Проект по теме человек часть живой природы. Как сберечь природу

Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, развивает умение сопоставлять факты на базе имеющегося жизненного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человек разумный – часть природы.

Тема: Про тебя.

Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;

Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;

Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;

Развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока.

Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)

Чем отличается живая природа от неживой?

Признаки живой природы:

*живые организмы рождаются.

*питаются

*дышат

*растут

*развиваются

*размножаются (оставляют потомство)

А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)

Докажите.

А к какой группе животного мира относится человек?

«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»

(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)

Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».

2. Работа над темой урока.

И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?

(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)

Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с . 50-51 )

(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)

Чем похожи люди между собой?

(черты лица, части тела, характер и т.д.)

Рассмотрите рисунки в уч. с. 45 . Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)

Работа в тетради. С. 34 № 48.

Физминутка.

Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.

Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)

У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.

3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.

1. Взять листок бумаги.

2. Сложить его вдвое.

3. Оторвать верхний правый угол.

4. Снова сложить бумагу вдвое.

5. Оторвать верхний правый угол.

6. Снова сложить бумагу вдвое.

7. Оторвать верхний правый угол.

8. Снова сложить бумагу вдвое.

9. Оторвать верхний правый угол.

10. Развернуть листок бумаги.

Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)

Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)

Работа в тетради. С. 35 № 50.

На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.

Чтение последнего абзаца на с. 47

4. Органы чувств.

Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)

Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)

Две куколки на кровельке сидят. (уши)

С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)

Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?

А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)

А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)

5. Сходство и отличие человека и животных.

Чем человек похож на разных животных и чем отличается?

Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Насекомые

Птицы

Млекопитающие

Я - ___________.

6. Итог урока.

Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?

Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?

Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?

(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)

7. Домашнее задание . Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

Я - ___________.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

Я - ___________.


краткое содержание других презентаций

«Общество 3 класс» - Символы государства. Сестра. Чукча. Человеческое общество. Индейцы. Урок по окружающему миру 3 класс. Семья. Индианка. Японцы. . Мама. Я. Флаг герб. Монголы. Глава государства. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Брат. Общество. Люди. Бабушка. Народ. Африканцы. Дедушка. Папа. Арабы. Составила: учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Ядрин Толстова Н. А.

«Круговорот веществ 3 класс» - Энергия. Значит наша гипотеза была ошибочна. Живые участники круговорота веществ. Растения (производители) снабжают всех пищей и кислородом. Дышит Питается Растёт Размножается Умирает. Вывод. Рассмотрим на примере растений. Углекислый газ. Могут ли существовать живые организмы друг без друга? Автор проекта: ученица 3 «В» класса гимназии №13 г. Красноярска Безкоровайная Саша. Воздух вода. Расселение. Работа выполнена по проекту «Живая оболочка планеты». Солнце.

«Урок Почва» - П. Р. Ход урока. Е. Ч. О. К. Ь. 1. Сыпучее вещество,которое получается в результате разрушения и измельчения камней. А. С. В. Природоведение 3 класс. Что такое почва?

«Животноводство урок» - Коза. Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: «Животноводство». Валенки. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. Хвост крючком Нос пятачком. У кого рога длиннее хвоста? Баран, овца. Свёкла. Зерно. Что копали из земли, Жарили, варили? Конь. Картофель. С «Л» - холодный, твердый, гладкий, С «М» –тягучий, вкусный, сладкий. Мёд. Два брюшка, Четыре ушка. Над землей – трава, Под землей – алая голова. Не мой бы труд, Не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Одно бросил- Целую горсть взял.

«Плешаков 3 класс» - Актуальность проблемы. Творческое название проекта: «Здоровье - великий дар!». Здоровье в цифрах. Есть ли формула здоровья? Почему ужин надо отдавать врагу? Удачи в проекте! Всегда ли бактерии - враги? Сколько весит здоровье в 3 классе? А знаете ли вы... Основополагающий вопрос: Что нам стоит дом построить? Кем ты можешь быть в проекте. Так ли важно заниматься спортом? Проблемные вопросы нашего проекта.

СЛАЙД №1)

Тема: «Живая и неживая природа. Человек – часть живой природы».

Цели учащихся:

  • Знать царства живой природы, к какой части природы относится человек; отличительные признаки живой и неживой природы.
  • Уметь находить доказательные подтверждения сходства человека с животными, с млекопитающими.
  • Уметь находить отличительные признаки человека от животных: удивительная способность говорить, читать, писать, уметь изобретать, фантазировать, конструировать.
  • Выделять и акцентировать важнейшее отличие человека от животных – способность к творчеству.
  • Осознать то, что даже внешне невзрачный человек красив, если он добр, щедр, вежлив, если он мастер своего дела.
  • Осознать себя как самоценную личность со скрытыми в ней потенциальными возможностями к саморазвитию, к творчеству.

Цели учителя:

  • Учебные задачи : организовать деятельность учащихся по формированию понятия «отличительный признак», целостного представления об окружающем мире, по ознакомлению учащихся с новым царством живой природы: бактерии.
  • Развивающие задачи : продолжить развивать воображение, способности выделять главное, обобщать, анализировать, структурировать знания.
  • Воспитательные и социальные задачи :
  • воспитывать патриотические чувства: чувства любви к Родине, родному краю, Отечеству.
  • воспитывать чувство прекрасного, восхищение красотой и богатствами природы, достижениями человечества.
  • воспитывать бережное отношение к природе, беспокойство о судьбе природы.
  • формировать культуру поведения, негативное отношение к вредным привычкам, навыки ЗОЖ.

Оборудование:

  • Учебник – тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы (О.Т.Поглазова).
  • Методические рекомендации к учебнику-тетради (О.Т.Поглазова).
  • Мультимедийное оборудование.
  • Тесты, ключи к тестам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Целеполагание

– Ребята, чему мы учимся на уроках окружающего мира? (Учимся познавать мир.)

Проблемная ситуация:

– Кто сможет заполнить схему? (Презентация . СЛАЙД №2).
– Вы правы, ребята, окружающий мир – это живая, неживая природа и рукотворный мир.
(Презентация . СЛАЙД №3)

– Послушайте стихотворение. (Презентация . СЛАЙД №4).
– Какие чувства возникли у вас при прослушивании стихотворения?

Для чего нам Солнце?
Чтоб светило ярко, чтобы ребятишкам было летом жарко.
Для чего нам облака?
Чтобы дождик лил, чтоб цветы и речки влагой напоил.
Для чего нам небо? Чтоб мечтать о нём.
Чтобы чайки вились в небе голубом.

– О чём это стихотворение? Кто догадался: какую тему будем повторять на уроке? (Живая и неживая природа, человек – часть живой природы) . (Презентация . СЛАЙД №5).
– Какие учебные задачи выполним на уроке? (Вспомним отличительные признаки живой и неживой природы, сходные и отличительные признаки человека от других животных.) (Презентация . СЛАЙДЫ №6, №7).
– Правильно, ребята! А ещё мы познакомимся с новым царством живой природы.

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала о живой и неживой природе, об отличительных признаках живой и неживой природы.

– Посмотрите на данные картины: (Презентация . СЛАЙДЫ №8, №9, №10, №11).

– Что на них изображено? Что такое природа?
– Назовите царства живой природы. (Презентация . СЛАЙДЫ №12, №13).
– Почему, ребята, вы не заполнили один прямоугольник? (Мы не знаем про одно царство ничего). – Вы хотите узнать ещё про одно царство живой природы?

III. Знакомство с новым материалом

1) Демонстрация фрагмента «Царство живой природы».
2) Закрепление новых сведений: – О каком новом царстве живой природы узнали? Где находятся бактерии? Что узнали о них? Как нужно беречь своё здоровье от вредных бактерий?
3) Воспитание чувсва прекрасного, бережного отношения к окружающему миру.
– Удивителен и велик окружающий нас мир. Сейчас мы посмотрим несколько фрагментов о красоте и богатстве живой и неживой природы. Как человек должен относиться к природе? Почему?
– Демонстрация (Красота живой и неживой природы. Красота и богатство некоторых уголков России).
– Что вас встревожило в просмотренных фрагментах? (погибли птички при уборке урожая). Да, ребята, многое в природе печального происходит независимо от человека, но чаще всего природа гибнет по вине человека: пожары, вырубка лесов, загрязнение окружающей среды, водоёмов.
– БЕСЕДА: А что мы можем сделать, чтобы помочь природе?

IV. Повторение знаний об отличительных признаках живой и неживой природы (Самостоятельная работа)

№1. Отличительные признаки живой и неживой природы

Ключ №1

№2. Формирование целостного представления о мире

Ключ №2

V. Физкультминутка

– Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба.
Ждут вас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Паучок на паутинке, (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз)
И кузнечик на травинке! (Пальцами левой руки выполняем от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
Мышка, мышка, серое пальтишко. Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Шёл по лесу серый волк, серый волк зубами щёлк! Он крадётся за кустами, грозно щёлкает зубами! (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. По болоту скок-скок-скок, под мосток и молчок! (Ноги на ширине плеч, прыжки с продвижением вперёд)
Ой, ты дедушка – ежок, не ходи на бережок! Там промочишь ножки, тёплые сапожки! (Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег врассыпную: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади, ладошки друг к другу – легко прыгают)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
По тропинке мы гуляли, на полянке скакали, подружились мы с тобой, нам теперь пора домой. (Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)

Человек и природа всегда были тесно связаны. Однако с началом индустриализации, ростом технического развития и оснащенности, человек забыл свое место в природе.

Современный мир лишь отдаленно напоминает существование человека в былые времена. Еще столетие назад в городах было больше деревьев, человек всячески стремился наполнить жизнь зеленью, и тем самым пытался сохранить связь с природой.

Рис. 1. Современный мегаполис.

Сейчас людей окружает мир только полезных и нужных вещей:

  • автомобили;
  • электронные гаджеты;
  • дома из кирпича и бетона;
  • металлоконструкции.

Прогресс подарил человечеству массу эффективных изобретений, но при этом отдалил людей от живой природы.

Человек - единственный представитель мира животных, который обладает способностью рисовать прямые линии.

Каждый из нас является частью функциональной системы планетарного масштаба. Современное общество всячески отдаляется от окружающего мира пластиком, сталью и бетоном. Искусственная изоляция под маской всевозможных благ и мнимого комфорта психологически угнетает человека и негативно влияет на здоровье и психику.

Сегодня не у каждого современного жителя Земли есть возможность соприкоснуться с миром растений и животных и тем самым ощутить единение с природой.

Но все же, в наше время люди теперь чаще стремятся отойти от рукотворного изобилия и просто прогуляться в парке или выбраться на отдых в лес.

Человеку сложно справиться с желанием наблюдать вокруг себя настоящую жизнь.

Природа земли и человек

Людям следует иначе смотреть на окружающую их природу.

Человек — единственное живое существо на планете, которое обязано нести ответственность за нанесение непоправимого вреда природе. Это касается в большей степени стремления чрезмерно использовать планетарные природные ресурсы.

Все это является причинами изменения климата и различных видов загрязнений.

Рис. 2. Лас-Вегас из космоса.

Работа источников искусственного света в ночное время - одно из самых очевидных физических изменений. Кроме того, это самая простая форма загрязнения, которую можно увидеть даже из космоса. Огни Лас-Вегаса видны с околоземной орбиты.

Сегодня климатические изменения стали весьма ощутимы и непредсказуемы.

Нетронутых уголков на планете сейчас все меньше, и общество не отдает себе отчет в том, что постепенно вырабатывается привыкание к отсутствию живой природы вокруг.

Рис. 3. Природа, нетронутая человеком.

Последующие поколения могут уже не застать естественную природу и нормой для них может стать искусственный, неживой мир. Человечеству следует как можно чаще получать удовольствие от естественной красоты того, что нас окружает.

Уничтожение лесных ресурсов для увеличения площадей под сельскохозяйственные угодья радикально влияют на окружающую среду. Это ведет к эксплуатация природы за границами безопасных пределов. Дикие звери оказываются в населенных пунктах и атакуют людей. Люди своими действиями нарушают естественную среду обитания многих видов животных. Критическое сокращение площади лесных массивов угрожает жизни множества диких видов.

Что мы узнали?

Узнали, что влияет на изменения климата на планете. Получили информацию об интересном факте относительно самого «яркого» города планеты. Узнали интересный факт о человеческих способностях. Выяснили причину нападения диких животных на человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 97.

Окружающий мир.

Тема урока: человек – часть живой природы.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения тела человека;

Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма;

Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией к уроку в программе Microsoft Po we rP oint .

По ходу урока работают с учебником И.В.Потапов. о кружающий мир. 3 класс.

Используемые ЦОР:

Мультимедиа.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолок.

Начинается урок.

Все друг на друга посмотрели

Улыбнулись, тихо сели.

Сегодня к нам на урок пришли гости.

    Минутка календаря. Рассказ о погоде (Дата, месяц, время года, какая погода).

    Актуализация знаний.

Мир, который нас окружает, состоит из множества предметов. В на какие группы можно разделить все предметы. Слайд 1-4.(Дети выбирают предмет и называют группу- изделие, живая природа, не живая природа).На слайде проверка.

Итог: Окружающий мир делиться на группы: изделия и природа. Слайд 5

Чем же отличается изделие от предметов природы? (Изделия сделаны руками человека)

Природа бывает живая и не живая. А чем предметы живой природы отличаются от предметов не живой природы? Слайд 6

    Постановка цели урока.

Отгадайте ребус. Слайд 7

О ком пойдет речь на уроке? (О человеке)

5. Знакомство с маршрутным листом к разделу «человек» стр.4-5 учебника.

Общие представления о содержании раздела.

6. Изучение нового материала.

Стихотворение С.Островой «Человек - он ведь тоже природа»

Человек - он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года,

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света,

То с жестоким, то с добрым огнем

Человек- он зима или лето.

Или осень с грозой и дождем.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств?

И встреч?

Человек - он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь.

Слайд человек часть живой природы.

    Рассказ учителя с элементами беседы.

- Человек - часть живой природы. Человек вместе с тем принадлежит и к животному миру, и является членом общества. Люди способны мыслить, разговаривать, работать, они отличаются от животных и растений. Они - будто старшие братья и сестры всех зверей и птиц. Человек занимает особое место в природе.

- Почему человек - живой организм?

- Чем он отличается от других живых организмов?

2. Создание проблемной ситуации.

Ситуация 1. У кошки появились маленькие котята. Мама-Кошка учит своих малышей. Как? (С помощью движений, звуков)

Ситуация 2. У родилась доченька. Мама тоже учит ее. Как? (С помощью движений, слов)

Итак, человека от других живых организмов отличает работа. А еще отличает и то, что он все время думает.

Беседа.

Как и все живые существа, человек дышит, питается, растет, развивается. Для жизни человеку необходимы воздух, вода, пища, тепло, свет. Тело человека состоит из многих органов. Каждый из них имеет определенное строение и выполняет определенную работу. Ты знаешь, что у человека есть органы, с помощью которых он различает форму и цвет предметов, воспринимает звуки, ощущает запахи, узнает вкус пищи.

Вспомним как они называются. Слайд органы человека

Органы, которые вместе выполняют общую работу, образуют системы органов, например(слайд системы органов)

Строение человека изучает наука анатомия, а работу его органов- физиология. Н аука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиена.(слайд наука)

7.Физминутка

8. Закрепление.

Назовите органы тела человека.

Работа в тетради (стр.3, №1,№2,№3)

9. Домашнее задание.

Стр 6-8 вопросы. Составить правила укрепления своего здоровья. Р абочая тетрадь №2 стр.3 №4, №5.

10. Итог.

Зачем человеку нужны знания о строении и работе своего организма?

Рефлексия.

Зеленый квадрат «тему хорошо усвоил»

Желтый квадрат «надо еще поработать дома»

Красный «не понял тему урока»