Как писать эссе. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Характерные черты эссе

Эссе – это литературное прозаическое произведение. Его отличают небольшой объем, свободная форма и разговорный, иногда задушевный стиль изложения. В эссе событие, факт или явление не описывается в деталях, а лишь берется за отправную точку для того, чтобы автор мог высказать свои мысли и суждения. Взгляды автора в эссе важнее подачи объективного факта или новости, на тему которых автор размышляет. Поэтому твердых правил, как писать эссе, нет. Но это не значит, что можно просто записать поток сознания и представить его как эссе. Есть характерные признаки, позволяющие отличить эссе от чего-нибудь другого.

Чаще всего эссе путают с очерком, путевыми заметками и философским трактатом. Какая между ними разница?

  • В очерке упор делается на факт, на событие. Автор описывает его, не внося ничего от себя. У очерка есть четкая логическая структура: описание события, его начало, кульминация и финал. В эссе событию уделяется мало внимания; оно просто есть как повод поразмышлять над абстрактными, философскими истинами. У эссе нет четкой структуры, обязательной для всех произведений этого жанра.
  • Путевые заметки имеют сюжет. Кроме того, в них тоже больше описывается происходящее, и только фоном звучат размышления автора на тему того, что он видит и что с ним происходит. У эссе нет сюжета, нет динамики, оно вне времени. А размышления составляют суть, самую важную часть эссе.
  • От философского трактата эссе отличается большей художественной направленностью, развернутой образностью, употреблением эпитетов, художественных литературных приемов. Кроме того, эссе может касаться тем, не относящихся к области философии: социальных, научных, экологических и пр. Это роднит его с публицистикой.

Эссе в прошлом и сегодня

Произведения в жанре эссе встречаются еще у античных авторов. Но «официальным рождением» жанра принято считать XVI век, а родиной – Францию. Во второй половине этого столетия французский философ М. Монтень опубликовал труд под названием «Опыты» (что звучит на французском как «эссе»). В это же время в жанре эссе была написана работа другого знаменитого философа – Ф. Бэкона.

А еще через несколько лет сначала в литературную критику, а затем и в обиход вошло слово «эссеист» как обозначение автора, пишущего в определенном жанре – жанре эссе. Так это слово из имени собственного отдельных произведений стало нарицательным.

Затем эссе набрало популярность и в других странах. Несмотря на то что термин появился во Франции, с XIX века и вплоть до нашего времени по количеству знаменитых авторов, пишущих в жанре эссе, лидировала Англия: вспомним имена Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Оруэлла и еще не менее десятка столь же прославленных прозаиков. В России эссе не было особо популярным, хотя несколько работ можно найти и у русских писателей: А. Радищева, Н. Лескова.

В последние годы вопросы о том, как грамотно составить план и написать эссе, стали актуальными потому, что его написание входит в задание ЕГЭ по русскому языку (а также оно нужно для получения высоких баллов по социальным наукам: истории, обществоведению). К школьному эссе предъявляют такие требования:

  • Объем до 160 слов.
  • Четкая тема или узкая проблема (а не освещение широкого круга вопросов).
  • Отсутствие плагиата. Цитаты использовать можно только для подтверждения или отрицания авторской точки зрения.
  • Образность, легкий и индивидуальный стиль.

Что должно содержать эссе

Во-первых, нужно позаботиться о его стиле. Эссе пишется легким и живым языком, в нем автор делится с читателями своими мыслями, чаяниями, опасениями. Он ничего не доказывает, а предлагает поразмышлять вместе с ним или даже поспорить. Для создания такого эффекта в эссе используются эпитеты, аллегории, афоризмы.

Во-вторых, обратите внимание на структуру эссе. Мысли не должны растекаться, беседа с читателем не должна уходить от первоначально заявленной темы к другой. Для этого нужно составить план эссе.

  1. Заголовок. Его следует сделать интригующим, заманчивым. Возможно, стоит использовать каламбур, загадку, но не вводить читателей в заблуждение.
  2. Вступление. Оно занимает 30% текста. Его цель – пробудить интерес к эссе. Можно использовать цитаты, афоризмы, статистику, необычный факт. Во вступлении обозначается (но не раскрывается) главная мысль эссе.
  3. Основная часть. Она занимает 60% текста. В ней раскрывается главная мысль, подкрепленная размышлениями, интересными фактами, яркими, образными описаниями. Если вступление должно быть по возможности простым и ясным, то в основной части нужно использовать все лексическое и стилистическое богатство русского языка.
  4. Заключение. Оно занимает оставшиеся 10%. В нем подводятся итоги или высказывается основная мысль, к которой автор пришел через размышления на протяжении эссе.

Как подготовиться к написанию эссе

Если заранее подготовиться, то перед вами не возникнет вопроса, как грамотно написать эссе. Предварительная подготовка заключается в следующем:

  1. Выясните параметры эссе. Если это задание на ЕГЭ, то вам будут даны его объем и тема, вы знаете и читательскую аудиторию (преподаватели). Если вы пишете эссе для блога, для журнала, то первым делом определитесь с тем, каким будет объем, кто будет читать эссе и, соответственно, в каком стиле лучше всего донести свою мысль до аудитории, какую тему, повод, факт вы возьмете для размышлений.
  2. Соберите информацию. В черновике запишите известные вам по теме факты, статистику, цитаты и другой материал, который может пригодиться.
  3. Напишите план эссе.
  4. Определите главные мысли, вехи, которые будут освещаться в эссе одна за другой. Это поможет вам сохранить внутреннюю логику текста.
  5. Легче всего работать над эссе, если написать вначале основную часть, затем вступление и последним – заключение. Потом скомпонуйте их в нужном порядке.
  6. Перечитайте готовую работу, проверьте ее. В пылу полемического вдохновения люди часто делают ошибки, которые при повторном прочтении легко заметить и исправить.

Основная идея высказывания Я. Коломинского заключается в том, что по потребностям человека можно оценить его значимость для социума: чем выше потребности человека, тем большую пользу он может принести обществу, и, наоборот, чем потребности ниже, тем незначительней будет его общественная ценность.

Все мы знаем, что личность – это индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. Однако какие именно свойства личности определяют ее ценность в обществе? Я думаю, что к этим свойствам относятся знания о мире, обществе, себе, познавательные и практические умения, социальный опыт, моральные ценности и идеалы… Эти социально значимые качества человек приобретает как в процессе социализации, так и в процессе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Различают потребности подлинные и мнимые. Первые побуждают человека к активной жизни, к самосовершенствованию. Мнимые же ведут к деградации, разрушению личности. Также в соответствии с теорией Маслоу потребности подразделяют на высшие (духовные, социальные и престижные) и низшие (экзистенциальные и физиологические). Человек, чьи потребности в еде, сне, комфорте и крыше над головой (т.е. низшие, первичные потребности) преобладают над потребностями в самосовершенствовании, познании, уважении и признании, (т.е. высшими) не обладает высокой общественной значимостью. Такие люди ничего не могут дать обществу – они только потребляют. И, наоборот, те, кто ставит высшие потребности над низшими, в процессе их удовлетворения осуществляют социально – полезную деятельность: они приобретают опыт, знания, умения, важные как для личностного, так и общественного развития. Таким образом, общественная ценность личности прямо пропорциональна высоте её потребностей.

Я согласна с позицией Я. Коломинского, ведь из школьного курса истории мне известно о великом ученом М. Ломоносове, который проявил себя практически во всех отраслях науки: в физике, химии, литературе, географии. Именно стремление к познанию, саморазвитию подталкивало его к совершению новых научных открытий. Удовлетворяя свои высшие потребности, М. Ломоносов приносил колоссальную пользу обществу. Он оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России, а также основал Московский университет.

Кроме того, из журнала «Культура России» я знаю о российском меценате П. Третьякове. Он, испытывая потребность в познании, освоении культурных ценностей, творчества, начал собирать произведения русского искусства. Для собранной им коллекции он построил отдельное здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. Впоследствии меценат передал своё поистине грандиозное собрание картин вместе со зданием галереи - городу в дар. За это он получил звание Почётного гражданина Москвы. Бесспорно, П. Третьяков, обладатель высших потребностей, являлся очень значимой для общества личностью.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает справедливость высказывания Я. Коломинского. Действительно, от потребностей личности напрямую зависит то, какую пользу она сможет принести обществу и какой ценностью для социума будет обладать.

Термин восходит к французским (essai - проба, попытка) и латинским (exagium - взвешивание) корням. Считается, что границы эссе как жанра довольно условны и размыты. Его можно назвать и авторской прозой, и записками, и набросками, и раздумьями. Формой может стать рассказ, очерк, дневник, речь, этюд, исповедь, проповедь, слово. Мини-произведения в этом жанре имеют еще одно название - "скитце". Это скорее зарисовка, рассказ-фрагмент, остановленное в мгновение бытия, «моментальный снимок» состояния души.

В словарях жанр эссе характеризуется как небольшое по объему прозаическое произведение в свободном изложении, в котором заключено индивидуальное впечатление и суждение автора по поводу какого-то события, явления, предмета. При этом авторское слово не претендует на исчерпывающую трактовку выбранной темы, которая может быть взята из сферы философских и духовных изысканий, автобиографических и исторических фактов, литературно-критической и научно-популярной мысли.

Примечательно, что в XVIII-XIX эссе, как жанр, становится одним из ведущих в английской и французской журналистике. В развитие эссеистики внесли заметный вклад Г. Гейне, Р. Роллан, Г. Уэллс, Б. Шоу, Дж. Оруэлл, А. Моруа, Т. Манн. В России к жанру эссе в XIX веке обращались А. С. Пушкин («Путешествие из Москвы в Петербург»), А. И. Герцен («С того берега»), Ф. М. Достоевский («Дневник писателя»). В «Письмах русского путешественника» у Н.М.Карамзина и «Записных книжках» у П.А. Вяземского также можно найти признаки эссе. В XX веке не обошли этот жанр вниманием В. И. Иванов, А. Белый, В. В. Розанов. Позднее - К. Паустовский, Ю. Олеша, И. Эренбург, М.Цветаева, А. Солженицын, Ф. Искандер.

В названии эссе часто встречаются союзы «о», «или», «как». Так у создателя жанра, французского философа Мишеля Монтеня (вторая половина XVI века), находим сочинения-эссе «О воспитании», "О добродетели", "О предсказаниях". В этом жанре созданы «Разговор о Данте» О. Мандельштама и «Как книгу» И. Бродского.

У эссе есть много особых черт. В талантливо написанном сочинении особыми красками играют интересные детали, неожиданные и даже парадоксальные повороты мысли, удивляющие новизной ассоциации. Завораживающе действует на читателя доверительная интонация автора-собеседника. По мнению одного из исследователей, писатель и читатель в эссе «пожимают друг другу руку». Подкупает и эмоциональность письменной речи, и виртуозное смешение в лексике слов разных стилей - от высокого до разговорного.

Авторы эссе - истинные мастера в использовании средств художественной выразительности: метафор, сравнений, символов, афоризмов, риторических вопросов, умело подобранных цитат. Свое понимание мира и свою позицию автор-герой эссе иллюстрирует интересными аналогиями, параллелями, воспоминаниями, и это обогащает художественно-эстетическую и познавательную содержательность текста. Образность, всегда обогащающая повествование, делает ярким и живописным.

Многие выбирают жанр эссе, когда хотят изобразить событие не в драматическом варианте, а дать его эмоционально окрашенную интерпретацию - без выстраивания сюжета. При этом произведению может быть задана публицистическая направленность и предельно четкое выражение авторской точки зрения и взгляда на мир. Эссе наиболее полно способно открыть для нас творческую его создателя, познакомить с его интересами, самобытным внутренним миром.

- (фр. essai – попытка, проба), небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего либо, его размышления и соображения по какому либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую… … Литературная энциклопедия

эссе - нескл., ср. essai m. 1. Проба, попытка. Вывел я в заключение, что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное, как попытки (essays) на разных поприщах. 1861. А. И. Михайлов Данилевский Дн. 2. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- [сэ], неизм.; ср. [франц. essai] Спец. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Литературно критическое э. Философское э. * * * эссе (франц. essai опыт,… … Энциклопедический словарь

- [фр. essai] лит. литературно публицистический очерк, историческая, критическая или научная статья, написанная в непринужденной полемической форме и предлагающая какие л. общие суждения по избранному предмету. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г … Словарь иностранных слов русского языка

- [сэ], нескл., ср. (спец.). Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское э. Литературно критическое э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

Очерк Словарь русских синонимов. эссе сущ., кол во синонимов: 1 очерк (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

эссе - ЭССЕ, нескл., ср Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, философское, литературно критическое, историко биографическое, публицистическое, сочетающее подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто… … Толковый словарь русских существительных

- (французское essai опыт, набросок), малый жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением,… … Современная энциклопедия

- (франц. essai опыт набросок), жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на… … Большой Энциклопедический словарь

- [ссэ], нескл., с … Русское словесное ударение

Нескл. ср. Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Эссе , О. Э. Мандельштам. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В сборник вошли литературно-критические статьи известного русского поэта ОсипаЭмильевича…

Нас учат писать эссе с детства, с первых классов. Вы этого, возможно, и не подозревали, но те самые сочинения на вольные темы («Как я провел лето», «Кем я хочу стать», «Что для меня школа») – первая проба пера начинающего эссеиста. Первый опыт, который вы наверняка имеете.

Написать эссе несложно, если вы соблюдаете правила жанра. Но перед тем, как знакомиться с правилами, нужно понять, что такое эссе.

Итак, в переводе с французского essai означает «очерк, проба, попытка». Это слово произошло от латинского exagium – «взвешивание».

В «Большом энциклопедическом словаре» под эссе понимают жанр прозы – философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением (в широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» – очерком . Во всех определениях подчеркнуты ключевые признаки эссе – свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.

Основные признаки эссе:

  1. Малый объем: две-три или десять страниц – решать вам. Главное – раскрыть тему. Ну и, конечно, не нацеливаться на эпопею – никто ваших стараний не оценит.
  2. Свободная форма: вплоть до разговорной речи. Эссе не претендует на научность, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В отношении стилистики автору оставляют полную свободу творчества. Впрочем, переходить на сленг и допускать речевые ошибки все-таки не стоит. Особенно если вы учитесь на лингвиста.
  3. Наличие конкретной темы, которую и раскрывает эссе. Тема может быть любой – от «Кем я хочу стать, когда вырасту» (вы же помните эти сочинения) до «Основная причина проблем с трудоустройством молодого специалиста». Если вы хотите опубликоваться в местной газете, выбирайте конкретный вопрос. Если вы пишете по заданной теме, будьте добры – раскрывайте именно ее.
  4. Субъективность: личность автора – главное. Помните: вы не претендуете на истину в последней инстанции. Вы выражаете свое личное мнение. И вас никто не обязывает раскрывать тему до конца.
  5. Новизна: скажите новое слово по теме. Главное, чтобы это слово было вашим. Не нужно прописных истин. Поверьте, ваших читателей давно тошнит от «вуз – это второй дом», «моя главная мечта – мир во всем мире» и тому подобных фраз.
  6. Честность: фиксируйте свои мысли и эмоции по теме. Конечно, если вы ненавидите родной вуз или устраиваетесь на работу в крупную компанию исключительно из-за денег и «плюшек», вашу честность вряд ли оценят. В остальных случаях субъективный взгляд будет гораздо интереснее для читателей, чем хвалебные оды.

Для кого пишут эссе?

Оставим в стороне эссе публицистов, философов, докторов наук и писателей. До этих высот еще нужно дорасти. На повестке дня у студента – эссе в качестве проверочной работы в вузе и альтернативы собеседованию.

Таким образом, главным (подчас – единственным) читателем является преподаватель или работодатель.

Что оценивают в эссе?

Умение грамотно формулировать мысли и писать без ошибок – это, конечно, хорошо. Более того, это само собой разумеющееся. Может быть, работодатель и пропустит мимо ушей одну-две ошибки, но текст, написанный кое-как, даже без проверки в Word, охарактеризует вас не лучшим образом.

Форма и стиль для эссе скорее вторичны. Да, креатив может понравиться работодателю. Но если в тексте – исключительно прописные истины, ваши старания пропадут даром.

Эссе характеризует вас, вашу личность, ваши умения, ваш темперамент и характер. Аккуратный почерк (если вы сдаете работу в письменной форме), отсутствие ошибок, идеальный стиль охарактеризуют вас как ответственного, усидчивого человека. Необычная форма покажет вашу креативность. Четкая структура и последовательное изложение мыслей укажут на рациональность, способность к концентрации и логику. Наконец, крупица негатива расскажет работодателю о вашей честности и смелости.

Стоит ли учиться писать эссе и как это делать правильно?

Студлансеру может показаться удивительным неумение писать на заданную тему. Но есть и такое. Если все школьные сочинения вы заказывали за деньги или благополучно скатывали с интернета, эссе может показаться недосягаемой вершиной. Отчаиваться не стоит. Напишите так, как вы бы сделали это для блога. Перечитайте, исправьте все, что нужно, дайте на проверку другу.

Стоит только в том случае, если у вас нет времени, а тема навевает тоску. В эссе не всегда вчитываются, увы. Иногда письменные работы нужны «для галочки». Впрочем, именно на таких работах и стоит учиться – умение грамотно излагать мысли вам еще пригодится.