Теория черных лебедей. Анализ фильма «Чёрный лебедь» с медицинской точки зрения. Понятие термина Черный лебедь

Чёрный лебедь (теория)

«Чёрный лебедь» - теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Николас Талеб , который в своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости.» ввёл термин «События типа „чёрный лебедь“ ».

Критерии события типа «чёрный лебедь»

  1. Событие является неожиданным (для эксперта)
  2. Событие производит значительные последствия
  3. После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.

С точки зрения автора практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры - это Чёрные лебеди. Примерами Чёрных лебедей являются развитие и внедрение интернета , Первая мировая война , развал Советского Союза и атака 11 сентября .

Этимология

Термин Чёрный лебедь известен как латинское выражение - старейшая известная цитата принадлежит перу древнеримского поэта-сатирика Ювенала , - «хороший человек так же редок, как чёрный лебедь», (лат. rara avis in terris nigroque simillima cygno ) . До 1697 года считалось, что лебеди бывают только белыми, однако голландская экспедиция, которую возглавлял Виллем де Вламинк , обнаружила в Западной Австралии популяцию черных лебедей.

Среднестан и Крайнестан

  1. Лучше, чтобы что-то хрупкое разбилось, когда оно небольшое, чем тогда, когда оно станет большим и значительным
  2. Недопустимо убытки возлагать на всех, а прибыль приватизировать избранным
  3. Людям, которые с завязанными глазами управляли школьным автобусом (и разбили его), нельзя доверять новый автобус
  4. Нельзя предлагать управляющему атомной станцией поощрительный бонус без ощутимого штрафа в случае неуспеха
  5. Уравновешивайте сложность простотой
  6. Не давайте детям динамитную шашку, даже если вы их предупредили и снабдили инструкцией
  7. Только аферы финансовых пирамид могут строиться на доверии вкладчиков. Для государственных ценных бумаг «восстановление доверия» недопустимо
  8. Даже если у наркомана ломка, не давайте ему новую дозу.
  9. Граждане должны быть защищены от колебаний стоимости финансовых активов или ошибочных «экспертных» советов, касающихся их пенсионного обеспечения
  10. Начинайте жарить омлет , имея в наличии предварительно разбитые яйца.

Поднятые вопросы

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чёрный лебедь (теория)" в других словарях:

    Чёрный лебедь: Чёрный лебедь птица из рода лебедей (Cygnus) семейства утиных (Anatidae). Чёрный лебедь (теория) объясняет существование и возможность возникновения труднопрогнозируемых и редких событий, которые имеют значительные… … Википедия

    - «4исла» (англ. Numb3rs) детективный телевизионный сериал, созданный Николасом Фалаччи и Шерил Хьютон. Премьера телесериала состоялась 23 января 2005 года, 18 мая 2010 года CBS закрыл сериал … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Одетта. Одетта прекрасная принцесса … Википедия

    - (англ. Operational risk) риск, связанный с выполнением компанией бизнес функций, включая риски мошенничества и внешних событий. Чаще всего принимается определение, данное в Базель II: Операционный риск риск убытка в результате неадекватных… … Википедия

    - (англ. survivorship bias) разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выжившим») есть много данных, а по другой («погибшим») практически нет. Поэтому исследователи пытаются искать общие черты среди… … Википедия

    68 я церемония вручения наград премии «Золотой глобус» 16 января 2011 Лучший фильм (драма): «Социальная сеть» Лучший фильм (комедия или мюзикл): «Детки в порядке» Лучший драматический сериал: «Подпольная империя» Лучший сериал (комедия или… … Википедия

    Николас Талеб Дата рождения: 1 января 1960(1960 01 01) (51 год) Место рождения: Ам … Википедия

    Основная статья: Множественная личность Приложение к статье Множественная личность … Википедия

    ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). I. Общие сведения ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Подарок гениальному руководителю. Новые технологии. Комплект из 3-х книг , Купер Рамо Джошуа, Кейс Стив, Могайар Уильям, Бутерин Виталик. Подарочный комплект из трех бестселлеров о технологиях. "Блокчейн для Бизнеса"-книга от двух самых авторитетных экспертов по крипте." Третья волна интернета"-книга от создателя первого…

Существует актуальная фундаментальная уязвимость в любой программном средстве написанном на компилируемых языках.

Теория «Черного лебедя»

Автор теории Нассим Николас Талеб, описавший ее своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Теория рассматривает труднопрогнозируемые и редкие события, которые несут за собой значительные последствия. Процессы реального мира не возможно описать с точки зрение одной лишь математики, и в доказательство этому рассмотрим один простой пример.

Живую индюшку покупают на птицефабрике, и она попадает в гораздо лучшие условия.
Ее усиленно откармливают, заботятся, холят и лелеют. Каждый день ее кормушка заполняется кормом, ее загон теплый и комфортный. Каждый день, долгое время.

Обладай индюшка умением прогнозирования, она практически со 100 процентной вероятностью предсказала бы что и на следующий день корма будет вдоволь в ее теплом загоне.Но в один прекрасный день в ноябре, наступает день благодарения, и все тот-же заботливый хозяин сворачивает ей шею. Сюрприз. Случилось то, что индюшка не могла знать, и принципиально изменилась вся картина. Случилось то, что и есть Черный Лебедь- редкое непредсказуемое событие. Удар с неожиданной стороны. И такие события происходят в нашей жизни.

Если вы всю жизнь видели только белых лебедей, не значит что черных не существует.

Рассмотрев эту теорию можно понять актуальность потенциальной фундаментальной уязвимости любой автоматизированной системы. Проблема достаточно старая, существует столько же сколько и язык C.

Размышление о том, можно ли полагаться на доверие

В 1975 Кеном Томпсоном (создатель языка программирования C и операционной системы UNIX) была впервые поставлена проблема доверенного компилятора. Публично опубликована в 1984 году в его Тьюринговской лекции «Размышление о том, можно ли полагаться на доверие».

В лекции Кен Томпсон продемонстрировал атаку через бинарную версию компилятора С без необходимости модификации его исходных кодов. Была продемонстрирована закладка в компиляторе, которая добавляет вирусный код в программы скомпилированные этим компилятором. А также настроена и на сам компилятор.

Вирусный код невозможно отследить традиционными методами через исходный код.

А ведь компиляторы также компилируются компиляторами. Доверенному и проверенному исходному тексту компилятора нельзя верить до тих пор пока он сам не будет собран доверенным компилятором. Собирая новые версии компилятора размножается вирусный код в новых версиях компилятора. Яркий пример проявления проблемы «курицы и яйца».

Около 20 лет проблема считалась нерешаема.

Метод двойной раздельной кросс-компиляции

В 2005 году Дэвид Уилер представил решение этой проблемы, позволяющий точно распознать успешно проведенную атаку на компилятор.

Основная сложность теории заключается в том, что необходимо наличие доверенного компилятора.

Вкратце методика заключается в следующем:
1)берется проверенный исходный текст компилятора S (например gcc-4.7);
2)компилятор S компилируется проверяемым компилятором C1 и получается компилятор С1(S);
3)компилятор S компилируется доверенными компилятором C2 и получается компилятор С2(S);
4)на компиляторе C1(S) и C2(S) компилируется программа P, получаем бинарный код программы C1(S(P)) и С2(S(P));
5)сравниваем C1(S(P)) и С2(S(P));

Получившиеся бинарные файлы должен быть идентичны, в противном случае компилятор дискредитирован и имеет вирусный код (программную закладку).

Заключение

Распространение бинарных версии компиляторов происходило неконтролируемо, и невозможно утверждать, что на каких либо этапах не выкладывались компиляторы с описанной уязвимостью. На данный момент найти доверенный компилятор практически невозможно. Это говорит о наличии потенциальной фундаментальной уязвимости в любой автоматизированной системе. Наличие проверенных исходных кодов не является панацеей, так как наличие бинарных вирусов сводит на нет все преимущество легко поддающегося аудиту исходного кода.

Пример с индюшкой в начале статьи является попыткой доказать актуальность данной уязвимости, которой на протяжении многих лет уделяется недостаточно внимания.

Неизвестно кто и для чего мог сделать программную закладку в компиляторе, и не наступит ли «День благодарения» для нас всех.

Литература

1)Nassim Nicholas Taleb, The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable,
http://www.nytimes.com/2007/04/22/books/chapters/0422-1st-tale.html?_r=0
2) Thompson, Ken, Reflections on Trusting Trust,
https://www.ece.cmu.edu/~ganger/712.fall02/papers/p761-thompson.pdf
3)Wheeler, David A., Countering Trusting Trust through Diverse Double-Compiling (DDC),

Теория черных лебедей

Термин «черный лебедь» происходит от латинского выражения – «редкая птица на земле подобна черному лебедю». Автором данного выражения считается древнеримский поэт Ювенал. До конца $XVII$ века популяции черных лебедей не были известны, считалось, что лебеди могут иметь исключительно белую окраску.

Несмотря на существование древнеримской метафоры, автором теории черного лебедя принято считать Нассима Николаса Талеба. Именно этот специалист впервые ввел данный термин для обозначения непредсказуемых событий в своем труде «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Н.Н. Талеб понимает под «черными лебедями» любые непредсказуемые события со значительными последствиями, как негативными, так и позитивными.

В соответствии с теорией черного лебедя людям свойственна склонность заблуждаться на счет собственной способности прогнозировать будущие события. В своих трудах Н.Н. Талеб описывает несколько видов заблуждений, которые являются причиной подобной излишней уверенности:

  • Нарративные заблуждения – склонность людей больше верить в эмоциональные факты, чем в статистические данные;
  • Игровые заблуждения – использование принципов теории игр в реальных условиях;
  • Ретроспективные заблуждения – вера в предсказуемость будущего на основе прошлых данных.

Критерии «черных лебедей»

  1. Событие происходит неожиданно для анализующего;
  2. Событие имеет значительные последствия;
  3. Событие имеет ретроспективное рациональное объяснение.

Позиция автора теории черного лебедя заключается в том, что все значимые для мирового сообщества события представляют собой «черных лебедей». К черным лебедям, по его мнению, относятся научные открытия, значимые для человечества, исторические и политические события, а также успехи в области культуры и искусства.

Пример 1

В качестве примеров черных лебедей можно назвать появление и распространение сети Интернет, Первую мировую войну или террористический акт 11 сентября.

Н.Н. Талеб считает, что проблема человечества заключается в феномене «сверхуверенности» - уверенность в собственных знаниях опережает сами знания, а в реальности человек не способен достоверно прогнозировать будущее. При этом в мире преобладают именно события типа «черный лебедь», однако человечество уделяет очень большое внимание известным и повторяющимся ситуациям.

Черные лебеди в управлении риском

Профессия риск-менеджера в настоящее время является одной из наиболее активно развивающихся и высокооплачиваемых специальностей. Большинство компаний уделяют существенное внимание борьбе с возможными угрозами. Несмотря на относительную молодость отрасли риск-менеджмента, ее развитие происходит очень быстро. Компании тратят значительные средства на техническое оснащение департаментов по управлению риском, чтобы обезопасить себя от возможных угроз. Риск-менеджментом занимаются не только коммерческие организации, но и государственные предприятия, и отдельные люди по всему миру.

Однако события типа «черный лебедь» не подвластны контролю риск-менеджмента. Деятельность департаментов и специалистов по управлению рисков сфокусирована на часто повторяющихся событиях, вероятность возникновения которых можно подтвердить статистическими данными. В основе управления риском лежат математические и статистические инструменты, применение которых требует наличия выборок данных большого объема. Обеспечение стабильности организации требует от менеджмента рисков в первую очередь внимания к рутинным рискам и событиям. Кроме того, психологические особенности человека способствуют более оптимистичной оценке будущей ситуации, отказу от изучения чего-то, не поддающегося предсказанию и контролю.

Замечание 1

Таким образом, сложившаяся в области менеджмента риска ситуация способствует образованию «мертвых зон» в исследовании черных лебедей. Риск-менеджмент не нацелен на исследование событий типа «черный лебедь» и бесполезен в экстремальных, непредсказуемых ситуациях.

Черные лебеди — привычные обитатели многих зоопарков и экопарков по всему миру. Они отличаются от своих белых сородичей не только окрасом, но и рыхлостью пуха, размерами, ареалом обитания и характером. Образ черного лебедя стал настолько популярен, что нашел свое отображение в экономике, а также многочисленных сонниках.

Описание вида

Черные лебеди стали известны европейцам только после открытия Австралии и Тасмании. Именно оттуда родом эта прекрасная и экзотическая птица. После открытия Новой Зеландии черные лебеди попали и на эти острова, где стали невероятно популярны на частных подворьях и парках.

Черное оперение птиц имеет своеобразный муаровый рисунок, созданный сероватой окантовкой покровного пера.

Некоторые птицы имеют вкрапление белых и даже черно-белых перьев. Очень часто можно встретить представитель этого вида с завитыми маховыми перьями и перьями плеча. Клюв ярко алого цвета. Лапы чаще всего черные или сине-черные. Молодняк отличается серовато-бурым цветом пера и светлым, чаще розовым, клювом.

Лебедь черный — птица довольно крупная. Вес отдельных представителей может достигать десяти и более килограмм, а размах крыльев около двух метров. Длина тела самочек не превышает 110 см, самцов — 150 см.

Представители данного вида обладают самой длинной шеей среди всех своих сородичей, аккуратной маленькой головой и коротким, плотным хвостом. Длина и строение шеи позволяет доставать корм даже с большой глубины.

Образ жизни

Несмотря на то, что птицы являются отличными летунами, на крыло они поднимаются крайне редко. Теплый климат позволяет черным лебедям вести оседлый образ жизни, перелетая на новые кормовые угодья только в крайнем случае.

Для взлета им необходимо большое открытое водное пространство — не менее 70 метров. Долгий разбег объясняется тяжелым весом и строением крыльев.

Черные лебеди живут большими колониями и этим отличаются от любого другого вида. Нередко колония насчитывает до 50 пар. Они очень терпимы к своим соседям и редко проявляют агрессию. Разные особи постоянно общаются между собой при помощи громких гортанных звуков.

В природе птицы почти не имеют врагов среди животных: они настолько сильные, что могут отогнать даже собаку динго. Однако за молодняком нередко охотятся пресмыкающиеся и хищные птицы.

Рацион питания лебедей состоит из мелких водорослей, водной растительности, травы и молодых побегов кустарников, произрастающих рядом с водоемом. Они могут лакомиться и мальками рыб, мелкими земноводными, ракообразными и беспозвоночными. Колония птиц предпочитает селиться поблизости от открытых и не заболоченных водоемов, на берегах рек с медленным течением или же на побережье моря.

Если поблизости от места гнездования есть сельскохозяйственные поля с посевами пшеницы, кукурузы или ячменя — птицы будут совершать набеги и поедать часть всходов и созревшего урожая.

Размножение

Лебеди образуют пары в возрасте двух-трех лет и сохраняют верность своему партнеру в течение всей жизни. Сезон размножения начинается с приходом дождей: это связано с поднятием уровня воды и увеличением количества корма. Брачный период начинает с красивых танцев: один из партнеров кружится, грациозно качая шеей и демонстрируя свое оперение. Когда второй партнер включается в игру, обе птицы начинают синхронное движение с вытягиванием шеи, расправлением крыльев и купаниями. Обычно танец продолжается не более получаса и заканчивается спариванием.

В строительстве гнезда принимают участие оба партнера. Гнездо строят из стеблей, листьев, сухой травы и пуха. Чаще всего выбирают место на мелководье или у самой кромки воды. При обилии корма пара будет использовать одно гнездо в течение нескольких лет. В кладке обычно не более семи яиц. Период высиживания — полтора месяца.

Высиживают яйца и самец, и самочка. Первые два дня птенцы остаются в гнезде.

На третий день они отправляются следом за своими родителями в поисках корма, и почти все время проводят на воде. На крыло молодняк начинает подниматься после первой взрослой линьки — в четыре-пять месяцев, а со своими родителями остаются до следующего сезона размножения.

Еще одна отличительная особенность подвида — способность образовывать однополую пару. Очень редко, но можно встретить пару из двух самцов. В сезон размножения они призывают самку и изгоняют ее из гнезда сражу же после яйцекладки. Оба партнера высиживают яйца и заботятся о потомстве.

Охрана лебедей

С открытием и заселением континента птиц начали активно истреблять: охота на них велась повсеместно из-за красивого пера, пуха и мяса. Привело это к тому, что подвид практически полностью исчез. В начале прошлого столетия правительства Австралии, Тасмании и Новой Зеландии заключили договор, по которому отстрел черных лебедей строго запрещен и вид берется под охрану. Создание заповедников и работа по восстановлению популяции привели к быстрому росту численности лебедей.

Сегодня подвиду уже не угрожает исчезновение. В отдельных районах Австралии и Новой Зеландии стаи стали настолько большими, что наносят непоправимый вред сельским полям. Поэтому власти выдают лицензии на отстрел определенного количества птиц.

Черные лебеди в легендах и снах

С черными лебедями связано не мало интересных фактов и легенд. Одна из них говорит о том, что в этих птиц вселяются странствующие по небесам души умерших предков. Большую роль в легендах аборигенных народов сыграл и цвет лебедя: черный символизирует разные таинства, смерть, загробную жизнь и интуицию.

Черный лебедь нашел свое место и сонниках. Увидеть во сне птицу означает:

  • Сомнения и сомнительные связи,
  • Неприятные встречи,
  • Предательство друзей,
  • Развитие интуитивных способностей,
  • Для женщины: заботы и домашние хлопоты,
  • Для мужчины: расставание с любимой, дорогу, отъезд,
  • Одиночество и поиски своего духовного начала.

Приснившийся птенец обозначает безответную любовь, а пара птиц — разрешение конфликтов и неприятных ситуаций. Летящие лебеди во сне — к богатству и власти. А вот если приснились черно-белый лебедь — нужно ждать потерь, неприятностей, суеты и сожалений. Очень часто сон с черно-белой птицей означает, что человек находится в зависимости от кого-то или чего-то, под властью обстоятельств.

Теория «черного лебедя»

О теории «черного лебедя» слышали многие, но не все знают, что означает этот термин. Теория была разработана Николасом Талебом и основана на том, что сама мысль о существования черного лебедя считалась многие столетия абсурдной. Несмотря на то, что упоминания об этих птицах можно найти в различных источниках, до открытия Австралии черный лебедь был скорее мифическим существом. Обнаружение реальной птицы с черным оперением стало для орнитологов-европейцев настоящей неожиданностью.

То есть, смысл теории: абсолютная непредсказуемость развития любого события.

Смысл своей теории он описал в книге «Одураченные случайности». В ней он подробно рассматривает, что такое непредсказуемость и какие масштабы могут иметь случайные последствия. Понятие непредсказуемых событий автор распространяет лишь на те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Неожиданность,
  • Значительные последствия,
  • Возможность объяснения после того, как событие произошло.

Термин и выражение «черный лебедь» относится ко всем глобальным научным открытиям и историческим событиям, экономическим кризисам и подъемам.

Загадочный и мрачный, пугающий и непонятный, фильм «Чёрный лебедь» проливает свет на жизнь балерины, сочетая жестокий реализм с не менее жестокой фантастикой. По глубине психологизма киношедевр Даррена Аронофски часто сравнивают с , а споров вокруг смысла «Чёрного лебедя», пожалуй, даже больше. Точного и окончательного ответа на вопрос «В чём суть этого фильма?» нет и быть не может: настоящее искусство всегда оставляет простор для интерпретации. Но эта статья будет интересна каждому, кто задался целью прояснить для себя суть фильма «Чёрный лебедь»: в ней мы собрали целый ряд популярных (и не очень) вариантов толкования смысла.

«Чёрный лебедь» как трагедия взросления и открытия сексуальности

Одна из возможных трактовок смысла фильма «Чёрный лебедь» - это толкование сюжета как пути Нины к взрослению. «Мама, мне 28 лет!», - восклицает Нина в одной из сцен, однако физический возраст ничего не значит - на самом деле героиня всё ещё ощущает себя маленьким ребёнком, у неё совершенно не развита сексуальность, она не знает, что ответить на вопрос Тома «Тебе нравится секс?». Успех Нины в балете является не столько признаком её работы над собой как взрослого, сознательного человека, сколько результатом следования инструкциям матери. Когда же, наконец, Тома требует от Нины раскрепощения, Нина впадает в нечто похожее на переходный возраст.

Вспомним, как ведёт себя Нина с матерью в начале фильма. Мать может преспокойно раздеть свою взрослую дочь, чтобы рассмотреть травму на её плече. Мать кормит девушку, которая вполне в состоянии приготовить себе завтрак самостоятельно. Мать держит дочь под контролем, даже когда её нет рядом, с помощью постоянных телефонных звонков. Комната Нины больше похожа на детскую из-за обилия плюшевых игрушек - кажется, будто последняя перестановка здесь была не меньше двадцати лет назад. Мать входит без спроса в спальню дочери, наблюдает за тем, как та засыпает… Стоит ли продолжать? Всё это вместе можно охарактеризовать как задержку в развитии Нины - несмотря на её успехи в балете, эмоционально она всё ещё ребёнок.

Все персонажи фильма воспринимают сексуальность как нечто нормальное и естественное. Все, кроме Нины, которая боится этой части своей личности

Так как сама Нина не предпринимает никаких попыток повзрослеть, за неё это делают Лили и Тома. Тома даёт ей «домашнее задание» - мастурбировать, Лили же заходит дальше и ведёт девушку в клуб. Визит Лили очень интересен с точки зрения этой трактовки: вспомните, как Лили уговаривает Нину отправиться с ней в клуб, в то время как мама Нины пытается удержать девушку дома. Такая сцена в реальной жизни могла произойти со школьницей, но никак не со взрослой девушкой. Нина действительно переживает переходный возраст, это ещё ярче проявляется, когда девушки возвращаются из клуба: Нина хвастается перед матерью своими «подвигами», пытается как можно больнее задеть её словами, как это обычно делают подростки в период полового созревания.

На протяжении всего фильма Нине так и не удаётся в полной мере испытать удовольствие от мастурбации, как не удаётся и полностью «отпустить себя» для роли Чёрного лебедя. Но в финале это наконец происходит - и здесь мы снова сталкиваемся с глубоким символизмом. Тома постоянно твердит, что Нина - Белый лебедь - чиста и невинна. В финальной же сцене из открытой раны на теле Нины сочится кровь - это своеобразная метафора первой менструации (взросление) или же потери невинности. Вслед за этим Нина, умирая, произносит: «Я почувствовала совершенство». «Совершенство» здесь может означать оргазм, миг высочайшего наслаждения, который для Нины воплотился не физически, а духовно - через балетное искусство. Таким образом, в финале Нина рассталась и с детством, и с невинностью, обретя наконец свою сексуальность.

Вся сцена с участием Лили оказывается лишь плодом воображения больной фантазии Нины: утром Лили утверждает, что провела ночь с парнем, а вовсе не с Ниной

Надо заметить, что в воспоминаниях настоящих балерин тема сексуальности, взросления занимает не последнее место. Балерины часто чувствуют себя «не настоящими» женщинами из-за своих «детских» фигурок - тонких, лёгких, с неразвитой грудью; и мужчины, и женщины, связанные с балетом, часто бисексуальны; кроме того, карьера балерины часто перечёркивает право женщины на создание семьи, рождение ребёнка - таким образом, приходится выбирать между «простым женским счастьем» и желанием стать звездой. Хотя в фильме этот конфликт не выражен, ибо претендентов на сердце Нины в кадре нет, однако эта тема прослеживается между строк.

«Чёрный лебедь» - «поэма без героя»?

Поверхностный анализ фильма может привести к выводу, что Нина, увлекшись желанной ролью, теряет контроль над собой и собственную личность. Это справедливо, но… была ли Нина полноценной личностью с самого начала? Парадоксально, но именно главная героиня фильма «Чёрный лебедь» обладает наименьшим сопротивлением и волей среди всех его персонажей. Давайте рассмотрим события в хронологии.

С первых же кадров мы видим, что жизнь Нины не принадлежит ей. Мать Нины - несостоявшаяся звезда балета, чья карьера закончилась с рождением дочери. Нет, мать вовсе не упрекает героиню, вместо этого она решает «продолжить» свою карьеру через собственную дочь. Впрочем, ничего исключительного здесь ещё нет: многие родители, и вы наверняка знаете не один тому пример, пытаются реализовать собственные юношеские мечты через судьбы своих детей. Мать Нины в этом, однако, преуспела: жизнь дочери полностью под её контролем, и вот Нина уже в шаге от пика своей славы… Однако тут мать теряет управление: дочь выходит из-под повиновения, но лишь затем, чтобы перейти в чужие руки.

Нину губит не искусство, а воля других людей

Нина так и не обретает контроль над собственной жизнью, потому что, едва вырвавшись из ежовых рукавиц матери (важная метафора: выгоняя мать из комнаты, Нина повреждает ей руку, символически освобождаясь от её хватки), девушка подпадает под власть другой сильной личности - Тома. Заметим, что Тома даже не пытается создать иллюзию, будто хочет, чтобы Нина шла к славе своим путём. Вместо этого он заставляет её повторить путь другой балерины - Бет, с которой Нина делит гримёрку. И сама Нина вовсе не против этого: она обожает Бет вплоть до того, что крадёт вещи знаменитой балерины. Это многое говорит о самой Нине: она не мечтает о собственной карьере, она хочет лишь повторить то, что сделала Бет, словно превратиться в неё. Иными словами, она не собирается взращивать собственную личность - она бы хотела украсть чужую.

Итак, Тома умело управляет Ниной, играя на её любви к балету. Нине (и зрителям) кажется, что её захватывает и губит искусство, но на деле это воля чужих людей управляет её жизнью. Тома активно помогает Лили: она заставляет Нину выполнять её прихоти, и та не смеет сопротивляться - даже будучи уверенной в том, что Лили подмешала наркотик в её напиток, Нина беспрекословно подчиняется подруге и выпивает его. Нина абсолютно не способна отвечать за свои действия, она подвластна импульсам и тому, что велят ей другие люди.

Фрейдистская трактовка

Есть любопытное толкование смысла фильма «Чёрный лебедь» с точки зрения психоанализа. В нём герои фильма рассматриваются как психологические сущности. Центральный образ - Нина - представляет собой эго, наше социальное Я, находящееся в контакте с внешним миром. Мать Нины - это Сверх-Я, в концепции Фрейда - часть личности, регулирующая поведение человека, устанавливающая идеалы, правила и запреты. Ведь именно этим и занимается мать Нины в фильме - контролирует дочь и оценивает её с точки зрения соответствия неким нормативным рамкам. Наставник Нины, Тома, воплощает другую фрейдистскую сущность - Оно. Оно - это бессознательное, тёмные, иррациональные инстинкты личности. Наконец, Лили - это Альтер-Эго Нины, её мрачный двойник.

Зеркала не случайно сводят Нину с ума: в жизни профессионального танцора зеркало действительно играет огромную роль. Именно в зеркале балерина каждый день видит свои успехи - и свои неудачи

Два центральных образа «Лебединого озера», белый лебедь и чёрный лебедь, символизируют, соответственно, самоконтроль и секс. В сознании Нины два этих инстинкта вступают в борьбу, разрушая психику девушки изнутри. Вместо того, чтобы признать право на мирное сосуществование в ней обеих частей её личности, Нина пытается подавить вначале одну (вспомним, в начале фильма девушка полностью подчиняется давлению со стороны матери и собственной дисциплине), а затем другую сторону своей личности. Но для того, чтобы стать полноценным человеком, ей нужно было «подружить» чёрное и белое в своей душе. Нина же этого сделать не смогла - это и погубило девушку.

Ницшеанская трактовка

Это толкование сути фильма «Чёрный лебедь» основано на труде Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». В этой работе философ исследует двойственную природу искусства, в частности античного. По Ницше, у древнегреческого искусства есть два начала: аполлоническое - гармоничное, спокойное, светлое и оптимистичное, и дионисийское - тёмное, хаотичное, трагическое. Ницше отмечает, что музыка имеет отношение в первую очередь к дионисийскому началу. Однако, так или иначе, оба начала неразрывно связаны друг с другом, они противоборствуют в душе художника, они соседствуют на холсте, дионисийские и аполлонические мотивы звучат в любой музыке.

Нетрудно догадаться, что с этой точки зрения в душе Нины идёт борьба этих двух начал - аполлонического (чистота белого лебедя, математическая выверенность движений балерины) и дионисийского (пьяная вечеринка с Лили, страсть, ревность).

Мифологическая трактовка

Образ древнегреческой мифологии, наиболее тесно связанный с Ниной - это Икар. Напомню вкратце легенду об Икаре: он и его отец Дедал вызвали гнев правителя Крита - Миноса. Дедал изобрёл изящный способ спастись от преследования Миноса: он изготовил крылья из птичьих перьев, склеенных с помощью воска. На них отец и сын должны были улететь с острова. Дедал предупредил сына, что нужно держаться не слишком высоко, иначе солнце может растопить воск, и крылья развалятся. Икар, однако, не послушал отца и погиб.

Нине кажется, что она убила свою соперницу - Лили. Но на самом деле девушка расправилась со своим альтер-эго - совершила самоубийство

Мы видим, как история отца и сына отражается в сюжете «Чёрного лебедя», только здесь перед нами мать и дочь. Мать Нины всячески пытается оградить дочь от внешнего мира и, возможно, у её опасений есть основание: скорее всего, женщина знает о том, что психика её дочери нестабильна, и поэтому старается внести в её жизнь строгий распорядок, чтобы у Нины не могло возникнуть ни малейшего повода для срыва. Однако матери не удаётся уберечь Нину от давления внешнего мира, и в погоне за совершенством балерина погибает, как погиб Икар в погоне за солнцем. Как и Икар, Нина обретает крылья в финальной сцене; как и Икару, эти крылья приносят ей смерть.

Анализ фильма «Чёрный лебедь» с медицинской точки зрения

Интересный вопрос, который стоит разобрать - что происходит с Ниной с медицинской точки зрения? У девушки развиваются две конфликтующие личности - многие зрители смело сделали вывод: это шизофрения! На самом деле, как отмечают психиатры, показанные в фильме симптомы больше напоминают психоз. Психоз - это душевное расстройство, при котором человек теряет связь с реальностью. Спровоцировать психоз могут самые разные события - в жизни Нины их происходит более чем достаточно. И её нездоровые отношения с матерью, и приставания Тома, и конкуренция за роль - даже по отдельности эти стрессовые ситуации могут вызвать расстройство психики, а уж все вместе…

Однако в реальности психоз чаще всего вызывает слуховые, а не зрительные галлюцинации. Нину же преследуют кошмарные видения. Объяснить такую фактическую погрешность можно тем, что слуховые галлюцинации в фильме были бы не такими яркими и показательными, как зрительные образы.

Могла ли Нина исполнить столь сложную роль, будучи психически нездоровой? Специалисты в области психиатрии сильно сомневаются в этом

Помимо выраженных симптомов психоза, у Нины в наличии целый ряд других расстройств (по крайней мере, намёков на них): анорексия, булимия, обсессивно-компульсивное расстройство и склонность к нанесению себе вреда. Психиатры отмечают, что вероятность развития всех этих недугов одновременно у одного человека стремится к нулю. Дело в том, что психоз - это бегство от реальности, а вот булимия и обсессивно-компульсивное расстройство, напротив, формируются у людей, которые слишком привязаны к реальности и какой-то конкретной идее.

Наконец, последний аргумент в пользу того, что с медицинской точки зрения Аронофски допустил массу погрешностей - выступление Нины. Могла ли девушка с таким букетом психических расстройств безошибочно исполнить сложнейшую балетную партию? По мнению специалистов, это практически невозможно. Но мы, конечно, делаем скидку на то, что Аронофски не пытался изобразить историю болезни, а лишь воплотил на экране метафору творческого пути балерины.