Что первично - материя или сознание? Материя или сознание

2. По­знаваем ли мир?

Далее необходимо отметить, что обе стороны данного вопроса философии имеют аль­тернативное решение: или-или. В зависимости от того, как философы отвечают на первую сторону ос­новного вопроса философии, они делятся на материа­листов и идеалистов, формируются две принципиаль­но разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Материализм исходит из принципа пер­вичности материи, по отношению к сознанию. Идеа­лизм, в противоположность материализму, доказывает первичность сознания и вторичность материи. Первичность материи означает, что она есть абсолютное начало, существует вне сознания. В принципе, в мире нет ничего, что не являлось бы материей, ее свойством или продуктом развития. Кроме материальной действительности вне материи не существует особой духовной, идеальной субстанции.

Вторичность сознания означает, что оно: 1) возникает лишь на определенном уровне развития материи, 2) не существует вне материи, будучи ее свойством, результатом деятельности высокоорганизованного ма­териального органа – мозга; 3) является отражением материи; содержание сознания определяется внешним миром.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о формах материализма и идеализма, каждый из которых про­шел длительный путь своего развития. Различают сле­дующие основные формы материализма: 1) стихийный, наивный материализм древ­них мыслителей (Демокрит, Гераклит, Эпикур); 2) метафизический материализм XVI–XVIII вв. (Бэкон, Спиноза, Дидро, Гольбах, Гельвеции); 3) диалекти­ческий материализм, созданный К. Марксом, Ф. Эн­гельсом, В. И. Лениным.

Идеализм, в свою очередь, утверждает субстанциональность и первичность идеального фактора, сознания и в большинстве своем отрицает возможность познания мира.

Необходимо рассмотреть вопрос о разновидностях идеализма. Различают две основные формы идеализ­ма: объективный и субъективный в зависимости от того, какое сознание принимается за первооснову мира.

Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотоми­сты) за первооснову мира принимает безличное объ­ективно существующее духовное начало, которое превращается в формы внешнего мира, приро­ду, человеческую историю. Такое абсолютизированное сознание и объяв­ляется первичным, оно возносится и над материей, и над отдельным человеком.

Субъективный идеализм первичным считает различные формы сознания отдельного человека, субъ­екта. Субъективные идеалисты объявляют мир сово­купностью ощущений, восприятий, представлений. Они отрицают объективное существование внешнего мира. Но независимо от этих различий, сущность всех форм идеализма остается одной и той же – все они так или иначе признают творение мира духом.

Суть второй стороны основного вопроса филосо­фии, по определению Ф. Энгельса, состоит в том, «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Большинство философов и, прежде всего материали­стов, дают положительный ответ на эти вопросы, т.е. признают принципиальную возможность познания мира.

Но наряду с ними есть философы, которые отри­цают познаваемость мира. Философское учение, отри­цающее принципиальную возможность познания ми­ра, называется агностицизмом. Элементы агностицизма в форме скептицизма возникли еще в древнегреческой филосо­фии, а свое классическое оформление агностицизм получил в философии Д. Юма (1711–1776) и И. Кан­та (1724–1804).

В истории философии существовали и сейчас существуют также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную, непоследовательную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяют элементы того и другого направления, заявляя о ненужности основного вопроса философии и ориентируясь в основном на позитивистскую (конкретно-описательную) методологию. В настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия, а идеализм представлен различными философскими течениями: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом и другими направлениями. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, роли науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности.

Для современного этапа развития философии характерно взаимодействие материализма и идеализма в форме диалога. Современный материализм признает возможность определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления включили в себя элементы диалектики, признание решающей роли социально-экономических условий в развитии общества и другие существенные положения материалистической теории. Итак, из рассмотренного следует, что альтерна­тивное решение основного вопроса философии теоре­тически предопределяет поляризацию философии на материализм и идеализм как два основных направления (см. рис. 1.3).

Основной вопрос философии определяет об­щие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, выступая и основным вопросом гно­сеологии; существенным образом влияет на понима­ние общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства и т.д.

Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.


Рис. 1.3. Основной вопрос философии – об отношении сознания к материи


Философия выступает как всеобщий метод познания. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии?

Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов?

Что является источником развития?

Каково направление развития мира: от низшего к высшему или это простое повторение?

В зависимости от решения этих вопросов в философии различают 2 метода исследования: диалектику и метафизику .

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии.

При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное условие успеха исследования.

В XXI веке материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение философии.

2. Назовите основные структурные элементы философского знания.

3. Каково соотношение мировоззрения и философии?

4. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте их краткую характеристику. В чем их отличие от философии?

5. Как формулируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение?

6. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?

7. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю и т.д.?

Список литературы

1. Алексеев П. В. Философия – наука // Философия: учеб. /
П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 1999. – С. 52–55.

2. Алексеев П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 2003. – 603 с.

3. Аристотель . Соч. в 4-х т. – М., 1975. – Т.1. – С.119.

4. Введение в философию: учеб. для вузов / под ред. Ф. С. Фай-зуллина. – Уфа, 1996.

5. Вильгельм В. Что такое философия? // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1998. – С. 45–53.

6. Гегель Г. В. Ф . Условия философствования // Хрестоматия
по философии. – М.: Проспект, 1998. – С.13–20.

7. Горелов А. А. Древо духовной жизни. – М., 1994.

8. Грот Н. Я. Философия как ветвь искусства // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1998. – С. 53–57.

9. Коган Л. А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. – № 7.

10. Краткая философская энциклопедия. – М.,1994.

11. Мерло-Понти М. В защиту философии. – М.,1996. – 240 с.

12. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. – 403 с.

13. Основы философии: учеб. пособие / под ред. Ф. С. Фай-зуллина. – Уфа, 2002. – 375 с.

14. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 333 с.

15. Современный философский словарь. – М.: Политиздат, 1998. – 1250 с.

16. Философия : учеб. / под ред. В. И. Лавриненко. – М., 1999. – 584 с.

17. Философия : учеб. для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.

18. Что такое философия? (Материалы «Круглого стола») // Вестник Московского университета. – 1995. – № 2–3.

Темы рефератов и докладов

1. Место и роль философии в системе современного научного знания.

2. Значение изучения философии для специалиста с высшим образованием.

3. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и современность.

4. Философия и частные науки.

5. Религия и мифология: сравнительный анализ.

6. Общее и особенное в религии и науке.

7. Соотношение философии и искусства.

ТЕМА 2.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Материя или сознание? Что первично?

Это давний философский спор межу материалистами и богословами.
Материалисты считают, что сначала появилась материя.
Богословы считают, что сначала появилось сознание (Бог, святой дух).
Мое мнение такое – наша наука в настоящее время не имеет полного понятия ни о материи, ни о сознании.
Что было в самом начале, до возникновения Вселенной (до Вселенского взрыва и начала формирование галактик, звезд, планет? Ничего, т.е. пустота (холодный вакуум)
Но из ничего не может возникнуть что то. А значит вакуум является какой то особой формой материи. Значит правы материалисты? Но подождем делать выводы.
Рассмотрим вопрос, почему же произошел Вселенский взрыв, и один вид материи (вакуум) стал превращаться в другой вид материи (звезды и планеты). Тут мы выходим на простой ответ – это сделал Всевышний) Высший Разум, святой Дух). Сразу вспоминается следующее предложение «Сначала было слово». Но кто эго сказал? Высший Разум, Всевышний, Святой дух? Значит правы богословы? Но и сейчас не будем делать быстрых выводов.
По моему мнению в цепочке материя и сознание не хватает еще двух слов – информация и энергия. И эти понятия не менее сложны, чем материя и сознание.
А что если предположить, что информация (слово, мысль) может сама преобразовываться в энергию, а энергия в свою очередь является одной из форм материи (или превращаться в материю). Но значит должен быть первичный источник информации, который дал этот первичный информационный импульс. По моему мнению это есть Высший Разум – постоянная субстанция, которую богословы называют Богом (Всевышним).
Космос на 95% состоит из темной материи и темной энергии. А что знают об этих формах материи (энергия – это тоже особый вид материи). Ничего. Современная наука занимается только теми направлениями, которые могут принесли прибыль (наполнение кошельков) или открытиями в области войны (а это прибыли для военных монополий). В то же время открытия и исследования в военных отраслях ведут только к одному – к уничтожению человека человеком, подчинению слабых стран более сильным. По этой причине заниматься окружающим нас миром (космосом) ученым невыгодно.
В итоге я могу сделать один вывод, что наша современная наука еще совсем почти ничего не знает об окружающем нас мире. И, мне кажется, современные ученые, академики и не стремятся понять и изучить этот мир. Это хорошо видно по исторической науке, которую до предела упростили и не собираются изучать подлинную историю Земли и населяющих ее народов. Видимо это очень выгодно современным историкам.
Народ лучше держать в неведении (неграмотным), им управлять легче.

Стал задаваться вопросами относительно своего бытия и предназначения, об окружающей его действительности и мире, в котором он живет, пытаться изучить и понять их, началось зарождение науки философии. Основной вопрос, волновавший людей на протяжении всего развития человечества, от древнейших цивилизаций, о которых упоминается лишь в легендах или старинных манускриптах, до сегодняшнего дня - это что появилось первым, сознание или материя.

Споры, возникавшие между философами по поводу этого вопроса, породили такие понятия, как материализм и идеализм. Много веков сторонники обеих теорий устраивали словесные «баталии», пытаясь доказать свою правоту, пока не была озвучена третья возможная концепция: существует два вида реальности, материальная и духовная, и они взаимосвязаны.

Понятие материи

В переводе с латинского языка materialis означает «вещественный», и именно это понятие стали применять по отношению к объективной реальности в философском мировоззрении. Материя в понимании философов - это окружающий мир, который существует сам по себе, вне зависимости от сознания субъектов, его населявших. Так считали ученые умы древности, ничего в этом определении не изменилось и сегодня. Мир действительно существует вне человека и его попыток познать реальность. Еще одно понятие объективной реальности - это «бытие», которым философы Древней Греции называли некую субстанцию, образующую все сущее, то есть материю.

Если внимательно изучить трактаты древних ученых, то можно заметить в них общую тенденцию: не важно, это труды восточной философии или античной, все они сходны в том, что материя существует независимо от сознания человека. Это понимание привело к возникновению такого термина, как «материализм».

Несмотря на то что ученые, жившие в те времена (VII-VI века до н. э.), не обладали современными технологиями, чтобы заглянуть внутрь материи или за ее пределы, они понимали, что существовало некое первовещество, которое и легло в основу всего сущего. Именно тогда впервые и зародился о первичности материи или сознания.

Первовещество в понимании античных философов

Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.

Понятие и виды сознания

Так как философов древности больше интересовал окружающий их материальный мир и его явления, большинство из которых они не могли объяснить (как и то, откуда все появилось), то вопросу сознания они вначале уделяли меньше времени. По-настоящему к изучению соотношения материи и сознания они приступили тогда, когда возник первый философский вопрос: можно ли изучить и познать объективную реальность.

Если с материей все понятно, так как ее можно увидеть, потрогать, а в некоторых случаях разобрать и собрать, то с понятием «сознание» все сложнее. Его стали использовать в разных концепциях, например:

  • В широком философском смысле - это некая сущность, высшая субстанция, которая способна сотворять миры и материю. Это понятие легло в основу идеалистической философии. Первым ввел этот термин и разработал концепцию идеализма Платон, а дальнейшее развитие она получила у Гегеля, который считал, что первопричиной (основой) всего сущего является мировой разум. Он называл его абсолютной первичной субстанцией (идеей), которая пронизывает все формы бытия.
  • С точки зрения материализма, сознание - это вторичная форма бытия (высокоорганизованная материя, например человеческий мозг), которая не способна творить, но может познавать и анализировать объективную реальность, пропуская ее через индивидуальное восприятие каждого отдельного индивидуума. Именно с момента переоценки категории сознания и перевода его с идеалистического понятия в материалистическое, на время свело на нет философские споры о том, что первично, материя или сознание. В этой концепции рассматриваются такие субъекты, как «Я» (человек, индивидуальность) и «не-Я» (весь остальной мир) и отношение первого ко второму.

    Еще одно понятие сознания дают психологи. Это психо-физиологический субстрат (то есть, суть человеческой психики), который является двумерным и может одновременно:

    • познавать, анализировать и запоминать информацию об объективном мире (вся реальность);
    • в качестве самосознания быть направленным на носителя.

    Таким образом, сознание формирует для человека картину мира, неотъемлемой частью которого он является.

    Рассмотрим теперь, как по мере развития философской науки менялись представления о том, что первично, материя или сознание.

    Софисты Древней Греции

    Благодаря античным софистам философия как наука стала на совершенно новый уровень развития. В зависимости от того, какого мнения придерживались ученые умы о сотворении мира, они организовывали свои философские школы, в которых объединенными усилиями пытались либо доказать свою версию, либо опровергнуть чужую. Первой из них была Милетская школа, основателем которой считается Фалес.

    Отталкиваясь от воды, как первоосновы всего бытия, он, путем обобщения своих наблюдений, во всем многообразии материи обнаружил некую предельную абстракцию, которая совершила логический скачок от невероятного множества вещей и понятий к единичности. Так как в его понимании «вода» имела строение (состояла из ядра стойхейрона и праматерии архэ), то она относилась к категории материи, которая содержала в себе потенциал и находилась в постоянном развитии. Таким образом, он один из первых указал на первичность материи над сознанием. Признавали это и представители других философских школ VI-V веков до н. э.

    ВОДА (первооснова).

    АРХЭ / стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Школа в ионийских греческих колониях (Эфес, Клазоменах)

    Ионическая школа во главе с Гераклитом настаивала на том, что всему первопричиной является огонь, который имеет такое же строение, как и «вода» Фалеса. В отличие от Анаксимандра, который придерживался мнения, что первоначалом сущего является бесконечность (апейрон), которая всегда остается цельной и постоянной при многообразии и изменчивости его частей, Гераклит считал, что материальный мир не был создан ни богами, ни людьми, и существовал всегда в виде огня.

    ОГОНЬ (первооснова).

    АРХЭ /стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Это интересно знать: понятие «безграничное начало», как основного элемента бытия ввел в обиход именно Анаксимандр, и его теория сотворения мира по тому времени была передовой.

    Платон и его видение мира

    Академия Платона, пожалуй, первое в своем роде настоящее учебное заведение, так как имела обучающую программу для юношей. Сам Платон много внимания уделял изучению сознания и считал, что ум - это высший дар человека. Он полагал, что идеи - это объекты не материального мира, но тесно связаны с ним.

    Это далеко не все представители античной софистики и их школы, но именно они пришли к выводу, который лег в основу дальнейшего развития философии как науки: сознание - противоположность материи, но они неразрывны, как стороны одной медали.

    Христианская философия о бытие и сознании

    Во времена средневековья вся философская мысль сводилась к понятию триединства:

    БОГ-отец / БОГ-сын /БОГ-дух святой.

    То есть ученые того времени не далеко ушли в своих познаниях мира от античных мудрецов, только поменяли терминологию. Основа творения всего сущего осталась прежней: есть неизменное нечто (в христианской философии - это Бог), которое создает материю (Бог-сын) через идею (Бог-дух святой).

    Если философы древности спорили о том, что первично, материя или сознание, то 700 лет назад ученых волновал вопрос о реальности всего сущего, которому в свое время Аристотель дал название «действительное бытие». Именно он первым указал на единство материи и формы в реальности, тем самым объединив материю и сознание.

    Действительное бытие: материя/форма

    Долгое время философы Средневековья опирались на аристотелевскую концепцию мира, что соответствовало христианскому догмату о триединстве всего сущего.

    Идеалисты и их концепция мира

    На протяжении почти 30 столетий ученые спорили о том, что первично, материя или сознание. Философия как наука была в авангарде всех научных диспутов. Ее представители разделились на 2 лагеря: идеалистов и материалистов.

    Представители первого считали, что во главе всего сущего находится духовное начало, которое имело разные названия (Бог, Высший разум, душа, идея), но было, по сути, единым понятием. По их мнению, материя является вторичной, так сказать «продуктом» духовного мира.

    Родоначальником идеализма считается Платон, хотя само разделение и понятие материализма и идеализма ввел в XVIII веке Г. Лейбниц.

    У этой философии две превалирующие формы:

    1. Объективный идеализм, который отделяет духовное начало от материального мира (реальности) и человека, называя его Абсолютом или Мировым разумом.
    2. Субъективный идеализм основан на внутреннем человеческом опыте познания окружающей действительности путем осознанного ее изучения.

    Представителями идеализма являлись Д. Юм, Джордж Беркли и другие ученые. Одной из разновидностей этого философского течения была идея дуализма (лат. - "два"), которую ввел Р. Декарт, утверждавший, что материя и сознание - это две отдельные первоосновы.

    Материалисты

    Представители этого философского направления во главе всего сущего ставили материю, под которой подразумевали вечную, неуничтожимую, находящуюся в постоянном движении и развитии субстанцию, из которой появилась природа, Вселенная и все, что наполняет окружающее пространство. Для них материя первична, существует по своим законам, всегда была, и всегда будет и составляет единую реальность, в то время как сознание (идея) лишь является ее отражением.

    Среди достоинств этой теории находится наука, но даже она не может объяснить наличие сознания и сущности идей, которые в нем зарождаются (это ее минус).

    Материализм делится на:

    • Стихийный вид, зародившийся еще в античные времена.
    • Метафизический относится к Новому времени и представлен такими научными деятелями, как Галилей, Бэкон, Локк и другие.
    • Диалектический вид объединяет материальность и диалектику, в которой сознание - это способность материи отражать саму себя. Основоположники этого вида материализма - Маркс и Энгельс.

    Это далеко не все разновидности материализма и идеализма, так как философия - это не статичная наука и находится в постоянном развитии, как и реальность, которую она пытается объяснить.

    Философские парадоксы

    Попытки определить, что такое материя и сознание, время от времени создавали курьезные ситуации и приводили к образованию парадоксов. Если с первым понятием все более менее понятно, то при изучении сущности сознания ученые порой сами загоняли себя в тупик, например:

    • Материя ощутима и изучаема. Но разве сознание не проявляется через ощущения, которые человек может познать и проанализировать?
    • Материя окружает человека. А кто сказал, что сознание его не окружает? Еще 500 лет назад люди не слышали об электромагнитном поле, а сегодня даже школьники знают, что оно окружает всю планету.

    По сути, если нет сознания, то и объективного мира (реальности) не существует, так что споры о первичности и вторичности этих категорий теряют всякий смысл.

    Заключение

    В наше время, после того как было объявлено и доказано, что мысль (продукт сознания) материальна, споры о первичности материи или духовного начала поутихли. Сознание до сих пор не изучено, тогда как в материю люди проникли до самых ее атомов. Так что все самое интересное в науке философии еще впереди.

У главного философского вопроса: «Что первично - материя или сознание?» - существуют моменты - бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.

В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.

Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), идеализм (объективный и субъективный), дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три - эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Линия Демокрита

В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично - материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:

  • материя реально существует, и она независима от сознания;
  • материя - это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
  • сознание - это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
  • сознание не есть самостоятельная субстанция, оно - бытие.

Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично - материя или сознание, можно выделить:

  • Демокрита;
  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
  • Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
  • Герцена, Чернышевского;
  • Маркса, Энгельса, Ленина.

Увлечение естественным

Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее - материя или сознание, роль материи абсолютизируют.

Философы увлекаются исследованием материального с помощью точных наук: физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.

По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона - скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.

Линия Платона

Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.

Представители первого направления - Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:

  • окружающая действительность - это мир идей и мир вещей;
  • сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
  • мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
  • каждая единичная вещь - воплощение эйдоса;
  • важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
  • отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Чувства и рассудок

Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:

  • всё существует только в разуме субъекта;
  • идеи находятся в человеческом уме;
  • образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
  • ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.

Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.

Монизм и дуализм

Материализм, идеализм - относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:

  • есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
  • физическая имеет свойства протяжения;
  • духовная обладает мышлением;
  • в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
  • физические вещи происходят из материи, а идеи - от духовной субстанции;
  • материя и дух - взаимосвязанные противоположности единого бытия.

В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» - кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

Другие направления в философии

Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.

Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века - Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.

Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.

Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» - эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.

Отрицание познания

Агностицизм - направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует - Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным воз-можностям человеческого рассудка, не может быть позна-но, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.

Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.

Современное направление

Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема - экзистенциализм. Это вопрос человека и его су-ществования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимо-отношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.

С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие - совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция - это и есть вместилище свободы, основание которой - человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.

С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира - человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.

Сознание первично, материя вторична – так считают идеалисты и это нельзя ни опровергнуть ни подтвердить. Я знал об этом и этому учили меня еще с далеких времен учебы в университете. Но вот я задумался о каком, собственно, сознании идет речь. Ведь кто-то может понимать под сознанием реакцию дождевого червя на наступивший на него сапог, а кто-то – космический разум. Так что вопрос о материи и сознании - это еще и вопрос языка или смысла употребляемых слов.

Решил заглянуть по этой части в интернет и в Ответы@Mail.Ru сразу же наткнулся на остановивший мое внимание фрагмент:

"Мария mariya: Материя первична или сознание?

АНДРЕЙ НОВИКОВ: Такой вопрос можно задавать только доказав, что сознание не материально".

Вот я и задумался: а материально ли сознание, как можно ответить на этот вопрос? Я на него могу ответить только заглянув внутрь самого себя. Что-то в этом вопросе просто выходит за пределы моего опыта, а что-то зависит от выбора того, что можно связать с понятием "сознание". Если считать, что сознание не имеет места без моих мыслей, то возникает вопрос: материальны ли мои мысли. Ну да, конечно, безусловно: образованные люди знают, что мысли – это вполне материальные движения сигналов по вполне материальным нейронным сетям. Так что мысли материальны, как, например, и работа компьютерных программ.

Теперь остается вопрос, а может ли мое сознание, вне зависимости от того, что оно вторично или первично относительно материи, реализовываться через материальные мысли, оставаясь при этом не материальным? Экспериментально я это проверить не могу, но я и не могу представить себе подобное нематериальное сознание. А то, что не могу представить, это то о чем я не могу и говорить, потому что я не могу вложить в понятие "нематериальное сознание" какой-то конкретный смысл. Так что для меня лично мое сознание – материально.

Насчет первичности или вторичности космического сознания – не знаю, это не та область, где я могу поставить даже мысленный эксперимент. Но в моем внутреннем представлении, все что может на что-то воздействовать, обусловливать или создавать, может быть только материальным. Иного я не могу себе представить, поэтому об ином для меня нет смысла говорить.

Итак, любое сознание, о котором есть смысл говорить, является с моей точки зрения материальным.

Далее, я решил посмотреть какие еще есть на этот счет суждения в интернете. В информации из электронной газеты http://novosti.vins.ru я нашел любопытную статью, как раз подходящую к теме данной статьи, а также и к более общей теме этого раздела, касающегося корректности используемого языка. Здесь газетные выкрики прямо таки в духе ярых популяризаторов теории Эйнштейна:

"Наш мир создан из ничего!

Ученые доказали, что сознание первично, а материя вторична.

Извечный спор о том, что же первично – сознание или материя, наконец разрешился, увы, не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий нобелевских лауреатов Пола Дэвиса, Дэвида Бома и Ильи Пригожина показал, что, углубляясь в материю, сталкиваешься с фактами полного ее исчезновения".

Вот так болтуны от науки подтасовывают смысл употребляемых ими слов, упражняясь таким образом на всех научных перекрестках в рьяном стремлении навешивать своим согражданам на уши лапшу. Да нет таких фактов о первичности сознания и вторичности материи, и их и не может быть. Есть только факты, которые кто-то может интерпретировать как исчезновение материи. А интерпретация это такое дело: здесь еще надо очень плотно потрудиться, чтобы разобраться, что в этой фразе может пониматься под исчезновением материи. Это может быть и не обнаружение некоторых ожидаемых признаков эксперимента, и перемещение объекта наблюдения в другую часть пространства, и т.д., и прочее, и много еще разных возможностей, к которым можно приспособить фразу "исчезновение материи". Даже так называемый "физический вакуум" не бывает без материи, так куда же она может исчезать? Но читаем дальше:

"Швейцарские ученые из Европейского центра ядерных исследований (CERN) пошли еще дальше: им удалось смоделировать "момент творения" материи из нематериального мира. Специалисты экспериментально доказали, что порция (квант) виртуальных волн при определенных условиях образует некие частицы, а при другом взаимодействии этих же волн частицы полностью исчезают. Таким образом, ученые смогли создать мини-вселенную практически из ничего. Это открытие доказывает, что наш мир действительно был сотворен из пустоты неким высшим космическим разумом, или попросту Богом".

Смоделировать – это примерно тоже, что пофантазировать или вообразить, и на вопрос соотношения сознания и материи не отвечает. Продукт фантазии вполне можно переложить на компьютерную модель. А смысл фразы "создать практически из ничего" может означать только "создать из чего-то". Также как "практически беременна" может означать только "беременна".

Последний абзац этой статьи о материи и сознании тоже впечатляет:

"Кстати, с помощью ретроспективного моделирования удалось вычислить и возраст материальной Вселенной с точностью до сотой доли секунды. Он составил всего лишь 18 миллиардов лет. До этого в бескрайних просторах Космоса материи не было вообще!"

Вычислить возраст Вселенной "с точностью до сотой доли секунды" – как это здорово напоминает болтовню пропагандистов специальной теории относительности о невероятной точности ее предсказаний, хотя реально она ничего не предсказывает кроме того, что уже известно, а до экспериментального подтверждения ее сверхточности весьма далеко. Во всяком случае, так говорят о специальной теории относительности не ее апологеты.

"Последние открытия, по сути, не принесли нам ничего нового, лишь научно обосновали те истины, которые знали древние. Первично сознание, первичен космический разум, который сотворил Вселенную и продолжает у нас на глазах, на каждом шагу, то разрушать материю, то вновь создавать ее".

Это один из примеров того, как отвечают на вопрос первичности материи или сознания идеалисты. Научно обосновать подобные "истины", вопреки утверждению профессора, не возможно.

Если вас интересует ответ материалистов на тему что первично – сознание или материя, то их точка зрения может быть отражена, например, таким фрагментом:

Материя первична, а сознание вторично. Это положение является исходной посылкой материалистической философии. Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Итак, с материалистической точки зрения сознание материально в том смысле, в котором следует считать материальным любой протекающий в материи процесс, но по отношению к материи сознание вторично. Однако доказательств справедливости такой или противоположной точек зрения в пределах нашего земного опыта нет, и их не может быть. Так что каждый может выбрать для себя свой собственный ответ.