С чем связано понятие уровень жизни. Классификации показателей уровня жизни населения. Понятие уровня и качества жизни

Уровень жизни – одна из главнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления материальных благ и услуг и степень удовлетворения целесообразных жизненных потребностей. Уровень жизни населения определяется уровнем доходов в сравнении с прожиточным минимумом и с потребительским бюджетом, уровнем заработной платы, развитием социальной инфраструктуры, политикой государства по регулированию доходов, влиянием профсоюзов, уровнем НТП и другими факторами.

Стоимость жизни представляет собой денежную оценку благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение определенного промежутка времени и соответствующих установленному уровню удовлетворения потребностей. В общем значении термин «уровень жизни населения» представляет собой понятие «качество жизни». Следовательно, качество жизни включает в себя еще и удовлетворение духовных потребностей, условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, здоровье, продолжительность жизни, образование, природную среду обитания и т. д.

Выделяется четыре уровня жизни населения:

1) достаток (потребление благ, которые обеспечивают полное формирование человека);

2) нормальный уровень (целесообразное потребление по научно доказанным нормам, дающее возможность человеку восстановить его физические и интеллектуальные силы);

3) бедность (крайне недостаточное потребление благ для нормальной жизнедеятельности);

4) нищета (минимальное потребление благ, не позволяющее удовлетворить самые элементарные физиологические и социальные потребности и дающее возможность только лишь поддержать жизнеспособность человека).

Вследствие перехода к рыночной экономике произошло резкое снижение уровня жизни населения, усилилась дифференциация населения по уровню доходов. Повышение уровня жизни является первоочередным направлением общественного развития.

Благополучие народа – это главный критерий прогресса. Так как в рыночной экономике основным условием является всеобщее потребление, то потребитель – это центральная фигура, вокруг которой все вертится. Следовательно, нельзя производить то, что не будет потребляться.

Наиболее важными элементами уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Обобщенно условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают факторы производственной среды и трудового процесса (санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические), оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его благоустроенность, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, фотоателье, парикмахерских, ремонтных мастерских, предприятий ритуальных услуг, прокатных пунктов и т. д.), состояние общественного питания и торговли, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга непосредственно связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, используемая полностью по своему усмотрению, т. е. для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Вероятны три аспекта исследования уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к его социальным группам;

3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Повсеместно стала острее осознаваться практическая ценность предсказательной функции научных теорий с целью принятия обоснованных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований.

Это требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании.

Решению этих проблем будут в определенной мере способствовать изучение и использование мирового опыта. Целесообразно взять на вооружение все, что уже наработано-теоретические и методологические основы прогнозирования и планирования, а также практический опыт разработки прогнозов, планов, программ и их осуществления. Всякое экономическое явление может быть познано в развитии.

Экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в обществе. Устранение административных ограничений создали условия для роста экономической активности населения, вторичной занятости и самостоятельной занятости.

Началось перераспределение рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, инфраструктуры.

Развиваются негосударственные формы образования, здравоохранения, других социально-культурных учреждений, предоставляющие возможности реального выбора для населения.

Целью социальной политики государства становятся:

  • - улучшение материального положения и условии жизни людей;
  • - обеспечение эффективной занятости населения;
  • - конституционных прав граждан в области социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры.

Экономически активному населению создаются условия для развития предприимчивости и деловой инициативы.

Для граждан, которые вследствие возраста или по состоянию здоровья вынуждены прекратить трудовую деятельность, предусматривается повышение уровня социальной защищенности, индексация пенсий с учетом роста потребительских цен.

Обобщающим показателем социального развития является уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Повышение уровня жизни находится в центре социальной политики государства. Показатели жизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования и планирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.

В рамках социального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственным образом влияющих на уровень жизни.

Первая группа охватывает материальные условия поддержания жизнедеятельности людей: питание, одежда, жилье, повседневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта.

Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшение структуры питания за счет увеличения потребления мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потребности в жилье, товарах длительного пользования.

Вторая группа связана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержанием необходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения и медицинского обслуживания, создание условий для активного отдыха, охрану окружающей среды.

Наконец, третья группа включает совершенствование и развитие социального, культурного и духовного мира личности, потребностей творчества, самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активность человека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребность участвовать в политической жизни, в повышении образовательного и культурного уровня.

При прогнозировании уровня жизни рассчитывается комплекс натуральных и стоимостных показателей. Основными из них являются:

  • - коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
  • - состояние здоровья и его изменения по населению в целом и отдельным социальным группам (продолжительность жизни, заболеваемость);
  • - занятость (уровень безработицы, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели и т. п.);
  • - удовлетворение потребностей в развитии личности (распределение населения по уровню образования, доля средств, расходуемых на образование и культуру в фонде потребления и государственном бюджете);
  • - состояние окружающей среды;
  • - фонд потребления;
  • - общий объем потребляемых населением благ и услуг;
  • - сбережения населения.

Используются относительные или удельные показатели:

  • - средняя заработная плата рабочих и служащих;
  • - средний размер пенсий и стипендий;
  • - совокупный и денежный доход на душу населения;
  • - жилая площадь на одного члена семьи;
  • - расходы на здравоохранение на душу населения;
  • - расходы на образование на одного обучающегося и т. д.

Кроме того, рассчитываются показатели, отражающие качественные стороны удовлетворения потребностей:

  • - потребление важнейших продуктов питания на душу населения;
  • - калорийность;
  • - доля благоустроенных жилищ;
  • - потребление питьевой воды на душу населения.

Сюда же относятся показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых населению услуг:

  • - число физкультурных сооружений на 10 тыс. чел.;
  • - число мест в рекреационных учреждениях на 10 тыс. чел.;
  • - количество больничных и санитарных коек, число врачей по специальностям и среднего медицинского персонала на 10 тыс. чел.;
  • - среднее число больных на одну палату;
  • - доля детей дошкольного возраста, посещающих детские учреждения;
  • - текущие расходы государства на одного ребенка, в том числе на питание;
  • - основные фонды и текущие расходы на одного ученика начальной и средней школы;
  • - число учеников в классе.

Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт.

Доходы населения подразделяются на денежные, натуральные и косвенные (бесплатные услуги непроизводственной сферы), а также на номинальные и реальные.

Номинальные доходы определяются как сумма денежных, натуральных и косвенных доходов.

Основной частью номинальных доходов являются денежные доходы. Выделяют три источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т. п.).

Реальные доходы населения определяются как разница между номинальными доходами и суммой налога и других обязательных платежей. На динамику реальных доходов оказывает влияние все социально-экономические факторы, определяющие жизненный уровень. В первую очередь реальные доходы зависят от развития производства, потребительских цен, характера самих распределительных отношений (по труду, через социальные фонды, по капиталу, результатам индивидуальной деятельности).

В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов.

Баланс денежных доходов и расходов разрабатывается в целом по стране, по регионам и по социальным группам населения, он характеризует объем и источники формирования денежных доходов, а также объем и структуру расходов денежных средств и сбережений.

Показатели баланса используются для исчисления покупательских фондов населения, обоснования объема розничного товарооборота и регулирования денежного обращения.

В балансах по социальным группам в доходной части отражаются поступления от продажи товаров и услуг одной группы населения другой.

А в расходной части, наоборот, показываются расходы на оплату таких товаров и услуг.

Большой интерес вызывает дифференциация денежных доходов населения.

Разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения неуклонно год от года возрастает.

Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности.

В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.

Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум обеспечивает минимальные нормы удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия).

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.

Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина включает 25 видов продуктов питания (хлебопродукты, некоторые молочные и мясные продукты, сахар, картофель, капуста, лук, яблоки).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения получает право на получение социальной помощи. При этом используется избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в ней.

В основе этого подхода лежат различные процедуры выявления уровня дохода, размеров личного имущества, состояния здоровья, семейного положения и т. д.

Понятие уровня жизни. Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Его определяют и как сово-купность условий жизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).

В широком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально- культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т. д.

В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.

Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

Уровень потребления - особенность потребления, которая за-висит от количества потребителей. Обычно различают три уровня потребления:

индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека;

коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей;

Общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может.

Чем выше уровень жизни, тем выше и потребности. Речь идет главным образом о физических, духовных и социальных потребностях.

Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. Они подразделяются на материальные (потребности в пище, одежде, жилье) и нематериальные (потребности в двигательной активности, сне и т. д.).

Духовные потребности - это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности, в эстетическом восприятии, в пользовании культурными ценностями.

Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. Это потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальными правами.

Факторами, обусловливающими количественные и качественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение государства и другие особенности окружающей среды.

Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.

Показатели уровня жизни. Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения (семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум. Потребление основных продуктов на душу населения - это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие "норма потребления". Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, сутки). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональные).

Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Например, зная общее количество населения, можно определить реальную норму потребления, скажем, сахара. Предположим, 3,5 кг на 1 человека (или на душу населения). Иногда применяются показатели потребления только части населения, например, детей, инвалидов и т. д. Это касается товаров и услуг, которые потребляются лишь этой частью населения (детское питание, инвалидные коляски). Реальные нормы потребления используются для сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Последние разрабатываются, чтобы знать, к каким показателям надо стремиться для удовлетворения потребностей человека с наибольшей пользой. Здесь не обходится без привлечения к их разработке, кроме экономистов, и биологов, физиологов, врачей. Они учитываю^, сколько белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и витаминов необходимо потреблять человеку посредством этих продуктов.

Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг. Так, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже. В России подсчитывается стоимость набора из 19 основных продуктов питания, исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования).

Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета, исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

Потребительский бюджет семьи - семейный бюджет, смета доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год. Потребительский бюджет бывает: фактический, нормативный (рациональный и минимальный).

Прожиточный минимум - стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих под-держивать жизнедеятельность. Некоторые экономисты прожиточный минимум рассматривают как наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности трудящегося и членов его семьи, восстановления затраченной рабочей силы и продолжения человеческого рода. Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода, обеспечи-вающего при данном уровне цен в каждый период удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей человека, принятых обществом как минимально допустимые. Прожиточный минимум включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи, он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей, с учетом реальных возможностей экономики.

Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата - это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Частными показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюд-жетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.

рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;

санитарно-гигиенические условия жизни;

потребление продовольственных товаров;

жилищные условия;

образование и культура;

условия труда и занятость;

доходы и расходы населения;

стоимость жизни и потребительские цены;

транспортные средства;

организация отдыха;

социальное обеспечение;

свобода человека.

Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных транс-фертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках, напротив, весьма существенное значение имеют по-казатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их ана-лиз помогает измерять глубину существующих проблем, что важно для выработки социальной политики.

Качество жизни. Более сложным является показатель качества жизни. Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Можно сказать так: качество жизни - совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие. По мнению других экономистов, качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свобода личности.

Некоторые экономисты в понятие "качество жизни" включают и такие показатели:

условия труда и его безопасность;

состояние среды обитания или экологическая безопасность;

наличие и возможность рационального использования свободного времени;

культурный уровень населения;

состояние и уровень физической культуры.

Под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень жизни, который считался 30-40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к "черте бедности", а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким.

Разные люди воспринимают одни и те же условия существования по- разному. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределом мечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной. Причины этих различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла и целей жизни.

В развитых странах население осознает негативные тенденции развития экономики и соответственно меняются жизненные ори-ентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может оп-ределяться количеством потребленных благ. Основное внимание уделяется здравоохранению, образованию, безопасности, соци-альным отношениям и природной среде.

Уровень жизни и бедность. Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. В нынешней экономической ситуации среднестатистическая российская семья 80% своих доходов тратит на питание и неотложные повседневные нужды.

Экономисты предлагают существующие ныне методы определения бедных в стране сгруппировать следующим образом:

нормативный (абсолютный) - по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора;

относительный - доход составляет определенный процент от среднего дохода по стране;

статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;

стратификационный, когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости и организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы ит. д.);

самооценка - отнесение к разряду бедных исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента.

Выделяют абсолютную и относительную черту бедности. Абсо-лютная черта бедности - минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище.

Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности.

Бедность характеризуется следующими показателями:

число бедных;

коэффициент глубины бедности;

коэффициент остроты бедности.

Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Оно изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране.

Коэффициент глубины бедности яыражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.

Коэффициент остроты бедности^- средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума

Существует еще несколько подходов к оценке бедности:

определяются потребности, необходимые для сохранения жизни;

учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности;

определяется минимум физических и общественных потреб-ностей;

используются опросы населения.

К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%.

По данным ООН, бедность определяется доходом 2 дол. в день на человека, нищета - в 1 дол. в день.

Черта бедности - минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям. В международной практике наибольшее распространение получило установление черты бедности в процентах от среднего уровня доходов населения. В некоторых странах "порог бедности" составляет 40-6% от уровня среднего дохода взрослого человека.

Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Она не поддается точному определению (также как счастье и благополучие). Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Однако бедность неравномерна среди различных групп населения. Она различна между городским и сельским населением, в различных территориальных и природно-климатических регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается как благополучие в другой.

Уровень жизни и благосостояние. Эти категории неразрывно связаны. Некоторые экономисты ставят знак равенства между ними. Другие, хотя и считают их близкими понятиями, указывают на то, что благосостояние в большей мере связано с качественной характеристикой. Во все времена вопрос благосостояния людей стоял в центре проблем любой экономической системы. Однако понятие общественного благосостояния стало предметом экономической теории, начиная с А. Смита. Он связывал благосостояние с обеспечением справедливости в распределении доходов. После А. Смита и практически до XX века благосостояние рассматривалось как сумма поддающихся измерению полезностей или благ для всех членов общества. Оптимальным считалось такое распределение ресурсов, которое давало большее в итоге арифметическое значение.

Значительный вклад в теорию общественного благосостояния внес итальянский экономист В. Парето. Он считал уровень благо-состояния оптимальным, если было невозможно улучшить чье- либо благосостояние в процессе производства товаров и услуг, их распределения и обмена без нанесения ущерба благосостоянию какого-либо другого индивидуума. Своим оптимумом Парето по-ставил жесткие границы определению благосостояния: нельзя счи-тать нормальным явлением в обществе положение, когда один обогащается при обнищании других.

Дляоценки уровня жизни применяется система общих и частных показателей.

Общие (на душу населения): национальный доход, фонд потребления продукции народного хозяйства, потребительский фонд национального богатства (объем накопленного потребительского имущества – жилищных и культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения)

Частные : уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем и благоустроенность быта, уровень культурно-бытового обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

Следующая классификация : стоимостные и натуральные показатели. Стоимостные: ВВП, национальный доход, фонд потребления, совокупный доход населения. Натуральные показатели: объем потребления конкретных материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, объем личного имущества)

Самостоятельные показатели характеризуют пропорции и структуру потребления населения (распределение по доходам, дифференциация доходов).

Количественные и качественные показатели . Количественные: объем потребления конкретных материальных благ и услуг. Качественные показатели отражают качественную сторону благосостояния населения: структура потребления, уровень образования, обеспеченность предметами длительного социально-культурного назначения (машинами, собственным жильем).

Статистические показатели . В настоящее время используется 284 показателя. Сведенных в 20 тематических групп: 1) социальная структура общества, 2) занятость населения, 3) участие трудящихся в управлении государством, 4) доходы населения, 5) денежные сбережения населения, 6) оплата труда, 7) общие фонды потребления, 8) социальное и бытовое обслуживание населения, 9) потребление материальных благ и услуг населением, 10) имущество населения, 11) бюджет семьи, 12) бюджет времени, 13) моральная статистика (преступность, административные и правовые нарушения и т.д.

В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель «индекс качества жизни» (ИКЖ), включающий характеристики, определяющие состояние здравоохранения; уровень образования; среднюю продолжительность жизни; степень занятости населения; платежеспособность населения; доступ к политической жизни.

В ноябре 1980 года Совет Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) утвердил Список социальных индикаторов, установление которых имело целью оценить некоторые фундаментальные аспекты индивидуального благосостояния в странах ОЭСР (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Список социальных индикаторов ОЭСР

Источник: The OECD List of Social Indicators. Paris., 1982.P.13.

Этот список охватывает лишь некоторые из социальных проблем и не может сам по себе быть использован для оценки качества (уровня) жизни той или иной группы населения в стране. Однако отдельные показатели могут вполне успешно выявить реальное положение дел и основные тенденции в развитии социальной сферы.

Систему количественных и качественных показателей уровня жизни в России составляют:

o общий объем потребления материальных благ и услуг;

o уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг;

o реальные доходы населения;

o размер заработной платы;

o доходы из других источников (пенсии, пособия, стипендии, доходы от реализации продуктов личного подсобного хозяйства, дивиденды и проценты);

o условия труда;

o продолжительность рабочего и свободного времени;

o жилищные условия;

o показатели образования;

o показатели здравоохранения и др.

Обобщающими стоимостными показателями уровня жизни населения принято считать:

· общее потребление материальных благ и услуг – включает личное потребление населением материальных благ, платные и бесплатные услуги. Расчет этого показателя обеспечивает увязку отдельных показателей благосостояния населения. Это позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает полную характеристику удовлетворения его личных потребностей;

· реальные доходы населения (без учета услуг) – номинальные доходы в денежном выражении поступления средств за счет заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других источников, скорректированных на динамику потребительских цен;

· реальные доходы населения с учетом услуг;

· реальная заработная плата рабочих и служащих (составная часть реальных доходов с учетом услуг);

· денежный доход семьи;

· совокупный доход – включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление;

· располагаемый доход – денежный или совокупный доход за минусом налогов и обязательных платежей;

· имущественные и денежные накопления.

Более детальный анализ предполагает рассмотрение и таких показателей уровня жизни, как:

· структура расходов семей;

· уровень потребления отдельных видов продуктов питания, одежды, обуви, обеспеченность жильем, мебелью и другими товарами длительного пользования, различными видами услуг (в расчете на одного человека или семью);

· уровень дифференциации доходов и потребления в разрезе различных групп общества;

· разрыв в стоимости потребительских корзин высшей, средней и низшей доходных групп населения.

Для оценки уровня жизни населения необходимо иметь научно обоснованную систему расчетов, определяющую тот минимум средств, который необходим для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Этот минимум определяется на основе минимальных потребностей человека в продуктах питания, непродовольственных товарах, платных услугах. По совокупности компонентов человеческих потребностей, степени их удовлетворения выделяют четыре уровня жизни населения: нищета, бедность, нормальный уровень, достаток. При этом нормативами уровня жизни являются:

физиологический минимум (БПМ бюджет прожиточного минимума ) представляет собой стоимостную оценку минимально допустимого набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержание его жизнедеятельности, также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения;

минимальный потребительский бюджет (МПБ) – предполагает обеспечение нормального воспроизводства и развитие рабочей силы трудоспособных членов общества и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. МПБ учитывает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродовольственных товаров и услуг, включая платные. Он отражает низшую границу цены рабочей силы, здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, соответствующем требованиям физиологии;

социальный минимум или рациональный потребительский бюджет (РПБ ) – учитывает рациональное потребление, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил. По своему содержанию он отличается от МПБ на величину примерно в 30 %.

элитарный бюджет (БР – бюджет роскоши) – предполагает пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека без раздумий, что купить, когда, в каком количестве и какого качества и т.д.

Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов – дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. Причинами неравенства и имущественного расслоения по доходам являются неравное распределение доходов и собственности; неодинаковые стартовые условия для развития индивидуально-трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса; относительно низкий размер оплаты труда у некоторых категорий работников; разная доля иждивенцев в семье; наличие незанятых трудоспособных лиц; низкий уровень социальных выплат и т.д. Неравенство и социально-имущественное расслоение населения – одна из серьезных проблем перехода к рыночным отношениям. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются следующие показатели:

Децильный коэффициент – выражает соотношение между средними доходами 10% (20%) наиболее высокооплачиваемых и 10% (20%) наименее обеспеченных граждан. (в 2000 г. 20% богатых граждан России имели 47,2% денежных доходов, а 20% наименее обеспеченных – 6,15. По предварительным расчетам в настоящее время первая группа имеет уже 65% денежных доходов, а остальное приходится на остальные 80% населения).

Коэффициент Джинни – это индекс концентрации доходов населения. Он используется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. В России в 2000 г. значение этого коэффициента составляло 0,394, что значительно превышало показатели большинства европейских стран и США.

Кривая Лоренца демонстрирует степень удаления фактического распределения доходов от состояния абсолютного равного распределения. За годы перехода к рыночным отношениям в России идет процесс постоянного углубления кривой фактического распределения от равного распределения доходов.

К показателям уровня жизни, имеющим прямое отношение к установленному минимальному уровню оплаты труда (в апреле 2007г. – 1100 руб.) относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзина, прожиточный минимум (Федеральный Закон «О прожиточном минимуме»).


Продовольственная корзина – набор продуктов питания одного человека в

месяц, рассчитанный на основе минимальной нормы потребления продуктов питания, которая соответствует физиологической потребности человека по

калорийности, содержанию основных питательных веществ и обеспечивает

соблюдение традиционных навыков организации питания

Для расчетов стоимости продовольственной корзины институтом питания АМН РФ разработаны минимальные нормы потребления. Они включают 11 групп продовольственных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие (соль, перец). Нормы потребления дифференцированы по 16 территориальным зонам; распределение субъектов РФ осуществляется в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Состав регионов с крайними характеристиками :

Ι зона – северная часть республики КОМИ, северная часть Архангельской области, Мурманская область, Ненецкий автономный округ;

ХYΙ зона – республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Чеченская республика.

Распределение отдельных регионов по зонам: Санкт-Петербург –Y зона; Москва – Х Ι зона; Челябинская область – ХΙY зона; Пермь, Екатеринбург – YΙ зона.

Кроме того, нормы дифференцируются по социально-демографическим группам населения.

За основу формирования минимальной продовольственной корзины для населения трудоспособного возраста принят набор продуктов питания работающего мужчины, который (набор) обеспечивает 2700 ккал /сутки (белок 88,7г, в т.ч. животный – 31,5 г.). В табл. 7.4 приведен набор продуктов питания для трудоспособного населения на уровне прожиточного минимума.


Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания

одного человека в месяц, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности

Таблица 7.4

Составпотребительской корзины для трудоспособного населения

По данным Института питания АН РФ представленный набор продуктов питания соответствует физической потребности человека по калориям и содержанию основных пищевых компонентов. Стоимость продовольственной корзины рассчитывается по каждой группе населения путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.


Прожиточный минимум – стоимостная оценка

потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов


В начале 2006 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения страны составлял – 2545 руб., в начале 2007 г. – 3764 руб.

Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетного обследования доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Например, стоимость минимальной продовольственной корзины в 2006 г. была 1807 руб.. В семьях с аналогичными средними доходами доля расходов на питание на душу населения составляла 71 % от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров 1807/ 0,71 ∙ 0, 29 = 738 руб. в месяц на человека (0,29 = 1 – 0,71). Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования. Расчет производится по трем группам товаров: 1 – предметы гардероба (одежда, верхняя одежда, обувь, головные уборы), 2 – предметы санитарии и гигиены, 3 – товары длительного пользования.

Совокупный минимальный объем потребления в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину . Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и делением на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 2000 руб., запас – 1, срок службы – 3 года. Расчет на месяц: 2000 ∙ 1 / 3 ∙ 12 = 55,6 руб. В целом стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг, соответствующих прожиточному минимуму, определяет бюджет прожиточного минимума. Структура бюджета прожиточного минимума приведена в табл. 7.5.

Таблица 7.5

Структура бюджета прожиточного минимума

Показатели прожиточного минимума и его бюджета (БПМ) используются государством в качестве инструмента социальной политики: производится оценка уровня жизни населения (потребление выше и ниже прожиточного минимума). БПМ – база для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения. БПМ пересматривается 1 раз в квартал по формуле Лайспедеса через индекс цен на товары. Индекс цен рассчитывается для оценки динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления. Кроме того, он выполняет роль общего измерителя инфляции при макроэкономических исследованиях, используется для определения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Индекс потребительских цен ежемесячно сообщается Госкомстатом РФ.

Экономисты считают, что границей социальной стабильности является ситуация, когда беднейшие 40 % населения начинают получать менее 12–13 % от совокупного дохода, а разрыв в уровнях доходов 10 % наименее и 10 % наиболее обеспеченных семей начинает превышать 10-кратную величину. В России эти показатели превышены, что свидетельствует о наличии причин дестабилизации общества.

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики государства. В числе приоритетов планов Правительства РФ восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Основными направлениями социально-экономической политики Правительств а РФ до 2010 г. предусматривается решение следующих задач:

– повышение реальной цены рабочей силы;

– активизация стимулов к труду, восстановление связи доходов с ростом производительности труда;

– недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населению;

– обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

– переход от «частичной» стабилизации уровня жизни к стабилизации «в основном».

Это потребует решения таких проблем, как: повышение уровня оплаты труда; государственное регулирование занятости; трансформация социального обеспечения; адресная социальная поддержка населения; инвестиции в человека.

Понятие и содержание индекса развития человеческого потенциала

Для международного сопоставления уровня жизни населения различных стран с 1990 г. на основе программы развития ООН (ПРООН) применяется социальный индикатор – «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), или индекс человеческого развития (ИЧР), который измеряется тремя показателями: ожидаемая продолжительность жизни населения, уровень образования населения от 25 лет и старше, реальный уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. В совокупности они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Каждый из приведенных показателей соотносится к уровням этих показателей, достигнутым как наивысшие в мире. Для каждого показателя применяется шкала от 0 до 1, где 0 – это минимум, а 1 – максимум.

Понятие ИРЧП сформулировано во ΙΙ половине 80-х годов ХХ века, оно учитывает не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека на основе обеспечения системой здравоохранения и образования. В 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро была принята концепция устойчивого развития, согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет будущих поколений.

В 90-е годы ХХ века ожидаемая продолжительность жизни: Япония – 79 лет, Швеция – 78 лет, Канада и Франция – 77 лет, США, Англия – 76 лет. При расчете принята максимальная продолжительность 85 лет, а минимальная 25 лет. Если в нашей стране в 1994г. данный показатель составлял 63,8 года, то индекс продолжительности жизни (в сравнении с наибольшей продолжительностью) – 0,646.

Уровень образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов: характеристика уровня грамотности (удельный вес показателя 2/3) и доли учащихся в возрасте до 24 лет (уд. вес 1/3). Если в нашей стране в 1994 г. уровень грамотности взрослого населения был 98.4 %, а доля учащихся в возрасте до 24 лет – 49,1 %, то индекс образования – 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьей составляющей ИРЧП – ВВП на душу населения. В 1994 диапазон ВВП на душу по странам составлял от 100$ до 40000$, в связи с чем производилась корректировка по паритету покупательной способности (ППС). В Росси в 1994 г. ВВП на душу населения составлял 1045$, а индекс 0,177 (максимальное скорректированное на ППС значение – 5448$). Высказываются предложения по улучшению методики в плане оценки среднедушевого дохода. Предполагается, что в дальнейшем этот показатель не будет учитываться как отдельный показатель качества жизни. А основное внимание будет уделяться здравоохранению, образованию, безопасности, природе.

В России 90-х годов наибольшее влияние на оценку населением качества жизни оказали проблемы преступности, экологии, медицинского обслуживания.

ИРЧП представляет собой среднеарифметическую величину из трех индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни (I п.ж. ), индекса уровня образования (I обр ), индекса скорректированного реального ВВП на душу населения (I дох ):

РЧП (ИЧР) = , (7.1)

Показатели (индексы) рассчитываются по формулам:

I i = или I i = , (7.2, 7.3)

где Д ф – фактическое значение показателя;

Д min – значение показателя, принятое как минимальное,

Д max – значение показателя, принятое как максимальное.

В соответствии с расчетами ООН по показателям ИРЧП в конце 80-х годов Россия входила в четвертую десятку мира из 174 стран, для которых рассчитывается этот показатель. В 1992 г. ИРЧП для России составлял 0,849, что соответствовало 52-му месту, в 1998 г. – 0,613 или 72 место, в 2000 г. – 0,547 или 119 место (2002 г. – 0,612 или 106 место, 2005 г. – 0,807 или 80 место –расчеты авторов). Традиционно высокие места занимают: Канада, Япония, США, Нидерланды и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие показатели характеризуют благополучие нации?

2. Дайте определение понятий: «качество жизни», «качество трудовой жизни», «уровень жизни».

3. Назовите составные компоненты качества жизни в различных концепциях.

4. Какие показатели характеризуют качество жизни в мировой практике?

5. Что такое Индекс развития трудового потенциала, что он характеризует и как определяется?

6. Какие количественные и качественные показатели учитываются при оценке уровня жизни в России?

7. Дайте определение понятий: «бюджет прожиточного минимума» (прожиточный минимум), «минимальны потребительский бюджет», «социальный минимум или рациональный потребительский бюджет», «элитарный бюджет или бюджет роскоши».

8. Какие показатели используются для количественной оценки дифференциации доходов населения?

9. Что является социальной границей стабильности общества?

10. Какие задачи требуется решить для преобразования уровня жизни населения России?

11. Какие проблемы должны быть решены для создания новой системы социальной защиты населения в перспективе?

12. На каких принципах формируется система социальных гарантий в России?

13. Каковы социальные гарантии населению на государственном уровне?

14. Каковы социальные гарантии работникам на уровне конкретного предприятия?

Понятие «уровень жизни населения»

Уровень жизни – одна из главнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления материальных благ и услуг и степень удовлетворения целесообразных жизненных потребностей. Уровень жизни населения определяется уровнем доходов в сравнении с прожиточным минимумом и с потребительским бюджетом, уровнем заработной платы, развитием социальной инфраструктуры, политикой государства по регулированию доходов, влиянием профсоюзов, уровнем НТП и другими факторами.

Стоимость жизни представляет собой денежную оценку благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение определенного промежутка времени и соответствующих установленному уровню удовлетворения потребностей. В общем значении термин «уровень жизни населения» представляет собой понятие «качество жизни». Следовательно, качество жизни включает в себя еще и удовлетворение духовных потребностей, условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, здоровье, продолжительность жизни, образование, природную среду обитания и т. д.

Выделяется четыре уровня жизни населения:

1) достаток (потребление благ, которые обеспечивают полное формирование человека);

2) нормальный уровень (целесообразное потребление по научно доказанным нормам, дающее возможность человеку восстановить его физические и интеллектуальные силы);

3) бедность (крайне недостаточное потребление благ для нормальной жизнедеятельности);

4) нищета (минимальное потребление благ, не позволяющее удовлетворить самые элементарные физиологические и социальные потребности и дающее возможность только лишь поддержать жизнеспособность человека).

Вследствие перехода к рыночной экономике произошло резкое снижение уровня жизни населения, усилилась дифференциация населения по уровню доходов. Повышение уровня жизни является первоочередным направлением общественного развития.

Благополучие народа – это главный критерий прогресса. Так как в рыночной экономике основным условием является всеобщее потребление, то потребитель – это центральная фигура, вокруг которой все вертится. Следовательно, нельзя производить то, что не будет потребляться.

Наиболее важными элементами уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Обобщенно условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают факторы производственной среды и трудового процесса (санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические), оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его благоустроенность, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, фотоателье, парикмахерских, ремонтных мастерских, предприятий ритуальных услуг, прокатных пунктов и т. д.), состояние общественного питания и торговли, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга непосредственно связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, используемая полностью по своему усмотрению, т. е. для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Вероятны три аспекта исследования уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к его социальным группам;

3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Социальные нормативы и потребности

Значительную роль в изучении уровня жизни населения выполняют социальные нормативы как научно обоснованные направления социальных процессов в обществе. Бывают социальные нормативы следующие: развитие материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, потребительского бюджета и др. Данные нормативы могут быть равными, представляющими абсолютную или относительную величину нормы. Соответственно, выражаются эти нормы в натуральных показателях или процентах (допустимые варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, который суммирует нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, разделенные по социальным и половозрастным группам населения, условиям и тяжести труда, климатическим зонам, месту проживания и т. д. Потребительский бюджет бывает минимальным и рациональным. Помимо этого, к основным социальным нормативам относятся: пособие по временной нетрудоспособности и минимальная заработная плата, пособие по безработице, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее ранимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

Совместно они создают систему минимальных социальных гарантий как долг государства обеспечить населению минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, возможность на получение пособий в рамках государственного социального страхования (в том числе по безработице, по болезни, по беременности и при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Прожиточный минимум – это центр социальной политики, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; и с ним должны увязываться все другие социальные стандарты и гарантии.

Имеющиеся нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в продукции, товарах, услугах, вещах – личных потребностях. Услуги всегда изменчивы, поэтому затрудняется их количественная оценка. Личные потребности показывают объективную необходимость в конкретном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, в которых нуждается человек, которые желает, стремится иметь и потреблять, использовать. Данные блага и услуги обеспечивают всестороннюю деятельность определенного человека. Личные потребности подразделяются на: физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические (физические) потребности являются базовыми, так как выражают потребности человека как биологического существа. В их составе естественными, первичными, выступают потребности в пище, воде, воздухе, одежде, обуви, тепле, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности, а также другие потребности организма, связанные с поддержанием жизни и продлением рода. Эти потребности составляют фундамент всей потребностной сферы человека. Удовлетворение данных потребностей необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Для удовлетворения важнейших физиологических потребностей человек должен быть обеспечен нормальными условиями труда и заработной платой, позволяющей на приемлемом уровне удовлетворять потребности в еде, одежде, в жилье (для разных людей и для разных стран или для разных регионов одной и той же страны этот уровень может существенно различаться).

Интеллектуальные (духовные) потребности затрагивают образование, повышение квалификации, творческую деятельность, порождаемую внутренним состоянием человека.

Социальные потребности соединены с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, принадлежность к группе, дружба, самовыражение, общение с людьми, любовь, привязанность, одобрение, обеспечение социальных прав и т. д.

Так как интеллектуальные и социальные надобности являются не главными нуждами и удовлетворение их происходит после того, как произойдет некоторый уровень удовлетворения основных нужд, то они имеют только косвенную оценку. Обстановка для удовлетворения данных потребностей зависит от бюджета времени населения. По значениям рабочего, нерабочего и свободного времени происходит оценка эффективности рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Потребности также разделяют на: рациональные (разумные) и иррациональные.

Рациональные потребности это потребление тех благ и услуг, которые необходимы для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Таковыми являются общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке, определяемые условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности это вредные потребности, выходящие за рамки разумных норм, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой обнаружения личных потребностей выступает спрос населения, отражающий его платежеспособные возможности.

Задачи изучения уровня жизни

Наиглавнейшая задача статистики уровня жизни – обнаружение закономерностей трансформирования благосостояния населения. Для этого осуществляются исследования, которые охватывают как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Соответственно, это даст возможность проследить отличия в уровне жизни в зависимости от экономических, природно-климатических, национальных и других особенностей, а также от доходов населения. Плоды исследований могут носить либо общий характер, либо частный, объединенный, например, с оценкой потребления населением определенных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни также относятся:

1) комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей;

2) дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение;

3) оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни .

Источниками сведений для решения поставленных задач являются: текущий учет и отчетность организаций, предприятий и учреждений, которые обслуживают население; данные статистики труда, переписей населения, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, разного рода логических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.

Особенное место в анализе уровня жизни населения занимает статистика бюджетов домашних хозяйств, которая основана на дневных записях доходов и расходов 49 тыс. домохозяйств. Для изучения органами государственной статистики обобщаются и используются оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяйств с различными доходами. В общем здесь определяется приблизительно 3 тыс. показателей, в число которых входят и характеризующие: состав домохозяйства по возрасту, полу, виду деятельности; доходы домохозяйства по источникам зачисления; затраты на некоторые виды услуг; приобретение и потребление продовольственных и непродовольственных товаров; личное подсобное хозяйство; жилищные условия и др.

Определяется информация в территориальном и федеральном разделениях: по некоторым категориям изучаемых хозяйств; по величине домохозяйства, по величине среднедушевого совокупного дохода; существованию детей и т. п. Благодаря этим данным можно определить доходы населения, состав его денежных доходов и расходов, потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, эластичность потребления, показатели дифференциации доходов и расходов и т. д.

Возникает ряд проблем, связанных с улучшением бюджетных обследований. Главным образом речь идет об улучшении выборки домохозяйств, от которой зависит представительность выборки (репрезентативность) данных, выборку необходимо представить и хозяйствами, ориентированными на предпринимательский доход, и домохозяйствами студентов, инвалидов, домашними хозяйствами с главой семьи – безработным.

Существенно то, чтобы в ней были представлены домохозяйства всех сфер деятельности, включая торговлю, науку, культуру, искусство, государственное управление всех уровней, оборону, защиту безопасности и охрану общественного порядка.

Необходима и плановая ротация (поочередная замена руководителей с целью обновления управленческого звена и создания возможностей роста для других членов) наблюдаемых домашних хозяйств, что позволяет исключить длительное пребывание в обследовании постоянного их круга и тем самым обеспечить большую адекватность социально-демографических характеристик домохозяйств аналогичным показателям по населению в целом.

Системы показателей

Комплексное изучение уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. Согласно генеральному соглашению от 29 декабря 2004 г. между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005– 2007 гг. разработана система «Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения».

В ней представлено 35 показателей:

1) валовой внутренний продукт;

2) инвестиции в основной капитал;

3) расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия;

4) численность постоянного населения;

5) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

6) общий коэффициент рождаемости;

7) общий коэффициент смертности;

8) естественный прирост (убыль) населения;

9) денежные доходы в среднем на душу населения;

10) реальные располагаемые денежные доходы;

11) начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная, в целом по экономике, по отраслям экономики, реальная);

12) просроченная задолженность по заработной плате;

13) доля оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте;

14) среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный);

15) прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети);

16) отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных месячных пенсий;

17) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

18) соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

20) доля расходов на питание в потребительских расходах домашних хозяйств;

21) численность экономически активного населения (на конец периода);

22) численность занятых в экономике;

23) распределение занятого населения по статусу, по отраслям экономики;

24) общая численность безработных;

25) численность зарегистрированных безработных;

26) число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода);

27) численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года);

29) число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда;

30) удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин;

31) производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом;

32) основные виды профессиональных заболеваний;

33) объем промышленной продукции;

34) минимальный размер оплаты труда;

35) тарифная ставка I разряда Единой тарифной сетки.

Происходит изменение системы социальных показателей вместе с преобразованием социальных отношений. Следовательно, развитие рынка жилья активизирует потребность в появлении такого показателя, как «число квартир, которые предназначены для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)»; развитие платного обучения также необходимо отражать специальным показателем «доля обучающихся за плату» и т. д.

Обобщающая оценка уровня жизни

Одну из главнейших задач социальной статистики – разработка обобщающего (интегрального) показателя жизни населения, необходимость которой не вызывает сомнений. По всем параметрам любую систему показателей обязательно необходимо завершать обобщающим показателем, который обеспечивает методологическое единство всех отдельных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

Статистика пока еще не нашла рационального способа объединения установленных показателей уровня жизни, получения однозначного всеобъемлющего показателя.

Тем не менее попытки предложить обобщающий показатель уровня жизни населения всегда были, и они постоянно продолжаются. Специалисты Программы развития ООН по социальной статистике предлагали использовать в качестве показателей долю затрат на питание в совокупных расходах домохозяйства, национальный доход на душу населения, коэффициент смертности, находимый как отношение количества смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к совокупному числу смертей, среднюю длительность жизни населения.

Использование в этих целях укрупненных (агрегированных) экономических показателей предполагает, что страны, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют более высокий уровень социального развития. Нередко в основе сравнения между странами лежит валовой внутренний продукт или национальный доход на душу населения, который выражен в валюте одной из стран, либо в долларах США, либо в паритетах покупательной способности валют.

Национальный доход в разных странах нелегко сравнивать, поскольку существуют разные принципы построения методов его исчисления и различия в структуре дохода, особенно в части распределения его на потребление и накопление. Тем более что фонд накопления не имеет прямого отношения к уровню жизни населения, да и фонд потребления содержит не очень связанные с уровнем жизни расходы на науку и управление.

Опубликованный в 2004 г. специалистами ООН индекс стран по уровню жизни населения определил Россию на 57-е место по отношению к 177 странам. Россия находится в рейтинге между Болгарией и Ливией, а первые 3 места получили Норвегия, Швеция и Австралия; США – на 8-м месте, Великобритания – на 12-м .

Следующие предлагаемые два показателя – доля расходов на питание и относительный коэффициент смертности, бесспорно, характеризуют разницу в уровнях жизни, но вряд ли они являются интегральными. Наверняка они представляют собой отдельные показатели и их место в соответствующих группах. К тому же средняя продолжительность жизни часто неоднозначно оценивает общее улучшение уровня жизни. В странах с развивающейся экономикой повышение этого показателя может быть связано с улучшением санитарных условий, употреблением современных лекарств и т. д., что может не сопровождаться улучшением питания, жилищного обслуживания и др.

Часто и в статистике нашей страны какой-нибудь из показателей выступает как обобщающая оценка уровня жизни населения, к примеру это может быть и показатель национального дохода на душу населения, но с оговоркой, что его материально-вещественный состав (соотношение фондов потребления и накопления) соответствует составу общественных нужд. Но помимо этого, может предлагаться применение показателя совокупного фонда использования населением материальных благ и услуг, к тому же и на душу населения. Данный показатель, разумеется, лучше, чем показатели национального дохода и тем более общественного продукта, но и он не показывает многих составляющих уровня жизни и прежде всего условий жизни. К тому же размерность (руб., руб./чел.) данного показателя не подходит для совокупного показателя, несмотря на то, что используемые в исчислениях цены и тарифы отвечают потребительским свойствам благ и услуг.

Аналогичного недостатка нет у показателя свободного времени, но современная статистика не обеспечивает постоянного наблюдения за этим показателем, его исследование возможно с помощью периодических, специально организованных выборочных проверок. Следовательно, показатель свободного времени не подходит при международных сравнениях уровня жизни населения.

В научной литературе приводятся разные предложения по сбору обобщающего показателя уровня жизни на основе частных показателей.

Выдвинуто было предложение о расчете совокупного показателя в разновидности средней взвешенной величины из отдельных показателей уровня жизни (групп показателей). В данном случае весами являются экспертные оценки их долевой важности (весомости), следовательно, сумма весов равна единице. К тому же немаловажно заранее привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), и данная задача выполняется с использованием относительных величин их динамики.

Примером такого показателя может быть индикатор напряженности.

Его компонентами являются:

1) степень обеспеченности потребительскими товарами;

2) уровень преступности;

3) степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем.

На основе этих данных более чем в 100 городах и во всех регионах страны был найден индекс. Величина индекса от 0 до 0,4 указывает на социальную стабильность; от 0,4 до 0,8 – на социальную напряженность; от 0,8 до 1,4 – на локальные конфликты; от 1,4 до 2,0 – на социальные взрывы в регионе; свыше 2,0 – на массовые социальные взрывы.

Так как частных показателей уровня и качества жизни много и они обладают разной размерностью, построение интегрального показателя предполагает необходимость перехода к каким-либо единым характеристикам, которыми могут быть, например, ранги стран по каждому показателю. Страны в данном случае распределяются по каждому из анализируемых показателей от 1 до и (и – число стран) для показателей-стимулянт (к примеру, средняя ожидаемая длительность жизни при рождении и т. д.); для показателей-дестимулянт система распределения обратная, следовательно, на первом месте находится та страна, для которой показатель-дестимулянта располагает наименьшим значением (например, дестимулянт – коэффициент младенческой смертности, число несчастных случаев и т. д.).

Распределив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг страны по всем показателям:


По рассматриваемым характеристикам чем меньше значение Rj , тем более развита страна (регион).

К недостаткам данного метода относятся:

1) механическое соединение исходных показателей;

2) полученные средние ранги которые не отражают фактического расстояния между объектами исследования. Поэтому лучше распределять страны по значениям главных компонент или главных факторов.

Обобщающим показателем уровня жизни также может быть и синтетический индекс, построенный на основе стандартизованных значений исходных показателей:




Но при таком подходе появляются трудности, так как значения могут быть как положительными, так и отрицательными.

В статистике качества и уровня жизни могут быть применены экспертные оценки, а также есть предложение построить обобщающий показатель уровня жизни населения, используя метод главных компонентов или его обобщение – факторный анализ. В соответствии с методом главных компонентов обобщающий показатель уровня жизни F t выступает как линейная комбинация приведенных к сопоставимому виду исходных показателей:



В основном за обобщающий показатель уровня жизни берется либо только первый фактор, либо два фактора – первый и второй, вносящие наибольший вклад в суммарную дисперсию. Насыщенная интерпретация выделенных факторов находится значениями факторных нагрузок a ij ., которые измеряют корреляцию выделенного фактора F i с исходными показателями x j .

Наибольшим предпочтением пользуется оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, соответственно, по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах.

При использовании данного подхода к общей оценке уровня жизни ликвидируются многие трудности и недостатки, которые преобладают в других оценках.



Лучше всего завершить указанное исследование графиком, на оси абсцисс которого отображается время, к тому же на оси ординат показываются величины?, закрепляющие степень приближения фактических показателей к нормативным и выравненные величины этих приближений.

При использовании данного подхода к оценке уровня жизни в задачу статистики не входит обсуждение самих норм – они берутся за рациональные, хотя они будут постоянно пересматриваться и совершенствоваться, а нормы воспринимаются не только как цель, но и как условия для всестороннего развития личности.

Обобщающие показатели развития человеческого потенциала

В качестве обобщающих характеристик продолжительное время использовались преимущественно демографические (ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, уровень младенческой смертности) и экономические (валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, индекс потребительских цен) показатели.

Тем не менее развитие мирового сообщества доказало, что экономический рост не все время сопровождается положительными социальными последствиями. Эти последствия проявляются в создании благоприятных условий для повышения уровня образования населения, развития физкультуры и спорта, доступности услуг здравоохранения, сокращения риска безработицы и т. д. Вследствие этого постепенно образовалась система показателей уровня жизни населения, которая содержит демографические и социально-экономические показатели. Эти показатели отражали разнообразные значимые стороны человеческого развития. Происходило совершенствование методики их расчета, были разработаны международные классификации.

В 1978 г. ООН была разработана Система показателей уровня жизни, которая включает 12 групп показателей. В то же время появилась необходимость в построении единого интегрального показателя уровня жизни, который объединяет различные аспекты социально-экономического развития.

Для сопоставительной оценки тенденций и возможностей человеческого развития в различных странах мира делались предложения использовать синтетические индексы «качества жизни» населения, которые включают демографические, культурные и социально-экономические компоненты. Например, американским Советом зарубежного развития был выведен индекс «физического качества жизни» (PQLI), который объединяет показатели социально-демографического развития (ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и грамотности населения). Данный показатель применялся для классификации стран по уровню развития .

Помимо этого, разрабатывались другие индикаторы развития человека. Например, в границах Программы развития ООН (UNDP) был разработан индекс «качества жизни», который объединяет социально-экономические и демографические показатели (занятость населения, уровень развития здравоохранения и образования, покупательная способность, доступ к политической жизни, ожидаемая продолжительность жизни и др.).

Основа методологии построения индексов находится в сочетании денежных показателей благосостояния и индикаторов, которые непосредственно отражают качественные характеристики и социальные условия жизни населения . В последние годы интегральным показателем, который обобщает уровень развития и используется при международных и региональных сравнениях, является наиболее известный индекс развития человеческого потенциала ИРЧП (англ. The Human Development Index – HDI). Данный индекс предложен в качестве основного показателя, на основании которого ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны.

Человеческий потенциал все более энергично начинает использоваться для формирования и реализации системы конкурентных преимуществ и извлечения существенно большего дохода благодаря использованию нестандартных подходов и решений.

Комплексная оценка человеческого потенциала требует применения наряду со стоимостными индикаторами качественных параметров, которые характеризуют условия жизни и развития человека. Шагом в этом направлении стала разработанная в 1980-е гг. экспертами Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и система индексов для сопоставительной оценки тенденций и возможностей человеческого развития в различных странах мира . Данный новый подход более персонифицирован.

Индекс развития человеческого потенциала основывается на отображении трех сторон жизнеобеспечения человека:

1) долголетия, которое рассчитывается по ожидаемой продолжительности жизни при рождении на конкретную дату;

2) образования – по доле грамотного взрослого населения, детей и подростков, обучающихся в различных учебных заведениях в соответствующей возрастной группе;

3) дохода – по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения с учетом паритета покупательной способности национальной валюты, пересчитанной в доллары США. Он применяется для осуществления сравнительного анализа социально-экономического развития стран.

В РФ индекс развития человеческого потенциала за годы реформ до настоящего времени не достиг уровня 1990 г. (0,817), а в 2005 г. его значение было равно лишь 0,766. Если с 2001 г. индекс материального благосостояния стал устойчиво расти (но малыми темпами), то индекс долголетия с 2003 г. понемногу снижается, что подтверждает низкую эффективность российских реформ в области улучшения условий и качества жизни населения .

Сосредоточение внимания на человеке в начале 1990-х гг. начало «соперничать» с направлением исследований на рост доходов. ВВП не дает оценку сторонам развития человеческого потенциала, потому что они не всегда отражены в Системе национальных счетов (СНС).

В соответствии с теорией экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс увеличения возможностей для выбора личности и достижение увеличения уровня благосостояния людей. Увеличение выбора, которым обладает население, или возможность его использования достаточно велики (практически безграничны). Благодаря этому в рамках данного подхода максимальное внимание уделяется главным возможностям, при отсутствии которых люди утрачивают многие жизненные перспективы: вести долгую и здоровую жизнь, получать знания, доступ к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни.

На четырех основных элементах создана концептуальная схема развития человеческого потенциала.

1. Продуктивность. Люди обязаны иметь возможность применения своих знаний и умений для повышения результата выполнения своих функций (деятельности), полновесно участвовать в образовании дохода и получать вознаграждение за свой труд.

Следственно, для формирования человека необходимы экономический рост и динамика занятости и дохода.

2. Равенство. В целом всем людям надлежит давать изначально одинаковые возможности.

3. Устойчивость. Вероятность самореализации необходимо обеспечивать не только сегодняшним, но и будущим поколениям. Тут предусматривается правильное распределение возможностей формирования между поколениями и внутри каждого поколения.

4. Расширение возможностей. Это обозначает увеличение ответственности людей за судьбы своей семьи, государства и народа в целом.

При отображении определенных индексов вместе с величиной фактического уровня показателей применяются установленные минимальные и максимальные величины, которые называются реперными точками.

Для каждой произвольной составляющей совокупного ИРЧП находятся определенные индексы (индекс достигнутого уровня образования, индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс ВВП на душу населения) по соответствующей формуле:



где факт, min и max – фактическое, минимальное и максимальное значения показателя.

При исчислении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве максимального значения определен возраст 85 лет, минимального – 25 лет, для индекса среднедушевого реального ВВП – 100 долларов США., по паритету покупательной способности (ППС) – 40 000 долларов США в год ППС, для индекса уровня образования населения соответственно – 0 и 100%. Показатели, которые являются компонентами ИРЧП, сближаются на базе этой формулы к относительным уровням (нормализуются перед усреднением), следствием этого является единая шкала измерений.

Следовательно, ИРЧП включает три компоненты и исчисляется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что подтверждает равенство составляющих для характеристики развития человеческого потенциала.

Величина индекса изменяется от 0 до 1, к тому же чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и меньше путь, который надо пройти данной стране к достижению социально значимых направлений. Государства с величиной ИРЧП 0,8 и больше являются группой стран с большим уровнем развития. Если значение ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, то эти страны относятся к группе со средним уровнем, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.

ПРООН стабильно улучшает методику расчета ИРЧП и разделяет по группам страны с различными уровнями развития.

Этот показатель определялся для России в целом, но в связи с разнообразием региональных различий и совершенствованием региональной статистики появилась возможность применения данной методики для нахождения интегрального показателя уровня жизни по субъектам РФ.

Слабые стороны наиболее популярного интегрального индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) обширно обсуждаются в отечественных и зарубежных работах. В основном указывают на неточность оценки степени материальных возможностей людей на базе произведенного ВВП. Рассмотренные факторы развития человеческого потенциала не открывают всю полноту, глубину и качество этого значимого показателя, но представляют собой первые попытки измерения и сравнения возможностей для реализации потенциала личности.

Наиболее важный недостаток методики расчета ИРЧП следует из его опоры на средние показатели . Дальнейшую разработку системы показателей стоит осуществлять в направлении более полного учета структурных элементов национального человеческого потенциала, характеризующих возможности реализации и развития человеческого потенциала. В их состав входит распределение потенциала образования и здоровья между всевозможными категориями населения, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, вынужденных безработных и других уязвимых категорий.

ИРЧП дает возможность ранжировать не только страны, но и регионы по уровню социально-экономического развития, оценивать его динамику, сравнивать достижения. ИРЧП может применяться для нахождения желательных масштабов финансирования программ развития человеческого потенциала на национальном и региональном уровнях.

Сопоставление отдельных составляющих, входящих в состав ИРЧП, позволяет при прочих равных условиях обнаружить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития. Динамика ИРЧП и его компонентов в целом по России представлена в таблице 3.




Данные таблицы подтверждают некоторое снижение ИРЧП за счет сокращения индекса ВВП на душу населения.

Все время улучшается способ расчета ИРЧП. Например, улучшаются формулы определения индексов по элементам, осуществляется работа по увеличению круга показателей. Существенным направлением совершенствования ИРЧП является его дезагрегирование. Начиная с 1993 г. для ряда стран определялись значения ИРЧП для различных групп населения, например с учетом тендерных различий.

Значение ИРЧП в общем по стране нивелирует различия (например, тендерные) в уровне развития для отдельных групп населения. Так как различия между полами в разных государствах по-разному отображаются на рейтинге (в государствах, где женщины располагают доходами наряду с мужчинами, показатели формирования будут выше по сравнению с государствами, где существуют различия в делении доходов между мужчинами и женщинами, и т. п.), появилась надобность в разработке особого показателя, который характеризует формирование человека в определенных странах с учетом гендерного фактора (ИРГФ). О данном показателе впервые говорилось в Докладе о развитии человека за 1995 г.

Этот индекс состоит из тех же элементов, что и ИРЧП, но с той лишь разницей, что средние показатели продолжительности жизни, полученного уровня образования и дохода каждого государства скорректированы (корректируются) в соответствии со значением разрыва среди женщин и мужчин. Таким образом, благодаря данному индексу можно установить те же перспективы, что и с помощью ИРЧП, применяя те же переменные для того, чтобы передать несоразмерности в положении среди женщин и мужчин. Чем больше степень тендерных неравенств в районе формирования человеческого потенциала в государстве, тем меньше величина индекса ИРГФ при сравнении его с ИРЧП.

Исследования, осуществленные по 163 странам, представили, что степень достижений женщин в области формирования человеческого потенциала существенно ниже должного уровня мужчин в любом государстве, и уменьшение ИРГФ в отношении ИРЧП показывает данное различие.

Показателем расширения возможностей женщин (ПРВЖ) представлен иной показатель, который определяет отсутствие одинаковых вероятностей для участия женщин в экономической и политической жизни. Данный показатель применяется для нахождения степени участия женщин в ходе принятия заключений в профессиональных экономических и политических областях. ПРВЖ состоит из трех индексов: представительность на административных и управленческих должностях, на должностях специалистов и технических сотрудников; представительность женщин в законодательных органах; доли заработанного дохода. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) представляет собой простую среднюю арифметическую из трех перечисленных индексов.

Благодаря ранговым коэффициентам корреляции Спирмена (?) видно, что даже для государств с высоким уровнем социально-экономического развития совокупные показатели человеческого потенциала не повторяют друг друга. Предельная слаженность рангов отмечается по показателям ИРГФ и ИРЧП (р = 0,6), максимальная разлаженность – по показателям ИРГФ и ПРВЖ (? = 0,26) .

Следовательно, отображение обобщающих интегральных показателей, которые воспроизводят уровень социально-экономического формирования, дает возможность осуществлять межстрановые и региональные сопоставления, давать сопоставительную оценку всевозможных перспектив социального прогресса. В то же время мало разработанными остаются вопросы отражения злободневных тенденций социального развития, определение социальной напряженности в социальной области и разработка наилучших сценариев по воплощению и дальнейшему увеличению вероятностей для совершенствования личности и исполнения ее созидательного потенциала.




Гендерный подход нужно использовать в нескольких направлениях:

1) как исследовательский в области управления персоналом для выявления основных проблем;

2) для выработки оптимальной половозрастной структуры персонала вузов, обеспечивающей максимальную эффективность процесса обучения, воспитания и приобщения молодежи к научной работе и воспроизводство высококвалифицированных научно-педагогических кадров, необходимых в современных условиях реформирования системы высшей школы;

3) в направлениях совершенствования системы мотивации, установления наиболее благоприятного климата в первичных трудовых коллективах для повышения эффективности труда.