Непосредственно образовательная деятельность в средней группе на тему "Лес. Деревья и кустарники"

Ирина Нурмагомедова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Что такое лес?»

Программное содержание :

1. Уточнять и закреплять представления детей о лесе , как сообществе растений и животных.

2. Развивать эмоционально-нравсвенную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).

3. Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.

Материалы и оборудование : альбом с изображениями диких животных,

магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись " Голоса птиц,животных,шум ветра".

Ход занятия:

I. Психогимнастика «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые :

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?. (животные) .

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.

Он в лесу без сумки ходит

Яблоки, грибы находит

На спине иголки.

Кто это у елки?

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой ?

(Заяц) .

Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса) .

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк) .

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка) .

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова) .

Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг : «Ку-ку!» (Кукушка) .

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу) . Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие) . Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес ? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.

Ой, а это что такое ? (из книги выскальзывает письмо) . Письмо от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут :

«Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом) .

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова : «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся) . Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

Психогимнастика «Прогулка в лес» .

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа : деревья, кустарники, травы.

Практическая работа.

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф) . Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка) . Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы) .

На каком дереве растут жёлуди? (На дубе) .

А орехи на чём растут? (На орешнике) .

Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник) . Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник) .

Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа) . Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев) . Ну, конечно, в лесу трава растёт.

Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем) . Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

А кто в траве такой маленький ?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем) .

От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

А от кого ещё прячется заяц? (От волка) . Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц) .

Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу) . Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова) .

V. Итог занятия .

Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями .)

(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).

Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях : на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем.

Публикации по теме:

Дети входят в зал в сопровождении красивой музыки (Энио Мариконе, «Одинокий пастух») Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют.

Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.

Конспект НОД для детского сада. Средняя группа

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД в средней группе на тему: «Деревья». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы.
Цель:
- воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать, уточнять представление детей о деревьях;
- Учить образовывать прилагательные от существительных;
- Учить анализировать объекты природы (деревья), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья);
Развивающие:
-Развивать связную речь детей;
-Развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе;
Материал: игрушечная белка, плакат с нарисованным деревом, клей, вырезанные ладошки детей, картинки, презентация.
Приемы:
-Введение в игровую ситуацию
-Загадывание загадок
-Беседа с детьми
Ход НОД:
Воспитатель:
Дети посмотрите, белка принесла мне вот такой плакат. В лесу случилась беда. Кругом весна все зеленеет, распускаются листочки. А деревья в лесу стоят как зимой, они обиделись на всех. Ни кто их не жалеет, не помогает им. Белка просит у нас помощи. Поможем?
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)
Воспитатель: Правильно, это дерево (показывает плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.) А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Воспитатель: Посмотрите на листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?
Дети: С березы.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Березовый. Повторы детей.
Воспитатель: Верно. Это березовый лист. А по каким признакам можно узнать березу?
Дети: Белая кора.
Воспитатель: Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее еще говорят: белоствольная. Она стройная и у нее длинные тонкие ветки.
Подходят к следующему листочку.
Воспитатель: Улетели с ветки, желтые монетки. С какого дерева они улетели?
Дети: С осины.
Воспитатель: Какие это листочки?
Дети: Осиновые. Похожие на монетки.
Воспитатель: А какое дерево потеряло этот лист? (показывает кленовый лист)
Дети: Клен.
Воспитатель: Если это лист от клена, значит он какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: А на что похож лист клена?
Дети: Высказывания.
Воспитатель: Он похож на звездочку или на ладошку, посмотрите.
А чтобы угадать с какого дерева упал следующий листик, вам нужно отгадать загадку.
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красные ягодки клюют.
Дети: Рябина.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вот этот лист от какого дерева?
Дети: от дуба.
Воспитатель: правильно от дуба, значит он какой? – дубовый. Ребята, а посмотрите, как растет дубок. (На доске показаны картинки, как из жёлудя появляется отросточек маленького дуба или показывается презентация).
Физкультминутка: «Сидит белка на тележке»
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили про деревья у которых есть листочки, как они называются? – лиственные.
А какие ещё есть деревья? У которых вместо листьев, иголки.
Дети: Хвойные.
Воспитатель: А какие хвойные деревья вы знаете? Ответы детей(ёлка, сосна, ель, лиственница, кедр)
Воспитатель: А чем отличается сосна от елки? Ответы детей. Молодцы.
Ребята скажите, а без чего дерево не может жить?
Дети: Без корня.
Воспитатель: Правильно, а зачем дереву корень? Ответы детей (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться).А что еще есть у дерева? Ответы детей (ствол, ветки, листья).
А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать?–(крона). Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поиграем, в игру «Это я, это я, это все мои друзья!», вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать словами(Это я! или Это не я!). Понятно всем? Начинаем:
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? (Это не я!).
- Кто желает помогать, деревца весной сажать? (Это я!).
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? (Это не я!).
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? (Это я!).
- Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? (Это не я!)
Ну, вот мы и поиграли, но мы с вами забыли про белочку, а мы обещали ей помочь. Давайте садитесь на свои места, мы украсим дерево белочки листочками. (у детей на столах лежат за ранее вырезанные листья (обведенные ладошки детей, клей, кисточки, салфетки, клеёночки).Для этого вы намазываете клеем свои листочки и приклеиваете к нашему дереву.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие вы молодцы. Белочка говорит вам большое спасибо, вы помогли спасти деревья.
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите все ко мне, вставайте в круг, мы поиграем в игру «Приятные слова».
А теперь мы улыбнёмся
Крепко за руки возьмёмся
И друг, другу на прощанье
мы подарим обещанье:
Будем мы с деревьями дружить
охранять их и любить!

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад села Шунга
Месторасположение: село Шунга, Костромской район, Костромская область

Экологическая викторина (Экология ДОУ)
«Лес – многоэтажный дом, жильцов чудесных много в нем»
для детей 5-6 лет.
Может использоваться как форма диагностики по экологическому воспитанию.

Цель: расширять и уточнять представление детей о природе.

Задачи: выявить знания детей о лесе, значении солнца, воздуха, воды в жизни человека, животных, растений. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное.

Дети входят в зал, садятся на стулья.

Ведущий:

Кто из вас, ребята, бывал в лесу?

Что такое лес?

Ответы детей.

Ведущий:

— Лес – многоэтажный дом,

Жильцов чудесных много в нем!

На экране изображение леса.

Педагог показывает «первый этаж»

— Вот «первый этаж»,

Здесь ландыш душистый

И мох серебристый,

Семейка грибов стоит сиротливо.

Тут чудо-природа, здесь очень красиво.

Место такое подстилкой зовется

Вряд ли удобнее где-то найдется!

Дети рассматривают, рассуждают

На экране срез почвы

Ведущий:

В этом доме есть подвал

В нем корней большой завал.

Дружно вглубь они уходят

Хозяевам еду находят!

Дети рассказывают о питании растений, деревьев.

Ведущий:

— Меж корней подземный ход,

Прорыл его барсук и крот.

Дети рассказывают об этих животных.

Ведущий:

— Есть там отходы-растения,

Черви находят им применение.

Почва станет плодородной,

Для любого всхода годной.

Дети говорят о пользе дождевых червей.

На экране изображения растения.

Ведущий:

— На втором этаже удобно живут папоротник, травы, цветочки цветут на поверхности земли – насекомые, улитки, черви, пауки.

Вам они знакомы?

Дети рассказывают о насекомых.

Ведущий:

— Вот «третий этаж»

Здесь среди трав множество головок

гусениц, улиток, ос, божьих коровок.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем в веселых пчелок.

— Дружно вылетели пчелки

Собирать с цветов нектар,

Чтоб потом он превратился

Для людей в полезный дар.

Что это за дар?

Ответы детей.

Дети бегают по залу, приседая около цветных кругов, дотрагиваясь до них руками.

«Третий этаж» — кустарник малина, кустарник – орешник, кустарник – крушина.

Ведущий:

— На «третий этаж» заходит косуля,

Хищник — лиса и сильный кабан.

Так задумала природа

Дом уютный всем им дам!

Дети говорят об обитателях леса.

На экране изображения деревьев.

Ведущий:

— Деревья большие, все это знают.

Последний этаж они занимают

Под чердаком и крышей

Птичьи песни слыша.

Какие деревья растут в лесу?

Ответы детей.

— Верхний этаж деревья занимают

Своей большою кроной

Крышу покрывают

Ведущий:

Почему в лесу всегда прохладно?

Легко солнечным лучам проникать вглубь леса?

Ответы детей.

На экране изображение лесника – егеря.

Ведущий:

— В лесу есть хозяин – это лесник.

Следить за порядком давно он привык

Какую работу выполняет лесник?

Ответы детей.

Ведущий:

Зачем лесник закрывает сеткой молодые деревья?

Ответы детей.

Ведущий:

— А теперь, ребятки,

Отгадаем мы загадки!

Ведущий:

— Мы его не видим

Мы его не слышим.

Всем он очень нужен

Без него не дышим!

В речке, луже и пруду

Я ее всегда найду.

Капает, течет, струится

Всему живому пригодится!

— Любят солнце все на свете

Любят взрослые и дети

Солнце ждут и тут и там.

Растения без него цветут?

Ответы детей.

Ведущий:

— В лес заходим осторожно,

Как вести себя там можно?

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.

Ведущий:

— Лес гостей готов принять,

Только надо всем понять.

Правила особые придется выполнять.

Педагог проводит итог мероприятия

Хороводная игра «Березки»

(на мотив «По малинку в сад пойдем»)

Дети идут по кругу, взявшись за руки, выполняют движения в соответствии с текстом.

— Березки встали в хоровод, в хоровод, в хоровод

Ножку выставив вперед, да вперед, да вперед!

Кружатся на ветру,

Веточками машут.

Топ-топ каблучки

Березки наши пляшут!

Заплели кудрявы косы,

Пусть умоют листья росы.

Солнышко улыбнись

Березкам низко поклонись!

Название:
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, экология ДОУ, Средняя группа

Эльмира Демирова
Конспект НОД в средней группе «Что мы знаем о лесе».

Непосредственно -образовательная деятельность

Тема : «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛЕСЕ »

Средний возраст 4-5лет

ОО «Познание»

Интеграция с образовательными областями

«Коммуникация»

«Безопасность»

«Труд»

ОО «Познание» ОО «Коммуникация» ОО «Безопасность» ОО «Труд»

Цели : создание условий для активной познавательной деятельности детей, совершенствование экологических знаний через повторение правил поведения в природе.

Задачи :

расширить и углубить знания детей лесе , о его обитателях;

познакомить детей с экологической цепочкой;

умение видеть изменения и устанавливать взаимосвязь между изменениями в природе в д. и «Что будет если?» ;

развивать любознательность, культуру поведения в природе через рисунки родителей и детей;

развивать речь детей, слуховое, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, цвет, вкус через д. и «Кто чем питается?»

активизировать словарь качественных прилагательных и глаголов : шершавый, колючий, долбит

Материал :

макет лесной поляны

совместные работы родителей и детей : рисунки по правилам поведения в лесу, поделки из природного материала

наборы домашних и диких животных

корм для животных : шишки, кедровые орешки, веточки деревьев,насекомые, ягоды рябины, клюквы, пшено, семечки

карточки с изображением зверей и птиц для д. и. «Кто чем питается»

Фонограмма «Шум леса»

Картина весеннего леса на листе ватмана

Предварительная работа с детьми

лепка туловища ежа из пластилина,

рассматривание иллюстраций и картин леса

чтение стихов, рассказов о природе

разгадывание загадок о насекомых, о деревьях, грибах, ягодах

чтение стихотворения «Защитники природы»

беседа «Животные наших лесов»

повторение правил поведения в лесу

Ход НОД: Воспитатель и дети в приёмной.

В : Ребята, встаньте в круг, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло) .

Давайте все возьмёмся за руки и скажем друг другу громко, весело : «Доброе утро, а теперь шёпотом «Доброе утро!» .

Мы передаём своё тепло друзьям и говорим друг другу тёплые слова (ты самый….)

Физпауза

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Я вас всех приветствую.

В : День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас

В : Вот послушайте загадку и отгадайте, к кому в гости отправимся :

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

В нем растёт деревьев много,

Звери бродят по дорогам (лес)

В : Правильно,мы с вами отправимся в лес.

Физминутка

Ребята весело шагают

И ноги выше поднимают

Поставят руки на бочок

И по тропинке скок-поскок.

Смотри болото впереди!

По кочкам надо нам пройти

Бежит тропинка через лес

И вьётся словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумейка.

В группе звучит музыка «Звуки леса»

Воспитатель и дети шагают в группу , а впереди них лесная поляна, вокруг неё домашние и дикие животные, сарай для домашних животных, картина с изображением леса. В : Ребята, давайте заглянем с вами в лес.

Лес – это огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, рычат. Но наш лес пустой. И нам нужно собрать жителей леса в свой дом.

Д. и «Кто живет в лесу?»

Воспитатель и дети садятся вокруг леса, лесных жителей заселяют в лес, а домашних животных в сарай.

В : Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные жители связаны друг с другом. Они друг без друга не могут обходиться.

Д. и. «Что будет, если?»

Воспитатель убирает одну из картинок с лесной поляны, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если не будет спрятанного объекта.

Например :

А если бы не было воды? (убирает картину озера)

Кому нужна вода? Кому нужно солнце? (убирает картину с солнцем) А комары зачем в лесу? (берёт картину с комаром) Кому нибудь нужны комары? Кому нибудь нужен воздух? В : Всем нужен воздух, всем нужна вода. Оказывается и комары нужны в лесу.

В : Ребята, какое сейчас время года? Какие животные просыпаются весной?

Физпауза

Медведь весной проснулся

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался,причесался,

Наклонился,

Водой из ручья умылся,

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идёт!

Д. и «Чудесное угощение» Воспитататель с детьми стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением лося, оленя,белки, ежа, медведя, воробья, синички, снегиря, посреди стола тарелочки с едой (орехи, пшено,насекомые, шишки, веточки деревьев, кедровые орешки, шишки, семечки, шиповник, ягоды рябины, клюквы)

В : Ребята, наши лесные жители за зиму отощали.

Давайте накормим их!

Дети берут в руки каждое угощение щупают, нюхают, определяют вкус, запах, объясняют, кто чем питается. Физ пауза «Кто как двигается?» В : Покажите, как двигается медведь, волк, заяц, лиса, ёж

В : А сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте :

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери (ёж)

В : Правильно

На столах разложены тарелочки с семенами подсолнуха и туловищем ежа из пласстилина

В : На прошлом занятии мы свами лепили туловище ежа.

Как вы думаете,чего не хватает?

(иголок)

В : Правильно, чтобы их защитить от врагов, нам нужно сделать иголки. А иголки мы сделаем из семячек (воспитатель показывает,как втыкать семечки,а дети повторяют. По окончании работы заселяют их на лесную поляну)

Итог занятия :

1. Составление пирамиды жизни

(Воспитатель показывает засохсушую веточку дерева)

В : Ребята, как вы думаете, почему веточка засохла?

В : Ребята, без чего не может существовать всё живое?

Д : (Свет, тепло)

В : А что нам даёт тепло, свет?

(Солнце)

В : А что необходимо для роста растений, животных?

(Вода)

В : Растениям невесело в лесу без кого?

(Насекомых и птиц)

2. Рассказы детей по правилам поведения в лесу

На доске развешаны совместные рисунки детей и родителей по правилам поведения в лесу

Дети подходят к доске, каждый берёт свой рисунок и рассказывает по рисунку

3. Сюрпризный момент чаепитие (угощенья леса)

Конспект интегрированного занятия

(развитие речи и ознакомление с окружающим миром) на тему: «Лес»

в первой средней группе

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 000»

Администрации Волжского района

Муниципального образования

«Город Саратов»

Воспитатель:

Программное содержание:

1. Систематизировать представления детей о лесе: что растёт, кто живёт в лесу; умение классифицировать и обобщать; закрепить умение составлять предложения с предлогом; умение подбирать прилагательные-антонимы в заданной форме; закрепить правила поведения в лесу;

2. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, умение ориентироваться на листе бумаги;

3. Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность.

Тип занятия: интегрированное

Оборудование: игрушка Старичок - Лесовичок, магнитная доска, изображения лесных растений и лесных обитателей, вырезанные из зелёного картона клиновые листья, мяч, карточки с заданием на листах бумаги А4, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Беседа о лесе.

Дети играют на ковре. Воспитатель обращает их внимание на стук в дверь.

Ребята, кто-то к нам стучится. Подойдите ко мне, давайте посмотрим кто пришел. Педагог вносит игрушку Старичка – Лесовичка и говорит:

У нас гость, ребята. Вы узнали, кто это?

Дети: Старичок - Лесовичок.

Воспитатель: Старичок - Лесовичок, а почему ты такой грустный? Скажи мне на ушко? (привлекает внимание детей) Ребята, Старичок - Лесовичок расстроен, потому что не может изобразить лес, в котором живёт. Он пришел к нам за помощью. Поможем ему ребята?

Воспитатель: Скажите, что растёт в лесу? А еще? и т. д.

Дети: В лесу растёт трава, грибы, цветы, ягоды, кустарники, деревья.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску растения, которые называют дети.

Затем воспитатель обращает внимание на деревья:

Ребята, посмотрите, какие деревья растут в нашем лесу?

Дети: В нашем лесу растут берёза, дуб, ель.

Воспитатель: А берёза и дуб-это какие деревья?

Дети: Берёза и дуб-это лиственные деревья.

Воспитатель: Какие ещё лиственные деревья вы знаете?

Дети: Клён, тополь, липа, вяз, ива.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья?

Дети: Лес, в котором растут только лиственные деревья, называется лиственным.

Воспитатель: посмотрите внимательно на нашу картину. Какое дерево мы не назвали?

Дети: Ель.

Воспитатель: Ель - это какое дерево?

Дети: Ель - хвойное дерево.

Воспитатель: Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Дети: Сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? Дети: Лес, в котором растут только хвойные деревья, называется хвойным.

Воспитатель: А какой лес получился у нас на картине?

Дети: У нас получился смешанный лес. В нём растут и лиственные, и хвойные деревья.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только дубы?

Дети: Лес, в котором растут только дубы, называется дубрава.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут одни берёзы?

Дети: Такой лес называется березняк.

Воспитатель: Чудесный у нас получился лес! И трава, и кустарники, и ягоды, и цветы, и грибы, и деревья в нём растут. Но Старичок - Лесовичок говорит, что это ещё не лес. Как вы думаете, чего не достает?

Дети: Нет зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель: Правильно. Ведь лес – это большой дом, в котором обязательно кто – то должен жить. Так давайте же поселим их. Каких лесных зверей вы знаете? (Воспитатель прикрепляет на магнитную доску зверей, птиц, насекомых, которых называют дети).

Дети: Медведь, лиса, ёж, волк, заяц, белка.

Воспитатель: А какие птицы живут в лесу?

Дети: Сова, филин, кукушка, дятел, ворона, сорока.

Воспитатель: Назовите насекомых, обитающих в лесу?

Дети: Пчёлы, кузнечик, божья-коровка, муравей, жук.

Воспитатель: Вот теперь это лес и наш Старичок - Лесовичок доволен и благодарит вас за помощь.

2.Физминутка «Листочки».

Воспитатель: Ребята, Старичок - Лесовичок приглашает нас в лес. А чтобы не мешать жителям леса и не тревожить их покой я предлагаю превратиться в листочки. Нас тогда никто не заметит, и мы тихонько пролетим над лесом и всё увидим. «Раз, два, три покружись и в листочек превратись.»

Воспитатель раздает детям листочки. Звучит запись «Звуки леса». Дети выполняют движения.

Мы листочки, а теперь давайте соберёмся в букет. Встаньте в круг и вытяните руку вперед. Вот какой красивый и большой букет у нас получился. Но что такое? Подул ветер и наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Шалун – ветер собрал все листочки в большую кучу. В лесу мы увидели высокие деревья. Покажите, какие они? А под ними растут кустарники. Они не такие высокие. Покажите какие. А под кустарниками растёт трава. Покажите, какая низкая трава. И, конечно же, какой лес без защитника, без нашего Старичка - Лесовичка. «Раз, два, три покружись и в детей мы превратись.»

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас Старичок-Лесовичок приглашает нас поиграть в мяч. В лесу растёт множество растений, живут разные животные. В лесу есть тропинки протоптанные животными и людьми. А какие они сейчас мы узнаем с помощью игры. Давайте встанем в круг. Я называю сочетание слов, бросаю мяч, а вы должны назвать сочетание слов с противоположным признаком.

1. Молодой дуб - старый дуб

2. Высокая трава – низкая трава

3. Добрый зверь – злой зверь

4. Сладкая ягода – кислая ягода

5. Толстый ствол – тонкий ствол

6. Узкий лист – широкий лист

8. Большая птица – маленькая птица

3.Составление предложений по картинкам.

Воспитатель: Ребята, наш Старичок - Лесовичок в свободное время любит фотографировать обитателей леса. Некоторые фотографии он принёс нам. Дети собираются вокруг стола.

Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением лесных обитателей и предлагает рассказать, что изображено на картинке. Дети составляют по предложения:

1.Заяц сидит за пеньком.

2. Сокол летит над деревом.

3. Дятел сидит на ветке.

4. Гриб растёт под берёзой.

5. Божья коровка сидит на листочке.

6. Лиса выглядывает из норы.

7. Белка сидит около кустика.

8. Ёжик несёт на спине яблоко.

Работа с карточками.

Воспитатель: Ребята, Старичок –Лесовичок принес еще и другие фотографии. Они на столах. Садитесь на свои места.

На столах лежат карточки с изображение правил поведения в лесу, стоят стаканчики с карандашами.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинки на «Фотографиях». Кто изображен на них?

Дети: Дети.

Воспитатель: Зачеркните одной чертой те картинки, на которых дети неправильно поступают и огорчили Старичка - Лесовичка.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь, проводит индивидуальную работу.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, какую картинку мы помогли Старичку-Лесовичку нарисовать? Дети: Мы помогли нарисовать лес.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Наш Старичок - Лесовичок очень рад, что побывал у нас в гостях. Вы его порадовали. Вы знаете, что растёт в лесу, кто в нём живёт, знаете как надо себя вести в лесу. Он на прощание дарит вам корзинку полную шишек, чтобы вы в свободное время смастерили лесных жителей. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и скажем ему спасибо!