Чернобог - славянский властелин тьмы. Чернобог — славянский бог разрушения и повелитель теней

Чёрный Бог, Чернобоже, Темновит . Полная противоположность светлому богу . Хозяин мира Нави, подземного мира. Во всех легендах, песнях и сказаниях предстаёт как некая тёмная сущность и повелитель всех воинств загробного мира, подземного царства, пекла, пекельного мира. Кроме того, Чернобога называют Чёрным Змеем или Ящером, а всех его сыновей, дочерей, а также потомков, называют Змеевичами или Змиевичами. Так, например, Вия называют Вием Змиевичем. Считается, что после крещения Руси образ Чернобога перешёл на святого Касьяна, который в народных поверьях представляется причиной различных бедствий.

Днём Чернобога традиционно считается понедельник. В этот день не рекомендуется начинать никаких новых дел. В древней Руси понедельник являлся днём публичной расправы, наказания или казни за какие-либо преступления. Символом Чернобога является череп животного или человека. Чёрный конь, коршун, орех и бук, цифра единица (1) и кол, планета Сатурн также являются символами этого Бога.

Мир всегда делился на чёрное и белое. Эти силы должны существовать всегда и поддерживать себя в гармонии. Чернобог является неотъемлемой частью мира, одним из тех законов, без которых невозможно существование. Белбог и Чернобог неразрывно связаны навеки. Род и Чернобог — это инь и ян мироздания, которые поддерживают равновесие как во всей вселенной, так и в жизни каждого человека.

Славянские народы представляют этого Бога как воина, закованного в крепкую броню. Он управляет загробным миром. Однако не стоит путать его с Дьяволом. Если образ Дьявола — это абсолютное зло в идеальном своём воплощении, то Чернобог у славян является одним из главных богов мироздания и даже может помогать людям в определённых сферах жизни (войны, битвы, разрушение старого в целях построения нового). Славяне, чествуя богов на пирах, обязательно упоминали имя Чернобога, как одного из своих небесных родителей.

По поверьям, всеми преуспеваниями заправляет Белбог, а несчастьями Чернобог, поэтому, чтобы несчастий было меньше и Чернобог отводил оные от человека, его обязательно чествовали, как одного из Высших Богов. Это может быть поначалу непонятно — как тёмное существо может быть полезно человеку и не являться для него абсолютным злом? Для этого стоит привести обычную аналогию и всё встанет на свои места. К примеру, представьте себе начальника тюрьмы. Нельзя считать, что начальник тюрьмы — это обязательно злой и отвратительный человек. Чаще бывает наоборот — именно его подопечные являются истинными злодеями. Человек делает свою работу, так же, как и Чернобог занимается своим делом.

Храмы Чернобогу делали из чёрного камня. Внутри стоял кумир чёрного бога, который также окрашивали в чёрный цвет, с посеребренными усами. Жертвенник возле кумира нередко обагрялся жертвенной кровью животных или захваченных в плен врагов. Храмы и капища обносились острыми кольями, на которые водружались жертвенные черепа. Упоминания о Чернобоге у славян есть во многих источниках. Об этом божестве говорили в своих писаниях Гельмольд в «Славянской Хронике», автор «Истории Каменской епархии» XVII века, Пётр Альбин в «Миснейской хронике» 1590 г, этнограф Абрахам Френцель 1696 г, Аль-Масуди в 10 веке и др. Последний писал так: “«… в нем (здании на черной горе) они (Славяне) имели большого кумира в образе человека, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой — пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)” .

Чернобог. Славянский навий Бог...

Чернобог. Меня спрашивали... Сама не знала толком... Перекопала десяток сайтов, на этом самая полная информация, на мой взгляд...

Чернобог - навий ("злой") бог согласно "Славянской хронике" Гельмольда, обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", имеет воинские функции. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин в "Миснейской летописи" говорит: "славяне для того почитали Чернобог а, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда". Гельмолд в своей "Славянской Хронике" описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобог а, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: "Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобог ом". Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога (10 века) на черной горе: "... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)" .

Существует достаточно правдивая легенда, что некогда в России в городе Чернигове (Республика Украина) стоял храм Чернобог а. Храм, к сожалению, был разрушен и информации о нем сохранилось очень мало. Все что на данный момент известно то, что храм Чернобог а был сделан из черного камня и был весьма популярен. Сам Чернобог до христианизации славян был одним из наиболее почитаемых славянских богов. Его предназначение в основном сводилось к защите славян при походах на земле соседей и защите собственных земель. Одним словам Чернобог является богом войны и победы в сражениях, а также защитником славян при набегах врагов. Христианская же религия из Чернобог а сотворила Дьявола. Для них Чернобог стал настолько подходящим прототипом Сатаны, что христианские художники даже в своих средневековых гравюрах при попытке изобразить Сатану ссылались на славянские изображения Чернобог а. Что, к сожалению, привело вплоть до того, что многие современные городские неоязычники и сами стали свыкаться с этой ересью. В прочем так же пострадали и другие славянские боги. Не меньше пострадал, например Велес, поскольку он был покровитель скота, а скот то, как правило, рогатый с копытами и хвостом из-за чего и его тоже стали рисовать как Дьявола.

Чернобог Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
В глубокой древности славяне делили весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворял свой бог. Именно враждебную олицетворял - Чернобог. Чернобог изображался в виде человекоподобного чура, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.

По мифу, приведённому Срезневским Сатана или Черт (читай Чернобог) поганит душу человека и "портит" мир, созданный богом. В своей трехтомной работе, замечательной по собранному фактологическому материалу, но абсолютно недостоверной по логике и выводам А.Афанасьев приводит мифы о сотворении Мира Богом и Сатаной, за этими непримиримыми противниками угадываются языческие Белый и Черный боги. Вот один из малоросских вариантов этого древнейшего мифа, благополучно дожившего до середины девятнадцатого века и преломившегося через православное:

"В начале Света благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. - Ладно, думает Сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова... Господь куда ни бросит землю - она вдруг является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь - то на другом все видно, что делается на земле. Сатана смотрит... хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану, и он где приляжет - там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет - там вырастет гора, где привскачет - там высунется поднебесная гора. И так бегая по всей земле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор". [А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу (в трех томах), т.2, - М.: Индрик, 1994, стр 458-462]

В других вариантах именно Черт- Чернобог достает землю Богу-Белобогу, затем Бог из первогорсти создает всю остальную Землю, а его напарник "портит" творение, добавляя асимметрии. Еще один вариант мифа из Заонежья таков: "По старосветному Окиян-морю плавало два гоголя, первый - бел-гоголь, другой - черен гоголь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По божию велению, по богородицину благословению сатана выздынул со дна синя моря горсть земли. Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана понаделал непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор. И ударил Господь молотком и создал свое воинство, и пошла между ними великая война...". К двум птицам-гоголям мы вернемся, сейчас отметим, что по апокрифам типа "Свиток" (XV в): "...взял Господь камень, преломил надвое, и из одной половины от ударов божьего жезла вылетели духи чистые, из другой же половины набил Сатана бесчисленную силу бесовскую"; по другой версии Черт "омыл свое лицо и руки водою, брызнул ею назад от себя - и состворил столько чертей, что ангелам не доставало уж места на небесах." Велес, Волос, Власе, Власий - "скотий бог", т.е. бог богатства (через скот) и дикой природы (русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками), бог лесов, бог искусств (Mater Verborum, "Слово о Полку Игореве" - Боян, Велесов внук, "Веда славян" в изд. Верковича, IV, 5. 5-13), а также в средневековых поучениях против язычества, например, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам". Также его поминают, как "лютого зверя", Сатану, у прибалтов vels - синоним слова "черт". Одно из его имен, также, Мокос - муж Макоши (нам известно, по меньшей мере, четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде), посмертный судья, бог магии, бог Нави. Именно он носит имя Чернобог а у славян, хотя имеет воплощение и в Прави. Одна из сторон Рода (который также соотносился с Сатаной).

Чернобог - ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев, Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье готовое к поражению, или больше - к нанесению всяких зол. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сего ужасного лжебога г. Херасков так описывает:

Шумящ оружием приходит Чернобог;
Сей лютый дух поля кровавые оставил,
Где варварством себя и яростью прославил;
Где были в снедь зверям разбросаны тела;
Между трофеями где смерть венцы плела,
Ему коней своих на жертву приносили,
Когда россияне побед себе просили.

Ипостасью Чернобог а был - Сильный бог, был бог телесной крепости, мужества, а также Лед, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы; Но сие страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством. Тем воздвигала жертвенники благодарность, как бы за низпосланные ими дары воинские, и молились им, прося дать силу для защиты себя и отогнания врагов: но сему ужасному духу сооружал храмы Страх и Ужас. Его просили только об отвращении зла, как оного источник; но благости в нем не уповали найти, и не искали ее.

Из некоторых описаний видно, что храм его построен был из черного камня; истукан выкован из железа, перед коим стоял жертвенник для сожжения ему жертв. Помост его храма, сказывают, был напоен кровью; что и вероятно, когда представляли его таким зверским и кровопийственным существом.

Мудрые о сем рекут: кто в безумии суетном смерти страшится, тот сим Чернобог у славу творит. Мудрые и у смерти жить учатся, сквозь маяту переходящего Вечное прозревая; глупцам же, от Лада Всемирья отчужденным, порой и жизнь не в прок. Иные рекут: следование Чернобог у - суть стезя наискорейшего изменения, а также преодоления собственной слабости и глупости. Действительно, путь к новому всегда лежит через смерть отжившего, поэтому всякое преодоление себя прежнего есть, в той или иной степени, форма смерти [Предки наши называли "дваждырожденным" того, кто еще при жизни в Яви земной прошел через Смерть и Воскрешение (от "Крес" - "Огонь") Силою Огня для жизни в Пакибытии].

Языческая Традиция учит понимать и принимать оба лика Рода: и темный, и светлый, ибо один не существует без другого. Мы славим Чернобог а за дар смерти - за дерзание превзойти все отжившее, обветшавшее, остывшее, но не останавливаемся на этом, а идем дальше - от смерти к возрождению во Прави Божеской, от Небытия Смерти в Яви Земной к Пакибытию Жизни в Вышнем...

Необходимо особо отметить, что существует несколько уровней понимания Изначальной Традиции: один уровень - "мифологический" - позволяет рассматривать архетипы определенных богов в Языческом Пантеоне как продолжения архетипов вышестоящих по иерархии богов, то есть, как сыновей, дочерей, внуков итп; другой уровень понимая Традиции - "концептуальный" - являясь гораздо более целостным, позволяет рассматривать Всебожье Родово в его интегральном единстве, которое стоит вне существующих иерархий богов в Языческом Пантеоне и, более того, даже вне всех возможных пар-противоположностей. Первый уровень понимания Изначальной Традиции является, условно говоря, несколько приземленным, земным, человеческим; тогда как второй уровень - вышним, горним, жреческим. Официальная позиция языческой общины Родолюбие заключается в том, что приоритетным в познании и чувствовании мира богов, Всебожья Родова, является именно "концептуальный" - горний - уровень понимания Изначальной Традиции.

Перевернутое Древо Мира Руна Чернобог а - божества, образующего дуальную пару с Белбогом. Если руна Белбога представляет силы, стремящие Мир к абсолютному Порядку, то руна Чернобог а связывает нас с силами, ведущими Мир к абсолютному Хаосу. Было бы абсурдом ассоциировать Белбога с "добром" и Чернобог а - со "злом"; взаимодействие центростремительных и центробежных сил суть залог Равновесия, читай: залог самого существования Мира. В божественном плане руна Чернобог а представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы. В отношении человека руна Чернобог а представляет Тень, тот архетип юнгианского бессознательного, что вечно стоит за нашим левым плечом и, посмеиваясь, ведет нас к освобождению от личин и иллюзий: "Я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гете)... Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
В германских рунических рядах руна Чернобог а находит себе частичное соответствие в рунах Перт и Хагалаз. Германское имя Чернобог а - Локи.

Славяно-Индо-Арийская версия

Чернобог т акже с читался богом безумия. Обитал в царстве Нави, сидел на троне в Черном замке, рядом с ним восседала его супруга, богиня смерти Марена (?) , и загробный судья Раде га ст, сын Коляды. Его воинства составляли оборотни, колдуны, черные волхвы, ведьмы. Воеводой его воинства был Вий. Приближенными Чернобог а являлись сыновья Вия - Кащей и козлоногий Пан, сладкопоющая птица смерти Сирин. Воевал со всеми богами. Его супруга Марена произвела на свет демониц: Мороку, Ма ру, Черную Немочь, а также дочерей Лихоманок, вызывающих у людей болезни: Трясею, Сядею, Хрoпушу Пухлею, Немею, Глухею, Ломею, Желтею, Дряхлею, Смутницу, 3ябуку, Каркушу. Принимал облик Черного Змея, победил Симаргла, но позднее был побежден его отцом Сварогом. Был побежден Крышенем и заточен во льдах Белого моря, но позднее освободился и заточил во пьдах Дажьбога. Пытался погубить Каму, сына Крышеня, разлучил Купалу и Кострому, детей Симаргла. Мечтал заледенеть людские души и за ко вать весь мир льдами. Было время, когда Чернобог а удалось покрыть льдами большую несчастье мира. Но спрятанный им в Черных горах от людей огонь был похищен Крышенем. Вероятно, это предание было связано с памятью о ледниковом периоде в истории Земли. Заколдовал гроб, в котором оказалась заживо погребена Златогорка, жена Дажьбога Враждовал с Сивой, за что был согнан им с Хванryр-горы. Был усмирен Колядой, сыном Д ажьбога и Златогорки. Противником Чернобог а также выступал Белобог. Их борьба определяла равновесие в мире. В «Славянской хронике» Гельмольда (12 век) описывается языческий ритуал: собравшиеся на пир пускали вкруговую чашу и произносили заклинание именем Белобога и Чернобог а. В древнеисландской «Книтлингасаге" упоминался бог Черноголов, имевший идола с серебряными усами.

Последняя версия вызывает большие сомнения, из-за отсутствия фактов, подтверждающих прямую, не утраченную связь между Ведами славянскими и Ведами индийскими. Нет сомнения, что корни общие, но это не дает оснований смешивать две культуры, которые пошли разными путями более десяти тысяч лет назад. К сожалению, подобными изысканиями грешат некоторые исследователи славянской языческой культуры - А. Асов, Е.Ф. Конев, В. Данилов.

А вот мнение Ворона из Луганской родноверческой общины "Коловрат": К аждое явление нашего мира несет в себе двойственость:как созидание так и разрушение.Так кпримеру молотком можно забивать гвозди а можно разбивать головы.Ядом змеи можно убить а можно вылечить. Не стоит противопоставлять ’’Белое» и ’’Черное’’, нужно просто понять смысл сил Созидания и Разрушения. Чтобы зерно проросло,ему сначало необходимо сгнить в Земле(умереть).Созидание и Разрушение не имеют отношения к Прави, которая воплошается в Ладу(гармонии) и Криви(Кривде) которая воплощается как Разлад(дисгармония).А то что именуют злом есть Кривь-отсутствие Лада. Двойственность вещей заканчивается лишь в состоянии Абсолютного Единства, кое именуется Род Изначальный.

http://sled.name/vedantia/slavic/index.htm

Мрачный мужчина с седыми усами, которого прозвали Чернобог, слыл у балканских славян повелителем тьмы, богом зла и символом несчастий. Говорили, что повелитель Нави способен управлять временем и жестоко карает тех, кто не оказывает ему искреннего почтения. Чернобог не часто выбирается из царства мертвых, но глазами и ушами могущественного бога стали все известные лесные твари.

История происхождения

Представители славянских народов издревле верили, что силы добра не могут существовать без сил зла. Подобный баланс – залог гармонии и сохранения мира. Поэтому истоки культа, прославляющего бога несчастий и разрушений, невозможно отследить.

Одним из первых подробных упоминаний Чернобога считается попавшая в «Славянские хроники» запись, автором которой стал священник и миссионер Гельмольд из Босау. Текст, датируемый 12 веком нашей эры, подробно рассказывает об обрядах, которые проводили русичи, чтобы ублажить жестокого идола.

Славянский бог в сознании жителей Древней Руси принимал несколько ипостасей. В историях, посвященных Чернобогу, мужчина представал в виде старца с седыми усами или крепкого мужчины, облаченного в тяжелые доспехи. В обоих случаях божество сопровождают вороной конь и ястреб, иногда покровитель мертвых держит в руках череп. Другими атрибутами Чернобога стали буковое дерево и обоюдоострый меч (в других источниках – копье).


Так как божеству приписывали и зооморфные особенности, то перед русичами Чернобог представал в виде вороны или уже упоминаемого ястреба. Не реже о Чернобоге говорили как о чудовище под названием Василиск – черном змее с человеческим туловищем, лицом и руками.

Сохранились записки неизвестного исследователя славянской мифологии:

«Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше - к нанесению всяких зол. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди».

Неудивительно, что место поклонения столь устрашающему персонажу изготавливалось из черного камня. А обряды, посвященные Чернобогу, не проходили без кровопролития. Чаще всего прославление злого бога проходило один раз в декаду. Славяне собирались в темное время суток, читали перед идолом специфические молитвы и плакали. Позже живые жертвоприношения заменили деревянными куклами, которых закапывали в землю.

Мифы и легенды

Могущественный Чернобог родился в глубине Нави – царства мертвых и забвения. Никто не знает, как и от кого мужчина появился на свет. Божество вышло из кромешного мрака и обосновалось в новых владениях.


Под командованием Чернобога находились лешие, змеи-Ламии, демоны и колдуны. Возглавляет армию нежити брат бога неба , а прислуживает великому владыке мертвых богиня Морена. Помогают советами мужчине и .

В первую очередь имя Чернобога упоминается в связи с легендой о сотворении мира. С небес на Землю спустился Белобог, основной задачей которого было создание тверди земной. Но не с руки великому божеству делать грязную работу, поэтому Белобог послал на задание родного брата.


Чернобог с легкостью справился с работой, но отдавать власть над новообразовавшейся территорией не захотел. Мужчина замыслил утопить родного брата, но Белобог спасся от уготованной ловушки. Впрочем, могущественный Чернобог не сдавался. Чтобы навредить сопернику, бог заколдовал землю, и вскоре суша поглотила большую часть воды на Земле.

Никто не знал, как остановить заклятие. Пришлось Белобогу превратиться в пчелу и тайком следить за братом. Выведав секрет, Белобог спас планету. За подобное вмешательство Чернобог проклял давнего врага – теперь Белобог мог питаться исключительно медом, который создавали пчелы.


Сражения с братом только раззадорили мужчину. Чернобог предпринял новую попытку завладеть Явью, и на этот раз Белобог проиграл сражение. Победить покровителя мертвых получилось только общими усилиями , и .

Униженный Чернобог вернулся в родные владения, но оставил на Земле собственных подручных, которые разбрелись по лесам и творят злые дела. Особо много неприятностей богам и простым смертным доставляют Кощей Бессмертный и лешие.

  • Сильнейшим оберегом от чужого влияния и прошлых проблем считается руна Чернобога. Несмотря на отрицательный образ персонажа, амулет, посвященный богу, не несет негативного смысла.

  • Значение имени божества легко разгадать. Чернобог – черный бог, который противопоставляется светлому образу Белобога. Балтийские славяне часто называют мужчину другим именем – .
  • Карачун – последний день накануне Зимнего Солнцеворота, который подчиняется Чернобогу. В эту пору из Нави приходят мертвые души навестить родных и близких. Позже Карачуном стали именовать самого Чернобога.

Чернобог (Злебог, Лютобог) стоит особняком в пантеоне славянских Богов. По сути - он ЕДИНСТВЕННЫЙ отрицательный персонаж, но зато какой! Настолько масштабный, что мало уж точно никому не покажется - ни простым смертным, ни даже величайшим из богов.

Не стоит воспринимать Чернобога проклятием сотворенного мира: он всего лишь его обратная сторона. Или теневая. Есть научный термин, наиболее точно определяющий его положение в мире - антагонизм.

Нет однозначной информации о том, где и каким образом он появился. Достоверной информации нет тем более.

Но призвав логику, можно утверждать, что произошло это сразу после сотворения материального мира и появления света. Ибо как только Свет озарил материю, у нее появилась тень.

И чем ярче свет, тем, в силу контраста, тень темнее.

Возможно, в мире Нави, где мрак непрогляден, бродили тени самых низменных и потаенных желаний первых Сущностей. Они и породили свое общее дитя - воплощение сил, обратных по действию Силам Созидания и Света. А может быть, он вообще из другой реальности - в некоторых, наиболее древних источниках, говорится, что пришел он с изнанки нашего мира. Но вне зависимости от этого, Чернобог - божество тотального разрушения и абсолютного Зла. Он непобедим и непреходящ, пока существует мироздание. Его физическая сила так велика, а магия так сильна, что можно допустить - он уравновешивает силы Светлых Богов. Конечно, Чернобог не один, у него есть своя армия - армия Сил Тьмы. Он привел в этот мир Кощея, Вия и Горына Змеевича, создал аспидов, и все темные создания и духи Нави, вся ее нечисть - есть его воины.

По мере осознания Чернобогом масштабов своей мощи и собственной сути разрушителя, он решает, что мира Нави ему: а) мало, б) все мироздание нужно разрушить и подчинить собственной воле.

И когда ушло на покой дневное светило, под покровом тьмы принял Чернобог облик огромного Змея-василиска чудовищного вида. Черного, как ночь, с хвостом змеиным, но с человеческими головой, торсом и руками. Пожаловало с ним вместе и воинство его кошмарное, полное ненависти ко всему светлому и твердым намерением переустроить мир по-своему.

Правда, учуял его Сварог и узнал, что Чернобог замышляет. И понял, что не одолеть ему в одиночку такие полчища огнедышащей нечисти. Тогда-то и создал он себе ратных помощников, Богов-Сварожичей - Даждьбога, Семаргла, Хорса да Стрыя (Стрибога). Дал им в помощь Финиста-ясного сокола и Рарога-сокола Победы, да еще множество других Светлых Сущностей.

И началась великая битва, первая в сотворенном мире, называемая потому Изначальной. Долгой и жестокой была она, в какой-то момент Чернобог стал побеждать, наступать, заволакивая черным дымом Явь, и к Прави подбираться. Но придумал Сварог способ, как одолеть его. Выковал в небесной кузне огромный плуг и попросил Сварожичей помочь впрячь в него Змея. Из последних сил навалились они - Семаргл клещами огненными за язык Змея держал, Даждьбог булавой по головам охаживал - чтоб смирно стоял, а Стрибог тьму-власть змеиную развеивал, чтобы не было ему никакой поддержки и помощи. Совместными усилиями удалось-таки одолеть Змея, обессилел он. Попросил у Сварога свободы себе и пощады для своих детушек - народа Навьего.

И тогда уговорились Сварог с Чернобогом разрешить спор на вечные времена, чтобы все и живы, и довольны остались. Поделили они Вселенную на две части. Небесная Сварга Синяя, Правью называемая, очутилась справа, подземное Навье царство - слева, а межа между ними по серединному миру, миру Яви прошла. Так и осталось по сей день - и граница та, и Добро со Злом, в нашем мире перемешанное поровну…

И как бы не мечтали о Свете, мы не имеем права забывать, что все сейчас находится в равновесии. Всё, что отжило свой срок, разрушается силой Чернобога. Всё сущее, прежде чем возродиться в Яви, проходит сначала через Навь. Пока не умрет и не разрушится старое, не рождается новое, ибо смерть питает новую жизнь, и не бывает смерти без рождения. Нет тени без света, нет лицевой части без изнаночной. Созидание без разрушения можно уподобить раковой опухоли; потому не всякое разрушение является злом, как и не каждое созидание - добром. Всё в мире должно пребывать в ладу и гармонии.

Есть в славянском эпосе очень интересная легенда - о происхождении человека. Суть её в том, что после Изначальной битвы парились Боги в бане, омывали раны, полученные от Змея, терли их ивовым лыком. (Кстати, кора белой ивы - мощнейший природный антибиотик!). Обсуждая прошедшую битву, пришли к выводу, что нужен им в мире Яви помощник. Недолго думая, взяли и сплели фигурку из того, что под руками было в тот момент, а было - пропитанное божественной кровью лыко. Лада наделила фигурку жизнью, а кровь Сварога дала ей Душу. И стала та фигурка первым человеком, и назван был он ИВАном. Только не заметили Боги, что на лыке том остался и яд с зубов Змея, попавший в раны богов. От яда этого всё плохое в людях и пошло.

Именно поэтому Чернобога победить нельзя - его частичка, как аллегория темной стороны личности, живет в каждом из нас, как и частички Рода, Сварога, Даждьбога.

Чернобог - бог магии и времени. Он умеет изменять его ход - ускорять или замедлять, а то и вовсе останавливать. Причем делает это как для всего окружающего, так и для отдельных объектов, от чего создается впечатление «замораживания» или «вытягивания» жизни. Его способности к магии, изменению мира, а также к перевоплощению и оборотничеству неисчерпаемы и непревзойдённы, поэтому и изображали его в совершенно различных видах. Это мог быть древний седой старик с мрачным и злым выражением лица, с длинной бородой и серебристыми усами и тоже среброусый, но молодой лучезарный молодец. Ужасный черный Змей или черный ворон. Но в каком бы обличье он не предстал, ему всегда ненавистен свет Ярилы-Солнца, при нем он не так силён, как во тьме, и это - его единственное уязвимое качество. Вопреки бытующему мнению, его сила не увеличивается в полнолуние, ведь лунный свет - это отраженный солнечный.

Его оружие - меч, его «транспорт» - огненный или черный жеребец. Впрочем, при желании, Чернобог может в один миг переместиться в любую точку Нави, используя свои способности.

Чернобог - владыка и пленник Навьего мира, ибо покинуть его после передела Вселенной не может. Но с присущей ему хитростью он сумел-таки обойти это ограничение, создав Кощея - свое воплощение в явном мире. Кощей значительно слабее самого Чернобога, тем не менее, влияние его распространяется и на Навь, и на Явь, и только до Прави ему никогда не добраться. Повелитель Нави стоит на страже своего царства, не выпуская из него души грешников и препятствуя тем, кому еще не время, проникать в него. Ибо возврата оттуда нет.

Чернобог не имеет врагов, его антипод - Белобог, но они - как две стороны одной медали, никогда открыто не выступают друг против друга.

Капища Чернобогу сооружали либо на «черной горе», либо используя темные породы камня.

Идол Чернобога имел вид старца с посохом, которым тот переворачивал в могилах кости мертвецов. Корпус полностью обивали железом, оставляя необитой только голову, но усы все равно отделывали металлом.

Почитая Чернобога и принося ему жертвы, иногда кровавые (различных животных), древние славяне надеялись умилостивить и умиротворить его, тем самым отведя от себя всякое зло, находящееся полностью в его власти. Молились Чернобогу без благодарности и без любви, единственным чувством, которое он внушал, был страх.

На пирах, обнося круговую чашу, всем Богам провозглашали благодарности и здравицы, и лишь Чернобогу - проклятия, полагая, что они более приятны его слуху.

На Руси у Чернобога было еще одно имя - Карачун. Его день отмечали 22 декабря (Стуженя), в день зимнего солнцестояния, когда день - самый короткий, а ночь - самая длинная в году. Кроме того, этот день, как правило, один из самых холодных. Считалось, что с заходом Солнца старое Коло завершает свой цикл и наступает безвременье. Из мира Нави в Явь приходят духи Тьмы, поэтому до наступления нового дня, т.е. до рождения нового Коляды, люди без крайней необходимости из жилищ не выходили.

Чернобог - могущественный бог в представлении славян. Сыну Рода, ему подчиняется само Время, он правит Навью - миром мертвых и забвения. Он приложил руку к созданию мира вместе с главным богом Родом и своим антагонистом - Белобогом. Людям он предстает в двух обличьях. Первая - худой длиннобородый старик с горбом, в руках у него кривая палка. Вторая - мужчина в черном наряде, но тоже худой. Общими в двух разных обликах являются усы из серебра.

Оружием бога Чернобога является меч, он с ним мастерски управляется, повергая своих врагов. Его магические способности позволяют божеству в мгновение ока менять его местоположение и оказываться в любой точке подземного мира. Несмотря на это бог предпочитает повсюду ездить верхом на пламенеющем жеребце.

У древних славян был очень развит культ Чернобога. До нас дошло множество капищ, вырубленных из темных каменных пород. Самого идола обычно изготавливали из дерева, а сверху обрабатывали железом. Исключение составляла только голова - на ней из металла были выполнены только усы. В качестве жертв ему приносили животных, причем убивали их на алтаре, чтобы непосредственно на него попадала кровь.

Славянский бог Чернобог имеет множество поразительных способностей. Например, он может управлять временем: ускорить его, замедлить и даже повернуть обратно. Причем его действие распространяется и на все окружающее, и на конкретных людей. Человеку, который подвергается его влиянию, кажется, что жизнь из него вытягивают, что она буквально в нем замирает. Еще одной особенностью Чернобога являются его потрясающие магические способности. Он может легко изменить окружающий мир, причем для его власти нет никаких ограничений.

К сфере ответственности Чернобога относится Навь - мертвый мир. Он в нем не только правитель, но и пленник. При всех своих невероятных способностях он не может преодолеть его границы. Не позволяет он это сделать и тем людям, чьи души оказались в Нави. Впрочем, его силы распространяются и далеко за пределы мира мертвых. В русских сказках он воплотился в Кощея, который отождествляет собой Навь в мире людей - Яви. Хотя в этом воплощении он немного слабее, чем в основном, но все же очень силен, так что влияние Чернобога распространяется сразу на два мира. Только Правь, где обитают главные славянские боги, ему неподвластна.

Сила темного бога была столь велика, что славяне составили даже особую руну Чернобога . Она обозначала все темные и злые силы, стремление к смерти и уничтожению, безумие и душевный холод. Роль антагониста Чернобога в славянском пантеоне выполняет Белобог, который символизирует добро, свет, душевное тепло. Впрочем, этих божеств нельзя назвать врагами. Они представляют собой совершенно противоположные взгляды на мир и жизнь, но при этом в открытую конфронтацию никогда не вступают. Это имеет важное символическое значение: каждый человек сам выбирает, как относиться к жизни, какие поступки совершать и какому божеству поклоняться. Поэтому существование двух противоположностей в виде символов Чернобога и Белобога - важнейший элемент, который обеспечивает энергетическое равновесие мира.