«Шизофрения» Сабины Шпильрейн. Жизнь и смерть первой женщины-психоаналитика. Женская история (фото, видео, документы)

Сабина Шпильрейн - врач-психоаналитик, член трёх психоаналитических обществ: Венского, Швейцарского и Российского. Именно с именем Шпильрейн, точнее с её взаимоотношениями с К.-Г. Юнгом, связано открытие контрпереноса.

В 1890 по настоянию отца (выходца из Варшавы) Сабина была определена в Варшавский Фребелевский детский сад, в котором пробыла 5 лет. За это время, благодаря практиковавшимся там новым методам воспитания и образования, она получила неплохую подготовку и фактически овладела основами немецкого, французского и других иностранных языков.

Сабина была болезненной девочкой не без определенных странностей, которые около 1901 года (отчасти под влиянием смерти от тифа младшей сестры, которую она любила “больше всего на свете”) приобрели тревожный характер. И когда выяснилось, что это все же психическое расстройство, отец, пытаясь спасти единственную дочь, принял решение, определившее и предопределившее ее жизнь и судьбу.

В 1904, вскоре после того, как Сабина, несмотря на “глупость учителей” и нелюбовь к школярству, окончила с золотой медалью классов Екатерининской женской гимназии (в Ростове-на-Дону), он поместил ее в швейцарский санаторий доктора Геллера в Интерлакене. Там она пробыла всего один месяц и с сохранившейся “пугающей симптоматикой” 17 августа 1904 была переведена в ныне всемирно известную клинику Бургхельцли (Цюрих, Швейцария), которой руководил выдающийся психиатр профессор Эйген Блейлер.

Лечащим врачом Сабины был определен увлекавшийся психоанализом доктор Карл-Густав Юнг - будущий создатель аналитической психологии. Случай Сабины (диагноз - “психотическая истерия”) показался К.Юнгу достаточно интересным и перспективным для апробации психоаналитических идей. И она стала первой пациенткой К.Юнга, на которой он испытал эффективность идей, методики и техники психоаналитической терапии.

Результаты превзошли все ожидания. К 1 июня 1905 курс клинического психоанализа был успешно завершен, при четко выраженном терапевтическом эффекте. Но, наряду с ним, К. Юнг, обладавший в то время минимальным психоаналитическим опытом, умудрился получить и сверхплановый результат - пациентка влюбилась в своего женатого врача, который к тому же имел детей и был старше ее на 10 лет. Их буйный роман, насыщенный шекспировскими страстями и деяниями, все еще привлекает внимание любителей пикантных подробностей, чей неутомимый аппетит время от времени утоляется публикацией новых документов и свидетельств.

По-видимому, К.Г.Юнг сумел оказать действенную помощь. Во всяком случае, после 10-месячного курса интенсивной терапии Сабина в 1905 поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где фактически специализировалась по психотерапии, психоанализу и педологии. К.Г.Юнг, однако, продолжал лечение (вплоть до 1909) и с 1906 года, как врач, обсуждал случай с пациенткой Сабиной Шпильрейн в переписке с Зигмундом Фрейдом.

Учась в университете, Сабина все больше увлекалась психоаналитическими идеями и с удовольствием работала над темами, предложенными Э.Блейлером и К.Г.Юнгом. А в 1909 году сама вступила в переписку с 3.Фрейдом, существенно усложнив без того весьма непростые отношения К.Юнга и З.Фрейда. Случайно оказавшись между ними, она невольно доставила К.Юнгу и З.Фрейду большие хлопоты, хотя в ряде ситуаций вела себя мудрее прославленных психологов.

По окончании университета Сабина Шпильрейн подготовила диссертацию “О психологическом содержании одного случая шизофрении” (научный руководитель К.Г. Юнг), в которой предприняла попытку использования психоаналитических идей при исследовании шизофрении. Вобщем, она сумела нащупать некую диалектику психических процессов и зафиксировать отдельные психические компоненты шизофрении.

Соображения ее о двойственности сексуального влечения, замене внешнего мира внутренним, об отказе от настоящего и уходе в прошлое, о сопряженности элементов сновидений, психозов и мифов, а также мысль об обращении в противоположность через отрицание привлекли некоторое внимание. После успешной защиты диссертации Шпильрейн 11 октября 1911 в присутствии З.Фрейда и его коллег была принята в Венское психоаналитическое общество.

Она активно включилась в его работу и уже 25 ноября 1911, на очередном заседании Общества, выступила с докладом “Деструкция, как причина становления”, в котором развила некоторые идеи диссертации и, отчасти предвосхищая идеи З.Фрейда, обозначила садистский компонент сексуального влечения, как “деструктивный”. В 1912 доработанный текст доклада под тем же названием был опубликован в виде статьи, сыгравшей весьма значительную роль в развитии психоанализа и психоаналитически ориентированных воззрений.

В 1912 Сабина Шпильрейн вышла замуж за российского врача Шефтеля Павла Наумовича, а в 1913 у Сабины Шпильрейн-Шефтель родилась дочь Рената.

В течение последующих лет Сабина Шпильрейн работала в различных немецких, швейцарских и австрийских центрах: в психиатрической клинике у Э.Блейлера (Цюрих), в психоневрологической клинике Бонхэфера (Берлин), занималась психоанализом у К.Г.Юнга (Цюрих) и 3.Фрейда (Вена), исследовала мифологию и историю искусства (Женева), работала врачом-педологом в лаборатории Клапареда (Женева) и др. Она изучала гармонию, контрапункт и композицию, осуществила психоаналитическое исследование "Песни о Нибелунгах" и сказок. Опубликовала ряд статей в различных европейских журналах. Участвовала в работе съездов, конференций и конгрессов по педагогике, психологии, психиатрии, медицине и психоанализу.

Деятельное участие Сабины Шпильрейн в развитии и пропаганде психоанализа и психоаналитического движения принесло ей не только удовлетворение, но и признание. Время ученичества давно прошло. И она сама обучала психоанализу других. Пожалуй, наиболее известным из учеников ее стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), чьим психоаналитиком она была в Женеве в 1921.

В судьбе Сабины Шпильрейн 20-е годы стали переломными. Она уже долго жила в Европе. Менялись страны, города, работы, люди… Были успехи и признание, но она все чаще ощущала некую неудовлетворенность. З.Фрейд настоятельно рекомендовал ей работу в Берлине - одном из ведущих психоаналитических центров того времени, где активно функционировали психоаналитический институт и поликлиника. Но ее тянуло в Россию и в 1923 году, с благословения 3.Фрейда, написавшего, что она сможет "заниматься серьезной работой вместе с Вульфом и Ермаковым”, и проявлявшего большую заинтересованность в распространении психоанализа в России, Сабина Николаевна Шпильрейн-Шефтель вместе с семьей вернулась на родину. Муж уехал в Ростов-на-Дону, где занялся врачебной практикой, а Сабина попыталась начать новую жизнь в Москве.

В атмосфере убогого коммунального быта и всеобщего кавардака она все же умудрилась с головой уйти в работу. С сентября 1923 она работала врачом-педологом в городке имени 3-го Интернационала (Москва), заведовала секцией детской психологии в Первом московском государственном университете и состояла научным сотрудником Государственного психоаналитического института и детского дома-лаборатории "Международная солидарность". В этом институте она вела амбулаторный прием, консультировала, читала спецкурс "Психоанализ подсознательного мышления", вела "семинарий по детскому психоанализу", принимала деятельное участие в "медицинских заседаниях сотрудников" института и работе Русского психоаналитического общества.

Она примерялась к большой и перспективной работе. Но жизнь распорядилась по-своему. По независящим от нее серьезным семейным обстоятельствам в 1924 Сабина Шпильрейн была вынуждена оставить Москву и переехать к мужу и отцу в Ростов-на-Дону. К этому времени город уже мало походил на Ростов ее юности, дом реквизировали после 1917. Родилась дочь Ева. Не мыслившая себя без любимой работы Сабина Шпильрейн трудилась врачом в поликлинике и отдавала все, что могла, дефективным и трудным детям. Формально она была обычным врачом, но в действительности работала одновременно как психиатр, психотерапевт и педолог. И к тому же она успевала заниматься научной работой. Правда, с течением времени возможностей для нее становилось все меньше.

Во второй половине 1925 власти ликвидировали Государственный психоаналитический институт и постепенно усиливали идеологический нажим на психоаналитиков и педологов. Ближайшие перспективы вырисовывались уже вполне определенно, но Сабина Шпильрейн продолжала работу и писала статьи по психоанализу вплоть до начала 30-х. В 1931 один из ведущих психоаналитических журналов - "Имаго" - опубликовал ее статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. Это была ее последняя публикация в европейских научных журналах.

Ее жизнь и работа в Ростове-на-Дону (1924-1942) являются наименее известным периодом жизни, сведения о котором пока основываются, главным образом, лишь на нескольких установленных фактах и немногих (не всегда достоверных) свидетельствах очевидцев.

Шпильрейн по-прежнему много работала и лишь изредка позволяла себе кратковременные поездки в Москву. Но по мере развития событий в стране ее деятельность, как психоаналитика и педолога (к тому же бывавшего за границей), все более отчетливо обретала жизнеопасные и даже самоубийственные черты. Занятия такого рода уже фактически приравнивались к особо опасным государственным преступлениям, со всеми отсюда вытекающими последствиями.

27 июля 1930 было принято официальное Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества. В 1932 был ликвидирован журнал "Педология". Постоянно усиливающееся давление на педологию завершилось в 1936 году ее погромом и репрессиями, начало которым было положено Постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов".

И без того далеко не радостное положение и настроение С.Н. Шпильрейн ухудшалось с каждым годом. Вторая половина 30-х превратилась в перманентный кошмар. Семью затягивало в мясорубку сталинских репрессий, и судьба методически наносила ей удар за ударом - она потеряла братьев, отца и мужа. А сама Сабина Шпильрейн каким-то чудом уцелела и сохранила дочерей.

Девочки получали достойное образование и увлекались музыкой. Летом 1941 после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, Рената, учившаяся в Москве музыке, приехала в Ростов-на-Дону и осталась с матерью. Фронт стремительно приближался к городу, и жители его уже немало знали о зверствах нацистов. По злой иронии судьбы именно Сабина Шпильрейн, соавтор психоаналитического учения о садистских компонентах влечений и идеи о деструктивном влечении, верила в это менее других. По складу ума и характера она всегда была немного "не от мира сего" и не изменила себе и на этот раз.

Сталинские репрессии неожиданно легли на одну чашу весов с ее девятнадцатилетним опытом европейской жизни. Она вспоминала Германию периода своей бурной молодости и не могла поверить, что столь культурный народ, как немцы, способен на такое. Ее уговаривали бежать. Но она отказывалась и говорила племяннице, что слухи о зверствах нацистов преувеличены пропагандой. Она по-прежнему работала врачом, а дочери ее, как могли, подрабатывали музыкой.

Последний раз ее видели летом 1942 в колонне евреев, предназначенных к уничтожению, которую нацисты гнали в направлении Змеевской балки - огромных оврагов на окраине города. Как всегда плохо одетая, смертельно уставшая и сосредоточенная только на ей ведомых мыслях, Сабина Николаевна Шпильрейн-Шефтель брела вместе с дочерьми.

Посмертная судьба С.Н. Шпильрейн также неординарна, как и ее жизнь. После периода относительного забвения интерес к ее идеям, личности и жизни существенно увеличился после публикации В. Мак-Гаиром в 1974 избранной переписки З.Фрейда и К.Юнга. В 1980 итальянский психоаналитик юнгианской ориентации профессор Альдо Каротеяуто опубликовал книгу "Секретная симметрия. Сабина Шпильрейн между Фрейдом и Юнгом", в которой широко использовал обнаруженные в Женеве дневник С.Шпильрейн (с 1909 по 1912 год) и ее переписку с К.Юнгом и З.Фрейдом. После публикации этой книги на основных европейских языках (кроме русского) интерес к ее жизни и творчеству усилился.

В 1983 известный психоаналитик Бруно Беттельхейм опубликовал статью "Скандал в психоаналитическом семействе", и в этом же году о С.Шпильрейн была опубликована статья шведского исследователя Магнуса Люнгрена. В 1986-1987 немецкое издательство "Коре" выпустило двухтомник работ и документов Сабины Шпильрейн.

В 1992 в "Российском психоаналитическом вестнике" была опубликована статья В.И. Овчаренко "Судьба Сабины Шпильрейн", а в "Международном обозрении психоанализа" статья голландской исследовательницы Аделины Ван Ванинг "Труды пионера психоанализа Сабины Шпильрейн. (Деструкция, как причина становления)". И в этом же году в докторской диссертации швейцарского исследователя Бернарда Миндера "Сабина Шпильрейн пациентка К.Юнга в Бургхельцли" была воспроизведена история болезни С.Н. Шпильрейн и представлены материалы о зарождении и развитии отношений К. Юнга и С. Шпильрейн. В 1993 в книге А.С. Эткинда "Эрос невозможного. История психоанализа в России" жизни и творчеству С.Н. Шпильрейн была посвящена глава "Чистая игра с русской девушкой: Сабина Шпильрейн", а в США была опубликована статья Евы Шепелер "Опыт Жана Пиаже на кушетке. Некоторые ключи к тайне".

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась, как автор всемирно известной работы "Деструкция, как причина становления" (её докторская диссертация 1912, защищённая в Венском университете), ставшей фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа».

В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти. Которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а, значит, нацеленное на разрушение собственного Я человека.

В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща.


Русский психоаналитик еврейского происхождения. В 1904 год в возрасте 18 лет поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе, где встретила молодого доктора Карла Густава Юнга, который лечил её психоз в течение одного года. В это время, как полагают, началась их любовная связь, которая длилась около 7 лет. В июне 1905 после выписки из клиники она поступает на Медицинский факультет в Университет Цюриха, который оканчивает в 1911 году, с дипломной работой по шизофрении «Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie», которую Юнг использовал для своих собственных исследований в 1912 году. Шпильрейн утверждает, что сумасшедшие избегают заниматься сексом, поскольку в их представлении он связан со страхом распада. В соприкосновении с другим, они боятся утратить самих себя, растворившись в своём партнёре. Поэтому, по её мнению, шизофренический пациент формирует бред в котором отбрасывает факт различия полов и создаёт замену реального взаимодействия между полами фантастическими отношениями. Поднятая Шпильрейн тема утраты собственного я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала центральной для всех её последующих исследований.

Шпильрейн покидает Цюрих в 1911 году, но поддерживает переписку с Юнгом до 1919 года, несмотря на то, что Юнг перестаёт заниматься психоанализом и начинает создавать свою альтернативную психологическую доктрину. Сперва она переезжает в Вену, где сближается с группой Фройда. Здесь же она знакомится с русским психоаналитиком Павлом Шефтелем, который становится её мужем в 1912, а в следующем году у них рождается дочь Рената. В 1923 году они возвращаются в Советский Союз, в котором в то время под патронажем Льва Троцкого активно развивался психоанализ. Сперва семья поселяется в Москве, замет перебирается в Росто-на-Дону, где Сабина Шпильрейн основывает детскую психиатрическую больницу и начинает преподавать в университете.

Несмотря на то, что в 1924 году психоанализ в России попадает под запрет властей, Шпильрейн продолжает нелегальную психоаналитическую практику. В 1935 – 1937 годах во время партийных чисток, трое её братьев бесследно исчезают. В 1938 году умирает муж Павел Шефтель. В 1941 году Ростов-на-Дону оккупируют фашисты. Шпильрейн отказывается бежать из родного города, считая план уничтожения евреев – дезинформацией со стороны советских властей. Но в августе 1942 году как и многие евреи, Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны в синагоге. До настоящего времени не сохранилось ни одной личной фотографии Сабины Шпильрейн, поэтому мы можем только представлять «великолепную гордость этой женщины», о которой писал Юнг.

В истории психоанализа она осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её доторская диссерация 1912 года, защищённая в Вене), которая стала фундаментом для исследований влечения смерти Фройда. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В диссертации она впервые ставит наиболее сложный и важный вопрос всей аналитической теории и практики, вопрос о влечении к смерти.

Сабина Шпильрейн объясняет истоки мазохизма именно через первичное, лежащее в самом основании человеческого бытия, влечение к смерти. Которое может быть описано как «мы-опыт», противостоящий «я-опыту», а значит нацеленный на разрушение собственного я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного я является причиной для развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для нового становления.

Проблема состоит в том, что на практике почти невозможно разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются в сплаве. В своей главной работе позднего периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Зигмунд Фройд пишет: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как «деструктивное» влечение». Фройд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти описываются одним и тем же принципом удовольствия, поэтому их противонаправленность весьма сомнительна. Как сексуальное взаимодействия, так и деструкция приносят разрядку влечений то есть связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который, с точки зрения Фройда, находится по ту сторону принципа удовольствия.

Хотя её диссертация была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фройда (который в переписке советовался со Шпильрейн) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей. Как и идеи её учителя Карла Густава Юнга, теория Сабины Шпильрейн имеет незначительное влияние в современном психоанализе.

Ученица Фрейда, которая была влюблена в Юнга, занималась психоанализом и умерла в забвении

Незаслуженно забытый пионер психоанализа. — Колин Ковингтон и Барбара Уортон из рецензии на книгу о Сабине Шпильрейн

Жизнь Сабины Шпильрейн — психоаналитика, врача-психиатра, психотерапевта и педолога еврейского происхождения, ученицы и сотрудницы Карла Густава Юнга, Эйгена Блэйлера и Зигмунда Фрейда — это переплетение неординарности и ярких талантов с драматическими событиями в научной и личной жизни.

Сабина была яркой фигурой в психоанализе и стала загадочной героиней нескольких книг, кинофильмов и пьес. Ее жизнь всегда находилась между чем-то и чем-то — любовью родителей и их слишком жестким воспитанием, любовью к одному мужчине и жизнью с другим, старыми и новыми взглядами в психологии, Юнгом и Фрейдом, уважением за солидный вклад в психоанализ и десятилетиями забвения, иудаизмом и христианством, служением науке и материнством, сталинскими репрессиями и фашизмом.

Может быть, нам не дано было бы узнать о ней и ее душе так много, если бы не одна счастливая случайность. В 1977 году начался ремонт женевского дворца Вильсон, где раньше располагался Институт психологии. В подвале бывшего Института был обнаружен чемодан с дневником Сабины Шпильрейн, датированный 1908-1912 годами, и переписка 1906-1923 годов между Шпильрейн, Фрейдом и Юнгом.

Сабина Шпильрейн в детстве, www.rostovnews.net

Трудная юность

Сабина Николаевна Шпильрейн родилась 7 ноября 1885 года в Ростове-на-Дону в богатой еврейской семье коммерсанта и впоследствии купца 1-й гильдии (энтомолога по образованию) Нафтули Мойшевича Шпильрейна и его жены, стоматолога, Евы Марковны. Сабина была старшим ребенком — в семье было еще трое сыновей и дочь. Система воспитания в их семье была очень жесткой — в частности, практиковались телесные наказания — и большой акцент делался на образование и изучение языков, благодаря чему дети знали немецкий, французский, английский, еврейский, польский и русский.

Семья Шпильрейн (Ева Марковна, Сабина, Николай Аркадьевич, Эмиль, Ян, Исаак), www.rostovnews.net

У Сабины были прекрасные литературные, музыкальные и лингвистические способности. Она была очень впечатлительной ранимой девочкой с тонкой душевной организацией и... откровенными суицидальными наклонностями. В 13 лет после смерти любимой бабушки она пыталась утопиться, в 15 — дралась с матерью и отказывалась от еды в знак протеста, а в 16 после смерти от брюшного тифа младшей сестры Эмилии странности Сабины вылились в психическое расстройство. Впрочем, все это не помешало ей окончить Екатирининскую женскую гимназию Ростова-на-Дону с золотой медалью и параллельно влюбиться в учителя истории и родного дядю-врача.

17 августа 1904 года Сабина поступила в клинику Бургхелцли в Цюрихе под руководством выдающегося психиатра Эйгена Блейлера. Лечащим врачом был назначен Карл Густав Юнг и «психотическую истерию» пациентки он решил лечить с использованием техники психоаналитической терапии, применяя ее для подобной терапии впервые. Результаты превзошли все ожидания: к 1 июня 1905 года курс лечения подошел к концу со значительным эффектом. Более того, пациентка так увлеклась психотерапией (к сожалению, еще и доктором), что в 1905 году поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где специализировалась по психиатрии, психоанализу и педологии. Лечение у Юнга продолжалось до 1909 года, а с 1906 года он в переписке обсуждал это с Фрейдом.

Восходящая звезда

В университете Сабина еще больше увлеклась психоанализом и работала над темами, которые ей предлагали Блейлер и Юнг, а с 1909 года началась ее переписка с Фрейдом.

После окончания Цюрихского университета в 1911 году Шпильрейн защитила диссертацию «О психологическом содержании одного случая шизофрении», в которой при исследовании шизофрении использовала идеи психоанализа.

11 октября 1911 года после успешной защиты диссертации Шпильрейн была принята в Венское психоаналитическое Общество в присутствии Фрейда, а 25 ноября того же года на заседании Общества выступила с докладом «Деструкция как причина становления». Позже изданная одноименная статья сыграла значительную роль в развитии психоанализа.

В 1912 году Сабина вышла замуж за психолога из Ростова-на-Дону Павла (Файвеля Нотовича) Шефтеля, и с 1911 по 1923 годы работала в психиатрической клинике в Цюрихе, психоневрологической клинике в Берлине, занималась психоанализом у Юнга в Цюрихе и у Фрейда в Вене, а также работала врачом-педологом в Женеве.

Но психотерапия не была ее единственным увлечением — Шпильрейн обожала литературу и даже провела психоаналитическое исследование германского эпоса «Песни о Нибелунгах», а также исследовала мифологию и историю искусства.

В эти годы Шпильрейн публикуется в различных европейских психологических журналах, а также участвует в работе конгрессов и конференций по психологии, психиатрии, психоанализу, педагогике. Она стала членом психоаналитических обществ — Венского (1911-1922) и Женевского (1922-1924) — и стала уважаемым специалистом в своих кругах.

Работа приносила Сабине не только признание, но и удовлетворение. В начале 20-х годов Фрейд рекомендовал ей работу в Берлине, который в то время становился психоаналитическим центром, но ее тянуло на родину. И в 1923 году с благословения Фрейда, проявлявшего немалую заинтересованность в распространении психоанализа в России, семья Шпильрейн-Шефтель уехала из Европы.

Путь к забвению

Вернувшись уже в советскую Россию, Сабина и Павел на время разъехались — муж отправился в Ростов-на-Дону, где занялся врачебной практикой, а Сабина осталась в Москве, где под патронатом Льва Троцкого активно развивался психоанализ с целью создания нового человека.

Там она работала врачом-педологом в городке имени ІІІ Интернационала в Москве, заведовала секцией детской психологии в 1-м Московском мединституте и была сотрудником психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (здесь воспитывались дети высокопоставленных советских чиновников, в том числе Василий Сталин). Она также читала спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», вела семинар по детскому психоанализу и стала членом Русского психоаналитического общества.

Но вся эта активная работа продолжалась недолго — 14 августа 1925 года решением Совнаркома за подписью Николая Семашко психоаналитический институт был ликвидирован.

А 27 июня 1930 года вышло Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества — началась опала Троцкого, вместе с ним врагом был объявлен и сам психоанализ. Работа в этой области стала сворачиваться активными темпами, и это не могло не затронуть Шпильрейн.

В 1931 году в психоаналитическом журнале «Имаго», учрежденном Фрейдом, была опубликована статья Шпильрейн о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. И это была ее последняя публикация. Сабине пришлось вернуться в Ростов-на-Дону — можно только представить, насколько сильно она была сломлена. В итоге некогда яркая звезда отечественного психоанализа замкнулась в себе, стала жить бедно и безызвестно. Вероятно, она устроилась на какую-то новую работу, ведь деньги были нужны, но достоверно неизвестно, где именно она трудилась.

В стране начинаются сталинские репрессии. Все братья Сабины, занимавшие видные места в русской науке (Ян был математиком, членом-корреспондентом АН СССР, Исаак — психологом, профессором и основателем Психотехнического общества СССР, Эмиль — биологом, деканом Ростовского университета), в 1937 году погибают в застенках НКВД. В этом же году умирает муж, а в следующем — отец. Но как бы не страшны были эти трагедии, это был еще не конец.

Начинается война и первая ноябрьская оккупация Ростова-на-Дону, которая продолжалась неделю. После этого еще можно было эвакуироваться с детьми, но Сабина не верила, что немцы, представители такой просвещенной нации, могут уничтожать людей — ведь она их знает, с ними жила, сотрудничала, а одного из них любила всю жизнь. До самого конца она считала, что рассказы о зверствах нацистов — пропаганда. Но они были правдой.

Во время второй оккупации 11 августа 1942 года Сабина Шпильрейн с дочерьми с несколькими тысячами ростовских евреев была расстреляна в Змиевской балке. И великая женщина, которая всеми силами пыталась состояться в мире мужчин, ушла в забвение.

Истории жизни

Вечная любовь

Наиболее яркой и общеизвестной является ее любовь к своему доктору и учителю Юнгу. За время психоаналитических сессий у возникло сначала взаимное чувство привязанности друг к другу, а затем и легкая симпатия, которая переросла в любовный роман и духовную близость.

Оба любили Вагнера и его «Кольцо Нибелунгов». Сабина была в восторге от героя оперы Зигфрида, олицетворяющего арийский идеал. Сабина — еврейка — была вдохновлена этим персонажем. Она очень хотела от Юнга сына, которого она бы назвала Зигфридом и который соединил бы в себе две великие культуры, объединил христианство и иудаизм. Но, понимая, что совместная жизнь с женатым Юнгом невозможна и ей одной придется растить ребенка, Сабина решила забыть об этой мечте.

«Нелегко отказаться от мысли … о моем чаемом Зигфриде, — но что поделаешь? Да, милый друг! Мне теперь нелегко, но иного выхода я не вижу». И даже когда Сабина решает связать себя семейными узами с Николаем Шефтелем, она не может отказаться от Юнга. «А как же мой друг? Он по-прежнему будет любить меня, любить так сильно, как отец. Я представлю его своему мужу как лучшего друга и поцелую на его глазах… Мой друг станет крестным отцом моего первенца ».

В 1912 году Сабина вышла замуж за психолога Павла (Файвеля Нотовича) Шефтеля, от которого родила двух дочерей — Ренату и Еву. Обе девочки были потрясающе одаренными музыкально — старшая играла на виолончели, а младшая — на скрипке, и ее талант отметил во время приезда в Ростов-на-Дону сам Давид Ойстрах.

Наверное, Сабина любила Юнга до конца своих дней. Но после вступления в брак, который оказался не слишком счастливым, а тем более после возвращения на родину, она больше не поверяла эти свои мысли дневнику.

«Мама» основателя Женевской школы генетической психологии

В силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств Сабина не оставила после себя ни научной школы, ни учеников, ни даже внуков. Но был в ее жизни эпизод, пробудивший пациента, с которым она проводила сеансы психоанализа, серьезно заняться психологией.

Этим пациентом был Жан Пиаже — известный швейцарский детский психолог, создатель теории когнитивного развития. К моменту обращения к психоаналитику в Женеве в 1921 году Пиаже занимался изучением моллюсков — работал смотрителем коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. Увлеченность Сабины психологией так повлияла на молодого человека, что, даже не окончив курс психоанализа, он с головой ушел в изучение психологии в целом и занялся изучением психологии детей в частности. Нам он известен как основатель Женевской школы генетической психологии.

Материнский договор

Последние годы жизни в Ростове-на-Дону были самыми тяжелыми в жизни Сабины. В 1937 году были арестованы и расстреляны все три ее брата, в этом же году умер ее муж, а в 1938 она похоронила отца. Сабина осталась одна с двумя дочерьми. Угроза ареста витала в воздухе. Может быть, Сабину не репрессировали только потому, что она вела скромный образ жизни, в отличие от братьев, которые свою научную карьеру сделали в СССР и были слишком хорошо известны.

Страх за 11-летнюю дочь Еву заставил Сабину наступить на горло собственной гордости и познакомиться с женщиной, которая родила дочь Нину от мужа Шпильрейн — Павла. Женщины договорились о взаимной опеке над 11-летней Евой и 13-летней Ниной в случае возможных арестов. Нина впоследствии вспоминала, что эта 52-летняя женщина выглядела сутулой старушкой «не от мира сего» — она ходила в старой черной юбке до земли и ботинках «прощай, молодость» и внешне была похожа на Рину Зеленую и Лию Ахеджакову.

Достижения

— Сабина Шпильрейн вошла в историю психоанализа как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления», которая явилась фундаментом для исследований влечения смерти, которые проводил Фрейд. В своей работе «По ту сторону удовольствия» Фрейд написал: «Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений ».

— показала, что деструкция собственного Я является причиной социального развития и культурного развития;

— поставила наиболее сложный и важный вопрос психоаналитической теории и практики, вопрос о влечении к смерти;

— впервые применила метод психоанализа при исследовании шизофрении;

— описала Эдипов комплекс в детском возрасте;

— изучала детские фобии;

— исследовала возникновение и развитие речи у детей.

Работы Сабины Шпильрейн:

«Деструкция как причина становления» (1912)
«Забытое имя» (1914)
«Ренаточкина теория возникновения людей» (1920)

Книги о Сабине Шпильрейн:

Каротенуто Альдо — «Секретная симметрия. Сабина Шпильрейн между Фрейдом и Юнгом»
Рихебехер Сабина — «Сабина Николаевна Шпильрейн. Почти жестокая любовь к науке»
Лейбин Валерий — «Сабина Шпильрейн:между молотом и наковальней»

Что посмотреть

«Меня звали Сабина Шпильрейн» (2002), реж. Элизабет Мартон
«Сабина» (2002), реж. Роберто Фаенза
«Опасный метод» (2011), реж. Дэвид Кроненберг

(1942-08-11 ) (56 лет) Место работы
  • Psychiatrische Universitätsklinik Zürich [d]

Сабина Николаевна (Шейва Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель , затем Шпильрейн-Шефтель ; 25 октября (7 ноября) , Ростов-на-Дону - 11 или 12 августа , там же) - российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга .

Биография [ | ]

Ранние годы [ | ]

Шейва Нафтульевна Шпильрейн (впоследствии Сабина Николаевна) родилась в еврейской купеческой семье. Отец - выходец из Варшавы и впоследствии купец 1-й гильдии Нафтули (Нафтулий Мойшевич, Николай Аркадьевич) Шпильрейн (1856-1938), энтомолог по образованию, мать - стоматолог Ева Марковна Шпильрейн (урождённая Люблинская, 1863-1922). В 1890-1894 годах семья жила в Варшаве, там Сабина посещала Фребелевский детский сад. Гимназию (Екатерининскую) она окончила уже в Ростове-на-Дону в 1904 году , причём с золотой медалью.

Жизнь в Европе [ | ]

Мемориальная доска на доме в Берлине, где жила Сабина Шпильрейн

17 августа 1904 года в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе c диагнозом «психотическая истерия». Причиной расстройства стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Лечащим врачом Сабины стал Карл Юнг; несколько лет была его анализантом . Считается, что именно в это время началась её любовная связь с Юнгом, которая продолжалась более 7 лет. Юнг был женат, поэтому из-за адюльтерного скандала ему пришлось покинуть кафедру и клинику.

В период лечения Сабина живо интересуется психоанализом. В июне 1905 года после выписки она поступает в Университет Цюриха на медицинский факультет, который оканчивает в 1911 году; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Über den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом своего личностного распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред , в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.

Шпильрейн оставляет Цюрих в 1911 году , но продолжает переписку с Юнгом в период с 1916 по 1919 год . В это время Юнг уходит из психоанализа и основывает собственную научную дисциплину, названную им аналитической психологией . Сперва Шпильрейн переезжает в Вену, где сближается с группой доктора Фрейда. Здесь она знакомится с некоторыми российскими психоаналитиками, в том числе с Павлом (Файвелем Нотовичем) Шефтелем, за которого выходит замуж в следующем 1912 году , а ещё через год у них рождается дочь Рената.

Возвращение в СССР [ | ]

Семья [ | ]

Все трое братьев были расстреляны во время Большого террора .

Значение работ Шпильрейн [ | ]

В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912 года, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти . Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а значит - нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.

Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия » (1920) Зигмунд Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение». Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.

Несмотря на то, что диссертация Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фрейда (о чём свидетельствует их переписка) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей.

Шпильрейн, открылся мемориальный музей Сабины Шпильрейн ]

ВСЕ ФОТО

Новый фильм режиссера Дэвида Кроненберга "Опасный метод", выдвинутый на соискание премии "Оскар", раскрывает нелицеприятные подробности жизни и работы великих психиатров начала XX века - Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Между гениями встала женщина - бывшая пациентка первого и сотрудница второго. Хотя показанные в фильме эпизоды порки Шпильрейн Юнгом не получили подтверждения, документы пролили свет на другие нелицеприятные подробности жизни и работы обоих гениев.

Считается, что Юнг и Фрейд, которые в течение шести лет сотрудничали и вели обширную переписку, перестали общаться, поскольку Юнг разочаровался в знаменитой теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе истерических состояний и неврозов.

Но в 1977 году в подвале одного из женевских особняков нашли ящик с документами, которые пролили свет на истинную причину разрыва, пишет издание The Daily Mail . Среди этих бумаг были дневники Сабины Шпильрейн - пациентки Юнга, которую он не только успешно вылечил, но и вступил с ней в связь. Там также нашли черновики ее писем обоим психиатрам и переписку между двумя светилами медицинской мысли.

Российскую подданную Сабину Шпильрейн привезли Юнгу в 1904 году. Тогда ей было 18 лет. В медицинской карточке Шпильрейн говорилось, что она "смеется и плачет в странным образом перемешанной и навязчивой манере". Кроме того, у нее отметили сильный нервный тик. Она трясла головой, высовывала язык и дергала ногами. Шпильрейн отправили к Юнгу из другой психиатрической клиники, где не смогли ее вылечить.

Молодой врач нашел внешность пациентки "восточной и сладостной", а выражение ее лица - "чувственным и мечтательным", при этом сама она была убеждена в том, что выглядит дурно.

Из бесед с пациенткой психиатр установил, что причиной ее состояния были проблемы с родителями. Подверженный депрессиям и маниакально желающий властвовать, ее отец с энтузиазмом наказывал дочь, как морально, так и физически. Он отводил дочь в особую комнату, где бил ее. Эти наказания дочь вынуждена была выносить аж до 11-летнего возраста. Мать Сабины также была властной натурой и, подобно отцу, била и унижала дочку. В результате Сабина была преисполнена чувства вины, а также подавленной сексуальности, испытывая постоянные фантазии на тему проступков и наказаний.

Попав на лечение к Карлу Густаву Юнгу, Сабина Шпильрейн ежедневно изливала ему свои чувства в продолжительных беседах. Юнгу стало понятно, что теперь Сабина фиксирует свои чувства на нем, перенеся на него ту нездоровую, болезненную любовь, которую она чувствовала к отцу.

Однажды Юнг уехал из своей лечебницы на целый день. На следующий день Сабина заявила ему, что фантазировала о том, как он будет причинять ей боль, и стала умолять его сделать это. "Я хочу эту боль, я хочу, чтобы вы сделали со мной нечто очень плохое, чтобы вы заставили меня сделать нечто, чему противодействует все мое существо", - умоляла она доктора.

Карл Густав и Сабина: от порки к нежным письмам

Согласно фильму Кроненберга, Юнг уступил этим мольбам и принялся пороть ее, как это делал и ее отец. Вряд ли этот эпизод соответствует реальности. Но нет сомнений, что врач и пациентка вступили в отношения, вышедшие далеко за пределы, очерченные врачебной этикой. Психиатр колебался, пытаясь сопротивляться ее настояниям, но в конце концов позволил ей ассистировать в психологической лаборатории.

Шпильрейн оказалась способной ученицей и получила очень хорошее образование. В конце концов по своей начитанности и интеллекту она превзошла супругу Юнга Эмму.

Через год Шпильрейн оставила лечебницу Юнга и поступила учиться в медицинский институт, надеясь стать психиатром. После этого Юнг впервые написал Фрейду, чтобы сообщить ему об эффекте его метода психотерапии. Польщенный Фрейд ответил, и завязалась переписка, в ходе которой Фрейд относился к Юнгу не столько как учитель к ученику, сколько как отец к сыну. Когда в 1907 году ученые встретились, они проговорили 13 часов без перерыва.

В то же время Шпильрейн, продолжая учиться в мединституте, по-прежнему виделась с Юнгом. Постепенно психиатр так привык к своей бывшей пациентке, что начинал нервничать, когда она не спешила давать о себе знать. Однажды Юнг даже написал ей: "Вернись ко мне в пору моей нужды, верни мне хотя бы часть любви, вины и самопожертвования, что я смог тебе дать, когда ты была больна. Но теперь именно я - болен!"

Разговоры об их взаимоотношениях, ходившие в Цюрихе, достигли матери Шпильрейн, которая получила анонимное письмо, возможно, от Эммы Юнг. Госпожа Шпильрейн написала Юнгу: "Тогда вы спасли мою дочь, но теперь вы не должны разрушать ей жизнь".

Взбешенный и перепуганный грядущим ударом по своей репутации Юнг в ответном письме пригрозил потребовать гонорар за лечение дочери, объявив при этом, что больше видеться с ней не будет. Сабина же, не желая расставаться с Юнгом, написала Фрейду с просьбой о помощи.

"Четыре с половиной года назад доктор Юнг был моим врачом, а затем стал моим другом и, наконец, моим "поэтом", то есть возлюбленным... Он проповедовал полигамию, и его жена не должна была возражать", - писала она. Юнг, ожидая чего-то подобного, заранее написал Фрейду, что "некая пациентка" постоянно пыталась в свое время совратить его.

Должно быть, гора упала с плеч Юнга, когда оказалось, что Фрейд проигнорировал письмо Сабины. Но несколько месяцев спустя отношения возобновились, когда Юнг согласился встретиться с Сабиной, чтобы обсудить ее диссертацию. Но когда Юнг раскритиковал ее научную работу, связь снова прервалась. Уязвленная и обиженная, Сабина отправилась в Вену, где вошла в ближний круг Фрейда. Там она рассказала последнему, что Юнг "разрушил ее жизнь". Вот тогда-то сотрудничество двух великих психиатров и превратилось во вражду. Именно в то время между ними разгорелся спор о природе либидо.

Как поссорились Фрейд с Юнгом: неизвестные страницы

В апреле 1912 года Фрейд написал Юнгу, что Шпильрейн "обсудила с ним некоторые вопросы личного свойства", и дал понять, что использует ее признания, чтобы дискредитировать теории Юнга. Тот в ответ намекнул, что может рассказать об отношениях Фрейда с собственной родственницей.

Таким образом, великие умы принялись шантажировать друг друга, а меж двух огней попала женщина, дорогая для них обоих. Сама Шпильрейн оказалась талантливым психоаналитиком, но оба гения не отдали должное ей как первооткрывательнице ряда теорий, вместо этого используя их в собственных работах.

Разочаровавшись в обоих, Шпильрейн вышла замуж в 1912 году за врача Пауля Шефтеля, а в 1924 году вернулась на родину, где в 1942 году погибла от рук немецко-фашистских оккупантов. Отношения же между Фрейдом и Юнгом испортились окончательно. Когда в 1913 году они приехали на конгресс психоаналитиков, то даже не разговаривали там друг с другом.

Юнг пытался оправдаться перед Шпильрейн в последних письмах к ней, но ее заслуг как психоаналитика так и не признал. Она оказалась не единственной пациенткой Юнга, с которой он позволял себе переступать через принципы врачебной этики. Но именно Шпильрейн оказалась, видимо, предметом самой нежной и болезненной страсти великого психиатра.