Военно-воздушные силы российской федерации

ВВС России по размеру флота уступает только ВВС США.

По состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 4 000 единиц военной техники, а также 833 на хранении.

После реформы, авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60 АБ.

Тактическая авиация имеет в своём составе следующие эскадрильи:

  • 38 истребительных аэ)
  • 14 бомбардировочных аэ,
  • 14 штурмовых аэ,
  • 9 разведывательных аэ,
  • учебные и испытательные - 13 аэ.

Дислокация авиабаз тактической авиации:

  • КОР - 2 АБ
  • ГВЗ - 1 АБ
  • ЗВО - 6 АБ
  • ЮВО - 5 АБ
  • ЦВО - 4 АБ
  • ВВО - 7 АБ

В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации». «…Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причем главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»

По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО - примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.

Помимо ВВС, имеется военная авиация и в других видах и родах войск Вооружённых Сил России: ВМФ, РВСН. Авиация ПВО и авиация сухопутных войск входят в состав ВВС. Авиация Ракетных войск стратегического назначения к 1 апреля 2011 года будет передана в состав Военно-воздушных сил РФ.

План по сокращению численности баз предусматривает уменьшение до 33 авиабаз, и списание около 1000 ЛА, до 2000 ЛА.

Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.

Источники

МиГ-31 - тяжёлый скоростной перехватчик

МиГ-29 - лёгкий многоцелевой истребитель

Су-35БМ - тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++

Ту-22М3 - средний бомбардировщик-ракетоносец

Ту-160 - тяжёлый стратегический бомбардировщик-ракетоносец и Су-27 - истребитель-перехватчик

Ил-78 - воздушный танкер и пара Су-24 - фронтовых бомбардировщиков

Ка-50 - ударный вертолёт

Назначение, наименование Количество в регулярных ВВС Количество в резерве ВВС Общее количество Количество поставленных машин
Стратегическая и дальняя авиация: 204 90 294
Ту-22М3 124 90 214
Ту-95МС6/Ту-95МС16 32/32 64
Ту-160 16 16
Фронтовая авиация: 655 301 956 39
Су-25 / Су-25СМ 241/40 100 381
Су-24 / Су-24М / Су-24М2 0/335/30 201/0/0 566 0
Су-34 9 9 23
Истребительная авиация: 782 600 1382 66
МиГ-29 / МиГ-29СМТ/УБТ 242/34 300 570
МиГ-31 / МиГ-31БМ 178/10 200 388
Су-27 / Су-27СМ / Су-27СМ2/СМ3 252/55/4 100 406 0/0/8
Су-30 / Су-30М2 5/4 9
Су-35С 0 0 48
Боевые вертолёты: 1328 1328 130
Ка-50 8 8 5
Ка-52 8 8 31
Ми-24П/Ми-24ПН/Ми-24ВП-М 592/28/0 620 0/0/22
Ми-28Н 38 38 59
Ми-8/Ми-8АМТШ/Ми-8МТВ-5 600/22/12 610 0/12/18
Ми-26 35 35
Ка-60 7 7
Разведывательная авиация: 150 150
Су-24МР 100 100
МиГ-25РБ 30 30
A-50/A-50У 11/1 8 20
Транспортная авиация и танкеры: 284 284 60
Ил-76 210 210
Ан-22 12 12
Ан-72 20 20
Ан-70 0 60
Ан-124 22 22
Ил-78 20 20
Зенитно-ракетные войска: 304 304 19
С-300ПС 70 70
С-300ПМ 30 30
С-300В/С-300В4 200 ПУ 200 ПУ 0/?
С-400 4 4 48
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация: >980 980 12
МиГ-29УБ/ МиГ-29УБТ ?/6
Су-27УБ
Су-25УБ/ Су-25УБМ 0/16
Ту-134УБЛ
Л-39 336 336
Як-130 8 8 3
Ансат-У 15 15
Ка-226 0 6

Перевооружение

В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт и 57 вертолётов.

В 2011 году Министерство обороны России получит от промышленности минимум 28 самолётов и более 100 вертолётов. Также в этом году продолжится модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».

На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52

По данным МО России в 2011 году будет закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.

По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты; штурмовой авиации - 3 из 14 аэ; бомбардировочной авиации - 2 из 14 аэ. В этом же году на Су-34 будет перевооружена одна бомбардировочная аэ авиабазы Балтимор под Воронежом.

Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.

Стало известно, о том, что на авиасалоне МАКС-2011, планируется подписать контракт на поставку дополнительной партии Як-130 в объеме 60 машин.Контракт по модернизации МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ в объеме 30 машин.Контракт на поставку МиГ-29К в объеме 24 машины для Авиации ВМФ РФ.

Количество авиатехники поступившей в ВВС за последние годы в рамках программы перевооружения:

Наименование Количество
Истребительная авиация: 107
МиГ-29СМТ 28
МиГ-29УБТ 6
МиГ-31БМ 10
Су-27СМ 55
Су-27СМ3 4
Су-30М2 4
Штурмовая/бомбардировочная авиация: 87
Су-25СМ 40
Су-25УБМ 1
Су-24М2 30
Су-34 13
Учебно-тренировочная авиация: 6
Як-130 9
Вертолётная авиация: 92
Ка-50 8
Ка-52 11
Ми-28Н 38
Ми-8АМТШ 32
Ми-8МТВ5 19
Ансат-У 15

Заключенные контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ:

Наименование Количество Справка
МиГ-29К 24 планируется подписание контракта на МАКС-2011
Су-27СМ3 12 выполнен на треть, последние 8 бортов поступят в 2011
Су-30М2 4 выполнен
Су-35С 48 первые два борта поступят в 2011, срок выполнения до 2015 года
Су-34 32 4 бортов поставлено, в 2011 поступят ещё 6, в дальнейшем по 10-12 машин ежегодно
Су-25УБМ 16
Ка-52 36 8 серийных борта поставлено, в 2011 поступят ещё 10
Ми-28Н 97 38 бортов поставлено, включая 15 в 2010, в 2011 поступят ещё 15
Ми-26Т ? 4 до конца 2011 года
Як-130 62 9 серийных борта поставлено, летом поступят ещё 3
Ан-140-100 11 Будут поставлены в течении 3-х лет
Ка-226 36 6 в 2011
Ка-60 100 поставки с 2014-2015 года, возможна часть в корабельном исполнении

Беспилотные летательные аппараты

В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведовательных беспилотных самолёта для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА.

Виды закупленных БЛА:

  • IAI Bird-Eye 400
  • IAI I-View
  • IAI Searcher 2

Из отечественных БЛA на вооружении доподлинно известно находятся:

  • ZALA 421-08
  • Пчела-1Т
  • Типчак
  • Ту-243

Учебные заведения

Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:

  • Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
  • Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»
  • Военный авиационный инженерный университет г. Воронеж

Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия - одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.

Немного истории

История в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС - Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках - за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.

Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.

Структура

Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.

К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.

Другие особенности структуры

Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая - это дальняя авиация (ДА). Вторая - военно-транспортная (ВТА). Третья - оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая - армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой - свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.

Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.

Ситуация в XXI веке

Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.

Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск - А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка техники и совершенствование всей системы в целом.

Символика

Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество - 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано - это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его - оттого и лучи.

А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже - серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.

Стоит отметить, что Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.

В со­став ВВС вхо­дят сле­дую­щие ро­да войск:

  • авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная),
  • зенитные ракетные войска,
  • радиотехнические войска,
  • специальные войска,
  • части и учреждения тыла.


Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск , а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Предыстория

Мало кто из обывателей знает, что 12 августа принято отмечать День Военно-Воздушных Сил России. Некоторые могут сказать, что этот праздник не очень уж и важный, к примеру, если сравнивать с масштабом празднования Дня ВМФ. Однако авиация России по праву заслуживает того, чтобы эта дата была отмечена в истории. Отмечать День авиации 12 августа в России принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации Бориса Ельцина в августе 1997 года. Дата также выбрана неслучайно. Именно 12 августа 1912 года своим Указом Император Николай II объявил о создании в Российской Империи первой регулярной авиационной части.

Следует отметить, что на заре авиации Россия была в числе правофланговых. Ее Военно-Воздушный флот был едва ли не самым многочисленным в Европе. Российские авиаторы и воздухоплаватели были в какой-то мере первооткрывателями в области искусства пилотирования авиационной техники. Не отставали от них и российские конструкторы, которые сумели создать целый ряд интересных и любопытных образцов летательных аппаратов. Всему миру известны российские авиаторы – рекордсмены Владимир Александрович Лебедев и Петр Николаевич Нестеров. Среди авиаконструкторов всемирную славу завоевал Игорь Иванович Сикорский, создавший самый большой для того времени самолет — четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец».

Уже в те далекие годы становится ясно, что авиация будет весомым аргументом в руках военных. Сначала в Мексике, а затем и в Европе во время итало-турецкой войны 1911 года, авиация начинает применяться в военных целях. Сначала в функции авиаторов входил сбор разведывательных данных. Робкие разведывательные полеты становились все более назойливыми и небезопасными для воюющих сторон, поэтому не могли долго оставаться безнаказанными. В годы Первой Мировой войны военная авиация окончательно сформировалась как отдельный вид вооруженных сил. Пилоты аэропланов и дирижаблей сразу стали национальными героями. Летные части автоматически становились элитными подразделениями в армии любого государства.

Так было и в России, где на долю российских пилотов выпало немало испытаний. Российская Империя вступила в Первую Мировою войну, имея один из самых многочисленных авиационных парков. Однако экономическая ситуация в стране привела к тому, что лидерство России в области самолетостроения было быстро утрачено. На арену вышли главные противники – авиация стран Антанты и их противники, воздушный флот Кайзеровской Германии и Австро-Венгрии. Именно на Западном фронте развернулись самые кровопролитные воздушные бои. За годы войны в небе над Францией, Англией, Бельгией и Голландией наблюдалось самое массовое применение самолетов всех типов. Здесь зародилась истребительная авиация, появились первые бомбардировочные части.

Российская авиация вынуждена была надолго уйти в тень. Этому способствовали как внешние, так и в большей степени, внутренние факторы. Только спустя 20 лет, о российской, уже советской авиации, снова заговорили в голос.

Сначала настал 1934 год, когда советские летчики отличились на самолетах АНТ-4 конструкции Андрея Туполева. Им пришлось в трудных погодных и взлетно-посадочных условиях вывозить экипаж и пассажиров затонувшего во льдах Северно-Ледовитого океана парохода «Челюскин». Затем наступила эра трансконтинентальных перелетов. Впервые советскую авиационную технику увидели за океаном. Летом 1937 года с подмосковного аэродрома поднялась машина АНТ-25, экипаж которой состоял из трех прославленных советских пилотов Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.

К слову:первыми Героями Советского Союза стали именно летчики. За участие в спасательной операции по эвакуации членов экспедиции затонувшего парохода «Челюскин» Золотую Звезду Героя 16 апреля 1934 года получили семь летчиков — Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин.

Следует отметить, что начиная с 30-х годов, когда в СССР были достигнуты первые определенные успехи в экономике, авиация переживает настоящий бум. В Советском Союзе массово создаются общества друзей Воздушного флота, растут как грибы после дождя кружки планеристов и воздухоплавания. Пилоты самолетов и стратостатов становятся национальными героями. Этому в немалой степени способствовала программа советского Правительства, которая определяла приоритеты в развитии авиационной отрасли в Советском Союзе.

На самом верху было принято решение создать в СССР самый могучий и многочисленный военно-воздушный флот. Важно отметить, что на определенном этапе успехи советской авиации были по-настоящему потрясающими. Советская военная авиация в середине 30-х годов считалась одной из самых многочисленных и мощных в мире. Ни одна армия мира не имела столько бомбардировщиков и истребителей, сколько было в составе Военно-Воздушных Сил РККА.

Во многом такой результат объясняется успешной работой советских авиаконструкторов. Высоких результатов добились коллективы конструкторов под началом А. Н. Туполева и Н.Н. Поликарпова. Их усилиями ВВС Красной Армии пополняются самолетами новых типов. В начале 30-х годов на вооружение армейских частей поступают полноценные истребители И-2, И-3 и И-5. Бомбардировочные части комплектуются тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1 и ТБ-3. Эти самолеты стали своеобразным прорывом в авиастроительной отрасли, подняв на более высокий уровень не только советские ВВС, но и всю авиацию Страны Советов.

В 1934 году Советский Союз удивил весь мир постройкой самого большого самолета в мире. Советский гигант АНТ-20 «Максим Горький» имел колоссальные по тем временам параметры:

  • взлетная масса 28,5 тонн;
  • размах крыльев 63 м;
  • суммарная мощность 8 двигателей составляла 6000 л/с;
  • крейсерская скорость 270 км/ч;
  • дальность полета 1000 км.

Самолет, изготовленный в единственном экземпляре, стал своеобразным символом агитпропа СССР. Машина просуществовала недолго. Через год, 18 апреля 1935 года воздушный гигант во время демонстрационного полета над Москвой потерпел катастрофу. Причиной аварии стало столкновение в воздухе АНТ -20 с истребителем И-5.

В середине 30-х на вооружение ВВС поступают более совершенные машины. В небо поднялись истребители И-15, И-153 и И-16. Парк бомбардировщиков пополняется более современными самолетами СБ и ДБ-3 (будущий Ил-4). В количественном отношении самолетный парк Военно-Воздушных Сил РККА увеличился за 10 лет, в период с 1928 по 1938 года в 5,5 раз.

Ввиду накалившейся международной политической обстановки Советский Союз взял курс на милитаризацию экономики. Армия стремительно пополнялась новыми образцами военной техники, не отставала в этом плане и военная авиация. В конце 30-х годов советской авиации пришлось доказывать свою боеспособность, участвуя в ряде вооруженных конфликтов. Сначала советские пилоты приняли участие в воздушных боях в небе Испании. Далее пришел черед участия советской авиации в боях с японцами на Халкин-Голе во время «Зимней войны» 1939-40 гг.

Головокружительные успехи первых советских пятилеток несколько усыпили бдительность советского военного руководства. Советская авиация, несмотря на численное превосходство, стала отставать в техническом плане от авиации зарубежных стран.

В канун начала Второй Мировой войны советская авиация имела довольно большой парк самолетов, однако с технической точки зрения, многие машины уже считались устаревшими. На вооружении ВВС РККА к началу военных действий на советско-германском фронте находилось до 20 тыс. машин всех типов. Доля современной техники в авиационных частях была невелика. Даже с учетом того, что советская авиационная промышленность ежесуточно давала армии 50 машин, самолеты новых типов Як-1, Лагг-3, МиГ-3, Пе-2 и Ил-2 только начали поступать в строевые части.

События первых месяцев Великой Отечественной войны нанесли советским ВВС тяжелый удар. Нападение гитлеровских войск, стремительное продвижение немецких войск на восток, привели к катастрофическому положению советской военной авиации. Только за первые полгода военных действий на советско-германском фронте ВВС РККА потеряли более 20 тыс. самолетов. Доля боевых потерь составила только половину этого количества – 9233 машины. Пережив трудный период, оправившись от тяжелейших поражений 1941-42 гг, советская авиация сумела переломить ход поединка в свою пользу.

Начиная со сражений под Курском и до самых последних залпов войны в небе Берлина, советские ВВС уже не теряли своего превосходства над противником. Советский штурмовик Ил-2, истребитель Ла-5 стали легендарными машинами, живыми символами победы. Советские летчики сумели не только доказать на практике свою высокую боевую выучку, противостоя хваленым немецким люфтваффе, но и нанести сокрушительное поражение немецкой авиации, уничтожив 57 тыс. самолетов разных классов. Более 200 тыс. летчиков были удостоены различных боевых наград.

Преемственность ВВС России

Итоги Второй Мировой войны показали, насколько стремительным оказался скачок советской авиационной промышленности. Качественное превосходство советской авиации снова было восстановлено. Единственным пробелом являлась дальняя бомбардировочная авиация, которая в СССР только зарождалась. Наступала новая эра – эпоха реактивной авиации. Советский Союз прилагал титанические усилия, направленные на совершенство самолетного парка и модернизацию структуры Военно-Воздушных Сил ВС СССР (с 1946 года).

Начинается обновление организационной структуры ВВС, исчезают старые части и подразделения, проявляются новые соединения. Параллельно с реорганизационными вопросами идет переоснащение технической базы.

Советские авиаконструкторы сумели создать целый ряд самолетов, ставших одними из лучших машин в своем классе. Наступившая Холодная война и начавшаяся вместе с ней гонка вооружений мобилизовала советский авиапром. По уровню технического оснащения советские ВВС не уступали военной авиации вероятного противника. Количественно и качественно советская военная авиация не уступала ни армии США, ни вместе взятым ВВС стран членов блока НАТО. На вооружении ВВС ВС Советского Союза в 80-е годы находилось до 10 тыс. самолетов всех типов и вертолетов.

На заметку:Советский Союз уступал авиации США только по количеству стратегических бомбардировщиков, которые долгое время считались в СССР анахронизмом. По мнению некоторых высоких руководителей советского государства, незачем было создавать целый флот стратегической авиации, если можно было обойтись межконтинентальными ракетами.

Развал Советского Союза ознаменовался крахом не только самого крупного государства в мире, но и исчезновением одной из самых крупных армий мира. Отечественные Военно-Воздушные Силы вступили в полосу очередного забвения. Начало 90-х годов ознаменовалось развалом организационной структуры военной авиации бывшего СССР. Претерпела существенные изменения и техническая база. Новые разработки в области авиационной техники были положены под сукно, недостаточное финансирование привело к стремительному сокращению кадрового состава ВВС, к уменьшению самолетного парка. Бывшие едва ли не самые мощные ВВС в мире были разделены между бывшими республиками, входившими в состав Союза.

В таком плачевном состоянии были вынуждены возрождаться российские Военно-Воздушные Силы.

Авиация ВВС России на современном этапе

Пережив хаос и безнадежность тяжелых 90-х годов, Россия сумела восстановить боеспособность своей авиации. За прошедшие 27 лет с момента распада СССР, Военно-Воздушные Силы Российской Федерации превратились в современный вид вооруженных сил. Имеющаяся на вооружении военная техника отвечает поставленным целям и задачам. Современные ВВС отличаются высоким уровнем подготовки летного состава.

Военная доктрина, утвержденная для Вооруженных Сил Российской Федерации, четко определяет функции военной авиации, определяет круг задач и сферу использования отечественных Военно-Воздушных Сил в современных условиях.

Организационно современные Военно-Воздушные Силы РФ начинают свою историю с 2008 года. С этого момента появляются отдельные командования ВВС и войск Противовоздушной Обороны. Все части и подразделения ВВС подчиняются региональным оперативно-стратегическим командованиям, расположенным по географическому принципу: Западное, Восточное, Центральное и Южное.

С 2009 года осуществляется переход на двухуровневую систему управления военной авиацией. Сократилось количество войсковых объединений с 8 до 6. Существующие ранее авиационные полки сведены в авиационные базы, которые в свою очередь разделены на тактическую, стратегическую и транспортную авиацию. Части ПВО сведены в отдельные бригады воздушно-космической обороны. Со временем бригады ПВО были расширены до дивизий. Наметилась тенденция на формирование новых авиационных частей уже в составе воздушной армии.

С 2015 года Военно-Воздушные Силы Российской Федерации преобразованы в новый вид вооруженных сил — Воздушно-Космические Силы (ВКС) Российской Федерации. Этот вид объединил в себе структуры ВВС и ПВО, войска противоракетной обороны и космические войска.

Вместе с реорганизацией структуры, авиация стала получать новые виды и типы военной техники. Созданные еще в советский период самолеты и вертолеты проходят модернизацию. Появляются машины нового поколения. В частности самолетный парк фронтовой авиации постоянно обновляется. Поступают машины поколения 4 и 4+, обновляется парк боевых вертолетов. В больших количествах на вооружение авиационных частей стали поступать беспилотные летательные аппараты. Военные самолеты России – это техника, доставшаяся в наследство от ВВС Советского Союза и прошедшая глубокую модернизацию, новые самолеты и вертолеты. Итогом работы конструкторов последних 10-15 лет должен стать новейший истребитель Су-57.

В нынешних условиях Российские ВКС численно уступают только Военно-Воздушным Силам армии США. Обновленный авиапарк соответствует поставленным тактическим и стратегическим целям. Только в 2015 году планировалось передать на оснащение авиационных частей до 150 летательных аппаратов различных типов. В это число входят:

  • истребители-бомбардировщики Су-30 СМ, Су-30М2, Су-34 и Су-35;
  • истребители Миг-29, Миг-31;
  • самолеты штурмовой авиации Як-130;
  • транспортные самолеты Ил-76МД-90.

Особо стоит отметить стремительное увеличение количества вертолетов разных типов, поступающих в войска. Новые боевые вертолеты Ка-52, Ми-28Н и модернизированные Ми-35М составляют ударную силу фронтовой авиации. Поддержку сухопутным войскам оказывает значительное число многоцелевых вертолетов Ми-8АМТШ, Ми-8 МТПР и транспортные вертолеты Ми-26.

Численный состав ВКС составляет более 180 тыс. человек.

Дальняя авиация ВВС России как элемент ядерной триады

Стратегическая авиация стала полноправной преемницей советской стратегической бомбардировочной авиации. Авиационные части стратегической авиации находятся в подчинении непосредственно у Верховного Главнокомандующего. Цели и задачи, поставленные перед этим элементом Ракетно-Ядерных Сил, определяются стратегическими и оперативно-тактическими задачами, обозначенными на каждом театре военных действий. Российская дальняя авиация является частью триады стратегических ядерных сил Российской Федерации.

Перспективным направлением развития дальней авиации является наращивание элементов ракетно-ядерного сдерживания в условиях обострившейся международной политической обстановки. Наращивание будет осуществляться за счет модернизации существующего авиапарка и продления сроков эксплуатации стоящих на вооружении машин. Планируется создать в структуре дальней авиации специального комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

На оснащении дальней авиации ВКС России стоят бомбардировщики — ракетоносцы Ту-160. До 2020 года ожидается поставка модернизированных машин Ту-160М2. Ориентировочно действующее количество самолетов этого типа на сегодняшний день составляет 16 машин.

Более грозной представляется армада стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. В составе нынешних стратегических сил находится 38 самолетов этого типа. Более 60 машин частично находятся на хранении, частично проходят модернизацию до более современной модификации Ту-95МСМ. Продолжают боевую службу, созданные во времена Советского Союза ракетоносцы Ту-22М3. На сегодняшний день в строю имеется до 40 машин, около сотни пребывает в резерве. С 2012 года началась масштабная модернизация этих ракетоносцев.

В качестве тыловой тактической и стратегической поддержки на оснащении дальней авиации находятся самолеты заправщики Ил-78 и ТУ-22МР, в качестве самолетов-разведчиков.

Российские стратегические ракетоносцы вооружены крылатыми ракетами большой дальности Х-55СМ, авиационные бомбы свободного падения в ядерном снаряжении. В тактическом плане дальняя авиация является носителем крылатых ракет Х-15С, Х-22 и с 2017 года новейших крылатых ракет «Калибр-А» 3М-54 воздушного базирования.

Планируется до 2020 года передать на оснащение стратегической авиации новейшие ракетные комплексы Х-555 и Х-101, обладающие большой дальностью, более высокой скоростью полета и точностью наведения. Уровень подготовки и технического оснащения российской дальней авиации находится в переходном состоянии. Качественно этот вид вооруженных сил несколько уступает стратегической авиации США, однако продолжает находиться на достаточном для обороны техническом уровне.

В целом, российские ВКС представляют собой хорошо организованный, достаточно современный и многочисленный вид Вооруженных Сил Российской Федерации. Российская авиация отвечает поставленным целям и задачам, способна справиться с возложенными на нее функциями.