Как снимается патрон с перфоратора. Перфоратор не крутится и не сверлит. Разбираем и собираем патрон для перфоратора

В 1980 году компания BOSCH предоставила производителям электроинструментов новую концепцию быстросменного патрона SDS. Эта аббревиатура означает Steck-Dreh-Sitzt (вольный перевод на русский – вставь, поверни, сидит). И сидит действительно крепко. За 25 лет существования не возникло необходимости в усовершенствовании конструкции патрона.

Разработчик не стал монополизировать конструкцию, а продал конкурентам право применять технологию. Благодаря этому конструкция быстрозажимного SDS-патрона получила признанную всеми участниками рынка унификацию. Инструмент самых разных производителей оснащается такими патронами, а заводов, выпускающих насадки и вовсе не счесть.

быстрозажимной патрон для перфоратора

Существуют перфораторы и с другими типами патронов. Например, цанговые, кулачковые, с жесткой фиксацией инструмента. На современном рынке бытовых электроинструментов это скорее экзотика.

Или же такие патроны находят применение в профессиональном инструменте. Домашнему мастеру, идущему – надо запомнить аббревиатуру SDS.

Для правильного выбора перфоратора по типу патрона, и последующей покупки наконечников (буров), рассмотрим нагрузки и конструкции существующих патронов.

Патрон для перфоратора постоянно испытывает крутильные и ударные нагрузки. Это предъявляет высокие требования к качеству изготовления.

ВАЖНО! Инструкция к любому перфоратору предписывает всегда смазывать рабочий наконечник перед установкой в патрон. Если этого не делать – деталь быстро выйдет из строя.

Спасает одно – патрон можно обслужить и заменить. При этом вся хитрость конструкции состоит в том, что собственно фиксирующий механизм не испытывает стрессовых нагрузок. А упор, на который передаются все удары, является монолитным неподвижным относительно конструкции узлом.

Поэтому патроны в перфораторе служат долго и безотказно, при условии своевременного обслуживания и смазки.

Какие бывают патроны, и в чем разница

Поскольку перфораторы выпускаются в двух основных весовых категориях – «тяжелые» и «легкие», патроны также имеют две основные модификации.

Устройство патрона перфоратора при выборе этого инструмента должно вас интересовать в первую очередь. От этого зависит, какими насадками вы сможете пользоваться в будущем, как легко сможете их менять и как быстро отремонтируете инструмент в случае необходимости.

Устройство патрона перфоратора – что скрывается внутри?

История эволюции патрона для перфоратора берет свое начало еще в 30-х годах прошлого века, когда известным производителем техники Bosch был разработан и поставлен на поток первый перфоратор. Совокупность вращательного момента и импульсного долбления предсказуемо пришлась по вкусу потребителям, и с тех пор инструмент не сходит с прилавков. Однако первое время потребители были вынуждены мириться с определенными недостатками.

В частности, слабым звеном был патрон, поскольку ударное сверление оказывало на эту делать разрушительное влияние. Производители пошли путем упрощения – чем проще устройсто патрона перфоратора, тем крепче будет деталь. На сегодняшний день на перфораторах вы можете найти три типа патронов, которые в свою очередь разделяются на подтипы.

  • Патрон ключевой (зубчатый, кулачковый) – насадка зажимается с помощью специального ключа, который сводит и разводит «пальчики» внутри патрона, зажимающие стержень. Достоинством такого патрона является высокая надежность крепления. Но на смену насадки нужно тратить гораздо больше времени, чем при использовании других типов.
  • Патрон быстрозажимной (БЗП) – зажатие насадки происходит с помощью усилия одних лишь рук. Существует два подтипа таких устройств – двухмуфтовые и одномуфтовые. В первом случае одной рукой задняя муфта удерживается, а второй откручивается передняя муфта. В одномуфтовом патроне все еще проще – достаточно усилия одной руки. Однако он применим лишь к дрелям с автоматической блокировкой вала.

Steck, Dreh, Sitzt – вставь, поверни, закреплено!

В 80-х годах компания Bosch в очередной раз доказала – все гениальное просто! Ее инженеры представили на всеобщий суд концептуально новый механизм крепления, сегодня известный всем под аббревиатурой SDS. Расшифровывается она совершенно просто – «steck, dreh, sitzt», что в переводе с немецкого на русский обозначает «вставь, поверни, закреплено». Не удивительно, что на сегодняшний день практически 90 % перфораторов оборудованы именно этим типом патрона. Его еще также называют быстрозажимным, поэтому многие пользователи путают его с изделиями, которые зажимают насадки с помощью вращения муфт – в SDS патрон нужно лишь придерживать!

О конструкции и принципе действия SDS-системы вам расскажут сами буры, вернее, конструктивное строение их хвостовиков. На них вы обнаружите четыре паза, два из которых – открытые с торца, а два – закрытые. Роль открытых – быть направляющими для вставки насадок, а закрытые выемки фиксируют инструмент, для чего в патроне предусмотрены специальные шарики. Вставив сверло по направляющим, его нужно слегка провернуть, чтобы шарики попали в закрытые пазы, на этом процесс закрепления насадки закончен.

Для более легкого вхождения сверла внутрь крепежа рекомендуется его немного смазать. Следует учесть, что при таком способе крепления у насадки возникает небольшое радиальное биение, которое проявляется на холостом ходу. Но на точность высверливания отверстия это не влияет. Однако такое свободное хождение насадки внутри крепежа отделяет патрон от ударного воздействия, которому подвержены сами буры или сверла.

SDS-патроны – типы и применение

В свою очередь SDS-крепежи делятся на пять разных типов, которые друг от друга отличаются разными диаметрами посадочных стержней. Помимо насадок SDS, существуют еще SDS-plus и SDS-max. Промежуточные варианты – SDS-top и SDS-quick. Самым распространенным типом является SDS-plus, который предназначен для буровых насадок с диаметром хвостовика 10 мм. Хвостовик входит в крепеж на 40 мм, после чего начинается рабочая зона, диаметр которой может быть от 4 мм до 26 мм.

Максимальная допустимая длина с типом хвостовика SDS-plus – 1 м. Наиболее распространенные диаметры насадок представлены в рамках от 6 мм до 12 мм. Такой тип крепежа представлен на перфораторах легкой и средней категории, которые пользуются высоким спросом в быту и продаются ежегодно миллионами экземпляров. Для справки, в легкой категории находятся инструменты весом до 3 кг, тогда как в средней – от 3 кг до 5 кг, не считая веса насадок. Рассчитаны они на ударную нагрузку до 5 Дж. Профессиональные тяжелые перфораторы от 5 кг могут выдать силу удара до 30 Дж! Соответственно, и производительность профессиональных агрегатов в разы выше.

Удержать насадку в таком случае сможет только крепеж типа SDS-max. Отличается он большим диаметром хвостовика – 18 мм, а также наличием еще одного направляющего паза. Соответственно, и диаметр рабочей части насадки увеличивается до 60 мм. Такую строительную технику покупать следует только в том случае, если вы планируете использовать ее постоянно. Правда, приготовьтесь к тому, что стоимость агрегата существенно уменьшит объем вашего кошелька, однако такие затраты себя окупят – перфоратор отработает очень долго и качественно. Приобретать лучше проверенные бренды.

Разбираем и собираем патрон для перфоратора

Время от времени детали перфоратора следует осматривать и чистить – это позволяет избежать более существенных неполадок и упрощает работу. Иногда необходимо даже провести небольшой ремонт, например, заменить пружину. Все эти операции способен выполнить каждый человек, даже не сведущий особо в технике. В основном SDS-патроны по своей конструкции не очень отличаются даже у разных производителей.

Для примера рассмотрим процесс разборки патрона от перфоратора Bosch, ведь именно она в свое время изобрела такой способ крепления.

Для начала нужно отодвинуть пластиковую часть и снять резиновый уплотнитель. Фиксирующее кольцо аккуратно снимается отверткой, после чего снимается фиксирующая шайба. За шайбой «упрятано» второе кольцо, которое также снимается с помощью отвертки. Затем следует непосредственно механизм SDS, который состоит из шайбы, шарика и пружины. Сначала нужно вынуть шарик, затем шайбу и пружину. Вполне логично, что для сборки патрона все действия необходимо повторить в обратном порядке, предварительно очистив детали от пыли и смазав их маслом.

Домашний мастер, который в состоянии использовать перфоратор – вполне может справиться с его ремонтом. Речь пойдет о восстановлении работоспособности перфоратора.

Перфоратор в разобранном виде

Перфораторы прочно заняли место в арсенале рабочего инструмента домашних мастеров. Как и любой другой электроинструмент – он может выйти из строя. Вовсе не обязательно сразу бежать в мастерскую, ремонт перфоратора можно осуществить своими руками . Особенно его механической части.

Разберем принцип действия и устройство перфоратора

Инструменты могут отличаться мощностью, функциональными возможностями, но принцип действия и концепция конструкции у них единая. Разумеется, речь идет об электромеханических вариантах исполнения. пневмоперфораторов – это удел специализированных сервисных центров.

Итак, – у нас в руках стандартный бытовой или профессиональный электрический перфоратор. Основные элементы устройства:

Механизм перфоратора в разрезе

  • Электромотор. Может располагаться вдоль шпинделя патрона, или перпендикулярно – разница не принципиальна.
  • Понижающий редуктор. Обеспечивает снижение скорости вращения и одновременно увеличивает крутящий момент рабочей оси.
  • Ударный механизм. Это именно то устройство, которое отличает перфоратор от обычной электродрели.
  • Патрон. Воспринимает нагрузки рабочей насадки и передает крутящий и ударный момент в рабочую зону. Служит фиксатором для насадок. Наиболее распространенный стандарт – SDS.

Принципиальное отличие в конструкции касается лишь ударного механизма. В большинстве современных устройств, применяется электропневматический способ передачи энергии удара. Поршень совершает возвратно-поступательные движения, и при помощи воздушной подушки передает энергию тарану, который в свою очередь наносит удары по бойку, имеющему механическую связь с патроном.

Достоинство конструкции – большая энергия удара и отсутствие механической связи между тараном и поршнем.

Сжатый воздух выступает в качестве демпфера, снижая вибрации инструмента.

Такой способ работы позволяет автоматически отключать ударный механизм на холостом ходу. Перфорация происходит лишь при давлении наконечника на рабочую зону. Когда вы прикладываете усилие в сторону сверления, закрывается перепускной клапан, цилиндр становится герметичным и сжатый воздух приводит в движение таранный механизм. Это экономит ресурс основных узлов перфоратора.

Передача колебаний в электропневматическом ударном механизме реализуется двумя способами:

Принцип работы инструмента

  1. Кривошипно-шатунный механизм. На валу редуктора располагается кривошип, который придает возвратно-поступательное движение поршню. Такая конструкция обеспечивает передачу энергии удара большой мощности, и применяется в перфораторах среднего и тяжелого типа. Недостаток – большие размеры. Главное достоинство – высокая надежность и уменьшение вибраций на корпусе.
  2. Качающийся подшипник. Возвратно-поступательные движения передаются наружной обоймой подшипника специальной формы. Такая конструкция компактна, и применяется в перфораторах легкого типа. Основной недостаток – быстрый износ качающегося подшипника.

Перфоратор уже давно стал обычным другом и помощником и домашнего мастера, и строителя-профессионала. Однако при частом использовании патрон перфоратора приходит в негодность. Буры начинают вываливаться, и перфоратор начинает работать вхолостую. А если вы приобрели с рук уже видавший виды перфоратор – то замена патрона не заставит себя долго ждать. Чаще всего требуется разборка и замена патрона, если в нём заклинило бур.

Перфораторы имеют два вида патронов – sds+ и sds-max. Первый рассчитан на работу с небольшим буром и, в незначительном объёме, с лопаткой. Второй больше приспособлен для работы с крупным буром, коронкой или производительной работы с лопаткой. Главное их отличие – мощность удара и вращения, которые они способны передать от двигателя на инструмент, а также величина силы удара и крутящий момент на валу. Перфораторы с патроном sds-max будут чаще вызывать откалывание в хрупких материалах при бурении отверстий, они тяжелее, дороже и потребляют больше электроэнергии. В то же время, они более производительны, и могут делать многое из того, что не могут перфораторы с sds+.

Как разобрать патрон перфоратора sds-plus

На верхушке патрона данного типа находится резиновая манжета. Она довольно легко снимается, стоит только аккуратно приложить небольшое усилие. Нашему взору открывается собственно патрон. Он представляет собой отверстие, в которое вставляется бур, фиксатор от поворота, удерживающий механизм и пружину. При помощи плоской отвёртки снимите зажимное кольцо. Оно находится сразу за снятой резиновой манжетой. После этого можно вынуть шарик-стопор для бура. Затем просто снимаете обойму и вытаскиваете пружину. Берёте новый патрон, ставите на место обойму и пружину с шариком, вставляете стопор, надеваете кольцо и манжету. Перфоратор готов к работе.

Чаще всего причиной поломки патрона является поломавшийся стопор. Если же в неисправности само гнездо, в котором размещается бур, придётся заменять его вместе с валом, или даже выкинуть дорогостоящую деталь перфоратора. Иногда можно встретить разбитый кожух или заклинившую пружину. Заклинивший бур бывает можно вытащить только в условиях профессиональной мастерской. Это случается, когда у некачественного бура раздавило хвостовик и он заклинил в отверстии. Всегда применяйте буры от проверенных производителей и смазывайте хвостовик перед тем, как вставить бур или лопатку.

Видео с разбором патрона SDS-Plus

Как разобрать патрон перфоратора sds-max.

Процесс замены очень похож на то, что было описано в варианте для патрона sds+. Вначале снимаете манжету. Затем – стопорное кольцо. Вынимаете пружину и снимаете кожух. Разница в том, что в патронах sds-max бур чаще заклинивает, так как больше энергия удара. Поэтому в них само гнездо для бура снимается и может быть заменено. В патронах sds+ гнездо бура несъёмное. Патрон этого типа полностью съёмный, устанавливается на нескольких стопорах, и может быть заменён вместе с заклинившим сверлом.

Видео о разборе патрона SDS-Max

Здесь только в комплексной разборке всего устройства:

VN:F

Как разобрать и поменять патрон перфоратора (sds-plus, sds-max) , 2.8 out of 5 based on 4 ratings

Исправно работающий перфоратор является прекрасным помощником в хозяйстве и на производстве. Этот универсальный инструмент, обладающий множеством функций, позволяет комфортно решать даже самые сложные задачи. Если перфоратор сломался, вовсе не обязательно сразу нести его в ремонт. Домашний мастер может самостоятельно разобрать и починить этот инструмент. Как отремонтировать перфоратор своими руками?

Устройство перфоратора и его механизм

В отличие от дрели, а также ударной дрели, перфоратор обладает усиленной ударной функцией, что ставит его на порядок выше в тех ситуациях, когда необходимо применение значительного механического воздействия на обрабатываемые материалы.

Достигается это конструктивными особенностями устройства перфоратора. Прибор снабжён самостоятельным механизмом генерирования мощного пневматического толчка рабочего инструмента, и эта его способность освобождает мастера от применения физических усилий при сверлении и долблении бетона и камня.


Ударный механизм перфоратора в разрезе

Преобразование вращательного движения электродвигателя в поступательное колебание ударного механизма выполняется за счёт создания компрессии между поршнями. Это движение передаётся на ударник. Боёк, изготовленный из стали высокой прочности, в свою очередь, отправляет энергию сжатого воздуха непосредственно на рабочий инструмент - бур, зубило или лопатку. Такое устройство агрегата позволяет повысить мощность удара до огромной разрушительной силы - 20 кДж.


Перфоратор с вертикальным расположением двигателя («бочка»)

В зависимости от расположения двигателя различают дрелеобразные и бочковые виды перфораторов.

  1. Первый тип устройств похож на дрель, в них мотор расположен в одной оси со сверлом.
  2. У перфораторов второго типа двигатель установлен перпендикулярно оси сверления.

Бочковые перфораторы отличаются большими габаритами, но при этом имеют более совершенную систему охлаждения, что позволяет эксплуатировать инструмент длительное время без остановок. Приборы в виде дрели гораздо компактнее, они удобны при работе в стеснённых обстоятельствах, когда доступ к объекту ограничен.

Диагностика неисправностей перфоратора

Если в процессе эксплуатации становятся очевидными неполадки в работе перфоратора, следует отключить его от электропитания и произвести наружный осмотр. Если внешние признаки поломки не найдены, придётся разбирать корпус и искать проблему внутри.

Одной из причин выхода прибора из строя является обрыв в сетевом шнуре. В этом случае двигатель перфоратора не включается. Для его диагностики надо тщательно осмотреть кабель, соединяющий инструмент с сетью. Он не должен быть повреждённым, переломанным или оплавленным. Исправный сетевой шнур остаётся холодным во время работы. Если провод не в порядке, его следует заменить на равноценный. Сечение токопроводящих элементов должно соответствовать потребляемой инструментом мощности.

Универсальный диагностический прибор для электрических цепей

Условно все неисправности перфоратора можно разделить на две категории - механические и электрические.

Сбои в механической части: коронка не вытаскивается из ствола, бур не долбит, сверло не вращается и другие

  • бур не долбит;
  • сверло не вращается;
  • коронка не вытаскивается из ствола (заклинивает);
  • зубило не держится в патроне (выскакивает);
  • слышны посторонние звуки внутри механизма, скрежет, вибрация.

Сбои в электрике: не вращается мотор, искрят щётки на коллекторе и прочие виды поломок

О проблемах с электрической частью перфоратора свидетельствуют следующие признаки:

  • мотор при включении не вращается;
  • усиленно искрят щётки на коллекторе;
  • от корпуса исходит запах горелой изоляции;
  • из инструмента во время работы идёт едкий дым.

Для того чтобы выяснить и устранить причину всех этих явлений, перфоратор необходимо разобрать.

Порядок разборки и сборки устройства

Самостоятельно приступать к разборке следует только при наличии соответствующих инструментов и оборудования. Для ремонта перфоратора своими руками понадобятся:

  • отвёртки с разными шлицами;
  • тиски;
  • гаечные и торцовые (шестигранные) ключи;
  • съёмники для подшипников.

Кроме того, нужны будут запасные детали для замены, резиновые сальники и прокладки. Для смазывания шестерней механизмов понадобятся:

  • густая смазка;
  • ветошь;
  • очищающий растворитель.

В случае самостоятельного ремонта электродвигателя кроме мультиметра потребуются:

  • запасные угольные (или графитовые) щётки;
  • медный провод необходимого сечения;
  • шаблон для перемотки катушек.

Снятие патрона

Разборка перфоратора начинается со снятия патрона. Как правило, это патрон системы SDS-plus, который разбирается при помощи отвёртки с плоскими шлицами. При этом в патроне не должно быть бура или зубила.

Бывают случаи, когда бур заклинивает и достать его не так просто. Тогда нужно при помощи резинового молотка аккуратно обстучать патрон по окружности и залить несколько капель смазки типа WD-40 внутрь. По истечении нескольких минут повторить попытку, бур должен легко извлечься. После этого можно приступать к разборке самого патрона. Порядок действий:

  1. Оттянуть пластиковую юбку вниз.
  2. Отвёрткой снять резиновый защитный пыльник.
  3. Разжать и извлечь стопорное кольцо, находящееся за пыльником.
  4. Снять пластиковый пыльник, пружину, стопорящие пластины и шарики.
  5. Очистить все детали от старой смазки и сложить в чистом месте.

Принципиальная схема устройства SDS патрона

Видео: как извлечь застрявший в патроне бур

Демонтаж переключателя режимов

Чтобы снять переключатель режимов работы, необходимо:

  1. Перевести тумблер в положение «удар» (пиктограмма с изображением молотка) и провернуть его ещё примерно на 1 см ниже.
  2. Освободить рычаг из гнезда.
  3. Вытянуть рычаг на себя.

Переключатель вынимается в положении ниже «ударного»

Как проверить кнопку пуска и щётки

Чтобы добраться до щёток коллектора и кнопки управления пуском, необходимо снять заднюю крышку. Для этого из пластмассового корпуса откручиваются (в зависимости от модели) два или три шурупа.

Если причина неисправности крылась в износе щёток, можно устранить её, установив новую пару. Рабочая длина щётки должна быть не менее 8 мм. Трущаяся поверхность - без следов окалины или сколов.

Отсоединение угольных щёток от коллектора

Кнопка пуска проверяется при помощи мультиметра. Нужно помнить, что система регулировки оборотов двигателя также расположена внутри пускового механизма. Если на корпусе кнопки видна оплавившаяся пластмасса, её следует сменить целиком, так как исправно функционировать она уже не будет.

После замены кнопки необходимо установить крышку корпуса на место, не забыть надёжно закрутить винты. Только после этого можно проверять работу перфоратора.

Как разобрать электродвигатель

Чтобы разобрать электродвигатель, необходимо отсоединить корпус электромотора от редуктора. Между собой они крепятся четырьмя винтовыми шурупами. Если их открутить, механическая часть легко отделяется от пластмассового кожуха. Ротор мотора при разборке вынимается из направляющей втулки, освобождая доступ к редуктору. Соответственно, появляется возможность обследовать электротехнические детали двигателя.

Крепёжные винты соединяют две части корпуса

Мотор состоит из подвижного ротора и жёстко закреплённого статора. Ротор вращается под действием электродвижущей силы, возникающей на обмотках, состоящих из витков медного проводника. Осмотр обмоток заключается в том, чтобы определить целостность изоляции, отсутствие короткого замыкания между витками. Это делается при помощи мультиметра путём последовательных измерений сопротивления на ламелях. В случае обнаружения межвиткового замыкания якорь подлежит замене либо ремонту. Обмотки статора возможно перемотать самостоятельно в домашних условиях, используя специальный шаблон.

Статор, коллектор и щётки

Якорь же, как правило, меняется целиком, вместе с подшипниками и воздухозаборной пластиной.

Якорь электродвигателя (ротор) заменяется целиком

Как разобрать и проверить редуктор: как снять пластиковый корпус, вынуть «пьяный подшипник» и другие элементы

Для того чтобы определить неисправность редуктора, его нужно полностью разобрать. Для этого снимается пластиковый корпус, редуктор тщательно очищается от старой смазки. От корпуса редуктора отсоединяются:

  • плавающий подшипник;
  • ведущий шестерёночный вал;
  • растровая втулка;
  • гильза с поршнем.

Редуктор перфоратора в разрезе

Плавающий подшипник, именуемый также «пьяным подшипником», крепится в алюминиевом корпусе редуктора с помощью скобы, которую необходимо отжать при помощи плоской отвёртки. Освобождённый подшипник вынимается и при необходимости заменяется. Кроме того, следует обратить внимание на то, что внутри «пьяного подшипника» расположен игольчатый подшипник, на котором вращается шестерёнка привода. При работе перфоратора в режиме удара он испытывает большие нагрузки, и поэтому часто выходит из строя. Новый подшипник приобретается отдельно либо в сборе с промвалом.

Пьяный подшипник передаёт на инструмент ударный импульс

Растровая втулка содержит в себе ударный болт, который крепится внутри при помощи металлического стопорного кольца. По бокам втулки имеются два технологических отверстия, через которые осуществляется доступ к стопорному механизму. После снятия фиксации кольца ударный болт свободно вываливается из втулки. Внутри него находится непосредственно ударник, выполненный из высоколегированной стали.

При ремонте или замене ударного болта необходимо заменить также и уплотнительные резиновые втулки, которые обеспечивают герметичность механизма. Все детали ударника подлежат обильному смазыванию специальной смазкой.

В пластмассовом кожухе редуктора на выходе растровой втулки имеется ещё один игольчатый подшипник, который должен быть хорошо смазан.

Видео: как починить перфоратор и заменить ударный болт

Возможные неисправности, причины их появления и способы устранения

Чтобы отремонтировать перфоратор своими руками, следует сначала определить внешние проявления неисправностей.

Перфоратор не бьёт

Если перфоратор при переключении в режим удара перестал бить, но при этом бур вращается, наиболее вероятно, что повреждён плавающий подшипник. Решением проблемы будет замена его новым.

Вторая возможная причина - нарушение работы ударного механизма. Часто при перегрузках в работе раскалывается стальной боёк, это приводит сначала к ослабеванию удара, а затем и к полному его отсутствию. Боёк необходимо заменить.

Третий вероятный повод - износ или поломка поршневой группы перфоратора. Заменить следует гильзу и поршень.

Перфоратор не крутится и не сверлит

Если при нажатии кнопки пуска патрон в режиме сверления не вращается, предварительно причину можно определить по звуку. Если электромотор гудит, но не крутит патрон, скорее всего, что-то не даёт ротору вращаться внутри редуктора. Что случилось с двигателем, придётся выяснять, разбирая механическую часть инструмента.

Если же при включении двигатель не гудит, более вероятно, что произошла поломка мотора. Вскрыв крышку прибора, необходимо определить, что именно привело к такому явлению. Это может быть обрыв цепи питания, поломка кнопки пуска или короткое замыкание в обмотках катушек. При помощи тестера определяется конкретная причина и делается соответствующий ремонт.

Бур не держится в патроне и вылетает

Недержание оснастки перфоратора может случиться в процессе длительной эксплуатации. Бур или зубило, вставленное в патрон, не держится и вылетает во время работы. Таким инструментом не только невозможно продолжать долбление, это ещё и очень опасно - вылетевшее зубило может нанести травму.

Причина недержания оснастки кроется в износе или поломке патрона. Патрон необходимо разобрать и определить, в чём заключается проблема. Возможно, деформировались шарики, появилась выработка на ограничительном кольце или просела фиксирующая пружина. Обычно после замены испорченной детали патрон снова начинает функционировать нормально.

Видео: почему вылетают свёрла из перфоратора

Искрят щётки

Искрение щёток - довольно распространённое явление при работе инструментом в условиях повышенной запылённости. Как правило, искрение является следствием выработки материала самих щёток. Исправить ситуацию поможет замена последних на новые, искры вылетать больше не будут.

Если же нет, причину нужно искать в обмотках статора или ротора. Вполне возможно, что большое количество пыли, проникающей в двигатель, привело к истиранию защитного лака, покрывающего медные проводники. А это влечёт за собой короткое замыкание. Наличие межвиткового замыкания проверяется электротехническими приборами (мультиметром).

Измерение сопротивления между ламелями производится мультиметром

Профилактическое обслуживание инструмента: замена щёток, смазка подшипников рабочего вала ротора и дополнительное покрытие лаком обмоток на катушках снизят вероятность поломок.

Кроме того, следует учитывать, что пыль может налипать на смазку подшипника, находящегося рядом с коллектором. Чтобы это предотвратить, коллектор обезжиривают при помощи тампона, смоченного в спирте или растворителе.

Перфоратор сильно греется

Если перфоратор во время работы чрезмерно нагревается, это явный признак нарушения нормальной работы электродвигателя. Прежде всего для предотвращения перегрева надо соблюдать режим эксплуатации прибора:

  • делать паузы через определённые промежутки времени;
  • после нагрузок давать инструменту возможность поработать на холостом ходу.

Если же температура корпуса не снижается, то нужно сделать ревизию электромотора. Ощутив характерный запах из-под кожуха инструмента, нужно немедленно прекратить работу и отключить прибор из сети. Разбирать его можно только после полного остывания.

Перфоратор не держит патрон

Иногда бывает ситуация, когда на работающем перфораторе слетает патрон вместе с оснасткой. Это происходит вследствие износа крепления корпуса патрона на конце растровой втулки, которое представляет собой стопорное кольцо. При его поломке фиксация нарушается и во время толчка слетает резиновый пыльник, за которым следуют пружина и шарики.

Восстановить нормальную работу патрона можно установкой нового стопорного кольца. Делается это быстро и не требует никаких дополнительных приспособлений кроме обычной отвёртки.

Замена основных узлов перфоратора

Замену ключевых элементов лучше всего производить до того, как деталь приходит в негодность. Это предохранит инструмент от более тяжёлых повреждений, исправление которых обойдётся дороже и отнимет больше времени. Наиболее часто приходится выполнять замену:

  • подшипников;
  • кнопки пуска;
  • щёток;
  • патрона.

Как сменить подшипники

Если во время профилактического осмотра на подшипнике заметны потёки смазки, он трещит или хрустит при прокручивании вручную, это значит, что его пора заменить. Демонтаж подшипника производится при помощи специального съёмника, состоящего из винтовой части и приспособления для захвата корпуса гильзы подшипника. Затяжка резьбы создаёт усилие, которое снимает подшипник с вала.

Съёмник приводится в действие вращением резьбовой штанги

Установка нового подшипника на рабочее место производится с набивкой резиновым или деревянным молотком. При установке важно не допустить перекоса оси подшипника относительно оси вала. Смазка на деталь наносится после установки.

Как меняется кнопка пуска

Чтобы заменить кнопку пуска, необходимо снять крышку, закрывающую электрооборудование перфоратора. Затем следует отсоединить контакты проводников, подключённых к ней, и вытащить корпус кнопки из посадочного места. На это место установить новую кнопку, подсоединить контакты и собрать всё в обратном порядке.

Кнопка включает мотор и регулирует его обороты

Как вытащить и поменять щётки

Замена угольных щёток коллектора осуществляется электромонтажной отвёрткой. Если открутить крышку, появится доступ к щёткам. Каждая деталь поочерёдно извлекается из гнёзд щёткодержателя. В некоторых моделях различается устройство прижимного механизма, как правило, это спиралевидная пружина, которую надо во время замены снять.

Процедура замены патрона понятна из описанного выше порядка разборки перфоратора.

Особенности в ремонте бочкового перфоратора

Все описанные процедуры по сборке и разборке механизмов перфораторов справедливы и для бочковой его разновидности. Однако существуют несколько нюансов, которые надо учитывать при его ремонте. Вертикальное расположение двигателя под прямым углом к ударному механизму несколько меняет порядок разборки. Так, для получения доступа к редуктору и поршню необходимо снять пластмассовую крышку, расположенную в верхней части кожуха инструмента. Это облегчает ремонт механической части прибора, если вдруг пропадает функция удара.

Доступ к электротехнической части такого перфоратора осуществляется после снятия нижнего кожуха. А замена щёток упрощена, так как по бокам стакана есть отверстия, через которые они легко снимаются.

Следует отметить, что многие профессиональные бочковые перфораторы не имеют режима сверления. Так как их предназначение в большей степени состоит в бурении и долблении тяжёлых бетонных поверхностей, они оборудованы патроном SDS-max с хвостовиком 18 мм. Принципиального отличия в устройстве патрона SDS-plus нет, но заметно отличаются размеры. L-образные перфораторы признаны более надёжными в эксплуатации и относятся к рангу профессионального инструмента.

Видео: как отремонтировать перфоратор с вертикальным расположением двигателя

Повседневный уход и хранение перфоратора

Для того чтобы инструмент служил долго и исправно, нужно соблюдать простые правила.

  1. Перед началом работы провести беглый осмотр технического состояния инструмента. Ни в коем случае не игнорировать признаки неисправности, если таковые обнаружатся.
  2. По окончании работы очистить перфоратор от пыли и мусора. Желательно продуть струёй воздуха из пылесоса.
  3. При транспортировке в холодное время года перед началом работы дать прибору не менее 20 мин на «акклиматизацию» прибора. Смазка должна оттаять и стать эластичной.
  4. Работать с соблюдением норм эксплуатации, описанных в техническом паспорте инструмента.

Хранить перфоратор следует в сухом и тёплом месте. При длительной консервации рекомендуется упаковывать в полиэтиленовый мешок и картонную коробку. Не допускать попадания влаги на электрические детали, в том числе и конденсата из воздуха.

Кейс - лучшее место для хранения перфоратора

Осведомлён - значит, вооружён. Зная тонкости устройства механизма перфораторов, можно отремонтировать инструмент самостоятельно и в самые сжатые сроки. Однако если своевременно заглядывать под кожух перфоратора, чистить и смазывать механизмы, то вполне возможно, что к ремонту вовсе не придётся прибегать. Регулярное техническое обслуживание прибора поможет продлить срок его службы.