Система школьного образования в Китае, или Что наша жизнь — экзамен. Обучение в китае

Несмотря на то что Китай является родиной знаменитых философов и великих изобретений, низкий уровень образования населения на протяжении многих веков являлся глобальной проблемой для страны, замедляющей темпы ее развития. До момента провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году, 80% населения было неграмотным, плоть до того что люди не умели читать и писать.

Перед новом правительством стала задача свести этот процент к минимуму, поэтому власти начали уделять большое внимание развитию системы образования в стране. Благодаря многочисленным реформам и повышению общего уровня жизни, к 2008 году процент неграмотного населения сократился до 3,58%, что свидетельствует об эффективной политике в данной сфере.

Система образования в Китае

Согласно конституции КНР каждый гражданин имеет право получить обязательное девятилетнее образование, так же ежегодно издаются законы, гарантирующие реализацию этого право среди слабозащищённых слоев населения таких как представители малочисленных народностей, дети, женщины и люди с ограниченными возможностями. Образование в Китае – это государственная система, находящаяся под управлением Министерства Образования КНР. Современная система образования в Китае состоит из 4 уровней: начальное, младшее (junior), среднее и высшее.

Начальное образование (Китайские школы)

Начальное образование в Китае является обязательным, учатся в школе 6 лет. Дети начинают ходить в школу в возрасте 6-7 лет. Обучение ведётся на общепринятом китайском диалекте Путунхуа, за исключением тех школ, в которых учатся дети из малочисленных народностей, в этом случае учителя говорят на местном наречии. Стандартный учебный год разделяется на два семестра, занятия длятся с сентября по июль, 5 дней в неделю. В список обязательных предметов входят:

  • Китайский язык,
  • Математика,
  • Обществознание,
  • Природа,
  • Идеологическое воспитание,
  • Физическая культура, музыка,
  • Рисование,
  • Труд.

Иностранный язык обычно идет элективным курсом. Для того чтобы завершить эту ступень, всем школьникам необходимо сдать экзамен по китайскому языку и математике.

Среднее образование

Младшее (подготовительное) среднее образование длится 3 года и на нем закачивается обязательное девятилетнее (6+3) обучение. На этом этапе к списку изучаемых предметов добавляется химия, физика, иностранный язык и политология. По окончании обучения нужно сдать нормы физической подготовки и получить удовлетворительные оценки по всем экзаменам.

Учащиеся, решившие получать среднее образование в Китае, могут продолжить общее академическое обучение в старших классах средней школы или пойти профессионально-техническое училище или колледже, получать необходимые навыки для будущей работы. На протяжении учебы в старших классах, школьники готовятся к сдаче заключительных государственных экзаменов, аналог ЕГЭ в России, по результатам которых они будут поступать в вузы.

Высшее образование

Получить высшее образование в Китае можно поступив в любое высшее учебное заведение, вне зависимости от их формы организации или специализации. Зачисление в вуз осуществляется на основании результатов государственного выпускного экзамена или дополнительных испытаний, проводимых отдельным вузом.

Учащиеся с выдающимися академическими достижениями, накопленными в средней школе, могут быть рекомендованы к поступлению местными властям без сдачи экзаменов. В последнее время набирают популярность частные вузы, которые принимают студентов на платное обучение без каких-либо вступительных экзаменов. Стоимость обучения в частных вузах значительно выше чем в государственных. В крупных городах стоимость года обучения может доходить до миллиона рублей.

Несмотря на то что только 9 классов являются обязательными, все школьники продолжают свое обучение и очень усердно готовятся к поступлению в вузы, так как высшее образование является необходимым требованием при дальнейшем трудоустройстве. Китая является густонаселенной страной, поэтому существует серьезная конкуренция среди абитуриентов, так как каждый понимает, что качественное образование – это залог успешного будущего.

О том, что Китай - перспективная страна с развитой экономикой, не знает только ленивый. Китай давно уже превратился из страны «третьего эшелона» в практически мировое чудо. И это при том, что до середины прошлого века 80 % населения Китая было неграмотным. Невысокий уровень образования до сих пор сохраняется в отдельных сельских районах, где определяющее значение имеют традиции. Однако за счет государственных программ по активному открытию школ проблема образования в Китае была все-таки по большей части решена.

Как гласит китайская поговорка, «найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика - стократ труднее».

На сегодняшний день более 90 % регионов в Китае входят в программу обязательного начального обучения, почти 100 % детей посещают школу, а число школьников с незаконченным образованием постоянно сокращается. Для граждан Китая образование бесплатное, а образовательные программы контролируются государством.

Система образования в Китае

Китайская система образования практически не отличается от российской. С 3 лет - детский сад, с 6 - начальная школа, потом средняя школа и вуз. Вместо вуза есть вариант поступить в профтехучилище. Туда принимают после полной средней школы, а также после неполной (с 15 лет, без старших классов). В вузах учатся 4-5 лет, в медицинском дольше - 7-8 лет.

Китайские школы

В школу дети начинают ходить с 6 лет, и перед поступлением в нее ребята проходят первое из многочисленных тестирований. Вся система школьного образования в Китае направлена на конкуренцию и достижение лучшего результата, поэтому нагрузки в китайских школах просто огромные. Каждый китайский ученик старается стать лучшим. Обычно занятия не ограничиваются школьными уроками, а продолжаются дома с репетиторами. Даже в начальной школе малыши занимаются с репетиторами по нескольким предметам.

Китайские школы славятся своей жесткой дисциплиной: за пропуск двенадцати уроков без уважительной причины ученикам грозит отчисление. После окончания 7 класса китайские ученики сдают экзамены - это своеобразная переходная ступень к среднему образованию и поступлению в университет. В случае, если ученик не сдает эти экзамены, он не допускается в высшую школу, и поступление в вуз и высокооплачиваемая работа для него отныне недостижимы.

Система единого государственного экзамена, которая была применена в России, позаимствована у китайских коллег.

Экзамен сдаётся одновременно по всей стране, и по его результатам в высшие учебные заведения принимаются выпускники с лучшими результатами. Каждый год растет число китайских выпускников, которые пытаются поступить (и в большинстве случаев успешно) в университеты Европы, США, России. Студент из Китая выгодно отличается на фоне своих однокурсников: он дисциплинирован, старателен, ответственен.

Школы в Китае бывают государственные и частные. Государственные ориентированы, в основном на граждан Китая, но в редких случаях принимают и иностранцев. Чтобы поступить в китайскую государственную школу, ученик должен сдать экзамены по математике, английскому и китайскому языкам, а его родители - заплатить около 5000 USD за семестр. Однако сразу эти экзамены редко кто сдает, поэтому для иностранных учащихся предусмотрены специальные курсы, которые готовят к учебе в китайской школе. Длится обучение, как правило год и стоит примерно 4200 USD в семестр. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Китайские частные школы более подготовлены к приему иностранцев. Многие предлагают обучение как на китайском, так и на английском языке. В частности, одна из лучших частных школ в Китае - это школа-пансион Beijing New Talent Academy и существующий при ней Cambridge International Centre, работающий по британской образовательной программе. Сдавать экзамены также нужно, но если вы претендуете на английскую программу, китайский сдавать не нужно, однако в школе учить его все равно придется. Обучение в этой школе стоит 12 000 USD в год при обучении на китайском и 20 000 USD в год - на английском.

Единственная русскоязычная школа в Китае находится в Инине. Уроки ведутся на китайском и русском языках (математика, языки, физкультура и музыка). Своего общежития в школе нет, так что принимаются только ученики из этого города.

Среднее специальное образование

После школы некоторые выпускники поступают в профтехучилища, где за 3-4 года получают практическую специальность. Как правило, ПТУ рассчитаны на обучение кадров в области медицины, правовых наук, сельского хозяйства. Есть и особые технические учебные заведения, в которых готовят будущих работников текстильной, фармацевтической, сталелитейной и топливной промышленности. Наименее престижным считается сельскохозяйственное профессиональное образование в Китае, поэтому там учатся не 4 года, а 3. Иностранные студенты в первый год изучают китайский язык, а оставшиеся 2 или 3 года учатся выбранной специальности.

Высшее образование в Китае

В Китае болеее ста вузов. Китайские университеты - это, как правило, городки, оснащенные всем необходимым для полноценной жизни и учебы. Все вузы в Китае государственные, поэтому и стоимость обучения в них сравнительно невелика - 3000-6000 USD в год, в зависимости от выбранного факультета. Для студентов из сельской местности даже такая сумма бывает не по карману, поэтому они вынуждены брать кредиты.

Выпускники, которые после завершения обучения уезжают работать в деревню, от выплаты кредита освобождаются, а вот те, кто мечтает о достатке и решает открыть свой бизнес, должны полностью выплатить долги.

В Китае есть технические, педагогические, лингвистические и другие высшие учебные заведения. Одни из них направлены на изучение местных диалектов, сельского хозяйства, археологии, в других студенты, которые готовятся стать политиками, отрабатывают навыки правильного произношения и грамотного письма, в третьих дополнительно изучается японский язык. Ведущими вузами Китая признаны Университет Цинхуа, Пекинский университет, Китайский народный университет, Пекинский университет языка и культуры, Пекинский педагогический университет, Шанхайский университет иностранных языков, Далянский университет иностранных языков, Китайский океанологический университет и другие.

Как поступить в китайский университет

В последние годы растет популярность Китая среди иностранных студентов, и образовательные туры в Китай становятся особенно востребованными. Учебный год в китайских вузах начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. Документы в университеты Китая оформляются в феврале-марте, однако до этого времени необходимо получить ответ из университета. Заявление о поступлении рекомендуется подавать в январе.

Для поступления в китайский университет требуется аттестат о среднем образовании и сертификат, подтверждающий знание языка. Однако знать китайский необязательно, так как можно поступить на англоязычную программу, а китайский учить в процессе. Сертификат, подтверждающий знание английского в данном случае, разумеется, потребуется. Большинство университетов не проводит никаких вступительных экзаменов, зачисление происходит по итогам среднего балла аттестата, однако тест на знание языка с большой вероятностью будет. Кстати, эти тесты довольно сложные, и сдать их без предварительной специальной подготовки вряд ли получится.

Иностранным студентам, как и всем иногородним, предоставляется общежитие. Но по умолчанию этого не происходит, и заявку нужно написать заранее.

Необходимые документы

  • заявление на поступление
  • оригинал и копии аттестата, включая перевод на английский/ китайский, заверенный нотариально
  • сертификат, подтверждающий знание английского языка (TOEFL или IELTS), в редких случаях требуется знание китайского
  • мотивационное эссе, рекомендательные письма
  • портфолио (для творческих специальностей)
  • подтверждение финансовой состоятельности

Подготовительные курсы

Китайские вузы ориентированы на иностранных абитуриентов, поэтому для них созданы специальные центры языковой подготовки. Государственных языков обучения два - английский и китайский, и подтянуть при необходимости можно оба. Но даже если ваша выбранная программа на английском языке, от китайского в этой стране никуда не деться, и учить его придется.

Как правило, для подготовки к поступлению достаточно 1-2 лет интенсивного обучения, потом студент допускается до освоения дисциплин по специальности.

Языковые школы

В Китае множество языковых школ, но самыми лучшими и престижными считаются три из них.

Mandarin House

Филиалы этой школы есть в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Все школы находятся в центре города, прекрасно оснащены технически, а занятия ведут лучшие преподаватели. Есть разнообразные курсы обучения: разговорный китайский, интенсив, молодежный летний лагерь, деловой китайский. Минимальный курс обучения - неделя (290 USD за разговорный китайский). Летом - дороже.

Хайнаньская языковая школа иностранных языков

Школа расположена в экологически чистом городке Хайкоу . Также предлагаются различные варианты обучения, без ограничения по возрасту и уровню подготовки. Плюсом является то, что школа ориентирована на русскоговорящих студентов: есть специальные пособия, а также русскоговорящий персонал. Месяц обучения стоит от 450 USD. 

Языковая школа «Омейда» в городе Яншо

Яншо находится на реке в окружении карстовых гор, вблизи знаменитых рисовых террас. Прогулки на велосипедах, по горам, сплав по реке на бамбуковых лодках, походы - тут в свободное время заскучать просто невозможно. Квалифицированные преподаватели и малые классы – до 5 студентов в группе – гарантируют максимальную эффективность занятий. Кроме того, бесплатная ежедневная практика с языковым партнером (китайским студентом из английского отделения) усиливает эффект от обучения в группе.

Цена на обучение очень разумная, пакет «Все включено» состоит из обучения + проживания + питания в школе. И стоит меньше, чем обучение и проживание в крупных городах Китая. Стоимость - от 215 USD в неделю. Еще один весомый плюс - гибкие старты, каждый понедельник.

Language School

Эта школа расположена в Яншо. Предлагает изучение не только китайского, но и английского языка. Минимальный курс - неделя. Для тех, кто задерживается надолго, оформляют визу. Стоимость обучения - от 900 USD в месяц.

Системы образования в разных странах

Все статьи об обучении за рубежом на «Тонкостях»

  • Мальта + английский

Лучшие университеты мира

  • Университеты Великобритании : Итонский , Кембриджский , Лондонский и другие
  • Университеты Германии : Берлинский им. Гумбольдта , Дюссельдорфская академия художеств и другие
  • Университеты Ирландии : Дублинский , Национальный университет в Голуэе , Лимерикский университет
  • Университеты Италии : Бо ,

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В середине прошлого столетия система была реформирована, так как образование было доступно только для 20% населения, остальные же оставались неграмотными. Результатом реформы стало получение возможности для всех детей ходить в школу, и не воспользовались ею по ряду причин родители лишь 1% детей.

Что же, давайте узнаем, как протекает процесс обучения в Поднебесной.

Ступени обучения

Как и у нас, обучение и воспитание детей начинается в Китае с посещения детского сада. Дети поступают туда в три года и завершают пребывание там в шесть лет. Детские сады бывают и государственные, и частные, развитие которых всемерно поощряется на государственном уровне.

Программа обоих видов дошкольных заведений, в основном, одинакова. Кратко отметим, что разница между ними в том, что в частных садах больше развивают эстетические и культурные навыки, в государственных же основной упор делается на подготовку к школе и развитие умения трудиться. Всего детских садов около ста пятидесяти тысяч. Большинство их них закрываются в шесть вечера, но есть и круглосуточные заведения.

Утро здесь начинается с того, что поднимают национальный флаг КНР. Таким образом китайцы с детства развивают у подрастающего поколения чувство патриотизма, так как невероятно гордятся своей страной. Каждая минутка в распорядке дня в детском саду расписана, ведь китайцы полагают, что если у тебя есть свободное время, то ты – бездельник.

С детства здесь тут прививаются определенные привычки, например, воспитатели строго следят, чтобы дети перед едой и после посещения туалета мыли руки. Их привлекают к уборке посуды после трапезы. Большое внимание уделяется развитию трудолюбия. Малыши выращивают на участке овощи, а из полученного урожая учатся самостоятельно готовить доступные блюда.

В целом, направление воспитания в садике таково, чтобы у ребёнка не возникло и мысли, что он в чём-то особенный. Условий для развития индивидуальности здесь не создаётся. Поведение малышей находится под неусыпным контролем, даже когда они играют. В этом заключаются и плюсы, и минусы образования.

Китайские семьи имеют чаще всего одного ребёнка, поэтому именно дома ему достаётся всё внимание и обожание взрослых, что, конечно, не может не сказаться на поведении.


Однако в целом, усилиями и семьи, и работников дошкольного образования, маленькие китайцы послушны и воспитаны. Дисциплина – вот необходимое условие для слаженного функционирования государства, и основы её закладываются у этого народа в юном возрасте.

Заметим, что китайцы относятся к детям с большой любовью. Пожелание бездетности считается здесь наивысшим оскорблением.

Затем следует начальная школа, перед которой нужно пройти тестирование. Здесь обучаются до двенадцати лет. Школьное образование для граждан Китая бесплатно в рамках обязательного девятилетнего.

Начальная школа предполагает пребывание в ней полный учебный день, и за день бывает шесть или семь уроков. В программе обучения множество предметов:

  • китайский язык,
  • этика,
  • трудовое обучение,
  • политическое образование,
  • химия,
  • география,
  • математика,
  • иностранный язык,
  • история,
  • музыка,
  • физика,
  • физвоспитание,
  • искусство,
  • биология и др.

Так как она чрезвычайно насыщенная, то до обеда в расписание ставят основные предметы, а после него – дополнительные. В процессе учёбы ребята конкурируют друг с другом за право считаться лучшим учеником. Распространена практика дополнительных занятий после уроков с репетитором, часто до позднего вечера и по нескольким предметам.


Дисциплина в школе также достаточно жёсткая. Стоит пропустить более десяти занятий без уважительной причины, и ребёнку грозит отчисление. Ученики выдерживают колоссальные нагрузки, но и способны добиваться отличных результатов во время учёбы и после неё.

Школьная программа находится под контролем государства. Учебный год длится с сентября до начала июля. Каникулы по продолжительности отличаются от таковых для россиян, особенно зимние.

Они длятся весь январь и захватывают несколько дней соседних с ним месяцев. Это связано с празднованием Чунь цзе – китайского Нового года. Но и на каникулах необходимо выполнять внушительное домашнее задание.

Завершив курс начального обучения, можно поступить без экзаменов в среднюю школу, относящуюся к жилищному микрорайону ученика. Здесь не принята кабинетная система, когда ученики в течение дня переходят из класса в класс. Напротив, за каждым классным коллективом закреплена своя аудитория.


Средняя школа бывает первой и второй ступени, которая платна. В школе первой ступени ребёнок учится ещё в течение трёх лет, после чего девятилетнее обязательное образование завершается. Те же дети, которые хотят учиться в институте или университете, должны сначала получить полное среднее образование в школе второй ступени.

Школы второй ступени бывают разной направленности: академической и профессионально-технической. Школы с академической направленностью готовят к поступлению в вузы, а с профессионально-технической – к работе в производственной сфере.

Обучение детей из других стран

Для иностранцев существуют некоторые ограничения.

Ребёнок-иностранец не может получать образование в средней школе, если его родители находятся не в КНР. Чтобы он смог учиться, нужно, чтобы над ним была оформлена опека или попечительство. Правом принимать иностранцев обладают только ряд передовых школ.

Опекуну (гражданину Китая или иностранцу) предписывается официально трудоустроиться в обязательном порядке в том же населённом пункте, где учится ребёнок. Если опекуном является тоже иностранец, у него должен быть вид на жительство в стране.

Он в письменном виде обязуется нести ответственность за поведение и успеваемость подопечного, и все возникающие вопросы администрация учебного заведения решает именно с опекуном.


Обучение на школьном международном отделении в таких школах платное и в крупных городах цена может доходить до пяти тысяч долларов за полугодие. Это связано с тем, что на приём каждого ученика нужно получать разрешение в Министерстве образования.

Как правило, иностранцы первый год учат китайский язык и подтверждают его знание на экзамене. Затем вводятся другие предметы, которые преподаются на английском, китайском, или на обоих языках.

Международные отделения обычных школ не следует смешивать с международными школами, которые тоже имеются в КНР. Они частные, и стоимость получения образования в них доходит до десяти тысяч долларов за полугодие.

Основной их контингент – это дети иностранцев, которые приехали поработать в КНР по контракту, так называемых экспатов. Преподавание в них ведётся на английском языке и полностью нацелено на продолжение образования на Западе.


Международный бакалавриат

В последнее время в мире широко распространилось введение стандарта международного бакалавриата – IB (International Baccalaureate), который с середины прошлого века с подачи швейцарских методистов позиционируется как универсальная программа обучения для школ.

Акцент в ней делается не только на получение академических знаний, но и на развитие необходимых в современном мире личностных качеств: умения анализировать, сравнивать, проводить исследовательскую работу, эксперименты, описание своей работы.

Эта программа одобрена во многих странах, и ведущие американские, канадские и европейские университеты принимают без экзаменов студентов с дипломами IB. В Китае в ряде школ, которые считаются лучшими в стране, эта программа преподаётся дополнительно наряду с предметами, включенными в китайский стандартный учебный план.

Обучение в школах IB ведётся преимущественно на английском языке, и стоит около шести тысяч долларов в семестр. Выборочно некоторые предметы читаются на китайском (например, родной язык и литература).


Вузы

Экзамены в конце полного школьного курса показывают, каковы шансы подростка на поступление в вуз. Конкуренция высока и составляет несколько сот человек на одно место. Вузы поделены на категории, и то, куда можно поступить, зависит от балла, который выпускник получил на школьном экзамене.

Вузовская программа не отличается по структуре от таковой в иностранных учебных заведениях и состоит из:

  • бакалавриата,
  • магистратуры,
  • докторантуры.

Будущие бакалавры учатся около пяти лет, магистры – до трёх, а в 26 лет студента уже можно стать доктором наук. Всего вузов в КНР около ста. Многие из них представляют собой академические городки со всей необходимой инфраструктурой.

Высшее образование может быть платное и бесплатное. Платное обучение обходится в несколько сот долларов в год, и многие студенты берут под него государственный кредит.

Государство поощряет специалистов, которые готовы занять востребованные им рабочие места, например, в сельском хозяйстве. В этом случае кредит возвращать не потребуется. Существует также система грантов для обучения определённым специальностям.

Среднее специальное образование

Есть в Китае и среднее специальное образование. Оно ставит целью подготовить технического специалиста, дать ему необходимые для его будущей профессии теоретические знания и навыки в практике. Общеобразовательным предметов в таком обучении гораздо меньше. К будущей профессии в сфере производства в школе начинают готовиться с 12 лет, сразу по получении начального образования.


Для этого существует профессиональная начальная школа, где учатся до 15 лет, затем средняя, где проходят подготовку до восемнадцатилетнего возраста, и, наконец, высшая профессиональная школа, окончив которую в 22 года, можно приступать к работе.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что к организации образования в Китае подходят фундаментально. Недаром китайские дипломы котируются более чем в шестидесяти станах мира.

Что ж, друзья, на этом мы прощаемся с вами! Делитесь полученной информацией с друзьями в социальных сетях, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые познавательные статьи себе на почту!

October 9th, 2017

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522

Школьное образование в Китае: учебный год начинается первого сентября. Что касается родителей в Китае, то некоторые аспекты подготовки ребенка к школе не такие уж и затратные. Это, в первую очередь, касается школьной формы. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника обычно состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно.

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них – это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка. Но, если в наших школах это письменные работы и собеседования, то в китайских – это тестирование. Будущий школьник должен отметить правильный ответ на поставленный вопрос из предложенных 3-4 вариантов. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Этот, своего рода, срез знаний позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет.

Китайские школы проводят единые государственные выпускные экзамены, которые одновременно являются и вступительными для поступления в ВУЗ. Как упоминалось ранее в статье о китайской образовательной системе, все высшие учебные заведения ранжируются по уровню престижности, и для поступления необходимо набрать определенное количество балов на школьных экзаменах. Заявление можно отсылать в несколько учебных заведений, у которых проходной бал ниже или соответствует тому числу балов, которое было набрано во время экзаменов.

Будет не лишним отметить, что ВУЗы и школы в Китае отличаются от наших учебных заведений большим уровнем нагрузки. Это связано с тем, что учащиеся должны выучить более чем несколько тысяч иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым, занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю.

У многих читателей может возникнуть ощущение, что выше сказанное относится к частным школам. Но сразу хочу уточнить, что такая образовательная система применяется в государственных школах.

Школы в Китае работают по принципу пятидневной рабочей недели. Но если в наших школах первоклассники учатся максимум до 13 часов, то их китайские «коллеги» находятся в учебном заведении до 16 дня. Из-за большой нагрузки учебный день разделен на две части. С 8 и до пол двенадцатого дети изучают основные предметы: китайский и иностранный языки, математику, которые в расписании каждый день. Потом, дети до 14 часов дня могут отдохнуть и пообедать, а затем продолжить учебу. Во второй половине дня ученики в китайских школах изучают второстепенные предметы: пение, труд, физкультуру и рисование.

Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель. Стоит упомянуть, что оценивание достижений детей во время учебы проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал и родители, при желании, могут контролировать успеваемость своих детей.

Большой плюс в китайской образовательной системе то, что учебный процесс тщательно контролируется правительством, и школы постоянно получают финансирование из казны на текущий ремонт зданий или обновление материально-технической базы.