Свойственна ли рефлексия животным почему. Подходы к изучению рефлексии. Завести специальный блокнот

Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на изучение собственного внутреннего состояния, переосмысление личных убеждений и жизненных ценностей. Этим умением наделен только человек. И именно эта способность, по мнению, некоторых философов, отличается человека от животного. Рефлексия является предметом изучения философии, психологии, педагогики и даже физики.

Первым психологом, который занялся изучением рефлексии, стал А. Буземан. Именно он выделил ее, как отдельную психологическую ветвь. Он связывал рефлексию с процессом самопознания личности. Так стало развиваться понятие «рефлексия». Это был первый этап развития этого понятия. В дальнейшем рефлексия в психологии рассматривалась и другими учеными.

Отечественные психологи рассматривали процесс самоанализа с другого ракурса. Например, С.Л. Рубинштейн считал, что личность формируется только тогда, когда человек осознает границы собственного «Я», что невозможно осуществить без качественного самоанализа.

Рефлексия в психологии тесно связывается и с творческим процессом. Благодаря самопознанию «рождаются» интересные идеи, которые нередко служат «толчком» к созданию чего-то нового. Процесс рефлексии непосредственно связан с деятельностью, которая в результате становится осознанной и структурированной. При этом излишнее «самокопание» нередко приводит к бездеятельности и деградации личности.

Рефлексия в философии

В философском понимании рефлексия – это метод, раскрывающий духовный мир личности. По большому счету философия и есть рефлексия мышления. Отдельные философские течения рассматривают этот процесс, как самое важное свойство сознания. Однако не все философы принимают этот подход, поэтому в науке регулярно появляются новые концепции и теории на эту тему.

Рефлексия в физике

В физике рефлексия — это процесс, который рассматривается в рамках квантовой теории. Рефлексия необходима исследователю во время проведения квантовых измерений, которые могут варьироваться и изменяться, в зависимости от разных ситуаций. Наблюдатель должен уметь внимательно анализировать происходящее, проводить работу над ошибками, ставить новые цели, грамотно формировать эксперимент.

В педагогике понятие имеет более широкое значение, чем рефлексия в психологии. В педагогике этот процесс рассматривается, как умение ученика оценить результаты своей деятельности, свое внутреннее состояние по этому поводу. Задача педагога – сформировать в школе здоровую личность, способную к позитивной рефлексии, побуждать развитие творческого начала, желание к саморазвитию. Этого возможно достичь только благодаря учету индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Чтобы достичь поставленных целей, педагог должен сам постоянно развивать у себя способность к рефлексии, пересматривать убеждения и ценности, грамотно анализировать результаты собственного труда. На уроке педагог должен сформировать у ученика умение анализировать деятельность с помощью письма, символического изображения, а также устного повествования. Обучать приемам рефлексии нужно уже в начальной школе.

В качестве символов могут использоваться жесты и изображения: смайлы, палец, поднятый вверх и т.д. Ученик может описать свои ощущения в письменной и устной форме. Эмоциональный анализ урока помогает не только ученикам, но и учителю. Он может оценить настроение класса в целом, а также каждого ребенка по отдельности. Это помогает скорректировать работу, пересмотреть подачу материала и т.д. Рефлексия обязательно должна быть проведена в начале и в конце урока. Можно использовать для выражения эмоционального состояния картинки, карточки разного цвета и другие методы рефлексии.

Другими словами в педагогике рефлексия — это анализ и коррекция как учеником своего обучения, так и педагогом своей педагогической деятельности.

Рефлексия в спорте

В физической культуре под рефлексия — это умение, направленное на возможность отслеживать свои эмоции и поведение, анализировать и контролировать их. Этому процессу педагоги должны обучать детей на уроках физкультуры, начиная со школьной скамьи. Способность к рефлексии важно развивать и профессиональным спортсменам. Это поможет им добиваться лучших результатов.

Виды рефлексии

Рассмотрев, как описывается рефлексия в психологии и других сферах, перейдем к её видам.

    Ситуативная рефлексия . Она проявляется в способности личности включаться в ситуацию, адекватно оценивать меняющиеся условия, анализировать собственные мысли, в связи с происходящим. Благодаря ситуативной рефлексии человек может соотносить предметную ситуацию с собственными мыслями и действиями.

    Проспективная рефлексия . Это способности личности анализировать собственные переживания и мысли, ориентируясь на ближайшее будущее, на события, которые произойдут или могут произойти.

    Ретроспективная рефлексия . Это умение человека анализировать внутренние переживания, связанные с событиями и ситуациями, которые уже произошли.

Кроме этого, рефлексия в психологии выделяет еще 2 типа:

    Позитивная . Благодаря такой рефлексии личность развивается, ее внутренний мир становится интереснее и богаче. Позитивный самоанализ позволяет человеку провести «работу над ошибками», проанализировать причины неудач, спланировать дальнейшие действия, которые приведут к успеху.

    Негативная . В результате такого самопознания личность фиксируется на собственных проблемах, что не позволяет ей находить конструктивные способы их решения. Негативная рефлексия — это другими словами «самобичевание», которое может привести к снижению самооценки и другим проблемам.

Подходы к изучению рефлексии

Рассмотрим подходы, которые используются для изучения рефлексии. Эти подходы обычно рассматриваются в философии и психологии.

    Личностный . Личность формируется и развивается благодаря вовлеченности человеческого индивида в общество. Чтобы расти и развиваться как личность, человек должен анализировать свои переживания и убеждения. На основании этого он строит свои взаимоотношения с другими людьми.

    Коммуникативный . Способность человека анализировать деятельность, узнать себя в рамках отдельной ситуации.

    Кооперативный . Умение анализировать деятельность между двумя субъектами. Этот вид рефлексии помогает скооперироваться, организовать коллективную деятельность.

    Коммуникативный . Личность познает себя благодаря межличностному общению.

Можно ли развить рефлексию?

Рефлексия – это одна из способностей человека, поэтому ее можно и нужно развивать. Для этого можно пойти на специальный психологический тренинг или регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать умение к самопознанию.

Упражнения для развития рефлексии

«Дерево цели»

Это упражнение подойдет для тренинговой работы. Его можно проводить как в начале, так и в конце тренинга. Перед выполнением упражнения необходимо подготовить контурное изображение дерева, а также фломастеры по количеству участников.

Тренер объясняет участникам: «Это дерево, символизирующее цель. Это своеобразная шкала ваших достижений. Корни символизируют минимальное проявление умений и навыков, а крона – максимальный». Каждый участник по очереди подходит к плакату с рисунком дерева и пишет свое имя в том месте, где по его мнению он себя видит. По окончанию тренинга участники проводят процедуру повторно, чтобы увидеть личностную динамику. Можно проводить его и самостоятельно каждые 1-2 месяца.

«Автопортрет»

Это упражнение подходит для работы в паре. Задача участника – описать себя так, чтобы незнакомец смог его узнать. Описывать себя можно по разным признакам как внешним, так и внутренним. В конце участники обмениваются впечатлениями, дают оценку рефлексии.

«Магазин»

Цель упражнения – сформировать навыки самоанализа и самопонимания. Если упражнение проводится в тренинговой группе на этапе знакомства, то оно также поможет участникам познакомиться друг с другом, раскрыть внутренний мир. Игра «Магазин» предполагает обмен не совсем обычным товаром – чертами характера, личностными качествами.

Каждый участник получается для записи карточки. Их нужно будет передавать друг другу в воображаемом магазине. Участники могут делиться тем, что, по их мнению, мешает им в жизни. Например, глупостью, педантичностью и т.д. Этими качествами он может обменяться с участником, которому как раз этих качеств и не хватает. В конце упражнения подводятся итоги, участники делятся своими впечатлениями.

«Здесь и теперь»

Упражнение желательно проводить в начале и в конце каждого тренингового дня. Участники выражают свое мнение о тренинге, участниках, а также всем, что их волнует на данный момент. Это можно сделать любым способом – письменно, словесно, с помощью рисунка и т.д. После этого участники оценивают степень интереса, усталости и активности по 10 бальной шкале. Все это позволяет отследить собственные реакции, чувства и эмоции на данный момент времени. Обратить внимание на внутреннее состояние и вовремя скорректировать поведение.

«Карусель»

Цель упражнения – сформировать навыки быстрого реагирования во время общения с новыми людьми. Участники учатся отслеживать реакции «здесь и сейчас», выражать свои мысли, эмоциональные переживания. Кроме этого, формируются навыки познания другого человека. Это упражнение проводится несколько встреч подряд, чтобы все участники смогли пообщаться друг с другом.

«3 имени»

Участники получают по 3 карточки, на которых они пишут 3 варианта своего имени. После этого нужно представиться от всех вариантов имени по отдельности и описать ощущения. Можно описывать качество личности, из-за которого участника стали так называть.

Телесно-ориентирования терапия

Это направление психотерапии отлично развивает рефлексию, учит человека отслеживать и понимать эмоции и чувства, свободно выражать их. Особой популярностью пользуется танцевальная терапия. Она помогает выражать внутренние переживания с невербально, с помощью языка тела. Это отличный вариант для закрытых, эмоционально сдержанных людей, которым сложно выражать свои мысли словами. В танцевальной терапии используются разные направления танцев: полька, рок, вальс, народный танец и т.д.

Что делать с чрезмерной рефлексией?

Многие люди не умеют отслеживать внутренние реакции, и это мешает им достигать жизненные цели. Однако есть и такие люди, у которых это качество развито слишком сильно.

Что с этим делать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Тренируйтесь смотреть людям в глаза. Не отводите глаза на первых минутах. Это послужит собеседнику сигналом о том, что вы в нем заинтересованы. Он обязательно ответит вам взаимностью.
  2. Встречаясь с людьми, здоровайтесь первыми. Если вас хотят познакомить с новым человеком, представляйтесь первым.
  3. При общении держитесь уверенно: поднимите подбородок, расправьте плечи.
  4. Занимайтесь аутотренингом.
  5. Боритесь со своими страхами.

Рефлексия – это важное умение в жизни человека. Оно позволяет отслеживать внутреннее состояние, «разбирать» ошибки и корректировать поведение, поэтому его полезно развивать в себе. Способов и методов для этого предостаточно.

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.

Рефлексия – это способность человека направлять собственные мысли на свое сознание, продукты своей поведенческой активности, накопленные знания и умения, а также на поступки, которые уже совершены или планируются быть совершенными в будущем. Проще говоря, рефлексия – умение заглянуть внутрь собственного подсознания и оценить собственные шаблоны поведения, эмоциональное реагирование на окружающих, принятие решений. Рефлексировать – значит фокусироваться на собственном «Я» и осмысливать его содержание.

Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.

Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.

Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.

Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:

  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.

Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Разновидности рефлексии

Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:

  1. Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
  2. Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
  3. Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.

Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:

Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.

Как развить качество в себе

Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:

  • анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
  • стараться давать себе адекватную оценку;
  • думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
  • рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
  • регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
  • больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.

Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый - это объекты внешнего мира; второй - деятельность собственного ума.

На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый - восприятие, мысли, желания; второй - наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, - только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:
- Осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов СЮ. и др.);
- мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.);
- творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),
- общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.); ^личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».

Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-дея-тельностный подход СЛ. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».

С понятиями «рефлексия» и «самосознание» СЛ. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге - жизни человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотиваци-онные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».

Рефлексия выполняет определенные функции . Ее наличие:
- позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
- позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
- рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и СЮ. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

СЮ. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:
- Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;
- Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:
- познавательную;
- регулятивную;
- функцию развития.

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии:
- переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;
- апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
- переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия - предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:
- экзистенциальную;
- культуральную;
- саногенную.

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциоген-ных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:
- Логическая - рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
- Личностная - рефлексия в области аффективно-потребност-ной сферы, связана с процессами развития самосознания.
- Межличностная - рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следущие виды рефлексии в процессах педагогического общения:
- Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
- Коммуникативная рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).
- Личностная рефлексия - осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»:
- личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);
- социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);
- рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии. А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:
1-й уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;
4-йуровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии. Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.СЛаденко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутри субъектных формах различают:
- корректирующую;
- избирательную;
- дополняющую.

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.

С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:
- кооперативной;
- состязательной;
- противодействующей рефлексией.

Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М.К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, - конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия - это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия - это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы:
- рефлексия в области самосознания;
- рефлексия образа действия;
- рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.

Рефлексия в области самосознания
- это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:
1) первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

(от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

РЕФЛЕКСИЯ

Reflection; Reflexion) - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.

"Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в "дело" вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия "повторно разыгрывает процесс возбуждения", давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий" (КСАП, с. 131).

"Обычно мы не думаем о "рефлексии" как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает "повернутый назад" или "согнутый назад" и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация <...> Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).

По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. "Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то же время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображения при принятии решений и последующего действия" (КСАП, с. 132)

"Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы" (CW 8, par. 243).

Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как "взгляд внутрь". Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя началами не решаются по принципу "либо - либо", но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними.

"Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это - область Эроса" (MDR. Flaminco, 1989, р. 386).

РЕФЛЕКСИЯ

1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

1) сам субъект, каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому;

5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.

Итак, рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

РЕФЛЕКСИЯ

лат. reflexus - отражение). Форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

РЕФЛЕКСИЯ

внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рефлексия

от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата;

в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления.

Рефлексия

внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заим¬ствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мыш¬ления, направляющий человека на осмысление и осознание собственных форм н предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Высокорефлек¬сивные люди более способны к конструктивному разрешению конфликта.

РЕФЛЕКСИЯ

от лат. refexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексия

лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад). Самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

То, что я усердно, по крупицам собирала в течение многих лет непрерывной психотерапии (благодаря своим, когда-то весьма неслучайно, хотя и преимущественно интуитивно выбранным терапевтам, супервизору, учителям и наставникам), и чем теперь постоянно и уверенно пользуюсь в обычной жизни, на мой взгляд, невозможно обрести посредством книг.

Я говорю о способности к рефлексии. Чтобы в термины заумные не углубляться, попробую объяснить это понятие проще.

По сути, рефлексия — это умение человека осознанно направлять внимание вглубь себя , наблюдать своё психическое пространство, сосредотачиваясь на внутреннем содержании.

В Википедии, например, можно прочесть о том, что рефлексия отличает человека от животных, и именно благодаря ей человек может не просто знать или чувствовать нечто, но ещё и знать о своём знании или переживании. Это умение отслеживать то, что происходит на разных уровнях сознания, с возможностью дальнейшего переосмысления.

Возникнув в философии, понятие рефлексии со временем расширялось. Как психологу, мне ближе всего формулировка, принадлежащая психоаналитику, доктору наук А. В. Россохину. Он описывает личностную рефлексию как «активный субъектный процесс порождения смыслов , основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного ».

У детей рефлексия практически отсутствует. Детство – это время аффекта, импульса, если можно так выразиться, время непосредственного реагирования или, если оно остановлено, по каким-то причинам оказавшись недоступным, то бессознательного приспособления к реальности посредством психических защитных механизмов.

Никакого самонаблюдения в детской психике еще не развилось, поскольку способность к рефлексии «вызревает» именно в контакте с доступным Другим, а затем может пожизненно развиваться, если человек заинтересован и не купирует эту возможность.

В отличие от животных и маленьких детей, человек психически взрослый и обладающий достаточно развитой рефлексией, способен самостоятельно учиться и организовывать самопознание в контакте со всеми и всем, с кем и чем встречается.

Благодаря именно этому развитому свойству, он становится способен не реагировать аффективно, а наблюдать, отслеживать появление того или иного своего чувства, состояния, и исследовать их, задаваясь всевозможными вопросами о себе, индивидуальном «устройстве» и ситуации, порождающей такое реагирование.

Он может обнаруживать причинно–следственные, временны е, пространственные и прочие связи (собственно, благодаря связыванию и достигается целостность).

И потому для человека взрослого вообще всё до конца жизни может являться Неограниченным Кладезем, Учителем, а при таком подходе встреча с любым существом будет одаривать этого человека новыми гранями познания «самого-себя-в-мире».

Благодаря рефлексии, человек постепенно интровертируется (об интровертах можно почитать ), его личностная картина обретает глубину, появляются грани и возможности, которых он прежде в себе не обнаруживал.

На фоне сказанного, психотерапия – так называемое переходное пространство, в котором у людей, еще не способных или мало способных к рефлексии, есть возможность обрести и развить её до той степени, что со временем необходимость в терапии отпадет, и человек, получив в распоряжение бесценное умение «психотерапевтироваться» обо всё вокруг, становится способен извлекать таким образом полезное понимание и присваивать жизненный опыт.

Однако конечно, как всегда, написать об этом легче, чем путь развития осознанности проходить.

Например, человеку, идущему из травмы, имеющему структурные личностные нарушения (любые, относящиеся к пограничному или психотическому уровню) или диагноз, скорее всего до этой способности идти придется труднее, и потому наверняка дольше, чем, например, клиенту-невротику (к тому же наверняка не с одним терапевтом).

Рефлексия получает свое развитие в контакте с присутствующим и отражающим Другим.
Люди же, приходящие в терапию в тяжелом душевном состоянии, не могут опираться ни на этот факт, ни на переживание себя в контакте.

Они не умеют этого, потому что никто не учил. А кроме этой дефицитарности, их прошлый опыт говорит либо об отсутствии заинтересованного близкого, либо об опасности, фактической смертоносности Другого, оказавшегося в непосредственной близости. Потому этим клиентам невыносимо ни отражение, ни даже сама возможность быть воспринятыми, в связи с чем и возникает их импульс дистанцироваться и закрываться от сидящего напротив человека (терапевта), создающего своим присутствием «угрозу» самоузнавания.

Недавно наткнулась в сети на одно ценное высказывание о преобладании восприятия над репрезентацией (воспроизведением воспринятого):

«Люди с психосоматическим функционированием сверхинвестируют перцепцию, что тормозит или обрывает мышление. Иногда это можно обнаружить прямо на сеансе, когда пациент вместо того, чтобы прогуливаться по своему внутреннему миру, начинает прислушиваться к звукам, шумам извне, рассматривать обои в кабинете и т. д. Пациенты прибегают к перцепции для того, чтобы остановить болезненную репрезентацию».

Ясно, что человеку, которому крайне больно, плохо и не нравится обнаруживать в недрах себя те переживания, которые там сокрыты, довольно мучительно, страшно, стыдно и тревожно быть рядом с Другим. Об него потенциально всё это можно испытать снова. Говорю «снова», поскольку это следы прошлых событий, уже когда-то происходивших и сохранивших в глубинах бессознательного заблокированные, не переработанные психикой тяжелые переживания.

Вполне объяснимо, что человека, когда-то давно перенесшего невыносимые для него-маленького страдания, первостепенно тянет контролировать, следить за терапевтом, управлять, рассматривать его, проверять и анализировать, атаковать вопросами или заваливать переходящими на личность суждениями и оценками — в общем, делать всё что угодно, сбегая таким образом от себя подальше, вовне. Ведь выбирать изучение терапевта, оглядывание стен или своих ладоней в крайнем случае куда безопаснее, чем исследование внутреннего, психического мироустройства, от встречи с которым наверняка может исходить угроза в виде воспроизведенной и прежде невыносимой душевной боли.

Имея нарушения практически всех сфер: личностной структуры, мышления, восприятия, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, таким клиентам потребуется время и некая, так скажем привычка к тому, что никакой угрозы в кабинете для них нет (это тема Этики психотерапевта), понадобится «прикрепленность» к терапевту, чтобы до рефлексии все же была возможность добраться, рано или поздно.

Ведь сначала в пространстве терапии приличное время уходит на адаптацию, всевозможное автоматическое реагирование, а также обильное применение характерных для человека в обычной жизни защитных механизмов и проявлений этого в действиях.

Взять к примеру ночные звонки (странное такое явление и для повседневности, не так ли?). Если это человеку свойственно – импульсивно звонить кому-либо в любое время дня и ночи (я не говорю сейчас о форс-мажоре, это другое), рано или поздно, но скорее всего он позвонит в неурочное время и своему терапевту.

При попытке поговорить об этом на сессии, клиент менее нарушенный и более терпимый, более принимающий себя «неидеального», наверняка задумается и скорее всего начнет вспоминать не только как это вышло и что с ним происходило, но и вероятно будет способен делать предположения или сможет выдерживать интерпретации терапевта о потребностях, времени и ролях, откуда этот импульс происходит.

То есть это событие, этот факт достаточно спокойно можно будет обсуждать и исследовать вместе с клиентом, внося его в терапию с целью найти понимание бессознательных мотивов и потребностей, автоматически запустивших это поведение. Если проще – откуда что взялось (не про внешние обстоятельства говорить, а исследовать внутренние потребности).

Это был пример осуществляющейся рефлексии, где с помощью терапевта клиент учится обнаруживать и понимать самого себя, и тренируется это делать.

Когда же рефлексии нет — именно в силу нарушений восприятия, мышления, преобладания импульса, аффектов над рациональным видением, и на фоне всего этого – естественно! — преобладающего и гнетущего ощущения своей небезопасности, — попытки терапевта исследовать, что же эти действия могли бы означать для клиента, то с большой вероятностью расценит их как преследование, атаку, обвинение, нападение, то есть будет усматривать опасность и враждебность в самой работе терапевта.

Или может переживать пустоту и наблюдать у себя полное отсутствие связей этого события с возможными внутренними мотивами, что особенно характерно для пациентов с алекситимией . Н а её фоне любая попытка терапевта искать понимание происходящего ограничивается ответом из серии «Не знаю», «Ничего нет».

Поэтому терапия – это пространство, где данная способность может развиться , а уже благодаря рефлексии, на её основе – смогут выстраиваться многие другие свойства и возможности взрослого человека.

В качестве примера приведу наверняка знакомую многим жизненную ситуацию, чтобы описать, что может проявляться внешне и что происходить с человеком внутри, в его психической реальности, при наличии или в случае отсутствия рефлексии.

Возьмем очередь. Вязкую, медленно движущуюся. Но обязательно по какому-то важному поводу, без чего обойтись теоретически можно, но не хотелось бы (деньги в банке снять, загранпаспорт оформить, получить консультацию приехавшего на один день важного специалиста, в общем, что угодно).

Итак, наверняка многие попадали в похожие обстоятельства, и видели, как по-разному люди себя в них ведут.

Кто-то, обнаружив очередь, решит отказаться от своего намерения и цели, не захочет стоять или не сможет потратить время, развернется и уйдет. Среди тех, чье намерение получить желаемое все же перевесит, люди тоже проявятся по-разному.

Часто найдется тот, кто крайне раздосадован, и не старается это скрывать. Такие люди обычно склонны реагировать эмоционально, эксплозивно, выплескивая всё свое недовольство и нетерпимость вовне (в лучшем случае посредством мимики и жестов). Как правило, именно эти люди затевают шумные скандалы с кем-то из очереди, не щадя и размазывая «врага» от души. Или упорно жалуются и сетуют на судьбу, быстро находя себе кого-то, кто «согласится» выслушивать их непрекращающиеся жалобы. Бывает, они находят единомышленников среди других «жертв», тоже недовольных и растроенных, но не склонных к лидерству или не настолько агрессивных.

В таких внезапно образоваашихся группах могут даже целые бурные дебаты разворачиваться, построенные на жалобах далеко за пределами конкретной ситуации.

Есть очень ответственные граждане, кто будет совладать со своим недовольством посредством активности и бурной деятельности. Они не склонны ничего «разрушать» и не намерены враждовать, но бездействие дается им сложно. Именно они обычно составляют списки и самоизбираются, чтобы установить порядок очередности, а после следить, чтобы тот никем не нарушался.

Большинство уткнутся во всевозможные гаджеты, лишь изредка отрываясь для проверки ситуации. Кто-то будет перекусывать, читать, слушать музыку или болтать по телефону.

Найдутся те, кто начнет двигательно снимать напряжение. Чаще это ходящие из стороны в сторону, меряющие шагами пространство мужчины.
Найдутся другие, кто станет разглядывать интерьер или изучать людей, наблюдая за происходящим вокруг.

Есть и очень тихие, в сторонке стоящие и будто бы о чем-то размышляющие люди. Но вот о чем – тоже вопрос интересный, потому что не всегда это будет рефлексией, в большинстве случаев мышление превращается в перманентное перемалывание навязчивых мыслей, умственные хождения по кругу – а это не рефлексия никакая, а скорее обсессия .

Нередко встречаются люди, реагирующие соматически. Не осознавая своих чувств и переживаний, они начинают испытывать телесный дискомфорт, вплоть до страдания. Кто-то покрывается пятнами, начинает кашлять, чесаться, чувствовать тошноту или боли в желудке. У пожилых людей нередко может подскочить давление, вплоть до обмороков, кризов, а то и чего посерьезнее.

То, что я описала, это не рефлексивные, а скорее рефлекторные, сценарные, то есть уже вошедшие в привычку способы реагирования. В частности поведения, бессознательно организованного для совладания со своей агрессией.

Короче говоря, кто-то бурлит и пенится, как кипящая кастрюля. Кто-то избегает неприятных чувств, отвлекая себя любыми доступными способами: заедая, заслушивая, задумывая или забалтывая. Кто сублимирует, сочиняя сатирические стихи. Кто-то занимается отреагированием посредством движений, телесных состояний или более сложно организованных действий.

А вот суть одна: уйти, избежать собственных «опасных» переживаний, остановить контакт со своим же чувственным содержанием.

Предположу, что человек рефлексирующий мог бы обходиться со своей агрессией несколько иначе. Будучи способным выдерживать свои разные чувства, для начала он бы заметил, что с ним происходит. Обнаружил бы раздражение, или поярче, прямо-таки злость внутри себя. Вслед за этим он мог бы уже обдумывать, на что именно возникла такая реакция.

Оценив обстоятельства (есть реальная угроза жизни или нет), и приняв решение (буду стоять или нет) такой человек мог бы заняться исследованием, например, чего именно в этой ситуации ему так трудно выносить?

Это вопрос не вовне, а к самому себе, волевым усилием организованное наблюдение за собой, как бы со стороны. Но именно наблюдение своего содержания, своей реакции на происходящее, а не суждений про внешнее, из серии «какие все уроды», «какое ужасное государство», «какой несправедливый мир», «какой слабый и никчемный я» или «как тягуче время».

Интересным может оказаться ответ на вопрос, чего лично я прямо сейчас не могу выдерживать. Почему мне так трудно это? Как внешне проявляется моё переживание злости? На что в моем опыте похоже это переживание? При каких обстоятельствах я так же себя чувствовал раньше? Из какого самого раннего периода моей жизни это воспоминание? Каким образом и ради чего мне это выдерживать прямо сейчас, и чтобы без ущерба для себя и окружающих?

Задавая себе всевозможные вопросы, можно неплохо скоротать время А еще получше изучить себя, благодаря чему появится возможность выстраивать какой-то более качественный контакт с миром. Найти следы прошлого опыта и простроить связи с текущей ситуацией, так как это имеет вероятность снижать интенсивность гнева, если она была чрезмерной, по силе совершенно не соответствуя ситуации.

Например, так человек может воспроизвести, «вспомнить» какие-то свои очень ранние состояния и осознать, что это его детский опыт. Благодаря символическому мышлению, приходящим образам, может возникнуть переживание, что когда-то в детстве он очень скучал и ждал маму. А она все не шла, и время невыносимо медленно тянулось, и ему было непереносимо все это. А те состояния невыносимости очень похожи на вот это состояние отчаяния, прямо сейчас в этой очереди возникшее (и явно не симметричное по заряду). Тогда может оказаться, что не так уж невыносима эта ситуация. Ведь это тогда он был маленьким и бессильным, а сейчас это взрослый человек, и час подождать, никого не убив «в наказание», взрослый вполне способен. А то и два, ради загранпаспорта.

Я сейчас привела пример использования рефлексии для совладания с гневом через подключение более зрелых, вторичных защитных механизмов вместо примитивного избегания. И это пример, характерный для «опытного пользователя» своего внутреннего мира, например, человека прошедшего психотерапию, или натренировавшегося благодаря иным практикам, развивающим осознавание.

Естественно, эта история может быть про любое «тяжелое переживание» и автоматический импульс избегать его, гнев ли это, или что-то иное, например скука, нетерпение, возмущение, напряжение, апатия, тревога, разочарование. Если человек пришел, оказался в очереди, и ему нормально, можно считать, что никакого внутреннего конфликта нет или он уже решен удачным для человека способом.

Мне важно подчеркнуть, что развитие рефлексии вполне доступно (несмотря на то, что некоторым людям может потребоваться довольно много времени для овладения ею). Зато когда это свойство психики появляется – открываются совершенно новые жизненные горизонты, качество жизни заметно улучшается, а сам человек способен быть самотерапевтичным, и не нуждаться в каких-то специально организованных постоянных формах терапии, разве что в кач естве хобби, то есть от интереса, а не от потребности лечиться и вылезать из затянувшегося страдания.