Общежитие приватизировали как нежилое решение арб суда. Спор о признании права собственности на жилое помещение в бывшем общежитии (на основании судебной практики Московского городского суда). Стоимость данной услуги

Дело № 2-2217/09

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

08 октября 2009 г.
Ленинский районный суд города Омска
В составе председательствующего судьи Р.В. Утенко
Секретаря судебного заседания М.В. Коханчик
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Н.А.
действующей также в интересах несовершеннолетнего А.И. к
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом по Омской области, Федеральному государственному унитарному предприятию
«Омское производственное объединение «Иртыш» о признании права собственности на жилое
помещение,

УСТАНОВИЛ:

Н.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с иском к ТУ Росимущества по Омской области, ФГУП «ОмПО Иртыш» о признании права собственности на жилое помещение, в котором указала, что в 1992г. вселилась в предоставленную по месту работы квартиру №…доме №..общежития № .по ул. 11 Чередовая в г. Омске, где зарегистрирована и проживает по настоящее время вместе с сыном. В 1995г. в связи с ее инвалидностью, на семью была предоставлена вторая комната № ..Здание общежития № ..в котором проживают истцы, подлежало передаче в муниципальную собственность в срок до 31.12.2004г., однако оно не было включено в реестр, поскольку в настоящее время не завершен процесс акционирования ФГУП ОмПО «Иртыш». Полагает, что, будучи вселенной в общежитие надлежащим образом, с соблюдением установленного заводом порядка вселения, в настоящее время лишена возможности реализовать право на приватизацию занимаемых жилых помещений в спорном общежитии, в связи с чем просит суд признать за ней и несовершеннолетним А.И.в равных долях право собственности в порядке приватизации на комнаты № ..и № .. в доме №.. по ул. 11 Чередовая в г. Омске.

В судебном заседании истец Н.А. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.

Представитель истца Отрохова О.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика ФГУП ОмПО «Иртыш» по доверенности О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как ОмПО «Иртыш» в настоящее время совершил все необходимые действия по передаче в ТУ Росимущества по Омской области документов для акционирования предприятия. В список имущества, подлежащего акционированию включены в том числе и общежития. По завершении процедуры акционирования будет принято решение относительно принадлежности общежитий, после чего у истцов, возможно, появится право на приватизацию занимаемого жилого помещения. ТУ по Росимущества Омской области не наделено правом распоряжаться федеральным имуществом. Решение об исключении общежитий из состава специализированного жилого фонда принимается органом, осуществляющим контроль над федеральным имуществом и не является прерогативой суда.. Решением Ленинского районного суда г. Омска от 26.02.2007 г. по иску в том числе и Ч.. к ФГУП ОмПО «Иртыш» было установлено обстоятельство, что общежитие № .. никогда не находилось в ведении Администрации г. Омска, либо иных органов исполнительной власти и впоследствии не передавалось им предприятием ОмПО «Иртыш». Изначально предприятию была выделена земля, построено и принято в эксплуатацию здание, как общежитие, которое является федеральной собственностью и находится на балансе ОмПО «Иртыш». Обязанности передавать данное имущество в муниципальную собственность у предприятия не было, так как согласно п.1 приложения 3 Постановления № 3020-1, не весь жилой фонд должен быть передан в ведение муниципальной власти, а лишь тот, который ранее находился в управлении органов исполнительной власти и впоследствии был передан государственному предприятию. Согласно действующему законодательству, общежития не подлежат приватизации; предприятие при приватизации не обязано передавать данные жилые помещения в муниципальную собственность, они могут быть включены в приватизируемое имущество, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика ТУ Росимущества по Омской области по доверенности О.А.в судебное заседание не явилась; о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В отзыве, представленном в материалы дела, указала, что считает заявленные требования обоснованными и не возражает против их удовлетворения. В обоснование своей позиции пояснила, что общежитие № .. по ул. 11 Чередовая, .. в г. Омске относится к федеральной форме собственности и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Иртыш». В настоящее время проходит приватизация предприятия, однако собственник высказал позицию, в соответствии с которой общежития на балансе предприятий, обремененные проживанием лиц, не подлежат включению в состав приватизируемого имущества и, таким образом, требования истцов могут быть удовлетворены.

Представитель привлеченного в качестве соответчика Ф.А по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Привлеченный к участию в деле в качестве 3 лица А.Д. в настоящее время отбывающий наказание в ФБУ ИК-9, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, возражений на иск не представил..

Выслушав доводы истца, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии ст. 10 ЖК РФ , жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с ч.1 ст. 8 ГК РФ , гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда РФ», граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 11 Закона «О приватизации жилищного Фонда РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

В судебном заседании установлено, что по месту работы на «Омском телевизионном заводе» истцу Н.А. была выделена комната … в общежитии № .. по ул. 11 Передовая в г. Омске, в которую она вселилась, зарегистрировалась в качестве постоянно проживающего 29.12.1992г. вместе с несовершеннолетним А.И. и А.Д. (л.д.18) и проживает по настоящее время (л.д.20). В дальнейшем истцу Н.А. как инвалиду была выделена для проживания находящаяся рядом комната 235, истец оплачивает коммунальные услуги исходя из площадей двух комнат (л.д.20, 31)

В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную», жилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), независимо от того на чьем балансе он находится, передается в муниципальную собственность.

Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002г. № 1453-р был установлен срок и порядок передачи Федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную. Так, указанные субъекты обязаны были завершить передачу в срок до 31.12.2004г.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.12.2005г., многоквартирный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: г. Омск, ул. 11 Чередовая, д… согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 05.02.1999г. № 87-рк, принадлежит на праве хозяйственного ведения ФГУП ОмПО «Иртыш» (л.д. 69).

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 04.06.2007г. балансодержателем общежития № .. по ул. 11 Чередовая.. в г. Омске является ФГУП «ОмПО Иртыш» по праву хозяйственного ведения (л.д. 14).

Согласно информационного письма ТУ ФА Росимущества по Омской области за № 19-1215 от 05.02.2009г., объекты жилищного фонда не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса предприятия. Вопрос о передаче спорного общежития в муниципальную собственность возможен только после акционирования ФГУП «ОмПО Иртыш», которое состоится после утверждения плана приватизации предприятия и осуществления регистрации выпуска акций. Весь жилищный фонд предприятия после акционирования и до передачи в муниципальную собственность будет входить в состав Государственной казны РФ (л.д. 11-12).

Согласно протокола заседания рабочей группы по координации процесса формирования государственной корпорации «Ростехнологии» в ФА по управлению государственным имуществом № 93 от 16.06.2009г., при подготовке и согласовании проектов решений об условиях приватизации соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо руководствоваться следующими принципами: общежития, гостиницы, квартиры, а также земельные участки, занимаемые соответствующими объектами, и связанные с ними объекты инфраструктуры могут быть включены в состав подлежащих приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий за исключением помещений, в которых зарегистрированы граждане по основному месту жительства. Документом, подтверждающим наличие (отсутствие) граждан, проживающих (зарегистрированных по месту жительства) в соответствующих помещениях, являются соответствующие письма (справки) территориальных отделений ФМС (л.д. 70-73).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец и ее несовершеннолетний сын являются гражданами РФ, ранее в приватизации жилого помещения не участвовали и фактический отказ в передаче им в собственности жилого помещения связан с нерешенностью вопроса о статусе жилого помещения. При этом в судебном заседании установлено, что общежитие, в котором проживают истцы, не подлежит включению в состав подлежащего акционированию имущества, а подлежит передаче в муниципальный жилой фонд, должно было бы в соответствии с действующим законодательством быть произведено ранее. Зарегистрированный в комнатах А.Д. в нотариальном порядке отказался от участия в приватизации комнат … и … в общежитии по ул. 11 Чередовая, … г.Омска (л.д.П)

По смыслу ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ».

В соответствии с п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, либо долевую.

Учитывая, что до настоящего времени перевод дома № .. по ул. 11 Чередовая в г. Омске на баланс муниципального образования г. Омск и включение его в реестр муниципальной собственности не завершен, что лишает истца возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения, ранее не использовавшегося, учитывая также временную неопределенность данного процесса и установленный законодателем срок реализации права на приватизацию жилых помещений - до 01 марта 2010 г., суд полагает избранный истцами способ защиты права путем обращения в суд, не противоречащим ст. 12 ГК РФ и полагает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ФГУП ОмПО «Иртыш» в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в сумме 100 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

Исковые требования Н. А. удовлетворить.

Признать за Н. А. и А. И. по ½ доли за каждым в праве собственности в порядке приватизации на комнату № … дома № .. по ул. 11 Чередовая в г. Омске.
Взыскать с Федерального государственного предприятия «Омское производственное объединение «Иртыш» в пользу Н. А. расходы по оплате госпошлины в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска.

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

На запрос Г.П. Хованской недавно вышло разъяснение от Верховного суда. Фактически оно снимает все препятствия для осуществления жителями общежитий своего права на бесплатную приватизацию жилья. Теперь никто не может отказать жильцам в приватизации, на основании того, что не снят статус общежития, нет договоров соцнайма и т.п. Что касается общежитий находящихся в частной собственности, то и для них это разъяснение тоже можно использовать, хотя этот вопрос там не столь ясно прописан. С учетом того, что Конституционный суд отменил "1 марта" (так что не стоит обращать внимание на то, что в резъяснении ВС написано по поводу 1 марта), а Дума продлила приватизацию можно сказать, что теперь больше не существует никаких законодательных преград для бесплатной приватизации жителями своего жилья в общежитиях.

Заместитель Председателя
Верховного Суда Российской Федерации
109289, Москва, ул. Ильинка, д. 7/3
21.06.2006 г._______
на № ХГП-351/6 от 14.02.2006 г
Депутату Государственной Думы Российской Федерации Г.П.Хованской
Уважаемая Галина Петровна!

На Ваше письмо, содержащее просьбу дать разъяснение по вопросу о том, возможно ли с 1 марта 2005 года приватизировать жилые помещения, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были переданы в ведение органов местного самоуправления, сообщаю следующее.
Данный вопрос обсуждался на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации 7 июня 2006 года, и ответ на него утвержден и включен в Обзор судебной практики за I квартал 2006 года в следующей редакции.

"Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 29 декабря 2004 г.) не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям".

Последней тенденцией современности является приватизация общежитий. Прямо в законодательстве указан запрет на приобретение в собственность таких помещений. Но все же, провести данную процедуру возможно, соблюдая определенные условия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Приватизация комнаты в общежитии имеет одну и ту же правовую природу, что и приватизация любого жилого объекта.

В результате приватизационного процесса собственником становится гражданин, до завершения приватизации собственником выступает муниципалитет либо государство.

Чем регулируется

Приватизационные процессы жилого фонда гражданами, а соответственно и комнат в общежитии, урегулированы рядом актов:

  • ЖК РФ;
  • ГК РФ;

Кто на это имеет право

Право на приватизацию комнаты (двух комнат и больше, все зависит о того, какая площадь передана под проживание конкретным лицам) в общежитии принадлежит каждому гражданину, проживающему в соответствующей комнате, однако, при определенных условиях.

Несовершеннолетние жильцы и совершеннолетние равны в правах при приватизации.

Требования к жилому помещению

Основное условие, при котором возможна приватизация комнаты в общежитии использование помещения по договору социального найма. При этом наличие уже заключенного договора не всегда требуется, достаточно чтобы у жильцов было право на его заключение (например , в случае смерти нанимателя).

Отсутствие правоотношений по соц.найму дает возможность оформить приватизацию только в порядке судопроизводства и не всегда.

Не менее важным условием — нахождение общежития в собственности у муниципалитета, государства или их организациях-приемниках и не быть специализированным.

Когда общежитие принадлежит частной структуре или же находится в ведении учебного заведения, приватизация не возможна.

Не получится приватизировать если в результате переобустройства изменен статус строения или отдельных его помещений с жилых на нежилые.

Порядок

Приватизационный процесс — детально регламентированная процедура, однако специфика приватизируемого объекта накладывает свой отпечаток на установленный порядок.

Если объектом приватизации должна выступать комната или ряд комнат в общежитии, то первостепенным шагом на пути к приватизации должен стать поход в администрацию по месту расположения общежития.

Это обусловлено тем, что приватизационный процесс сопряжен с работой местных властей, ими будет разъяснено, какие нужны документы.

Также в администрации можно точно выяснить статус общежития и его принадлежность муниципалитету или какой-либо иной структуре, что сказывается на возможности начать приватизацию.

По договору социального найма

Койко места исходя из положения данной нормы приватизироваться не могут.

Помимо ордера или договора потребуется получить документ в реестре имущества муниципалитета о том, какой статус у общежития в котором планируется приватизировать комнату. Иные документы, входящие в пакет для приватизации комнат в общежитии, идентичен как для приватизации квартиры, дома или иного жилого объекта.

Видео: нюансы

Комнаты в студенческом

Ввиду того, что общежития при учебных заведениях (студенческие) являются специализированными, приватизация таковых не допускается.

При совместном проживании

При совместном проживании потребуется получить согласие на приватизацию от всех совместно проживающих жильцов, в том числе и несовершеннолетних.

Документы для приватизации комнаты в общежитии

Приватизация любого жилого объекта в рамках бессрочной приватизации жилого государственного фонда – административная процедура, которая производится по предоставлению пакета документов.

Список документов выглядит следующим образом:

  • документы, удостоверяющие личность (на совершеннолетних и несовершеннолетних подростков старше 14 лет паспорта, на малолетних – свидетельства о рождении), на каждого отказавшегося жильца приватизируемой площади по заверенному нотариусу письменному отказу от участия в процессе;
  • договор соцнайма приватизируемого объекта;
  • паспорта на помещение технический из БТИ и кадастровый;
  • выписки из домовой книги и реестра объектов, числящихся на балансе у муниципалитета;
  • выписка с лицевого счета;
  • документ, которым доказано участие в приватизации впервые.

Образец заявления

В сети-интернет можно найти образец заполнения заявления о получении разрешения на приватизацию.

Решение вопроса через суд

При получении отказа от местных властей в разрешении на приватизацию жилого объекта, разрешить ситуацию и добиться получения права собственности на жилую площадь можно в районном суде, к юрисдикции которого относится территория на которой размещено общежитие.

Судебный процесс проходит в рамках искового производства.

Исковым заявлением у суда можно попросить:

  • признать права собственности на объект в приватизационном порядке;
  • обязать районную власть заключить договор о передаче объекта в частную собственность посредством приватизации.

Требования альтернативны и заявлять конкретное требование нужно опираясь на конкретную ситуацию. К заявлению потребуется приложить пакет документов, который на момент подачи иска не отличается от пакета документов требуемых для проведения приватизации в общем порядке.

Большинство решений суда по статистике в пользу граждан.

Решение, с которым гражданин не согласен может обжаловаться в вышестоящих судебных органах. Последней инстанцией будет Верховный Суд РФ, решение которого уже обжаловать невозможно.
Положительное решение по вступлению в законную силу требуется направить в муниципалитет, где обязаны произвести заключение договора о передаче в собственность жилого объекта.

Полученный договор подлежит регистрации в Росреесте, после чего новоиспеченному собственнику будет выдано свидетельство о праве собственности.

Стоимость судебной приватизации зависит от многих фактов.

  1. Если сбором вех бумаг, а также подготовкой искового заявления заниматься самостоятельно, то цену вопроса составит лишь госпошлина ().
  2. Если привлекать специалистов, то сумма будет значительно выше. Сколько стоит зависит от конкретного специалиста, объема выполняемых работ специалистом и его расценок.

Когда нет шансов на выигрыш дела

До 2005 года комнаты в общежитии не могли передаваться в собственность граждан в порядке приватизации. Такой запрет был прямо прописан в Изменения в данном вопросе произошли 29.12.2004 , когда был принят новый закон. О приватизации в общежитии комнат появились положения благодаря этим новеллам.

Новые изменения фактически сняли запрет на приватизацию помещений общежития, не коснулось это специализированных помещений (при предприятиях, учреждениях образования и т.д.).

Очередная победа наших юристов.

Здание, в котором жила наша доверительница, принадлежало когда-то московской организации. Потом оно было передано частной организации не совсем законным путем.
В свое время прокуратура признала эту сделку недействительной, но поскольку срок давности к тому времени истек, жилое здание к Москве не перешло.
Тем не менее нам удалось признать за нашей доверительницей право собственности на занимаемое ею жилое помещение в бывшем общежитии, которое на тот момент принадлежало частному лицу!
Это большая победа!
Если бы помещение принадлежало жилому фонду города Москвы, нам было бы гораздо проще!

РЕШЕНИЕ (извлечение)

Чертановский районный суд города Москвы, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. в своих интересах и в интересах её несовершеннолетнего сына к ООО «Краснохолмский камвольный комбинат», ООО «Авантаж 2005», ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Г. в своих интересах и в интересах её несовершеннолетнего сына обратилась в суд с иском к ООО «Краснохолмский камвольный комбинат», ООО «Авантаж 2005», ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании за ними права собственности на жилое помещение по адресу…. В порядке приватизации.

В обоснование Г. указывает, что она в 1991 году в связи с работой на Краснохолмском камвольном комбинате была вселена в квартиру № по указанному адресу и занимает её в настоящее время вместе с несовершеннолетним сыном. ДД.ММ.ГГГГ между ней и указанным комбинатом прекращены трудовые отношения в связи с сокращением штатов. Она неоднократно обращалась к данному ответчику с заявлениями о закреплении за ней занимаемого жилого помещения, но ответчики ей в этом отказывали. В тоже время истец и её сын были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поэтому истец считает, что жилое помещение ей должно быть предоставлено. Одновременно выражает волю на приватизацию данного жилого помещения, в чем ей, по ее мнению, не может быть отказано.

Согласно Приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 г. № 3020-1, здание, в котором находится спорное жилое помещение, отнесено к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона как объект ведомственного жилищного фонда.

Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 14.12.1993 г. № 1150 «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории Москвы и переводе их в жилищный и гостиничный фонды города» также постановлено, что все общежития, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении городских организаций, в пользовании которых находится государственное имущество г. Москвы, относятся к городской государственной собственности и должны использоваться для обеспечения социальных гарантий граждан в области жилищных прав.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г., к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Между тем, отсутствие у истцов ордеров или иных решений о предоставлении жилых помещений не является основанием к лишению их жилищных прав, поскольку ордера либо решения о вселении им на руки не выдавались, и истцы не могут нести ответственности за их отсутствие или сохранность, учитывая, что обязанность по изданию документов о вселении возложена законом на наймодателя.

Согласно ст. 16 ЖК РФ (ранее- ст. 4, 5, 7 ЖК РСФСР)
1. К жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.

При этом комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91 г. (в ред. от 23.12.92 г.), ранее также в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 г., при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан.

В силу абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8

«О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.

Это положение не применяется лишь в том случае, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23.12.92 г.).

Истцы полагают отказ Ответчика – ООО «Авантаж-2005» незаконным, нарушающим их Конституционное право иметь имущество в собственности (ст. 35 Конституции РФ),право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем(ст. 1 ЖК РФ), осуществлять накопления недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, а также право на приватизацию жилья.

Представитель истца Кузнецова П.В . в суд явилась, иск поддержала по изложенным в нем основаниям, а также пояснила, что сделка по передаче жилого дома от Краснохолмского камвольного комбината к ООО «Авантаж 2005» является ничтожной, так как нарушает нормы конституционного порядка и жилищного законодательства. Документ о собственности на жилое помещение не является документом о присвоении дому статуса общежития.

Представитель ответчиков ООО «Краснохолмский камвольный комбинат» и ООО «Авантаж 2005» Шевцова Т.В. (доверенность – л.д. 52, 145) в суд явилась, возражала против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. Также пояснила, что дом с самого начала его существования был общежитием. Это подтверждается не только документами о передаче дома от ООО «Краснохолмский камвольный комбинат» — ООО «Авантаж 2005», но и техническим проектом дома, и техническим паспортом. Также представитель ответчика пояснила, что сама истец признавала, что проживает в общежитии, так как это указано в её заявлении в бухгалтерию о вычетах за проживание из заработной платы. Поскольку срок исковой давности по требованиям о признании недействительными ничтожных сделок составляет 3 года, то возражает против иска и по основанию пропуска истцом срока исковой давности и просит по этому основанию в удовлетворении иска отказать. В письме Префектуры истцу также указано, что данный дом является общежитием коридорного типа. Истица с сыном. пользуется комнатой 18 кв.м., рассчитанной на 3 койко-места, против закрепления за ней второй комнаты ответчики возражают, так как вторую комнату истцу никто не предоставлял.

Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом – под роспись (л.д. 139, 142).

Управление Росреестра по Москве извещено о времени и месте рассмотрения дела повесткой (л.д. 140) представителя в суд не направило, об отложении рассмотрения дела не просило.

Суд, заслушав объяснения представителя истицы Кузнецовой П.В.., представителя ООО «Краснохолмский камвольный комбинат» и ООО «Авантаж 2005», исследовав в открытом судебном заседании письменные материалы дела, находит, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

…………………………………………….………………………………………

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Г. и её несовершеннолетним сыном право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу……………… в равных долях