Кто такие иезуиты кратко. Иезуиты в россии

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu ) - религиозного ордена Римско-католической церкви , члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому . Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007
Орден иезуитов был основан в 1534 Игнацием Лойолой. На сегодняшний день в его составе находятся 17676 человек. Девиз ордена - «К вящей славе Божией». Глава ордена – Адольфо Николас.

Особенности движения

Построение ордена включает в себя определенные принципы, главными из которых являются: жесткая дисциплина и полное повиновение младших старшим, строгая централизация, а также беспрекословный и абсолютный авторитет главы ордена. Последний избирается на пожизненный срок и носит имя генерала («черного папы»). Единственный, «черный папа» - это папа римский.

Иезуитская мораль приспособленческая, в случае необходимости закон Божий трактуется, основываясь на обстоятельства.

Для достижения наибольшего успеха своей деятельности орден позволил многим иезуитам сохранять свою принадлежность к ордену в тайне и вести обычный светский образ жизни. Такие иезуиты получили от папства множество привилегий (освобождение от некотрых религиозных обрядов и предписаний и т.д.). Благодаря этому данная организация в короткие сроки стала гибкой и прочной и распространила свою деятельность на многочисленные страны. Также подобное положение дел привило слову «иезуит» переносное значение. Так, иезуитом называют человека, ничем не выдающего свои истинные намерения и планы, действующего незаметно и тонко, проникающего в душу человека.

Взлет и крах

Орден иезуитов достиг вершин могущества в конце XVI века, когда число последователей выросло до более чем 10000 человек, что для того времени цифра огромная – примерное население очень большого города. Иезуиты проникали в самые отдаленные части света, неся свое учение. К примеру, иезуит Маттео Риччи получил право проповедовать в Китае от самого императора. Южная Америка и Африка видели солдат «Иисуса Сладчайшего» на своей территории.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того как христианство в этой стране подверглось преследованиям). Но в 1773 году наступил крах, причиной которого стала природа движения иезуитов. Церковные дела интересовали их ровно настолько, насколько они помогали в завоевании политического и финансового влияния. Существует мнение о том, что орден проповедовал нестяжательство, однако это не так.

На 1750 год в нем состояло 22787 членов, орден имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 176 семинарий и 223 миссии. Руководители ордена вступали в открытые прения с монархами, насаждали свое видение власти. Результат был ужасен – он был распущен, лидер Лоренцо Риччи был заточен в тюрьму, а все имущество секуляризовано в пользу государств, на которых располагались отделения ордена. В 1814 году орден вновь был восстановлен, но прежнего влияния не получил. Его члены занимались больше наукой и исследованиями истории. Сегодня орден переживает не лучшие времена, а о былом влиянии речь даже не идет.

В первой половине XVI века католицизм во многих западноевропейских странах существенно ослаб. Централизованная и подчиненная Римскому Папе католическая церковь, которая претендовала на власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами реформации, в результате которой из традиционной церкви почти одновременно вышли несколько миллионов людей. Позиции католической церкви были подорваны, а то и вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Но церковный мир сохранял еще достаточно сил, чтобы перейти в контрнаступление. Этот период в истории был назван контрреформацией. Были усилены преследования еретиков и инакомыслящих, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг, мирянам запрещалось читать и обсуждать Священное Писание. Но главным орудием католической реакции в этот период стало “Общество Иисуса” – боевой отряд воинствующей церкви. Нам это общество более знакомо как орден Иезуитов.

Орден иезуитов был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 году. Членов ордена, начиная со времен протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» частично потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола до того, как стать монахом, был солдатом. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «Для большей славы Господа».

Как пишет Wikipedia, Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в стране Басков в Испании. Будучи на службе у вице-короля Наварры, во время осады Памплоны в 1521 году, он был ранен и перевезен в замок Лойола, где и обратился, читая книгу «Жизнь Христа». Вылечившись, он покинул замок, решив отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником, но по пути остановился в городе Манреза, в котором по свидетельству историков с ним произошло некое духовное переживание, легшее в основу текста “Духовных упражнений” (книга, по которой до сих пор обучаются будущие иезуиты).

Герб ордена

1523 год Игнатий проводит в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении Игнатий учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Из-за сложных отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) Игнатий Лойола покинул Алькалу и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Со временем вокруг будущего «генерала» собралась небольшая группа студентов: Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. На частых встречах, будучи озабоченными состоянием Церкви, идейными движениями, которые были распространены среди парижских студентов, члены образовавшейся группы беседовали о духовном и часто молились вместе.

Две вещи на их взгляд необходимы и неотложны были на тот момент: “знать Иисуса Христа, подражать Ему и следовать за Ним” и “вернуться к подлинной евангельской бедности”. Товарищи составили план, который хотели реализовать сразу же по окончании своей учебы - вместе отправиться в Иерусалим. И решили, что если они не смогут этого сделать, то они пойдут в Рим и предоставят себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1524 года в часовне Мучеников на Монмартре семеро товарищей запечатлевают свой план личными обетами во время мессы. После этого прошло чуть более десяти лет. В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию, для того чтобы отплыть в святую землю. Но из-за войны с турками корабли туда не ходили. Тогда они, отправившись в Рим, в ноябре 1537 года поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии. Здесь, перед группой возникла угроза распада - их могли разослать «по всему миру». Поэтому они решают: раз Господь собрал их из столь разных стран и столь различного образа мыслей, то лучше им быть объединенными и связанными в единое «тело».

Основатель ордена Игнатий Лойола

В то время отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным, потому что именно на ордена возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. К тому же Папой здорово опасался того, что иезуиты тоже могут пойти по пути реформации. Папа Павел III дал согласие на организацию ордена очень неохотно и с условием, что число членов новой организации не будет превышать 60 (правда, это ограничение в последствии было снято менее, чем через год). Игнатий Лойола был избран настоятелем ордена.

До самой смерти, в течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил Обществом, и составил Конституцию нового института. А первая Конгрегация (монашеская организация, не имеющая статуса монашеского ордена - прим. ред.), которая избрала его преемника, внесла в этот труд последние штрихи и официально его утвердила.

Члены Общества, число которых стремительно росло, были разосланы по всему миру: в взбудораженную различными движениями Реформации христианскую Европу, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, потом в Японию и умер у врат Китая. Нобрег отбыл в Бразилию, прочие - в Конго и Мавританию. Четыре члена Общества начали активно участвовать в Тридентском соборе, который занимался реформой Церкви.

Тридентский собор - девятнадцатый Вселенский собор (по счету Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был самым важным собором в истории Католической Церкви.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОРДЕНА

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа - проповедь, и обработка остальных лиц - исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и прочее. Члены ордена набирались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями, энергичные и по возможности «хорошего происхождения» с приличным состоянием. Организация была построена на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Один из историков сравнил построение ордена с кольчугой, сотканной из крепких и гибких колец; которые делают орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов, а в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена -13112. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. В Парагвае ими было создано государство (с 1610 года), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки и Южной Америки. Для насаждения “истинной веры” иезуиты отважились прийти в Китай. Они ходили в тибетские горные селения, куда едва мог добраться подготовленный альпинист. В Китае иезуиты получили от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Иезуит - миссионер, 1779.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждали против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм (учение подчеркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, а также предопределение), квиетизм (учение провозглашало полную пассивность и спокойствие, подчинение божественной воле, равнодушие к добру и злу, отречение от мира). Тем не менее, XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность была выдвинута как одна из главных задач ордена еще ее основателем. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума (закрытых учебных заведений), а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы. И не удивительно, ведь одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму.

В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, так как аккумулировали достижения педагогики своего времени: классно-урочную систему обучения, использование упражнений, переход от легкого к трудному. В воспитании акцент делался на развитии честолюбия, - говорится в Большой Российской энциклопедии. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы и диспуты.

ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ ИЕЗУИТСТВА

1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем

2-я ступень: два года изучались общеобразовательные предметы

3-я ступень: три года изучались философия и естественные науки

4-я ступень: регентство подготовка к тому, чтобы стать преподавателем богословия

5-я ступень: богословие - кандидат готовил себя в иерархи церкви

И на шестои ̆ он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.

Из лучших учеников образовывались «магистраты», члены которого носили почетные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры». Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание. Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей (а вы думали, что это изобрела советская власть? - прим.ред.).

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной». Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любой поступок (иногда и криминальный) во имя «высшей цели» - «Для большей славы Господа». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «Цель оправдывает средства»

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В 1770 году Орден включал 23000 членов, 669 колледжей и 273 миссии. Однако монархи всех европейских стран были против существования тайной и сильной организации, действующей в интересах католической церкви и никак не подконтрольной их власти. Папа был вынужден распустить орден. Тем не менее, уже в 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привилегиях.

Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Китае, а римский астроном Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен: особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civilt cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («tudes», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).

ГОСУДАРСТВО ИЕЗУИТОВ В ПАРАГВАЕ

Издавна население Парагвая составляли индейцы племен гуарани. Миссионерская деятельность была начата среди них доминиканским монахом Лас Казас. Как пишет Игорь Шафаревич в своей работе “Социализм как явление мировой истории”, иезуиты, со свойственным им реалистическим подходом решили сделать принятие христианства практически привлекательным, а для этого попытались защитить обращенных индейцев от их главного бедствия - охотников за рабами, паулистов из штата Сан-Паулу, тогдашнего центра работорговли.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и переселили их в крупные селения, называемые редукциями. Первая редукция была основана в 1609 году. Сначала, по-видимому, существовал план создания великого государства с выходом к Атлантическому океану, но этому помешали набеги паулистов. Начиная с 1640 года иезуиты вооружили индейцев и с боями переселили их в труднодоступный район, ограниченный с одной стороны Андами, а с другой - порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. К тому времени вся страна была покрыта сетью редукций. Уже в 1645 году иезуиты Машета и Каталадино получили от испанской короны привилегию, освобождавшую владения общества Иисуса от подчинения испанским колониальным властям и от уплаты десятин местному епископу. Иезуиты добились вскоре права вооружить индейцев огнестрельным оружием и создали из гуарани сильную армию.

Иезуиты настойчиво отклоняли обвинения в том, что создали в Парагвае независимое государство. В действительности некоторые обвинения были преувеличены - например, книга о “парагвайском императоре” с его портретом, или выпущенные якобы им монеты были подделкой врагов иезуитов. Но несомненно, что контролируемая иезуитами область была настолько изолирована от внешнего мира, что вполне могла считаться независимым государством или доминионом Испании.

Иезуиты были единственными европейцами на этой территории. Они добились от испанского правительства закона, по которому ни один европеец не мог без их разрешения проникать на территорию редукций и в любом случае не мог пробыть там больше трех дней. Иезуиты не обучали индейцев испанскому языку, но разработали письменность гуарани и обучали их грамоте. Область иезуитов имела свою армию и вела самостоятельную внешнюю торговлю.

Население государства иезуитов составляло в момент расцвета 150200 тысяч человек. Основной их частью были индейцы, кроме того, около 12 тысяч рабов-негров и 150-300 иезуитов. История этого государства оборвалась в 1767-1768 годах, когда иезуиты были изгнаны из Парагвая в рамках общей, направленной против иезуитов политики испанского кабинета.

Все население было сосредоточено в редукциях. Обычно в редукциях жило две-три тысячи индейцев, в самых малочисленных - около пятисот человек; самая крупная миссия святого Ксавера насчитывала тридцать тысяч жителей. Во главе каждой редукции стояло два патера-иезуита. Как правило, один из них был значительно старше другого. Других европейцев в редукции обычно не бывало. Старший из двух патеров, “исповедник”, в основном посвящал себя культу, младший считался его помощником и руководил хозяйственными делами.

Аллегория роспуска ордена иезуитов в 1773 году как гигантомахии

“Ограниченный ум обращенных индейцев заставлял миссионеров заботиться обо всех их делах, руководить ими как в духовном, так и в светском отношении”, - цитирует в “Истории Парагвая” иезуит Шарлевуа современника парагвайского государства Антонио де Уллоа. Никаких законов не существовало - их заменяли решения патеров. Они выслушивали исповедь, которая для индейцев был обязательной, они же назначали и наказания за все проступки. Наказания были: выговор с глазу на глаз, публичный выговор, порка кнутом, тюремное заключение, изгнание из редукции. Виновный должен был сначала каяться в церкви в одежде еретика, потом подвергался наказанию. Де Уллоа пишет: “Они питали такое большое доверие к своим пастырям, что даже беспричинное наказание считалось ими заслуженным “.

Вся жизнь в редукциях была основана на том, что индейцы не владели почти ничем: ни земля, ни дома, ни сырье или орудия ремесленника не были частной собственностью, да и сами индейцы себе не принадлежали. Все произведенные продукты сдавались на склады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продуктов раздавалась населению. Ткани делились на равные куски и раздавались поименно. Каждый мужчина получал ежегодно нож и топор.

Большая часть произведенного в редукциях шла на экспорт. Так, при громадных стадах выделывалось большое число шкур. В миссиях были дубильные и башмачные мастерские. Вся их продукция шла на экспорт - индейцам разрешалось ходить только босиком. Внешняя торговля велась очень широко. Редукции вывозили, например, больше местного чая, чем весь остальной Парагвай.

Многих поражали способности, которые индейцы проявляли в ремесле. Шарлевуа пишет, что гуарани “преуспевали как бы инстинктивно в любом ремесле, с которым сталкивались... Например, достаточно было показать им крест, подсвечник, ладанку или дать материал, чтобы они сделали такой же. Можно было с трудом отличить их работу от модели, которую они имели перед собой”.

Ни внутри редукции, ни между редукциями торговли не существовало. Не было и денег. Каждый индеец держал в руках монету один раз в жизни - во время бракосочетания, когда вручал ее в подарок невесте, с тем чтобы монета немедленно после церемонии была возвращена патеру.

Все редукции были построены по одному плану. В центре находилась квадратная площадь, на которой была расположена церковь. Вокруг площади располагались тюрьма, мастерские, склады, арсенал, прядильная мастерская, в которой работали вдовы и провинившиеся женщины, больница, дом для гостей. Остальная часть территории редукции разбивалась на равные квадратные кварталы.

По контрасту с жильем индейцев церкви поражали своей роскошью. Строились они из камня и богато украшались. Церковь в миссии святого Ксавера вмещала 4000-5000 человек, стены ее были отделаны блестящими пластинками слюды, алтари - золотом.

На заре индейцев будил колокол, по которому они должны были вставать и идти на обязательную для всех молитву, а потом на работу. Вечером ложились спать тоже по сигналу. С наступлением темноты по селению патрулировали отряды, составленные из наиболее надежных индейцев. Выходить из дома можно было только по специальному разрешению.

Все индейцы одевались в одинаковые плащи из полученной на складе материи. Только чиновники и офицеры имели отличную от других одежду, но лишь когда отправляли свои общественные обязанности. В остальное время она (как и оружие) хранилась на складе. Браки заключались два раза в год на торжественной церемонии. Выбор жены или мужа находился под контролем патеров.

Дети начинали работать очень рано. “Как только ребенок достигал такого возраста, когда он мог уже работать, его приводили в мастерские и определяли к ремеслу”, - пишет Шарлевуа. Иезуиты были очень обеспокоены тем, что население редукций почти не росло - несмотря на совершенно необычно хорошие для индейцев условия: гарантию от голода и врачебную помощь. Чтобы стимулировать рождаемость, индейцам не разрешали носить длинные волосы (знак мужчины) до рождения ребенка. С этой же целью ночью удары колокола призывали их к исполнению супружеских обязанностей.

Между тем, сами иезуиты делали все для того, чтобы заглушить у индейцев инициативу и заинтересованность в результате своего труда. В Регламенте 1689 года говорится: “Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности”. Лишь к концу своего владычества иезуиты пытались (вероятно из экономических соображений) развить частную инициативу, например, раздавали скот в частное владение. Но это уже не привело ни к чему - ни один опыт не удавался.

Иезуиты в Парагвае, как и во всем мире, погубили себя своими успехами - они стали слишком опасны. В частности, в редукциях они создали хорошо вооруженную армию, численностью до 12 тыс. человек, которая была, по-видимому, решающей военной силой в этом районе. Они вмешивались в междоусобные войны, не раз брали штурмом столицу Ассунсион, побеждали португальские войска, освободили Буэнос-Айрес от осады англичан. Во время смуты ими был разбит наместник Парагвая дон Хозе Антекверра. В сражениях участвовало по несколько тысяч гуарани, вооруженных огнестрельным оружием, пеших и конных. Эта армия стала внушать все большие опасения испанскому правительству.

Падению иезуитов много способствовали и широко распространившиеся слухи о колоссальных накопленных ими богатствах. После изгнания иезуитов правительственные чиновники бросились искать спрятанные ими сокровища и обнаружили, что их нет. Большинство индейцев разбежалось из редукций и вернулось к своей прежней религии и бродячей жизни.

Интересна оценка, которую деятельность иезуитов в Парагвае получила у философов-просветителей. Для них иезуиты были врагом No1, но для характеристики их парагвайского государства некоторые из них не находили достаточно высоких слов: “Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некотором смысле триумфом человечества”.

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13 января 1577 года издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточнославянских земель Речи Посполитой, Ливонии и Московии. В XVI-XVII веках иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. А в XVI веке иезуиты, действовавшие там же, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

Португалец Томаш Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В составе посольства находился иезуит Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины).

После первого раздела Речи Посполитой иезуиты опять появились в России, так как на территории Беларуси и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году была издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Беларуси. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1814-1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году, а протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России усилились.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЕЗУИТЫ

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру (духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян). Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году отцом Иваном Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них.

В 1903 году иезуитами была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Кстати, на радио Ватикана они работают со времени его основания по сегодняшний день.

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было. Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, отца Педро Аррупе и задумалась над некоторыми необходимыми изменениями. Через десять лет отец Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

И сегодня, деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности

Загадочная и неоднозначная история иезуитов. Орден, который начинался с десяти человек, в основание которого была положена “евангельская бедность” и “возвращение в лоно церкви отпавших” изменил ход истории. Да, были интриги при дворах, да в ход пускали “Цель оправдывает средства”, и протестанты долгое время были еретиками. Но... они не только выстроили систему образования, создали периодические издания, работали в различных СМИ, они несли, да и несут сейчас христианские ценности. И при этом закладывают их в основание жизни детей. Иезуиты как миссионеры достигли таких мест, куда долго кроме них из христиан никто не добирался. Да, у них была жесткая централизация и полное безусловное подчинение, но у них была идея и цель. Они не боялись изменений, которые происходили вокруг, “общество Иисуса” тогда менялось тоже, изменения во второй половине двадцатого века особенно показывают это.

Неужели нам нечему у них поучиться? Именно сейчас, когда в систему образования, в газеты, журналы, телевидение, в кино и литературу проникают “агенты влияния” идей гомосексуализма, вседозволенности и толерантности, когда в американских школах стреляют, а славянские подростки могут запросто поджечь прохожего на “вечном огне”, как это было недавно. И мы ничего не будем делать? Мы не пойдем в школы, не напишем книги, не воспитаем тех, кто бы смог просто быть на своем месте (в школе, в университете, в Голливуде, в парламенте) и делать свое дело, при этом не “прогибаясь под изменчивый мир”?

Журнал IN VICTORY, апрель 2008

1. Кто такие иезуиты и чем они занимаются?

Иезуиты — это мужской монашеский орден Католической Церкви. Он был основан в 1540 году св. Игнатием Лойолой и утвержден Папой Павлом III. Орден был назван именем Иисуса «для служения одному Богу и Его Церкви» («Конституции Общества Иисуса»). Среди иезуитов были миссионеры, педагоги, духовники, ученые, медики, юристы, астрономы, плотники, поэты, администраторы. Иезуиты всегда направляются туда, где Церковь более всего в них нуждается. Членов Общества можно найти на любом континенте, почти во всякой стране, и повсюду они заботятся о народе Божием и несут Благую Весть Иисуса Христа не знающим Его.

2. Что означают сокращения SJ и ОИ?
SJ: Societas Jesu (лат.), Society of Jesus (англ.)
ОИ: Общество Иисуса. Неофициальное название — иезуиты.

3. Сколько всего иезуитов в мире?
В настоящее время Общество Иисуса насчитывает более 16 тысяч членов (72% — священники, 15% — братья, 13% — схоластики). Это самый многочисленный монашеский орден Католической Церкви.

4. Сколько времени требуется, чтобы стать иезуитом?
С момента поступления в новициат до последних обетов проходит примерно 15 — 20 лет.

5. Есть ли возрастные ограничения?
Обычный возраст кандидатов — от 18 до 35 лет.

6. Каковы требования к кандидатам в Общество Иисуса?
Для вступления в Общество Иисуса кандидат должен не менее трех лет находится в лоне Католической Церкви. От него требуется искреннее желание служить Богу и народу Божию. Он должен быть готов к длительной формации (духовной подготовке и академическому обучению). От него требуется готовность к работе с людьми различного происхождения, возраста, к всевозможным делам служения в разных частях мира. От кандидата ожидается желание стать человеком молитвы с глубоким и искренним отношением ко Христу и Церкви. Он должен быть активным членом своей местной церковной общины, регулярно посещающим Мессу и участвующим в жизни прихода.

7. Какова процедура поступления в Общество Иисуса?
Обычно до вступления кандидаты поддерживают регулярный контакт с иезуитами, с ответственным за призвания либо духовным руководителем. В нашем регионе кандидату необходимо до поступления в новициат пройти преновициат. Это позволяет Обществу и кандидату лучше узнать друг друга, чтобы решение, каким бы оно ни было, принималось сознательно.

8. Чем я буду заниматься, если стану иезуитом?
Иезуиты — люди миссий. Региональный настоятель каждому поручает определённое задание (или задания), учитывая, с одной стороны, его способности, интересы и ограничения, и, с другой стороны, нужды Общества Иисуса, связанные с исполнением миссии, полученной от Церкви.

9. Живут ли иезуиты в общине или в одиночку?
Обычно иезуиты живут в общине, которой руководит настоятель. В исключительных ситуациях, в связи с апостольскими нуждами, иезуиту приходится жить одному.

10. Какова разница между епархиальным священником и священником-членом ордена?
Епархиальный священник связывает себя с определенной епархией, обещая послушание ее епископу. Священник, принадлежащий ордену, связывает себя с харизмой этого ордена. Он приносит обеты бедности, целомудрия и послушания и живет в общине. Он живёт согласно духовности своего ордена.

11. Как молятся иезуиты?
У иезуитов нет никаких особых и регламентированных молитвенных практик. Каждый день в наиболее подходящее время иезуит совершает молитву и испытания совести.

12. Носят ли иезуиты рясу?
Иезуиты свободны от ношения монашеских или церковных одежд. Только в случае необходимости и когда того требует исполнение миссии, члены Общества Иисуса могут использовать официальные церковные одежды.

Что такое…

13. … обеты?
Это обещание, которое дается Богу на определенный срок или на всю жизнь и касается соблюдения евангельских советов бедности, целомудрия и послушания. Эти три обета — бедности, целомудрия и послушания — приносят все монашествующие, не только иезуиты.

14. … первые обеты?
Это обеты, которые приносятся впервые, то есть после окончания новициата. Первые обеты иезуитов являются и «вечными», т.е. постоянными, хотя до завершения формации они и обновляются каждые полгода.

15. … последние обеты?
Это обеты, которые приносятся после завершения формации, то есть после 15-20 лет жизни в Обществе.

16. …»четвертый обет»?
Это обет послушания Папе «в вопросах миссий», входящий в число последних обетов иезуитов. Этот обет не означает, как многие полагают, слепого послушания Понтифику во всем, но лишь готовность принять от него любую апостольскую миссию.

Кто такие…

17. … новиции, или послушники?
Это иезуиты, находящиеся на первом этапе иезуитской формации — в новициате. В течение двух лет иезуиты-послушники посвящают себя молитве, общинной жизни, проникают в тайны игнатианской духовности, пробуют себя в апостольском служении.

18. … схоластики?
От лат. scholasticus — студент. Это иезуиты, которые проходят формацию с последующим рукоположением в священнический сан.

19. … братья?
Иезуиты, которые служат Церкви в Обществе Иисуса, не будучи священниками.

20. … профессы?
От лат. professio — исповедание, публичное заявление. Это иезуиты-священники, принесшие последние обеты.

21. Почему иезуиты говорят, что они не монахи?
В терминологии Католической Церкви различаются «монахи» (лат. monachos), ведущие созерцательный (молитвенный) образ жизни, привязанные к месту — их монастырю, — и «монашествующие» (лат. religiosus), ведущие жизнь апостольскую, то есть деятельную. Члены Общества Иисуса относятся к последним.

22. Во главе ордена стоит «генерал». Является ли это признаком военной организации Общества?
Слово «генерал» — в данном случае сокращение термина «генеральный настоятель». Поэтому к военной терминологии оно отношения не имеет.

23. Духовные упражнения
Духовные упражнения — книга, написанная основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой. Они были даны нам как руководство для достижения духовных целей. Духовные упражнения делятся на четыре недели, каждой из которых присуща особая цель и предмет.

24. Распознавание духов
Это особая практика, смысл которой заключается в осознании, тщательном рассмотрении и оценке движений души. Её специфика основана на опыте Духовных упражнений и должна рассматриваться именно в этом контексте.

Иезуиты. Члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена («Societas Jezy» - «Общество Иисуса»), основанного в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35438 членов в 1963, самая большая организация в США). Орден утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 года.

Ядром ордена иезуитов была небольшая группа магистров Сорбонны, объединившаяся вокруг экзальтированного Лойолы первоначально с целью миссионерской деятельности среди мусульман в Палестине. Вскоре эта группа преобразовалась в общество священников, в миссионерский корпус, стоящий под верховным начальством самого папы. Первоначально папа Павел III, из боязни, что иезуиты пойдут по пути Реформации, дал согласие на организацию очень неохотно и с условием, что число членов нового ордена не будет превышать 60 (это ограничение было отменено уже в 1540 году).

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа - проповедь, и обработка остальных лиц - исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и пр.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями и энергичные и по возможности «хорошего происхождения», с приличным состоянием. Совершенно не принимались в орден бывшие еретики, а также женщины.

После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новицитат). После искуса новаций становился или «светским коадьютором» («сотрудником»), или, если он обнаруживал способности - учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию, богословие и пр., и проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета - бедности, целомудрия, послушания, - делался «духовным коадьютором». Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность папе, он становился профессом, т.е. действительным членом ордена. Таким образом, орден делился на 4 класса, не считая вступающих (т.н. индифферентов). Учреждения общества - резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) - составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т.д.). В центральный орган иезуитов, имевший свое местопребывание в Риме, входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, адмонитор (негласный контролер при генерале), но настоящим главой являлся генерал, обладавший неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Генеральная конгрегация - созываемое им общее собрание из провинциалов и представителей профессов - обладала лишь совещательными функциями, и лишь в случае смерти генерала выбирала новое правительство. На папский престол ни один иезуит не был возведен.

Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины.

Организацию ордена иезуитов можно уподобить кольчуге, сотканной из крепких и гибких колец; она делает орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В момент смерти своего основателя (1556) орден насчитывал свыше 1000 членов, 100 домов и 14 провинций.

К середине XVI века орден начал энергичную борьбу с Реформацией.

Миссионерская деятельность иезуитов уже с XVI века приняла широкий размах. Друг Лойолы Фр. Ксавье распространял католицизм в Индии, Индокитае, Японии, Китае.

В XVI веке иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано государство (с 1610), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки, Южной Америки.

К началу XVII века иезуиты стали использовать девиз - «Ad maiorem Dei gloriam» - «К вящей славе Божьей».

XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума, а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.

Иезуиты были изгнаны из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден ликвидирован в 1773 году папой Климентом XIV (булла «Dominus ас Redemptor»). В 1814 году орден восстановлен для борьбы против рабочего движения и социализма, перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. Иезуиты-ученые Г. Веттер, И. Кальвез, П. Биго. В 1971 году орден иезуитов насчитывал около 34 тысяч членов, 8,5 тысяч - в США. В руках иезуитов свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 миллиардов долларов (1958).

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой . 13.01.1577 издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Московии и др. Во второй половине XVI века - первой половине XVII века иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. В XVI веке иезуиты, действовавшие на территории Речи Посполитой, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

В 1581 году в Рим отправлен посланник русского царя Ивана IV И. Шевригин, которому было поручено просить папу о посредничестве при переговорах между Россией и Речью Посполитой. Папа в ответ послал в Россию своего легата, члена ордена иезуитов Антонио Поссевино.

В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I . Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу. В составе посольства находился иезуит К.М. Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицина . В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты снова были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и др.). В 1719 году (указ Петра 1 от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.

После первого раздела Речи Посполитой (1772) иезуиты опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария - ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в кол-легиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803-1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.

В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814-1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А.Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества.

20.12.1815 года, после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. А в 1820 году, после смерти Бжозовского, по представлению министра духовных дел и народного просвещения Голицина император Александр 1 принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Местным властям предписывалось - «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию». Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена, либо покинуть страну. После 25.03.1820, когда указы о роспуске ордена в пределах Российской империи были оглашены в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше и других городах, около 200 иезуитов были высланы из России.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1896

Большая советская энциклопедия. М, 1933, 1972 Советская историческая энциклопедия. М, 1964 Отечественная история. Энциклопедия. М, 1994

ГЕНЕРАЛЫ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).