Ж. Трофимов, Ж. Миндубаев Илья Николаевич Ульянов. Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник илья николаевич ульянов

Илья Ульянов - отец Ленина

День рождения: 31.07.1831 года Место рождения: Астрахань , Россия

Дата смерти: 24.01.1886 года Место смерти: Симбирск , Россия

Гражданство: Россия

Деятель народного образования в России, педагог-демократ. Отец В. И. Ленина. Родился в мещанской семье. В 1854 окончил физико-математический факультет Казанского университета. В 50-60-е гг.- учитель математики и физики в Пензенском дворянском институте, затем в гимназии и женском училище в Нижнем Новгороде.

Работая в Пензе, вёл метеорологические наблюдения, на основании которых написал научные работы «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» и «О грозе и громоотводах». С 1869 инспектор, в 1874-86 директор народных училищ Симбирской губернии. В 1882 награжден орденом св. Владимира 3-й степени, что давало право на потомственное дворянство.

У. был широко образованным человеком; его педагогические воззрения формировались под влиянием революционно-демократических идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Имел большие организационно-педагогические способности, много сделал для разработки теории и практики начального образования. Был сторонником равного образования для всех: мальчиков и девочек, русских и нерусских, богатых и бедных (в 1871 открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию; создал первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар). Школа, по взглядам У., должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания.

У. проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором много мероприятий в области педагогического образования. Значительный интерес представляют педагогические статьи У. и его отчёты о народном образовании в Симбирской губернии. Оказал большое влияние на формирование характеров, убеждений своих детей, ставших революционерами. Просветительская работа У. объективно содействовала пробуждению политического сознания крестьян и их стремления к борьбе за своё освобождение. Имя И. Н. Ульянова присвоено Педагогическому институту в г. Ульяновске.

*****************************************

Илья́ Никола́евич Улья́нов (14 (26) июля 1831, Астрахань - 12 (24) января 1886,Симбирск) - государственный деятель, педагог, сторонник всеобщего равного для всех национальностей образования.

Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры -Александр Ульянов и Владимир Ульянов-Ленин.

Происхождение

При рождении Ильи Николаевича в церковной метрической книге было записано: «Девятнадцатого числа астраханск. мещ. Николая Василия Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илья ». Впоследствии он изменил свою фамилию с Ульянин на Ульянов. Когда родился Илья, его отцу Николаю Ульянину уже исполнилось 60 лет.

Биографические материалы о родителях В. И. Ленина много лет собирала Мариэтта Шагинян. Первое издание её хроники «Семья Ульяновых» вышло в свет в 1935 г. и вызвало резкое недовольство Сталина. 5 августа 1936 г. появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), принятое по инициативе Сталина, «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“ часть 1. „Семья Ульяновых“», в котором автора романа подвергли критике, а роман попал в индекс запрещенных книг.

Николай Васильевич Ульянин (1770-1838) - астраханский мещанин, работавшийпортным-ремесленником. По официальной версии - бывший крепостной крестьянин из села Андросово Сергачской округи (уезда) Нижегородской губернии.

Анна Алексеевна Смирнова (1800-1871) - дочь астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова - в 1823 году, в возрасте двадцати трёх лет выходит замуж за пятидесятитрехлетнего крестьянина Ново-Павловской слободы - Николая Васильевича Ульянина (1770-1838) или Ульянинова, с 1808 года приписанного к сословию мещан Астрахани. В браке Анна Алексеевна родила пятерых детей: трёх девочек и двух мальчиков. Последним ребенком в семье был Илья.

Мариэтта Шагинян пишет, что Анна Алексеевна Смирнова по отцовской линии происходила из рода крещёных калмыков.

Биография

Илья Ульянов рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 году со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).

Памятник И. Н. и М. А. Ульяновым в Пензе у здания бывшего Дворянского института

По окончании университета И. Н. Ульянов начал работать старшим учителем математики вПензенском дворянском институте с заведованием институтской метеорологической станцией. В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк.

В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.

В 1869 году И. Н. Ульянов получает назначение на должность инспектора народных училищСимбирской губернии, затем, в 1874 году - директора народных училищ Симбирской губернии.

Илья Ульянов умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни. Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска.

Хронология

  • 14 (26) июля 1831 г. - родился в семье портного.
  • 1850 г. - закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью.
  • 1854 г. - закончил физико-математический факультет Казанского университета со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).
  • 1855-1863 гг. - учитель математики в Пензенском дворянском институте.
  • 1863 г. - вступает в брак с Марией Александровной Бланк.
  • 1863 г. - переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода.
  • 1869 г. - получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии.
  • 1874 г. - директор народных училищ Симбирской губернии.

Инспектор и директор народных училищ

Инспекция народных училищ Симбирской губернии с директором И. Н. Ульяновым. 1881 год.

Инспекция народных училищ была учреждена в 1869 по инициативе министра народного просвещения царского правительства Д. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью народных школ и благонадёжностью учителей. Инспектора народных училищ осуществляли административно-контрольные функции надзора за земскими школами, приходскими, городскими и уездными училищами. В начале на губернию назначался один инспектор, с 1874 в каждой губернии число инспекторов народных училищ было увеличено до трёх с введением должности директора.

Из положения о начальных народных училищах, 1874 г.:

Ст. 20. Заведывание учебною частию всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населённостью оной и с числом имеющихся в ней училищ.

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.

Надо отметить, что начальные училища не входили в систему государственного образования и содержались за счёт бюджета земств, сельских общин и добровольных пожертвований и министерство народного просвещения выделяло на них недостаточные средства. Таким образом, уделом инспектора И. Н. Ульянова был контроль за создаваемыми местными бюджетами школами в плане правильной постановки учебного процесса. В целом это было немало: ходатайствовать перед земством об открытии новых школ, готовить и подбирать достойных учителей начальных школ, следить за хозяйственным состоянием школьных учреждений, способствовать развитию общественного мнения в пользу народного образования.

В 1869 году в Симбирской губернии числилось 462 народных училища с количеством учащихся свыше 10 тыс. человек, из них не более 90 соответствовали норме, остальные пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге.

К 1886 году благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз. Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек. И это при том, что качество образования стало соответствовать принятым нормам, школы получили грамотных учителей и приемлемые для учебного процесса и проживания учителей здания.

Выписка из формулярного списка

Формулярный список о службе директора народных училищ Симбирской губернии Действительного Статского Советника Ильи Ульянова. Составлен на 12-е января 1886 года. Из мещан.

По окончании курса в Императорском Казанском Университете с степенью кандидата в 1854 году г. Попечителем Казанского Учебного Округа назначен исправляющим должность старшего учителя математики в высших классах Пензенского дворянского Института с 7 мая 1855.

Указом Правительствующего сената 31 августа 1860 г. произведен в титулярные советники со старшинством с 11 ноября 1855.

Указом Правительствующего сената 20 февраля 1862 г., произведен в коллежские асессоры со старшинством с 11 ноября 1858.

Приказом Г. Попечителя Казанского Учебного Округа перемещен тем же званием в Нижегородскую гимназию 22 июня 1863.

Указом Правительствующего сената 12 июля 1863 г. за № 157 произведен в надворные советники со старшинством с 11 ноября 1862.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по удостоению Комитета Гг. Министров ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил пожаловать за отлично-усердную службу и особые труды орден Св. Анны З ст. 19 ноября 1865.

Указом Правительствующего сената от 4 июля 1867 г. за № 155 произведен за выслугою лет в коллежские советники со старшинством с 11 ноября 1866.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 6 сентября 1869 г за № 19 утвержден инспектором народных училищ Симбирской губернии с 1 сентября 1869.

Указом Правительствующего сената по департаменту Геральдий от 25 ноября 1871 г за № 5326 произведен за выслугу лет встатские советники со старшинством с 11 ноября 1870.

ВСЕМИЛОСТИВЕИШЕ награждён за отличную службу орденом Св. Станислава 2-й ст. 22 декабря 1872.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 17 августа 1874 г за № 16 назначен директором народных училищ Симбирской губернии 11 июля 1874.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отличную службу орденом Св. Анны 2-й ст. 25 декабря 1874.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отлично-усердную службу чином действительного статского советника 26 декабря 1877.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 15 декабря 1880 г. за № 15 оставлен на службе на один год по выслуге 25-летнего срока с 11 ноября 1880.

Предложением Г. Товарища Министра Народного Просвещения от 27 апреля 1881 г. за № 6126 назначена ему, за выслугу 25-ти лет, в пенсию полный оклад жалованья одну тысячу р., со дня выслуги 25-летнего срока, сверх содержания на службе с 11 ноября 1880.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 7 декабря 1881 г. за № 10 оставлен на службе на четыре года с 11 ноября 1881.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отлично-усердную службу орденом Св. Владимира З степени 1 января 1882.

Семья

В 1863 году тридцатидвухлетний И. Н. Ульянов вступает в брак с двадцативосьмилетней Марией Александровной Бланк.

У Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых родилось 8 детей, двое из которых умерли в младенчестве:

  • Анна (1864-1935).
  • Александр (1866-1887).
  • Ольга (1868-1869).
  • Владимир (1870-1924).
  • Ольга (1871-1891).
  • Николай (1873-1873).
  • Дмитрий (1874-1943).
  • Мария (1878-1937).

Память

Именем И. Н. Ульянова названы :

Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов

14 (26) июля 1831 г. в Астрахани в семье портного родился Илья Николаевич Ульянов, русский педагог, просветитель, директор народных училищ, действительный статский советник; отец Владимира Ленина .

Ульянов блестяще окончил Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, по окончании которого благодаря ходатайству известного русского математика Н. И. Лобачевского получил назначение в Пензу старшим преподавателем физики и математики. Молодому преподавателю также было поручено заведование пензенской метеорологической станцией.

Годы работы Ульянова в Пензенском дворянском институте прошли в напряжённом труде, став важной вехой в его биографии. Здесь на основе метеорологических опытов им были написаны две научные работы: «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» (1857) и «О грозе и громоотводах» (1861). В 1863 г. Ульянов вместе с супругой Марией Александровной переехал в Нижний Новгород, где продолжил работу учителем. Здесь он проявил себя как видный методист начальной и средней школы. Илья Николаевич составил программы по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии, которые строились с ориентацией на возрастные особенности учащихся и отражали последние достижения психологии и педагогики. В 1869 г. Ульянов был назначен инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

Ульянов был широко образованным человеком, имел большие организационно-педагогические способности, много работал над разработкой теории и практики начального образования. Его педагогические воззрения формировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Директор народных училищ губернии разделял взгляды передовых педагогов К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя. Он являлся сторонником равного образования для всех слоёв общества, всех национальностей и полов.

Особое внимание педагог уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар - проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья. В 1871 г. Ульянов открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию. Им были созданы первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар.

Большой заслугой Ульянова являлась его забота об улучшении материального положения и быта учителей. Его стараниями была учреждена учительская вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания.

По мнению Ульянова, качество обучения прямо обусловлено качеством уроков; а качество уроков зависит, прежде всего, от личности учителя. Он придавал большое значение воспитательному влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания Ульянов уделял и вопросам школьной дисциплины. Он также проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором различных мероприятий в области педагогического образования; выступал за применение психологических методов в педагогике.

«За отлично-усердную службу» Ульянов был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, а также получил потомственное дворянство.

24 (12) января 1886 г. Илья Николаевич Ульянов умер от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен в Симбирске (ныне - Ульяновск) на кладбище Покровского монастыря.

Лит.: Алпатов Н. И. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова. М., 1956; Анисенкова А. К., Балика Д. А. И. Н. Ульянов в Нижнем Новгороде. По документам Гос. архива Горьковской области. Горький, 1969; Жданов Б. Н. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова и воспитание детей в его семье: автореф. … к. пед. н. М., 1956; И. Н. Ульянов в воспоминаниях современников. М., 1989; И. Н. Ульянов в Пензе: Сб. документов и материалов. Саратов, 1981; И. Н. Ульянов и просвещение народов Поволжья и Приуралья. Казань, 1985; Карамышев А. Л. Педагогическая и культурно-просветительская деятельность И. Н. Ульянова и педагогов-ульяновцев в дореволюционной России: автореф. … д. пед. н. Л., 1981; Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. М., 1964; Кузнецов П. П., Лашко В. Т. И. Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск, 1981; Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. Чебоксары, 1958; Назарьев В. Н. Из уездных воспоминаний члена Сибирского уездного училищного совета. [Об Илье Николаевиче Ульянове]. Симбирск, 1894; Пермяков К. М. Мировоззрение И. Н. Ульянова. Ульяновск, 1995; Савин О., Трофимов Ж. И. Н. Ульянов в Пензе. Саратов, 1983; Сергеев Т. С. Детище педагога-демократа И. Н. Ульянова (К 100-летию Порецкой учительской семинарии). Чебоксары, 1972; Сергеев Т. С. Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья. Чебоксары, 1972; Трофимов Ж. А., Миндубаев Ж. Б. Илья Николаевич Ульянов. М., 1981; Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов. 1831-1886. М.; Л., 1931; Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова (1855-1925). Пенза, 1925.

Соч.: Избранное. Саратов, 1983; Начальное народное образование в Симбирской губернии с 1869 по 1879 г. // Журнал министерства народного просвещения. 1880 (май); Отчёт о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии. Симбирск, 1873.

Материалы предоставлены Пензенской областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова.

Отца Владимира Ильича Ульянова-Ленина можно смело назвать неординарной личностью. Благодаря завидным способностям, благородным устремлениям, честному труду и упорству Илья Николаевич достиг больших успехов, наград и званий. Он был добрым семьянином и настоящим профессионалом своего дела.

Отец Ленина дослужился до должности директора народных училищ Симбирской губернии, стал действительным статским советником, что давало ему право на дворянский титул, хотя по рождению он был астраханским мещанином. Впрочем, историки до сих пор спорят о происхождении Ильи Николаевича Ульянова. В его генеалогии, по разным версиям, есть калмыцкие и чувашские корни.

Поборник народного образования

14 (26 – по новому стилю) июля 1831 года в Астрахани в семье портного Николая Васильевича Ульянина и его супруги Анны Алексеевны родился сын Илья. Отец вскоре изменил окончание своей фамилии, и мальчика записали в документах Ульяновым.

Илья рос младшим ребёнком в семье. Брат Василий был старше его на 12 лет, сестры Мария и Федосья – на 10 и 8 лет соответственно.

Поскольку отец этого семейства умер через пять лет после рождения младшего сына, обязанности по воспитанию и образованию Ильи взял на себя его брат Василий, которому тогда было всего 17 лет.

Незаурядные способности мальчика к наукам проявились довольно рано. Из Астраханской гимназии Илья Ульянов был выпущен с серебряной медалью. В 1854 году после окончания Казанского университета он получил степень кандидата математических наук.

Молодой специалист начал работать учителем в Пензе. В возрасте 32 лет он женился на 28-летней Марии Александровне Бланк и перевелся в Нижегородскую мужскую гимназию на должность старшего учителя математики и физики. Этот 1863 год стал по-настоящему поворотным в его жизни.

Успехи Ильи Ульянова были замечены руководством, и уже через три года педагог получил должность чиновника – его назначили инспектором народных училищ Симбирской губернии (сейчас это Ульяновская область). А в 1874 году он получил пост уже директора народных училищ.

Илья Николаевич контролировал деятельность земских школ, приходских, городских и уездных училищ. В его обязанности входило открытие новых учебных заведений, подбор хороших педагогов, решение административно-хозяйственных вопросов, пропаганда всеобщего образования. Особо ратовал отец Ленина за равные права на обучение для всех детей, независимо от их национальности.

Благодаря усилиям Ильи Ульянова расходы местных бюджетов на образование с 1869 по 1886 год в Симбирской губернии возросли в 15(!) раз. В регионе за это время было построено более 150 новых школ, а количество учеников увеличилось с 10 до 20 тысяч. Повысилось и качество образования.

Звание действительного статского советника Илья Николаевич получил в 1877 году, а незадолго до смерти был награжден орденом Святого Станислава I степени. Умер Ульянов 12 (24) января 1886 года в Симбирске от кровоизлияния в мозг, прожив меньше 55 лет.

Супруга действительного статского советника Мария Александровна, по сведениям некоторых историков, по отцу была еврейкой, а по материнской линии имела немецко-шведские корни. В семье отца Ленина родились восемь детей, двое из которых умерли в младенческом возрасте.

Он был чувашем?

Некоторые историки полагают, что Николай Васильевич Ульянин – отец Ильи Николаевича – был чувашем по национальности. По архивным данным, Астраханский земский суд в 1798 году утвердил список крестьян, прибывших в Нижнее Поволжье. Там значится и Н.В. Ульянин, который ранее был крепостным помещика Степана Брехова из села Андросово Сергачского уезда Нижегородской губернии. Согласно документу земского суда, дед Ленина оставил родные места и перебрался в Астрахань в 1791 году.

В книге «Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства» российский историк Аким Арутюнов пишет, что район нижегородского села Андросово в те времена был населен чувашами. И представителей русской национальности среди крестьян практически не было.

Однако прямых доказательств чувашского происхождения Николая Васильевича Ульянина не сохранилось. Но то, что предки Ленина по отцовской линии были православными христианами, - установленный факт.

В конце XVIII века многие крепостные крестьяне бежали в Нижнее Поволжье от своих помещиков. А поскольку эти земли необходимо было заселять, власти не возвращали беглецов прежним хозяевам. Дедушка Ленина тоже подался в бега. На новом месте он стал работать портным, и в 1808 году получил официальный статус мещанина, что было подтверждено указом Астраханской казённой палаты.

Фамилия Ульянин, образованная от женского имени, свидетельствует о принадлежности к крестьянскому сословию. Такие фамилии часто давали детям дворовых девок, когда отец не мог, например, официально записать ребенка на себя. Поэтому Николай Васильевич предпочёл более приличествующую мещанскому сословию фамилию Ульянов.

Интересно, что в документах сохранилось описание внешности дедушки Ленина по отцовской линии. Астраханский земский суд в приказе от 1799 года указал, что рост Николая Васильевича составлял около 164 см, лицо было белым, глаза – карими, волосы, усы и борода - светло-русыми.

Калмыцкие корни

Главным источником сведений о калмыцких корнях Ленина является писательница Мариэтта Шагинян. Её книга «Семья Ульяновых», изданная в 1938 году, вызвала резкую критику со стороны партийного руководства. Коммунисты обвинили писательницу в искажении фактов, поскольку, по их мнению, любые утверждения о том, что в облике Владимира Ильича Ленина, являющегося гордостью русского народа, есть черты представителя монголоидной расы, имеют идеологически враждебное звучание.

Мариэтта Шагинян писала, что в Астраханском архиве она обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Анна Алексеевна (мать Ильи Ульянова) была крещёной калмычкой, её отец – астраханский мещанин Алексей Лукьянович Смирнов – крещёным калмыком, а мать русской (предположительно). Писательница сетовала на то, что сотрудницы архива не разрешили ей снять копию с этого документа. В качестве косвенного доказательства калмыцкого происхождения Ленина она указывала на его узкие карие глаза и азиатскую линию скул, доставшиеся вождю мировой революции от бабушки по отцовской линии.

Известно, что семья Смирновых была зажиточной и уважаемой в городе. Алексей Лукьянович занимал пост мещанского старосты Астрахани, имел солидный дом и множество слуг.

По одним данным, 23-летняя Анна Алексеевна Смирнова вышла замуж за 53-летнего Николая Васильевича Ульянина в 1923 году. Однако в Ревизской сказке (своеобразной переписи населения) за 1816 год они упомянуты уже как супруги. Там же указано, что их первенец Александр умер в возрасте четырёх месяцев от роду в 1812 году. Значит, родители Ильи Ульянова могли пожениться в 1811 году или в начале 1812 года, и на момент свадьбы Николаю Васильевичу было 43 года, а Анне Алексеевне - 24. Супруги жили вполне благополучно в двухэтажном доме в центре Астрахани. Сейчас в этом здании располагается Музей истории города. На первом этаже дома портной Николай Васильевич принимал клиентов, а на втором располагались жилые комнаты.

Что касается калмыцкого происхождения Ленина, то Астрахань, как известно, город многонациональный. Русские начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVI веке, а земли эти в те времена были населены в основном ногайцами и калмыками. Некоторые из них принимали христианство. Так что прадед Ленина мог быть и калмыком.

Отдельные исследователи утверждают, что Илья Николаевич потому и отстаивал равные права на обучение для детей всех народностей, что сам относил себя к представителям национальных меньшинств. Лично ему полученное образование помогло сделать карьеру, и он надеялся, что и другим оно поможет выйти в люди.

Ульянов Илья Николаевич (19(31).VII.1831 - 24(12).I.1886) - деятель народного образования в России, педагог-демократ. Отец В. И. Ленина. Родился в Астрахани в мещанской семье. В 1850 году окончил Астраханскую гимназию, в 1854 году - физико-математический факультет Казанского университета; получил ученую степень кандидата математических наук. В течение 14 лет был учителем математики и физики в Пензе, затем в Нижнем Новгороде. Работая в Пензенском дворянском институте, вел метеорологические наблюдения, на основании которых написал две науч. работы: "О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы" и "О грозе и громоотводах". В 1869 году назначен инспектором, а в 1874 году - директором народных училищ Симбирской губернии. В 1871 году получил чин статского советника, в 1877 году - действительного статского советника. В январе 1882 года награжден орденом св. Владимира 3-й степени, который давал право на потомственное дворянство. Ульянов был широко образованным человеком; его педагогические воззрения формировались под влиянием революционно-демократические идей Н. Г. Чернышевского и H.A. Добролюбова. Имел большие организационно-педагогические способности, много сделал в разработке теории и практики начального образования. Являлся инициатором и руководителем учительских съездов, организатором педагогического образования; проводил идею трудового обучения и воспитания. Его педагогические статьи и отчеты о народном образовании Симбирской губернии являются вкладом в педагогическую литературу. Оказал большое влияние на формирование характеров, убеждений своих детей, ставших революционерами. Умер в Симбирске от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Симбирске. Имя И. Н. Ульянова присвоено государственному педагогическому институту в г. Ульяновске.

М. Г. Бондарчук. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Ульянов Дмитрий Ильич (Герц, Андреевский) (1874-1943), советский партийный деятель, сын.

Елизарова (Ульянова) Анна Ильинична (1864-1935), старшая дочь.

Ульянова Мария Ильинична (Медведь); (1878-1937), дочь.

Литература:

В. И. Ленин. Биография, 5 изд., М., 1972; Материалы к биографии И. Н. Ульянова, "ИА", 1958, No 2; Алпатов Н. И., Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова, 2 изд., М., 1956; Иванский A., И. Н. Ульянов. По воспоминаниям современников и документам, М., 1963; Кондаков А. И., Директор народных училищ И. Н. Ульянов, 2 изд., М., 1964; Педагог и просветитель И. Н. Ульянов. Сб. ст., Саратов, 1965; Семья Ульяновых. Сб. ст., 3 изд., Саратов, 1966; Ульянова М. И., Отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов (1831 - 1886), М.-Л., 1931.

Ему очень хотелось эту школу видеть образцовой. Поэтому он сам начертил ее план, составил смету, нашел подрядчиков. Много пришлось хлопотать о деньгах, и в учебном округе, и в Курмышском уездном училищном совете. Все это заняло не один год. Лишь в мае 1873 года появилось в Ходарах просторное и удобное здание. Здесь же получил квартиру учитель. При постройке Илья Николаевич пытался предусмотреть все мелочи: форточки в окнах - проветривать классы; широкий коридор, в котором стояли бы вешалки для верхней одежды и где можно было бы ребятишкам во время переменки порезвиться, а то и гимнастикой заняться. Позаботился о том, чтобы была удобная мебель, шкафы для книг, учебные пособия. Впервые появились в глухой деревне карта России и глобус.

Илья Николаевич частенько наведывался в Ходары, интересовался успехами ребят. Был доволен: ученики бойко отвечали на русском и чувашском. Последнее обстоятельство особенно пришлось по душе родителям. Докладывая об этом попечителю учебного округа, инспектор подчеркнул: училище приобрело такое доверие крестьян, что они присылают своих детей сюда не только из Ходар, но и окрестных деревень. И снова и снова просил увеличить средства на отопление, освещение и страхование дома, на наем сторожа, на книги и учебные пособия, а также на обучение «чувашских мальчиков некоторым ремеслам и мастерствам, необходимым в их местности».

Вслед за Ходарами были открыты чувашские школы еще в нескольких селах губернии. В том числе и в деревне Кошки, на родине поборника народного просвещения чуваша Ивана Яковлевича Яковлева.

Встреча с этим человеком была для Ильи Николаевича, весьма разборчивого в знакомствах и связях, одной из тех, что перерастают в добрые отношения на долгие годы. Он еще только начинал службу инспектора народных училищ в 1869 году, когда впервые услышал о том, что один из гимназистов Симбирска, Иван Яковлев, пригласил к себе из деревни паренька и готовит его к поступлению в уездное училище. Илья Николаевич заинтересовался этим необычным случаем. Вскоре они встретились - руководитель народного образования в губернии и двадцатилетний гимназист, одержимый идеей просветить родной народ. Слух оказался правильным - за год до приезда Ульянова в Симбирск Иван Яковлев действительно вызвал сюда из родного Буинского уезда чувашского паренька Алексея Рекеева и на свой страх и риск (и на свои деньги) учил его, оговорив при этом, что после окончания уездного училища Рекеев поедет учительствовать в село. Это был первый ученик Яковлева.

Иван Яковлевич был человеком незаурядным. «Незаконнорожденный» сын вдовы-чувашки, росший в бедности, он волей случая был зачислен в сельское удельное училище, затем в Симбирское уездное. Страстно стремясь к знаниям, сумел поступить в гимназию, где увлеченно и усердно занимался.

Явно тяготея к педагогике, Яковлев внимательно и заинтересованно следил за дискуссиями об образовании «инородцев». У него была и своя точка зрения: он полагал, что чуваши, как и другие народности, должны учиться у великого русского народа, знать язык и культуру России, приобщиться к ее духовному богатству. Иван Яковлевич считал, что единение двух народов не отрицает, а, напротив, предполагает совершенствование чувашского алфавита, национальной письменности, школ на родном языке.

Илья Николаевич стал поддерживать Яковлева, помогать его ученикам. В 1870 году юноша окончил с золотой медалью гимназию и поступил в Казанский университет. Осенью он уехал из Симбирска. В городе остались четверо его подопечных. Теперь о них заботился Илья Николаевич. Старшего из них - Рекеева - он принял на педагогические курсы. Еще трое учились в уездном училище.

Для того чтобы ученики-чуваши могли платить за жилье, одеваться, питаться, приобретать учебные пособия, в городе был проведен сбор пожертвований. Собрали более 250 рублей. Вместе с Ульяновым в подписке приняли участие Ауновский, Белокрысенко и другие его знакомые. Буинское уездное земство также согласилось отпускать, начиная с 1871 года, по 60 рублей в год на каждого из членов «чувашской общины».

Дело, которое Иван Яковлев начинал в одиночку, с помощью Ильи Николаевича стало двигаться быстрее.

Учась в университете, Яковлев не забывал о Симбирске и своих воспитанниках, присылал им многочисленные письма и наставления, среди которых основным было: непременно советоваться обо всех делах с уважаемым инспектором. А дел этих набиралось достаточно. То забирают в армию Алексея Рекеева и надо его освобождать от солдатчины, то приходится подыскивать для учеников удобную квартиру, то организовать концерт в пользу «чувашской общины», то провести сбор средств по подписному листу.

И Илья Николаевич, и студент Яковлев писали письма в учебный округ: доказывали необходимость создания специальной чувашской школы в губернском центре. И добились своего: министерство просвещения разрешило с 1 января 1871 года ее открыть.

Но разрешение - это еще не реально существующая школа. Надо было составить смету расходов, получить деньги, подыскать учебные пособия. 15 ноября 1871 года состоялось открытие школы. И вплоть до лета 1875 года, до возвращения Яковлева из Казани после окончания университета, Илья Николаевич руководил этим учебным заведением.

Трудно переоценить роль инспектора народных училищ в становлении школы, в стенах которой не только готовились просветители и учителя чувашского народа, но возрождалась национальная культура. Школа стала для чувашей главным культурно-просветительским центром, давала своим воспитанникам разнообразные знания, приобщала к русской культуре, укрепляла дружбу народов. Уже в годы Советской власти А. В. Луначарский назовет ее «источником возрождения всей чувашской культуры».

Илья Николаевич до конца своих дней поддерживал эту школу, помогал ей. Он заботился о средствах на ее содержание, подыскивал и арендовал помещения, хлопотал перед учебным округом об улучшении условий жизни учеников, подбирал книги для библиотеки, организовал сапожную мастерскую, добивался, чтобы воспитанников лечили врачи земской губернской управы. Илья Николаевич был советчиком, защитником, руководителем чувашской школы, помогал Яковлеву выработать правильный - в духе идей К. Д. Ушинского - подход к образованию и воспитанию детей. Благодаря этому постоянному вниманию, этим многотрудным хлопотам и заботам школа выстояла и утвердилась.

И не только она одна. В официальном отчете в 1872 году инспектор народных училищ писал: «Инородческие начальные народные училища, содержимые на средства министерства народного просвещения, представляются наиболее организованными между прочими… Преподавание в этих училищах поручено учителям, более или менее подготовленным к делу и весьма усердным в выполнении своих обязанностей. Нравственные качества преподавателей не заставляют желать лучшего».

…Подходил к концу второй год инспекторства. Открыты чувашские школы в Ходарах, Кошках и Симбирске, татарская - в Петряксах, значительно больше стало учеников из мордвы. Крестьянство увеличило свои взносы на образование с 39,7 до 46,7 тысячи рублей. Карсунское, Симбирское и Буинское земства повысили жалованье лучшим учителям со 120 до 180–240 рублей. В Сызрани был проведен первый учительский съезд. Губернское земство стало выделять на содержание своих стипендиатов - слушателей педагогических курсов более трех тысяч рублей в год.

Сил положено было немало. Но Илья Николаевич не кривил душой, когда заявил со страниц губернской газеты, что успехи в деле народного образования «еще далеко не значительны» и что «предстоит еще много труда и материальных жертв для сравнительно большого развития молодого поколения».

И по-прежнему главной оставалась проблема учителей.

В иных школах занятия не проводились иногда по нескольку дней. А ведь учебный год был так короток!

Илья Николаевич грустно констатировал: из 226 учителей только 47 окончили курс в духовных семинариях и уездных училищах, 31 - в тех же сельских школах, где теперь сами учат, 41 получил домашнее образование, а остальные - недоучки и неудачники. Но и на этих, плохих, учителей вряд ли можно рассчитывать в будущем. Дело в том, что решением министерства с 1872 года для сельских учителей вводятся экзамены за весь курс уездного училища. Большинство наверняка их не выдержит и вынуждено будет оставить педагогическую службу.