Лучшее Оружие: Самые грозные ВВС на планете. Состав военно-воздушных сил стран снг

Определить пять самых мощных военно-воздушных сил в мире – трудная задача. Очевидно, что в список должны войти крупные, хорошо подготовленные и хорошо оснащенные ВВС. Есть и менее очевидные кандидаты типа России. В этой статье мы будем оценивать ВВС по следующим критериям: размер, влияние и соответствие возложенным на них задачам.

Истребитель ВВС США F-22 Raptor.

Российские ВВС старее ВВС многих других стран, но их сила в количестве, что естественно для самой большой по территории страны. Кроме того, у России есть план модернизации и ядерное оружие. Их нельзя игнорировать, особенно памятуя о Путине и регулярных появлениях российской авиации вблизи воздушного пространства НАТО и Японии. Китай во многом похож на Россию.

Но после них ситуация становится менее понятной. Становятся очевидными недостатки и слабости. Есть ВВС, которые хорошо оснащены и обучены, но по финансовым причинам слишком малы, чтобы соответствующим образом выполнять свои задачи в масштабах своей страны, и не удовлетворяют требованиям (это вся Европа). Есть также ВВС великолепно оснащенные, но слабо подготовленные (это буквально весь Ближний Восток).

В этой статье мы будем оценивать ВВС по следующим критериям: размер, влияние и соответствие возложенным на них задачам. На фото: истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II.

Соединенные Штаты Америки

ВВС США


Бомбардировщик B-2

ВВС — ведущий вид вооруженных сил США, они отвечают за выполнение задач в воздухе и космическом пространстве. В их состав включается все: от межконтинентальных баллистических ракет и орбитальных самолетов X-37 до штурмовиков A-10 Thunderbolt, которые называют «убийцами танков». ВВС США управляют космическими полетами в военных целях, занимаются выброской воздушного десанта сухопутных войск и сбрасывают бомбы на боевиков ИГИЛ.

На вооружении ВВС США имеется 5600 самолетов всех типов, включая истребители F-22 Raptor, F-35, F-15 и F-16. ВВС обладают стратегическими бомбардировщиками В-2, В-1 и В-52, а также транспортными машинами C-5, C-17 и C-130. Базы ВВС размещаются как на континентальной части США, так и за рубежом, от Британии до Японии.

На действительной военной службе в составе ВВС находятся примерно 312 000 военнослужащих, в этом американские военно-воздушные силы уступают ВВС Народно-освободительной армии Китая. Однако самолетов у них больше, чем у китайцев.

ВВС США первыми в мире получили на вооружение боевые самолеты-невидимки, первыми стали летать на истребителях пятого поколения, первыми решили сделать всю свою боевую авиацию невидимой. ВВС США намереваются сохранить свои преимущества, закупив 1763 истребителя F-35 и до 100 дальних ударных бомбардировщиков (Long-Range Strike Bombers) в беспилотном и пилотируемом варианте. Беспилотные летательные аппараты обретают все новые характеристики малозаметности и ударные возможности, постепенно их ниша в авиационном парке будет становиться больше.

ВВС США также включают в свой состав одну из трех частей ядерной триады — 450 межконтинентальных баллистических ракет и силы ударных бомбардировщиков.

ВМС США и корпус морской пехоты

Истребитель-бомбардировщик F/A-18 Super Hornet

ВМС США и корпус морской пехоты достойны отдельного рассказа в силу своих размеров и возможностей, вместе они обладают вторыми в мире ВВС — у них на вооружении находится более 3700 самолетов всех типов. В это число входит 1159 истребителей, 133 штурмовика, 171 патрульный самолет, 247 транспортных самолетов и 1231 вертолет.

Авиация ВМС США отвечает за защиту американского флота и за выполнение задач в воздухе над мировым океаном и морями. Большая часть самолетов ВМС и корпуса морской пехоты базируется на находящихся в море кораблях. Взлетать и садиться на них — сложная и опасная работа, требующая высокого уровня подготовки и большого опыта.

Самые значительные формирования морской авиации США — авиационные крылья, они базируются на 11 атомных авианосцах. Каждое крыло обычно состоит из 60 самолетов, поделенных на три эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet и Super Hornet, одну эскадрилью самолетов раннего обнаружения E-2C Hawkeye, одну эскадрилью самолетов радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler и одну вертолетную эскадрилью.

Другие составные элементы морской авиации — вертолеты, базирующиеся на крейсерах, эсминцах и других надводных кораблях ВМС США, морские патрульные самолеты P-3 Orion и P-8 Poseidon, а также разновидности Р-3, выполняющие задачи по радиоэлектронной разведке. Авиация ВМС США также вносит свой вклад в американские стратегические ядерные силы, на вооружении у нее есть самолеты TACAMO (система радиосвязи НАТО, обеспечивающая круглосуточное дежурство в воздухе в любой части земного шара и управление на случай возникновения ядерной войны).

Самолеты корпуса морской пехоты учитываются в общем составе ВМС и базируются на их кораблях, однако в их задачи входят совместные действия авиации и наземных сил морской пехоты, которой они оказывают воздушную поддержку.

Россия

Истребитель Миг-31

После распада Советского Союза основная часть авиации осталась в руках у нового российского государства, и Россия пользуется этим колоссальным наследством уже несколько десятилетий.

В целом у России 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Но основная часть этой авиации устарела. Она не модернизируется и систематически не обслуживается. В составе ВВС преобладают истребители МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, появившиеся еще до окончания холодной войны.

Силы межконтинентальных баллистических ракет в состав ВВС не входят, но у российских военно-воздушных сил есть стратегические ядерные бомбардировщики, в том чиле устаревающие Ту-95, Ту-22 и Ту-160.

В ВВС началась, наконец, устойчивая модернизация. Разрабатываются и принимаются на вооружение новые истребители. Один из примеров — Су-35, это новый боевой самолет, в котором сочетается поворотливость и универсальность почтенного Су-27 и новые современные технологии. Этот самолет в ограниченных количествах начал поступать на вооружение.

Российские оборонные предприятия работают над созданием истребителя Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который обещает стать первым в России самолетом пятого поколения. Россия также работает над созданием нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

ВВС России становятся все более заметны на фоне военной истерии, разжигаемой президентом Владимиром Путиным. Российские самолеты часто выполняют полеты вблизи воздушного пространства НАТО, Швеции и Японии. В первую очередь эти полеты служат демонстрацией российской военной мощи.

Китай

Тяжелый истребитель J-20 (проект)

Народно-освободительная армия Китая — общее название китайских вооруженных сил. В состав НОАК входят военно-воздушные силы и военно-морская авиация.

В совокупности в составе ВВС и морской авиации находятся 1321 истребитель и штурмовик, 134 тяжелых бомбардировщика и самолета-заправщика и 20 самолетов дальнего радиолокационного обзора. В арсенале Китая также есть 700 боевых вертолетов, в основном средней грузоподъемности.

Такая авиация выглядит внушительно, но, несмотря на увеличение военного бюджета, она в основном состоит из устаревших самолетов. Современных машин в китайских ВВС всего 502. Это вариант российских Су-27 1980-х годов, а также многоцелевой истребитель J-10 местной разработки. Остальные 819 истребителей были созданы в 1970-х годах, а поэтому они не представляют серьезной угрозы иностранным ВВС.

Но Китай продолжает модернизировать свои ВВС, и авиационная промышленность страны довольно быстро создает новые образцы. Страна одновременно разрабатывает не один, а два истребителя пятого поколения — тяжелый истребитель J-20 и более легкий истребитель-бомбардировщик J-31. Также создается стратегический транспортный самолет Y-20, и ходят слухи, что Китай разрабатывает стратегический бомбардировщик на замену Xian H-6. Как и американские ВВС, Китай создает целую серию беспилотных летательных аппаратов, таких как «Темный меч».

В Китае активно развивается военно-морская авиация. За первым китайским авианосцем «Ляонин» наверняка последуют и другие авианесущие корабли. Правда оценки по их возможностям и количеству очень сильно разнятся. Истребитель J-15, разработанный на основе Су-27, на данный момент остается главным авианосным истребителем Китая. Есть информация о том, что многоцелевой истребитель J-31 будет выполнять задачи, схожие с теми, что возложены на американские палубные F-35С.

Япония

Cамолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767

Воздушные силы самообороны Японии — темная лошадка в этом списке. У Японии есть более 300 многоцелевых сверхманевренных истребителей, которые прекрасно обеспечивают оборону этого островного государства от воздушных, наземных и морских угроз.

Воздушные силы самообороны Японии направлены на выполнение оборонительных задач, что отражает исключительно оборонительную военную политику страны. Прежде всего, это противовоздушная оборона. Япония хорошо помнит, что произошло, когда она в последний раз утратила превосходство в небе над своими территориями.

Японские летчики также учатся отражать возможные наземные атаки и вести противокорабельную борьбу против транспортных судов и флотов противника. Но отработкой наступательных задач, таких как нанесение ударов на большие расстояния, они не занимаются.

Японские пилоты хорошо подготовлены и пользуются уважением у своих иностранных коллег. Они регулярно участвуют в учениях ВВС США Red Flag и поддерживают высокую степень готовности — все чаще поднимают машины в небо по тревоге, когда к японскому воздушному пространству приближаются иностранные самолеты. Только в первой половине 2014 года произошло 533 таких вылета, на перехват российских и китайских самолетов.

Япония покупает у США только самые лучшие истребители. В 1980-е годы она закупила 223 одноместных F-15J и двухместных DJ. На смену им должны были прийти машины F-22 Raptor, однако США разочаровали Японию, когда запретили продавать эти самолеты за рубеж.

Сейчас Япония намерена закупить 42 самолета F-35A. Первые четыре машины она заказала в прошлом месяце. Страна продолжает разработку своего истребителя F-3, который должен прийти на смену F-15. Строительством собственной машины она занимается на тот случай, если в будущем современные американские истребители будут недоступны. Между тем, модернизируются истребители F-15J и F-2, что повышает их возможности по ведению воздушного боя.

Для дальнего радиолокационного обнаружения, а также для обеспечения управления Япония имеет парк машин американского производства. У нее есть четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 и 13 машин радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye, которые помогают осуществлять перехват самолетов в воздухе, а это требуется все чаще.

Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско; его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога Japan Security Watch.
Его страница в Twitter: @KyleMizokami

Военно-воздушные силы в составе вооруженных сил разных стран призваны выполнять во многом схожие задачи, которые сводятся к обеспечению безопасности воздушного пространства, транспортировке имущества и разведке. В ряде государств ВВС имеют сложную структуру, включающую в себя различные специальные войска и службы. Крупнейшими военно-воздушными силами, как известно, располагают США, Россия, Германия, Китай, Израиль, Саудовская Аравия и еще ряд стран мира. «Лента.ру», напротив, решила познакомить читателей с самыми маленькими ВВС в мире.

ВВС являются видом вооруженных сил того или иного государства и могут включать в себя дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и санитарную авиацию. Если говорить о крупных военных державах, то военно-воздушные силы отвечают за борьбу с противником в космосе, воздушном пространстве, на земле и на воде. Они же занимаются транспортировкой десанта и военного имущества, а также разведкой, рекогносцировкой и наблюдением. В ряде стран ВВС объединены с войсками противовоздушной обороны. Крупнейшими в мире ВВС располагают США и Россия; на вооружении этих стран, по открытым данным, стоят около 4200 и 3150 различных летательных аппаратов соответственно.

Но есть в мире и военно-воздушные силы, самолеты и вертолеты которых можно буквально пересчитать по пальцам. В поисках таких государств «Лента.ру» ориентировалась на несколько критериев. Во-первых, отбору подлежали только те ВВС, чей активный (а не списочный) летный состав за последние три года либо вообще не изменился, либо увеличился. Во-вторых, были выбраны страны, в составе вооруженных сил которых ВВС выделены в отдельный вид. Это означает, что нас не заинтересовали государства, располагающие, например, армейской авиацией в составе сухопутных войск. Наконец, мы решили остановиться на тех ВВС, которые располагают не более чем 20 самолетами и вертолетами, способными выполнять полеты.

Многие страны официально не раскрывают ни списочный, ни активный составы своих ВВС. При составлении списка самых маленьких ВВС использовались открытые данные Международного института стратегических исследований и авиационной базы данных Flightglobal MiliCAS на декабрь 2012 года. Всего государств, соответствующих нашим критериям, в мире оказалось девять. Пять самых маленьких и вошли в рейтинг «Ленты.ру».

Изображение: ZoWhat / wikipedia.org

Центральноафриканская республика

Военно-воздушные силы Центральноафриканской республики были образованы в 1961 году и в настоящее время являются самым маленьким видом вооруженных сил в мире. В их активном составе числятся всего четыре летательных аппарата: два военно-транспортных самолета BN-2 Islander и такое же количество многоцелевых вертолетов AS350 Ecureuil. В списочный состав ВВС ЦАР также входят шесть транспортных самолетов AL-60, однако из-за дефицита запчастей и средств оборонного бюджета эти летательные аппараты не способны подниматься в воздух. Сегодня министерство обороны Центральноафриканской Республики занимается реализацией программы модернизации вооруженных сил. Именно благодаря этой программе списочный состав ВВС страны в 2012 году увеличился на один вертолет ─ AS350. Несмотря на то, что официально в обязанности ВВС ЦАР входит патрулирование воздушного пространства республики, они занимаются преимущественно переброской военных и разведкой.

Изображение: Hierakares / wikipedia.org

Эстония

Официальной датой образования ВВС Эстонии является 1918 год. Сегодня в активный состав эстонских военно-воздушных сил входят пять летательных аппаратов. Речь идет об одном учебном самолете L-39 Albatros и четырех легких многоцелевых вертолетах R44. Списочный состав ВВС страны гораздо более разнообразен: помимо перечисленных машин, он включает в себя два многоцелевых самолета Ан-2, один учебный самолет L-39, два транспортных самолета L-410UVP Turbolet и один учебно-тренировочный самолет Wilga 95. В 2011 году активный состав ВВС Эстонии насчитывал четыре летательных аппарата. Формально эстонские ВВС отвечают за патрулирование воздушного пространства республики, однако фактически этим специальная миссия НАТО. Эта же миссия, кстати, ответственна и за патрулирование воздушного пространства Латвии и Литвы.

Изображение: Jetijones / wikipedia.org

Тринидад и Тобаго

Формирование авиации островного государства Тринидад и Тобаго началось в 1966 году. Тогда она носила название Воздушного крыла и входила в состав Береговой охраны Тринидада и Тобаго, однако в 1977 году авиация была выделена в отдельный вид вооруженных сил государства. В 2005 году Воздушное крыло Тринидада и Тобаго было переименовано в Воздушную охрану. Сегодня в ее составе полеты выполняют шесть летательных аппаратов: два береговых патрульных самолета Metro 23 и четыре многоцелевых AW139. В 2011 году авиация страны располагала только двумя способными летать машинами. В число задач Воздушной охраны островного государства входят наблюдение за морскими государственными границами, проведение поисково-спасательных операций, медицинская эвакуация, транспортировка военнослужащих, а также патрулирование воздушного пространства. Следует отметить, что Тринидад и Тобаго является одним из немногих государств, на балансе военно-воздушных сил которого числится столько же самолетов, сколько способны выполнять полеты.

Джибути

Военно-воздушные силы Джибути образовались в 1977 году вскоре после обретения страной независимости. Изначально в их состав входили только три транспортных самолета и один многоцелевой вертолет. С тех пор многое изменилось. В настоящее время активный состав ВВС Джибути включает в себя восемь летательных аппаратов: один транспортный самолет Cessna 208 и один L-410, а также многоцелевой вертолет AS355 Ecureuil 2, два Ми-8 и три транспортно-боевых Ми-24. При этом в списочном составе ВВС страны числится еще один транспортный самолет Cessna 206. Годом ранее активный состав ВВС африканской республики насчитывал семь самолетов и вертолетов. В круг задач военно-воздушных сил Джибути входит патрулирование государственных границ, транспортировка военнослужащих и первых лиц государства, а также борьба с повстанцами.

Изображение: slady / wikipedia.org

Ямайка

Военно-воздушные силы Ямайки, образованные в июле 1963 года сразу после обретения государством независимости, носят название Воздушного крыла Сил обороны. В их активном составе сегодня находятся девять летательных аппаратов: один транспортный самолет BN-2, два многоцелевых вертолета Bell 206, три ─ Bell 407 и один Bell 412, а также один учебный самолет DA40 Diamond Star. В списочном составе, помимо перечисленных, имеются также транспортный самолет Cessna 210M и четыре многоцелевых вертолета AS355N. В настоящее время эти машины проходят ремонт и модернизацию; дата их возвращения в активный состав Воздушного крыла Сил обороны Ямайки пока неизвестна. В 2011 году на вооружении военно-воздушных сил Ямайки стояли всего четыре летательных аппарата. С 1982 года основной задачей ямайского Воздушного крыла является борьба с наркотрафиком: авиационная техника используется для уничтожения посевов марихуаны.

Изображение: Spanish_Inquisition / wikipedia.org

Люксембург

Вообще-то Люксембург в рейтинг «Ленты.ру» не попал, поскольку не имеет собственных военно-воздушных сил. Их формирование начнется в ближайшие несколько лет, а первым самолетом на вооружении будущих ВВС Люксембурга станет транспортник A400M Atlas - страна должна получить один такой самолет в 2019 году. Однако вооруженные силы Люксембурга любопытны тем, что за ними числятся все самолеты сил НАТО, базирующиеся в Гайленкирхене в Германии. Речь идет о двух учебных военно-транспортных самолетах CT-49A и 17 самолетах раннего предупреждения и управления E-3A Sentry. Хотя эти самолеты официально числятся за Люксембургом и имеют люксембургскую воздушную регистрацию, управляют ими пилоты НАТО.


Самые маленькие ВВС в мире
Страна Тип и количество Количество летательных аппаратов
Центральноафриканская республика BN-2 (2)
AS350 (2)
4
Эстония L-39 (1)
R44 (4)
5
Тринидад и Тобаго Metro 23 (2)
AW139 (4)
6
Джибути Cessna 208 (1)
L-410 (1)
AS355 (1)
Ми-8 (2)
Ми-24 (3)
8
Ямайка BN-2 (1)
Bell 206 (2)
Bell 407 (3)
Bell 412 (1)
DA40 (2)
9
Экваториальная Гвинея Су-25 (4)
Ан-32 (1)
Ми-24 (5)
L-39 (2)
12
Мозамбик Ан-26 (6)
Ми-8 (4)
Ми-24 (2)
12
Черногория G-4 (9)
SA341 (4)
13
Киргизия Ми-8 (9)
Ми-24 (6)
L-39 (3)
18

Лучшие армии мира: ТОП-5 военно-воздушных сил

Фото из открытых источников

У США есть не один воздушный флот, а целых два, и оба - лучшие в мире

Оценить пять самых мощных в мире военно-воздушных сил - это, несомненно, сложная и интересная задача. Существуют крупные, хорошо подготовленные и хорошо оснащенные военно-воздушные силы, которые являются явными кандидатами в этот список. Но есть и такие менее очевидные кандидаты как Россия. Хотя российские военно-воздушные силы, если брать отдельные самолеты, обладают более старым парком машин по сравнению с другими странами, они обладают значительными количественными показателями, а российские самолеты расположены в разных частях этой самой большой по территории страны. Кроме того, в российских военно-воздушных силах имеется план модернизации, и в их распоряжении находится ядерное оружие. Поэтому российские военно-воздушные силы нельзя игнорировать, а, благодаря Путину и постоянному появлению его самолетов вблизи воздушного пространства НАТО и Японии, этого и не произойдет. У Китая во многом похожее положение.

Новости по теме

Новости по теме

Однако затем ситуация становится довольно туманной. Уязвимости становятся очевидными. Существуют хорошо оснащенные и хорошо подготовленные военно-воздушные силы, однако по бюджетным причинам они слишком незначительны для того, чтобы выполнять национальную роль и отвечать современным требованиям (вспомните о всей Европе). Помимо этого, существуют военно-воздушные силы, которые великолепно оснащены, однако обладают недостаточной подготовкой (речь идет, по сути дела, обо всем Ближнем Востоке).

В данной статье мы будем оценивать военно-воздушные силы по следующим критериям: размер, влияние и наилучшее соотношение возможностей с проводимыми операциями.

Соединенные Штаты

Военно-воздушные силы США

Главным авиационной составляющей вооруженных сил Соединенных Штатов являются военно-воздушные силы США (USAF), и именно они отвечают за проведение операций в воздухе и в космосе. В их распоряжении находятся самые разные виды вооружений - от межконтинентальных баллистических ракет и космических самолетов X-37 до "убийцы танков" A-10 Thunderbolt. Они координируют космические запуски в военных целях, десантирование армейских парашютистов, а также бомбардировки повстанцев ИГИЛ.

В состав военно-воздушных сил США входят 5600 самолетов всех типов, включая истребители F-22 Raptor, F-35, F-15 и F-16. Кроме того, на вооружении состоят стратегические бомбардировщики B-2, B-1 и B-52, а также транспортные самолеты C-5, C-17 и C-130. Эти самолеты находятся как на базах, расположенных на территории Соединенных Штатов, а также на базах за границей - от Соединенного Королевства до Японии.

В составе военно-воздушных сил США примерно 312 тысяч регулярных военнослужащих, и в этом отношении они немного уступают Военно-воздушным силам Народно-освободительной армии Китая, однако у американских ВВС больше самолетов.


Фото из открытых источников

Новости по теме

Военно-воздушные силы США первыми начали использовать ударные самолеты с пониженной заметностью (стелс), первыми получили в свое распоряжение истребители пятого поколения, а также первыми планируют получить все самолеты с использованием технологии стелс. Военно-воздушные силы планируют сохранить свое превосходство за счет приобретения 1763 истребителей F-35 и до 100 пилотируемых и беспилотных ударных бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Беспилотные летательные аппараты, обладающие пониженной заметностью и ударными возможностями, постепенно будут составлять все большую часть от общего количества самолетов.

Военно-воздушные силы США также управляют двумя составляющими американской ядерной триады, в том числе 450 межконтинентальными баллистическими ракетами и парком стратегических бомбардировщиков.

Военно-морские силы США и Корпус морской пехоты

Следует отдельно упомянуть Военно-морские силы США и Корпус морской пехоты, поскольку, вместе взятые, они представляют собой вторые по величине в мире военно-воздушные силы, в распоряжении которых находятся 3700 самолетов самых разных типов, включая 1159 истребителей, 133 ударных самолетов, 172 патрульных самолетов, 247 транспортных самолетов и 1231 вертолет.

Самолеты Военно-морских сил США ответственны за защиту Военно-морского флота США, а также за проведение воздушных операций, которые часто начинаются и выполняются над мировыми океанами и морями. Большая часть самолетов военно-морских сил и корпуса морской пехоты располагаются на авианосцах, и это сложная и опасная работа, требующая хорошей подготовки и высокого мастерства.

Наиболее заметной частью военно-морской авиации США являются авиакрылья 11 атомных авианосцев. Каждое крыло, как правило, состоит из, примерно, 60 летательных аппаратов, разбитых на три эскадрильи самолетов F/A −18 Hornet и Super Hornet, одной воздушно-десантной эскадрильи высокой готовности, оснащенной самолетами E-2C Hawkeye, одной эскадрильи самолетов радиоэлектронной борьбы, укомплектованной самолетами EA-18G Growler, и одной эскадрильи вертолетов.


Фото из открытых источников

Новости по теме

Помимо этого, в состав военно-морской авиации входят вертолеты, которые могут подниматься с борта крейсеров, эсминцев и других надводных кораблей, разведывательные самолеты P-23 Orion и P-8 Poseidon, а также модификации самолета P-3, осуществляющие операции по электронному наблюдению. Военно-морская авиация США также вносит свой вклад в американские стратегические силы - речь идет о самолетах TACAMO, в задачу которых входит предоставление возможности осуществления управления и контроля в случае ядерной войны.

Самолеты Корпуса морской пехоты США входят в состав военно-морских сил и располагаются на кораблях, однако они ориентированы на проведение смешанных воздушно-наземных операций, и при этом акцент делается на поддержку наземных сил военно-морского флота.

Россия

В результате распада Советского Союза основная часть советских военно-воздушных сил оказалась в распоряжении нового российского государства, и Россия в течение десятилетий использует полученное ей огромное наследство.

В целом Россия располагает 1500 боевыми самолетами и 400 военными вертолетами. Однако большая часть этих самолетов уже старые, они не подверглись существенной модернизации и должным образом не обслуживались. Такие самолеты как МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, созданные еще до окончания холодной войны, составляют основу военно-воздушных сил России.

Хотя российские военно-воздушные силы не контролируют межконтинентальные баллистические ракеты, под их контролем находятся стратегические бомбардировщики, в том числе Ту-95 "Медведь" (Bear), Ту-22 "Встречный пожар" (Backfire) и Ту-160 "Черный Джек" (Blackjack).

В российских военно-воздушных силах начался период модернизации, и сегодня производятся и разрабатываются новые самолеты. В качестве примера можно назвать истребитель Су-35 - новый самолет, который сочетает маневренность и разносторонность получившего признание истребителя Су-27 "Фланговый удар" (Flanker) с самыми передовыми технологиями. Самолеты Су-35 в ограниченном количестве производятся и поставляются в летные части.


Фото из открытых источников

Новости по теме

Российские оборонные подрядчики в настоящее время работают над созданием истребителя Т-50 ПАК ФА, который обещает быть первым российским истребителем пятого поколения. По имеющимся данным, в России ведутся работы по созданию нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА.

Сегодня, когда российский президент бряцает оружием, российские военно-воздушные силы играют более заметную роль - они совершают длительные полеты вблизи воздушного пространства НАТО, Швеции и Японии. Эти полеты направлены, в первую очередь, на демонстрацию российской мощи.

Китай

Народно-освободительная армия Китая представляет собой общее название для китайских вооруженных сил, а двумя воздушными подразделениями являются военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая и авиация Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая.

В распоряжении военно-воздушных и военно-морских сил Китая находятся 1321 истребитель и ударный самолет, 134 тяжелых бомбардировщиков, авиазаправщики, а также 20 самолетов раннего обнаружения. Кроме того, Китай имеет 700 ударных вертолетов, большая часть которых относится к среднему классу.

Может сложиться впечатление, что это значительные военно-воздушные силы, однако, несмотря на увеличение оборонного бюджета, китайские самолеты являются устарелыми. Лишь 502 самолета можно назвать современными - это модификации созданного в 1980-е годы русского истребителя Су-27 и также многофункционального истребителя собственной разработки J-10. Остальные 819 истребителей были произведены в 1970-е годы и не представляют серьезной угрозы для иностранных военно-воздушных сил. Однако модернизация военной авиации Китая продолжается, и китайская авиационная промышленность довольно быстро разрабатывает новые модели самолетов. Пекин одновременно занимается разработкой не одного, а двух ударных истребителей пятого поколения - тяжелого J-20 и меньшего по размеру J-31. Кроме того, Китай разрабатывает стратегический бомбардировщик, который призван заменить Xian H-6. Как и в американских военно-воздушных силах, в Китае активно разрабатываются несколько ударных беспилотников - таких, например, как "Темный меч" (Dark Sword).


Фото из открытых источников

Одной из областей роста в китайских военно-воздушных силах является военно-морская авиация. За первым китайским авианосцем "Ляонин", вероятно, последуют и другие, хотя сообщения относительно их возможностей и количества сильно расходятся. Истребитель J-15, местный вариант истребителя Су-27, является в настоящее время основным истребителем в Китае, и поступают сообщения о том, что многофункциональный истребитель J-31 будет выполнять такую же роль, как и истребитель F-35C на американских авианосцах.

Япония

Темной лошадкой в данном списке являются Военно-воздушные силы обороны Японии (JASDF). Япония имеет в своем распоряжении более 300 многофункциональных истребителей и истребителей для завоевания превосходства в воздухе, которые тонко настроены на защиту этой островной нации в воздухе, на земле и на море.

Отражая оборонную политику Японии, ее военно-воздушные силы являются в высокой степени специализированными, и предназначены они в первую очередь для оборонительных действий. Япония прекрасно помнит о том, что произошло в прошлый раз, когда она потеряла превосходство в воздухе над своими основными островами.

Японские пилоты получают навыки проведения штурмовых атак по наземным целям против сил агрессора на японской территории, а также навыки нанесения ударов с воздуха по вражеским транспортным судам и флотам. Однако они не учатся проводить наступательные операции, в том числе по удаленным целям.

Новости по теме

Японские пилоты хорошо подготовлены, и их по достоинству оценивают их коллеги. Японские летчики регулярно принимают участие в проводимых на территории Соединенных Штатов учениях "Красный флаг" (Red Flag), и, кроме того, их заставляют быть в форме растущее число сложных задач, связанных с перехватом самолетов, приближающихся к воздушному пространству Японии, - в первой половине 2014 года японские истребители 533 раза поднимались в воздух для перехвата российских и китайских самолетов.


Фото из открытых источников

Япония покупает у Соединенных Штатов только лучшие самолеты для достижения превосходства в воздухе - японцы приобрели в 1980-е годы 223 одноместных истребителей F-15J и двухместных DJ. Теперь они будут заменяться на истребители F-22, однако Япония разочарована тем, что американский закон запрещает продажу иностранным государствам этих самолетов.

Поэтому Япония намерена закупить 42 единых ударных истребителя F-35A, а первые четыре машины уже были заказаны в прошлом месяце. Япония продолжает разработку собственного истребителя F-3, который должен заменить F-15 - при условии, что приобретение американских истребителей первой линии будет запрещено. Тем временем истребители F-15J и F-2 модернизируются для того, чтобы увеличить свои возможности в области воздушного боя.

Для того чтобы иметь данные раннего обнаружения, а также для осуществления функций управления и контроля, Япония располагает флотом американских самолетов. В состав ее военно-воздушных сил входят четыре самолета раннего обнаружения и контроля E-767, а также 13 самолетов раннего обнаружения E-2C Hawkeye. Япония рассчитывает также получить последние модели самолетов E-2D для того, чтобы справляться с растущим числом перехватов в воздухе.

Кайл Мизоками

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@ .

Самой сильной авиацией в 2030 году будут обладать страны, которые мы хорошо знаем. Среди них лидирующие позиции займут США, Россия и Великобритания. Эти страны по-прежнему готовятся к разнообразным сценариям — от ограниченных кампаний против противников, которые не являются государствами, до полномасштабных боевых действий на широком географическом пространстве. В конце концов, эти государства считают содержание большой современной военной авиации, которую можно быстро развернуть, важной опорой своей национальной безопасности.

Китайская народная республика впервые попадет в этот список. Китай продолжает создавать авиацию, соответствующую его статусу второй экономики мира — вполне достойное место. Правда, страна совершила несколько не совсем достойных действий в отношении Южного Китайского моря, что внушило другим странам опасения по поводу наращивания военного потенциала КНР.

Американские ВВС/ВМС/Корпус морской пехоты

Вооруженные силы США располагают тремя авиационными подразделениями — собственно ВВС, авиацией флота и авиацией Корпуса морской пехоты. В 2030 году, как и сегодня, они будут самыми сильными ВВС в мире.

Контекст

Знакомьтесь: российские бомбардировщики

The National Interest 20.07.2016

Сможет ли МиГ-21 продержаться 100 лет?

The National Interest 31.05.2016

Смертоносные тени в небе над Сирией

The National Interest 17.02.2016

Врагам России следует опасаться Су-35

The National Interest 19.07.2016 В 2030 году ВВС США будут располагать унаследованными от нынешних времен 187 самолетами F-22 Raptor. Помимо этого, у них будет 178 самолетов F-15C Golden Eagle, со значительно модернизированными радарами и инфракрасными сенсорами. ВВС также приобретут большую часть от запланированных 1763 самолетов F-35A Joint Strike Fighter. Они должны заменить F-16С и А-10. ВВС также обновят свой флот заправщиков, приобретя сто КС-46 Pegasus. Бомбардировщики В-21 будут в производстве, и должны быть приобретены около ста бомбардировщиков-стелс второго поколения.

Тем временем авиация ВМС будет состоять из стандартизированного палубного варианта F-35C и F/A-18E/F Super Hornet. Беспилотники MQ-25 Stingray в модификациях заправщика и разведчика увеличат радиус действия F-35, а конвертопланы V-22 будут доставлять почту и грузы на авианосцы в море. Морская пехота к тому времени должна получить F-35 в вариантах В с вертикальном взлетом и С — палубная авиация.

КНР

Авиация китайских вооруженных сил, то есть ВВС Народно-освободительной армии Китая и авиация ВМС НОАК, пребывают на пике могущества. Хотя численность самолетов сокращается, но их качество, включая Су-30, J-11, J-15 и J-10, только улучшается. Вместе с этим, эти самолеты в лучшем случае относятся к так называемому четвертому поколению. Чтобы тягаться с США и другими великими державами, разрабатываемые самолеты пятого поколения, а именно, J-20 и J-31, должны быть успешными.


© AP Photo, Xinhua, Zha Chunming Истребитель J-15 взлетает с палубы авианосца «Ляонин»

Истребители — только часть общей картины. Китайские ВВС намерены обзавестись разработанным в КНР транспортом дальнего радиуса Y-20, и к 2030 году должны получить возможность добраться до любого места в мире. Тем временем Китай разрабатывает вспомогательные самолеты, включая заправщики и самолеты раннего оповещения. С учетом растущей напряженности в Восточном Китайском море и Южном Китайском море КНР старается увеличить число самолетов для выполнения разведывательно-наблюдательных задач, в том числе, тандемных беспилотников «Божественный орел».

Россия

Предсказать состояние ВВС России в 2030 году нелегко, и события могут развиваться несколькими путями. По лучшему сценарию, включающему восстановление экономики, высокие цены на нефть и прочее сырье и отмену западных санкций, российская авиация по боевой мощи может оказаться в 2030 году на втором месте в мире.


© РИА Новости, Руслан Кривобок

Две самые значимые программы российских ВВС — это проект истребителя ПАК-ФА и проект стратегического бомбардировщика ПАК-ДА. ПАК-ФА, известный также как Т-50, необходим для обеспечения российских ВВС самолетом, сопоставимым с F-22 Raptor. Россия не может вечно рассчитывать на старые самолеты МиГ-29 и Су-27, Су-30 и Су-34. Стратегический бомбардировщик ПАК-ДА, построенный по технологии «стелс», со скоростью, ниже световой, способный нести ядерные бомбы, должен заменить стареющие Ту-160 и Ту-22.

Разумеется, все это возможно только при условии восстановления российской экономики. Еще 15 лет скромного оборонного бюджета, размываемого санкциями, бюрократией и коррупцией, будут означать, что России повезет, если в 2015 году она окажется хотя бы в первой десятке ВВС.

Израиль

Израильские ВВС сегодня насчитывают 58 F-15 модификаций А и С, истребителей обеспечения господства в воздухе. Помимо этого, 25 ударных истребителей F-15I и 312 многоцелевых истребителей F-16. Предположительно, к 2030 году израильская авиация по-прежнему будет самой сильной на Ближнем Востоке.


© РИА Новости, Пресс-служба ВС Израиля

К тому времени срочно потребуется замена F-15, так как многие платформы будут старше сорока лет. К сожалению, аналога F-15С пока нет, так как производство F-22 Raptor завершилось в 2011 году. Израилю придется либо продлять срок эксплуатации F-15С, либо переложить задачу обеспечения господства в воздухе на F-35, пока США не начнут производство самолетов шестого поколения.

Израиль планирует обзавестись двумя эскадрильями F-35 к 2021 году, а затем, в 2020-х, — третьей эскадрильей. Начало хорошее, но это всего четверть от нынешнего количества F-16. Может быть выставлено около 200 самолетов F-35. Их будут поддерживать многочисленные продвинутые беспилотные летательные аппараты, выполняющие вспомогательные миссии по разведке и наблюдению, подавлению средств ПВО и заправки в воздухе.

Великобритания

К 2030 году королевские ВВС достигнут пика могущества по сравнению с ситуацией за много десятков лет. Британская авиация будет включать 160 высококачественных самолетов Eurofighter Typhoon. Певоначально разрабатываемый, как самолет завоевания господства в воздухе, сегодня Eurofighter способен сбрасывать бомбы Paveway с лазерным наведением. Сейчас идет работа над оснащением их ракетами Brimstone. К 2030 году должен быть также создан ударный беспилотник, наследник Taranis UAV, для поддержки пилотируемых истребителей.


© AP Photo, Ministry of Defence, ho, file Истребитель Tornado ВВС Великобритании

Достойный уважения ударный истребитель Panavia Tornado GR4 будет списан. Его место займут 138 истребителей F-35B Joint Strike Fighter, модификация многоцелевого истребителя с вертикальным взлетом. F-35B будут состоять на вооружении ВВС и королевского флота, и составят авиагруппы двух строящихся авианосцев — «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский».

В целом, к 2030 году королевские ВВС и авиация британского флота будут располагать 300 истребителями и станут вторыми в Западной Европе.

Кайл Мидзоками специализируется в сфере обороны и национальной безопасности, писал для Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году стал одним из основателей блога по этим вопросам под названием Japan Security Watch.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Старейший в мире авиакосмический журнал Flight International, издающийся в Британии с 1909 года, опубликовал на своем сайте Flightglobal рейтинг десяти наиболее мощных ВВС стран мира. Составляя свою десятку военно-воздушных флотов, аналитики ресурса оценили состояние дел в военной авиации 160 различных государств.

Первое место Flight International однозначно отдал ВВС США, отметив, что сегодня эта страна располагает 78% от всех боеспособных военных самолетов, созданных в мире.

В частности, в отчете говорится: «Соединенные Штаты располагают крупнейшим парком самолетов-заправщиков, в американских военно-воздушных силах их насчитывается 586», что серьезно повышает ударные способности американских бомбардировщиков. Издание указывает, что Америка имеет 13 717 военных летательных аппаратов.

Вторую строчку эксперты Flight International отдали ВВС России.

Как отмечают в своем отчете специалисты, российские летчики в нынешнем году получили серьезный боевой опыт, в том числе после развертывания в Сирии военной базы.

Их также впечатлила работа нового российского бомбардировщика Су-34 в Сирии. «В этом году в войска поступили десять новых самолетов данного типа, а всего планируется довести их численность в российских ВВС до 123», — пишет Flight International. Всего, по версии журнала, Россия располагает 3547 самолетами, что составляет 7% от общего количества всех существующих в мире военных самолетов.

Третье место в списке топ-10 мощнейших мировых ВВС, согласно докладу, принадлежит Китаю. «Перечень боевых летательных аппаратов, которыми располагает Пекин, в этом году пополнился на 80 штук. Сейчас у КНР более 1500 военных самолетов и более 800 вертолетов, в том числе новейшие китайские ударные винтокрылые машины Harbin Z-19, которых в вооруженных силах Китая насчитывается 105 штук», — говорится в отчете Flight International. По версии издания, всего Пекин имеет 2942 различных летательных аппарата военного назначения, или порядка 6% от общемирового парка военной авиации.

Следом за первой тройкой мировых лидеров в области ВВС составители перечня расположили Индию (2086 самолетов), Японию (1590) и Южную Корею (1429). Единственной европейской страной, чьи ВВС попали в топ-10 Flight International, оказалась Франция. Это государство имеет на вооружении 1282 военных самолета и вертолета, что составляет 2% от общемирового парка. Вслед за французскими военно-воздушными силами идет военная авиация Египта (1133 самолета) и Турции (чуть более тысячи).

Замыкают десятку ВВС КНДР, в составе которых 944 летательных аппарата. «Военная авиация Северной Кореи сильна, по крайней мере, исходя из количественных показателей. Хотя точное состояние дел там очень спорно, по нашим данным, военно-воздушные силы Пхеньяна имеют в том числе и 35 истребителей МиГ-29», — отмечает Flight International. Издание подчеркивает, что относительно современные машины в ВВС КНДР «соседствуют» с «музейными экспонатами», к каковым можно отнести Shenyang J-5 — копия МиГ-17 китайского производства.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», отметили, что основные выводы Flight International соответствуют действительности, но подчеркнули, что делать выводы о силе ВВС той или иной страны исходя только из количественных показателей не стоит. «Непонятно, что это за самолеты, которые анализировали сотрудники Flightglobal (сайт Flight International. — «Газета.Ru»)? Если это самолеты типа Cessna, который к нам в свое время на Красную площадь прилетел, то это ни о чем не говорит. Если же сравнивать только боевые и транспортно-боевые самолеты, то превосходство США над РФ окажется всего лишь двукратным, а не таким, как утверждают эксперты сайта», — сказал председатель Союза геополитиков, доктор военных наук Константин Сивков.

По его словам, мощь тех или иных военно-воздушных сил можно оценить, только проанализировав их боевые возможности в комплексе.

«Важным фактором является наличие разных самолетов, боевые возможности которых согласованы. Я бы отметил, что именно по боевым самолетам Китай сегодня первый в мире — сегодня у него очень крупный авиапарк.

Однако китайские ВВС не могут совершать удары на расстоянии до 10 тыс. км, как, например, военно-воздушные силы России или США. Нет у КНР таких авиакомплексов радиоэлектронной борьбы, которые есть у РФ и Соединенных Штатов», — отметил эксперт.

По словам Сивкова, тем не менее отставание России от США в области ВВС есть, и его надо по возможности свести к минимуму. «Нам нужна военная авиация, которая сможет отразить нападение противника с воздуха. США обладают превосходством в ВВС, а в случае войны против нас они будут действовать при поддержке ВВС других стран НАТО, а также Японии, которая обладает довольно мощной военной авиацией. Так что нам нужны ВВС, способные отразить эту угрозу», — сказал специалист.

Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Мураховский уверен, что РФ нет необходимости стремиться догнать США по числу военных самолетов. «Перенапрягаться, добиваясь баланса с США, ни к чему. Наши ВВС должны быть способными защитить территориальную целостность России. Способность сделать это определяется не только и не столько количественными показателями, сколько гармоничным соотношением бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков, а также умелым применением.

Традиционно американцы всегда делали ставку на ВВС и военно-морские силы. Это было и в годы Второй мировой войны, и в годы «холодной войны». У нас в России несколько иные приоритеты развития вооруженных сил.

Воздушно-космические силы входят в число приоритетных направлений, но мы гораздо больше, чем американцы, уделяем внимание Воздушно-десантным и Сухопутным войскам», — сказал он.

Собеседник также отметил, что стоит остерегаться прямых сравнений ВВС по количеству машин. «Ведь есть такой аспект, как подготовленность летчиков — их налет. Также системы управления, наличие аэродромной базы — это многофакторный параметр — сравнение боевых возможностей», — пояснил он, добавив, что такой подход к оценке используется «для широких народных масс, на уровне популярной механики».

Мураховский напомнил, что хотя военная мощь американских ВВС и признана во всем мире, но на протяжении второй половины ХХ века и своей новейшей истории они не сталкивались с противником, который мог бы им составить серьезную конкуренцию в воздухе. «Пока что они воевали только со странами третьего мира и серьезного противника у них не было», — сказал специалист.

По словам экспертов, тот факт, что в топ-10 не были включены ВВС большинства европейских стран, закономерен. «Они очень малочисленны. Дело в том, что все страны Западной Европы входят в Североатлантический альянс, и если что, они понимают, что многие задачи будут решены ВВС США. А раз так, зачем тратить крупные суммы на собственные военно-воздушные силы? Европейцы — люди очень прагматичные», — пояснил председатель Союза геополитиков Сивков.

«Германия, Великобритания и Франция после «холодной войны» значительно сократили состав своих вооруженных сил, в том числе и авиации. Поэтому по количественному параметру они и не проходят. Собственно операция в Ливии, где основными участниками были Великобритания и Франция, Италия подключалась, показала, что боевые возможности европейских стран НАТО существенно уменьшились. У них были проблемы с эксплуатацией самолетов, ощущалась нехватка высокоточных средств поражения и так далее», — в свою очередь добавил военный эксперт Мураховский.

В настоящее время и США, и Россия, и Китай ведут работу, направленную на обновление своих ВВС, в частности разрабатывают истребители пятого поколения. Кроме этих трех стран подобный истребитель создает Япония. Совместный проект боевого самолета пятого поколения также разрабатывается РФ и Индией в интересах Дели.