История Мориса Тийе — реального Шрека из Челябинска. Настоящий Шрек из Челябинска. История Мориса Тийе

Челябинские мужики настолько суровые, что один из них стал прототипом Шрека. Звание родины этого выдающегося человека приписывают себе и Франция, и Америка, но всё-таки родился Морис Тийе у нас.

Все наперебой желают им гордиться, что и неудивительно – Морис Тийе был чемпионом мира по борьбе, имел прекрасное инженерное образование, говорил на 14 языках и обладал великолепной харизмой.

Морис Тийе – личность историческая. Нет сомнений, что его современник Уильям Стейг, автор Шрека, рисовал своего обаятельного огра именно с него.

Шрек и Морис Тийе – найдите отличие.

Подсказка: у мультипликационного Шрека уши трубочкой, а у Тиллета обыкновенные, хоть и поломанные, человеческие уши. В остальном всё один в один.

Maurice Tillet родился на Урале в семье этнических французов. Отец его был железнодорожным инженером, мать – учительницей. В 1917-м году семья Тийе, спасаясь от большевиков, репатриировалась во Францию. Морису было в этот момент 14 лет.

Трудно поверить, но в детстве Морис имел такое хорошенькое кукольное личико, что друзья-гимназисты даже прозвали его Ангелом. Однако в 17 лет у него начали вдруг опухать руки, ноги и голова. Доктор осмотрел юношу и сообщил, что это симптомы акромегалии – нарушения работы гипофиза, которое проявляется обычно после завершения роста организма.

Морис успел послужить во французских военно-морских силах и поработать инженером, пока в возрасте 34-х лет не познакомился с профессиональным борцом Карлом Пожеллой. Карл при первом же взгляде на Тийе понял, что надо вовлечь этого колоритного человека в свой бизнес. Что он с блеском и проделал - не прошло и трёх лет, как Морис Тийе стал чемпионом мира по борьбе.

Был ли Морис Тийе на самом деле выдающимся борцом или его чемпионство стало удачной проделкой антрепренёров – вопрос сложный, но это и не важно. Сейчас бы этот вид спорта скорее назвали рестлингом.

Интересно, что он стал чемпионом немедленно после того, как получил американское гражданство. Вот Шрек присягает на верность народу США.

На протяжении 19-месяцев подряд Тийе ездил в турне по всему миру, как непобедимый и ужасный чемпион борцовского ковра. У него были эффектные прозвища – Людоед Арены и Французский Ангел.

Он был очень популярен, и у него немедленно появились эпигоны – борцы с прозвищами Русский Ангел, Шведский Ангел и так далее. Общим счётом Ангелов на цирковом борцовском ковре стало десять. Но сравниться с Тийе ни в звероподобии, ни в обаянии они не могли.

Друг Мориса, скульптор Луи Линк, сделал его большой скульптурный портрет, и этот бюст до сих пор украшает холл Международного института хирургии в Чикаго.

Обаяние Тийе так велико, что даже сейчас, более, чем через полвека после того, как он покинул наш мир, люди его любят и помнят, и его образ кого-то вдохновляет настолько, что люди делают татуировки в виде его портрета.

, Российская Империя

Морис Тийе был очень набожным католиком в 1947 году он удостоился аудиенции Папы Римского, и был единственным рестлером за всю историю, которому выпала такая честь. Во многом благодаря матери, которая всю жизнь преподавала иностранные языки в католической школе, куда ходил и Морис, к середине 1942 года Тийе свободно говорил на русском, французском, болгарском, английском и литовском языках. По некоторым данным за всю жизнь он выучил около 14 языков.

Морис несколько раз упоминал, что провел детство в Санкт-Петербурге. Предположительно, делал он это только потому, что американцам так было проще понять откуда он родом и где провел большую часть своего детства. Карл Поджэлло как-то сказал, что пока отец Мориса был жив, по долгу службы он часто ездил в командировки, а вместе с ним путешествовала и его семья, вероятно, именно поэтому Тийе много времени и провел в Петербурге.

К своей внешности Тийе относился философски и с юмором. В юности ему было гораздо сложнее адаптироваться в социуме, но с возрастом он понял, как превратить свои недостатки в преимущества.

«Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Кому понравится такое? Чтобы скрыться от насмешек, я часто уходил на пристань и все свободное время проводил возле воды. Людям, которые жили там, было совершенно безразлично, как я выгляжу», написали в журнале Look Magazine 25 Апреля 1950 года.

Однажды он даже позировал для палеонтологического музея рядом с экспонатами неандертальцев, внешнее сходство с которыми его очень забавляло.

Профессиональная карьера

В результате успеха, у него появились подражатели-ангелы, такие как Тони Энжело («Русский ангел»), «Шведский супер ангел», Джек Раш («Канадский Ангел»), Владислав Тулин («Польский ангел»), Стэн Пинто («Чешский ангел»), Клайв Уэлш («Ирландский ангел»), Джек Фолк («Золотой ангел»), Джил Гуэрро («Черный ангел») и Джин Ноубл («Дама ангел»). Тийе несколько раз соперничал с Тор Джонсоном, которого рекламировали под псевдонимом «Шведский ангел».

К 1945 году у Тийе начало ухудшаться здоровье, и он больше не выступал в роли «непобедимого», постоянные головные боли, чрезмерная утомляемость, ослабление зрения и - это лишь то немногое, что характерно для акромегалии, и, конечно, профессиональный рестлинг внес свои коррективы - у Мориса появились серьезные проблемы с сердцем. В своем последнем матче, прошедшем 14 февраля 1953 года в Сингапуре, он проиграл Берту Ассирати.

В 1950 году чикагский скульптор Луис Линк подружился с Тийе и создал ряд гипсовых бюстов в качестве напоминания о его рестлерской карьере. Один из бюстов хранится в чикагском Международном музее научной хирургии.

Другой бюст под названием «Ангел» выставлен в музее York Barbell. Два других бюста хранились в частной коллекции, но в 2006 году были переданы в дар музею.

Смерть

Карл Паджэлло, лучший друг и промоутер Мориса Тийе, скончался от рака 4 сентября 1954, в этот же день 4 сентября 1954 года Тийе умер от сердечного приступа, не сумев пережить потерю близкого товарища. На их общей могиле установлен памятник: «И смерть не в силах разлучить друзей». Они оба похоронены на Литовском национальном кладбище в городе Джастис, округ Кук, штат Иллинойс, в двадцати милях от Чикаго .

Рестлинг

  • Добивающие удары
    • Удар ладонью
  • Коронные приемы
    • Медвежьи объятия

Достижения

Напишите отзыв о статье "Тийе, Морис"

Литература

  • Parker, Mike. The World’s Most Fantastic Freaks (1983). ISBN 0-7064-2145-0 .

Примечания

Ссылки

  • , J. Tithonus Pednaud

Отрывок, характеризующий Тийе, Морис

– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.
– Именно от этого, мой милый. Voyez vous, mon cher: [Видите ли, мой милый:] ура! за царя, за Русь, за веру! Tout ca est bel et bon, [все это прекрасно и хорошо,] но что нам, я говорю – австрийскому двору, за дело до ваших побед? Привезите вы нам свое хорошенькое известие о победе эрцгерцога Карла или Фердинанда – un archiduc vaut l"autre, [один эрцгерцог стоит другого,] как вам известно – хоть над ротой пожарной команды Бонапарте, это другое дело, мы прогремим в пушки. А то это, как нарочно, может только дразнить нас. Эрцгерцог Карл ничего не делает, эрцгерцог Фердинанд покрывается позором. Вену вы бросаете, не защищаете больше, comme si vous nous disiez: [как если бы вы нам сказали:] с нами Бог, а Бог с вами, с вашей столицей. Один генерал, которого мы все любили, Шмит: вы его подводите под пулю и поздравляете нас с победой!… Согласитесь, что раздразнительнее того известия, которое вы привозите, нельзя придумать. C"est comme un fait expres, comme un fait expres. [Это как нарочно, как нарочно.] Кроме того, ну, одержи вы точно блестящую победу, одержи победу даже эрцгерцог Карл, что ж бы это переменило в общем ходе дел? Теперь уж поздно, когда Вена занята французскими войсками.
– Как занята? Вена занята?
– Не только занята, но Бонапарте в Шенбрунне, а граф, наш милый граф Врбна отправляется к нему за приказаниями.
Болконский после усталости и впечатлений путешествия, приема и в особенности после обеда чувствовал, что он не понимает всего значения слов, которые он слышал.
– Нынче утром был здесь граф Лихтенфельс, – продолжал Билибин, – и показывал мне письмо, в котором подробно описан парад французов в Вене. Le prince Murat et tout le tremblement… [Принц Мюрат и все такое…] Вы видите, что ваша победа не очень то радостна, и что вы не можете быть приняты как спаситель…
– Право, для меня всё равно, совершенно всё равно! – сказал князь Андрей, начиная понимать,что известие его о сражении под Кремсом действительно имело мало важности ввиду таких событий, как занятие столицы Австрии. – Как же Вена взята? А мост и знаменитый tete de pont, [мостовое укрепление,] и князь Ауэрсперг? У нас были слухи, что князь Ауэрсперг защищает Вену, – сказал он.
– Князь Ауэрсперг стоит на этой, на нашей, стороне и защищает нас; я думаю, очень плохо защищает, но всё таки защищает. А Вена на той стороне. Нет, мост еще не взят и, надеюсь, не будет взят, потому что он минирован, и его велено взорвать. В противном случае мы были бы давно в горах Богемии, и вы с вашею армией провели бы дурную четверть часа между двух огней.
– Но это всё таки не значит, чтобы кампания была кончена, – сказал князь Андрей.
– А я думаю, что кончена. И так думают большие колпаки здесь, но не смеют сказать этого. Будет то, что я говорил в начале кампании, что не ваша echauffouree de Durenstein, [дюренштейнская стычка,] вообще не порох решит дело, а те, кто его выдумали, – сказал Билибин, повторяя одно из своих mots [словечек], распуская кожу на лбу и приостанавливаясь. – Вопрос только в том, что скажет берлинское свидание императора Александра с прусским королем. Ежели Пруссия вступит в союз, on forcera la main a l"Autriche, [принудят Австрию,] и будет война. Ежели же нет, то дело только в том, чтоб условиться, где составлять первоначальные статьи нового Саmро Formio. [Кампо Формио.]
– Но что за необычайная гениальность! – вдруг вскрикнул князь Андрей, сжимая свою маленькую руку и ударяя ею по столу. – И что за счастие этому человеку!
– Buonaparte? [Буонапарте?] – вопросительно сказал Билибин, морща лоб и этим давая чувствовать, что сейчас будет un mot [словечко]. – Bu onaparte? – сказал он, ударяя особенно на u . – Я думаю, однако, что теперь, когда он предписывает законы Австрии из Шенбрунна, il faut lui faire grace de l"u . [надо его избавить от и.] Я решительно делаю нововведение и называю его Bonaparte tout court [просто Бонапарт].
– Нет, без шуток, – сказал князь Андрей, – неужели вы думаете,что кампания кончена?
– Я вот что думаю. Австрия осталась в дурах, а она к этому не привыкла. И она отплатит. А в дурах она осталась оттого, что, во первых, провинции разорены (on dit, le православное est terrible pour le pillage), [говорят, что православное ужасно по части грабежей,] армия разбита, столица взята, и всё это pour les beaux yeux du [ради прекрасных глаз,] Сардинское величество. И потому – entre nous, mon cher [между нами, мой милый] – я чутьем слышу, что нас обманывают, я чутьем слышу сношения с Францией и проекты мира, тайного мира, отдельно заключенного.
– Это не может быть! – сказал князь Андрей, – это было бы слишком гадко.
– Qui vivra verra, [Поживем, увидим,] – сказал Билибин, распуская опять кожу в знак окончания разговора.
Когда князь Андрей пришел в приготовленную для него комнату и в чистом белье лег на пуховики и душистые гретые подушки, – он почувствовал, что то сражение, о котором он привез известие, было далеко, далеко от него. Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта, выход и парад, и прием императора Франца на завтра занимали его.
Он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять спускаются с горы растянутые ниткой мушкатеры, и французы стреляют, и он чувствует, как содрогается его сердце, и он выезжает вперед рядом с Шмитом, и пули весело свистят вокруг него, и он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства.

Мало кто знает, что образ главного героя из одноименного анимационного фильма «Шрек», выпущенного в 2001 году, имеет реальный прообраз: необычайное физическое сходство объединяет зеленого людоеда с Морисом Тийе, чемпионом по борьбе, страдавшим акромегалией.

Личность

Морис был ребенком с такими деликатными чертами, что его прозвали «Анджело» («ангел»). Затем, когда ему было 17 лет, начали проявляться первые симптомы болезни, которая изменила его лицо, навсегда стирая его ангельские черты. Он не единственный известный человек с такой болезнью. Например, Андре Гигант (1946-1993) был еще одним рестлером, который также страдал от этого заболевания. Акромегалия Тийе привела к развитию непропорционально большой головы, рук и ног.

Студия, снявшая «Шрека», никогда не подтверждала, что была вдохновлена именно им, когда речь заходила об образе зеленого людоеда. Однако совершенно очевидно не только физическое сходство: золотое сердце, которое отличает Шрека, было одной из главных черт Тийе.

Биография Мориса Тийе

Морис родился в России на Урале (по другой версии - в Санкт-Петербурге) в 1903 году. Родители его были французами. Его отец был инженером-железнодорожником, который работал на строительстве Транссибирской магистрали, в то время как его мать преподавала французский язык в московской школе. Вскоре умер его отец, и когда в 1917 году началась революция, он и его мать вернулись во Францию, в Реймс.

Когда ему было 17 лет, кости мальчика начали расти. Диагноз - акромегалия, вызванная доброкачественной опухолью гипофиза. При этом заболевании гипофиз вырабатывает избыточное количество гормона роста. У него прогрессирующее заболевание отражалось, в основном, на чертах лица. Морис, однако, не скрывался от окружающего мира: он учился в Париже, а затем окончил юридический факультет в Тулузском университете, но отказался от мечты о практике из-за своего облика. Однако он пошел на флот и служил там пять лет; в то же время он смог выделиться даже как игрок в регби, не пренебрегая изучением языков (он говорил на 14). Морис также был одаренным писателем.

Занятия борьбой

В 1937 году состоялась встреча, решившая его будущее, с профессиональным борцом Карлом Поджелло, который убедил его посвятить себя этому виду спорта. «Французский ангел», как его прозвали, стал одним из главных героев борьбы в конце 30-х и в 40-х годах, в то время как его внешность дала журналистам возможность заниматься размышлениями не только по поводу спорта, но и его характера.

В 1940 году, среди комментариев про его победу в St. Louis Post Dispatch можно было прочитать: «Правда, его великая ужасная голова напугала женщин по краю кольца и, вероятно, также впечатлила бы Бориса Карлоффа» (британский актер, сыгравший роль Чудовища в фильме «Франкенштейн»). Однако «необычное» телосложение Тийе (которого также называли «самым уродливым человеком в мире» или «человеком-чудовищем») сделало его одним из самых узнаваемых представителей профессиональной борьбы, а также чемпионом мирового класса.

Болезнь Мориса Тийе

Хотя акромегалия была впервые описана в 1886 году, газеты того времени часто описывали его как своего рода примитивного человека. 27 июля 1943 года в журнале регистрации «Юджина» было записано: «Тийе, 280 фунтов, раньше служивший на французском паруснике, которого взяли после обнаружения в Монголии, считается самым сильным человеком, живым для его размера - пять футов и восемь дюймов. Ученые из Гарвардского университета изучали «Ангела», так как он известен в кружках борьбы и объявили его самым близким к неандертальцу». Действительно, в 1942 году группа ученых из Гарварда описала Тийе как «живую копию знаменитого неандертальца». Они отметили при этом, что это просто сходство в измерениях из-за акромегалии. Похоже, что это сравнение использовалось для того, чтобы рекламировать выступления Тийе в боях, а некоторые журналисты просто называли его «неандертальцем».

Последние годы жизни

Рестлер Морис Тийе в начале Второй мировой войны перебрался в Соединенные Штаты, где он стал звездой на ринге, оставаясь непобежденным в течение 19 месяцев, и чемпионом мира в тяжелом весе с мая 1940 года по май 1942.

Вдали от всеобщего внимания чемпион был застенчив и сдержан, но он всегда был любознательным, заядлым читателем и полиглотом. В 1953 году в Сингапуре Тийе проиграл свою последнюю схватку.

Он страдал от проблем с сердцем из-за своей болезни и умер в сентябре 1954 года, всего через 13 часов после смерти своего давнего друга Карла Поджелло, умершего от рака легких. По словам другого борца, который хорошо знал их обоих, «чудовищный» Тийе умер от горя.

Сразу после того, как его не стало, была сделана так называемая «маска смерти». Согласно одному из слухов, аниматоры DreamWorks использовали ее при создании модели Шрека.

Шрек

Уильям Штайн написал и проиллюстрировал книгу «Шрек» в 1990 году. В ней рассказывается о людоеде, который покидает свой дом на болоте и спасает принцессу. Он был адаптирован Стивеном Спилбергом и Джеффри Катценбергом в одноименном фильме 2001 года от DreamWorks.

Оригинальные иллюстрации Штейна никак нельзя сравнить с Тийе, но в последней версии DreamWorks между образом и прототипом очень много сходства. До создания окончательного анимированного внешнего облика прошел долгую эволюцию частично из-за серьезных изменений в технологии.

Актер изначально планировал озвучить Шрека и записал большую часть диалогов (в различных источниках - от 80 % до 95 %) до своей неожиданной смерти в конце 1997 года в возрасте 33 лет. После этого трагического случая сценарий был переработан, чтобы приспособить новую интерпретацию к персонажу Майка Майерса.

Некоторые авторы цитируют анонимного блогера, который предположительно работал в DreamWorks, и заявил, что на стенах студии «для вдохновения» висели фотографии «борцовских чудаков», не только самого Мориса, но и «Шведского ангела» (Тора Джонсона), «Ирландского ангела» (Клайва Уэлша). Никаких документальных подтверждений того, что Тийе вдохновил создателей образа Шрека, нет. В 2014 году The Huffington Post попыталась получить ответ от представителя DreamWorks по этому вопросу, но запрос был проигнорирован.

Страшный снаружи, но очень добрый внутри великан действительно существовал в первой половине XX века. И звали его Морис Тийе.

Детство

В детстве Морис был вполне нормальным ребенком. Родные даже звали его Ангелом за милое личико. Родился он 23 октября 1903 года на Урале в семье французов. Папа Мориса работал инженером на железной дороге, а мать была учительницей. Отец умер, когда мальчик был еще совсем маленьким. Потом в 1917 году в России стряслась революция, и они с матерью перебрались обратно на родину.

Из ангела в огры

Когда Тийе стукнуло 17 лет, он заметил, что у него опухают ступни, руки и голова. Через два года ему диагностировали акромегалию. Это довольно редкое заболевание, вызванное доброкачественной опухолью на гипофизе, в результате которой кости человека разрастаются и утолщаются. Так что Морис превратился в настоящего великана, а от ангельского облика не осталось и следа, во всяком случае внешне.

Переживать это было очень тяжело. «Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Кому понравится такое? Чтобы скрыться от насмешек, я часто уходил на пристань и все свободное время проводил возле воды. Людям, которые жили там, было совершенно безразлично, как я выгляжу», - рассказывал Тийе много лет спустя.

Несмотря на жутковатую внешность, он был очень умным человеком. Он поступил в Тулузский университет на юридический факультет и вполне успешно там учился. Его мать преподавала иностранные языки, поэтому Морис изучал их уже с детства. Известно, что к сорока годам он прекрасно говорил на русском, французском, болгарском, английском и литовском языках. Также он хорошо играл в шахматы, писал стихи и рассказы. Так что недостатка в умственных способностях не было, но карьеру юриста все-таки пришлось оставить. Дело в том, что болезнь прогрессировала и давала осложнения на голосовые связки.

«Может, с таким лицом я и смог бы стать адвокатом, но мой голос, похожий на ослиный рев, просто невозможно слушать, поэтому я пошел в ВМС», — рассказывал Тийе.

Он прослужил во французских ВМС пять лет в качестве инженера.

Обладая добрым нравом и склонностью к позитивному мышлению, Морис к своей внешности относился достаточно легко и с юмором. Он даже позировал для палеонтологического музея рядом с экспонатами неандертальцев. Это внешнее сходство он находил забавным.

Реслинг

Когда ему было 34 года, в Сингапуре Морис познакомился с Карлом Поджэлло, который был профессиональным рестлером и быстро смекнул, что Тийе в этом деле ждет феерический успех. Они вместе отправились в Париж и начали тренировки.

Два года Морис Тийе выступал на рингах Франции и Англии, пока не началась Вторая мировая война, от которой друзья уехали в США.

В США рестлера ждал настоящий успех. Внешность у него была весьма примечательная, поэтому он привлекал огромные толпы на матчи, а «режиссеры» игр решили держать Тийе непобедимым. Уже в то время рестлинг был вполне себе постановочным видом боев. Так что он мог не проигрывать 19 месяцев подряд, пока не прискучил публике.

Сначала он выступал под прозвищем «Уродливый огр ринга», но потом было решено добавить драматизма, и Морис превратился во «Французского ангела».

Закат

Активная рестлерская карьера с переменным успехом продлилась до 1945 года, а потом акрогемалия снова внесла свои коррективы в жизнь Мориса. Здоровье ухудшалось, мучили головные боли, он быстро уставал, зрение ослабло. Профессиональный реслинг тоже дал о себе знать — появились проблемы с сердцем.

Ему больше не давали роли непобедимого в рестлерских боях. Последний бой прошел в Сингапуре в 1953 году. После этого Морис оставил профессиональный спорт.

Смерть

Вскоре его друг и промоутер Карл Паджэлло подхватил воспаление легких, которое закончилось осложнением в виде рака легких. Он скончался после долгой и мучительной болезни.

Это так потрясло Мориса Тийе, что спустя всего несколько часов после вести о смерти друга он сам скончался от сердечного приступа.

Их похоронили рядышком на Литовском национальном кладбище в городе Джастис в штате Иллинойс.