Дидактические игры для детей 4 5 лет. Когда это бывает? Игра «Что ты слышишь?»

1. Сложенные платочки» Цель: развивать у детей мелкую моторику, координацию движений. Описание: Размечаем с помощью фломастера линии, по которым ребёнку нужно будет складывать платочки (квадратные кусочки ткани); предлагаем детям складывать по линиям. Можно дать пустой платочек и предложить самостоятельно сложить его, по собственному желанию.

2. «Жили - были» Цель: развивать речь, мышление. Описание: (можно играть индивидуально с ребёнком или с группой детей) В процессе игры участники задают вопросы, ответом на которые будет событие, которое произойдёт с тем или иным предметом спустя какое - то время, или характеристика его основного качества. Н - р, на вопрос: «Жил - был петушок, что с ним стало потом?»…

3. «Что бывает?» Цель:развивать речь, мышление; активизировать предметные представления. Описание: играя с детьми в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что даёт возможность закрепить знания о форме, цвете, размере и др. свойствах предметов. Н - р: Что бывает красным? (клубника, сигнал светофора, дом, помидор…); Что бывает длинным? (змея, улица, дорога…)

4. «Незаконченные строчки» Цель: развивать речь, мышление, внимание. Описание: дети по очереди заканчивают предложение, которое начинает говорить взрослый. Предложения могут быть самыми разными, н -р, «Весной на деревьях появляются листочки, потому что…», «Летом можно…», «Овощи и фрукты …»

5. «Загадки» Цель: Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление. Описание: В эту игру лучше играть с группой детей. Каждому из участников раздаётся по карточке с картинкой таким образом, чтобы никто из остальных игроков не увидел изображение. Дети смотрят на свои картинки, запоминают, что изображение и придумывают, что можно сказать по данный предмет, животное… По очереди участники описывают остальным, что на них представлено. Дети в процессе описания своего изображения должны употреблять в речи обобщающие понятия. Н - р, овощ, продолговатой формы, зелёный, с пупырышками, внутри семечки.

6. «Чья? Чей? Чьё? Чьи?» Цель: развивать речь, научить правильному употреблению притяжательных прилагательных. Описание: Задаём вопросы. Для наглядности можно показывать картинки с изображением животных или соответствующие игрушки. Н - р, Чья лапка у … (кошки) - кошачья, лисы? - лисья, мышки? - мышкина…

7. «Какое слово длиннее?» Развивать речь, внимание. Описание: Называть детям по очереди пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе - коротким. Задача детей - на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. Н - р, рыба - бегемот, суп - котлета, девочка - коса…

8. «Ассоциации по темам» Цель: развивать память, внимание, ассоциативное мышление, пополнить словарный запас. Описание: Все участники садятся в круг. Взрослый предлагаем какую - либо тему (н - р, осень, Новый год, детский сад, школа…) и кидает мяч игрокам. Дети должны по очереди называть первую ассоциацию, на предложенную тему.

9. «Мешок с подарками» Цель: развивать внимание и зрительную память. Описание: Предметы из мешочка высыпаются на стол. Дети внимательно их рассматривают и запоминают. Затем всё снова складывается в мешок, а водящий задаёт вопросы о деталях того, что они видели. Н - р, какого цвета был шарик, что было нарисовано на карточке…

Сложно найти родителей, которые не озадачены поиском подходящих игр для своего ребёнка. Хорошо, когда они принимают во внимание особенности развития детской психики на определённом этапе.

Правильно подобранные логические игры для детей 4-5 лет помогут развить именно те стороны интеллекта, которые на данный момент наиболее нуждаются в стимуляции.

Игровой материал для развития логики должен быть разнообразным. Это не только обязательные домино и лото, существует масса интереснейших игр, которые без труда увлекут малыша. А главное, такие занятия принесут не только радость, но и неоценимую пользу. То, что будет заложено в ребёнка в раннем возрасте, обязательно вернётся успехами в будущем.

В возрасте четырёх-пяти лет начинается усиленное развитие правого полушария. Это полушарие отвечает за синтез информации, умение анализировать и сопоставлять данные.

Именно в этом возрасте закладываются предпосылки для успешного освоения математики, письма, чтения.Начинается этап понимания и принятия окружающей действительности. Важно обеспечить ребёнку максимально полное сенсорное развитие. Это игры с задействованием как можно большего количества разнообразного материала – как для тактильного развития, так и для обонятельного, вкусового и визуального опыта.

Особенности развития логики детей 4-5 лет

Логика в этом возрасте претерпевает бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал.

Основные операции, доступные логике ребёнка (4-5 лет) :

  • сравнение – умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;
  • анализ – позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;
  • синтез – способность воссоздавать объект из его частей;
  • классификация – способность разделять предметы по определённым характеристикам, объединять их в группы

Виды игр, развивающих логику для детей 4-5 лет

Игры, развивающие логику, условно можно разделить на несколько групп. Это:

  • Дидактические игры. Другими словами, это настольно-печатные игры. Они включают в себя задания на поиск соответствия, пары, группировки предметов по общему признаку. Сюда можно отнести и пазлы, наборы для составления последовательностей, графические игры.
  • Развивающие игры. Те игры, которые усложняются со временем, т. е. после усвоения ребёнком первых уровней.
  • Речевые игры. Влияют развитие речи, логического построения предложений, рассказов, историй.

Деление на группы игр очень условно, потому как многие свойства перекликаются между собой. Так, способность синтезировать информацию одинаково хорошо тренируется и при создании домика из картонных деталей, так и при сборке пазла.

Графические игры на развитие логики

В первую очередь такие игры направлены на развитие логики у ребёнка, кроме того, большинство из них подготавливает руку к письму. Привлекательны эти задания тем, что выполнены они без лишних деталей и красок, это не отвлекает от игры.

Существует масса разновидностей графических игр:

  • лабиринты – задача провести линию от пункта А в пункт Б, от белочки к орешкам, от крота к норке и т. д.;
  • обведи по линии – нужно провести карандашом по линии, в результате чего получится картинка, фигура;
  • задания на нахождение отличий между предметами, картинками;
  • «дорисуй » – где нужно дорисовать недостающие части;
  • другие задания, выполненные в несложной графической форме.

Предлагаем вам несколько графических игр. Распечатайте игры, и предложите ребёнку. Возможно, какие-то из заданий покажутся сложными – тогда их лучше отложить. Помните – не нужно торопить ребёнка, всё должно идти своим чередом.

Речевые игры на развитие логики

Речевые игры на логику, это своего рода загадки. Даётся информация, с которой ребёнок уже хорошо знаком, на её основе он должен сделать выводы и дать ответ. Такие игры помогают тренироваться в нахождении решений, учат анализировать, вычленять важную информацию. Особое влияние оказывают такие задачи на развитие речи.

Составить речевую загадку не так сложно, если за основу взять хорошо известную ребёнку книгу. Это может быть «Колобок», или «Мешок яблок» В. Сутеева или «Путаница» Чуковского. Главное, чтобы сюжет был знаком и интересен. Остаётся только применить фантазию. Лучше, если в самом начале вопросы будут наводящими, подталкивающими к ответу. Далее задачи можно усложнять, задавать вопросы, ответа на которые в произведении нет.

Не стоит забывать и о таких играх как «Съедобное-несъедобное ». Примечательна такая игра тем, что в неё можно играть и во время прогулки, или поездки на машине. Родитель называет какой-то объект, а ребёнок должен сказать, можно это есть или нет.

Обычные загадки являются отличным тренажером для развития логики. Возможно, поначалу потребуется помощь родителя. Но стоит только понять суть, как дети начинают щёлкать их одну за другой. Но стоит всё же помнить о том, что предмет игры должен быть знаком.

Настольные логические игры

Игра состоит из 48 фигур, отличающихся по цвету, форме и размерам. Игры с блоками – это начальная подготовка к освоению математики. В процессе осваиваются такие навыки, как составление целого, сравнение, классификация и многое другое. Тренируется внимательность, память, фантазия. Развивается логика и мышление.

Удобно использование блоков тем, что к ним создано несколько альбомов различного уровня сложности, это помогает родителям правильно использовать игру.

Палочки Кюизенера

Одна из самых универсальных настольных игр. Это и счётный материал, и развитие абстрактного мышления, и логика, и синтез, и анализ и многое другое. Такого рода материал позволяет адаптировать понятия для более простого понимания их детьми.

Доступно более 50 игр с использованием палочек Кюизенера. Самое простое, это раскладывать палочки по удлинению, цвету. По мере усложнения заданий, можно предложить ребёнку составить из палочек домик, поезд. Предложить ребёнку запомнить расположение палочек, затем убрать одну из них и спросить какая исчезла.

Как играть с палочками Кюизенера. Видео

Пазлы. Лото. Домино

Не стоит забывать о всевозможных пазлах, которые отлично тренируют логику. В возрасте 4-5 лет можно смело предлагать наборы от 20 деталей и больше, в зависимости от степени знакомства ребёнка с этим видом игр. Лото и домино набирают актуальность к этому возрасту. Выбор тематики зависит от предпочтений ребёнка.

Игры-головоломки

К такому роду игр относится танграм . Это китайская игрушка, созданная очень давно, но неизменно пользующаяся популярностью из года в год. Состоит она всего из семи деталей, из которых можно составить сотни картинок! Можно фантазировать и придумывать образ самостоятельно.

Танграм развивает внимание, мышление, логику. Что бы выполнить задание придётся запустить механизмы анализа, синтеза, сопоставления. Такой тренажёр для мозга в виде логической игры можно отнести к разряду обязательных.

Книги с играми для развития логики

«Ребусы, игры, головоломки: Задания на развитие логики. 4-5 лет» из серии «Папка дошкольника». В книге присутствует огромное количество заданий, направленных на развитие логики. Кроме всего прочего, с помощью этой книги малыш научится разгадывать ребусы.

«Логика. Лабиринты и схемы» Книга, по сути, является рабочей тетрадью, по которой ребёнок занимается вместе с родителями. Внутри множество всевозможных заданий: лабиринты, дорисуй картинку, найди отличия, скажи, что дальше и многое другое.

Пониматика от Елены Ардашировой. Пособие для подготовки освоения математики. Книга учит сортировать объекты, группировать их. Искать повторяющиеся части рисунков, продолжать узоры – это далеко не все игры, которые ждут на страницах тетради.

Логика: Задания на развитие логического мышления. С книгой вы получаете полтора десятка листов, с размещёнными на них заданиями. Задания включают в себя все необходимые варианты для гармоничного развития логической составляющей.

Онлайн игры на развитие логики

Современный мир немыслим без наличия в нём компьютеров. Познакомить ребёнка с ним можно с помощью увлекательных логических игр. Такое общение не принесёт вреда, а малыш удовлетворит своё желание поработать за машиной.

Обучающая игра «Чьи следы». В игре требуется определить какое животное оставило след. Выбирать нужно из предложенных вариантов.

Паровозик помогает Зайцу. Учим цвета и фигуры. Очень красочная игра для изучения и закрепления основных цветов и фигур.

Лишние предметы. Простая игра на классификацию, выделение предмета, отличающегося по свойствам. Отличный тренажёр для логического обобщения и выделения.

Заплатки. В игре предлагается подобрать части картинки и подставить их в пустующие места. Задание усложняется тем, что «заплатки» предложены в нескольких вариантах и схожи между собой.

Собери картинку — это вариант электронного пазла. Учит анализировать, синтезировать.

«Меньше-больше» . В игре нужно разложить карточки с изображениями от маленького к большему.

Найди отличия . Он-лайн игра, в которой требуется найти отличия между картинками. При успешном выполнении программа обязательно похвалит смышлёного малыша.

Компьютерные игры для развития логики

Чтобы поиграть в развивающую логику игру на компьютере необязательно иметь постоянный доступ в интернет. Некоторые игры можно скачать и установить на жёсткий диск.

Всезнайка: обучающая система. Кроме основ чтения и счёта, игра предлагает логические задания, которые так весело решать вместе с Зайкой Всезнайкой и его другом Львёнком Сэмом. Выполняя задания, дети учатся учиться и играть самостоятельно.

Маша и медведь. Развивающие задания для малышей. В сборнике представлено несколько десятков мини-игр с любимыми героями. Небольшие логические задания увлекают с первой минуты. А сюжет заключается в том, что неугомонная Маша требует развлечений, а благодушный Мишка старается ей угодить.

Обучающие игры Том 5. Сборник не только научит думать, анализировать, мыслить логически, но и подготовит ребёнка к детскому саду, покажет азы рисования, познакомит с английским языком. Качественная анимация и яркие краски сделают обучение увлекательным.

Игры для гаджетов (смартфонов, планшетов)

Он-лайн магазины, в которых можно скачать приложения для смартфонов и планшетов на базе Android, или Apple предлагают огромный выбор игр на для детей. Рассмотрим некоторые из них.

Развить логику можно совместно с полюбившейся многим Свинкой Пеппой . Игра предназначена для установки на андроид и включает в себя череду увлекательных заданий. Нужно подбирать тени под героев мультфильма. Искать пропавших цыплят, собирать зёрнышки, проходить лабиринты и многое другое.

Первые пазлы предлагает Андроид Маркет. Тематики хорошо знакомы детям: ферма, аквариум, сад. Нужно подбирать «вырезанные» кусочки картинки и вставлять их на свои места, составлять картинку из разрезанных кусков.

Обладатели айфонов могут порадовать своих детей Сборником головоломок . Яркие качественные картинки очень нравятся детям. В основе – пазлы, для выполнения задания придётся задействовать сопоставление.

Современный мир предлагает огромное количество игр на развитие логики у детей 4-5 лет. Мы рассмотрели лишь некоторые частные примеры, которые помогут понять, на что ориентироваться при выборе занятий для ребёнка. Дети так быстро растут и так много всего нужно успеть, чтобы они смогли вырасти сообразительными, умными, способными быстро принимать решения.

Игра для ребёнка – вся жизнь. Именно через игру формируются базовые навыки понимания мира, общения, мышления. Давайте играть в хорошие игры!

Ирина Радчук
Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет

Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково

Подготовила : воспитатель средней группы Радчук И. И.

Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет .

Настольно - печатные игры

«Парные картинки »

Дидактическая задача . Воспитывать у детей наблюдательность ; умение находить в предметах, изображенных на картинках , сходство и различие; активизировать словарь детей : похожие,разные, одинаковые.

Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки .

Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие. Поиск одинаковых картинок .

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки . Их много (10-12, все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят наити и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку . Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например : чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не

сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так , чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки . Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок . Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.

«Кто что делает?»

Дидактическая задача детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда : тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур и т. д.

Частей картинки ; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке . Соревнование- кто первым сложит картинку .

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками . Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10 шт.

Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку . Он получает значок победителя, например звездочку.

«Не ошибись!»

Дидактическая задача . Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.

картинки , их складывание; соревнование.

Ход игры. У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта : футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок , но только разрезаны они иначе - в середине картинка со спортсменом . Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. Кто первым сложит целую картинку , тот и выигрывает.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям. Например, строитель : подобрать все инструменты, необходимые ему для работы,- лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др.

На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года : повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой : из маленьких картинок должна получиться большая, целая.

«Домино»

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о средствах передвижения : автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок , положит их по правилу : самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру - и ни разу не ошибется; он получает фишку - красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок , соблюдение очередности.

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки , как в любой игре типа «Домино» . Карточка разделена на две половины : на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4-6 участников. Карточек должно быть 24 . Если играют четверо, раздают по 6 карточек . Игра проходит по типу игры «Домино» . Кто положит последнюю карточку , а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают . Дети не глядя отсчитывают 4-6 карточек , и игра продолжается.

«Лото»

Дидактическая задача . Разрозненные знания детей о транспорте , школе, домашних животных, о семье. Систематизировать, активизировать речь детей , упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова : транспорт, домашние животные, школа, семья.

Игровое правило. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах , на которых изображены улица города, семья, школа, домашние животные.

Ход игры. Карты дети берут сами . Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки,тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты . В конце игры подсчитывают : у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку , а ее убрали на место.

«Охотник и пастух»

Дидактическая задача . Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки , которые нужны охотнику или пастуху. Кто раньше отберет все картинки , тот и выигрывает.

Игровые действия. Поиск нужных картинок ; соревнование, использование фланелеграфа.

игры :

Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух» . Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких

зверей вы знаете.

Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр, перечисляют дети.

Почему они называются дикими? - спрашивает ребят воспитатель. - Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?

Охотник,- дружно отвечают дети.

А кто такой пастух? - снова задает вопрос воспитатель. - Каких животных он пасет?

Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.

Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных .) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры : на этой половине фланелеграфа, справа - луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны - лес, там живут дикие звери.

По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки . Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.

Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» - подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4-5, в следующий раз надо добавить еще по 2-3 вида, чтобы усложнить задание.

«Что лишнее?»

Дидактическая задача . Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку , которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.

Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках - необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре - рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями : повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками , и игра продолжается.

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о частях суток ; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять , почему он ее поднял.

Игровое действие. Поиск нужной картинки .

Ход игры. На столе у играющих разные картинки , отражающие жизнь в детском саду; утренняя гимнастика, завтрак, игры на участке, образовательная деятельность, сон, уборка групповой комнаты,

катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок . Дети выбирают себе каждый любую картинку , внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет , почему он думает, что у него изображено утро : дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те , у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток : на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер» ,- говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки .

Почему ты показал эту карточку ? - спрашивает воспитатель вызванного ребенка.

Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно,- отвечает он.

«Ночь» ,- говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток . За каждый правильный ответ дети получают фишки : розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемешиваются , и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности : воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

Словесные игры

«Где мы были не скажем, а что делали покажем»

Народная игра

Дидактическая задача . Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровое правило. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит :

Сегодня мы поиграем так : тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит : «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим : «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» .

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

Что я делаю? - спрашивает он у детей .

Дрова пилите.

Давайте все будем пилить дрова.

Приглашают водящего.

Где вы были? Что делали? - спрашивает он.

Дети отвечают хором :

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает :

Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать : умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете» , «рисоваете» , воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова : «Мы рисуем» . Вова скажи правильно, что делают дети,- предлагает воспитатель.

Они рисуют.

«Мыши»

Дидактическая задача . Развивать речевую и двигательную активность детей ; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры :

Сейчас мы поиграем в игру «Мыши» . Выберем мышек (3-4 детей , они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова :

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут - вот напасть!

Берегитесь вы,ОРОБУШКИ И плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

«Воробушки и автомобили»

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг» ; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровое действие. Имитация летающих птичек.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит :

Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит : «У-у-у» . Как сигналит автомобиль?

У-у-у,- повторяют дети.

Сейчас мы поиграем так,- продолжает воспитатель,- Я - автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение :

Воробей с березы

На дорогу - прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг» , вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать) . Вместе со мной вы будете говорить : «Прыг, прыг, прыг» . Когда я скажу «чик-чирик!» , вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг» , «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

«Кто в домике живет?»

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о животных , умение правильно произносить звуки.

Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают) .

Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5) . Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит :

Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают :

Му-му-му.

Мяу-мяу.

Бе-е, бе-е.

Га-га-га.

Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают : «Мы» или «Кошечки, собачки» , воспитатель говорит : «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии : это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

«Гуси»

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь , умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие. Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси» : «Вы, дети, будете гусями , а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку» , а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя Действия детей

Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расстав-

Гуси белые, гуси серые, ляют пальцы, машут руками.

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят :

Лапы красные растопырили,

«Га-га-га! Не хотим домой.

Нам Крыльями машут,

и здесь хорошо!» Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу.

Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей .

«Гуси - гуси»

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь , добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило. Убегать от волка только после слов : «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк - в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

«Сколько»

Дидактическая задача . Развивать у детей слуховое внимание умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете .

Игровое правило. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка лошадок, гребцов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение :

Вот жаворонок с нивушки Две лодочки по озеру

Взвился и полетел. Широкому плывут;

Вы слышите, как весело Гребцы сидят на лавочках

Он песенку запел? И весело гребут.

Три зайца от охотника Четыре скачут лошади,

Прыжками в лес бегут, Во весь опор летят,

Скорей, скорее, зайчики, И слышно, как по камешкам

В лесу вас не найдут! Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей , сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей , он предлагает поиграть :

Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Слова Движения

1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по

2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и

прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.

3-е четверостишие Объединяются по двое и. изображая гребцов,

гребут веслами.

4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут,

изображая лошадок.

Эта игра проводится в конце года.

Так бывает или нет?

Дидактическая задача . Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры :

Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя :

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей : яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках» ,- сказала Света. «А я люблю купаться в реке,- сказала Люда,- мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

«КАРАВАЙ»

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит :

Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай» . День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова Движения

Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем

останавливаются, делают круг

Вот такой…. Широким,

Вот такой…. Сужают круг приседают все,

Вот такой…. руки поднимают кверху

Вот такой…. и хлопают в ладоши.

Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале

Кого хочешь выбирай! Выводит ее в круг.

Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей . Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.

«КОРШУН»

Дидактическая задача . Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов : «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном,- говорит воспитатель.

Коршун, коршун, что ты делаешь? - спрашивает наседка.

Ямочку копаю,- отвечает коршун.

Что в ней ищешь?

Камешек.

Зачем тебе камешек?

Чтобы носик точить.

Зачем тебе носик точить?

Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,- продолжает воспитатель. - Как только вы услышите слова «детушек клевать» , бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями) . Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна : «Кыш, кыш, злой коршун» . Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Надежда Морозова

Дидактическая игра - это игра только для ребёнка.

Для взрослого она - способ обучения.

В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры всегда могут реализовать поставленную цель, если они : будут подобраны с учётом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребёнка.

Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретенным знаниям, умениям и навыкам.

«Улица города»

Цель : уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал : макет улицы, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Описание игры : с помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

1 вариант. Например, воспитатель предлагает проехать по улицам города, соблюдая правила дорожного движения. Выигрывает тот , кто справился с ролью «водителя» или «пешехода» .

2 вариант. Воспитатель рассматривает с детьми игровое поле, задает ряд вопросов : «Какие дома на нашей улице?» (большие, маленькие, «Где должны ходить пешеходы?» (по тротуару, «Где должны ездить машины?» (по дороге, «Что такое перекрёсток?» , «Где и как правильно его переходить?» , «Что обозначает переход?» , «Как регулируется движение на улице?» , «Какие сигналы светофора вы знаете?» , «Можно ли играть на улице?»

Игра «Мягкая развивающая книга»

Цель : развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Описание игры : данное пособие интересно для детей младшей группы , а старшие дети могут проводить игры соревновательного характера, рассматривать, использовать слово «творчество» , придумывать истории, загадывать загадки.

Игра «Продолжи ряд»

Цель : учить анализировать геометрические фигуры, закреплять цвет, сравнивать и находить лишнее, ориентироваться на листе бумаги.

Материал : карточки с геометрическими фигурами.

Описание игры : дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов или фигура красного цвета среди жёлтых.


Игра «Преодолей препятствие»

Материал : кубик и игровое поле, фишки.

Описание игры : детям предлагается бросить кубик и передвигать фишку в соответствии с числом на кубике. Побеждает тот, кто придёт до финиша первым.


Игра «Вершки и корешки»

Цель : учить составлять целое из частей.

Материал : разрезные картинки овощей.

Описание игры : на столе лежат разрезные картинки с изображением овощей. Дети делятся на две группы, одни - «вершки» , другие - «Корешки» . По сигналу все бегают врассыпную, на сигнал «Раз, два, три, свою пару найди!» нужно найти свою половинку.

Игра «Кто что ест»

Цель : развивать память, мышление.

Материал : круг с видами животных, картинки с видами пищи для животных.

Описание игры : предложить определить, чем питается данное животное, и прицепить прищепкой к определенному животному.

«Игра «Как живут деревья?»

Цель : развивать речь, помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал : наглядные пособия в виде карточек с изображением деревьев и разных времен года (лето - зелёное дерево, осень - дерево с жёлтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна - дерево с набухшими почками)

Описание игры : выяснить, какое сейчас время года, как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребёнка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, зимой, весной, летом. Рассказать ребёнку, что смена времён года влияет на состояние растений.

«Чей листочек?»

Цель : развивать умение классифицировать предметы по признакам : память, мышление, воображение, помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал : карточки с изображением деревьев дуба, клёна, берёзы, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги.

Описание игры : смешать листья, рассказать сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Надо помочь найти листочкам свою маму или папу - дерево. Предложить сложить листья возле соответствующего дерева. «Посмотри на листок, какому дереву он принадлежит?»

Игра «Фруктовый сад»

Цель : развивать речь, навык классификации, познакомить с растительным миром.

Наглядные пособия : муляжи овощей, фруктов, картинки с изображением фруктовых деревьев.

Описание игры : разложить перед ребёнком фрукты и овощи, объяснить, что кукла захотела сварить компот из фруктов, но они перемешались с овощами. Выбрать она их не может, потому что не знает, чем они отличаются. Предложить детям отделить овощи от фруктов, поинтересоваться, знает ли ребёнок, где растут фрукты. Как называются деревья? Рассмотреть изображения на картинках. Что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют?

Игра «Комнатные цветы»

Цель : развивать навык самостоятельности, познакомить с растительным миром.

Описание игры : предложить детям поухаживать за комнатными растениями, дать лейку, поучить рыхлить землю, протирать листья влажной губкой. Рассказать о том, что прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь, ведь многие из них прибыли к нам из Африки, Мексики, Индии и. тд. Пояснить детям, что погодные условия этих стран отличаются от наших, и поэтому каждый цветок требует особого ухода. Для полива одного цветка надо в леечку набрать больше воды, а этот любит пить совсем мало. Один любит тень, другой - солнце. Объяснить, почему в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, протирать пыль с листьев и т. п.

Игра «Рыбы, птицы, звери»

Цель : закрепить знания детей о животном мире .

Описание игры : дети становятся в круг, в центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит : «Зверь!» Поймавший мяч, должен быстро назвать какого-нибудь зверя и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий скажет : «Рыба» или «Птица» , поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему, выходит из игры .

Игра «В гости к Винни-Пуху»

Цель : освоение умения различать части суток : утро, день, ночь, вечер, пользуясь цветными моделями.

Материал : модели частей суток, игрушка Винни-Пух, загадки о частях суток, картинки с изображением частей суток.

Ход игры : Винни-Пух приносит цветную модель частей суток, говорит : «Стрелка, стрелка, покрутись, время суток, покажись! Это утро, это вечер, это день!» Воспитатель спрашивает, что за разноцветный круг у него, как с ним играть? Винни-Пух раскладывает картинки с изображением частей суток и стрелкой указывает на цветные обозначения, затем загадывает загадки о частях суток.

Игра «На что похоже?»

Цель : развивать творческое воображение и фантазию.

Ход игры : для игры необходим разнообразный природный материал, который раздаётся детям (лучше использовать кору деревьев, которая хорошо отслаивается и имеет слои причудливой формы). Воспитатель задаёт вопрос : «На что похоже?» Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные - зарисовать.

Игра «Верно - неверно»

Цель : развивать внимание и память.

Ход игры : воспитатель произносит разные фразы, верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет - топают. Например, «зимой всегда цветут ромашки» - дети топают, «лёд - это замёршая вода» - дети хлопают, «зимой всегда идёт снег» - дети хлопают.

Желательно, чтобы дети играли командами, а остальные наблюдали. Не следует часто вводить новые игры или варианты. Необходимо дать возможность освоить игру — «войти во вкус». Игру нужно закончить, как только воспитатель заметит, что интерес к ней падает.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Смотри и запоминай

Оборудование : игрушки.

На столе лежат игрушки. Ребенок запоминает, как и что лежит на столе, затем отворачивается. Воспитатель убирает некоторые из них, добавляет или переставляет игрушки, спрашивает детей, какие они видят изменения. Например: «Как игрушки раньше лежали?», «Чего не хватает?», «Что появилось?», «Стало больше или меньше игрушек?»

Начинать игру нужно с небольшого количества игрушек (4—5 шт.).

Вариант. Дети играют по двое. Они по очереди говорят, какие видят изменения.

Узнаю цвета

Оборудование: цветные карандаши, разноцветные пластмассовые палочки, полоски из картона или плотной бумаги.

На столах лежат карандаши, палочки разных цветов или полоски из плотной цветной бумаги. На первом столе лежит образец. За вторым столом дети выполняют задание. С повторением игры увеличивать количество карандашей (палочек, полосок бумаги) и кучек.

Варианты

1. На первом столе около десяти карандашей трех цветов. Играющий смотрит на них 1 — 2 мин, затем воспитатель прикрывает их листом бумаги. На втором столе карандаши нескольких цветов. Ребенок берет по одному карандашу этих цветов.

2. На первом столе несколько (2 — 4) кучек карандашей одинакового цвета (2 — 5 шт.). Ребенок запоминает количество кучек и число карандашей в кучке. Воспитатель закрывает карандаши листом бумаги. На втором столе ребенок раскладывает карандаши так, как это было на первом столе.

3. Задание то же, что в варианте 2, только карандаши в каждой кучке определенного цвета.

4. На первом столе несколько (2 — 4) кучек карандашей. В каждой кучке два карандаша разного цвета. Цвета карандашей по кучкам повторять не нужно. Ребенок раскладывает карандаши на втором столе.

Примечание . Можно менять карандаши на пластмассовые палочки или полоски из цветного картона и плотной бумаги. Дети должны чувствовать материал, с которым они играют.

Запоминай: чем больше, тем лучше

Оборудование: цветные карандаши и бумажки, палочки, шарики, открытки, ленточки и игрушки.

Дети играют командами по 3 — 5 человек. На столе лежат карандаши, цветные бумажки, палочки, шарики, открытки, ленточки и игрушки.

Дети смотрят на предметы 1 — 2 мин, затем воспитатель прикрывает их листом бумаги. Один участник команды перечисляет, что запомнил, остальные раскладывают предметы на втором столе. Так играют все команды.

Для каждой команды дают новое задание, т.е. частично меняют предметы и их количество. Начинать игру нужно с 5—7 предметов. С повторением игры количество предметов следует увеличивать.

Побеждает команда, полностью вспомнившая все предметы.

Веселые изменения

Дети делятся на команды и строятся в две шеренги друг напротив друга.

Варианты

1. Дети первой команды внимательно смотрят 1—2 мин на детей второй команды, отворачиваются и говорят, кто с кем рядом стоит. Воспитатель может спросить каждого ребенка, с кем стоит тот или иной игрок.

2. Дети второй команды меняются местами. Участники первой команды поворачиваются и рассказывают, как те стояли раньше. Воспитатель расставляет детей так, как они стояли первоначально.

При повторе игры команды меняются местами.

Примечание. Перед игрой воспитатель помогает, подсказывает детям, на что нужно обратить внимание. Пример: «Как спокойно стоят рядом... (имена детей), особенно... (имя) в конце шеренги. ... (Имена) стоят рядом, они почти одинакового роста. Какое красивое платье сегодня у... (имя)». Воспитатель может задать вопрос одному из играющих: «Почему ты такой веселый?»

Зеркало

Дети строятся в шеренгу, воспитатель встает перед ними и показывает 5—7 фигур. Они внимательно смотрят и повторяют все движения. Разрешается делать четыре ошибки, после чего ребенок переходит в конец шеренги.

Светофор

Оборудование: 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный.

У воспитателя в руках 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный — «светофор». Дети встают в шеренгу, воспитатель перед ними. Он показывает зеленый кружок—дети топают («идут»); желтый—хлопают в ладоши (привлечение внимания); красный кружок — тишина.

Сначала нужно играть небольшими группами, а потом всей группой — будет очень весело.

Овощи с грядки

Оборудование: коробка, муляжи овощей.

В стороне от детей столик, на котором лежит коробка с муляжами овощей (по нескольку экземпляров).

Воспитатель загадывает загадки. Первый правильно ответивший подходит к коробке, вынимает названный овощ и возвращается на место.

Загадки

Шароватый, кудреватый,

На макушке плешь,

На здоровье съешь. (Капуста.)

Был ребенок —

Не знал пеленок,

Стал стариком —

Сто пеленок на нем. (Капуста.)

Лежит меж грядок

Зелен и гладок. (Кабачок.)

Сидит дед

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Кругла, а не луна,

Зелена, а не дубрава,

С хвостиком, а не мышь. (Редька.)

В землю крошкой,

Из земли лепешкой. (Репа.)

Красная девица

Сидит в темнице,

Зелена коса на улице. (Морковь.)

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук.)

Из меня один стреляет,

А другой меня съедает. (Лук.)

Первое — нота, второе — тоже,

А целое на горох похоже. (Фасоль.)

Растет в земле тычина,

Богата витамином,

Кто ее съедает,

Тот здоровым бывает. (Чеснок.)

Хоть на вкус я горьковатый,

Любят грызть меня ребята. (Редис.)

Все загадки об одном и том же овоще можно прочесть сразу. Дети должны понять, что об одном овоще можно сказать по- разному.

Примечание. Если ответ на загадку одновременно дали двое детей или больше, они вместе вынимают овощи из коробки.

Если загадка не отгадана, воспитатель объясняет ее суть, показывая муляж.

Игры-подражания и игры-распознавания

Ежик и лисица

Дети водят хоровод и поют песенку. В середине хоровода двое детей — «еж» и «лисица». «Еж» встает на четвереньки и передвигается соответствующей походкой. Он старается коснуться «лисицы» — «уколоть иглами». Та говорит: «Дай переведу». «Еж» отвечает: «У меня две пары ножек. Сам я перейду».

Бежит ежик

Вдоль дорожек

Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:

— Дай переведу.

Отвечает серый ежик:

— У меня две пары ножек.

Сам я перейду!

Чешская народная песня

При повторе игры «ежом» и «лисицей» становятся другие дети.

Птичка-синичка

Оборудование : веточки.

Воспитатель напевает песню или читает стишок. Дети поют только припев: «Чирик-чик-чик». Перед ними один играющий — «птичка- синичка», в одной руке («клювике») маленькая веточка. «Птичка-синичка» поднимает с пола и кладет на стульчик веточки. Чистит «перышки», машет «крылышками». В конце песенки «птичка-синичка» кладет последнюю веточку на стульчик.

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик.

А что несет синичка?

Чирик-чик-чик.

Несет она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик.

Осетинская народная песня

При повторе игры «птичкой-синичкой» становится другой играющий.

Сели звери под плетень

Дети сидят на скамейке, это ведущие. В стороне у «плетня» (перегородки) стоят «звери» («лиса», «зайка», 3 — 4 «ежа» и «медведь»), Дети показывают повадки животных. Ведущие хором декламируют потешку, а «звери» похваляются — произносят только свою строку.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

— Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

— Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

— У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

— Могу песни я петь!

Русская народная потешка

При повторе игры «лисой», «зайкой», «ежами» и «медведем» становятся другие играющие.

Игры на развитие точности движений рук

Бери осторожно

Оборудование : круглые пластиковые палочки. На столе несколько кучек из круглых палочек, один кончик которых цветной. Дети берут из кучки палочки и откладывают их в сторону, чтобы цветные кончики были обращены в одну сторону.

Варианты

1. В каждой кучке 10 палочек. Нужно переложить их по желанию детей.

2. Передвинуть палочки, сделать новую кучку.

3. Брать палочки названными воспитателем двумя пальцами и перекладывать.

4. В каждой кучке 10—15 палочек. Нужно положить их в ряд: цветной кончик одной палочки вверх, цветной кончик другой — вниз. Дальше в таком же порядке.

5. Нужно передвигать палочки по столу разными пальцами. Задание дает воспитатель.

Кубики в коробке

Оборудование: кубики, 2 коробки.

На столе 2 коробки, одна с кубиками, другая пустая. Первый играющий вынимает кубики из коробки и перекладывает их в другую коробку — ряд к ряду.

Так продолжается, пока не сыграют все дети. Не нужно спешить, важна аккуратность.

Воспитатель отмечает детей, которые сделали все хорошо.

Варианты

1. Перекладывать кубики одной или двумя руками.

2. Игра проводится в паре: первый играющий вынимает из коробки и перекладывает половину кубиков, второй возвращает кубики. Воспитатель отмечает лучшую пару.

Шарик — в обруч по дощечке

Оборудование: обруч, дощечка, шарики.

Дети делятся на команды по 7—10 человек.

У каждого играющего маленький шарик. Перед детьми лежит обруч.

Воспитатель кладет маленькую дощечку на обруч так, чтобы один ее конец касался пола с наружной стороны обруча. Получается маленькая горка.

Участники одной команды поочередно закатывают по горке шарики в обруч, подсчитывая количество попавших в него. Затем шарики закатывает следующая команда.

Так продолжается, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, закатившая в обруч больше шариков.

Игры на развитие координации

Повернись на месте

Дети строятся в шеренгу. Стоя на месте, они начинают топать (3—4 раза). Поворачиваются на 90° и шагают на пальцах. Снова поворачиваются на 90° и идут на пятках. Поворачиваются еще раз и шагают на наружной стороне стопы. Затем повторяют поворот и топают. Всё делается на одном месте с поворотами на 90°.

Ровно по кругу

Дети шагают друг за другом по кругу простым шагом, на пальцах, пятках, наружной стороне стопы, подняв руки вверх, заложив руки за голову, машут одной, двумя руками над головой (меняя руки по ходу движения).

Кружки и палка

Оборудование : палки.

На расстоянии шага ребенка воспитатель рисует несколько кругов, немного в стороне — маленькие кружки. Дети проходят по большим кругам, опираясь палкой на маленькие круги, не пропуская их. Можно нарисовать маленькие круги по разные стороны от больших. Можно вставать в круги двумя ногами — для отдыха. Каждый круг — это небольшие горы, которые покоряют, дети — альпинисты.

Варианты

1. Дети останавливаются в каждом круге двумя ногами. Перешагивают в следующие круги то правой, то левой ногой.

2. Дети перешагивают в каждый круг с правой (левой) ноги.

По туннелю

Оборудование: 3—4 стула, игрушки, кусок ткани или лист картона, коробка.

Воспитатель ставит в ряд 3—4 стула. Дети друг за другом проползают через получившийся «туннель». Желательно не задевать за ножки и сиденья стульев.

Стулья — «пещера», в которой можно найти «клад» (игрушку). С одной стороны «пещеру» закрывают картоном или тканью и кладут какую-нибудь игрушку. Дети «вползают в пещеру», забирают «клад», и спиной выбираются из нее. Играют поочередно. Желательно, чтобы игрушки были разные.

Вариант. Коробку («яму», «колодец»), в которой лежит «клад», ставят в конец «пещеры». Дети выползают из «пещеры», забирают «клад», разворачиваются и возвращаются по «туннелю»-«пещере» обратно.

Игры на развитие глазомера

Кольца — на ножки стула

Оборудование : 2—3 небольших кольца, стул. У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевернутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.

Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.

Распределите по возрастающей

Оборудование: 10—15 картонных полосок (палочек) разной длины.

У каждого играющего 10—15 картонных полосок (палочек) разной длины.

Варианты

1. Рассортировать полоски (палочки) по длине и собрать в кучки. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и без ошибок.

2. Разложить по порядку палочки: от маленькой до самой большой. И наоборот.

3. Провести соревнования с 2—3 детьми. Разложить палочки по длине по кучкам, но только с завязанными глазами.

Подвижные игры

Матрешка и кукла

Оборудование : 2 столика, 2 матрешки, 4 куклы. Участники делятся на две команды. На столиках стоят матрешки. По сигналу первые дети от команд бегут к матрешкам, разбирают их и возвращаются. Вторые собирают матрешку и тоже возвращаются. Так продолжается, пока не сыграют обе команды.

Побеждает команда, закончившая сборку матрешки первой. У команд по две куклы. Дети внимательно изучают одежду кукол.

По сигналу первые дети от команд бегут к куклам, раздевают их, аккуратно складывают одежду, укладывают в постель и возвращаются в команды. Вторые одевают куклу и тоже возвращаются. Так продолжается, пока не сыграют все участники.

Побеждает команда, первой отдавшая одетую куклу воспитателю. Расстояние от старта до стола — 3 — 5 м.

По грибы

Оборудование : городки, цветные диски.

Дети делятся на две команды. На расстоянии 4 — 5 м от игроков расположены городки, накрытые цветными дисками, — «грибы». У первых участников по одному диску другого цвета. По сигналу они подбегают к деревянным «грибам» и меняют «шляпки»-диски. Снятые «шляпки грибов» играющие передают участникам, которые подбегают и снова меняют местами с имеющимися. Так продолжается, пока не сыграют все участники.

Булава в круге

Оборудование : булавы или мячи.

Дети встают в колонну. В 3 — 5 м от детей воспитатель чертит небольшой круг, в который ставит булаву (мяч). Первый играющий получает другую булаву (мяч). Он бежит к кругу, меняет булаву на свою, возвращается и передает взятую булаву следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Второй участник делает то же самое. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Ставить булаву нужно аккуратно, она не должна падать. Если ребенок уронил булаву, он должен ее поднять и продолжить бег.

Над головой

Оборудование: булавы, мячи или небольшие обручи. Дети делятся на две команды и строятся в колонны. У первых участников по булаве (мячу, небольшому обручу). По сигналу они передают ее над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний участник, получив булаву, бежит, встает в начале колонны и говорит: «Я здесь». Если ребенок уронил булаву, он должен ее поднять и передать дальше.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант . Булаву передают обратно до первого игрока. Игра заканчивается.

Одна шляпа на команду

Оборудование: 2 шляпы, стул.

Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Между ними стул. У первых участников на голове яркие шляпы. По сигналу вторые игроки снимают их, надевают на себя, и далее по цепочке. Последний участник, надев шляпу, бежит к стулу и садится на него.

Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Попрыгаем в длину

Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Воспитатель чертит на полу линию. Первая пара участников подходит к ней и одновременно прыгает в длину. Воспитатель отмечает длину прыжков. Выходит вторая пара, дети прыгают с того места, до которого допрыгнули предыдущие участники. Так все игроки пара за парой прыгают вперед. Побеждает команда, общая длина прыжков у которой больше.

Вариант. Первые участники команд делают с места двойной (тройной) прыжок, отталкиваясь обеими ногами. Выходит вторая пара, дети прыгают с того места, до которого допрыгнули предыдущие участники. Так прыгают пара за парой.

Побеждает команда, общая длина прыжков у которой больше.