуален в наши дни, потому что касается каждого из нас и является предметом дискуссий в современном обществе.

Предложение 4.

В предложении №4 пишем: Абстрактное, казалось бы, понятие автор иллюстрирует случаем/примером из жизни: (далее пересказ текста в 2-3 предложениях (НЕ БОЛЬШЕ!)).

Пример: .....: перед нами долгожданная встреча Хурдина и его матери. Мы можем видеть взаимоотношения матери и сына...........(эта часть зависит только от текста, ничего выдумывать не нужно).

Вопросная (основная) часть комментария. Отвечаем на вопросы и тем самым анализируем текст. (Сами вопросы писать не нужно. Пишем ответы на них.)

Предложение 6: На что (конкретно) он обращает внимание читателя?

Предложение 7: Какие мысли и чувства публицист пытается пробудить в нас?

Предложение 8: Над чем, по мнению писателя, мы должны задуматься? Чем дорожить?

Предложение 9: Как правильнее поступать в подобной ситуации? (Не всегда уместно)

В этих предложениях нужно избежать повторов типа: Автор обращает внимание......

Пример: * Илья Александрович Маслов (1935-2008 гг.) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящен-

N.B.!! Проверяющие видят клише, поэтому нужно стараться анализировать как можно больше, это может дать вам дополнительные баллы за развернутый комментарий.

Также, в комментарий необходимо привести 2 примера и текста. Это может быть цитата или ссылка на предложение(я)

Пример: Публицист обращает наше внимание на доверительные отношения между матерью и сыном и пытается пробудить в нас желание задуматься над тем, какие отношения у нас самих (предложение 10). (Точка ставится именно после скобки)

(ВНИМАНИЕ! В публицистических текстах ответ содержится прямо в тексте. Его нужно найти и выписать. Придумывать ничего не нужно.)

Если текст художественный: Авторская позиция в анализируемом тексте прямо не выражена. Судить о ней мы можем по косвенным признакам: по поступкам героя, по его речи и по отношению к нему окружающих. Так, обратившись к поступку (имя героя), я могу сделать вывод о точке зрения автора. .........(отвечаем на вопрос проблемы)

(В художественных текстах ответ придется искать в поступках героев и т.д.)

IV. Собственная позиция (3-5 предложений)

Предложение 1:

б) Я придерживаюсь той же позиции, что и автор текста.

А) Почему меня волнует этот вопрос?

Б) Как проблема влияет на мою жизнь и жизнь окружающих меня людей

В) Почему я считаю важным размышлять над данной проблемой?

Г)каковы возможные последствия?

Можно использовать пословицы, поговорки(обязательно пояснить как вы понимаете их значение), ссылки на любимые книги/фильмы, на известные личности.

V. Аргументы (2 аргумента. 1 не менее 6 предложений) (минимум 12 предложений).

В качестве подтверждения собственной мысли обращусь к произведению (/роману/рассказу/стихотворению и т.д.) (ФИО автора).

Примеры: 1 аргумент: В качестве первого аргумента можно вспомнить роман Л.Н. Толстого "Война и мир".

2 аргумент: За вторым примером можно обратиться к рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма".

После этих вступлений клише просто не существует. Существует только ваше личное размышление.

VI. Вывод (3-5 предложений).

Так называемое эссе требует от выпускника продемонстрировать не только способность понимать проблематику произведения, связно излагать свои мысли, высказывать аргументированное мнение. Задание предписывает еще и необходимые компоненты этого сочинения.

Подготовку к лучше начать с написания эссе по простейшему плану, по сути навязанному формулировкой задания. А когда это будет уже хорошо получаться, можно попробовать другие, более изысканные варианты композиции.

Итак, что же должен поместить в своей работе выпускник?

  1. Указать проблему. При этом необходимо иметь в виду, что проблема, поднятая в тексте, и проблема героя текста – это вовсе не одно и то же. Например, если у героя проблема – отсутствие денег на проезд в трамвае, вовсе не факт, что текст посвящен проблеме недоступности для населения поездок на общественном транспорте.

Если вы затрудняетесь определить проблему, попробуйте действовать так:

  • Определите тему текста (о чем говорится?.. Это НЕ проблема)
  • Определите основную мысль (в чем нас хочет убедить автор? Это тоже НЕ проблема)
  • На какой вопрос отвечает автор? В чем он видит «нарушение мировой гармонии»? А вот это и есть ПРОБЛЕМА ≠ тема ≠ основная мысль.

Например, тема – избиение скинхедами студента-таджика. Основная мысль: ненависть к людям другой национальности – это дикость. Проблема: почему в стране, победившей фашизм, прижились националистические идеи? Может ли обычный гражданин что-то сделать в этой ситуации? То есть проблема национализма в России и проблема личной ответственности каждого гражданина. Выберите ту, которая больше нравится (или к которой вам легче будет подобрать аргументы).

  1. . Она может быть актуальной, вечной, серьезной, представляющей опасность и т.п. В тексте она показана так-то и так-то.
  2. Осветить авторскую позицию. Именно авторскую, не надо подменять ее своей или мнением кого-то из героев текста.
  3. Сообщить, согласны ли вы с автором или согласны отчасти. Не согласиться едва ли возможно, обычно мнения авторов текстов на ЕГЭ почти бесспорны.
  4. из литературного произведения (лучше того, которое вы и в самом деле читали).
  5. Привести аргумент из жизни (или из другого литературного произведения).
  6. Сделать вывод.

Вот пример наипростейшего клише для написания ответа.

Развернутый план пример
1. Вопрос, включающий в себя формулировку проблемы

2. Без сомнения, можно сказать, что эта проблема актуальна и сейчас. Автор раскрывает ее на примере …

5. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на …, а именно на эпизод, в котором рассказывается, как …

6. Свою позицию по данному вопросу я основываю и на личном опыте. В моей жизни был такой эпизод. Однажды …

(Мое мнение основывается не только на литературе, но и на рассказе моего друга, с которым однажды случилась такая история.)

8. Таким образом, мне кажется, можно сказать, что …

Так кто же все-таки «царь» — человек или природа? Должны ли мы ждать милостей от природы или взять их силой? Именно такую проблему поднимает автор в этом тексте.

Без сомнения, можно сказать, что проблема эта актуальна и сегодня. Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений человека и растения – дерева. Это растение заменило герою рассказа людей, которым не было до него дела.

Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, что человек не вправе вмешиваться в жизнь природы: она была до нас и будет после. Возмутительная самоуверенность – считать, что мы устроим все в мире лучше, чем оно уже устроено. Природа призвана дать человеку все необходимое: пищу, одежду, топливо, душевный комфорт, красоту.

Невозможно не согласиться с автором. Действительно, я считаю, природа дает нам так много, что требовать от нее еще чего-то – безумие. Мы, люди, часто в своем ослеплении думаем, что устроили бы все в мире лучше, хотим все изменить: заставить реки течь вспять или стремимся «переделать» организм человека. Но ни к чему хорошему эти попытки не приводят.

В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Его герой, профессор Преображенский, стремится улучшить человеческую природу, победить смерть. В результате экспериментов появляется «улучшенный человек» — маргинал Шариков. Так что в результате работа профессора оказалась не только бесполезна, но и опасна.

Свою позицию я основываю и на личном опыте. В моей жизни был эпизод, который убедил меня в том, что природа – не точка приложения наших амбиций, а наша колыбель. ….

Таким образом, мне кажется, можно сделать вывод, что надо относиться к природе бережно, с уважением и заботой. Именно это хочет нам сказать автор своим рассказом.

Приведенные в таблице формулировки, естественно, не являются единственно возможными. К каждому пункту на начальном этапе подготовки к ЕГЭ желательно подобрать несколько вариантов клише.

  1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

В крайнем случае можно воспользоваться такими клише (в крайнем – потому что лучше все же сформулировать проблему в виде вопроса или рассуждения).

  • В тексте, который я прочитал, автор поднимает проблему…
  • Среди проблем, поднятых автором в данном тексте, наиболее важной (интересной, злободневной, актуальной, животрепещущей, значительной…) мне кажется…
  • В предложенном тексте автор поднимает целый ряд проблем, но мне кажется, что самая важная (интересная…) из них – это…
  • Трудно переоценить важность всех проблем, которые поднимает автор в этом тексте, но мне самой значительной (острой, любопытной…) кажется…