Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Можно ли посещать кладбище на пасху

Пасха считается самым светлым христианским праздником. Именно в эти благословенные дни, наш Спаситель Иисус Христос, вознесся перед людьми, победивший смерть. Пасха — это православный праздник, обозначающий победу над самой смертью. Спаситель, воскрес после своей смерти, и показал людям дорогу в иной мир — на небеса. Именно в дни празднования священной Пасхи, в Иерусалиме происходит схождение Благодатного Огня. Это явление с нетерпением ждут миллиарды паломников, которые мечтают узреть чудо, сотворенное Богом. Существует поверье, что, Благодатный Огонь – это благословение на ещё один год человеческого бытия на земле. Когда Огонь не сойдет на землю, тогда настанет конец роду и грядет Судный День, описанный в священных писаниях Иоанна Богослова.

С давних времен, пасху христиане встречают с почестями. Существуют обычаи и традиции, соблюдаемые верующими и сегодня. Традиции включают в себя приготовление пасхальных куличей и пасхальных яиц. Так же проводятся богослужения в церквях. Перед наступлением праздника, нужно сделать уборку, очистит дом от грязи и пыли, начать приготовления к пасхальному столу. Все приготовления требуется завершить до Страстной Пятницы. Страстная Пятница считается днем, когда был убит Иисус Христос. Как говорится в священных писаниях, после казни, его тело перенесли в пещеру для последующего захоронения. Ученики Иисуса, пришедшие в пещеру для того, что бы оказать почести при захоронении, не нашли его тела. После этого, Спаситель воскрес и в течение 48 дней, он являлся своим ученикам. Отсюда и берет начало происхождения празднования Пасхи.

Светлый праздник принято встречать с радостью и благодарностью Богу, за его великодушие к человеческому роду. В период празднования пасхи есть и ограничения, которые нельзя допускать в святые дни. Одним из таких запретов является поход на кладбище. Празднование Пасхи на кладбище, не приветствуется церковнослужителями. Существуют специально отведенные церковью дни, предназначенные для посещения усопших близких на кладбище. Такой день выпадают на второе воскресенье после Пасхи, этот период именуется, как «день Родницы» . В этот день нужно приходить на кладбище, ухаживать за могилами, поминать близких людей. Этот день отведен на горесть, скорбь от утраты, близкого человека. В период празднования Святой Пасхи, нужно радоваться и веселиться, не поддаваясь чувству скорби и грусти. Поэтому на кладбище в праздничные дни ходить не стоит.

Причина того, что многие люди посещают могилы своих близких именно в этот святой праздник, кроется в истории. Ещё до прихода Советской власти. Люди, праздновали этот священный праздник исключительно участия в богослужениях, проходивших в каждой церкви. Возвращаясь, домой из церкви, люди шли через кладбища и останавливались у могил своих родных, что бы почтить их память. Там они общались с , ухаживали за могилами и даже трапезничали. В 20 веке, когда разрушилась царская власть, и наступил новый период в истории государства. Начались массовые гонения на церковь, насаждался атеизм. Многие обычаи и традиции были забыты. Многие люди стали не верующими и не чтили этот святой праздник. Однако были и те, кто остались верны православной вере. И передали свою веру, обычаи и традиции своим детям и внукам. Так, поход на кладбище на Пасху дошел до наших дней. Однако в правилах православной церкви, отмечается, что такая традиция является в корне не правильной. Посещение кладбища в Пасху, считается грехом для верующего человека, с точки зрения церкви.

Почему нельзя ходит на кладбище на Пасху: Церковное мнение

Священнослужители, отмечают, что в священных писаниях и книгах не сказано о том, что существует божественный запрет на запрет посещения кладбища на Пасху. Однако церковь придерживается твердого мнения, о том, что ходить на кладбище в этот священный праздник не стоит. Такая позиция объясняется, тем, что для посещения усопших, существуют специальные отведенные дни. Церковь не говорит о том, почему нельзя ходить на кладбище на Пасху, так, как трактует это, как индивидуальный выбор каждого верующего человека. Она лишь, рекомендует делать это в определенные дни. Отмечается, что такое посещение не будет нести за собой тяжкого греха, но является нарушением правил.

Если же человек решил пойти на кладбище в дни празднования Пасхи, то священнослужители рекомендуют сначала посетить храм и помолится Спасителю. Так же говорится о том, что в эти благословенные дни нужно радоваться и не поддаваться грусти и скорби. Если человек оказался на кладбище в эти дни, то стоит вспомнить хорошие моменты и поблагодарить усопшего за то, что он сделал хорошего при жизни. Не стоит плакать и грустить, Святой праздник Пасхи отмечается и на небесах, поэтому стоит поблагодарить и возрадоваться благословению, которое дал нам Господь Бог.

В наши дни все больше людей, проводят этот священный праздник на церковных служениях. Верующих становится все больше с каждым годом. Пасха стала для православного народа, главным праздником духовного единства с Богом. Только в период этого праздника, люди общаются с Богом и проявляют великодушие к другим. Большое значение для вероисповедания имеет соблюдение основных правил празднования. Поэтому все больше людей отказывается от похода на кладбище на пасху, предпочитая посетить своих усопших близких в отведенные для этого дни.

Хотя церковный календарь для посещения кладбищ выделяет , некоторые люди отправляются на погост и в дни самих праздников. Многим хочется посетить кладбище именно на Пасху. Насколько это правильно, и можно ли на Пасху ходить в кладбище?

Почему на Пасху нельзя идти на кладбище?

Как известно, второе воскресенье после Светлого праздника Пасхи – Радоница. В этот день нужно посещать кладбища и поминать усопших.

Воскресение Господне и вся последующая после него неделя являются праздничными днями. В это время нужно веселиться и радоваться, а не думать о грустном. Вот почему на Пасху не стоит ходить на могилу умерших близких.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище на Пасху?

Дело в том, что в 16 веке в России церкви строились не в каждой деревне. Храмы возводили в больших селах, а деревенские жители ездили туда на Пасху, чтобы отстоять службу и освятить еду. Зачастую и кладбище располагалось неподалеку от церкви.

Отстояв службу в храме, люди не шли сразу домой, так как дорога в родную деревню была неблизкой. И поэтому они шли на могилы своих родственников. Там, разложив освященную еду, они кушали и разговаривали. Так происходило из года в год.

С приходом Советской власти церкви и монастыри стали повсеместно разрушать. Многие люди запомнили традицию ходить на кладбище на Пасху, и начали считать её христианской. На самом деле это не так.

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище: ответ священника

В священных книгах нет строгого и прямого запрета на то, что на Пасху нельзя идти на кладбище. Но священнослужители сходятся во мнении, что в этот день на погост ходить не стоит. Ведь для этих целей существуют специально отведенные дни. Только в период Великого поста, длящегося 48 дней перед Пасхой, выпадает три родительских дня для посещения погоста. Вторая суббота после Пасхи – следующий подходящий день.

У христиан есть традиция посещать могилы в определенные дни. Если человек верующий, соблюдает Великий пост и живет по церковным законам, то ему не стоит ходить на кладбище на Пасху. Если же вы верите только формально, то при желании можете посетить могилы умерших близких. Ведь это не считается большим грехом.

Если же вы все-таки хотите посетить кладбище в этот день, то перед этим сходите в храм на службу, и только после этого направляйтесь на кладбище. Не стоит в этот день плакать и горевать на могилах. Ведь Пасха – день, когда нужно радоваться и веселиться.

Видео: Можно ли на Пасху ходить на кладбище?

Ответ православных священников на вопрос о том, стоит ли ходить на кладбище на Пасху и пасхальные праздники, категоричен – нет. Объясняется это тем, что Пасха является основным церковным праздником, доказывающим победу жизни над смертью. В этот день не принято вспоминать усопших; напротив, следует радоваться и отмечать этот великий светлый праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа. Поездка на кладбище в такой день является грехом. Можно посетить это скорбное место позднее - на Красную горку.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Можно или нельзя ходить на погост на Пасху?

В Светлое Христово Воскресение многие по традиции посещают погост. Практически во всех городах в пасхальный день даже организуют специальные автобусные рейсы на кладбище, чтобы людям было проще туда добраться и разделить с усопшими родственниками светлую весть. Но православная вера не приветствует такое действие.

Священники объясняют это тем, что Пасха является праздником для любого христианина. В душе верующего человека в этот день должна быть радость, так как воскрешение Иисуса свидетельствует о том, что смерти не существует, а есть лишь переход в вечную жизнь. При посещении погоста человек начинает горевать среди могил об усопших родных и близких, вследствие чего он может усомниться в возможности духовного спасения.

После Пасхи на протяжении недели в церквях не проводят панихиды. В эти семь дней умерших людей отпевают с пасхальными песнопениями. Поэтому священники особо подчеркивают, что в этот светлый праздник нужно радоваться, а не скорбеть.

Когда можно идти на кладбище до и после Пасхи

Съездить на погост можно до Светлого Христова Воскресения. Для этого обозначены специальные дни, называемые родительскими субботами. На период Великого поста они выпадают три раза. В эти дни и рекомендуется ездить на могилы, чтобы проведать усопших.

После Пасхи кладбище посещают также в специально отведенный день. Он может называться по-разному:

  • Радоница.
  • Красная горка.
  • Проводки.

Выпадает он на вторник недели, следующей после завершения пасхальной недели. Перед тем как посетить погост, рекомендуется сначала сходить в церковь и помолиться за души умерших родственников.

Как поминают усопших в дни пасхальной недели?

Именно на Радоницу празднуют Пасху на могилах умерших родственников. Необходимо помолиться за них в храме или на кладбище. Умершему человеку не нужно ничего – ни креста, ни памятника, так как это просто дань традициям. Душа покойного постоянно нуждается только в молитве.

Существенную помощь в этом оказывает проводимое в церкви поминовение. Перед посещением погоста нужно подойти в храм к началу службы и подать записку, в которой указаны все имена покойных для их поминовения. После завершения литургии обязательно следует отслужить панихиду. Силу молитве придаст причащение поминающего в этот день. Также желательно на выходе из церкви дать нищему милостыню и попросить его помолиться об умерших родственниках.

Прежде всего стоит отметить, что Радоница — это особый день поминовения усопших.

И по своей сути праздник очень старый, поэтому в нем и соседствуют древние языческие традиции и новые церковные.

И, как это обычно случается, одно «конфликтует» с другим.

Традиционно Радоница празднуется во вторник (на 9-ый день после Пасхи), который следует сразу после Фомина воскресенья. Радоница в 2018 году приходится на 17 апреля.

Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции?

Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи).

Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей. Согласно православным церковным традициям и Уставу кладбище нужно посещать на 9-й день после Пасхи. Радоницу усопшие тоже должны чувствовать. Название этого дня Радоница говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших.

Что можно делать на Радоницу, а что нельзя?

К праздничному дню христиане готовились постоянно с особенной тщательностью. На могилках прибирались, поправляли и подкрашивали оградки, памятники, убирали прошлогодние листья, подсаживали цветочки. Производить уборку общепринято и в располагающихся рядом забытых могилах. В праздничный день повсюду обязан быть порядок.

Перед тем как идти на погост, люди проходят в храм. Священник читает утреннюю литургию, прихожане устанавливают свечки и молятся за упокой души членов семьи и родных. Наводить порядок не запрещено, однако правильнее это совершить предварительно, чтобы не отвлекаться от поминания и не препятствовать иным посетителям. Вере в то, что в период Радоницы усопший пребывает на земле, чувствует и наблюдает собственных родных, насчитывается тысячи лет.

Как правильно вести себя на кладбище?

На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.

Следует отметить, что традиция оставлять пасхальные яйца и куличи на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез — тризн.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру - возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Поверья на Радоницу

Вспоминая в «поминальной» недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни «они все слышат, которая о них речь говорится». Лучше их называть родственниками, свояками и знакомыми.

За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.

В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.

Около могилы надо прочитать «Отче наш», можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: «Нам пусть здоровится, а вам легко лежится», «Вам Царства Божьего, а нам — к вам не спешить».

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.

Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.

В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.

Если есть возможность, беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят, то, что не дано видеть взрослым. При желании лучше сходите в церковь.

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК