Почему медведя называют косолапым? Почему медведь косолапый? Почему у медведя косолапые лапы

Какой характер у медведя?

Медведь очень умен: он числится в пятерке самых способных к дрессировке животных - вместе с обезьяной, слоном, собакой и дельфином. Стоит лишь взглянуть на то, что вытворяют медведи в цирке, сомнения рассеются раз и навсегда.
Однако, вопреки расхожему мнению, он совсем не дорр. Нет зверя страшнее, чем медведица, защищающая своих детей.
Увидишь в лесу одинокого медвежонка, уходи как можно тише и скорее - мать непременно поблизости.
Очень опасен и коварен раненый зверь, внезапно нападающий из укрытия. Голодных самцов по весне тоже покладистыми не назовешь. Однако в сытную пору медведь и впрямь добродушен и незлобив. При виде человека чаще ударяется в бегство, и от страха его иногда одолевает «медвежья болезнь» - самый обыкновенный понос. Считается, что без причины бурый медведь на людей не нападает… И все же раз на раз не приходится! Поведение этого умного, хитрого, изумительно ловкого зверя, обладающего тонкой нервной организацией, малопредсказуемо.


Почему медведя называют косолапым?

На его передней лапе кроме пяти пальцевых подушечек есть поперечная мозоль, которая оставляет четкий след на мягкой почве. Когда медведь идет медленно или останавливается, задние ступни отпечатываются вместе с пяткой. А если быстрым шагом или бежит, следы задних лап перекрывают следы передних и пятки не отпечатываются. При ходьбе медведь ставит ступни носками внутрь, пятками наружу - отсюда и прозвище.

Хорошо видно, что при ходьбе медведь ставит лапы носками внутрь. Этот зверь не торопился: отпечатки задних и передних лап практически не перекрываются

У медведя в народе множество прозваний: Миша, Михайло Потапыч, Топтыгин, Хозяин, Дедушка… А про медведицу говорят: Матрена Михайловна, Авдотья Топтыгина, Акулина, Марфушка… Интересно, почему?
Да потому, что наши предки очень боялись медведя. Жили они в окружении лесов, с леса и кормились: охотились, ловили рыбу, собирали ягоды и грибы, мед диких пчел.
Иными словами, в поисках пищи были конкурентами медведя. И чтобы не «накликать» могучего зверя, люди не произносили его настоящее имя вслух, рассуждая так: если назвать его не настоящим именем, а кличкой, он не догадается, о ком говорят, и не придет.
Каково же настоящее имя косолапого? Медведь - «ведмед», то есть медолюб, поедатель меда. Тоже не имя, а прозвище! А настоящее-то имя идет от древних греков - арктос (Арктика, стало быть, означает «Медвежья страна»). У славян оно звучало чуть иначе - орктос. Но произносили его редко и со временем забыли, а общепринятым стало прозвище медведь. А когда уже и это имя оказалось запретным, пришлось выдумывать новые клички и прозвища.


Чем питается медведь?

Да всем, что лес пошлет: мелкими грызунами, птичками, яйцами, падалью тоже не брезгует. Добравшись до реки или озера, будет ловить рыбу.
Но больше всего на свете он любит мед, и если отыщет дупло с дикими пчелами, его ничто не остановит.
Пчелы жалят его в нос и уши, медведь ревет от боли, но медом непременно полакомится, да еще закусит пчелами, их личинками и куколками.
Но в основном этот зверь питается растительной пищей - корнями, клубнями, корневищами, сочными зелеными частями растений. С удовольствием поедает желуди, орехи, ягоды, дикие фрукты. Встречаются, правда, от природы кровожадные самцы, они нападают на лосей, кабанов, оленей, домашний скот. Медведицы и молодняк забредают на посевы овса, кукурузы, совершают набеги на плодовые сады, пасеки - словом, наносят ущерб сельским жителям.


Каков образ жизни медведя?

Медведи держатся в одиночку, если, правда, не считать самок с медвежатами. Жизнь у медведя относительно оседлая. У него свой охотничий участок - 500–800 га леса, порой до 2000. Хозяин регулярно привычными тропами обходит свои владения и не забывает оставлять метки, когтями обдирая кору на деревьях. А то вываляется в своей моче и встанет спиной к дереву, вытянувшись во весь рост. И трется спиной, загривком, головой о кору. Это серьезное предупреждение пришлым медведям: территория занята!
После зимнего сна медведя одолевает воистину зверский аппетит, и он кормится всем, что попадется. Прошлогодние желуди собирает, разгребая листву, грабит кладовые бурундуков, может съесть и владельца припасов, и любого другого зверька.
Разоряет муравейники, поедая муравьев и их личинки. Но как только лес зазеленеет, переходит в основном на растительную пищу.
По словам писателя-натуралиста В. Сабунаева, медведь - типичный обшарщик. Он отправляется на промысел, как начнет смеркаться, и обшаривает местность в поисках добычи. В полуденные часы бродит мало, укрывается в чаще от солнечных лучей.
Он очень любознательный и большой затейник - когда сыт, здоров, играет сам с собой. Камни, к примеру, с обрыва по одному сбрасывает вниз и смотрит; что будет?.. Расщепленный пень - сущая находка для медведя, а еще больше для медведицы с детенышами: дергает за щепу и внимательно вслушивается, как та дребезжит… Музицирует!
Купаться медведь любит с плеском и шумом, колотит лапами по воде. А плавает в любом положении, даже «солдатиком», как хороший пловец.


Правда ли, что медведь неуклюж?

Если он идет не торопясь - и впрямь неповоротливый, косолапый увалень. Но… «Часто медведь при неверном выстреле, с окончанием его звука, является уже у ног изумленного охотника», - заметил еще сто лет назад натуралист, охотник и писатель А.А. Черкасов.
В движениях медведь бесшумен, легок и быстр. Умеет подкрадываться так осторожно, что его не слышат даже чуткие косули. Подползает тихо, как кошка, иногда на брюхе. Быстрота, с какой этот грузный зверь наскакивает, поразительна. Напуганный или, напротив, сильно разъяренный, он развивает скорость до 40 и даже 50 км в час, легко догоняя скачущую лошадь. В гору бежит быстрее, чем под гору, ведь задние ноги у него длиннее передних.

Прекрасно плавает, пересекая реки и морские проливы более 10 км шириной. Молодые звери хорошо лазают по деревьям, но даже отяжелев, медведь не теряет этой способности до конца жизни. Зрение у него слабое, зато слух и обоняние великолепные. Активен в любое время суток, но особенно в сумерках и ночью. Добычу преследует нечасто, потому что он хотя и хищник, но всеядный.
В лесу кроме охотников для молодых медведей опасны волки.

На его передней лапе кроме пяти пальцевых подушечек есть поперечная мозоль, которая оставляет четкий след на мягкой почве. Когда медведь идет медленно или останавливается, задние ступни отпечатываются вместе с пяткой. А если быстрым шагом или бежит, следы задних лап перекрывают следы передних и пятки не отпечатываются. При ходьбе медведь ставит ступни носками внутрь, пятками наружу - отсюда и прозвище.

Отпечатки левых и правых лап медведя.

Хорошо видно, что при ходьбе медведь ставит лапы носками внутрь. Этот зверь не торопился: отпечатки задних и передних лап практически не перекрываются

У медведя в народе множество прозваний: Миша, Михайло Потапыч, Топтыгин, Хозяин, Дедушка… А про медведицу говорят: Матрена Михайловна, Авдотья Топтыгина, Акулина, Марфушка… Интересно, почему?

Да потому, что наши предки очень боялись медведя. Жили они в окружении лесов, с леса и кормились: охотились, ловили рыбу, собирали ягоды и грибы, мед диких пчел.

Иными словами, в поисках пищи были конкурентами медведя. И чтобы не «накликать» могучего зверя, люди не произносили его настоящее имя вслух, рассуждая так: если назвать его не настоящим именем, а кличкой, он не догадается, о ком говорят, и не придет.

Каково же настоящее имя косолапого? Медведь - «ведмед», то есть медолюб, поедатель меда. Тоже не имя, а прозвище! А настоящее-то имя идет от древних греков - арктос (Арктика, стало быть, означает «Медвежья страна»). У славян оно звучало чуть иначе - орктос. Но произносили его редко и со временем забыли, а общепринятым стало прозвище медведь. А когда уже и это имя оказалось запретным, пришлось выдумывать новые клички и прозвища.

Внеурочное занятие «Я-исследователь»

Тема: Эксперимент – познание в действии.

«Почему медведя называют косолапым?

Цели:

1. Научить видеть проблему в заданном вопросе, найти ответ на поставленный вопрос.

Задачи:

Предметные:

  • Стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения
  • создать условия для формирования представлений детей об окончании как изменяемой части слова;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ход занятия :

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуйте их. (дети поворачиваются и приветствуют «кивком» головы).

Какое сейчас время года? (осень)

Назовите признаки осени.

Вы любите это время года?

Почему?

А позднюю осень кто любит?

Как вы думаете, любят ли позднюю осень животные? (Да, нет)

Почему?

Смотрите у нас разногласие. Есть ответы «Да», а есть ответы «Нет». Предлагаю заочно посетить лес.

Итак, мы попали в лес.

В лесу нам встретился зверь. А какой мы узнаем отгадав загадку. (загадку загадывает ученик)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (медведь).

Звучит мелодия «рёв медведя».

Мы встретились с медведем, опишите его. (работа с картиной). (Самый крупный хищник, у него мощное тело, удлинённая голова, сильные лапы с большими когтями, короткий хвост. Обитает медведь в лесах. Высота медведя достигает до 3 м.)

Как называют медведя в сказках? (Миша, Михайло Потапыч, Топтыгин, Косолапый)

Что делает медведь осенью? (готовится к спячке )

Как он готовится? (нагуливает жирок, ищет берлогу )

А, что ещё мы можем узнать про медведя интересного? (предложения детей)

Сегодня мы ответим только на один из вопросов, а какой вы узнаете, собрав слово.

1команда: П О Ч Е М У

2 команда: М Е Д В Е Д Ь

3 команда: К О С О Л А П Ы Й

Свои слова крепят на доску, получается вопрос.

Выскажите своё предположение.

ФИЗМИНУТКА
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку )

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову )

На его передней лапе кроме пяти пальцевых подушечек есть поперечная мозоль, которая оставляет четкий след на мягкой почве. Когда медведь идет медленно или останавливается, задние ступни отпечатываются вместе с пяткой. А если быстрым шагом или бежит, следы задних лап перекрывают следы передних и пятки не отпечатываются. При ходьбе медведь ставит ступни носками внутрь, пятками наружу (работа по картинкам).

Опыт:

Попробуйте пройти по медвежьи. Ступни носками внутрь, пятками наружу

(ходьба происходит по массажным коврикам).

Вывод:

Прозвище у медведя от того, что при ходьбе медведь ставит ступни носками внутрь, а пятками наружу.

Согласно легенде встреча с медведем по пути в Ростов так благотворно повлияла на великого князя Ярослава, что впоследствие на герб Ярославля этот зверь был помещен вместе с золотой секирой.

В золотом поле - черный восстающий медведь, держащий левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым древком. Щит венчает ярославская княжеская шапка, соответствующая узаконению 1730 года».

- Чтоб не было ему скучно давайте сделаем ему друзей.

Работы крепятся на доску.

Какие разновидности медведей вы знаете? (Бурый, белый, панда..)

Давайте посмотрим видео о белом медведе.

ПРОСМОТР ВИДЕО.

На этом наше занятие заканчивается, подойдите к доске отметьте каждый своё настроение. (Смайлики без улыбки, улыбку дорисовывает ученик)

Спасибо за внимание.


Почему медведь косолапый? Сказка от славного Человека! Давным – давно, не знали люди железа, пахали каменными плугами, воевали каменными топорами. Тяжело жили люди, мало их было поэтому. А звери тогда жили хорошо. Был у них медведь –кузнец, он им оружие ковал, зверье с эти оружием к людям приходило и отбирало, все что у тех было. Однажды не вытерпели люди, собрались все на собрание – вече, и договорились послать ученика к медведю- кузнецу. Чтобы научился он кузнечному ремеслу, начал бы делать полезные вещи, чтобы людям полегче жить стало. Выбрали самого крепкого и плечистого малого. Не хотелось парню покидать родную деревню, Маму, отца и братьев. Но вече постановило! А поперек решения вече не становись. Так уж повелось. Надел он чистую рубаху, да и пошел в лес. Шел, а в мыслях было, что на смерть идет. Зашел в лес, в самую чащу. Слышит звон стоит. Пошел на этот звон. Немного погодя, увидел кузню, и самого медведя за работой. Поклонился, попросился в ученики. Засмеялся медведь: « В ученики- то я тебя возьму, вот только заплатишь за ученичество тем, что навек у меня останешься, будешь мне помогать. А когда выучишься всему, женишься на дочке моей. Будешь зверью оружие ковать, меня со временем заменишь». Что делать парню? Назад в деревню дороги нет, согласиться с медведем - против совести своей пойти. Решил остаться, осмотреться, а потом по сердцу решить. Вот год проходит, другой, третий. Сколько прошло, точно не скажу. Только выучился парень всему, что медведь-кузнец знал. Вот и пришло время за свои знания расплачиваться, жениться на медвежьей дочке. Попросил он медведя: «дай подарок невесте сковать свадебный». Согласился медведь. Дал подмастерью все, что надобно для работы. Выковал парень меч, да такой, что во всем белом свете лучше работы не сыщешь. Закончилась работа, понес подмастерье невесте подарок. Стоит в горнице медведь –кузнец, и медвежья дочка. Взглянул на невесту парень, чувствует- ну никак он не может жениться на ней, уж больно она большая, лохматая и страшная. Взмолился он медведю: «Отпусти, сделай милость, не могу я на дочке твоей жениться». Рассердился медведь, поднял огромные лапы с когтями- хотел парня заломать. Выхватил подмастерье свой меч, и отрубил медведю все лапы одним ударом. А медвежья дочка ведуньей была. Стала она творить заклинанья, лапы отцу отращивать. Начал с ней подмастерье биться. Тяжело оказалось с колдуньей справиться. Только замахнется на нее мечом парень - глядь, а медведица в другом углу избы. Не успеет обернуться – получает удар когтями по спине. Но и медведице тяжело было с юным кузнецом справиться. Парень- то ловкий, и так- то слабым не был, а за кузнечными мехами силу обрел медвежью. А ведь еще медведице волшебство надо было сотворить- отцу помочь. Вот и не уследила она за самым главным ударом. Размахнулся мечом наш молодец и отсек медвежьей дочке- колдунье голову. И, вот не знаю, может, перепутала слова какие волшебные медвежья дочка, а может, не успела договорить свои заклинания, но новые лапы, что отрастали у медведя- кузнеца выросли криво. Вот так стал медведь косолапым. Хотел медведь –отец парня погубить, да сил не стало от горя, пал он рядом с дочкой и заплакал горькими слезами. Пожалел подмастерье своего учителя и ушел с миром, не стал новую кровь на душу брать. С тех пор медведь перестал заниматься кузнечным делом, новые лапы не слушались его, забыли мастерство. Перестали звери нападать на людей. Людям с тех пор легче стало житься. Расселились они по всему свету. Только наш парень- кузнец вскоре начал замечать, что люди по стопам зверей пошли. Все чаще и чаще вместо мирных вещей стали заказывать они оружие, и использовать его не для защиты, а для нападения на беззащитных. Плюнул кузнец в сердцах, ушел из деревни, поставил свою избушку на отшибе. Женился, детей наплодил, обучил тех, кто поспособней, кузнечному делу, да наказывал внимательно смотреть – у кого брать работу, а кому и отказывать, чтобы зла на земле больше не становилось.